Сценарий проведения татарского праздника "Карга боткасы" ("Грачиная каша"). Татарский народный праздник «Карга боткасы

Багирова Регина Ринатовна
Воспитатель IKK МБДОУ № 25 "Забава" г.Бугульма

Старший дошкольный возраст.

Цели: познакомить детей с татарским устным народным творчеством, декоративно прикладным искусством. Воспитывать любовь и уважение к татарскому народному творчеству, традициям.

Развивать внимание, память.

Дети заходят в зал под красивую татарскую мелодию садятся.

Распевая песню в зал входит мальчик хулиган Шевали, в руках рогатка.

Ворон кричит: кар-р, кар-р,

В печи балиш есть, есть.

Один бы я взял, взял.

Да в доме гости есть, есть.

Ведущая: - Здравствуйт ы кто такой мальчик? Почему ты сюда с рогаткой пришел?

Шевали: -А, исәнмесез, ребята! Исәнмесез апа! Я – Шевали.

Я Шевали, Шевали

Шалавливый мальчик

Возьму рогатку в руки,

Разгоню всех грачей в округе!

Ведущая: - Шевали зачем ты грачей гоняешь, стреляешь в них из рогатки!?

Шевали: - Они утром и вечером кричат: - Кар-кар, скоро снег растает кар-кар!

Ведущая: - Ребята, Шевали правильно поступает?

Дети: - Нет он плохо поступает.

Шевали: - Почему это я поступаю неправильно, кому нужны эти бесполезные вечно кричащие птицы? Я ведь не только грачей, но и в воробьёв, синичек и в других птиц стреляю. Хи-хи-хи как хорошо!

Ведущая: - Эх, Шевали, Шевали, ты не только просто шалунишка, ты хулиган!

Шевали: - Это почему же, апа?

Ведущая: - Дети, расскажите Шевали, какую пользу приносят птицы?

1 Ребёнок: - Они деревья защищают от разных вредных насекомых.

2 Ребёнок: - Птицы защищают и другие растения цветы, травы, кустарники.

3 Ребёнок: - В полях птицы защищают пшеницу, рож и другие культурные растения от насекомых.

4 ребёнок: - Они украшают мир своим красивым пением!

Ведущая: - Вот теперь ты понял, Шевали почему нельзя обижать птиц?

А сегодня мы собрались здесь для того, чтобы весело отпраздновать праздник «Карга боткасы»!

В старину люди думали, что грачи на своих крыльях приносят весну из тёплых стран. Поэтому когда растает снег весело зазвенят ручейки татары приветствуя грачей отдавая им дань уважения готовили особенную кашу « ботка» « Карга боткасы» и устраивали праздник.

В праздничный день деревенские ребятишки изображая грачей расправив руки как крылья, бегали по селу и созывали народ на праздник.

Наши девочки знают этот обряд и сейчас они его вам покажут.

1-й ребенок:

- Өйдәме түтәй

Тизрәк бир күкәй.

Бирсәң безгә өч күкәй,

Тавыгын салыр йөз күкәй,

2-й ребенок:

Май кирәк, ярма кирәк.

Карга туена бар да кирәк.

3-й ребенок

Тагын булса он чыгар.

Пешерәбез без чумар.

Ведущая: А вот ещё один обряд посмотрите в исполнение мальчиков грачей.

Динар: - Карга әйтә: кар, кар,

Туем җитте, бар, бар!

Мурад: - Ярма, күкәй алып бар,

Ипи-чәен алып бар,

Ратмир: -Сөт-маеңны алып бар,

Кар, карр, карр!

Танец: “ Язгы кошлар” (“Танец весенний”)

Ведущая: - Хозяйки угощали детей гостинцами, взрослые и дети шли к берегу речки или к пригорку разводили костры подвешивали котел и готовили кашу из крупы масла или варили похлёбку из муки и яиц. А пока готовилась каша дети играли в разные игры, пели песни, веселились.

Поев кашу клали долю и для птиц. Поверие гласит: “ Кто поест кашу “Карга боткасы” тот весь год будет здоровым и счастливым.

Шевали: - Мне очень стыдно, я всё понял. Люди из уважения к птицам устраивали праздник, а я стрелял в них из рогатки. Я больше никогда не буду этого делать. Простите меня апа, простите меня дети! И рогатку мою сожом в этом костре!

Ведущая: - Простим, Шевали? Но он должен попросить прощения и у птиц. Зимой, весной заботиться о них: Зимой развешивать кормушки и следить, чтобы в них всегда был корм. Весной мастерить скворечники.

Шевали: - Хорошо апа, хорошо! А можно я останусь на вашем празднике?

Ведущая: - Конечно оставайся, Шевали.

Продолжаем наш праздник и сейчас мы поиграем в игру “Уголки”.

Игра “Уголки”

По четырём сторонам зала ставятся стулья выбирают 5-х детей играет негромкая мелодия и произносятся слова:

Менә сезгә туры почмак,

Берегезгә юк почмак.

Җитезрәк кылансагыз,

Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел выходит из игры, приглашается другой ребёнок.

Игра “ Волшебный сад”

Панно на нём деревья четырёх цветов: красного, желтого, голубого, зелёного. Ведущая показывает птиц: Снигиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается один ребенок выбирает птицу должен назвать её по татарский, её цвет, охорактеризовать её : Синица- песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкенә, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принцыпу. Охарактеризовав ребёнок сажает птицу на дерево такого же цвета.

А наши дети татарской группы как птицы любят петь песни и исполнят песню: “Яз җитә”.

Шевали: - А теперь давайте еще поиграем!

Игра “ Найди себе пару”

“ Парлашип калу”

Играет негромкая мелодия. Шевали читает четверостишье.

Сандугачлар, былбыллар,

Тургайлар парлы була.

Кем уенда парсыз кала,

Шундук җәзасын ала.

Мелодия останавливается дети быстро должны найти себе пару, кто остался без пары исполняет какой либо номер: танец, стихотворение и т.д.

Игра “ Птицы перелётные – зимующие”

Ведущий называет птиц если птица перелётная дети летают по залу машут крыльями. Называет зимующую дети останавливаются присаживаются.

Ведущая: - К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами

Черные проталины на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны!

Вот и подошёл к концу наш праздник “Карга боткасы” . Ребята я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми любить природу, оберегать её и заботиться о пернатых наших братьях!

Сценарий татарского национального праздника “ Карга боткасы”

Встреча гостей с песней « 1. Ничек килдегез сез безг ә

Батмаенча диңгезгә (2 раза)

Кадерле кунак сез безгә

Ни хөрмәт итик сезгә (2 раза)

2.Ике каен янәшә

Яфраклары шаулаша(2 раза)

Ике туган бергә килгәч

Сандугач кук сайраша”(2 раза)

1 Ведущий : Исәнмесез кадерле кунаклар.Татар халык календаренда иң популяр, иң күңелле язгы бәйрәмнәрнен берсе, һичшиксез, карга боткасы. Рәхим итегез!

2 ведущий: Здравствуйте дорогие гости.

1 ведущий : Борын- борын заманда кешеләр нилектән җирдә яз булганын белмәгәннәр,ди. Алар ямьле җылы яктан кара каргалар алып килә икән, дип уйлаганнар. Шуның өчен карлар эреп, сулар ага башлагач, табигать изүләрен чишеп җибәреп, гөрләвекләргә таба, яңаруга-яшәругә йөз боргач каргалар килу хөрмәтенә бәйрәм ясый торган булганнар. Аны “ Карга боткасы” дип атаганнар.

2 ведущий : В давние времена люди думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник

« Воронья каша». Так они радовались прилету птиц и весне.

1 ведущий: Бу көнне балалар матур итеп киенгәннәр. Бергәләшеп өйдән –өйгә йөргәннәр-йомырка җыйганнар. Хуҗаларга рәхмәт әйтеп, изге теләкләр теләгәннәр. Халыкны бәйрәмгә чакырганнар. Шулай авылны урап уткәннән соң, ярма, май, сөт алып, табигатьнен иң куркәм җиренә - кардан ачыла башлаган су буйларына, ялан- кырларга яки тау битләренә җыелганнар. Учак тергезеп, казан асканнар, ботка пешергәннәр. Ботка пешкәнче, төрле уеннар уйнаганнар, җырлаганнар, такмаклар әйтешкәннәр. Аннан соң,бергәләп, ботка ашаганнар. Ботканы балалар узләре генә ашап бетермәгән, аның куп өлешен, каргаларга дип, ялан өстенә сибеп калдырганнар, чишмә суына корбан иткәннәр.

2 ведущий: До начала праздника ребятишки ходили по домам собирали яйца и разные крупы. Затем собирались на лужайке разводили костры и варили кашу из разных круп. Кашу варили в котле, пока каша варится, водили хороводы, устраивали состязания и народные игры.

1 в едущий : Балалар бу көнне бәйрәмгә хас булган келәү-теләүләр әйткәннәр, җирдән муллык, күкән яңгыр, кояштан җылылык табигат ьтән бәрәкәт , илгә туклык, гаиләгә иминлек теләгәннәр. Җаннары – таннары белән кояшлы җылы көннәрнең тизрәк килүен, язгы ташуларның тизрәк агып китүен көткәннәр.

2 ведущий : После игрищ и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши. Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая - воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третья - небу, чтобы было много солнечных дней и во - время шли дожди, а четвертая - воронам с благодарностью за то, что они принесли весну .

Песня “ Яз килә”

(выходят дети и читают стихи)

Ребенок 1: Ачылды ак калын юрган,

Исте апрель җилләре.

Кошлар кайта – сагындырган

Туып – үскән җирәре.

Ребенок 2: Көннәрен юлда үткәреп,

Куанышып очалар.

Канатларына күтәреп,

Яз китерә ич алар.

Ребенок 3: Ямьле, бик ямьле

Туган илебез.

Килегез, кошлар,

Безгә килегез!

(Выходят двое детей, переодетые в грачей.)

Ребенок 4: Кара әле, дустым, кара,

Кара карга очып бара,

Син беләсенме, Гөлсара,

Ул да бит сөйләшә ала.

Карга1: Мин карга, карр- карр,

Төздән эреп бетәр кар.

Карга2: Канатымда хатым бар.

Буен җитсә, тартып ал.

Дети: Укымый да беләбез бит

Хатында ни язылганын!

Бөтен кошлар һәм балалар

Матур язны сагынганын.

Карга 2: Казан аскансыз да бит, безне сыйларга сыегыз бармы соң ?

Карга 1: Әйдәгез, балалар, башта сый җыйыйк.

Әби: Саумысез, балалар. Бу нинди тавыш? Ни дип гөрләшәсез?

Карга 2: Балалар безнең килү хөрмәтенә бүген Карга боткасы үткәрә . Карр –карр.

Карга 2: Ботка пышар казанда,

Тәмле ис таралыр урамда.

Карр –карр, карр – карр.

Ведущий 1 : Әйдәгез без дә өйләргә барыйк, дусларны чакырыйк,сый хөрмәт җыйыйк

Ведущий 2: Ува жаемые гости приглашаем вас в деревню, чтобы пригласить друзей на праздник и собрать продукты для « Вороньей каши»

Ведущий1:

Əйдəгез, əйдəгез!

Ал чия төплəрендə,

Гөл чия төплəрендə,

Сулар сибеп үстерəлəр

Тəрəзə төплəрендə.

( Все гости, и организаторы праздника отправляются собирать продукты для каши, исполняя татарские народные песни)

Ведущий 1: Беренче өй янына җырлап килеп тә җиттек.

Ребенок 1:

Өйдəме түтəй?

Бир,зинһар, күкəй.

Бирсəң безгə өч күкəй,

Тавыгың бирер йөз күкəй

Ребенок 2:

Эй, хозяева!
Открывай ворота
Если дашь нам пять яиц

Твоя курочка снесет сто яиц!

Дети:

Уйныйбыз да, җырлыйбыз да

Гармун кулларыбызда.

Алсу гөллəр чəчəк атсын

Йөргəн юлларыгызда.

( Əби чыга,сый бирə. Икенче өй янына баралар. Шулай итеп өйдəн өйгə йөрилəр).

Ребенок 1:

Өйдəме түтəй?

Кызганма түтәй-

Май кирəк, ярма кирəк,

Карга туена бар да кирəк.

Тагын булса, он чыгар,

Пешерербез без чумар.

Ребенок 2: Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,

Не жалей еще муку.

Ребенок3: Шикәр кирәк тоз кирәк,

Чыгар, түтәй тизрәк

( Апа чыга, телəклəр телилəр, бəйрəмгə чакыралар).

Дети:

Ал да итəрбез əле,

Гөл дə итəрбез əле.

Матур җырлар җырлый- җырлый,

Бəйрəм итəрбез əле.

Ведущий1 : Менә без боткага кирәкле бөтен әйберләрне дә җыеп алдык. Менә кунаклар бар да бар май да, ярма да күкәй дә, ит тә. Ботка бик тәмле булыр

Веду щ ий 2 : Хозяева были очень щедрые, собралось много продуктов. По- моему самое время варить “ Воронью кашу”.

Ведущий1: Сый җитәрлек булды, карга боткасын пешерергә кай тирәгә барыйк әле.

(Все отправляются на поляну и отдают подукты Әби)

Ведущий1: Әй әбекәй, әбекәй,

Пешер безгә тәмлекәй.

Пешер безгә ботка да,

Пешер бераз әлбә дә .

Ведущий 2: Тагын булсын күкәй,

Шикәр булсын, тәмле чәй.

Рәхмәт әйтеп әбекәй,

Без итәрбез чәбәкәй.

Әби: Булыр, кунаклар, бары да булыр.

Карга килер – казан асар,

Торна килер – тоз салыр,

Саескан килер – салма салыр.

Песнәк килер – пешерер,

Чыпчык килер – тикшерер,

Карга ашап бетерер.

Кап – та коп!

Әби : Без ботканы пешерергә куйыйк, сез күңел ача торыгыз.

Ведущий 2: Пока каша готовится мы поиграем в народные игры

(Веду щ ие проводит игры)

    Чүпләшү

    Чума үрдәк, чума каз

    Музыкал ь ная палочка (передают тюбетейку под музыку)

    Ношение яи ц ложками

    Бег в мешках

    Разбей горшок

    Яулык салыш

Әби: Кунаклар, уеннарыгыздан туктап торыгыз ботка пеште. Әйдәгез табынга рәхим итегез. Өстәл артына утырыгыз.

Менә бусы –Җир анага.

Җир атасы-җирән сакал.

Җир анасы- асыл бикә.

Түбәсенә туклыгың бир,

Тамырына ныклыгың бир.

Ил өстенә муллыгың бир,

Ил эчендәбезгә дә бир.

Менә бусы –суга,

Су иясе тотмасын.

Менә бусы күккә,

Яңгыр бирсен.

Кояшлы, җылы көннәр булсын!

Илгә туклык, гаиләгә иминлек килсен!

Әби : Ә монысын канат очларында язны алып килгән өчен каргаларга бирәбез. Ә калганы сезгә, кунаклар. Утырышегез. Сыйланыгыз. Муллык килсен. Бәхет килсен. Балалар сау-сәламәт үсегез, тәүфыйклы булыгыз.

(Во время трапезы, исполняются музыкальные номера)

Ведущий 1 : Рәхмәт, әби, сыйладыгыз,

Тагын шулай кыйланыгыз.

Ведущий 2: Ашаттыгыз, эчерттегез,

Җырлаттыгыз, биеттегез,

Кеше арасына керттегез.

Ведущий 1: Хөрмәтле дуслар! Иң күңелле язгы бәйрәмнәрнең берсе “ Карга боткасы”бәйрәме ахырына якынлашып килә

Ведущий 2: Рәхмәт сезгә! Рәхмәтләр яусын. Уважаемые гости на этом праздник татарской культуры “ Воронья каша подошел к концу. Всем большое спасибо.

МБОУ Починковская ООШ

Сценарий татарского национального праздника

Карга боткасы”

Учитель татарского языка и литературы

Арасланова Марьям Яхиевна

Починки, 2014 г.

Цель:

    Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.

    Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.

    Воспитывать межнациональную дружбу.

Оборудование: Макеты деревенских домов, деревьев и кустарников, гармошка, и магнитофон, зеленый платок, тюбетейка, скатерти, тарелки и ложки по числу детей.

Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике "Грачиная каша", изучение закличек, песен, игр, грачи оригами.

Ход праздника

Зал празднично украшен. Пейзаж весенней полянки. Звучит веселая мелодия.

Воспитатель. В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы". Они радовались прилету птиц и весне.

Здравствуй, милая весна.
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей.

Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.

1-й ребенок.

Эй, хозяева!
Открывай ворота
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц!

Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику.

2-й ребенок.

Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку.

Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику.

3-й ребенок.

Кар-кар кричат грачи,
Есть бялеш в печи,
Если в печи бялеш есть
Значит дома гости есть!

Из дома выходит хозяйка и выносит бялеш. Дети встают полукругом.

Песня "Весна пришла" (муз. Л. Хайретдиновой, сл. народные)

4-й ребенок.

Грачи за морем были
Весну-красну добывали.
В родные края прилетели,
Над нашей землей закружили.

Танец "Грачи прилетели" (дети в костюмах исполняют танец)

Воспитатель. Вслед за грачами вернулись и другие птицы.

Песня "Жаворонки" (муз. М. Музафарова, сл. А. Бикчантаевой)

Воспитатель. После прилета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов.

Тили-тили, птички пели
Взвились - к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.

Эстафетная игра "Построй гнездо"

Воспитатель. Ребята, нынче хозяева были щедрые, собралось много продуктов. По-моему, самое время варить грачиную кашу. А пока каша готовиться мы поиграем в народные игры:

1) игра "Зеленый платок";

2) игра "Тюбетейка";

3) игра "Колечко".

Воспитатель.

Вот и каша готова
Поиграли и плясали,
Грачей весело встречали,
А теперь пора настала
Вкусной кашей угощаться.

Стелятся скатерти, дети садятся вокруг и угощаются кашей

ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КФУ

ПРОЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

по использованию национального искусства
как средства художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста

“КАРГА БОТКАСЫ”

Выполнила:

Манько Галина Ивановна

музыкальный руководитель

МАДОУ № 97

Московского района

г. Казань 2014 г.

“КАРГА БОТКАСЫ”

(весенний праздник “Грачиная каша”)

Оборудование : макеты деревенских домов; пейзаж весенней полянки, костюмы грачей, панно с изображением деревьев четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого; карточки с изображением птиц (снегиря, синицы, скворца, голубя); макет костра, казан с кашей, гостинцы.

Действующие лица : ведущая, Дед и Бабушка – педагоги, грачи – дети.

Под звучание татарской народной мелодии на курае дети заходят в зал.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы пригласили Вас на древний весенний праздник татарского народа – “Карга боткасы” (“Грачиная каша”).

Этот праздник уходит корнями к нашим истокам, к вере предков в бога Тенгри и в богов – покровителей лесов, полей и рек, к желанию жить в гармонии с окружающей природой.

Очень давно люди не знали, почему наступает весна. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи, поэтому, когда снег начинал таять и прилетали грачи (обычно в конце марта – начале апреля), люди в честь их прилета устраивали праздник. Этот праздник назвали “Грачиная каша”. В этот день наряженные дети ходили по домам, собирали продукты для каши: крупу, масло, молоко, соль, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник.

Все дети: Карга килә, казан аса,

Торна килә, тоз сала,

Песнәк килә пешера,

Чыпчык килә тикшерә,

Ә бу ашап бетерә.

Ведущая: Народ собирался на возвышенности, на берегу реки, зажигался костер и в большом казане ставили варить кашу. А пока она варилась, пели, плясали, играли, веселились.

И мы с вами сегодня тоже проведем праздник “Карга боткасы”.

Ребенок: Полюбуйтесь, весна наступает!

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Песня “Яз килгән” (“Весна пришла”)

(слова Наили Яхиной, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Бүген бик җылы тышта,

Карый алмыйм кояшка.

Кояш бик юмарт көлә.

Кушымта: “Чык, чык” – ди кояш.

“Уйнарга чык”, - диде яз.

Лә-лә-лә…

“Уйнарга чык”, - диде яз.

2. Нинди матур көн бүген,

Ауты яз көләч күген.

Чыпчыклар черелдәшә,

Бергә көлешә.

Кушымта:

3. Кем шакый тәрәзәгә?

“Тик-тик”, - дип хәбәр бирә.

Ул тамчы тама икән

“Җылы яз килгән”!

Кушымта:

1. За окошко я смотрю,

“Здравствуй”, - солнцу говорю.

Голубые небеса, к нам пришла весна.

Припев: Кап, кап, тает лед.

Это к нам весна идет.

Ля-ля-ля…

Солнышко играть зовет.

2. Веселятся воробьи,

Скоро зазвенят ручьи.

Будет травка зеленеть,

Птицы – песни петь.

Припев:

3. Во дворе уже тепло,

Кто стучит в мое окно.

Это капельки стучат,

Здравствуй, месяц март.

Припев:

Ребенок: Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения

И, значит, настроение

У всех людей весеннее.

“Март-апрель” әйлән-бәйлән уены

1. Кара каргалар килә, очу хәрәкәтләрә

Түбәдән тамчы тама бармак очлары белән чүгәләп

Идәнгә чиртәләр

Көндез көн җылы булә куллары өстә чайкала

Суыта кичкә таба чүгәпиләр

Тамчылар бии тып та топ уң кул бармакларын сул кулның

Учында уйнаталар

Аларны булмый туктатып, урынна-рында сикерәләр

Алар яз китерәләр кул чабалар

2. Гөрләвекләр агалар, ике кулны кушып дулкын сыман

Хәрәкәт ясыйлар

Күктә кояш елмая. кулларын як-якка җәяләр

Каңгылдашып торналар, кулларын өскә күтәрәләр

Төзелеп үтте бая очу хәрәкәтләре ясыйлар

Инешләрдә коема чуму, йөзу хәрәкәтләре

Канатланып үрдәк, каз. канынган хәрәкәтләр ясыйлар

Җирне яшәртеп безгә, кул чабалар

Гөлләр алып килә яз. кул чабалар

Ребенок: Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой,

Прилетают все весной!

Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)

(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Тып-тын һава, нурлар ява,

Көн аяз.

Бар дөньяга нурлар сибеп.

Килә яз.

Кушымта: Кил син, язым, тизрәк кил,

Бик сагынып көтәбез.

Җырлар җырлап, сөеп, зурлап,

Сине тәбрик итәрбез!

2. Ашыгабыз сине тизрә

Күрергә.

Ящь үләннән ялан тәпи

Йөрергә.

Кушымта:

3. Кил син тизрәк, бөтен дөнья

Уянсын.

Сайрар кошлар, күбәләкләр

Куансын.

Кушымта:

1. Дружно мы весну встречаем

После вьюг.

Солнце ярко освещает

Все вокруг.

Припев: Приходи весна, скорей,

Землю солнышком согрей

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

2. Распускаются деревья

И цветы.

По траве зеленой бегать

Будем мы.

Припев:

3. Скоро птицы издалека

Прилетят.

Защебечут свои песни

Для ребят.

Припев:

Звучит фонограмма – кричат грачи.

Ведущая: Слышите, как кричат грачи? Это значит весна наступила, просыпается природа.

Ребенок: Грачи за морем были,

Весну – красну добывали.

(в зал залетают “грачи”)

В родные края прилетели

Над нашей землей закружили.

Грачи: 1. Мы работники-грачи,

Когда трудимся, молчим.

Чистим землю: ищем в ней

Вредных гусениц, червей.

2. Мы за морем побывали,

Много дивного видали,

Только Родина милей

Чуть весна – мы снова к ней.

Ведущая: Пляшут от радости птицы,

Солнца так много весной.

“Танец грачей”

Грачи: - Летим, летим из теплых стран,

(поочередно) - Летим, летим к своим друзьям.

Здравствуйте, здравствуйте, дети,

Рады мы нашей встрече!

Ведущая: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите птицы,

Что вы повидали?

Грачи: - В жарких странах жаркое лето,

(поочередно) - Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны - великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Ведущая: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в стране незнакомой?

Грачи: - Мы скучали по деревне,

(поочередно) - По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Ведущая: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

Дети-грачи исполняют песню.

Песня “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)

(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)

1. Бар күңеллелек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм

Бүген, бәйрәм бүген!

2. Яр башында тыңладым мин,

Бер суның дулкынмарын;

Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

3. Тыңладым әкрен генә искәндә,

Бәйрәм көн җилен;

Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

Дети-грачи садятся на свои места.

Ребенок: Давайте по домам пойдем,

Друзей на праздник позовем

И угощенье соберем.

Дети небольшой группой “махая крыльями” идут по залу.

Дети: 1. Карга әйтә: “Кар, кар,

Туем житте, бар, бар,

Ярма, күкәй алып бар,

Сөт-маеңны тагын ал.

Бар-бар, Бар-р-р!”

2. Кричит грачиха: Кар, кар!

Настал мой праздник, кар, кар!

Неси крупу, яйцо мне в дар

И масла, молочка, кар-кар!

Иди, иди, неси мне в дар-р-р!”

(“Балалар календаре”, Казань, 1990. Перевод А.Хисамовой)

Дети идут к первому дому, стучат.

Ребенок: Дома ли хозяева?

На кашу продукты собираем,

Всех на праздник приглашаем.

Всему рады, что дадите,

Все для каши пригодится.

Выходит бабушка

Бабушка: Вот, пожалуйста, крупа,

Угостить вас рада я!

Дети идут к другому дому, стучат.

Дети: 1. Өйдәме, түтей?

Тизрәк бир күкәй.

Бирсәң безгә өч күкәй,

Тавыгыгыз салыр йөз күкәй.

Май кирәк, ярма кирәк,

Карга туена бар да кирәк

2. Тетушка, ты дома ли?

Яйца дашь нам скоро ли?

3 яйца вы нам дадите –

Куры 100 снесут, поймите!

Масла дай, крупу подай.

Все на праздник дай апа!

Из дома выходит хозяйка и дает продукты.

Дети идут к третьему домику, стучат.

Дети: 1. Шикәр кирәк, тоз кирәк,

Чыгар түтәй, тизрәк!

2. Кар-кар, кричат грачи,

Есть бэлеш в печи.

Если в печи бэлеш есть,

Значит дома гости есть!

Из дома выходит дед и дает гостинца.

Дед: Менә балалар, бар, да бар,

Май да, сөт тә!

Күкәй дә, ярма да,

Ботка бик тәмле булыр!

Дети: Рәхмәт! (Несут угощение к костру)

Ребенок: Все для каши есть у нас,

Кашу будем варить сейчас!

Дед и бабушка: У вас все есть,

Мы кашу сварим,

А вы пока повеселитесь,

Поиграйте, порезвитесь!

Исполняется хоровод “Кария-Закария” (татарская народная мелодия).

Выходит ребенок и читает стихотворение
Ф.Зыятдинова “Хәерле көн телим”

Ребенок: Таңнар саен хәерле көн телим,

Аяз күкләр телим Җиремә.

Кояшлы көн телим бар кешегә

Һәм иминлек телим илемә.

Хәерле көн димен һәр бөҗәккә,

Хәерле көн телим гөлләргә,

Сөйкемлелек телим яшь кызларга

Һәм сабырлык телим ирләргә.

Юлчыларга хәерле юл телим,

Чәчәкләрга карап елмаям.

Җиргә якты җылы нурын сипкән

Кояшыма карап сокланам.

Танец “Язгы кошләр”

Ведущая: Солнце дарит нам тепло,

Чтобы все вокруг цвело,

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались,

И чтоб наши ребятишки

Всем почаще улыбались.

Ведущая: А сейчас все поиграем,

Кто здесь ловкий, мы узнаем!

Игра “Уголки”

(по четырем сторонам зала ставятся стулья, выбирают 5-х детей. Под звучание негромкой музыки дети говорят слова:

Менә сезгә туры почмак,

Берегезгә юк почмак.

Җитезрәк кылансагыз,

Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребенок).

Игра “Парлашип калу” (“Найди себе пару”)

(Под тихую татарскую мелодию звучат стихи:

Сандугачлар, былбыллар,

Тургайлар парлы була.

Кем уенда парсыз кала,

Шундук җәзасын ала.

Мелодия заканчивается, дети быстро должны найти себе пару. Кто остался без пары, исполняет какой-либо номер: танец, стихотворение и т.д.).

Дети: 1. Солнце улыбается,

Светит нам в окно.

С солнцем детям весело,

Радостно, тепло!

2. Солнце нынче не хмурится,

И не прячется в тень.

Солнце с нами на празднике

В этот радостный день.

Татарский танец с ведрами
(фонограмма песни “Идель буе каеннары”
музыка И.Шакирова, слова А.Еникеева)

Ведущая: На дворе весна-красна,

Очень нам она мила,

Солнцем жарким,

Светом ярким,

Клейкой почкой,

Первым цветочком,

Трактором в поле

И птицей на воле.

Ведущая: Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк.

Зур төркемдәге балалар белән уеннар оештыру:

“Җир сукалау” уены

Уенда ике бала катнаша. Алар залның бер ягында, ә залның икенче ягына – озын бау бәйләнгән уенчык тракторлар. Уйнаучылар, тәрбияче сигналы буенча, бауны помгакка чорный-чорный, тракторларны үзләренә таба тартып китерәләр. Тракторы алдан килгән бала җиңүче була.

Ведущая: Мы, ребята, с вами и поем и пляшем, и играем. А вот интересно

Услышать, как дедушка и бабушка в детстве веселились.

Ребенок: Апа, бабай, идемте с нами веселиться!

Бабушка: Каждый взрослый загрустит,

Припомнив детства дни.

Но нам и грусть о них сладка,

Так любы нам они.

Дед: Печаль моя всего острей

Предпраздничной порой.

Играть хочу, как встарь

С друзьями-детворой.

Игра с калошами

Дед и бабушка приглашают детей поиграть

“Түбәтәй” уены

Балалар түгәрәкләнеп басалар.

Җырлый – җырлый, түбәтәйне

Бер -берсенә бирәләр:

Түбәтәеңне кигәнсең

Бик ераклардан килгәнсең

Төскә матурлыгың белән

Шаккатырыйм, дигәнсең.

Түп-түп, түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шул яз турында шигырь сөйли.

Бабушка: А вот старинная игра

“Что летает, а что не летает”.

В детстве мы любили в нее играть,

И с вами сейчас поиграем опять.

Игра “Летает – не летает”

(проводят бабушка и дедушка)

(Дети стоят по кругу или в шеренге. Бабушка и дедушка называют одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают, если летают, то поднимают руки вверх).

Дед: А загадки умеете отгадывать?

(ответ детей)

Дед и бабушка по очереди загадывают загадки:

1. Была белая да седая

Пришла зеленая, молодая.

(Зима и весна)

2. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

3. Я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

(Соль)

4. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться.

(Грач)

Ведущая: А мы знаем игры про птиц.

Бабушка, дедушка, вы с нами поиграете?

Игра “Волшебный сад”

(проводит с детьми бабушка)

(Панно, на нем деревья четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого. Ведущая показывает птиц: снегиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается 1 ребенок, выбирает птицу, должен назвать ее по-татарски, ее цвет, охарактеризовать ее. Синица – песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкенә, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принципу. Охарактеризовав, ребенок сажает птицу на дерево такого же цвета).

Игра “Птицы – перелетные, зимующие”

(проводит дедушка с детьми)

(Ведущая называет птиц: если птица перелетная, дети “летают” по залу, машут крыльями. Называют зимующую – останавливаются, присаживаются).

Дед: Не только в детстве мы играли,

Бабушка: Но и пели и плясали.

Навострите свои ушки,

Дед и бабушка (вместе): Сейчас споем мы вам частушки.

Дед и бабушка исполняют частушки “Ай дубыр, дубля”
(татарская народная мелодия)

1. Без урамнан узабыз ла,

Тимер чана сыздырып.

Йокын, килсә, йокла, җаный,

Уятырбыз сызгырып.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Зәңгәр яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

2. Аккош атсаң, ятып ат ла,

Тимәс микән түшенә?

Кич ятканда исәпләп ят-,

Кермәс микән төшеңә?

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Алсу яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

3. Биек икән йортыгыз ла,

Якты яна утыгыз.

Турыгыздан өч әйләндем,

Каты икән йокыгыз!

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Кызы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

4. Урам буе, юл буе ла,

Идел буе, су юлы.

Көттем, җаным, чыгарсың, дип,

Йокламадым төн буе.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Чуар яулыгыңны бәйләп

Кайтып киләсең каян?

5. Алмабакчасына кереп,

Алмага үрелдеңме?

Яна йөрәк ялкынланып,

Төтене күренмиме,

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Аклы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

Ведущая: Посмотрите, дед и бабушка

Как хорошо вам хлопают дети.

Они и сами готовы сплясать

На празднике от души.

Танец “Утер али”
(татарская народная мелодия)

Бабушка: Проверить, наверное уже пора,

Готова ли, бабай, наша каша?

Дед: По-моему самое время попробовать кашу.

(Дед и бабушка пробуют)

Ведущая: Сначала каша доставалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Потом – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Следующая порция каши – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Затем – грачам, да воронам с благодарностью за принесенную ими весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике.

(Дед и бабушка ставят казан с кашей на стол – в середине зала)

Дед и бабушка: Вот и каша готова,

Поиграли, поплясали,

Грачей весело встречали.

Песня “Грачиная каша”
музыка Ф.Шаймордановой, слова народные

(Дети встают в круг и поют песню. Во втором куплете качают сцепленными руками вперед-назад, а на вторую часть второго куплета – хлопают в ладоши справа и слева)

Ведущая: А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться!

(Дети садятся, а бабушка угощает детей кашей)

Дед: Вкусной каши принесли

Угощайтесь и вы, грачи!

Бабушка угощает кашей грачей, приговаривая:

“Каргаларга безгә матур

Язны алып килгә әчен”.

Ведущая: В народе есть такое поверье:

Кто пробует грачиную кашу,

Тот не будет болеть целый год,

Будет здоровым и счастливым!

Дед: Будьте здоровы,

Растите большими,

Малышей не обижайте,

Старших уважайте!

Бабушка: Живите дружно!

Будьте счастливы!

Дед и бабушка уходят

Ведущая: (обращается к грачам):

Спасибо вам, грачи, за весну!

Грачи: - Вас с весною поздравляем

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой

На столе всегда пирог.

Все грачи: Легких вам всегда дорог!

Песня “Бәхеттә, шатлыкта”
(слова и музыка Фарука Закирова)

1. Безнең гомер зур бәхет ул,

Кадерләрен белегез

Чын күңелдән теләкләрне

Бездән кабул итегез.

Кушымта: Бәхетте, шатлыкта,

Исәнлектә, саулыкта

Үтсен гомер юлларыгыз

Тазалыкта, байлыкта.

2. Салкынмарда тик сулмасым

Үстергән гөлләрегез

Таң нурыдай аяз булсын

Киләсе көннәрегез.

Кушымта:

3. Тормыш нурлы тормыш матур

Якты булсын күңелләр

Җырларбыз да, биербез дә

Озын булсын гомерләр.

Кушымта:

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник “Карга боткасы”.

Ребята, я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми, любить природу, оберегать ее и заботиться о пернатых наших друзьях.

Литература:

1. “Детский фольклор” Хисамова А.Х., Казань, 1997г.

2. “Казаным минем, Казаным” Мияссарова И.Х., 2003г.

3. “Балалар календаре”, Казан, 1990г. перевод А.Хисамовой.

4. “Күңел ачыйк бергәләп” (Бәйрәм иртәләре сценарийлары) Казан, “Мәгариф”, Нәшрияты, 2003г.

5. “Музыкально-эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста” ИПКиПРО РТ Казань, 2004г.

6. “Җырлыйк, уйныйк, мәнилләр” Сабирова С.М. – Чаллы, 1994г.

7. “Балалар бакчасында музыка” Шайморданова Ф.М., Казан, 1996г.

8. “Уйныйбыз да, җырлыйбыз да” Ахметов С., Чаллы, 1991г.

9. “Балалар бакчасынды музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия” Исхакова И.Г., Ишниязова З.Л., Вафина Т.В., Казан, Мәгариф, 1999г.

10. “Балачак бәйрәмнәре” Зарипова З.М., Гараева Г.Г., Гыйлаҗева Р.Г. – Яр Чаллы, 1994г.


Роза Шайхутдинова
Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»)

Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы » («Грачиная каша » )

Цель : - Познакомить детей с национальным праздником наших предков , с его историей и значением в жизни народа.

Развивать интерес к быту и культуре татарского народа .

Воспитывать межнациональную дружбу.

Звучит татарская музыка , дети старшей и подготовительной группы собираются на спортивном участке, украшенном шарами и флажками.

Ведущая : Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на праздник «Грачиная каша » . Давным - давно люди не знали, почему наступает весна. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи , поэтому, когда снег начинал таять и прилетали грачи , люди в честь их прилета устраивали праздник . Этот праздник назвали «Грачиная каша » . Люди со всех домов собирали крупу, масло, соль и ставили варить кашу. А пока она варилась, пели, плясали, играли, веселились. А потом ели готовую кашу, угощали ею всех, а оставшейся кашей угощали птиц.

Ведущая : Вот и кончилось время снега и и льда.

Берег реки затопляет вода.

День удлиняет, ночь убывает

Как это время, дети, называют?

Дети : Весна!

Ведущая : Человек открыл весну : за порог он вышел

И увидел ручеек и капель услышал

И понятно стало всем, что зима устала,

Что состарилась она и весна настала.

Дети :

Пришла пора весенняя

Пришла пора цветения

И, значит, настроение

У всех людей весеннее.

Деньки стоят погожие

На праздники похожие ,

А в небе - солнце теплое

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются

Ушла зима со стужами

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой

Прилетают все весной.

Исполняется песня «Яз килэ» .

В зал входят дети - грачи в костюмах .

Грачи : 1. Летим, летим из теплых стран

Летим, летим к своим друзьям.

2. Здравствуйте, здравствуйте, дети,

Рады мы нашей встрече.

Ведущая : Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Грачи : В жарких странах жаркое лето,

Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны - великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья - лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Ведущая : Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем Вы дружили в странах незнакомых?

Грачи : 1. Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью.

2. По скворечне, по деревьям,

По соседу - воробью.

Ведущая : Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Проводится игра с калошами .

Входит бабушка.

Бабушка : Вот и я пришла, крупу, соль, масло принесла. Здравствуйте, дорогие дети! Доброго дня вам, уважаемые гости! Я - бабушка Халима, пришла к вам на праздник .

Ведущая : Бабушка Халима, помогите нам приготовить кашу. Сначала соберем продукты, чтобы сварить кашу : крупу, масло, соль. Приготовим казанок, где будем варить кашу.

1 - ый ребенок (подходит к бабушке) : Здравствуйте, бабушка Халима! У вас крупа есть?

Бабушка : Вот вам, дети, крупа (отдает ведущей) .

2 - ой ребенок : Бабушка! Соли, масла мы возьмем, в казаночек отнесем.

Бабушка : Вот вам масло, вот вам соль, казаночек вот такой,вешает казанок на костер, кладет туда крупу, масло, соль.

Ведущая : Вот и собрали мы продукты. Пока бабушка будет варить вкусную кашу, мы немножко отдохнем. Ребята, дождик пошел. Неужели он хочет праздник нам испортить ? Нет, это теплый дождь, он хочет с нами поиграть.

Проводится игра «Солнышко и дождик» .

Ведущая : Бабушка, идемте с нами веселиться!

Бабушка : А загадки вы умеете отгадывать?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач )

Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду - от меня

укрываются.

(дождь)

В дверь, в окно

стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит.

(солнце)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая

(зима и весна)

Ведущая : Спасибо, бабушка Халима, может танец для нас станцуете?

Бабушка исполняет татарский танец .

Ведущая : Бабушка Халима, а теперь посмотри как наши дети танцуют.

Исполняется татарский танец с ведрами .

Бабушка : А давайте поиграем в игру.

Проводится игра «Что летает, что не летает» .

Ведущая : По - моему самое время попробовать кашу.

Вот и каша готова .

Поиграли и плясали,

Грачей весело встречали .

А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться.

Стелятся скатерти, дети садятся вокруг и угощаются кашей.

Затем бабушка раскладывает остатки каши на землю :

Вкусной каши принесли,

Угощайтесь вы, грачи !

Пожелайте вы дождя,

Чтоб полны были поля!

Ведущая : На этом наш праздник закончен , пора возвращаться в группу.

Бабушка : Будьте здоровы, растите большими, малышей не обижайте, старших уважайте. Живите дружно, будьте счастливы!