Правила поведения детей за столом. Нескучный детский этикет: как вести себя за столом

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

«Застольный» этикет для подростков

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

В чём заключается польза столового этикета?

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

Никогда не спеши первым занять место за столом.

Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

Не следует ударяться в другую крайность - поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти­рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую - рядом с салфеткой.

Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно - можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек - отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

Птицу - утку, гуся, курицу, индейку - бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

Рыбные косточки вынимаются вилкою или руками.

Гарнир - картофель, макароны, овощи - набирай на вилку, помогая при этом ножом.

Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Правила поведения и этикета за столом для маленьких детей

Общепринятый этикет за столом для детей объясняют, как только они сами берут в руки ложку. Знание правил хорошего поведения также необходимы детям, как элементарные сведения об окружающем мире.

Это важно не только для того, чтобы малыш хорошо вел себя за столом в детском саду и в гостях у друзей. Хорошие манеры со временем становятся полезной привычкой, которая формирует характер. Если хотите вырастить культурного ребенка, объясните ему правила поведения за столом в доброжелательной доступной манере. В возрасте одного года малыш способен понять основные требования, сложные правила этикета за столом ему еще не нужны.

Правила поведения детей за столом, которые вы будете им рассказывать не должны быть только теорией. На вашем личном примере во время семейного принятия пищи малыши должны видеть, что вы ведете себя так, как говорите.

Если вы учите благодарить за еду, а сами этого не делаете, не ждите, что дети вас превзойдут. Обучение малышей строится на их желании подражать взрослым, поэтому ваше поведение за столом скажет им намного больше, чем все ваши слова.

Для обучения правилам поведения за столом для детей есть много интересных игр и мультфильмов. Используйте эту возможность. Не забывайте, что малыши познают мир во время игры.

Основные требования к детям

  • Правильная поза за столом. В первую очередь необходимо обращать внимание на то, как малыш сидит за столом. На стуле приучайте его сидеть прямо, облокачиваясь на спинку. Локти нужно убирать со стола. Малыш не должен находиться вплотную к столу или слишком далеко от него, чтобы ему было удобно есть.
  • Уважительное отношение к еде. Малыш должен уважительно относиться к пище, независимо от того нравится она ему или нет, не разбрасывать ее и не играться. Есть аккуратно, стараясь не проливать суп и компот на пол и на стол. Не бросать хлеб и кашу на пол.
    • Чистота и аккуратность. Годовалому малышу трудно остаться чистым при самостоятельной работе ложкой. Нужно приучать его к аккуратности, завязывая перед едой слюнявчик. Лучше купить в магазине большой, непромокаемый слюнявчик, который удобно мыть в теплой мыльной воде и сушить после каждого приема пищи.
    • Правильно держать ложку. Нужно показывать ребеночку, как правильно держать ложку. Даже если у него не сразу получится, он будет знать, к чему стремиться. В скором времени (годам к двум) каша и суп будут съедаться быстрее, а слюнявчик уже не понадобится.
    • Тишина во время еды. Хотя взрослые любят беседовать во время общих застолий, малыш должен научиться, что во время еды отвлекаться нельзя. Никаких разговоров, чихания, икания, срыгивания, чавканья и других посторонних звуков. Громкий смех и разговоры тоже неуместны. Пусть малыш покушает, а потом рассказывает все, что душе угодно.
    • Нужно научить пользоваться салфеткой после еды. Ставьте на детский стол стаканчик с парой салфеток, и покажите, как вытирать после еды рот и руки. Ребенку это очень понравится. Только не нужно жертвовать ради хороших манер пачкой салфеток во время каждого обеда.
    • Полезные привычки

      Научите малыша, что перед едой обязательно нужно мыть руки. Вместе с мамой ребеночек моет ручки, и только потом садится за стол. Если с детства вы не выработаете эту привычку, потратите много сил и времени на лечение разных болезней. В два года, когда малыш уже может мыть руки самостоятельно, ему можно помогать и напоминать. Но формировать эту привычку в пять лет, ругая ребенка за забывчивость уже трудновато.

      Полезной привычкой будет благодарить за еду маму или бабушку, которая ее приготовила. Даже если еда не очень понравилась, ребенок должен быть вежливым и проявлять уважение к близким людям, которые о нем заботятся. На семейном совете можно обсуждать меню и давать право голоса детям в выборе любимых ими блюд.

      Очень полезно научить малыша не привлекать к себе всеобщее внимание за столом. Любому человеку приятно внимание, но нужно научить ребенка скромности, чтобы его поведение в будущем было приятно людям, с которыми он будет общаться и есть вместе. К скромности относится также привычка не выбирать самый лучший кусок на общем блюде.

      Послесловие

      Если у ребенка нет аппетита, не заставляйте его есть. Никаких сказок, мультиков и спектаклей в семейном исполнении во время еды, чтобы чадо съело лишнюю ложечку полезнейшей каши, устраивать нельзя. О какой культуре поведения может идти речь, если мама готова на все, лишь бы ребенок покушал?

      Самым большим врагом в воспитании является крик и упреки. Если малыш допустил грубую ошибку, поговорите с ним на прогулке или перед сном. Спросите, почему он себя так вел. Разные провокации со стороны ребенка можно пресечь просто, попросив его встать из-за стола. Он легко перенесет это когда на столе стоит суп или каша, но лишившись вкусного десерта, будет вести себя разумнее. Идите первыми на контакт и проводите обучение культуре поведения в доброжелательной и дружеской манере. Для вас будет большим приобретением не только культурные манеры, но и дружба вашего ребенка.

      razvitie-vospitanie.ru

      Правила поведения детей за столом

      Правила поведения детей за столом

      Являясь родителями, вы прекрасно знаете, что самые неприятные вещи дети делают в неподходящие моменты. Особенно нас раздражают разные шалости за обеденным столом. Как правило, такие поступки чаще всего пресекаются родительским криком или наказанием, но мало кто из взрослых удосуживается объяснить детям правила поведения за столом или научить их хорошим манерам.

      Начинайте обучение в раннем возрасте

      Приучение к дисциплине, хорошим манерам и основам этикета во время еды можно начинать в самом раннем возрасте. Обеденный стол будет свидетелем многих важных событий в жизни вашего ребёнка. Когда-то впервые ваш малыш встретится за обедом с родителями своей избранницы, пойдёт на деловой ужин с потенциальным работодателем или на корпоративной вечеринке будет сидеть за столом рядом с руководителями фирмы. Хотя, на самом деле, повод не важен. Хорошие манеры, в любом случае, принесут малышу только пользу.

      Правила поведения за столом для детей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство малышей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

      Правила поведения за столом или чего нельзя делать ребёнку за столом:

  1. Начинать есть, пока не обслужены все присутствующие за столом, и вставать из-за стола до того, как все поели.
  2. Облизывать нож! Острые предметы никогда нельзя держать во рту.
  3. Балансировать на задних ножках стула.
  4. Говорить с набитым ртом.
  5. Жевать с открытым ртом и громко чавкать.
  6. Ставить локти на стол.
  7. Перебивать других во время беседы за столом, грубо разговаривать или сплетничать, смотреть телевизор.
  8. Направлять столовые приборы на рядом сидящих людей.
  9. Забирать последний кусок, не предложив его другим.
  10. Откусывать такие куски пищи, которые невозможно пережевать.
  11. Правила поведения за столом, которые вы должны объяснить своему ребёнку:

  12. Сев за стол, нужно простелить салфетку на колени. Если кто-то случайно взял вашу салфетку, не нужно кричать во всё горло: «Кто взял мою салфетку?». Тихонько спросите об этом окружающих. Многие родители не знают, как лучше распорядиться салфеткой: заправить её за воротник, чтобы уберечь верхнюю часть одежды малыша, или простелить на колени и обезопасить низ. Специалисты по этикету советуют заправлять салфетку за воротник ребенка, если ему меньше 5-ти лет.
  13. Посадка за столом должна быть ровной: прямая спина, опёртая на спинку стула, подошвы расположены параллельно полу.
  14. Если необходимо, стеклянные стаканы и ёмкости с напитками можно держать двумя руками. Маленькими ручками тяжело захватить широкую посуду, поэтому стоит использовать две руки для предотвращения её опрокидывания.
  15. Если за столом по кругу передаётся корзинка с хлебом или другие продукты, то делается это слева направо. Если вас просят передать какое-то блюдо, которое находится к вам ближе всего, возьмите его левой рукой и сначала предложите человеку, сидящему слева от вас, а уже потом, переложив его в правую руку, передавайте направо.
  16. Когда вам хочется чихнуть или кашлянуть, нужно отвернуть лицо от стола в сторону к плечу и прикрыть рот рукой или салфеткой (лучше салфеткой).
  17. Всегда вытирайте рот салфеткой, прежде чем сделать глоток из стакана или бокала. Жирные губы оставляют неприятный и неаппетитный след на стекле.
  18. Если вам нужно воспользоваться туалетом или умывальником, просто извинитесь и выйдите из-за стола. Когда у вас в доме присутствуют гости, не нужно уведомлять всех о том, куда вы идёте и с какой целью.
  19. Выходить из-за стола нужно справой стороны от стула.
  20. Правила поведения за столом. Напитки

    Малыши любят отстаивать свою независимость и являются большими сторонниками самостоятельности, копируя поведение взрослых. Но когда дело доходит до напитков, появляются новые правила поведения за столом для детей, которые следует соблюдать:

  21. Во-первых, ребёнок не должен тянуться за напитком через весь стол. Ему следует вежливо попросить об этом кого-то другого, при этом, не забывая говорить слова «пожалуйста» и «спасибо».
  22. Если кувшин, чашка или другая ёмкость слишком тяжелая или неудобная для малыша, нужно использовать две руки для того, чтобы её перенести или сделать глоток. Одна рука должна держать ёмкость за ручку, а вторая - поддерживать противоположную сторону сосуда.
  23. Напомните ребёнку, что для того, чтобы налить напиток, он может обратиться за помощью к взрослым, и такая просьба не будет считаться зазорной.
  24. Причмокивание и громкое глотание неприятно и неаппетитно для окружающих. Объясните малышу, что пить нужно спокойно и медленно. А перед тем, как сделать глоток жидкости, следует прожевать, проглотить всю пищу и вытереть рот салфеткой. Исключения могут быть в тех случаях, когда дети по незнанию кладут в рот что-то острое или горячее.
  25. Когда ребёнок становится старше и уже мастерски владеет искусством разлива, он может предложить свою помощь людям, сидящим слева и справа от него. Разлив напитков можно даже включить в застольные обязанности малыша.

Надеемся, наши советы помогут вашему малышу овладеть хорошими манерами и основам этикета во время еды.

gym1534uz.mskobr.ru

Нескучный детский этикет: как вести себя за столом

Поведение за столом – это первые уроки этикета для ребенка и начинать их можно очень рано, как только ребенок начнет «появляться» за общим столом. Годовалые малыши с удовольствием берут в руки ложку, еще не понимая, зачем. Ведь брать еду руками и отправлять ее в рот, облизывая пальцы, размазывать по тарелке и столу очень интересно и забавно. Ваша задача – убедить малыша, что принимать пищу при помощи столовых приборов гораздо интереснее, удобнее, чище и красивее.

Здесь вашими помощниками в приучении ребенка к самостоятельности и культуре поведения станут удобный столик, детский набор посуды, детские столовые приборы. Вручите малышу загадочную ложку. Конечно, поначалу он ею много не съест и вам придется попутно его кормить со своей ложки. Но он получит первые необходимые навыки.

После этого – постигайте основы столового этикета. Все правила поведения за столом делятся на две большие части: что нужно делать и чего делать нельзя.

Нужно:
Перед едой тщательно вымыть руки;
Кушать за обеденным столом;
Кушать не спеша;
Жевать с закрытым ртом;
Быть аккуратным и внимательным за столом;
Класть на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть;
Пользоваться салфеткой во время еды;
Сидеть на стуле прямо, кушать над тарелкой;
Убрать за собой посуду или предложить свою помощь;
Поблагодарить за обед волшебным словом «Спасибо!».

Нельзя:
Разговаривать во время еды, не прожевав (можно подавиться);
Бросаться едой, размазывать еду по тарелке, играть едой;
Откусывать большие куски и набивать полный рот едой;
Класть на стол локти;
Кричать, размахивать руками, качаться на стуле, баловаться;
Брать чужие приборы и еду с чужих тарелок;
Кушать перед телевизором, компьютером, планшетом и т.д.;
Чавкать, вытирать рот руками, рукавом или скатертью.

И помните, ваш пример – самый лучший способ вырастить воспитанного ребенка.

Нескучный детский этикет: учимся хорошим манерам

Идеальных мам не существует или почему французские родители не сдаются

5 секретов эффективной мамы

ТОП-10 советов родителям, которых сводят с ума их дети

«После трех уже поздно»: в каком возрасте следует активно развивать ребенка

Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 0 до 7 лет

Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Воспитательный процесс и вхождение детей в социум многогранны и подразумевают множество нюансов, о которых стоит помнить родителям. Например, правила этикета за столом являются важной составляющей социализации ребёнка.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.
  • Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

    Стоит ли торопиться?

    Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

    Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

    Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

    Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

    Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

    Когда начинать уроки этикета?

    Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

    Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

    Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

    Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

    Этикет для дошкольников

    Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

    Правила этикета для детей от 5 до 10 лет

    Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

    Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».
  • «Застольный» этикет для подростков

    Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

    Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

    К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

    Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

    Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

    На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

    Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

    В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

    Никогда не спеши первым занять место за столом.

    Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

    Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

    Не следует ударяться в другую крайность — поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

    Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

    Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

    Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти-рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую — рядом с салфеткой.

    Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

    Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно — можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку — в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

    Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

    За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

    Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек — отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

    Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

    Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

    Птицу — утку, гуся, курицу, индейку — бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

    Рыбные косточки вынимаются вилкою или руками.

    Гарнир — картофель, макароны, овощи — набирай на вилку, помогая при этом ножом.

    Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

    Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

    Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

    После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

    За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

    Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

    Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

    Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

    Общее правило: воспитанный, культурный человек, сидя за столом, всегда старается не досаждать сидящим рядом с ним, а проявляет по отношению к ним внимание и предупредительность.

    Сиди на стуле красиво и свободно. Не подтягивай под себя ноги, не обхватывай ими ножки стола, не болтай ногами.

    Не сиди на краешке стула, не раскачивайся на нем, не сиди вразвалку, не клади руки на спинки соседних стульев.

    Не наклоняйся низко над тарелкой. Не ставь локти на стол — иначе сидящие рядом подумают, что ты боишься за свою котлету. Не набрасывайся на еду, даже если ты голоден, старайся не показывать этого. Есть с аппетитом не значит есть с жадностью.

    Из общего блюда не выбирай лучший кусок, а бери тот, который ближе.

    Бери из общего блюда столько, чтобы после этого и другим осталось.

    В гостях ешь то, чем угощают. Не капризничай и не ставь условий — «буду-не буду!». Все, что положил себе на тарелку, придется съесть. Поэтому лучше бери понемногу, особенно незнакомые блюда. Если что-то тебе не понравилось, не следует извещать всех об этом и демонстративно выплевывать пищу. Запомни правило: кусочек, который находится во рту, должен быть съеден.

    Откусывай небольшими кусочками и в рот бери маленькими порциями.

    Неприлично следить за тем, кто, как и сколько ест.

    Считается неприличным вылизывать или вымарывать тарелку после съеденного блюда кусочком хлеба (даже если там остался вкуснейший соус).

    При доедании можно наклонить суповую тарелку или десертную чашку, но только от себя, а не к себе.

    Положив еду на тарелку, не надо все это смешивать и разминать, превращая в бесформенную кучу.

    Если ты случайно взял в рот слишком горячую еду, не надо ее выплевывать. Запей ее глотком воды или какого-либо другого напитка, стоящего на столе, и затем проглоти. Это единственное исключение из правила, что с полным ртом не пьют.

    Если в рот попала маленькая косточка (например, от Рыбы), ее нельзя выплевывать, а надо постараться аккуратно губами выложить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить ее на край своей тарелки. Только в крайнем случае вытащи эту косточку пальцами.

    Перед тем, как запить еду каким-либо напитком, обязательно проглоти еду и вытри губы бумажной салфеткой, чтобы не оставлять на краях посуды неприятных следов.

    Иногда даже с самыми внимательными и аккуратными людьми за столом может что-нибудь произойти. Например, если упал кусочек пиши на скатерть, его можно убрать любым удобным предметом — ножом, вилкой и положить этот кусочек на край тарелки. Если пища или капли жидкости попадут на платье или костюм, то, не привлекая к себе внимания, тихо, без всяких извинений, возьми салфетку и слегка протри пятно. Если при этом пострадал сосед, то необходимо извиниться, но не стоит слишком долго объяснять причину своей неловкости.

    Если тебе надо срочно выйти из-за стола (почувствовал себя плохо или требуется выйти в ванную), не нужно давать никаких объяснений. Достаточно кивнуть хозяйке и сказать: «Прошу меня извинить». Когда ты вернешься за стол, не надо ничего объяснять, никто и не ждет от тебя объяснений. Займи свое место без комментариев.

    Если за столом тебе вдруг хочется чихнуть, а времени достать носовой платок нет, прикрой лицо своей салфеткой.

    Если за столом тебе надо высморкаться, сделай это как можно тише и не извиняйся, чтобы не привлекать к себе внимания.

    По окончании обеда, вставая из-за стола, не оставляй стул отставленным, а пододвинь его обратно к столу.

    Часто ли родители задумываются над тем, как их чадо ведет себя за столом? В семьях нередко можно увидеть такую картину: малыш отказывается от еды, капризничает, пачкает одежду, или громко смеется, разговаривает с полным ртом, требует, чтобы его покормили. Такое поведение вызывает неодобрение окружающих, однако родители больше обеспокоены отказом малыша от еды, чем его неправильным поведением. Чаще всего они оправдывают отсутствие манер у ребенка тем, что он еще слишком мал. Вот подрастет, тогда и научится этикету. Между тем, правила поведения за столом доступны даже самым маленьким ребятишкам. Родители могут легко обучить им своего ребенка, и тогда не придется краснеть за него, где бы они не оказались: в гостях, кафе, дома. Главное, надо помнить, что навыки формируются и закрепляются в поведении только при их постоянном повторении. Поэтому этикет должен присутствовать в жизни ребенка постоянно.

    Что надо знать об этикете для детей

    Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 - 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

    Застольные правила дошколятам!

    Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

    1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади ("Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи").
    2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
    3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
    4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
    5. Хлеб бери только рукой ("Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок").
    6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое - вилкой ("Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу").
    7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой.
    8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
    9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку ("За едою не тянись, а к соседу обратись").
    10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
    11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
    12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.

    Как легко и быстро научить этикету детей?

    Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные. Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом.

    Сюжетные игры

    Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

    "Накормим куклу"

    Популярные сюжетные игры по типу "Накормим игрушку" нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: "Давай устроим нашим куклам праздничный обед", "Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей". По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка - слева от тарелки, нож - справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят "гости", ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

    "Путешествие"

    Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и "поезд" отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить "Эйфелевую башню" из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

    "Магазин посуды"

    Взрослый вместе с ребенком обустраивает "магазин", в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: "Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей", "Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда".

    Дидактические игры

    Обучающие (дидактические) игры могут быть словесными, настольно-печатными, предметными. Они прекрасно подходят для того чтобы закрепить правила поведения за столом. Сейчас в продаже есть много дидактических игр на разные темя, но можно и самим подобрать дидактический материал, чтобы поиграть с крохой дома.

    "Назови правильно овощ"

    Действие разыгрывается с помощью мяча. Игрок ловит мяч, который ему бросает ведущий. Ведущий называет блюдо, состоящее из овощей. Ребенок должен правильно назвать овощ, который входит в состав блюда. Например, борщ - (капуста, морковка, картошка, петрушка, лук); салат - (помидор, огурец, лук, перец). По такому же типу в игре можно использовать название других блюд. Игра полезна тем, что помогает вспомнить блюда, которые дошколята видят на столе во время еды. Когда все ингредиенты блюда названы, ведущий просит сказать, какими столовыми приборами блюдо едят: суп, кашу - ложкой, котлету - ножом и вилкой, салат - вилкой.

    "Медведи обедают" (по мотивам сказки "Три медведя")

    В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка - игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут. Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

    "Скатерть - самобранка"

    Для игры нужно подготовить большие картинки, изображающие стол, и маленькие карточки с нарисованными столовыми приборами и посудой. В игре принимают участие старшие дети, которые хорошо знакомы с сервировкой стола в разные периоды питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Ведущий предлагает из стопки картинок вытаскивать маленькую карточку и помещать ее на тот "стол", где требуется изображенный предмет: для обеда - глубокая и мелкая тарелки, ложка, вилка, нож, салфетка, чашка, хлебница; для полдника - стаканчик или чашечка с блюдцем и маленькая ложка, салфетка и т. д.

    "Четвертый лишний"

    Игра хорошо знакома дошколятам, так как часто используется в обучающих целях при ознакомлении с математическими представлениями, окружающим миром. Взрослый готовит рисунки с изображением четырех предметов: трех - посуды и одного - другой группы, например, тарелка, вилка, ложка, стул; чайник, кубик, ложка, стакан и т. д. Целью такой игры является закрепление знаний о столовых приборах и посуде. В продаже широко представлены такие игры для маленьких деток. Играть в них можно по вечерам, на даче, во время прогулки, так как карточки не занимают много места.

    "Что чем едят"

    Еще одна подобная игра, которая тоже помогает организовать досуг ребенка и в то же время закрепить застольный этикет. Нужно подготовить карточки с изображением блюда и столовых приборов или приобрести игровой материал в магазине. Материал можно варьировать, например, в первом варианте - подобрать карточки с изображением продуктов, которые едят руками, блюд, для которых нужны только вилки; вилки и ножи; во втором - взрослый готовит игровой ряд заведомо делая ошибки.

    Стихи и загадки про этикет

    Хорошо помогают закрепить знания дошколят об этикете чтение детских книжек, заучивание веселых стишков, загадки и потешки. Их можно читать во время прогулки, подготовки к обеду, по вечерам. Интересны будут детям книжки В. Дмитриевой "1000 уроков этикета", А. Усачева "15 правил этикета", Г. Шалаевой " ". Лучше, если короткие стишки взрослый будет читать наизусть.

    Для малышей

    Перед едой
    Руки вымоем... (водой).

    Ровно, прямо мы сидим,
    Если за столом... (едим).

    Что мы скажем бабушке
    За вкусные оладушки? (Спасибо)

    Руки вымой, не ленись
    Лишь потом за стол (садись).

    На колени, детка,
    Положи (салфетку).

    Для второго, помни тоже,
    Вилку надо взять и (ножик).

    Суп, конечно же прольешь,
    Если из тарелки пьешь.
    Наклони ее немножко,
    Доедай свой супчик (ложкой).

    Для старших дошколят

    Стихи Юрия Чичева

    Известно с детства это всем:
    «Когда я ем, я глух и нем».

    Чтоб не стали твои пальцы
    Сыра, колбасы хватальцы,
    Вилка есть при каждом блюде.
    И воспитанные люди
    Вилкой всё себе берут
    И назад её кладут.

    А в салате, видишь, - ложка.
    Положи себе немножко,
    Не наваливай холмом:
    Съешь - еще возьмёшь потом.

    Ложку общую из салата
    Не облизывают, ребята!

    Не хватай еду руками -
    Будет очень стыдно маме.
    Этикет добавит тут:
    Только хлеб рукой берут.

    Блюдо с хлебом далеко,
    Дотянуться нелегко.
    Рукавом в салат не лезь,
    За столом соседи есть -
    Попроси их вежливо.
    И припомни снова
    Волшебное слово.
    Хлеб тебе подаст сосед -
    Поблагодари в ответ.

    Чтобы что-то резать, нож
    В руку правую берёшь,
    Вилку в руку левую,
    Сидишь королевою.
    Кто дома есть научится,
    В гостях не будет мучиться.

    Чтоб не грохнуться случайно
    На пол в час веселья,
    Ты на стуле не качайся -
    Это не качели.

    Что же нам сказать на это?
    Кто не знает этикета
    И не соблюдает, тот
    Невоспитанным слывёт.

    1. Не ограничивайтесь только назидательными словами о пользе этикета. Приучайте малыша проявлять свои хорошие манеры и знания постоянно, в повседневной жизни. Например, можно привлечь кроху к сервировке стола для обеда (поставить хлебницу, тарелки, разложить ложки). Вспомните, как малыш правильно вел себя в гостях, . Обсуждайте примеры из жизни детей, как положительные, так и отрицательные. Можно запечатлеть на камеру красиво сервированный стол, правильно сидящего за столом ребенка, чтобы потом вместе рассмотреть фотографии или видео и обсудить их.
    2. Чаще используйте просмотр детских фильмов, мультиков со сценами этикета. Спросите, у кого из героев хорошие манеры, а кто показал себя невоспитанным. Можно посмеяться над неуклюжестью персонажей, зарисовать и исправить на рисунке ошибки.

    3. Не надо забывать, что пример для родителей будет самым лучшим уроком для малышей. Ведь в детстве чадо всегда подражает своим любимым маме и папе. Поэтому манеры родителей отразятся в поведении малышей.
    4. Воспитанность, в обществе, хорошие манеры, знание этикета обязательно помогут дошколятам стать успешными в дальнейшей жизни.