Для развития ребенка речи игру. «Догадайся, что это?»

Дошкольный возраст - самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности. Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.

Что такое игры на развитие речи дошкольников?

Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет - закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей - главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь. Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие - больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется...?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка - предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул - предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка - предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры - правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома - окна, у кресла ножки, у чайника - крышечки, у сумки - ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

«Предметное лото (домашние и дикие животные, посуда, растительный мир, транспорт, мебель, одежда и другие темы)»

Всевозможные задания по типу лото дают прекрасный материал для обогащения словаря и знакомства с новыми словами. Правила просты: детям раздаются большие карточки, ведущий берет поочередно маленькие карточки и называет их. Дети стараются найти у себя соответствующий предмет на своей карточке и закрыть его. Побеждает тот, у кого быстрее соберутся большие карты. Как усложненный вариант на развитие слухового восприятия, ведущий не показывает маленькие картинки, а называет их.

Подобным образом проходят развивающие игры:

  • «Кто как кричит: собака лает, кошка мяукает, петух кукарекает, корова мычит»,
  • «У кого какой домик: у медведя - берлога, у мышки - норка, у птицы - гнездо?»,
  • «Чей детеныш: у коровы - теленок, у овцы - ягненок, у козы - козленок, у собаки - щенок, у птицы - птенец».

Они дают возможность закрепить в речи детей названия животных, их детенышей, повадки, среду обитания. Правила аналогичны предыдущим играм: найти соответствующую картинку среди других. Поддерживать интерес к довольно монотонным действиям можно загадками. Например, " отгадай, чтобы найти правильную картинку":

Вчера целый день я готовил берлогу,
Листочков и мха нагребал понемногу.
Работал я долго, свалился без сил,
А вечером кучу травы наносил (медведь).

Пробежала кочка
Около пенёчка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки (ёж).

Как в лесу осеннем тихо!
Попастись идет лосиха.
А за нею меж сосенок
Скачет маленький... (лосенок).

Под кустами на опушке
Вижу серенькие ушки.
Из травы они торчат,
Ушки маленьких... (зайчат).

Вот сидит комочек пуха.
Носик, черненькое ухо.
А отпустишь на лужайку —
Стрекача задаст, как зайка
(крольчонок).

Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он - большой свиньи ребенок,
А зовется - ... (поросенок).

Игры на формирование культуры речи детей дошкольного возраста

Важно: родители должны знать, что формирование грамматической культуры речи необходимо для овладения правильным построением предложений, трудными грамматическими формами, понимания литературной речи. Все эти навыки имеют огромное значение при дальнейшем обучении в школе, так как грамматика делает речь понятной и красивой.

Часто у маленьких детей наблюдаются серьезные ошибки в речи. Например, они могут неправильно произносить окончания существительных (много девочков, куклов, медведёв), изменять род существительных (платья красивая, дай мороженую, большая окно), неправильно произносить несклоняемые существительные (на пианине, у пальта), глаголы (искай вместо ищи, ехай вместо езжай, скакай вместо скачи), причастия (сломатая игрушка, сошитая платья). Все подобные речевые ошибки, на которые родители могут не реагировать или умиляться детским искажениям, приводят к их прочному закреплению в речи, и в дальнейшем приходится обращаться к логопедам для их исправления. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо обращать внимание на формирование правильной культуры речи. Период словотворчества, который так умиляет взрослых, продолжается от 2 до 5, а дальше уже идет работа над ошибками. Поэтому лучше сразу обучать свое дитя, правильно организуя детские игры.

«Кто в домике живет?»

Игра отлично направляет детей на овладение такой грамматической категорией, как род существительных. Решить такую сложную задачу можно с пользой для ребятишек, если проявить фантазию. Например, взрослый вырезает домики с окошками, можно из плотной бумаги, подбирает картинки, например, окно, яблоко, цветок, петух, машина, конфета, пирожки, книжки. Хорошо, если ребенок примет активное участие в подготовке атрибутов для игры. Это поднимет интерес к заданию: «В четырех домиках живут разные картинки, у каждой есть свой домик, подписанный словами «он», «она», «оно», «они». Нужно правильно расселить все предметы». Проверять правильность выбора можно словами - помощниками: он - мой; она - моя; оно - мое; они - мои. Задания предназначены для развития речи дошкольников старшего возраста.

«Сочиняем стихи»

Такие речевые игры предназначены для детей с 4 - 5 лет, так как они требуют наличия определенного опыта. Задания учат ребятишек правильно использовать падежи имен существительных. В данной игре отрабатывается умение произносить слова множественного числа родительного падежа, так как именно в этой форме дошколята делают больше всего речевых ошибок: без ботинков (ботинок), для ребятов (ребят), из конфетков (конфеток). Чтобы не превращать игру в скучное занятие и поддерживать игровой интерес, можно использовать шуточные стихи известных авторов С. Маршака, К. Чуковского или самим сочинить подобные четверостишия, например:



Из улиток , ракушек
И зелёных лягушек .

После прочтения четверостишия спросить у ребенка, почему Маршак думает, что мальчики сделаны из улиток, ракушек и лягушек? Правда ли то, что говорит автор? Если это шутка, то еще из чего могут быть сделаны мальчишки? Предложить ребенку пофантазировать на эту тему, подобрав слова в рифму. Взрослый начинает, а ребенок продолжает:

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из машинок и мячей ,
И ужей , и голубей .
Шоколадок и лягушек ,
И любимых игрушек .
Вот из этого сделаны мальчики!

«Корзинка слов»

Для работы со словом, обогащения словаря детей старшим дошколятам можно предложить игру на преобразование слова в уменьшительную форму с суффиксами - ик и - ок . В эту игру интересно играть в группе ребятишек, например, на дне рождения, когда собирается несколько разновозрастных детей, или на семейном досуге. Игроки садятся в круг, считалкой выбирается ведущий, который берет в руки корзинку. Все участники говорят: «У тебя кузовок , бросай в него всё на ок ». Ребенок отвечает: «Положу я в кузовок сахарок , колобок , катерок , сапожок , пирожок ». Если игрок ошибается, отдает фант (какой-либо мелкий предмет). Когда корзинка пройдет всех участников, можно выкупать фанты, выполняя какое-либо задание: спеть песенку, загадать загадку, станцевать, придумать рифму к какому-либо слову, например, «дам тебе много конфет, а мне отдай велосипед». Продолжить игру можно, поменяв корзинку на красивый пакет. В этом случае игроки говорят: «В руках у тебя пакетик , бросай в него всё на ик ». Игрок произносит: «Положу я в пакетик билетик , велосипедик , приветик , браслетик , омлетик , букетик , пистолетик ». Чтобы у ребят не потерялся интерес к игре, взрослому надо заранее сделать заготовки: набор слов или картинок для помощи детям.

Игры на формирование звуковой культуры

В детском саду в рамках подготовки к школе много внимания уделяется совершенствованию у дошколят звукопроизношения в соответствии с нормами родного языка, что подразумевает умение воспринимать и воспроизводить все звуки, работать со словом, управлять громкостью и скоростью речи, использовать интонацию для выразительности, логическое ударение. Все эти умения дают возможность успешно обучаться в школе чтению, письму, грамотно выполнять диктанты, творческие работы. Какие дидактические игры на развитие речи у дошкольников можно предложить для домашнего использования?

«Словесная цепочка»

Игра развивает слуховое восприятие, умение манипулировать со словом. Правила аналогичны всем известной игре в «города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, дом - м ыш ь - ш уба - а рбуз - з олото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.

«Доскажи словечко»

Цель игры аналогична предыдущей: развитие слухового восприятия. Взрослый бросает мяч ребенку с каким-либо слогом, а тот должен продолжить слово и вернуть мяч. Например, ле - ле то, зи - зи ма, не - не бо, мед - мед ведь. Слова подбираются из двух слогов, обязательно приветствуется стремление ребенка найти несколько вариантов, например, ле - лето, лень, лепет, лепить.

«Заселяем домики»

Игра учит дошколят выделять слоги, помогает правильному звукопроизношению. Лучше играть индивидуально с ребенком, чтобы получить хороший результат. Для поддержания интереса даже у маленьких ребятишек взрослый может использовать игровой момент: в гости пришли разные слова - картинки и хотят поселиться в домиках (нарисованных или построенных из кубиков). В домике с одним окошком будут жить слова с одним слогом, с двумя окошками - двухсложные слова. Например, ребенок четко проговаривает слова "кот, ёж, волк, лось, рысь, крот; бел-ка, ли-са, кош-ка, за-яц, мед-ведь, дя-тел, ка-бан, со-ва (можно использовать картинки из "Лото"). Как вариант, используется микс (смесь) картинок разной тематики. Для усложнения игры со старшими дошколятами вводятся загадки, а потом отыскивается отгадка-картинка.

Игры для формирования связной речи

Грамотная и красивая речь - это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.

Что будет, если...?

Игра хорошо развивает умение осмысленно вести диалог, расширяет словарный запас, воспитывает культурную речь дошкольников. Можно начинать играть с четырех - пяти лет, постепенно усложняя действия в старшем дошкольном возрасте. Правила достаточно просты: взрослый начинает фразу, как причину, а ребенок заканчивает следствием. Тематика может быть различной: погода, природа, животный мир, предметы быта и другое. Например,

  • Если мы посадим в землю семечко, то... (вырастет цветок).
  • Если не поливать растение, то...(оно погибнет).
  • Если пошел дождь, то...(нужно взять зонтик, надеть сапожки).
  • Если есть холодное мороженое, то...(заболит горло).

Как вариант, можно видоизменить фразы, которые могут заканчиваться не следствием, как в первом варианте, а причиной. Например,

  • Дети одеты в теплые курточки, потому что...(на улице холодная погода).
  • Мы уезжаем отдыхать, потому что...(у мамы и папы отпуск).
  • Кошка любит молочко, потому что...(оно вкусное).
  • Брат учится в школе, потому что...(он большой).

Обязательно поощрять оригинальные ответы ребятишек, а самые интересные записывать, чтобы потом обсудить на семейном совете и похвалить ребенка.

«Реклама (словесный рисунок предмета)»

В этой игре может принимать участие вся семья, так как желательно показать ребенку различные варианты описания предметов. Взрослые подают пример, как правильно охарактеризовать любой предмет, чтобы захотелось с ним поиграть или воспользоваться в бытовой ситуации. Водящий закрывает глаза, а один из участников рассказывает о предмете. Водящий старается отгадать, о чем идет речь. На первом этапе лучше использовать предметы, очень хорошо известные ребенку, например, домашние бытовые или съедобные, или игрушки, Затем, по мере накопления знаний, надо рассказывать о других предметах, которые можно увидеть в игрушечном магазине или продовольственном. Например,

  • Это кухонная посуда, она металлическая, с прозрачной крышкой. У нее есть дно, стенки, ручки. Без нее нельзя приготовить вкусный суп или компот (кастрюля).
  • Её любят и взрослые, и дети. Она может быть круглой или как кирпичек, белой или коричневой, в обертке или коробке. Она очень сладкая на вкус, без нее будет грустно на празднике, ею можно даже украшать ёлку (конфета).

Взрослые должны поощрять ребенка, когда он попытается составить свое описание предметов. После игры можно устроить семейное чаепитие, весело обсуждая рекламы участников игры.

Такие дидактические игры по развитию речи у дошкольников обязательно помогут родителям сформировать у дошкольника грамотную красивую речь, что поможет ему успешно обучаться в школе.


Заметила, что мой ребенок в попытке угнаться за потоком мыслей и выразить их в слова, иногда проигрывает и глотает слоги… Попались на глаза интересные методы, которыми делюсь с превеликим удовольствием!)))

Формирование правильного речевого дыхания.

Дудочка и свистулька.

Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук).
Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только.

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.
Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.
Рецепт раствора мыльных пузырей. Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.
Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.
Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку - для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.
Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.
Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.
Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт.

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача - дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.
А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, - это насколько хватит вашей фантазии.

2. Игры для развития речи

Кто дольше

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
януть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей - лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад - пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай - чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
Затем сходите с мишкой в другие комнаты.


Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
воробей - чирикает (чирик-чирик)
ворона - каркает (кар-кар)
гусь - гогочет (га-га-га)
индюк - кулдыкает (кулды-кулды)
кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю)
коза - блеет (ме-е-е)
♦ корова - мычит (му-у-у)
♦ кошка - мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь - ржет (и-го-го)
лягушка - квакает (ква-ква)
мышка - пищит (пи-пи-пи)
осел - ревет (иа-иа)
петух - поет, кукарекает (кукареку)
пчела - жужжит (ж-ж-ж)
слон - трубит (ту-у-у)
собака - лает (гав-гав)
тигр, лев - рычит (р-р-р)
утка - крякает (кря-кря)
филин - ухает (уху-уху)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.
Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груши - это овощи? (Нет, это фрукты.)
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
♦ Помидор и апельсин - это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
Меняйтесь ролями.
Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).
Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).
Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения
Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.
Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).
Потом меняйтесь ролями.

Одним из эффективных способов развития речи являются игры, которые должны сопровождать ребенка с момента его рождения. Их выбор огромен, а мы постарались систематизировать занятия, способствующие речевому развитию ребенка, по возрастным группам: для раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

В своем речевом развитии каждый ребенок проходит несколько этапов, на каждом из которых осваивает определенные умения и навыки:

  • Предречевой этап
  • Этап образования звуков и становления активной речи
  • Этап обогащения словарного фонда

Для каждой возрастной категории детей на соответствующем этапе в качестве естественной стимуляции речевого развития можно использовать разнообразные речевые игры. Они способствуют формированию и совершенствованию следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи

Игры для развития речи у детей раннего возраста

От 1 до 6-ти месяцев

На предречевом этапе ребенок еще только готовится к овладению речью, но на голос он начинает реагировать уже со второй недели после рождения. Нужно ласково разговаривать с малышом во время купания, переодевания, кормления, убаюкивая петь ему колыбельные песенки. В течение первого месяца жизни младенец начинает следить за движущимися предметами. Внимание ребенка можно привлечь яркой игрушкой, а медленно перемещая ее из стороны в сторону развивать навык зрительного слежения.

Начиная со 2-го месяца с малышом можно играть в такие простенькие, но очень полезные игры, как «Откуда звук» и «Ку-Ку». Их основной задачей является развитие зрительного и слухового внимания. Звучащей игрушкой — погремушкой или пищалкой — издавать звуки на разном расстоянии и с разных сторон от ребенка, приговаривая: «А что это/где это у нас гремит/пищит?» Примерно так же играют в «Ку-Ку», каждый раз появляясь в разных местах и прячась, как только малыш находит объект взглядом.

От 6-ти месяцев до 1 года

Месяцев с 6-ти, когда у ребенка начинают образовываться первые звуки, можно играть с ним в такие общеизвестные народные игры для развития речи с движениями, как «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гули-гули, полетели», «Идет коза рогатая». В них рифмованные словосочетания сочетаются с различными движениями ручек и пальчиков, формируя чувство ритма, развивая общую и мелкую моторику, активизируя подражательные способности.

Когда ребенок начнет лепетать, постарайтесь добиться от него самостоятельных звукосочетаний и звукоподражаний, играя вместе в игрушки, занимаясь повседневными делами, гуляя на улице. Таких как НА, ДАЙ, БАХ, ТОП-ТОП, КУП-КУП, МЯУ, АВ-АВ, ЛЯ-ЛЯ и прочих. Разговаривать с ребенком нужно обычными полными словами и развернутыми предложениями, но подобные коротенькие слова повторять в подходящих ситуациях постоянно. Малышу легко их запомнить и воспроизвести. Именно они становятся его первыми словами.

От 1 года до 3-х лет

На 2-м году жизни игры для развития речи усложняются, в них появляются более сложные звукокомплексы, которые нужно воспроизводить, сопровождаемые скоординированными движениями:

  • Игра «Кто где?» тренирует голос и произношение некоторых звуков. Взрослый говорит: «Собачка – во дворе, гуси – на траве, коровка — травку жует, лошадка – тележку везет», а ребенок воспроизводит, как животные подают голос и двигаются.
  • В игре «Заинька беленький под елочкой сидит» малыш должен показать и рассказать, как зайчик замерз и дрожит (БР-БР-БР), скачет под елочкой (ПРЫГ-СКОК), убегает от волка (ОЙ-ОЙ-ОЙ) и прячется в «домике» (складывает ручки над головой, приговаривая ВОТ ТАК, ВОТ ТАК).

В раннем возрасте нужно обязательно читать малышу такие сказки как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», а также разные детские стишки, потешки, прибаутки, рассматривать вместе с ним яркие картинки в книжках. По просьбе взрослых ребенок показывает, что нарисовано, повторяет слова, словосочетания, затем простые предложения.

Для детей раннего возраста, они просты в исполнении, легко запоминаются, улучшают общую координацию движений, и замечательно развивают детскую речь:

  • И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»
  • О.И.Крупенчук « Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»

Игры для развития речи у младших дошкольников

В возрасте от 3-х до 5-ти лет основной целью проведения речевых игр является накапливание словарного запаса наряду с активным формированием лексико-грамматического строя языка.

Игра «Узнай по описанию». Взрослый достаточно простыми словами описывает один из 5-7 реальных предметов – игрушек, посуды, овощей, фруктов, или картинку с нарисованными животными, птицами, которые лежат перед ребенком на столе: этот овощ растет в огороде, он красного цвета, круглый по форме, на вкус кисло-сладкий, его можно нарезать в салат; это домашнее животное с мягкой шерсткой и длинным хвостом, которое умеет мяукать и ловить мышей.

Выслушав описание, ребенок показывает и называет угаданный предмет. Если он уже достаточно хорошо разговаривает, пусть сам описывает что-то из лежащих перед ним предметов, а вы должны будете догадаться, о чем он говорил.

Для развития речевого дыхания очень полезно пускать , делать «бурю в стакане» — дуть в коктейльную трубочку, помещенную в стакан с водой, пускать кораблики в небольшом тазу, сдувать с ладошек снежинки из бумаги или кусочки ваты. Для формирования правильного произношения существуют специальные чистоговорки и скороговорки на разные звуки, их можно подобрать на любом логопедическом сайте в интернете.

Повторяя за вами какой-то стишок или озвучивая персонажа сказки, ребенок может по просьбе говорить громким или тихим голосом, в быстром или медленном темпе, с разной высотой голоса: грубо, как медведь, тоненько, как мышонок. Это прекрасно развивает силу голоса, помогает нормализовать темп речи, когда ребенок говорит слишком быстро или медленно.

Игры с конструкторами, выкладывание мозаики или пазлов, совместное изготовление , аппликаций, раскрашивание картинок, в первую очередь полезны для развития мелкой моторики рук, развития пространственного мышления и воображения. Но подобная деятельность ребенка очень благоприятно влияет и на развитие его речи. Поэтому формированию ручной умелости нужно уделять как можно больше внимания.

Игры для развития речи у старших дошкольников

Возраст от 5-ти лет и до поступления ребенка в школу является очень важным для формирования правильного произношения всех звуков речи, развития связной речи, подготовки к обучению чтению и письму.

Формированию звуковой культуры речи способствуют игры:

  • «Поймай звук» — взрослый перечисляет разные звуки, слоги, слова, ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук;
  • « Назови 5 слов» — ребенок придумывает слова на заданный звук;
  • «Найди нужные словечки» — ребенок объединяет картинки в несколько стопок по заданным звукам;

Развитию связной речи и обогащению словарного запаса помогают игры:

  • «Путаница» — взрослый говорит предложения, в котором слова перепутаны местами, ребенок исправляет ошибки;
  • «Я знаю 5 предметов» — взрослый говорит какое-то обобщающее слово: овощи, мебель, посуда, учебные принадлежности, а ребенок перечисляет 5 относящихся к ним предметов;
  • «Скажи наоборот» — взрослый называет слово, ребенок подбирает к нему противоположное по значению;
  • «Найди лишнее слово» — взрослый перечисляет по 4 слова, например: морковь, банан, помидор, огурец. Ребенок объясняет, почему слово банан «лишнее»;
  • «Сочини сказку» — взрослый называет несколько слов, например: слон, прогулка, собачка, друг, а ребенок придумывает с ними коротенькую сказочную историю;

Очень полезны загадки, они развивают логическое мышление, расширяют знания об окружающем мире и значительно обогащают словарный запас.

Игры, которые подготавливают к овладению чтением:

  • «Придумай слова на звук…»
  • «Посчитай, сколько звуков в слове»
  • «Придумай предложения по картинкам»
  • «Сосчитай, сколько слов в предложении»
  • «Найди такую же букву»
  • «Какие буквы нарисованы неправильно»

Своевременно и полноценно развитая речь является основным средством общения и способом познания окружающего мира. Существует огромное количество игр, которые сделают процесс ее развития увлекательным, познавательным, в которые можно играть дома, на прогулке, на специально организованных занятиях. Они помогают решить множество сопутствующих речевых задач: воспитать звуковую культуру речи, сформировать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Не ленитесь играть со своим ребенком, уделяйте больше времени его развитию, не перекладывайте эти функции на компьютер и телевизор. И тогда он вырастет грамотным, общительным, позитивным человеком, умеющим самостоятельно преодолевать любые трудности.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

К 2 годам ребенок становится более самостоятельным. Малыш пробует без помощи взрослых одеваться, раздеваться, держать ложку, развивает и другие навыки. В этом возрасте малыш внимательно наблюдает за родителями и стремится во всем им подражать. Поэтому развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители. Их задача- общаться как можно больше с ребенком, дарить ему чувство заботы, любви и, конечно, играть с ним. Приведенные в нашей статье игры для развития речи ребенка в 2 года помогут при условии их регулярного проведения.

Развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители.

Игры для развития речи ребенка в 2 года

Для того, чтобы начать развивать речевые навыки ребенка необходимо соблюдать главное условие. Нужно заинтересовать ребенка игровой деятельностью, а не заставлять его заниматься. Малыш должен видеть увлеченность процессом игры в глазах мамы или папы и чувствовать положительный настрой родителей. В противном случае ребенок не проявит желания к выполнению предлагаемых игр. Помимо этого, не пытайтесь провести сразу много игр. Сначала проведите одну игру. Если малыш устал — переключите его на другую деятельность.

Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь (слова, которые малыш понимает и слова, которые может произносить). Нужно развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, работать над грамматикой. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики и активности детских пальчиков.


Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь

Чтобы процесс был наиболее эффективным и полезным мы приготовили специально для вас примеры игр для развития речи ребенка в 2 года.

Игра «Маленький-большой»

Возьмите 2 стаканчика разного размера и объема. Вложите маленький стаканчик в большой и покажите их ребенку. Затем достаньте в его присутствии стакан меньшего размера из большого со словами: “Маленький”, “Большой”. Предложите малышу самостоятельно вложить один стакан в другой.

Игра «Контрастные размеры»

После освоения первой игры, можете переходить к ее усложненной форме. Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого. Попросите малыша сложить стаканчики обратно. Ничего страшного, если у ребенка в первое время это не получится.


Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого.

Аналогичным образом предложите малышу сравнить 3 игрушки разного размера. Расставьте их в ряд: маленькая, средняя, большая. Называйте размеры, попросите малыша повторять за Вами. Затем поменяйте игрушки местами. Пусть ребенок постарается расставить их в изначальном порядке.

Игра «Прятки с картинками»

Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик. Разложите их перед малышом и назовите каждое животное. Затем попросите ребенка показать собаку, например. После того, как покажет, пусть оставит картинку себе. Так проделайте со всеми карточками. В итоге, у малыша окажутся все изображения.


Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик.

Далее попросите ребенка вернуть карточки. Разложите их в 2 ряда. Скажите: “Сейчас я спрячу зайчика”. Переверните картинку изображением вниз. Аналогичным образом переверните все карточки. Теперь спросите малыша: “Где спрятался зайчик?”. Пусть покажет пальчиком, затем перевернет изображение. Проделайте подобное действие со всеми картинками. Подбадривайте малыша, хвалите за правильные ответы.

Игра «Строим высокую башню»

Научите малыша строить башню. Сначала покажите, как ее создавать из кубиков. Затем предложите использовать для строительства башни нетрадиционные материалы. Это могут быть пластиковые баночки, контейнеры, стаканчики, пластмассовые крышки от бутылок, банок, флаконов, картонные коробочки, крупные пуговицы и многое другое. Устройте веселое соревнование на создание самой высокой башни.

Игра «Проказник — язычок»

Скажите малышу, что язычок не послушался и убежал из дома на улицу. За это его надо наказать. Постепенно высовывайте язык, прикусывая его от кончика до корня, произнося “Та-та-та”. Затем постепенно прячьте язык, также прикусывая его и ругая “та-та-та”. Попросите малыша повторить за Вами.

Игра «Что лежит в мешочке?»

Для игры понадобится маленький непрозрачный мешок. Возьмите 3-5 игрушек (хорошо знакомых малышу) и положите их в мешочек. Доставайте по одной игрушке из мешка (можно поручить это ребенку). Задавайте вопрос: “Что это?”. Если ребенок отвечает правильно, то хвалите его. Не ругайте малыша, когда он искажает слова. Например, вместо слова “машина” говорит “би-би”, вместо “собака” — “ава” и т.д. Ребенку в возрасте двух лет удобнее лепетать. Со временем он начнет говорить правильно. Если же родители постоянно поправляют малыша, он может замкнуться в себе и вообще перестать разговаривать.

Игра «Ворота»

Возьмите 2 стула и сделайте из них ворота. Соберите любимые игрушки малыша и проводите их в ворота. Хоровод лучше проводить под веселую музыку. При этом произносите слова:

Вот, вот, вот, вот,
Водим дружный хоровод!
Ежик с медвежонком,
Белочка с зайчонком!

Игра «Микрофон»

Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон. Например, пусть расскажет стишки, исполнит любимые песенки в караоке. Можно проводить инсценировки, изображать животных. Скажите малышу, чтобы он прислушивался к произносимым звукам.

Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон

Игра «Что на картинке?»

Заранее подготовьте колоду карточек с изображением животных, птиц, ягод и фруктов. Можно купить готовые карточки. Можно также изготовить их самостоятельно. Для этого возьмите бумажные картинки, вырежьте и наклейте на картон. Предложите малышу вытянуть любую карточку. Если на картинке будет ягода или фрукт, ребенок должен постараться описать размер, цвет, вкус продукта. Если малыш вытянет карточку с изображением животного, то ребенку нужно рассказать о том, что он знает об этом животном. Пусть попробует изобразить повадки, походку, издать звуки, которые характерны для данного животного.

Игра «Покажи мне, где в комнате…?»

Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения (в этом возрасте ребенок не может выполнить подряд большее число поручений).


Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения

Например, “покажи, где в комнате шкаф”, “где твой стульчик?”, “где светильник?”. Или “принеси мне красный мячик”, “покажи, где твоя кроватка”, “покажи, где телевизор”.

Игра «Цветные кубики»

Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе). Затем возьмите кубик одного цвета (при этом назовите цвет). Попросите малыша найти кубик того же цвета. Затем поменяйте кубики местами. Возьмите кубик другого цвета, называя его. Снова ребенок должен найти подобный кубик. После этого называйте цвета каждого кубика в ряду и просите малыша повторять за Вами.


Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе).

Игра — лучшее средство общения с малышом. Если Вы будете регулярно с Вашим 2-годовалым ребенком использовать описанные игры, то эффект от занятий не заставит себя долго ждать. Хвалите ребенка, когда он правильно выполняет задания. Если у малыша что-то не получилось, то это не трагично. Не обрушивайте на него свой гнев. У ребенка все получится в другой раз.

Если по прошествии двух-трех месяцев систематических занятий речевые навыки малыша не прогрессируют — это повод для обращения к специалистам. Возможно, у малыша имеются серьезные речевые нарушения, причины которых могут быть различны. Подобные нарушения необходимо корректировать медикаментозным или другими видами лечения.

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель : развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали - и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки - тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры - подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

О-о-о (разболелся зуб,удивление).

У-у-у (гудит поезд).

И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас - любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.