Изотерапия в логопедической работе. Изотерапия в работе логопеда

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт-терапия» был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья. Основная цель заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. Далее большое влияние в развитии изотерапии выразили психотерапевты гуманистической направленности.

Методы изотерапии включают пассивную форму — использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

Изотерапия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить , освободиться от сильных переживаний и конфликтов.

Изотерапия в работе с детьми широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя, малыш болезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими, травмирующими образами.

Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую и психокоррекционную функцию. Ее используют, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка выступает выявление и осознание трудновербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает. Темы рисования могут быть самые разнообразные, например, «личное прошлое и настоящее», «жизненные ситуации в которых я ощущаю себя неуверенно», «мой день», «кем я мечтаю стать», «что мне дала группа» и так далее.

Изотерапия для дошкольников

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не способны анализировать поступки окружающих, а также делать выводы. Они быстро в семье становятся зависимыми от напряжённой ситуации и ночных кошмаров. А направление арт-терапии через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, ревность, чувство одиночества.

Изотерапия успешно применяется в работе с детьми, у которых отмечаются нарушения слуха и речи, задержка умственного развития, !аутизм. Дошкольники, имеющие патологию нервной системы, благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами, педагогами, врачами и включаются с энтузиазмом в процесс психокоррекции.

Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений:

— личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;

— использование художественных готовых произведений.

На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил. Этот этап заключается в обучении анализу происходящего, а также самостоятельного оценивания своей проблемы. При этом малыш развивает выразительность речи и образное мышление. Потом специалист даёт свою интерпретацию рисунка, основанную на научных практиках, а также разбирает вместе с подопечным его художественную работу. Все рисунки после занятий обязательно сохраняются. На следующих сеансах при необходимости их сравнивают с новыми работами для оценивания развития ситуации. Этим методом эффективно заниматься курсом по несколько занятий, поскольку изотерапия в комплексе помогает быстрее добиться желаемого результата, а именно решает проблемы и учит смотреть на мир позитивно.

Изотерапия для дошкольников включает многообразные арттерапевтические формы работы с детьми. Особое внимание уделяется проблеме разрешения и переживания!страхов. Страхи выступают неотъемлемой частью каждого индивида. При определенных моментах страхи разрастаются и захватывают все человеческое существо целиком. Избегание страхов – это неконструктивный выход из ситуации. Страхи теряют свою силу, когда индивид смотрит им в лицо. Избавление от страхов представляет сложность для взрослого человека, а для ребенка выступает вдвойне сложным процессом. На помощь в таких случаях приходит изотерапия, позволяющая безболезненным способом вывести на физический план переживания, страхи, которые лежат глубоко в сознании.

При проведении изотерапии огромное значение приобретает творческий акт, а также внутренний мир творца, который выявляется в результате рисования. Психологи поощряют участников в спонтанности выражения своих внутренних переживаний на бумаге или холсте, не беспокоясь о художественном достоинстве рисунка.

По мнению Гольдштейна, творчество выступает одним из способов в преодолении страха, которое возникает из-за внутреннего конфликта человека, мешающего реализовать себя, как личность. Творческие личности лучше концентрируются, свою силу умело распределяют при преодолении препятствий и решении внешних и внутренних конфликтов. Основной источник деятельности человека, по мнению Маслоу, кроется в непрерывном стремлении к самовыражению и самоактуализации, однако эти проявления отмечаются у здоровых людей. У личностей невротического склада эта потребность зачастую нарушена, поэтому искусство выступает эффективным способом ее восстановления.

Некоторые исследователи относят рисование к средству снятия напряжения. Это происходит по причине возвращения к примитивным формам функционирования, а также удовлетворения бессознательных желаний. Художественное произведение вытесняет содержание комплексов из сознания и устраняет переживания отрицательных эмоций. Эта особенность приобретает большую значимость для тех, кому сложно выговориться, а вот через творчество выразить свои фантазии гораздо легче. Фантазии, изображенные на бумаге, зачастую облегчают и ускоряют вербализацию переживаний. В процессе изотерапии понижается защита, которая отмечается при привычном вербальном контакте, поэтому больному реальнее оценить свои нарушения. Рисование снимает барьер «эго-цензуры», который затрудняет выражение словесных, конфликтных, бессознательных элементов. Творчество позволяет открыть путь к бессознательному выражению фантазий и идей, которые отмечаются в значимой для пациента форме. Одна из техник изотерапии использует зарисовку сновидений, а также возникающих во сне чувств. Важно при анализе рисунков учитывать непосредственное воздействие на организм линий, цветов, форм. В Японии и Китае издавна в лечении нервных потрясений используется рисование иероглифов. Выяснилось, что при этом индивид полностью расслабляется и у него заметно понижается частота пульса.

Цели изотерапии:

1. Позволить дать выход негативным чувствам, включая агрессивности. Работа над рисунками, картинами выступает безопасным способом в выпускании пара и разрядки напряжения.

2. Облегчить лечение.

3. Получить материал для диагностических заключений и интерпретации.

4. Проработать чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Нередко невербальные средства выступают единственными в прояснении сильных убеждений и переживаний.

5. Наладить отношения между человеком и психологом. Совместное участие в процессе художественной деятельности способствует созданию взаимного принятия, а также эмпатии.

6. Развить внутренний контроль. Процесс рисования предусматривает упорядочивание форм и цвета.

7. Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.

8. Развитие художественных способностей, повышение самооценки.

Изотерапия для детей

Школьная адаптация – это проблема, с которой сталкивался каждый школьный психолог начальной школы. Его работа в этот период нацелена на приспособление малыша к новому коллективу. Если это спецшколы для детей-инвалидов, то актуальность проблемы адаптации стоит наиболее остро. Это вызывается рядом причин, в частности постоянным изменением состава класса из-за болезней учащихся.

Занятия по изотерапии с детьми-инвалидами рекомендуют осуществлять двум психологам в закрытой группе до 6-ти человек. Состав группы сохраняется тот же на протяжении всей программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю до 60 минут. Изотерапию рекомендуют чередовать с песочной терапией.

Первый этап – это первые три занятия, которые отмечаются пассивностью детей-инвалидов и ориентиром на детей лидеров.

Второй этап занятий – четвертое и пятое характеризуется повышением психического дискомфорта, а также тревожностью детей. Отмечаются они возникновением враждебности между участниками. При этом самооценка некоторых участников группы понижается, что проявляется в отрицании творческих возможностей.

На третьем этапе – шестое и седьмое занятия, дети готовы выражать разнообразные чувства, которые ими осознаются.

Четвертый этап, включающий восьмое, девятое, десятое занятие, отмечается усилением тревожности у детей.

Пятый этап – это заключительный, включающий последнее занятие.

Изотерапия упражнения

Предлагаем примерный план-занятия по изотерапии «Путешествие на сказочную поляну».

План занятия:

1. «Волшебная поляна» релаксационное упражнение.

2. Развитие ассоциативного воображения (игровые упражнения).

3. Выбор трех героев сказочного леса.

4. Игра в песочнице.

5. Рисунок «Нарисуй место, которое запомнилось тебе больше всего».

6. Итог занятия.

Материалы: аудиозапись «Звуки леса», ящик с песком, миниатюрные фигурки, вода, фломастеры, кисти, краски, карандаши, лист А4.

Ход занятия: занятие начинается с приветствия, которое должно сплотить детей, создать атмосферу группового принятия и доверия. Далее для включения в работу предлагается разминка, включающая в себя релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением. Детей рассаживают на стулья, которые поставлены в круг. Один взрослый читает текст, а второй взрослый проводит с детьми упражнение на расслабление. Цель упражнения снять мышечное напряжение. Далее проводят упражнение на развитие воображения. Детей просят рассказать об ощущениях и мыслях во время «путешествия».

Затем детям предлагают перейти к песочнице с влажным песком и показывают ее возможности: можно потрогать песок, раскопать дно, выстроить гору. Ребятам объясняют, что нельзя бросаться песком, разрушать то, что создал рядом «волшебник».

Игра в песочнице включает следующее содержание: детям предлагают отправиться в путешествие, для того чтобы обнаружить страну, в которой они будут жить первыми, где создадут сказочную, цветущую страну. Детям разрешается в сказочную страну взять только три героя и в неограниченном количестве деревья, дома, цветы. Затем психолог рассказывает сказку, создавая проблемные ситуации и отслеживая за реакцией детей, а именно, как они из них выходят. Окончание сказки преподносится психологом.

Следующая часть занятия — непосредственно изотерапия. Дети сидят за одним большим столом. Психолог дает инструкцию нарисовать героя или место песочной сказочной страны, которое наиболее запомнилось. Малышам предоставляют возможность самим выбирать средства и материал для изобразительной работы. В конце занятия подводится итог. Детям предлагают дать оценку занятия (что было хорошо — что плохо, что понравилось — что не понравилось) и для чего мы это делали.

Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Изотерапию можно назвать фундаментом арт-терапии, это самый распространённый вид терапии искусствами. В изотерапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения: краски (гуашь, акварель, акрил, масло), карандаши, масляная и художественная пастель, фломастеры, мелки. В общем, все, что может оставлять следы на бумаге. Хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на холсте, деревянных, стеклянных поверхностях, ткани. Чаще всего используется бумага, краски, карандаши или мелки.

Есть множество диагностических техник – это популярные среди психологов рисуночные тесты: "Дом-дерево-человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное" и другие. Вообще любой рисунок для арт-терапевта диагностичен.

Психолог Анастасия Ильина о том, что значат наши рисунки (прим.ред.)

Обращается внимание на то, что нарисовано (в том числе символическое значение этих объектов), в каком месте листа расположено изображение, учитывается размер нарисованного, то, каким цветом это изображено, какова интенсивность нажима и стиль рисования, различные дополнительные детали рисунка. Также всегда важно учитывать описание рисунка клиентом.

Преимуществом и главной целью изотерапии является перенесение внутренних представлений, образов на бумагу. Иногда клиент не знает, как описать свое состояние, не понимает, что с ним происходит, затрудняется описать чувства словами. В таком случае можно предложить ему нарисовать свое состояние, боль, переживания. Тогда арт-терапевт и клиент могут взаимодействовать через рисунок, в этом случае терапия становится более бережной, безопасной и вместе с этим эффективной.

Кроме того рисуночные техники прекрасно подходят для того, чтобы определиться с целями и преодолеть препятствия на их пути. Создавая цель в своем воображении, человек, как правило, не учитывает всех сложностей ее достижения. Или наоборот создает из-за страха искусственные препятствия. В этом случае перенеся свою цель и путь к ее достижению на бумагу, мы можем увидеть, с какими бессознательными ограничениями может столкнуться клиент и затем проработать эти трудности, найти дополнительные ресурсы, силу.


Популярное на сайте: Энергетическая живопись: терапевтичное искусство (прим.ред.)

Кроме того очень распространённым сегодня направлением является мандалотерапия .

Мандала – это рисунок в круге. Круглая форма символизирует картину мира человека, его отношения с реальностью, его внутренний космос. Психологический эффект от изображения мандал открыл Карл Густав Юнг. Он пришел к выводу, что мандала – это орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, избавиться от чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли. Мандала помогает человеку почувствовать себя целостным, одновременно развиваясь и совершенствуясь.

Популярно также раскрашивание мандал – в магазинах продается множество альбомов. В истоках техники раскрашивания лежат древнеиндийские мандалы, которые были не круглые, а квадратные, симметричные и имели правильную геометрическую форму. У каждой мандалы при этом было свое значение и цель раскрашивания.

Сейчас же современное раскрашивание альбома с мандалами превратилось больше в занятие для снятия стресса и успокоения. Существуют также и раскраски антистресс, картины для раскрашивания по номерам. Раскрашивая, человек выполняет однотипные монотонные движения, входит в легкое медитативное состояние, вследствие чего его нервная система разгружается, отдыхает и успокаивается.

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает педагогу-психологу толчок для творчества. Особый интерес при осуществлении развивающей работы с детьми представляет достаточно новый в настоящее время метод – арт-терапия.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества . Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Среди всех средств арт-терапии наиболее широкое применение у педагогов находит изотерапия

Цель изотерапии- повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка. То есть, изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенно важное в учебном плане. Это дает возможность развития силой воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции. Игры и упражнения, а также техника и материалы, которые используются на занятиях, учат детей общаться, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать для совместного детского и детско-родительского творчества.
корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:
-эмпатическое принятия ребёнка;
-создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
-эмоциональная поддержка ребенка;
Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией

Занятия изотерапией направлено на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями, занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалами. Использование терапии предполагает две формы это – групповая и индивидуальная.

Основным методом воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог партнерство.

Занятия по изотерапии с детьми старшего

Дошкольного возраста

Занятие «Почему люди сердятся?»

Программные задачи: учить детей понимать свой внешний и внутренний мир, окружающих людей, выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику, расширить круг понимаемых эмоций.

Материал: зеркало на каждого ребенка, книга К. Чуковского «Мойдодыр», пиктограммы «гнев», «злость», краска, кисточки, листочки.

Ход занятия:

Дети сидят в кругу. Педагог зачитывает детям отрывок из произведения К. Чуковского «Мойдодыр», где поэт описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы детям:

Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

Рассматривание иллюстраций художника А. Аленского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Упражнение «Зеркало».

Педагог предлагает детям перед зеркалом изобразить свой гнев, злость.

Рассматриваются пиктограммы «гнев», «злость». Педагог предлагает детям вспомнить и рассказать о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились. (Дети высказываются.)

Рассматриваются рисунки. Обращается внимание на цветовую передачу гнева, отмечается схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Занятие «Что мне нравиться в других и не нравиться

В самом себе»

Программные задачи : создать положительный эмоциональный фон; развивать способность понимать эмоциональное состояние свое и других детей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, испытывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение быть ласковым, передавать свои чувства друг другу правильным способом, критически оценивать свои недостатки, дать возможность высказать свои чувства друг другу и отразить их в рисунке, используя различную гамму красок, всевозможные линии и предметы, которые соответствуют чувствам детей, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Материал: мягкая игрушка «сердце», листы бумаги, краски, кисточки, музыкальное произведение со спокойной мелодией в записи.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель. Доброе утро! Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

Дети, держась за руки, цепочкой, проходят и садятся на стульчики, расставленные по кругу.

2. Психологическое упражнение «Золотой свет».

Воспитатель. Садитесь поудобнее и три раза глубоки вдохните. Представьте себе, что при вдохе ваше тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног... И когда выдыхаете, представьте себе, что то, что вам мешает, сейчас и нужно, покидает вас. Вы вдыхаете «золотой свет», а выдыхаете неприятные чувства. Дайте расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, ногам, расслабьте стопы и ладошки. А теперь каждый останется самим собой. И я обращаюсь к каждому из вас, не называя вас по имени, но все знают, что я обращаюсь к каждому.

Представь себе (с закрытыми глазами), что сейчас чудесный день, над тобой проплывает серое облако, на которое ты можешь положить все то, что тебе в себе не нравится, и все это улетит вместе с облаком.

3. Всплеск чувств и слов: что мне не нравится во мне.

Воспитатель. Откройте глаза и дайте волю своим чувствам и словам, расскажите, что же вам в вас не нравится.

Дети. Мне в себе не нравится... когда я не слушаюсь старших, ссорюсь со старшей сестрой, спешу и т. д.

4. Эмоциональный этюд «Радуга».

Воспитатель. А теперь представьте себе, что вы - бабочка, радуга, цветок... Нет никого на свете, кто думал бы, как ты, и чувствовал бы так же, как ты. Ты можешь радовать себя и других только радужными чувствами и добрыми словами.

Расскажите, что вам нравится в других детях (при этом дает игрушечное «сердце»). В хорошее слово мы вкладываем кусочек своего сердца. Мы будем передавать «сердечко» по кругу со словами: «Мне нравится в сидящем рядом со мной Никите, что он хорошо читает, что он красивый... и т. д.

Теперь, услышав о себе хорошие слова, вас переполняют чувства? Какие? (Радости, восхищения, счастья...) А как всем хочется их выразить? (Через танец, пение, рисование.) Каким цветом вы передадите свои чувства? А какими песнями?

5. Рисование своего чувства.

Воспитатель. Возьмите бумагу и нарисуйте, что в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие чувству. Можно рисовать линии, кружки, узоры, картинки. Надо постараться «выплеснуть» свои эмоции через рисунки.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют. Затем выходят в центр круга с рисунками, показывают их друг другу и говорят: «Мы вас любим!»

6. Итог занятия.

Воспитатель. Сегодня мы с вами учились выражать свои чувства и себе, и своим друзьям. Мы постарались заглянуть в себя, в свой внутренний мир, выразить свои чувства через рисунки. Я думаю, нам это удалось. Спасибо!

Занятие «Осенние зарисовки»

Программные задачи:

Учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке,

Развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку,

Закреплять навык изображения деревьев, кустов,

Формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно,

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.

Материал : картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.
Ход занятия:
1 часть. Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени.
-Назовите пословицы об осени!
Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Осень – перемен восемь.

Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.
Осень всех наградила и всё загубила.
Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения.
Подойдём к первой картине.
-Какое время года на ней изображено? Почему?
-Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?
-Как называют ноябрь?
Ноябрь - предзимник.
-Какие пословицы вы помните про ноябрь?
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза.
Огляните, под ногами осенняя слякоть.
-Какая земля (рыхлая, сырая, серая, тёмная) дорога (неровная, бугристая, в ямах) (Цвет, вид)?
Запачкали ноги, потопаем, почистим. (гимнастика для ног)
Вам не кажется, что- то капает на нас. Взгляните на небо.
-Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение?
Покажите мимикой.
Посмотрите вдаль.
-Какого цвета ноябрьская природа?
-Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они (опуститесь)?
-А которые близко к нам, какого размера? Покажите (потянитесь).
-Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?
Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал? Можно расслабиться. (психогимнастика «Холодно- тепло»)
-Как мы догадались, что ветра нет. (по деревьям и кустам)
Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми). Как он шумит в ветвях?
-ш-ш-ш-.(психогимнастика и звуковая гимнастика)
Ветер стих и замер лес.
А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дых. Упр.)
На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что- нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны. Тогда присаживайтесь.
-Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?
-Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой)
Воспитатель: Я предлагаю изобразить конец осени углём.
-Как мы держим уголёк?
Он поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения)
- А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти?
-Для чего нам салфетка?
2 часть.

А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по- своему чудесную осень в ноябре. Используется подсказки, вопросы, пояснения, указания, музыка.
3 часть.
Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой.
-Что больше всего на ноябрьских картинах?(простора, свежего воздуха)
Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может пахнуть поздней осенью (аромотерапия).
-Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы)
Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого – то сильный, у кого- то слабый.
-Как он раздувает волосы?
Путешествие по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся, понаблюдаем и полюбуемся живыми картинами поздней осени.

Занятие « Рисуем круги...»

Программные задачи: способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого ребенка, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым ребенком).

Ход занятия:

1. Настрой («разогрев»). Варианты упражнений:

Каракули.

Передача листа по кругу.

Рисунок по кругу.

2. Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

3. Коллективная работа.

Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочеться дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Дети прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах.

Модификации занятия «Рисуем круги...»

1. Свободный рисунок в круге

Каждому участнику для индивидуальной работы предлагается выбрать один или несколько кругов любого размера. (Шаблоны диметром от 3 до 30 см из плотной бумаги необходимо подготовить заранее.)

После того, как рисование в кругах завершено, участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы.

Далее «картины» прикрепляют к стене (доске), рассматривают, обмениваются впечатлениями. Занятие завершается рефлексивным анализом. Обсуждаются особенности индивидуальной работы и внутригруппового взаимодействия. Можно предложить участникам сочинить истории к рисункам.

2. Тематический рисунок в круге

Для создания композиции в круге задается тема. Например, «Белое и черное», «Счастье и горе», «День и ночь», «Хорошее и плохое», «Половинки моего «Я» и т. д. Главное, чтобы формулировки задания заключали в себе альтернативные понятия, контрасты, отражали двойственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Подобная работа побуждает человека к исследованию и осознанию собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей.

Занятие «Рисуем деревья...»

Программные задачи: развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем

Материалы:

Масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь - по желанию, бумага формата А4, большой лист ватмана. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций.

1. Настрой («разогрев») Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

Детям предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, - по желанию).

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние

Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

2. Поиск образа посредством движений под музыку

Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция (без слов).

Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес.

Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев.

Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует.

Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Толи дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками - листочками.

У психолога есть возможность обратить внимание на эффект социометрического выбора.

Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясъ между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.

Психологу важно понаблюдать, в каком из предложенных образов участник арт-терапевтического занятия чувствует себя более комфортно и уверенно.

3. Индивидуальная работа

Инструкции к этому этапу надо сообщить заранее, чтобы не нарушить возникшее у человека эмоциональное состояние.

Каждому ребенку предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.

На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.

Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.

4. Этап вербализации

Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать однако не стоит.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы:

Где твоему дереву хотелось бы расти: на опуш -ке или среди других деревьев?

Есть ли у него друзья и враги?

Боится ли чего-нибудь это дерево?

Грозят ли ему какие-либо опасности?

О чем мечтает это дерево?

Какое настроение у твоего дерева?

Это дерево скорее счастливо или несчастно?

Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

За что его любят люди?

Что снится дереву?

Какой бы подарок его обрадовал?

Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?

Большинство детей с удовольствием рассказывают будто бы про дерево, сообщая учителю много важных сведений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя.)

5. Коллективная работа

Представьте, что большой лист ватмана на полу - это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).

Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.

При желании, измените первоначальное местоположение вашего рисунка.

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно. Больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса.

6. Заключительный

Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями.

Вы можете обратиться друг к другу, например, с такими словами: «Пожалуйста, подари мне на память твое дерево» или «Позволь мне подарить свой рисунок на память тебе». Пусть эти подарки станут вашими счастливыми талисманами.

Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае психолог может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь человеку выйти из затруднительного положения, если тот по какой-либо причине стесняется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.

Занятие «Новогодние эмоции"

Программные задачи: расширять представления детей о чувствах; помочь соотносить цветовую гамму с образом, показать художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств

Материал: краски, кисти, листы бумаги, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Ритуал начала занятия "Новогодние пожелания друзьям".
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Четыре стихии".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  4. Упражнения "Новогодние краски", "Музыка зимнего леса", "Танец радости", "Краски моего настроения".
  5. Коллективная работа с красками.
  6. Этап вербализации: драматизация "В стране новогодних эмоций".

Занятие "Веселые и грустные кляксы"

Программные задачи: учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их проявление; развивать наблюдательность и активность

Материал: листы бумаги, кисти, краски

Ход занятия:

  1. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Веселые и грустные гномики".
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Волшебные капельки", "Краски музыки", "Краски грусти".
  3. Индивидуальная работа "О чем расскажет моя клякса?".
  4. Этап вербализации: проговаривание чувств, создание волшебства "Сказка моей кляксы ".
  5. Ритуал окончания занятия – оформление работ для выставки

Занятие "Волшебные превращения»

Программные задачи: монотипия – помогает в развитии умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ, снижении психоэмоционального напряжения, повышении уверенности в себе, развитии творческой личности

Материал: листы бумаги, кисти, краски

Ход занятия:

  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, ощущений.
  3. Создание монотипии: игры с красками, волшебные заклинания.
  4. Конкретизация увиденного образа, придумывание названия.
  5. Этап вербализации: использование техники активного воображения, метода личностной перспективы, вербальной и невербальной коммуникации.
  6. Рефлексивный анализ: рассказ об ощущениях, оформление работ для выставки.
  7. Ритуал окончания занятия

Игры и упражнения по изотерапии с детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Стоп».

Цель: Снятие психологической инерции

Для игры понадобятся стандартный лист бумаги и фломастер. Дети рисуют с закрытыми глазами общий рисунок, передавая его по кругу до сигнала «Стоп!». (Сигнал даёт педагог.) Каждый из детей, получив незаконченное изображение, пытается его дорисовать до определенного образа.

Игра «Мой цветок».

Цель : Развитие творческого мышления

Предложить нарисовать любой цветок с определённым настроением (весёлый, грустный и т. д.)

Упражнение коллективный рисунок «Веселая семейка»

Цель: развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии.

Ведущий просит детей рассказать, зачем люди берут в дом кошек и собак.Затем детям предлагается на большом листе бумаги нарисовать дружную семью, где всем хорошо. Дети распределяют между собой, кто кого нарисует, и каждый выбирает место на листе.

Игра «Портрет лучшего друга»

Цель: Развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

Кого ты считаешь своим самым хорошим, лучшим другом?

- Какими качествами обладает этот человек?

- Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
- Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.

Скажи ему, если он в чем-то не прав.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми

Спокойно принимай советы и помощь других ребят,

Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

Упражнение «Волшебный дождь»

Цели: развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, снятие психо-эмоционального напряжения, стимулирование воображения,

Перед детьми - большой лист бумаги. В руках - старые зубные щетки и карандаши в качестве «волшебной палочки». Опуская щетки в жидкие краски и легко постукивая по ним «волшебными палочками», дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название.

Игра «Мои родители»

Цель: выявление внутрисемейных отношений.

Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем воспитатель анализирует как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и.т.д.

Упражнения по изотерапии для детей и родителей

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ЦВЕТОВ

Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.

Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.

Описание упражнения:

«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»

Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю.

«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!
Жёлтый говорил:
- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!
Синий же отвечал:
- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!
- Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.
- Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.

И так они спорили и спорили…Спорили и спорили…
Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий….
А, когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. - Друзья! – обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо!
Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.
- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!
И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»

После этого предложите ребёнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать - жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:

«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!
Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»

Когда «чудо» произошло, и получился зелёный цвет:

Спросите ребёнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;
- спросите из-за чего спорили жёлтый и синий цвет;
- почему потом они решили больше не ссорится;
- проговорите ещё раз, что понадобилось сделать для получения зелёного цвета;
- предложите поэкспериментировать со смешением других красок;
- нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета. Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всё в нём хорошо по-своему. Как важно жить дружно.


Примечание: Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещё и показывать ребёнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.

КОНВЕРТЫ РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЙ

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения:

«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)
Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.

Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.
Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы.
Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

КОТЕЛОК ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ

Цели: развитие воображения; повышение уверенности в себе.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;
набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин.

Описание упражнения:

«Сегодня мы с тобой побудем настоящими волшебниками, и сварим отличное настроение! Да-да, именно его! А знаешь как? Для этого у нас с тобой есть волшебный рецепт!

Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Теперь мы это перемешаем!
Заглянем под крышку…
А там у нас у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!

Итак, что же нам потребуется? Озорное веселье, баловство, шутки, небес синева, солнечные зайчики, лучшие сны и голос мамы.
Ты готов/а приступить к волшебству? Да? Тогда начинаем!»

Выберите вместе с ребёнком какую-нибудь красивую кастрюльку.
Дальше решите, что из волшебных ингредиентов вы нарисуете, слепите из пластилина, а что просто озвучите или изобразите другим способом.
Допустим, небо, улыбку, и иллюстрацию к лучшему сну можно нарисовать или слепить из пластилина. Солнечный зайчик и озорное веселье изобразить с помощью пантомимы, а шутку просто рассказать.
Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы – начинайте волшебство.
Взяв котелок, начинайте вместе с ребёнком читать стихотворение и по ходу его добавляйте соответствующие компоненты. То, что сделано своими руками – кладите в котелок, то, что вы решили изобразить пантомимой - покажите. А то, что захотели сказать – скажите, заглядывая внутрь котелка.
По завершению упражнения спросите ребёнка, что ему больше всего понравилось? Хотел бы он что-нибудь изменить в рецепте, добавить что-то своё?
А что бы он ещё хотел сварить?
Пофантазируйте, приготовьте что-нибудь по своему рецепту.

Примечание: Данное упражнение хорошо использовать и в такие моменты, когда у ребёнка непосредственно случилась какая-нибудь неприятность, он о чём-то грустит, переживает. Проговорите с ним, что именно его беспокоит, и предложите вместе «поколдовать». Придумайте, что бы ему в этой ситуации помогло, что для этого можно приготовить – и воплотите задуманное

НАШ СЕМЕЙНЫЙ ПЛАКАТ

Цели: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.

Описание упражнения:

Примечание: постарайтесь, что бы эти кармашки заполнялись всеми членами вашей семьи. Благодаря этому ребёнок сможет быстрее понять и усвоить семейные ценности, и что особенно важно - почувствовать сплочённость своей семьи.


Данный материал могут использовать в своей работе логопеды , воспитатели детских садов.

Использование на занятии представленных приёмов изотерапии предоставляет педагогу разнообразные возможности в плане повышения мотивации к выполнению заданий, преодоления негативизма, развития зрительно-моторной координации,мышления, речи.

Упражнение «Закрашиваем зеркало»

Задачи : активизация диалогической речи, закрепление знания названий частей лица, развитие пространственной ориентировки, стимуляция указательного слова «Вот» .

Ход упражнения.

Взрослый сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем взрослый вместе с ребёнком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской,чтобы постепенно смывая краску влажной губкой рассказывать ребенку о его частях лица,стимулировать ребенка к сопряженному или повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит : «Где Саша? Вот!» , побуждая ребенка к активной речи. Важно, чтобы действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.

Упражнение «Овощные печати»

Задачи : развитие слухового внимания, закрепление лексической темы «овощи» , совершенствование умения соотносить ритмы движений со слуховым ритмом, повышение самооценки.

Ход упражнения.

Взрослый демонстрирует ребёнку кусочки овощей (свёклу, томат, тыкву и т. д.) Ребёнок определяет, от каких овощей отрезаны кусочки : в зависимости от речевых возможностей произносит названия сопряженно со взрослым или указывает на соответствующую картинку . Затем взрослый выдаёт ребенку ватман и предлагает поиграть в «директора» ,«начальника» : поставить овощные печати. Взрослый произносит название овоща, ребенок ставит оттиск на ватмане соответствующим кусочком. Опыт овощного рисования способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне.

Упражнение «Рисование ладошками»

Задачи : формирование умения соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения.

Взрослый предлагает ребенку, воспользовавшись пальчиковыми красками и ватманом, оставить отпечатки ладоней. Одновременно с прикладыванием руки к бумаге ребенок произносит слог

(цепочку слогов ) вслед за взрослым. То же самое упражнение проводится во время рисования подушечками пальцев.

Упражнение «Части тела»

Упражнение проводится при закреплении соответствующей лексической темы.

Задачи : совершенствование соматогностических представлений, активизация слов : нога, рука, ухо, щека, живот .

Ход упражнения.

Взрослый обмазывает части тела (нога, рука, ухо, щека, живот) ребенка пальчиковыми красками, ребенок оставляет «след» на большом ватмане, называет часть тела, которую он «отпечатал» .

Упражнение «Рисуем на льду»

Задачи : активизация слов «кап» , «лед» , развитие тактильного и зрительного восприятия.

Ход упражнения.

Взрослый заранее изготавливает достаточно большой кусок льда. Демонстрирует его ребенку, дает его погладить, затем оставляет кисточкой кляксы на льду, стимулирует ребенка к произнесению «кап» , «лед» .

Упражнение «Салют»

Задачи : активизация слова «салют» , развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Ход упражнения.

На темном фоне взрослый совместно с ребенком размазывает цветные кусочки пластилина, стимулируя ребенка к произнесению слов «салют» , «ура» . Желательно показать ребенку мультимедийную презентацию, видеофрагменты различных салютов. Провести эту игру 9 мая - для того, чтобы слова «праздник» , «салют» закрепились в лексиконе ребенка.

Упражнение «Волшебные нитки»

В арттерапии существует отдельная техника «ниткопись» , на ее основе построено это упражнение .

Задачи : активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развития мелкой моторики.

Ход упражнения.

Взрослый показывает ребенку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Например, контуры овощей и фруктов. Ребенок может выполнять упражнение совместно со взрослым, «рука в руке» или самостоятельно.

Упражнение «Фруктовая картина»

Задачи : активизация лексикона по теме «Фрукты» , ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения.

Взрослый демонстрирует ребенку большой лист картона и упаковку из-под сока с изображением фрукта. Взрослый совместно с ребенком вырезает изображение фрукта, просит ребенка наклеить на большой лист и назвать, что он наклеил. Взрослый поручает ребенку собирать и приносить упаковки из-под сока, чтобы составить большую картину .

Упражнение «Фруктовая аппликация»

Задачи : ознакомление ребенка со словами : семя, кожура; развитие воображения.

Ход упражнения.

Взрослый (при изучении натуральных фруктов) предлагает ребенку очистить от кожуры лимон, киви; достать из лимона косточки. На большом листе бумаги или в индивидуальном логопедическом альбоме взрослый предлагает ребенку составить аппликацию : разрезать кожуру лимона на полоски - наклеить солнышко; семя лимона - камушки; кожура - личи - ежик; кожура киви- земля и т. д.

Игра «Магазин»

Задачи : активизация лексикона по выбранной теме.

Ход игры.

Взрослый заготавливает различные тематические наклейки, в зависимости от изучаемой лексической темы. На картоне изображаются прилавки магазина, взрослый совместно с ребенком наклеивает стикеры на «прилавки» , называя изображение.

Игра «Волшебный крем»

Задачи : активизация простых слов, развитие воображения.

Ход упражнения.

Взрослый показывает ребенку детский крем. Далее взрослый рисует кремом (выдавливая из тюбика или размазывая по руке ребенка) различные фигуры, по контурам похожие на какие- либо предметы, названия которых необходимо закрепитьв лексиконе ребенка : часы, весы, бак, изюм и др. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий. В конце игры можно предложить ребенку поменяться ролями для того, чтобы и он попробовал рисовать кремом на руке взрослого .

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.