Что такое логопедия в детском саду. Занятия с логопедом в саду: почему важно заниматься? Зачем нужны логопеды

Конспект

Открытого логопедического занятия

в старшей логопедической группе

по теме «Семья» .

Цели:

1.Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;

2.Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;

3.Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;

4.Коррекция внимания.

5.Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.

Примерный словарь:

Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.

Оборудование: костюмы героев сказки «Репка», декорации деревни, каучуковые мячи, сюжетная картинка Семья, костюм Федотки, костюм бабушки, магнитофон, песня «Семья», .

Ход занятия:

ЛОГОПЕД: Уважаемые взрослые мы с ребятами приглашаем Вас в сказку. Добро пожаловать!!! (звучит музыка, открывается занавес, перед избушкой происходит действие)

  1. Оргмомент « Репка».

(Под текст логопеда дети выходят из кулис в костюмах героев сказки выполняя движения)

Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет-вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку. Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку. Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянули репку!!!.

Дед: если б не моя семья, один не справился бы я.

Логопед: как вы думаете, про что наша сказка сегодня?

Дети: про семью!

Логопед: Какая семья в сказке Репка?

Дети: крепкая, дружная.

2.Назови ласково:

Как назовём ласково деда?

Дед - дедуля, дедулечка, дедуленька .

Бабка- бабуля, бабулечка, бабуленька.

Дочь - дочура, доченька, доча, дочурочка.

Внучка- внученька

3.Назовите нужное слово (антонимы)с каучуковыми мячами.

Мама худая, а бабушка (полная, толстая)

Папа высокий, а дедушка (низкий)

Внучка молодая, а бабушка (старая, пожилая)

4. Игра с мячами.

Логопед: А в каких семьях вы живёте?

Дети отдают мячи логопеду, отвечая на вопросы.

Кто назовёт имя отчество мамы,

Кто самый старший в семье,

Кто папа для мамы,

Кем являются друг другу бабушка и дедушка,

Кем ты являешься своему дедушке и бабушке,

Назовите своё имя отчество,

Назовите имя родной сестры, родного брата.

Передаём мяч по кругу:

Как можно сказать про маму, про папу, про бабушку, про дедушку, про сестрёнку

Ласковая, добрая, нежная, красивая, нежная, слабая?

Сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый

Старенькая, добрая, внимательная

Мудрый, умный, трудолюбивый

Послушная, заботливая

5.Федотка-сиротка.

Звучит музыка входит Федотка.

Плачущий Федотка: Здравствуйте, ребята.

Логопед: Послушайте внимательно.

Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама да папа, да тетушка…
Только дядя, да дедушка с бабушкой.

Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?

Сирота – это кто?

Есть ли у него папа, мама?

Бабушка, дедушка?

Кто еще есть у Федотки?

6.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Федотка проводит пальчиковую гимнастику-

(Логопед переодевается в бабку)

Федотка: - Ребята, повторяйте за мной

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

Федотка: Молодцы ребята, а вот и сама Маланья пожаловала

7. Игра «Бабушка Маланья».

Маланья: Здравствуйте ребятки-внучатки, а не поиграть ли нам

Педагог вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей

Закрыть брови указательным и средним пальцами.

С такими ушами,

Развести руки в стороны.

С такими глазами,

Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко.

С такой головой

Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг.

С такой бородой

Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели,

На неё глядели

Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок.

Делали вот так.

Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают.

Берут зеркала и садятся на заваленку.

8.Артикуляционная гимнастика «В гости внуки приходили».

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щёки

С ними худые -лишь кожа да кости

Втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы тянутся вперёд

Утром проснулись –в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот прополощем

Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

Блюдца поставим- положат блины нам

Широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо

Подуть на широкий язык

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

Чашки поставим, чтоб чаю налили

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

На нос подули мы чай остудили

Подуть с «Чашечки» наверх

Чаю попили никто не обижен

Чашечка» двигается вперёд и назад

Вкусный был завтрак -мы губки оближем

Кончик языка облизывает губки по кругу

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою игрушкой

Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем;

Нитки в иголки мы ей продеваем

Узкий язык выдвинуть вперёд

Бабушка швы на машинке строчила

Узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг её переключила

Узкий язык двигается вправо-влево

Петли иголкой она обметала

Кончик языка описывает круг за зубами

Пуговки круглые попришивала

Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели

Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Широкий язык упирается под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале

Широкий язык-под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко

Щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Вот на опушке мы видим грибочки

Присасываем язык к нёбу и открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: »БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.

Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.

9. Акробатический танец «Семья».

(внуки пляшут)

Логопед переодевается.

10. Наступил вечер . ( звучит музыка сумерек, потемнело, внуки увидели свет в доме, решили постучаться в дверь. Стук. Смотрят, что происходит в окне.)

Беседа по серии картинок .

Вечер.

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.

Проводится беседа:

«Наступило утро или вечер? Что делает мама? С кем играет папа? Какой Ванечка? Кто Ванечка Наташе? А маме? Где Наташа делает уроки? Что делает Наташа? Как зовут кота? С чем играет кот? Что может делать мама, малыш, школьница Наташа, кот Бегемот?».

11.Итог: Логопед: вот видите, вся семья отдыхает, пора и нам из сказки в группу возвращаться. А в память о нашей сказке я дарю вам мыльные пузыри. Пусть они принесут радость вашим семьям.

Раз, два, три повернитесь из сказочных героев в детей превратитесь!


Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель занятия: активизация и актуализация словаря по теме , уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно-развивающие :

    • развивать общие речевые навыки, связную речь;

      развивать речемыслительную деятельность;

      развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

      развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

Образовательные :

    • расширять и обогащать словарный запас по теме;

      учить использовать в речи предложно-падежные конструкции;

      упражнять в правильном согласовании существительных с местоимением « мой» ;

      упражнять в подборе прилагательные от существительных и уменьшительно-ласкательных форм;

      дифференциация звуков [р], [л] в словах.

Воспитательные :

    прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

    воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья», зеркала, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [р].

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2.Дидактическая игра «Предлоги»

Рассмотрите картинку. Где сидит дедушка? / Дедушка сидит на диване.

Где стоит бабушка? / Бабушка стоит за диваном.

Папа стоит перед диваном? / Папа стоит за диваном.

Где играю дети? / Дети играют перед диваном.

Где стоит мама? / Мама стоит около стола.

3.Беседа о семье.

Кто назовёт имя отчество своей мамы?

Кто самый старший в семье?

Кто папа для мамы?

Кем являются друг другу бабушка и дедушка?

Кем ты являешься своему дедушке и бабушке?

Назовите своё имя отчество?

Назовите имя родной сестры, родного брата.

4.Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Теперь я вам буду называть членов семьи, бросать мяч, а вы будете правильно согласовывать это слово со словом «мой».

Семья / Моя семья.

Братья / Мои братья.

Брат / Мой брат.

Сестра / Моя сестра.

Сестры / Мои сестры.

Бабушка / Моя бабушка.

Дедушка / Мой дедушка

Родственники / Мои родственники.

Мама / Моя мама.

Папа / Мой папа.

Родители \ Мои родители.

5.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Перечислим, кто живет в одной квартире, в одной семье.

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

6.Звуковая гимнастика, сопровождающаяся движениями.

Ребята, а кого мы не назвали в нашем стихотворении? / бабушку и дедушку.

Предлагаю вам отправиться к ним в гости. Поплывем на пароходе - изолированное произношение звука [л-л-л] – пароход гудит; полетим на самолете - [р-р-р] – самолет летит, сопровождается движениями.

7.Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки».

Скажите, а вы кто для бабушки и дедушки? / внуки, внучата.

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щёки

С ними худые -лишь кожа да кости

Втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы тянутся вперёд

Утром проснулись –в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот прополощем

Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

Блюдца поставим- положат блины нам

Широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо

Подуть на широкий язык

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

Чашки поставим, чтоб чаю налили

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

На нос подули мы чай остудили

Подуть с «Чашечки» наверх

Чаю попили никто не обижен

Чашечка» двигается вперёд и назад

Вкусный был завтрак -мы губки оближем

Кончик языка облизывает губки по кругу

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою игрушкой

Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем;

Нитки в иголки мы ей продеваем

Узкий язык выдвинуть вперёд

Бабушка швы на машинке строчила

Узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг её переключила

Узкий язык двигается вправо-влево

Петли иголкой она обметала

Кончик языка описывает круг за зубами

Пуговки круглые попришивала

Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели

Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Широкий язык упирается под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале

Широкий язык-под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко

Щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Вот на опушке мы видим грибочки

Присасываем язык к нёбу и открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.

Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.

8.Дифференциация звуков [р] и [л] в словах. Игра «Угощения для внуков».

Сегодня бабушка будет угощать вас горячим чаем и блинами с малиновым вареньем. А что же она приготовит для вас в следующий раз?

Девочки пусть выбирают и называют картинки-угощения, в названиях которых есть звук [л], а мальчики – в названиях которых есть звук [р].

Предметные картинки лежат вперемешку на столе: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс.; [л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила.

9.Игра " Я и моя семья". Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова.

Нагостились, возвращаемся домой и вспоминаем с вами все о наших родных. Отвечайте на мои вопросы.

Как ты называешь маму папы? / Бабушка, бабуля.

Как ты называешь папу мамы? / Дедушка, дедуля.

Как называешь сестру папы? / Тетя, тетушка.

Как ты называешь брата мамы? / Дядя, дядюшка.

А кем ты являешься маме, папе своей мамы? / Внуком, внучком, внучкой, внученькой.

Как назовешь ребенка своей тети, дяди / Брат, сестра, братик, сестренка.

Кем ты являешься своей тете, дяде? / Племянница, племянник.

Чья это сумка? / Мамина сумка.

Чьи это тапочки? / Папины, бабушкины, дедушкины тапочки.

Какие традиции в семье! /Семейные традиции.

Какие отношения с братьями! / Братские.

Когда в семье хорошо, тепло, какие отношения? / Отношения хорошие, теплые!

10.Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии?

Какие звуки различали?

Что вам понравилось больше всего?

Что было трудным?

Спасибо за занятие. До свидания.

Краткое описание

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы "Семья"

Описание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект занятия для детей старшей группы
Тема «Семья»

Подготовила и провела:
учитель-логопед
Урюпина Е.А.


Программное содержание:
1. Активизировать словарь по теме «Семья».
2. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.
3. Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
4. Развивать связную речь (пересказ текста).
5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.
6. Развивать познавательные процессы.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.
СЛАЙД 2 Ваня : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.
СЛАЙД 3
Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).
Логопед : Кирилл, сколько человек в этой семье?
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).
Сколько пап?
Сколько сыновей?
Сколько дочерей?
Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?
Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).
Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).
2. Д\и «Предлоги»
Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).
Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).
Логопед : Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).
Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).
Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).
Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.
3. СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»
Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).
И т.п.
СЛАЙД 5 Логопед : Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).
Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).
Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).
4. СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.
Логопед : Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной.
Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
5. Логопед: Послушайте загадку:
Свяжет носочки и сварит обед,
Знает варенья старинный рецепт,
Часто печет пироги и оладушки,
Наша хорошая, добрая… (бабушка).
Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).
6. СЛАЙД 7 и 8
Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.
(Бабушка связала голубой тёплый шарф.
Дедушка смастерил деревянную скамейку).
СЛАЙД 9
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.
Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).
Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).
СЛАЙД10
Д/и «Да -нетка»
Логопед : Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.
Логопед : Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).
Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)
Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?
Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?
Логопед: Брат стоит перед сестрой?
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?
Логопед : Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.
СЛАЙД 11
7. Пересказ текста «День рождение»
У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!
Вопросы к тексту:
1. О ком рассказ?
2. У Вани сегодня какой праздник?
3. Что испекла мама?
4. Что папа подарил сыну?
5. Кто подарил Ване картину?
6. Что подарили Ване бабушка и дедушка?
Логопед: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать.
Повторный рассказ логопеда. СЛАЙД 12
Пересказ текста детьми.
8. Д\и «Подарки для Вани» (Развитие мышления, конструктивного праксиса). Собрать картинку из 6 частей.
Логопед : Мы тоже сделаем подарки для Вани. Соберите картинку из частей.
Логопед: Что ты подаришь Ване?
Ваня : Спасибо, ребята! Мне очень понравились подарки!
Давайте попрощаемся с Ваней.
Итог занятия:
Логопед : Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались.














Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Занятие.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема «Семья»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Урюпина Е.А.

Программное содержание:

    Активизировать словарь по теме «Семья».

    Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.

    Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.

    Развивать связную речь (пересказ текста).

    Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.

    Развивать познавательные процессы.

    Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.

СЛАЙД 2 Ваня : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.

СЛАЙД 3

Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).

Логопед : Кирилл, сколько человек в этой семье?

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).

Сколько пап?

Сколько сыновей?

Сколько дочерей?

Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?

Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).

Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).

    Д\и «Предлоги»

Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).

Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).

Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).

Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).

Логопед : Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).

Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).

Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).

Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.

    СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»

Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).

И т.п.

СЛАЙД 5 Логопед : Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).

Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).

Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).

    СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.

Логопед : Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.

Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.

    Логопед: Послушайте загадку:

Свяжет носочки и сварит обед,

Знает варенья старинный рецепт,

Часто печет пироги и оладушки,

Наша хорошая, добрая… (бабушка).

Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).

    СЛАЙД 7 и 8

Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.

(Бабушка связала голубой тёплый шарф.

Дедушка смастерил деревянную скамейку).

СЛАЙД 9

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.

Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).

Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).

СЛАЙД10

Д/и «Да -нетка»

Логопед : Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.

Логопед : Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).

Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).

Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)

Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?

Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?

Логопед: Брат стоит перед сестрой?

Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?

Логопед : Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.

СЛАЙД 11

    Пересказ текста «День рождение»

У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!

Вопросы к тексту:

1. О ком рассказ?

2. У Вани сегодня какой праздник?

3. Что испекла мама?

Конспект по теме «Семья»

Выполнила: Учитель – логопед

ГУ СРЦН «Причал надежды»

Мухаммеджанова А.В.

Цель: 1. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях членов семьи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки.

4. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью членов семьи, желания заботиться о близких.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку:

«Сколько нас живет в квартире?

Вместе нас пока четыре:

Мама, папа, брат, сестра-

Вместе дружная…» (семья)

Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о семье.

    Игра-разминка «Какая у тебя семья?» (по кругу, с мячом)

Пример: большая, маленькая, дружная, трудолюбивая, добрая, строгая, крепкая, работящая, заботливая, веселая, хорошая, здоровая.

    Составление предложения по картинке «Семья»

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Как можно назвать их вместе, одним словом?

Кто это? (мама). Что она делает?

Кто это? (папа). Что он делает?

Кто это? (бабушка). Что она делает?

Кто это? (дедушка). Чем он занят?

Кто это? (дочка). Что она делает?

Кто это? (сын). Что он делает?

Что делает семья на этой картинке, трудиться или отдыхает?

Может ли жить семья, если все в ней будут только отдыхать?

4. Игра с мячом «Распределим обязанности в семье»

(кто что делает дома?)

Сын - учит уроки, убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, помогает убирать…и т.д.

Дочь - учит уроки, моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать…и т.д.

Отец – зарабатывает деньги, гладит, ремонтирует…и т.д.

Мать зарабатывает деньги, ходит в магазин за продуктами, готовит пищу, стирает, ухаживает…и т.д.

Бабушка – готовит, вяжет…и т.д.

Дедушка – ремонтирует, помогает…и т.д.

    Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Детям раздаются роли: «Мама», «Папа», «Ребенок». Детям предлагается выбрать предмет в зависимости от роли (на столе лежат предметы, имеющие отношение к быту в семье).

После того, как участники выбрали, они садятся и рассказывают, почему они взяли тот или иной предмет и для чего он нужен.

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять!»

    Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом «Разложи картинки по возрасту, начиная с самого старшего (младшего)».

«Ребята, какими вы хотите вырасти? Что нужно, чтобы вырасти сильными, крепкими, здоровыми? Чем нужно заниматься? В какие игры вы любите играть зимой на улице? (кататься на лыжах, на коньках, на санках; играть в снежки и т.д.). А летом? (купаться, играть в футбол и т.д.)»

«Ребята, посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

Кто сильнее – взрослый мужчина или дошкольник?

Кто слабее – взрослая женщина или дошкольник?

Почему надо защищать малышей и стариков?

Почему надо помогать маленьким и старикам?

Почему надо заботиться о детях и стариках?

    Анализ детских рисунков