Возрастная психология страхи. Детские страхи по возрастам

Детские страхи: серьезное отклонение или возрастная особенность? Страх – вполне нормальное физиологическое явление, вряд ли найдется хотя бы один человек на Земле, который ничего и никогда не боялся. Такое явление проявляется на уровне инстинкта даже у новорожденных детей, и в течение миллионов лет эволюции страхи оттачивались, оберегая наших предков от опасности.

Детские страхи также можно отнести к нормальным реакциям на незнакомое, неизведанное, пока они не переходят в патологическое состояние. В психологии есть даже созвучное понятие, которое означает специфическую реакцию на какое-либо явление, которое, впрочем, у взрослых не вызывает никаких аналогичных реакций.

Родители часто бывают обеспокоены, когда их ненаглядный малыш чего-то боится. Более того, многие из нас, родителей, не знают, как правильно вести себя в такой ситуации, как избавить ребенка от переживаний и дискомфорта, а главное как не сделать еще хуже. Итак, что же это такое детский страх и как бороться с детскими страхами? Да и надо ли?

Виды страхов и возрастные особенности

Беспокойство у ребенка по поводу того или иного явления может быть вызвано богатым воображением, ведь, как известно, дети – великие выдумщики. Вспомните себя в детстве, наверняка вас пугали дядей полицейским, бабой Ягой, которая непременно придет и заберет озорника. Было? А, может, вы и сами практикуете такой метод в воспитании детей? Честно говоря, это не самый лучший способ, а что самое печальное, такие «воспитательные меры» могут обернуться боком.

Страх нередко сравнивают с сорняком, который легко искоренить, если он только-только показал свой росток. Но крупный раскидистый сорняк вырвать не так уж просто, согласитесь. С тревогами все аналогично. Считается, что боязнь чего-либо проходит за 3-4 недели сама собой, если ее не закрепить неприятными инцидентами. Но укоренившиеся тревоги будут преследовать ребенка вплоть до зрелого возраста, порождая миллионы комплексов, неуверенность в себе и различные паранойи.

Естественные

Социальные

боязнь высоты, темноты, глубины, воды, огня и т.д.

страх одиночества

боязнь незнакомого, неизвестного (чужих людей, мест)

боязнь не оправдать надежды родителей, быть недостаточно хорошим

фобии, связанные с животными и сказочными персонажами

боязнь опоздать, быть наказанным, осмеянным, не соответствовать каким-либо нормам и требованиям

страх смерти (своей, родителей, друзей и т.д.)

фобии, связанные с положением в обществе (быть аутсайдером, не состояться в жизни, не быть самим собой и т.д.)

боязнь резких, громких, неожиданных действий

И, как можно догадаться, биологические фобии берут свое начало на инстинктивном уровне, направлены на защиту организма от возможной опасности. Такое проявление подсознательно, оно говорит нам: «Эй, осторожно, это может тебе навредить! Не делай этого! Беги!». Социальные же возникают под воздействием общества, в котором мы живем, которое на нас влияет даже больше, чем можно себе вообразить.

У страхов есть свой «возраст», это можно проследить, наблюдая за поведением детей различных возрастных групп. Так, все детские страхи психология разделяет на несколько возрастных периодов:

До 1 года

Дети боятся резких движений, неожиданных громких звуков, чужих людей и незнакомых вещей. Это вполне объяснимо, ведь работает инстинкт самосохранения.

Пример из жизни: вы купили своей годовалой дочке новое красивое платьице, вы радостно показываете его, расхваливая и предлагая примерить.

Угадайте, что произойдет дальше? В 90 % случаев ребенок просто откажется его надевать, активно протестуя вашим попыткам, и знаете почему? Эта вещь ему не знакома, а значит, потенциально опасна. Малыш не согласится надеть платье, пока не убедится, что оно «хорошее»;

1-3 года

В этом возрасте дети очень привязаны к родителям, а разлука с ними, пусть даже и ненадолго, травмирует детскую психику и может привести к фобиям. Нет, ни в коем случае я не призываю никогда не расставаться с малышом, пока ему не стукнет 18 лет, нет, делать это крайне глупо, но убедить дитятко, что мама вернется (он же не знает этого, вдруг бросила навсегда?) стоит однозначно.

Среди возрастных страхов малышей до 3 лет можно выделить и страх высоты, незнакомых мест, боязнь засыпать (если часто снятся кошмары), природных явлений (грома, молнии, огня). Это связано с тем, что для ребенка все в этом мире еще ново и неизведанно, он сталкивается с этим впервые и не понимает, безопасно ли такое явление. С опытом и, конечно же, поддержкой родителей, маленький человек убеждается, что бояться нечего;


3-7 лет

Это расцвет детского богатого воображения. Малыши начинают бояться сказочных персонажей, героев фильмов и книжек, придумывать странные образы в темноте. Боязнь темноты – одна из самых распространенных в этом возрасте. После трехлетнего возраста ребенок осознает, что жизнь не вечна и у всего есть свой конец, отсюда и возникает страх смерти, который может сопровождать его на протяжении всей жизни;

7-12 лет

Тот период, когда большинство детей начинают одолевать именно социальные тревоги. Это связано с новым периодом в их жизни – школой. Страх неудачи, наказания, болезни, катастроф или несчастных случаев, войны преследуют подросшего ребенка, он начинает осознавать свое место в мире и его масштабы;

Возраст 13 лет

И старше знаменуется чередой превращений из мальчика в мужчину, из девочки в женщину, протестом против всего мира и буйством гормонов. Подростки очень эмоционально уязвимы, поэтому именно в переходном возрасте могут возникать боязни травли среди сверстников, не состояться как личность, не быть самим собой, быть некрасивым или физически неполноценным (ведь, как известно, юношеский максимализм охотно ставит ярлыки на всех и вся).

Чем старше становится еще вчерашний малыш, тем он больше ощущает страх перед взрослой жизнью, опасается принимать важные решения и брать ответственность. У большинства подростков исчезают природные страхи, например, боязнь темноты или замкнутых пространств.

Причины детских фобий

На самом деле, их великое множество и практически никогда нельзя сказать наверняка, что именно стало тем толчком, началом, откуда был взят старт и детский страх появился в маленькой головке. Как уже говорилось, родители, может и сами того не зная, вносят неплохую лепту в появление боязни чего-либо у собственного ребенка.

Так что можно отнести к факторам развития таких явлений?

Травмирующие ситуации

Малыш становится невольным свидетелем чего-то негативного (драка, смерть кого-то, авария, ссора и т.д.). Кстати говоря, родительские ссоры очень негативно влияют именно на детей и, если ваш ребенок чего-то боится, то почему бы не начать искать ответы у себя в голове? Дети, видя, как ругаются мама и папа, часто винят себя в этом, принимая себя в качестве предмета раздора.

Внушение чего-либо родителями или родственниками

Из этой серии мамины угрозы типа: «Вон сейчас отдам тебя дядьке, если не перестанешь делать то-то» или «Придет бабайка и заберет тебя». Всем знакомо, к сожалению. Часто мы сами провоцируем проблемы, сами того не подозревая, а потом избавиться от них бывает очень трудно. Никогда не запугивайте детей подобным образом, ведь дети могут не осознавать опасность, от которой мы их якобы ограждаем всякими дядями и бабайками.

Детские страшилки и богатое воображение

Помню, как в детстве очень боялась темноты (признаться и в сознательном возрасте я не очень-то люблю ее). Казалось, что очертания мебели ночью особенно зловещи, а крючки на вешалке превращаются в корявые когтистые лапы, которые сейчас схватят меня и утащат туда, где нет мамы и очень страшно. Воображению у деток действительно может позавидовать любой писатель-фантаст и иногда даже жалко, что такая способность со временем утрачивается.

Именно на воображении построены все игры малышей: прыгать по клеточкам пола, представляя, что это островки среди бурлящей лавы или надеть на себя дуршлаг, сев на стул и представить себя великим гонщиком, здорово же было! Но иногда такие фантазии мешают, пугают и порождают страхи. Если поддержки со стороны родителей нет или ее не достаточно, полет фантазий укрепляется, переходя в расстройства, закоренелую проблему, преследующую долгое время.

Лагерные байки про Пиковую Даму или призраков у особо впечатлительных детей оборачиваются в навязчивые фантазии, от которых нелегко избавиться.

Невротические расстройства

Сказываются на детской психике, возникают несвойственные возрасту ребенка фобии, навязчивые идеи. Это не нормально и в подобных случаях необходима работа со специалистом.

Второстепенных факторов тоже немало. Например, психологи уверены, что единственный ребенок в семье, не обделенный родительской опекой и тесно контактирующий с матерью и отцом очень тонко чувствует их собственные переживания, проецируя страхи в своей голове. Также считается, что дети, растущие в большой семье, где много их сверстников, страдают такой проблемой значительно реже. У детей зрелых родителей старше 35 лет практически не возникает проблемы со страхами, также это касается тех, кто не завышает планку и не воспитывает в строгости свое чадо. Ну и по статистике, девочки более впечатлительны и имеют больше фобий, чем мальчишки.

Поведение родителей

Ключевым моментом в решении проблемы, а, главное, в вероятности ее исключения, является именно поведение родителей, их методы воспитания и собственное мироощущение. Мы стараемся дать нашим детям все самое лучшее, вырастить их полноценными, уверенными в себе членами общества, но иногда наши воспитательные меры не совсем вяжутся с логикой и не поддаются объяснению (да, да, не все имеют высшее педагогическое образование и действуют интуитивно, «по совету бабушки» и т.д.).

Ребенок, столкнувшийся с такой проблемой, не в состоянии справиться с ней сам, поэтому ему важна поддержка мамы или папы, а лучше обоих членов его семьи. Мы должны разговаривать с ребенком, уделять ему столько времени и внимания, сколько нужно ему, как можно больше. И, конечно же, помогать всеми силами справиться с боязнью.

Предъявляя слишком высокие требования к малышу, заставляя его делать то, с чем он пока еще не может справиться без помощи, мы своими же руками взращиваем множество комплексов и фобий, сами того не подозревая. Задирая планку выше неба, мы получаем неуверенного в себе, боящегося не оправдать ожиданий человека, который каждый день борется сам с собой. Оценивайте адекватно возможности собственного чада, даже если хотите, чтобы он был самым-самым. Он итак самый лучший на свете.

Палка о двух концах: гиперопека и недостаток внимания.

Оба варианта плохи. Брошенные вечно занятыми родителями дети начинают выдумывать страхи, манипулируя ими, чтобы хотя бы ненадолго побыть с родным человеком. Боязнь остаться одному, темноты, замкнутого пространства или каких-то персонажей может иметь начало именно здесь. В результате некоторых экспериментов было выявлено, что сказочная Баба-Яга ассоциируется у малыша со строгой матерью, которая вечно занята работой. Невольно он начинает искать защиту в настоящей маме, а та Баба-Яга постоянно ее отнимает.

Излишняя опека может казаться самим родителям безупречным воспитанием и проявлением любви и заботы, но это не так. Таким образом вы лишаете ребенка самостоятельности, решая все за него, а он, стремясь вырваться, накапливает необоснованные тревоги, которые растут с каждым днем.

Проблемы в семье и родители-одиночки считаются одной из наиболее распространенных причин детских тревог. Скандалы между мамой и папой, выяснение отношений, насилие или одинокая мать, вынужденная брать на себя обязательства отца, прямым образом сказываются на детском эмоциональном спокойствии.

Методы корректировки

Конечно, при возникновении такой проблемы всегда остается открытым вопрос: как преодолеть детскую боязнь и неуверенность. Стоит отметить, что возрастные страхи в большинстве случаев проходят сами по себе, если не давать им подпитки. Но если они задержались с малышом на длительный срок, то работа со специалистом очень желательна.

Маленькие дети не в состоянии описать все их чувства и эмоции, а еще практически никогда не говорят о своих страхах, особенно с малознакомыми людьми. Что уж там, даже с родителями такой разговор может случаться крайне редко или не случаться вообще.

Обнаружить, что с ребенком что-то не так можно просто понаблюдав за ним. Нервозность, обеспокоенность, навязчивые идеи, капризность, кошмары или привычки могут свидетельствовать о некоторых нарушениях.

С детьми разных возрастов психологи работают по-разному. Малыши играют в определенные игры, дошколята рисуют или лепят, а старшеклассники проходят опрос или даже разговаривают со специалистом в беседе «вопрос-ответ», но как бы между прочим, без прессинга.

Сказки и игры очень нравятся маленьким детям до 5 лет. Но если малыш постарше охотно играет, то почему бы и не попробовать и такой вариант. В игровой форме можно получить очень много информации от ребенка, который не может понятно объяснить и рассказать о своих тревогах. Например, в игре с прятками под стол, накрытый скатертью (под столом достаточно темно) можно понять, истинный ли страх темноты у малыша или мнимый. Если ребенок просто обделен родительским вниманием и использует свою боязнь как манипуляцию, то он охотно залезет под стол и будет чувствовать себя там вполне комфортно.

Сказка, концовку которой придумывает сам карапуз или отвечает на некоторые вопросы в конце, может четко обрисовать сложившуюся ситуацию. Специалист на основе полученной информации делает выводы и разрабатывает методы корректировки.

Творчество, как способ самовыражения, считается одним из самых лучших методов выявления и коррекции детских фобий. Попросив нарисовать малыша свой страх, чего боятся маленькие дети в общем или его самый нелюбимый персонаж, момент в жизни и т.д. можно почерпнуть много нового. Изучается не только содержание рисунка, но и его размеры, цветовая гамма, детали.

Беседы и опросы полноценно работают уже со старшими школьниками. Ребенок в форме «вопрос-ответ» или в ненавязчивой беседе рассказывает о своих беспокойствах, чем они вызваны. Проанализировав все полученные сведения можно составить коррекционный план.

В любом случае, каков бы ни был метод, цель его: заставить ребенка преодолеть свой страх. В игровых сценках можно придумать забавные ситуации, где малыш побеждает свои тревоги в буквальном смысле или насмехается над ними, жалеет и представляет их в другом свете. В рисовании можно из страшилки превратить забавную мордашку или предложить посмотреть на проблему с другого ракурса. Главное, чтобы ребенок понял сам, что страхи и тревоги – надуманная вещь, которая приходит и уходит, если смело смотреть им в лицо.

Что делать нельзя

Если бы мы знали, какую лепту вносим в фобии наших детей. Но неведение исправимо, ведь так?

✓ Р азговаривайте с малышом, не отвергайте его, не оставляйте наедине со своими проблемами. Предложите любую посильную помощь, докажите, что с вами он в полной безопасности и вы очень его любите. Вам важно, чтобы ему было комфортно, поэтому не стесняйтесь поговорить по душам, если ребенок охотно готов рассказать вам о самом сокровенном;

✓ Н е насмехайтесь над страхами малыша и не отмахивайтесь, мол, это ерунда, что там бояться. Поверьте, если вам это кажется пустяком, для ребенка это на самом деле огромная трагедия, проблема, он не справится без вашей помощи и поддержки. Отнеситесь к этому серьезно. Расскажите, что и вы когда-то боялись, поделитесь, как вам удалось избавиться от этого;

✓ Н е давите. Если чадо не идет на контакт, не заставляйте его выложить вам все под чистую, он еще больше замкнется в себе. Наблюдайте и предлагайте помощь всегда, как только возможно;

✓ Н е ругайте и не стыдите малыша, если он чего-то боится, особенно если вам это кажется нелепым. Поддержите его, объясните, что страх – это нормально, боятся все, даже самые сильные и смелые, но нужно уметь с ним совладеть. Расскажите свой пример из детства и почему вы не боитесь чего-то теперь, будучи взрослым;

✓ Н е подпитывайте боязнь ребенка, грозя ему тем, чего он так боится. Предложите изменить отношение к проблеме, посмотреть с другого ракурса, может это не так уж и страшно. Главное, не пользуйтесь фобиями своего малыша, не манипулируйте этим, не наказывайте, например, грозя милиционером, если он его боится.

Заключение

Хороша пословица «у страха глаза велики». Дети, как и мы, склонны «раздувать из мухи слона», принимая и надумывая себе лишнего. Так уж мы, люди, устроены. Возрастные тревоги у малышей – явление вполне нормальное, если они не навязчивы и не доставляют ребенку сильный дискомфорт. Со временем все пройдет и забудется.

Но случается так, что маленький страх превращается в большое психическое расстройство, мешающее нормально жить, преследующее и гнетущее. Нельзя ни в коем случае оставлять ребенка наедине с такой проблемой, она очень серьезная, хотя для вас может показаться ерундой. Именно ваша поддержка и внимание – самое лучшее лекарство, самая эффективная терапия. Детские психологи хоть и волшебники, но во многом (очень во многом) все зависит именно от родителей, которые должны учиться общаться со своим чадом и в какой-то мере проводить работу над собой также.

Не бойтесь откровенничать с малышом, помогайте ему преодолеть свои фобии и, рано или поздно, все ваши старания не пройдут даром. Успехов!

Страхи до года . Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета. В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес., поскольку он требует определенного когнитивного и перцептуального развития, включая некоторое предвидение уже однажды испытанной опасности. Беспокойство (тревогу) во второй половине первого года жизни S. Freud (1926) связал с опасностью отделения от объекта (матери) как источника опоры, подчеркнув его дальнейшее влияние на некоторые страхи, в том числе страх одиночества. Страх ребенка 8 мес. в ответ на появление незнакомых лиц расценивается одновременно и как знак отсутствия матери.

Действительно, как показывают наши наблюдения, некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения. Как никто из других членов семьи, мать способна и успокоить ребенка нежным, ласковым голосом, поглаживанием, укачиванием. После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха. Тревога в 7 мес. - это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений. Возникающее при этом чувство одиночества порождает ожидание возвращения матери (близкого лица), что может в неблагоприятных условиях закрепляться в жизненном опыте, являясь моделью или прообразом состояния тревоги. Последняя, в свою очередь, мотивирует развитие социальных по своему происхождению страхов отчуждения, неприятия, непризнания и непонимания. Наличие подобной взаимосвязи не исключает других путей формирования указанных страхов, способных проявиться у эмоционально чувствительных детей и детей с развитым чувством ответственности в более старшем возрасте.

Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. - это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное неприятие отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких, бездушных и коварных сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, что составляет резкий контраст с матерью, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Преддошколъный возраст . Изучение страхов у детей до 3 лет проведено посредством дополнительного интервью с 85 матерями.

Страх незнакомых, чужих, уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых людей (в 50%), будь это нелепо ведущие себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и увести непослушных детей из дома. При встрече с реальными незнакомыми людьми ребенок середины второго года жизни испытывает некоторое смущение, робость и застенчивость, что, однако, достаточно быстро проходит. Выражен в 1 год и страх врачей - у 40% детей. Это страх не только незнакомых людей, но и страх боли в результате неприятных медицинских манипуляций. Такое же количество детей боится уколов. У 50% детей выражен страх при неожиданных, громких звуках.

О беспокойстве детей, когда они остаются одни (страх одиночества), можно говорить у каждого третьего ребенка, что указывает на повышенную эмоциональную чувствительность и привязанность к родителям.

Одним из ранних выражений инстинкта самосохранения будет неярко звучащий, непостоянный и встречающийся у относительного меньшинства детей страх высоты в начале второго года жизни (при поднятии ребенка на руки), подобно страху глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне. Наиболее распространенным страхом в данном возрасте является страх наказания со стороны родителей (61% - у мальчиков и 43% - у девочек). Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Если страх темноты остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год), то страх поездов, самолетов (движущегося транспорта) возрастает, отражая основанные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли. Получает развитие и страх животных, прежде всего у девочек - 43%, у мальчиков - 22%. Максимальным угрожающим значением в этом возрасте обладает сказочный образ Волка после ознакомления со сказками («Красная Шапочка»), просмотра мультфильмов и историй, рассказываемых в семье. В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи двухлетних детей: внезапного и трудно предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами) и даже в аллегорическом виде страх наказания со стороны отца, если он излишне строгий и часто угрожает применением физической силы. Страх Волка также чаще встречается у детей, лишенных общения с отцом, не способным к тому же быть наглядным примером уверенного в себе поведения и защиты от воображаемых опасностей. Нередко в представлении ребенка Волк «реализует свои замыслы» во время сна, что сопровождается двигательным расторможением, криками, пробуждением, т. е. ночным беспокойством или страхами.

Итак, типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будут: в 1 год - страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума); в 2 года - страхи наказания, животных и уколов.

Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, т. е. самостоятельностью детей, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой их формирующееся «я», если сами родители уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Младший дошкольный возраст . Начиная с этого возраста, данные о страхах получены при непосредственном интервью с детьми. В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли (47%) и неожиданных звуков (43%). Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года - темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%); в 4 года - одиночества (31%) и транспорта (22%).

У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года - одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года - крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

Данные интервью по всему изученному возрасту 3-16 лет обработаны на ЭВМ с использованием коэффициентов парной корреляции Q и Ф и факторного анализа. Наибольшее число взаимосвязей между страхами отмечается в рассматриваемом младшем дошкольном возрасте, в котором больше всего и двусторонних связей (коэффициент Ф). Максимальная плотность связей между страхами проявляется на фоне выраженного эмоционального развития в данном возрасте. По мере увеличения интенсивности когнитивного (познавательного) развития в старшем дошкольном возрасте количество связей между страхами начинает уменьшаться, достигая минимума в подростковом возрасте. По всему дошкольному возрасту среднее число связей достоверно больше (20,5), чем в школьном (15,0), и в большей степени представлено у девочек.

В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Дополнительный опрос 326 детей дошкольного возраста на предмет выявления страхов сказочных персонажей показал, что мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Кощея (28%) и Бармалея (34%). Девочки, соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года - в 50, 42 и 47%. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка. Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей - с отцом, как это видно из следующих высказываний мальчика 3 лет: «Что ты, мама, на меня ругаешься, как Баба Яга?» и «Мама, а ты не станешь Бабой Ягой?». Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, изображая Бабу Ягу, Волка, Бармалея и весь комплекс связанных с ними агрессивных действий. При участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи быстро сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект наблюдается также от самостоятельного, но подсказанного взрослым, рисования различных, пока еще трудноразличимых на бумаге, но тем не менее настоящих чудовищ в представлении детей. Страхи преодолеваются быстрее при условии адекватной поддержки со стороны родителей, отсутствия у них самих страхов и тревожности, конфликтов в семье и отклонений в воспитании.

Следует сказать и о выделенной нами типичной для данного возраста триаде страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В таком случае ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. Беспокойство может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований.

Старший дошкольный возраст . Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

Максимально представлен страх животных (42 и38% - в 6 и 7 лет у мальчиков и 62% - у девочек 7 лет), из сказочных - Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет - у девочек (45,5%).

Из других типичных для возраста страхов следует отметить страх глубины - у мальчиков 6 и 7 лет (47%), у девочек 7 лет (65%); страшных снов - у мальчиков 6 лет (39%), у девочек в 5 (43%), 6 (43%) и 7 лет (42%); страх огня - у мальчиков в 6 лет (39%), у девочек в 5 (55%), 6 (56%), 7 (56%) и в 9 лет (54%).

Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 62%) и в 6 и 7 лет у девочек (79%); страх нападения - в 6 и 7 лет у мальчиков (50%) и в 7 лет у девочек (73%); страх войны - в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 50%), в 7 лет у девочек (92%).

В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в 5-8 лет (16-17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%).

Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. По данным корреляционного анализа, он тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне - как непосредственным угрозам для жизни.

В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: «сколько лет жил твой папа, мама?», «зачем люди живут?», «откуда все взялось?» и заклинания: «не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой» и т. д. Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, способности к обобщениям, предвосхищению событий, понимании категорий времени и пространства. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Предстоящему «концу» предшествует в младшем дошкольном возрасте осознание «начала» - понимание своего рождения, появления на свет, начала всех начал - жизни.

Страх смерти чаще встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес. страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность и предусмотрительность при начале ходьбы. В дальнейшем от них не нужно прятать спички, поскольку они боятся (опасаются) огня и пожара. Обращает на себя внимание и страх высоты в преддошкольном возрасте. Эти дети не съезжают с горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не стоять на краю обрыва и т. д. Все это - проявление инстинкта самосохранения, который обостряется у физически, соматически и нервноослабленных детей. О том же говорят страхи нападения, болезни, смерти родителей, страшных снов, стихии, огня, пожара и войны. Они связаны со страхом смерти во всем возрастном интервале 3-16 лет, как у мальчиков, так и у девочек.

Страх смерти в младшем дошкольном возрасте олицетворяет уже упоминавшийся страх перед Бабой Ягой и Кощеем. Некрофильный, противостоящий жизни характер этих персонажей, угрожающих разлучить ребенка с матерью или расправиться с ним, носителей зла и жестокости представляет контраст жизнеутверждающему, созидательному и доброму началу в человеке, воплощенному в лице матери и отца. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила - в старшем дошкольном возрасте.

В младшем школьном возрасте образ Бабы Яги трансформируется в образ Пиковой дамы, страх перед роковым, фаталистическим значением которой больше всего представлен у девочек, сообщающих друг другу «ужасные» подробности ее небывалых, леденящих кровь способностей. У мальчиков подобным значением обладает скелет - все, что осталось от Кощея Бессмертного, ставшего, таким образом, смертным. У них же выражен и страх Черной руки - вездесущей руки мертвеца, ассоциированной с черным, высохшим от злости, скупости, зависти и злорадства Кощеем. Начиная со старшего дошкольного возраста, у мальчиков и девочек представлен и страх чертей (в 22%) как представителей потустороннего мира, нарушителей социальных правил и сложившихся устоев. В младшем школьном возрасте и в начале подросткового на фоне повышенной внушаемости, достигающей максимума в 10 лет, появляются страхи покойников, Вурдалака, Вия, Дракона, Всадника без головы, космических пришельцев, роботов и т. д. Большей частью подобные персонажи аффективно воздействуют на воображение детей перед сном и во время его после чтения книг, просмотра кинофильмов, рассказов сверстников. Таким образом, время перед засыпанием, темнота и сон образуют своего рода замкнутое психологическое пространство, населенное у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей пугающими образами из противостоящего жизни мира.

Отмеченные особенности в происхождении страха смерти и его влияние на другие страхи позволяют правильно оценить психологический вес этого базисного страха, не допуская как его переоценки, так и игнорирования обусловленных им возрастных проблем развития.

Младший школьный возраст . Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан прежде всего с новой социальной позицией школьника. Социальная активность личности проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием «совесть» как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Переживание своего соответствия групповым (коллективным) стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях, что, впрочем, уже становится заметным и в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу (68% - у мальчиков в 10 лет; 91 и 92% - у девочек в 8 и 9 лет). В более широком плане страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляется и в нарастании страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). Соответственно «эгоцентрический» страх смерти себя, продолжая еще быть относительно выраженным у мальчиков, заметно уменьшается у девочек. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.

Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя - веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это - страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости.

Подростковый возраст . Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей практически у всех мальчиков (к 15-летнему возрасту и всех девочек к 12-му году жизни) и страх войны (90% - в 13 лет у мальчиков и 91% - в 12 лет у девочек). Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа выраженных и опять же взаимосвязанных страхов - это страхи собственной смерти (63% - в 13 лет у мальчиков и 70% - в 11 лет у девочек), нападения (54% - в 13 лет у мальчиков и 70% - в 11 лет у девочек), пожара (52% - в 10 лет у мальчиков, 80 и 79% - в 10 и 11 лет у девочек). Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть (а также заразиться - у 39% в 13 лет); у девочек - страхи стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты (у 45% в 14 лет) и замкнутого пространства (у 35% в 14 лет). Не достигают максимума в данном возрасте, но достаточно выражены у девочек страхи животных (у 51% в 14 лет), глубины (у 50% в 11 лет) и опоздания (у 70% в 10 и 11 лет).

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

Заслуживают внимания данные факторного анализа страхов по всему изученному возрасту от 3 до 16 лет. В факторе, обладающем наибольшим весом (61% у мальчиков и девочек), максимальные факторные нагрузки у страха перед засыпанием и страха темноты. Очевиден универсальный характер этих страхов, являющихся своеобразным фоном или условием для проявления других страхов, в том числе сказочных персонажей и чудовищ.

Ранее мы приводили определение страха как аффективно-заостренного восприятия угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека. Восприятие угрозы для жизни основано преимущественно на инстинкте самосохранения, а угрозы для благополучия - на социальном опыте межличностных отношений. Угроза для самочувствия основана как на инстинкте самосохранения, так и на социальном опыте. Условно можно отметить преобладание в дошкольном возрасте страхов, исходящих из инстинкта самосохранения (так называемых «природных» страхов), в то время как в подростковом возрасте нарастает удельный вес социальных, межличностных по своему характеру страхов. Младший школьный возраст является, таким образом, переходным в отношении указанных двух видов страхов.

С целью более полного выявления межличностно обусловленных страхов проведено дополнительное интервью с 620 подростками 10-16 лет. Анкета из 176 утверждений охватывала широкий круг вопросов, связанных не только со страхами, но и с опасениями, тревожностью, эмоциональной чувствительностью, отношениями в семье, среди сверстников, интересами и т. д. В нескольких классах осуществлялся опрос о предпочтении подростками друг друга как при воображаемом совместном выполнении общественного поручения, так и при праздновании дня рождения.

«Природные» страхи (30 пунктов) включали страхи заболеть, смерти себя и родителей, сказочных персонажей, перед засыпанием, темноты, животных, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д. Межличностные страхи (51 пункт) - это страхи одиночества, некоторых людей, наказания, войны, сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых и т. д.

Как и следовало ожидать, «природные» страхи максимально выражены в 10 лет у мальчиков и девочек (у мальчиков также в 11 лет). Межличностные страхи, наоборот, достигают своего максимума в 15 лет у мальчиков и девочек. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте, уменьшение «природных» - инстинктивных в своей основе и увеличение «социальных» - межличностно обусловленных. По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только «природных» страхов, о чем уже говорилось раньше, но и «социальных». Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность по сравнению с мальчиками, поскольку в «социальных» страхах преобладает тревожный регистр личностного реагирования. Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности, состоящая из 17 утверждении типа: «Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?»; «Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?»; «Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?»; «Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?»; «Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?»; «Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?» и т. д. Выяснилось, что тревожность, как и «социальные» страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, т. е. к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание «социальных» страхов, равно как и тревожности, является одним из критериев формирования самосознания личности у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

Отдельно рассмотрена возрастная динамика смешанного, но с преимущественно социальным оттенком, страха «быть не собой». После некоторого уменьшения в 11 лет он возрастает до 14 лет у девочек (пик в 13 лет - 65%) и непрерывно - до 16 лет у мальчиков (пик в 15 лет - 83%), подчеркивая выраженную у подростков потребность самоактуализации, сохранения своеобразия личности, ее неповторимости и самобытности.

Следует заметить, что в 12 лет у мальчиков выявлены наиболее низкие показатели по таким шкалам рассматриваемого вопросника, как «эмоциональная чувствительность», «природные» и «социальные» страхи. У девочек наименее выражен в этом же возрасте страх смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему заострением возбудимости, негативности и агрессивности. Последнее подтверждает и другой специально направленный опрос 800 школьников 7-16 лет. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического, а часто и морального ущерба.

По данным корреляционного анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего в сфере межличностных отношений. Больше страхов, особенно у старших подростков, и при конфликте родителей между собой. При низком взаимопонимании между родителями девочки в большей степени, чем мальчики, реагируют увеличением страхов, т. е. отчужденные отношения в семье воспринимаются девочками более травмирующе и нередко способствуют, к тому же, снижению настроения. Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов у подростков, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками. Это подтверждают данные социометрического опроса. При значительном числе страхов имеет место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, т. е. низкий социометрический статус.

Трудно встретить человека, который бы никогда ничего не боялся. Страх — это врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в . Сначала ребенок около 6 месяцев боится потерять мать, при ее исчезновении начинает плакать или тревожиться. Позже, в 7-8 месяцев, возникает страх одиночества. В раннем возрасте, около 2 лет, к имеющимся страхам добавляется страх разлуки, который усугубляется, если ребенок идет в детский сад. Разрыв с мамой в это время — непосильное испытание для психики малыша.

В детстве человек испытывает множество страхов, многие из которых проходят с возрастом. Но страхи, которые подкрепляются не верным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. И чем старше человек, тем труднее ему будет избавиться от страхов. Поэтому очень важно постараться помочь ребенку, научить его бороться со страхами, преодолевать их.

Причин страхов может быть множество. Во-первых, страхи бывают возрастные, во-вторых, сами родители становятся причиной страхов у детей. Сами страхи также бывают самыми , порой непредсказуемыми.

Есть дети, которые более подвержены страхам. Такому ребенку достаточно один раз сказать: «Не ходи туда — упадешь, утонешь, заберет злой дядя и пр.» — чтобы ребенок вцепился в маму и не отпускал ее. Для другого ребенка такие слова ничего не значат и не влияют на его поведение и эмоциональное состояние. Зависит это от особенностей нервной системы ребенка.

Возрастные страхи.

Обычно дети испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. То есть в каждом возрасте есть свой «набор» страхов.

С рождения и до 6 месяцев дети боятся любых громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослого, потери опоры и поддержки (например, падение).

С 6-7 месяцев до 1 года преобладает страх определенных громких звуков (например, шум пылесоса), боязнь незнакомых людей, страх раздевания, переодевания и смены обстановки, страх высоты.

От 1 года до 2 лет эмоциональную жизнь ребенка определяют страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания. травмы.

К концу 2-го — началу 3-го года жизни появляются такие страхи, как отвержение со стороны родителей. незнакомых сверстников, сказочных персонажей, природных явлений (гроза, молния и пр.), страх одиночества и боязнь темноты.

Со второго года жизни, когда ребенок становится особенно активным и появляются первые запреты, растет страх наказания со стороны родителей. В это же время появляется страх перед животными и страх разлуки с мамой. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для в семье.

Для дошкольного возраста свойственны три ярких страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Причиной замкнутого пространства также могут служит запреты взрослых, формирующее в сознании малыша своего рода замкнутое психологическое пространство вокруг него.

С 6 до 7 лет дети чаще всего боятся потери родителей, физического насилия, смерти. Страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях детей на седьмом году жизни. Также усиливаются страхи животных, сказочных персонажей, героев фильмов. Изменение характера страхов связано с развитием новых форм мышления и общего развития психики ребенка: дети боятся того, что не может в действительности принести вреда, но при этом игнорируют реальную угрозу.

Возрастные страхи естественны и носят проходящий характер. Обычно возрастные страхи существуют в течение 3-4 недель после возникновения. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе . Как правило, у боящегося ребенка можно обнаружить не один, а целый комплекс страхов, выявить которые бывает порой сложно. Тут важно обратить внимание на поведение ребенка. Если страхи связаны с определенной ситуацией, не нарушают качество общения ребенка с окружающими, то достаточно спокойно вести себя с ребенком, терпеливо ждать, когда страхи сами изживут себя по мере взросления. Но если ребенок становится робким, пугливым, вздрагивающим от любого шороха, избегает общения со сверстниками, если у него начинаются панические атаки (неадекватное эмоциональное состояние), тогда необходимо работать со страхами. И лучше, если эту работу будет проводить психолог.

Когда мы имеем дело с детскими страхами, необходимо иметь в виду, что ребенок живет настоящим моментом. Его эмоции сменяют достаточно быстро, но при этом они очень глубоки. Потеря любимой игрушки или рисунка в детском саду может стать для него настоящей трагедией.

Еще одна история от И.Б.Широковой.

Хрупкая, восприимчивая, чувствительная, тревожная девочка 4,5 лет при виде нарисованных цветов закрывает глаза руками и начинает тяжко вздыхать. Мама сначала думала, что девочку просто пугают картинки в книжках. Прошло много времени, прежде чем мамины наблюдения сложились в отчетливую картину: девочка не хочет видеть в книжках именно цветы, и именно нарисованные. Фотографии и живые цветы рассматривает с удовольствием.

В работе психолога с девочкой выясняется, что в детском саду дети на 8 марта мамам и бабушкам готовили аппликацию — открытка с букетом цветов. Девочка очень старалась, чтобы ее цветы получились красивыми. Но педагог не успела подписать некоторые работы, в результате чего они перепутались. Когда пришло время дарить подарки, девочка вынуждена была поздравить маме и бабушке чужие кривые и некрасивые с ее точки зрения цветы. Девочка, по воспоминаниям бабушки, устроила на празднике скандал. Она рыдала и кричала:
— Это не я делала, это не мои цветы, бабуля любит колокольчики, где мои колокольчики?

Она пыталась отнять у чьей-то мамы свои красивые тюльпаны. Она умоляла бабушку не брать с собой аппликации, на которых стояла ее фамилия. Всю дорогу до дома девочка плкала о том, что мама и бабушка остались без ее подарка. Она, не раздеваясь, побежала к своему столику с карандашами и альбомами срочно рисовать в подарок маме тюльпаны и бабушке колокольчики. Нарисовала и спрятала, чтобы был сюрприз. А вечером не смогла найти, куда спрятала…

Если ребенок находит способы отреагировать свои чувства, то страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же нет — ребенок «обрастает » страхами», которые начинают управлять его поведением. Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого. Нельзя запрещать ему бояться, тем более ругать и наказывать за это. Страх нельзя игнорировать, нужно понять его возникновения. Но и бессмысленно оберегать ребенка от всех опасностей.

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, в данном случае родители, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро перерастает свои страхи.

Как определить наличие страхов у ребенка?

Обычно боящийся ребенок отличается от других детей по поведению и характеру. Он напряжен, тревожен, робок, не уверен в себе, может проявлять беспокойство по самому незначительному поводу. Иногда дети говорят о своих страхах прямо или косвенно — в игре. Но чаще ребенок просто старается избегать ситуаций, которые травмируют его. Например, если ребенок боится каких-либо сказочных героев, то будет требовать выключить мультфильм, не читать книгу, где встречаются пугающие персонажи.

Лучше всего определяются те страхи, которые присутствовали у самих родителей в детстве. Эмоционально чувствительные родители легко распознают их у своего ребенка. К таким страхам, «передающимся по наследству», относятся: страх темноты, высоты, глубины, страх потери близких, страх наказания, страх перед врачами. Также считается, что у матерей преобладают социальные страхи, например, сделать что-либо неправильно либо не успеть что-либо, а у отцов — чаще страх высоты.

Добрый день, дорогие читатели! Вы испытывали чувство страха в детстве? Или уже в зрелом возрасте? Согласитесь, не самое приятное чувство. От одного слова «СТРАХ» бегут мурашки по спине, и веет холодом. А если появляются возрастные страхи у детей? Что с этим делать? Как им помочь их преодолеть? Откуда они берутся?

Эти вопросы появляются у большинства родителей. Но прежде чем на них ответить по порядку, давайте сначала разберемся с самим понятием. Что же такое «страх»?

Страх — это внутреннее состояние, возникающее при возникновении чувства реальной угрозы. Т. е. чувство страха подает организму сигнал о том, что необходимо мобилизоваться и справиться с возможной опасностью. Иными словами, страх — очень полезная вещь. Это чувство помогает нам и нашим детям почувствовать грань между безопасной территорией и возможностью угрозы для жизни.

Всем это чувство знакомо. Но все справляются с этим чувством по-разному. У кого-то страх вызывает ступор, кто-то убегает от опасности, кто-то встает в позицию нападения. Также чувство страха у всех разное по выраженности эмоции и по длительности ее воздействия.

Не зависимо от того, сколько тебе лет — 1 год, 10 лет или 50, чувство страха периодически возникает в твоей жизни. Страхи бывают ситуативными (что-то сильно напугало) или личностными (фантазийные, например, страх Бабы Яги).

Но есть страхи, с которыми сталкивается в тот или иной момент каждый ребенок. Их объединили в группу «возрастные страхи у детей». Это своего рода этапы взросления личности, которые должен пройти ребенок.

Дорогие мои, если вы видите, что вашего ребенка что-то пугает, если он боится темноты (боится один спать), если один страх приходит на смену другому, приглашаю вас посетить бесплатный он-лайн марафон
«Страхам вход запрещен! », который проводит детский психолог Ирина Терентьева (сайт Ирины ).

Страх — это всегда знак неудовлетворенности потребностей. Если ребенок чего-либо боится, значит он несчастен. Сделайте вашего ребенка счастливым!

Что же это за страхи такие? Давайте разберемся.

Возрастные страхи у детей от 0 до 3 лет

Считается, что первый раз с чувством страха малыш сталкивается после 6 месяцев. Это страх разлуки с мамой . Ведь, когда мама рядом, она о нем заботится, и все хорошо, но вдруг она ушла. Как жить?! Контакт с мамой для ребенка первого года жизни очень тесный. Малыш еще считает себя с мамой почти одним целым, поэтому, когда мама куда-то уходит, становится сразу жутко страшно.

В 7−9 месяцев появляется страх чужих . Ребенок уже может определить своих и чужих не только по внешности, но и по голосу, манерам и т. д. Бывает, что к вам пришли гости, потянули руки к малышу, а он расплакался и весь вжался в маму. Знакомо? Этот страх помогает разграничить близких и знакомых людей от незнакомых, к которым у малыша пока еще нет доверия.

После года малыш начинает сам ходить, осваивает новое пространство. Постепенно понимает, что если мама ненадолго ушла, то она всегда возвращается. Уже не так страшно видеть чужие лица. Главное — это реакция родителей на них. Если родители воспринимают их как друзей, то и малыш будет спокоен. Если родители с опаской знакомят малыша с друзьями, то и ребенок будет бояться малознакомых людей.

Также с 1 года до 3-х в жизни малыша появляется множество запретов. «Это не трогай», «Туда не ходи», «Осторожно, упадешь! Ушибешься!». Большое количество запретов увеличивает тревогу ребенка. Особенно, если он пытается их нарушить, и на него обваливается шквал критики.

Поэтому, в этом возрасте ребенок часто начинает бояться сказочных персонажей (бабу Ягу, Кощея), символизирующих близких взрослых, которые ругаются на него, а значит нападают.

Как помочь малышу преодолеть страхи?

Помочь преодолеть эти страхи можно снижением количества запретов, созданием безопасного пространства. Например, поставьте блокираторы на ящики. И тогда не надо будет запрещать ребенку их открывать. Или уберите бьющиеся предметы на верхние полки шкафа, тогда еще на один запрет будет меньше.

Но ваш малыш будет постоянно проверять границы дозволенного и пробовать нарушать ваши запреты. Не осуждайте его. Всегда говорите про свое недовольство его поведением, поступком, а не им самим. Вы ведь его все равно любите. Пусть он в этом не сомневается.

Для ребенка в этом возрасте очень важен эмоциональный контакт с родителями. Он питает от них чувство безопасности и безусловную, безоценочную любовь. Малыш уже выделяет себя, как отдельную личность, но близость с матерью еще очень важна. Иногда, процесс разделения немного затягивается, и тогда про малыша говорят «мамин хвостик».

Не отталкивайте дитя, не пытайтесь его насильно научить самостоятельности и пристыдить за то, что он «хвостик». Такие действия только затянут этот процесс и повысят тревогу у ребенка. Значит, ему не хватило теплоты и близости. Дайте ему напитаться Вами. Ведь когда, если не сейчас?

Страхи у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте дети окончательно отделяют себя от родителя, и их фокус внимания переходит на сверстников. Активно развивается познавательная сфера детей: память, речь, внимание, воображение. И с развитием воображения и детской фантазии вероятность появления страхов возрастает. Они могут проявляться днем, а могут появиться и ночные страхи.

Очень важен режим дня — он всегда придает спокойствие. Ведь ребенок точно знает, что за чем следует. А также, конечно, самый поддерживающий фактор — безусловная любовь родителей. Игры, ласки, обнимашки — не бойтесь показывать и проявлять свои чувства.

Особенно часто можно услышать от мам или пап мальчиков такие слова: «Мальчиков не зацеловывают, не обнимают — они же должны вырасти мужчинами». Но это, наверное, отдельная тема для статьи. Пожалуйста — проявляйте свою любовь! Она — основной залог чувства спокойствия вашего ребенка.

Страхи у детей 5−7 лет

Это возраст «почемучек». Активно развивается мышление. Почему огонь горячий? Почему идет дождь? Эти вопросы помогают ребенку познакомиться с окружающим миром. Но могут и вызывать тревогу. Страх пожара, страх наводнения, страх темноты .

Дети пытаются выстроить причинно-следственные связи, могут представить уже события в жизни на линейке времени (что будет сегодня, через неделю, через год?). Возникают вопросы «А как я появился на свет?» и «Что будет, когда мы умрем?».

Если данные вопросы у самих родителей вызывают тревогу, или чувство неловкости и стыда, как например, вопрос о появлении на свет, то ребенок «считывает» это и такие вопросы для него становятся очень тревожными. Ведь если этого опасаются даже родители, значит это должно быть очень страшно. Появляется сильный страх смерти .

Подумайте, как бы вы могли ответить на эти вопросы на языке, понятном вашему ребенку. Кто-то объясняет с помощью религии, кто-то с помощью теорий биологического развития, кто-то с помощью собственной фантазии и воображения. Вы можете использовать метафоры. Например, мне очень нравится такая метафора про цветы. Цветочек появляется на свет, вырастает, расцветает, дает новые семена и увядает. А его жизнь продолжается уже в его семенах.

Страхи у детей 7−10 лет

Перед школой у ребенка может появиться страх неудачи, непринятия в коллективе сверстников, плохих оценок и даже опоздания в школу . Не предъявляйте высоких требований и ожиданий к ребенку. Этот период для него очень важный и тревожный. Столько изменений сразу врывается в его жизнь. (Читайте подробнее в статьях « » и « »). Социальные страхи возрастают.

Ближе к подростковому возрасту с уровнем развития самосознания и осознанием ответственности, у детей появляется, и часто становится доминантным, страх потери родителей . Он вытекает из страха смерти, а также созвучных страхов: страх пожара, стихийных бедствий, войны, болезни .

Бывает так, что днем ребенок не показывает повышенной тревожности, но его начинают беспокоить ночные страхи, плохие сны, он просыпается от кошмаров. Если такие ситуации носят разовый характер — это нормально. Постарайтесь успокоить малыша, проговорить его страх, придумать «ночного защитника». Это может быть ангелочек или ловец снов, сделанный своими руками и передающий родительскую защиту.

На примере схемы вы можете ознакомиться с основными возрастными страхами детей:

В России тему страхов и неврозов активно исследовал доктор психологических наук А.И.Захаров. Лечение и коррекцию детских страхов он видел в игровой терапии и арт-терапевтических методах (например, рисование).

Причем игровую терапию он настоятельно предлагал проводить не индивидуально с ребенком, а вместе с родителями. Чтобы через игру ребенок мог лучше открыться перед родителями, сблизится с ними, справится со своими тревогами.

Способы коррекции страхов и лечение невротических состояний — это обширная тема для отдельной статьи. В этой же статье указаны основные возрастные особенности страхов у детей. Надеюсь, это поможет вам понять состояние вашего ребенка.

Все мы сталкиваемся с тревогой и волнением. Легче справиться с возрастными страхами помогут уверенные родители, спокойная и бесконфликтная семейная обстановка, любовь и внимание близких. Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях — возможно, именно сейчас их так же волнует проблема страхов у детей.


Детский страх , как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Итак, детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Дети в подростковом возрасте любят смотреть фильмы ужасов, особенно небольшой компанией в темной комнате, а собравшись вечером, начинают рассказывать друг другу страшные истории, при этом с острым эмоциональным завершением, когда рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки сидящих рядом, пугает их. За этим обычно следуют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии - мортидо (говоря словами Э.Берна), направленной на разрушение и агрессию.

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (таблица 4). Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Детские возрастные страхи

Возраст

Возрастные страхи

0 – 6

месяцев

Любой неожиданный громкий звук;

быстрые движения со стороны другого человека;

падение предметов;

общая потеря поддержки.

7 – 12

месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

любые незнакомые люди;

смена обстановки, одевание одежды и раздевание;

отверстие стока в ванной или бассейне;

высота;

беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1 – 2

года

Громкие звуки;

разлука с родителями;

любые незнакомые люди;

отверстие стока ванны;

засыпание и пробуждение, сновидения;

страх травмы;

потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

незнакомые ровесники;

ударные звуки;

ночные кошмары;

изменение в окружающей обстановке;

природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

исчезновение или передвижение внешних объектов.

3 – 5

лет

смерть (дети осознают конечность жизни);

страшные сны;

нападение бандитов;

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

ядовитые змеи;

смерть близких родственников.

6 – 7

лет

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);

потеря родителей или страх потеряться самому;

чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);

школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);

физическое насилие.

7 – 8

лет

Темные места (чердак, подвал, и др.);

реальные катастрофы;

утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);

опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;

физическое наказание и непринятие в школе.

8 – 9

лет

Неудачи в школе или игре;

собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;

физическое насилие;

ссора с родителями, их потеря.

9 – 11 лет

Неудачи в школе или спорте;

заболевания;

отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

высота, ощущение верчения (некоторые карусели);

зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

11 – 13

лет

Неуспех;

собственные странные поступки;

недовольство своей внешностью;

сильное заболевание или смерть;

собственная привлекательность, сексуальное насилие;

ситуация демонстрации собственной глупости;

критика со стороны взрослых;

потеря личных вещей.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический . Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Отсутствие страхов вообще является патологичным , и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители - алкоголики и наркоманы.

Еще одним источником страхов является психологическое заражени е от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.

Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.И. Захаров сгруппировал следующим образом:

- наличие страхов у родителей , главным образом у матери;

- тревожность в отношениях с ребенком , чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

- большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

- конфликтные отношения между родителями : психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

- психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

А.И. Захаров направляет наше внимание к невротическим страхам , отметив их наиболее существенные отличия от возрастных: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избежание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.

Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами. Они закрепляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Кроме этого, при неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными, обозначенные специалистами как невротическая триада страхов. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что, вместе взятое, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в его общении со сверстниками. Страх смерти не имеет различий у детей с неврозами и их здоровых сверстников. Различия здесь сводятся в основном к страхам нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек), стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер, поскольку в основе их лежит страх смерти. Этот страх означает боязнь быть ничем, т.е. не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть или погибнуть.

Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно. Патологические страхи испытывают, как правило, чувствительные дети, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. В этом случае дети не смогут самостоятельно разрешать возникающие серьезные проблемы.

материал предоставлен АУ ТО ДПО "Областной центр "Семья" (