Задержка в физическом развитии малыша. Лечение задержки физического развития

Наши детки – наше счастье, поэтому любые виды отставания их развития от сверстников могут кинуть ответственную мамашу в пучину тревоги и депрессии. Загруженный педиатр не всегда, точнее никогда, не находит времени для того, что бы обстоятельно объяснить причины проблемы.

Короткий осмотр, неразборчивый рецептик и три часа в очереди – вот и весь сервис, который можно получить от нашей медицины. А ребенок-то у нас такой один и любые задержки роста и развития наследника лишают родителей сна и жизненного спокойствия.

Для начала попробуем разделить проблему на составные части. Отставания в развитии могут быть двух типов:

  • Задержки в формировании физического тела ребенка или подростка. Например, отставание в росте, в наборе веса, в наращивании мышечной массы или проявлении вторичных половых признаков.

А теперь рассмотрим, конкретно, к чему может привести недостаток поступления белка в организм. Например, его не хватило для набора мышечной массы сердца или магистральных сосудов. Камеры сердца начинают развиваться быстрее, а магистральные сосуды, следовательно, отстают в развитии. В сердце начинают выслушиваться функциональный систолические шумы, ставятся нередко диагноз – пролапс нейтрального клапана или у ребенка отмечается нестабильность артериального давления.

Усугубят данную ситуацию, нарушения обменных и электролитных процессов в сердце. У ребенка возникает или брадикардия и тахикардия, а причина иногда банальна – не хватает поступления в организм минеральных веществ: калий, натрий, магний. Чтобы эти функциональные состояния не переросли в заболевания нужно обеспечить растущий организм всеми «строительными кирпичиками»: витаминами, белками, минералами.

Второй пример. Не хватает питательных веществ для построения мышечного каркаса всего организма. Не забываем, что некоторые дети в подростковом возрасте растут очень быстро. Костная система развивается быстрее, чем мышечная, это приводит к развитию таких заболеваний как нарушение осанки, сколиозы, плоскостопии. Причина всему мышечный каркас не выдерживает той механической нагрузки, которую он испытывает в обычной жизни.

А если мы, отдадим ребенка в спортивную секцию, то есть ещё увеличим механическую нагрузку на организм и ни чего не дадим, для её компенсации – это приведёт к увеличению риска развития этих заболеваний.

  • Задержки психического развития ребенка: проблемы со вниманием или памятью, гиперактивность или инертность, неспособность воспринимать информацию или неадекватная реакция на, окружающих ваше чадо, людей. В особую группу выделяется задержка в формировании навыка вербальной коммуникации, или, если сказать то же на человеческом языке, то это – речевая заторможенность.

Если 90% психических проблем вызвано сбоями в генетической программе организма, неудачным ходом беременности, родов или травмами, то 70% задержек развития физического тела вызваны простой, банальной нехваткой в организме «людского детеныша» питательных веществ и минералов.

Вот список «кирпичиков», которые принимают участие в построении полноценного организма ребенка и гарантируют ему безболезненную жизнь до 25-34 лет. Почему такой ограничитель поставлен на безболезненную жизнь? Потому что, ежедневно грамотно кормя ребенка, вы даете ему определенный запас прочности.

После 25-34 лет на здоровье начинают влиять другие факторы. Но, чем лучше была изначальная, заложенная мамой база, тем правильнее будет формироваться организм вашего наследника, тем дольше его тело не будет знать болезней и проблем.


Список необходимых юному существу питательных веществ и минералов:

  • Белки – это главный конструктивный материал для наших клеток. Они бывают растительными и животными по происхождению. Белки жизненно необходимы для работы крови, для формирования наследственных признаков. Без них не может увеличиваться мышечная масса и не вырабатываются ферменты. Белки поступают в любой, что взрослый, что детский, организм с едой, а не усвоенная их часть, просто выводиться с мочой. Потребность грудного ребенка – 3,4 г, десятилетнего – 2,6 г на каждый килограмм массы тела. Для иллюстрации важности этого вещества, позвольте привести еще один факт: взрослым нужно только 1,5 г белка на каждый килограмм, ведь они уже сформировались и нарастили свой мышечный аппарат.
  • Углеводы можно сравнить с бензином. Получил ребенок запас углеводов, все системы органов работают слажено и бесперебойно. Недополучил – страдает мозг, печень и поджелудочная железа.
  • Минеральные вещества попадают в организм человека с водой или едой. 10,1 г хлорида натрия, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,6 г фосфора, 0,8 г кальция, сотые части железа, фтора, меди, цинка, марганца и йода ежедневно необходимо ввести в вашего ребенка, что бы они поддержали работу всех его систем. Например, без достаточного количества кальция и фосфора кости будут тонкими и хрупкими (актуально для любого возраста). Медь и железо должны стать составными частями гемоглобина, а их недостаток приводит к развитию анемии, что часто встречается у маленьких детей. Гемоглобин разносит кислород по всему организму, следовательно, его недостаток приведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов во всём организме, ребёнок будет часто болеть. Йод необходим организму для синтеза гормонов щитовидной железы, следовательно, при нехватке йода в раннем возрасте у детей формируется умственная отсталость, а в старшем возрасте – это утомляемость и плохая успеваемость в школе. Не хватило цинка, приведёт в лёгких случаях к задержке роста, в подростковом возрасте к развитию кожных заболеваний.
  • Витамины синтезируют только растения. Они входят в состав ферментов и «заводят» почти все жизненные процессы в организме. Без них наступает авитаминоз, общая пассивность организма, замедляются функции головного мозга и общее развитие ” людского детеныша”. Например, при нехватке витамина D запаздывает появление первых зубов, размягчаются кости и делаются вялыми мышцы. Без витамина E происходит костная дегенерация и атрофия мышц, а без витамина A расстраивается робота пищеварительной, дыхательной системы (вот вам причина болей в животе и частых простудных заболеваний), резко падает зрение. Не хватило витаминов группы B – страдает нервная система.

Все вышеперечисленные вещества ваш ребенок и любимый наследник должен получать ежедневно. Получит все – будет развиваться в соответствии с возрастом и полом. Не получит – начнет отставать в физическом, а потом и умственном развитии. От мамы, в первую очередь зависит, какие полезные вещества она введет в детский организм и даст ему запас прочности и безболезненного существования на добрый десяток лет взрослой жизни.

Многие привыкли считать, что все детки абсолютно разные и это правильно. Кто-то выше ростом, кто-то ниже, одни детки худенькие, а другие наоборот. В норме все же считается, если вес ребенка немного ниже среднего. Любое, самое выдающееся отклонение от нормы вызывает рой мыслей о неправильном уходе, о плохой наследственности, о поступках в далеком прошлом, которых вы теперь стыдитесь, и о том, что призраки прошлого возвращаются и как-то влияют на естественный ход развития малыша. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что же такое физическая задержка развития ребенка .

Основные виды отклонений физического развития детей

Типология проблем физического развития детей включает: гипотрофию; замедление роста ребенка; паратрофию; ожирение; акселерацию; чрезмерный рост; непропорциональное физическое развитие.

Несоответствие в длине тела обуславливается высокорослостью (гигантизм) и наоборот так называемым в медицине термином нанизмом (задержка роста).

Отклонение в массе тела характеризуется ее уменьшением или увеличением. Если масса тела больше или меньше 10% тут имеет место такое явление как гипертрофия и паратрофия. Показатель массы тела малыша более 14% свидетельствует об ожирении.
Отклонения также могут наблюдаться в уменьшении или увеличении окружности головы малыша — микроцефалия и гидроцефалия. Помимо размера головы, такие проблемы могут быть и в изменении грудной клетки.

Какие причины у задержки физического развития

В нашей системе педиатрии к сожалению довольно таки часто можно встретить проблему подобного характера, это скорее всего связано с тем, что нежный детский организм слишком быстро и чувствительно реагирует на смену окружающей среды вследствие чего усиленное физическое развитие ребенка может значительно изменяться. Какие же причины способствуют этому отклонению.

Первой наряду с остальными трудностями есть проблема связанная с эндокринной системой, которая регулируется определенными центрами мозга и нарушение которой (включая неудачные роды, травмы, инфекции) могут влиять на неправильность роста ребенка.

Вторая причина это генетика, а точнее генетические заболевания (ахондроплазия, дизостозы, синдром Шерешевского-Тернера и Рассела-Сильвера и др.). Порядка 100 генов у человека несут ответственность за рост. И не зависимо от лечения, задержка роста это сохраненный проводной симптом.

Далее следует выделить также хронические заболевания разных органов и систем детского растущего организма, которые являются следствием нарушения роста скелета. Сюда можно отнести длительное течение некоторых заболеваний пищеварительного тракта, сердца, почек, печени, легких.

Еще одной причиной, которая требует повышенного внимания это дети с хронической внешней интоксикацией химических веществ, которые имеют большое влияние на ростковую хрящовую ткань.

Задержка роста также может обуславливаться нарушением обмена веществ и неправильностью усвоения (к примеру болезнь Крона или язвенный колит) всех пищевых продуктов.

Причинами изменений грудной клетки может быть аномалия ее формирования; несоответствие развития легких; степень физической подготовки и развития мышц; заболевание органов дыхания и т.д.

Самой распространенной проблемой микроцефалии и гидроцефалии есть нарушения развития мозга еще в утробе матери; травмы во время родов; гипоксия во время беременности; а также опухоли головного мозга у новорожденных малышей.

Не забываем о важном

Дети, которые опаздывают в физическом развитии, нуждаются в постоянном наблюдении со стороны врача и входят в так называемую «группу риска». И всегда помните что Ваша забота, терпение и любовь поможет любому малышу справиться со всеми трудностями!

1. Этиология. К факторам риска относится «трудный» характер, разлука с родителями, плохие взаимоотношения с родителями, эмоциональный стресс. В основе заболевания лежит не какая-либо одна причина, органическая или функциональная, а сочетание социальных, психологических и физиологических факторов.

2. Обследование

а. На основании анамнеза и физикального исследования исключают органические причины задержки физического развития, которые можно заподозрить при врожденных аномалиях, внутриутробной задержке развития, недоношенности, соматических заболеваниях. Нередко отмечаются смешанные, органические и функциональные, нарушения.

б. Выясняют динамику физического развития, анализируя данные об изменении веса, роста и окружности головы. Как правило, отставание в весе предшествует отставанию в росте и в окружности головы. Недоношенные с весом, соответствующим гестационному возрасту, развиваются нормально. Для недоношенных в диаграммы роста и веса вносят поправки до 2-летнего возраста. Примерно у 35% детей с внутриутробной задержкой развития показатели физического развития в возрасте 4 лет оказываются ниже 5-го процентиля.

в. Выясняют качество ухода за ребенком. Задержка физического развития часто встречается в бедных, неблагополучных семьях; при депрессии у родителей, недостатке общения и при утрате родителей.

г. Причины задержки физического развития могут крыться в отношениях между ребенком и родителями. Поэтому следует понаблюдать за ними в различных ситуациях (в том числе при кормлении).

д. Оценивают психическое развитие (в том числе общительность).

е. Быстрое увеличение веса сразу после госпитализации свидетельствует в пользу психогенной задержки физического развития, хотя отсутствие прибавки веса не означает, что ребенок страдает органическим заболеванием.

3. Для постановки диагноза необходимо доказать, что причиной задержки физического развития служат отказ от пищи или крайняя привередливость в еде, обусловленные плохими взаимоотношениями с родителями (от полной заброшенности ребенка до чрезмерной опеки).

4. Лечение

а. Лечат истощение и сопутствующие заболевания. Исключают анемию и отравление свинцом.

б. Устраняют причины задержки физического развития. К выявлению и устранению этих причин нужно активно привлекать родителей.

в. Иногда достаточно улучшить уход за ребенком. В других случаях неадекватные реакции на пищу и кормление поддаются поведенческой или семейной терапии.

г. Используют специальные программы стимуляции развития грудных детей.

д. Детям с задержкой физического развития необходимо длительное наблюдение, позволяющее выявить поведенческие расстройства, школьную неуспеваемость, задержку развития познавательных способностей.

Дж. Греф (ред.) "Педиатрия", Москва, «Практика», 1997

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

ЗПР - что это такое

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Симптомы и признаки

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Отличия от умственной отсталости

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

ЗПР - церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

Профилактика

В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.

Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком. Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.

Видео

Градации показателей длины тела:

  • нанизм (низкорослость). Отставание показателя длины тела от средневозрастного более чем на 3 стандартных отклонения (< -Зσ). При использовании центильных таблиц этот показатель всегда попадает в 1-й коридор;
  • субнанизм . Отставание показателя длины тела более чем на 2σ, но не превышающее Зσ. В центильных таблицах этот показатель находится в 1-м коридоре;
  • замедление темпов роста. Показатель фактической длины тела отстает от средневозрастного показателя более чем на 1σ, но не превышает 2σ. В центильных таблицах этот показатель попадает во 2-й, либо 3-й коридоры;
  • средние показатели длины тела. Фактический показатель находится в интервале ±1σ. При использовании центильных таблиц длина тела может находиться с 3-го по 5-й коридоры;
  • ускорение темпов роста. Показатель длины тела превышает средний более чем на 1σ, но составляет не более 2σ. Данная длина тела может попадать как в 5-й, Шк и 6-й коридоры центильной таблицы;
  • субгигантизм . Длина тела превышает средневозрастной показатель более чем на 2σ, но не выходит за пределы Зσ. Находится в 7-м центильном коридоре;
  • гигантизм . Длина тела превышает средний показатель более чем на Зσ (> +3σ). При использовании центильных показателей он всегда находится в 7-м коридоре.

Основные причины задержки физического развития (нанизм, субнанизм и замедленное развитие)

Дети на 1-м году жизни

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса, моногенные заболевания, протекающие с задержкой процессов роста, конституциональная задержка процессов роста.
  • Пренатальные осложнения. Инфекционная, бытовая, химическая интоксикация. Внутриутробная гипоксия; внутриутробная инфекция. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения
  • Неонатальные осложнения. Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, инфекционные болезни, свойственные для перинатального периода.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция . Целиакия. Муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Недефицитные формы рахита. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением их функции.
  • Эндокринные расстройства. Врожденный гипотиреоз.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Нунан. Резистентные и зависимые формы рахита. Гликогенозы.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Дефицитный рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция. Впервые выявленные целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением функции этих органов.
    Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, дефицит СТГ, адреногенитальный синдром, синдром Кушинга, болезнь Аддисона.

Основные причины ускоренного роста (гигантизм, субгигантизм, ускорение темпов роста)

Дети на 1-м году жизни

Адреногенитальный синдром. Конституционально обусловленные высокие темпы роста.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера. Синдром Марфана, конституциональная высокорослость.
  • Нарушения ЦНС. Дисфункция гипоталамуса.
  • Эндокринные нарушения. Длительно протекающий гипертиреоз. Гипофизарный гигантизм. Адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением роста

Семейный анамнез. Определяют и оценивают длину тела родителей, братьев, сестер, других родственников с оценкой степени ее отклонения.
Анамнез . Сбор анамнестических данных о динамике темпов роста ребенка по месяцам, кварталам и годам. Сведения получают из карты индивидуального развития, из документации дошкольных и школьных учреждений. Оценивают степень отклонения показателя длины тела от средневозрастной по стандартному отклонению. При анализе полученных данных определяют возраст, в котором впервые проявилось отклонение в развитии.
Объективное обследование . Обращают внимание на пропорциональность телосложения, наличие дизонтогенетических стигм. Нередко нарушение роста может сочетаться с задержкой психомоторного развития. В подростковом возрасте обязательна оценка полового развития, уровень которого коррелирует с темпами роста.
При констатации нанизма или субнанизма определяют костный возраст (рентгенограмма кистей). Проводят обследование для исключения соматической патологии (анамнез, осмотр, клинический анализ крови, анализ мочи, копрограмма, ЭКГ, УЗИ внутренних органов и пр.).
Ребенка консультируют соответствующие специалисты (кардиолог, пульмонолог, нефролог, гастроэнтеролог и др.). При сочетании нарушения роста с задержкой умственного развития показана консультация психоневролога. Консультация эндокринолога и генетика при подозрении на эндокринную и генетическую причину нарушения.

Градации полового развития

Задержка полового развития (ЗПР). Констатируют при отсутствии вторичных половых признаков у мальчиков и девочек после 13,5 лет. При наличии вторичных половых признаков у девочек, но отсутствии у них менархе к 15 годам.

Преждевременное половое созревание (ППР). Появление вторичных половых признаков у мальчиков до 10 лет, у девочек - до 8 лет, или появление менархе у последних до 10 лет:

  • ♦ истинное (полное) ППР. Появление признаков полового созревания, индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Это «физиологическое» половое развитие, наступающее в более ранние сроки. При этом формируется сперматогенез и овуляция;
  • ♦ ложное (неполное) ППР. Появление признаков полового созревания, не индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Появление вторичных половых признаков обусловлено гиперпродукцией гормональных веществ периферическими железами, прежде всего надпочечниками и гонадами (гиперплазия, опухоль). В этом случае гонады имеют инфантильные размеры и строение, становление сперматогенеза и овуляции не происходит.

Адекватное половое созревание. Появление вторичных половых признаков в физиологических возрастных рамках.

Основные причины задержки полового развития

В большинстве случаев ЗПР сочетается с задержкой процессов роста (см. задержку физического развития).

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, моногенные заболевания.
  • Конституциональные. ЗПР.
  • Мальабсорбция . Целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с нарушением функции этих органов и систем. Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, синдром Кушинга. Недостаточность гипофиза.

Основные причины преждевременного полового созревания

  • Истинное (полное). Церебральные формы ППР. Гипоталамическая дисфункция пре- и пубертатного периода. Конституциональное (идиопатическое) ППР.
  • Ложное (неполное) ППР. Врожденный адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением ПР

  • оценка уровня полового созревания;
  • оценка физического развития с определением костного возраста;
  • исключение соматических заболеваний и медикаментозных причин;
  • консультация эндокринолога, гинеколога, по показаниям невропатолога и медицинского генетика.