Предупреждение ддтт в доу. Методические рекомендации "профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в доу"

Любовь Федосеева
Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения .

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду , может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге , - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Одним из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах .

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации , владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через : игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование , изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения , сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах , в транспорте.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, посёлка. Она реализуется путём решения нескольких задач :

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения . Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада . Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса : педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой : тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город» , «Наша улица» , на различных игровых полях, самостоятельное моделирование : составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т . д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели» , закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий. Воспитателю следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Работу следует вести систематически : не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах , о дорожно -транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т. д.) .

Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения. Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку : «Стой, дорога , то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения .

Сотрудничество с родителями не должно носить назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно -транспортное происшествие.

Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка и всех других участников дорожного движения . Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге .

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей .

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.

Безопасность наших детей зависит от нас. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!

Ирина Гаврилина
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду

Муниципальное дошкольное Учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Родничок»

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДЕТСКОМ САДУ

Воспитатель МДОУ д/с

Общеразвивающего вида №1

«Родничок»

Гаврилина Ирина Викторовна

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил дорожного движения, неправильное поведение на улице.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма это проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.

Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников движения.

Наиболее распространенные причины дорожно-транспортных происшествий:

Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом

Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия

Игра на проезжей части

Ходьба по проезжей части

Главная цель работы педагогов по профилактики детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. Данная цель формируется путем решения нескольких задач:

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного движения на улице

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов

Развитие у детей способности к передвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

Иметь представление об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома (катание на велосипеде и т. д.)

Ребенок должен знать следующие правила дорожного движения:

Переходить улицу только на зеленый свет светофора

Не играть на дороге или около проезжей части

Переходить улицу только по пешеходному переходу

При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо

Знать устройство проезжей части

Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей

Знать правила поведения в транспорте

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется не только педагогами, но и родителями, а также представителями социальных институтов.

Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, во время прогулок и т. д. Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ. Для каждой возрастной группы составляется разный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование (приложение 1). Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах (приложение 2). Наиболее успешным будет закрепление через игру. Мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников является игровая деятельность и игре педагоги ДОУ могут достичь наилучшего закрепления знаний правил дорожного движения. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей (приложение 3).

В работе с родителями педагоги ДОУ руководствуются следующими принципами: Целенаправленность, системность, отзывчивость, доброжелательность. Основные формы и методы работы с родителями по профилактике ДДТТ: анкетирование родителей, беседы с родителями, родительские собрания, советы родителям, совместные праздники, оформление ширм или папок-передвижек приложение 4).

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания мы должны получать с самого раннего детства, поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ необходима. Закладывая знания детям мы сами должны соблюдать правила дорожного движения, помня, что именно мы взрослые являемся примером для подражания!

Приложение 1

Примерный перечень занятий в группах по профилактике ДДТТ

группа Ознакомление с окружающим и развитие речи Изобразительная деятельность конструирование

Первая младшая Рассматривание игрушечного грузового автомобиля.

Рассматривание карты «Улица города».

Рисование «Зебра на дороге».

Лепка «Светофор».

Рисование»

«Светофор». «Дорожки».

«Вагончик».

«Машина».

Вторая младшая Рассматривание грузового автомобиля.

Рассматривание автобуса (картинка).

Сравнение автобуса и автомобиля (игрушки).

Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Машины».

Заучивание отрывка из стихотворения А. Северного «Светофор».

Рисование «Вагончики в метро»

«Светофор» «Колеса к вагончикам».

Аппликация «Светофор»

«Автобус».

Лепка «Светофор» «колеса большие и маленькие».

«Дорожки».

«Ворота широкие и узкие».

«Улица» (дома и дороги).

Средняя Рассматривание пассажирского и грузового транспорта.

Сравнение автобуса и троллейбуса.

Беседа с рассматриванием иллюстрации «На чем ездят люди».

Беседа, «Что я видел когда шел в детский сад».

Беседа «Какие бывают машины».

Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор».

Чтение рассказа И. Серебрякова «Улица где все спешат». Аппликация «Грузовая машина»

«Автобус».

Рисование «Грузовая машина»

«Машина на дороге». «Мост для транспорта».

«Трамвайчик».

«Автобус» (из бумаги).

Старшая Рассматривание картины «Улицы города».

Беседа с решением проблемных ситуаций «Школа пешеходных наук».

Рисование «Улица города»

«Регулируемый перекресток»

Дорожные знаки».

Аппликация

«На нашей улице»

«Какие бывают грузовые автомобили»

«Троллейбус». «Мосты для разного вида транспорта».

«Светофор» (из бумаги).

«Улицы города».

Подготовительная Рассказ воспитателя «Служебный транспорт».

Беседа по картинке «Машины на мосту».

Беседа «На чем люди ездили и ездят».

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

Правила дорожного движения (итоговое комплексное занятие). Рисование «Служебные машины»

«Автобус и троллейбус»

«Мы едем в автобусе по городу» «Нарисуй любой вид транспорта».

Аппликация «Транспорт» «вырежи и наклей любой вид транспорта»

«Автобус и троллейбус».

Коллективная работа «Улица на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация).

«Наша улица».

«Грузовые машины».

«Станции метро».

Приложение 2

Инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Отправляясь на экскурсию или прогулку, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся, по каким либо причинам дети в саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.

Группы детей разрешается водить только по тротуару. Нужно следить, что бы дети шли строго по двое, взявшись за руки. Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет спереди, другой сзади.

Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода.

Переходить улицу нужно не спеша, спокойным и ровным шагом.

Переходить улицу надо напрямик, а не наискось, потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.

Воспитателям надо брать с собой красный флажок и в случае если дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

Каждый воспитатель должен сам знать правила дорожного движения.

Приложение 3

Перечень примерных игр в группах по профилактике ДДТТ

Первая младшая группа

«Птицы и автомобили»

Дети – птички летают по залу, клюют зерна. По сигналу «Машина» выезжает автомобильчик, птички летят в гнездышко (на стульчики).

«Красный, желтый, зеленый»

Подбирается два сигнала (флажок, кубик, карточка) красного и зеленого цвета. Дети изображают автомобильчики. По сигналу зеленого цвета они едут, на красный сигнал – останавливаются. После освоения игры можно добавить сигнал желтого цвета, увидев который, дети «готовятся» к началу поездки или остановке.

Игра «Будь внимательным»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Вторая младшая группа

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра – аттракцион «Внимание, пешеход»

Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается фишка.

Игра «Лови - не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т. п. (в этом случае мяч надо ловить, или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

Средняя группа

Игра «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.

Игра «Кого назвали – тот и ловит»

Играющие располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы в колонне по одному, воспитатель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного - руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

Старшая группа

Игра «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего - регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны».

Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.

Игра «Светофор»

Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков, наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные - «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.

«Я грамотный пешеход»

Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

Подготовительная группа

Игра «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак.

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок -«водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Сдаем на права шофера»

В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки», на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые детям, поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса, другим соответственно шофера II и III класса.

Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.

Игра повторяется.

ШАГАЯ ОСТОРОЖНО

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Шагая осторожно,

За улицей следи

И только там, где можно,

Ее переходи!

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Шагая осторожно,

За улицей следи

И только там, где можно,

Ее переходи!

ПЕРЕХОДЫ

Пешеход, пешеход,

Помни ты про переход!

Глубокий подземный,

Как зебра, наземный.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет!

ЗНАКОМЫЕ ПОЛОСКИ

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведет

Пешеходный переход.

ЛЕВО-ПРАВО

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо:

Налево гляди,

И направо гляди,

И если машин не увидишь, -

КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ

Дорогу так перехожу:

Сначала влево погляжу

И, если нет машины,

Иду до середины.

Потом смотрю внимательно

Направо обязательно

И, если нет движения,

Шагаю без сомнения!

ПРАВИЛО МАЛЫША

Когда к дороге подхожу,

То маму за руку держу.

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда.

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Знает каждый гражданин,

Что в любое время года

Мостовая – для машин,

Тротуар – для пешехода!

Нельзя играть на мостовой!

Ведь ты рискуешь головой!

На мостовой – не играть, не кататься,

Если хотите здоровым остаться!

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети!

(Знак «Дети»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход»)

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан каждый школьник:

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле,

Не проедете никак.

(Въезд запрещен)

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге …

Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю.

Есть три сигнала у меня.

Как зовут меня друзья?

(Светофор)

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.

Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая

Путь-дорога есть другая.

(Тротуар.)

Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом:

Здесь ремонт идёт дороги –

Берегите свои ноги!

("Дорожные работы".)

Приложение 4

При выходе из дома:

Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед

Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли опасности

При движении по тротуару:

Придерживайтесь правой стороны тротуара

Не видите ребенка по краю тротуара. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части

Ребенок должен держаться за руку

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия

Разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и. д.) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару

При переходе проезжей части:

Переходите дорогу только по пешеходным переходам и перекресткам, иначе ребенок привыкнет переходить где придется

Идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен знать, что на красный и желтый свет переходить дорогу нельзя, даже если нет транспорта

Переходя на проезжую часть прекращайте разговоры. Ребенок должен усвоить, что разговоры излишне.

Не спешите и не бегите

Не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы

Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу

Не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне увидели друзей или родственников, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно

Не начинай переходить улицу, по которой редко ездит транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора

При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть, при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта

При посадке и высадке из общественного транспорта:

Выходите впереди ребенка

Подходите для посадки к двери только после полной остановки транспорта

Не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении

Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребенка. Стоящий автобус сокращает обзор в этой зоне

При ожидании общественного транспорта:

Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а прир их отсутствии на тротуаре или обочине

При поездке в общественном транспорте:

Приучите детей крепко держаться за поручни, что бы при торможении ребенок не получил травму от удара

Объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только, когда он стоит

Советы родителям

У вас на руках ребенок. Будьте осторожны: он закрывает Вам обзор улицы.

Вы везете ребенка на санках. Будьте осторожны: санки могут опрокинуться, а ребенок попасть на проезжую часть.

Вы везете ребенка в машине. Ребенка следует посадить сзади на специальное сиденье, предназначенное для перевозки детей.

Вы стоите на остановке в ожидании автобуса. Не приближайтесь к автобусу до полной его остановки. Ребенок может оступиться и попасть под колеса.

Вы входите с ребенком в автобус. Первым в салон входит ребенок, затем взрослый, так как оставлять детей без присмотра нельзя даже на секунду.

Вы выходите из автобуса. Первым выходит взрослый, затем ребенок, так как он может оступиться и упасть со ступенек либо выбежать на дорогу.

Вы переходите с ребенком проезжую часть где нет светофора. Переходите улицу по специальной дорожке для пешеходов, крепко держа ребенка за руку.

Вы обходите с ребенком стоящую машину. Лучше отойти от нее подальше, так как машина закрывает обзор и ребенок думает, что опасность ему не угрожает.

Консультация для родителей детского сада по ПДД

Консультация для родителей "Безопасность детей - забота родителей" в ДОУ

Автор: Кузнецова Анастасия Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №95" "Семицветик"г.Иваново,Ивановская область

Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям.
Цель: оказание консультационной помощи родителям по предотвращению дорожно-транспортного травматизма детей.
Задачи:
1.Формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения;
2.Пропаганда основ безопасности поведения на дороге, изучение ПДД;
3.Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей, привлекать родителей к совместной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Профилактика ДТП - важная и актуальная тема. В учебных заведениях (школах, детских садах и др.) данному вопросу уделяется большое внимание.
В целях повышения родительской компетентности и ответственности в вопросах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма предлагаю свою разработку материала, используемую в средней группе МБДОУ.
1. В приёмной группы в Уголке безопасности для ознакомления родителями были представлены следующие материалы:
- Профилактика ДТП с детьми во дворах и тротуарах;


- Как обезопасить ребёнка в начале учебного года.


2. 2. Были разработаны:
- Схема безопасного маршрута детей от дома до ДОУ;


- План-схема района расположения ДОУ, пути движения транспортных средств и воспитанников;


- маршруты движения организованных групп детей от ОУ к музеям, ДД и ЮТ, ЦКиО;


- схема организации дорожного движения в непосредственной близости от ОУ с размещением соответствующих технических средств, маршруты движения обучающихся и расположение парковочных мест.


3. На родительском собрании было проведено анкетирование, целью которого было выявление уровня знаний правил дорожного движения.


4. Участвуя в акции "Школа юного пешехода" родителям были розданы листовки-памятки по профилактике детского дорожного травматизма.



5. Многие дорожно-транспортные происшествия происходят в тёмное время суток, поэтому стоит позаботиться о собственной безопасности и безопасности своего ребёнка и приобрести фликеры. Фликеры - это светоотражающие элементы. которые видны автомобилисту с расстояния до 400 метров. Существуют разные виды фликеров:
- браслеты;

Ленты, которые пришиваются на одежду;


- навески и браслеты.


Была рада поделиться своими разработками по профилактике ДТП. Будьте здоровы и берегите своих близких!

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Общие представления:

  1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
  2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,
  2. не играть на дороге или около проезжей части,
  3. переходить улицу только по пешеходному переходу,
  4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
  5. знать устройство проезжей части,
  6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
  7. знать правила поведения в транспорте,
  8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны.

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

  • Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
  • Игры на проезжей части
  • Невнимание к сигналам регулирования движением
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта
  • Незнание правил перехода перекрёстка
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара
  • Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
  • Езда на роликах и самокатах по проезжей части
  • Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Памятка для родителей - водителей и пассажиров

  • Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,
  • Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
  • Как водитель или пассажир вы - пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.
  • Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози.

Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает "бамперный перелом" - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

  1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
  2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.
  3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.
  4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,
  5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,
  8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.

У ребенка другие особенности слуха и зрения.

Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится.

Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

МАДОУ ДСКВ №38 "Домовёнок", г. Нижневартовск

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

СКАЧАТЬ (полный материал)

Донцова З.О., воспитатель

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения:

· Ребёнок - пешеход

· Ребёнок - пассажир

· Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице - оказание помощи - инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап - это диагностика - уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки . Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения

на улице у дошкольников.

I направление - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

II направление - через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Варианты построения работы по обеспечению

безопасности жизни с дошкольниками:

С детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно:

1. Избирательный подход к отбору тематики по ОБЖ по принципу от простого к сложному: для детей младшего возраста - одни; для детей среднего возраста - другие; для детей старшего возраста - третьи.

2. Одинаковая тематика по ОБЖ используется для работы в разных группах.

В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами

безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

Подвижные игры;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Игры-драматизации и театрализованные игры;

Игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность.

Занятия.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

Рассматривание картин и иллюстраций;

Составление описательных рассказов по картине;

Составление рассказов из личного опыта;

Разучивание стихотворений

Разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

Решение проблемных задач и ситуаций

Слушание аудиозаписей песенок, сказок

Просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

· «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

· «Почему нельзя играть на тротуаре?»

· «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

· «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

· «Для кого предназначены дорожные знаки?»

· «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:

Охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.

Фоторепортажи;

Праздники, викторины, спектакли;

Выпускаются сигнальные листовки, газеты;

Оформляются фотостенды.

3. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

· выразительное, эмоциональное чтение произведения;

· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

· беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

· разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

Конкурсы рисунков;

Выставки моделей, макетов;

Изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

Вечера загадок;

Викторины;

Конкурсы стихов и рассказов;

Развлечения, праздники;

Спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

  • « Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
  • « Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
  • « Викторина «Жители страны «Дорожная»,
  • « Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
  • « Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

· Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

· Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

· Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

· Не играть на дороге или около проезжей части.

· Переходить улицу только по пешеходному переходу.

· При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

· Знать устройство проезжей части.

· Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

· Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

· Не стоять у дверей.

· Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

· Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

· Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

· Не ходить никуда без разрешения взрослых.

· Играть только на детской площадке.

· Не играть близко от проезжей части дороги.

· Не кататься по проезжей части дороги.

В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

1. Системность.

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы.

2. Учет местных условий.

Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте.

3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Большое внимание должно уделяться вопросам повышения квалификации педагогов по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете должна быть создана соответствующая материально-техническая база; для педагогов и совместно проводятся различные методические мероприятия:

1. Оформляются папки-передвижки об обязанностях пешехода и пассажира.

2. Проводятся семинары, практикумы, круглые столы.

3. Организуется консалтинг для педагогов с приглашением специалистов ГИБДД, медиков, психологов.

4. Проводятся мультимедийные презентации из опыта работы ДОУ города.

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице.

Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.

Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Педагог должен использовать в работе по данному направлению все возможности предметно - развивающей среды учреждения и группы, участвуя в её преобразовании.

При этом он должен учитывать, что дети младшего возраста, в основном, манипулируют с предметами окружающей среды, а игры детей старшего возраста направлены на моделирование мира через алгоритм сюжетных событий.

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста

знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

Выработка плана совместных действий;

Пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

Повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;

Активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

Ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;

Информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;

Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

Приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

Ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;

Изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;

Привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;

Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.