Родительское собрание выбор правильных игрушек. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Родительское собрание на тему:

«Игра и игрушка - это серьезно»

Воспитатель 1 категории Коваленко Людмила Петровна

Цель: помочь родителям правильно выбирать игрушки для своих детей. Познакомить с перечнем игрушек относительно возраста ребенка.

Уважаемые родители.

Мы уже говорили с вами о том, что ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра детей зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно игровую среду. Игрушка – это специально предназначенный предмет детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает ребенка к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, ребенку нужна кукла, врачом халат и атрибуты для игры, шоферу минимум как руль. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать сою роль. Правильно подобранная игрушка – серьезное дело.

Причины или проблемы: какими игрушками играют наши дети; (мальчики – оружие, монстры, девочки – косметика, украшения,

Как играют друг с другом; дерутся, стреляют, если что-то интересное принес или вкусное играю, если без всего, то нет.

Почему дети не могут организовать себя на игру: часто дети бегают или просто ходят по группе не зная чем занять себя, мешая другим. Я еще раз хочу подчеркнуть авторитет родителей. Как бы ребенок хорошо не относился к воспитателю, авторитет - мама или папа.

Попробуем вместе ответить на эти вопросы?

Проблемная ситуация: перед родителями на столах разные игрушки (кукла Барби, обычная кукла, игрушки – монстры, конструктор, оружие). Задание: выберите игрушки, которые на ваш взгляд нужны вашему ребенку и способствуют его развитию?

Вопрос родителям : Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки, но он с ними не играет с ними?

1. Сами по себе игрушки ничего не будут для ребенка значить, если он не знает как и во что с ними играть. (садит космонавта на зебру) Игрушку надо обыграть вместе с ребенок, особенно если у него недостаточно опыта по поводу данной игрушки.

2. Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры. на этикетках пишут возраст детей для которого предназначена игрушка и второй смысл это безопасность вашего ребенка если он будет играть с данной игрушкой. (детям до 3-х лет – берут в рот,) .

Маленьким детям яркие, звучащие игрушки. Крупные по размеру, похожие на настоящие. Здесь игрушка – это друг ребенка.

Детям 4-5 лет (наш возраст детей) особое значение приобретают предметы дополняющие игру (шапочки, сумочки, халатик, бинокль, руль и т. д.) .

Развитие игры идет не от игрушки, а от мысли ребенка. Часто дети пользуются предметами –заместителями.

Для детей 6-7 лет главное общение с другими, связанное с сюжетом.

3. Детям необходимы игрушки, сделанные своими руками из природного и бытового материала. Дети любят играть камушками, листьями, тряпочками, куски железа и т. д.

(пример с бусами: готовые это красиво, а самодельные –это забота о другом. Развитие мелкой моторики, творчества, трудолюбия, усидчивости и радость от результата)

Вопрос родителям : На что вы опираетесь в подборе игрушек?

Часто мы взрослые покупаем игрушки по своему усмотрению. Ориентируемся на цену, новизну, яркость. Если ребенку дарить часто и много игрушек, то его ничего не будет радовать, он с легкостью будет ломать и выбрасывать игрушки, зная, что ему купят новую. Если все игрушки однообразные, то это приведет к однородности сюжетов игры.

Вопрос родителям : Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?

Показ слайд-шоу «Игрушки – монстры» (файл№1)

Игрушки-монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданиям. Обилие страшных, пугающих, порой даже взрослых игрушек на прилавках наших магазинов сегодня стало для нас уже привычным. В моде всевозможные монстры, роботы, шумные и высокотехнологичные электронные игрушки. Покупая одну из них, родители часто не задумываются о том, какое влияние она может оказать на их малыша, и может ли игрушка, которая выглядит устрашающе, быть полезна для ребенка.

Страшные игрушки существовали во все времена. Однако, если обычные, нестрашные, игрушки служат для присвоения и выражения позитивного опыта малыша, то пугающие, отталкивающие игрушки нужны для обыгрывания негативных эмоций и событий из жизни ребенка. Отражая в таких игрушках собственную агрессию и страх, дети учатся их распознавать и контролировать. Еще одна важная функция страшных игрушек - нравственное воспитание малыша. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие яркие примеры из сказок. Совсем иначе обстоит дело с многочисленной и разнообразной категорией современных страшных игрушек. К ней относятся всевозможные монстры, роботы, киборги, устрашающего вида животные и насекомые. Обилие деталей, всевозможные технические навороты, делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша.

Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова мутант и биоробот несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут.

Что касается внутреннего, содержательного аспекта таких игрушек, то он полон противоречий. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Шрек, Бэтмен, черепашки-ниндзя и прочие, несмотря на свою устрашающую внешность, относятся к добрым и хорошим. При этом основным их занятием (и это наглядно отражено в их внешнем облике) являются драки и борьба с очень похожими на них, но якобы злыми героями. Такая неочевидная связь внешнего и внутреннего доступна пониманию взрослого, уже сложившегося человека, но не маленького ребенка.

Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке, страшные игрушки могут быть очень разными.

Но могут ли они быть полезными, нужны ли они ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста вашего ребенка. Если малышу нет еще трех лет, то страшные игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут обыграть свой страх и таким образом справиться с ним.

В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети отыгрывают полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам.

Не стоит дарить страшные игрушки ребенку или оставлять их жить в детской. Пусть они хранятся в недоступном ребенку месте и по мере необходимости вместе с вами приходят к малышу в игру. Ребенок дошкольного возраста легко застревает на образе игрушки, она навязывает ему свое настроение и соответственно характер игры.

Необходимо помнить, что образная игрушка несет в себе образ живого существа - сказочного или реального, человека или животного.

Шестилетний ребенок уже умеет управлять своим поведением и эмоциями, в том числе негативными, контролировать свой страх. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка как бы обладает собственной активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет.

Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти страшные игрушки не преобладали в детской комнате. Важно, чтобы игра ребенка не превратилась в сплошную борьбу, сражение, убийство и чтобы злым и страшным героям противостояли хорошие и добрые.

С целью разгрузки и создания эмоционального комфорта погружения родителей в мир детства продемонстрировать презентацию фотоматериалов из домашнего архива по теме «Игрушки моего детства» и представить вниманию присутствующих.

В заключение каждому родителю вручить памятки:

« Как использовать игру во время болезни ребенка», « Как найти время для игр с ребенком», « Как выбрать игрушку для ребенка», « Игра - источник радости ребенка»

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:

«ВЫБОР «ПРАВИЛЬНЫХ» ИГРУШЕК»

Воспитатель дошкольного отделения

ЧОУ «Гимназия №1»г. Новороссийска

Сезонова Лариса Владимировна.

План-конспект родительского собрания.

Тема: «Выбор «правильных» игрушек».

Возраст: старший дошкольный.

Вид: информационно- просветительское.

Форма: беседа с элементами практикума

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания детей, привлечь родителей к активному осмыслению проблемы выбора «правильных» игрушек и их влиянии на развитие детей, помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек.

Вопросы для обсуждения.
1. Что такое игрушка?

2. Какую игрушку можно назвать «правильной»?

3. Как правильно выбрать игрушку для развития своего ребенка?

План собрания.

    Вступительное слово.

    Выступление воспитателя по теме собрания. Упражнение «Поменяйтесь местами».

    Вопросы к родителям. Обсуждение.

    Выступление воспитателя по теме собрания.

    Обзор памяток.

    Итог собрания.

Предварительная работа:

1. Написать объявление о предстоящем групповом родительском собрании (за две недели до собрания).

2. Совместно с детьми изготовить пригласительные билеты (за неделю до собрания).

3. Подготовить памятки для родителей «Игрушки для мальчиков», «Игрушки для девочек», «Бесполезные игрушки».

5. Подготовить презентацию по теме собрания.

Анкета для родителей

    Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?

    По кому поводу Вы покупаете ребенку игрушки?

    Как часто Вы покупаете ребенку игрушки?

    Играете ли вы с ребенком его игрушками?

    Как Вы поступаете, когда ребенок сломает игрушку?

    Как Вы приучаете ребенка беречь игрушки?

Интервью с детьми

    У вас есть любимые игрушки? Какие?

    Расскажите, как вы играете с ними.

    Играют ли с вашими игрушками взрослые? Кто?

    Где и как хранятся твои игрушки?

    Как ты поступаешь, когда игрушка сломалась?

Ход собрания:

Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть всех, кто нашел время прийти, особенно отцов. Тема собрания «Выбор «правильных» игрушек».

Что такое игрушки для ребёнка? Какую игрушку можно назвать «правильной» ? Как правильно выбрать игрушку для развития ребенка?

Предлагаю об этом сейчас поговорить.

Выступление воспитателя по теме собрания.

Когда вы приходите в магазин за новой игрушкой, нередко задаетесь вопросом, что купить? С прилавка на Вас смотрят люди- пауки, трансформеры, динозавры разных размеров, длинноногие красавицы, интерактивные игрушки, которые умеют разговаривать, многочисленные коробки с развивающими играми, которые обещают сделать из ребенка гения. Как выбрать среди такого изобилия нужную и полезную игрушку? На что обратить внимание?

Упражнение с родителями «Поменяйтесь местами»

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто считает, что…»:

    Покупать надо интересную игрушку, иначе она быстро надоест, и ребенок забросит ее где-нибудь подальше, не желая в нее больше играть.

    Покупать надо развивающую игрушку

    Игрушка может помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками?

    Должна быть безопасной.

    Надо покупать игрушки, предварительно посоветовавшись с ребенком.

Анализ анкетирования родителей и интервьюирования детей по теме собрания. Особо обратить внимание на сравнение ответов о любимой игрушке.

Взаимодействие с родителями. Вопросы к родителям. Обмен мнениями.

- На что обращаете чаще внимание, когда выбираете игрушку вместе с ребенком? (ответы родителей)

Какие, по вашему мнению , игрушки можно считать лучшими для детей старшего дошкольного возраста? Почему? (ответы родителей)

В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников, особенно сюжетно-ролевая. А раз игра так значима для ребенка, то и выбор игрушки приобретает особый смысл. Игрушка - это средство детского развития, детской игры. Главная функция игрушки - активизировать детскую игру, помочь выразительно разыграть задуманную роль. Игрушки для старших дошкольников можно разделить на три группы:

    1. Развивает социальную сферу, учит общаться, познавать профессиональную деятельность (куклы, солдатики, профессиональные наборы)

      Развивают интеллектуальную сферу и моторику (конструкторы, лото, пазлы, наборы для творчества)

      Развивают физически(мячи,кегли и т.д.)

Выбирая игрушку, надо смотреть, какую группу необходимо обновить. Покупая новую игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Бывает, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Хорошая игрушка должна приносить пользу для дальнейшего развития ребенка и в тоже время, приносить ему удовольствие здесь и сейчас. Каким же критериям должна соответствовать хорошая игрушка?

Взаимодействие с родителями. Упражнение для родителей на интерактивной доске «Разброс мнений». Воспитатель предлагает собрать из карточек «Цветик– семицветик», выбирая «правильные» критерии. Родитель выбирает лепесток, зачитывает критерий и высказывает свое мнение. Если критерий не соответствует хорошей игрушке, он не собирается в цветок.

Таким образом, собираются критерии хорошей игрушки:

1 .Соответствовать возрастным задачам развития.

2. Быть безопасной.

3. Давать ребенку возможность любых преобразований, превращений, быть многофункциональной.

4. Быть привлекательной, оптимально сочетать новизну и узнаваемость.

5. Подсказывать, как адекватно играть с игрушкой, побуждать играть самостоятельно.

6. Вызывать добрые, гуманные чувства.

7. Быть прочной и качественной.

Взаимодействие с родителями. Практикум для родителей «Экспертная лаборатория». Сегодня Вы выступите в роли настоящих экспертов. И в нашей лаборатории будем исследовать игрушки, которые Вы принесли. Прошу подойти к столу с представленными образцами (родители подходят к столу с игрушками). Для наибольшей эффективности, разделимся на группы, каждой группе нужно выбрать ту игрушку, которая соответствует критериям «правильной игрушки».

Анализ выбора.

Этап педагогического всеобуча. Выступление воспитателя.

Традиционно родителями принято разделять игрушки на «мужские» и «женские». Хотя мальчики охотно играют куклами-мальчиками, бэтманами, суперменами, посудой.

Лучшими игрушками для детей старшего дошкольного возраста конструкторы, пазлы, наборы для творчества, настольные игры. Игрушечный транспорт должен выполнять свою функцию -перевозить пассажиров или грузы, поэтому у машинки обязательно должен быть кузов или сиденья

Дети любят куклы, особенно маленьких размеров, которые изображают людей разных возрастов; кукольный гардероб и кухонную утварь, домики и различный ландшафт.

Для мальчиков необходима техника: готовая и собираемая из деталей- это всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты. Современное оружие с различными эффектами сосредотачивает ребенка только на процессе стрельбы, поэтому в игре лучше использовать условное оружие- простые пластмассовые сабли и пистолеты.

Взаимодействие с родителями. «Конверт дружеских вопросов».

Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут из конверта карточку, читают вопрос и отвечают на него.

- Что делать, если ребенок просит вас купить игрушку-монстра (игрушку– трасформера: человек– машина, человек– робот, человек– чудище) ?

Какую куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби?

Как быть, если ребенок не играет купленной вами игрушкой?

Какими способами можно привлечь ребенка к уборке игрушек?

Что делать со старыми игрушками?

Обзор памяток для родителей «Игрушки для мальчиков», «Игрушки для девочек», «Бесполезные игрушки». Предлагается в конце собрания взять интересующие их памятки домой.

Взаимодействие с родителями. Игра-задание.

Предлагается задание: дать самооценку своим намерениям в развитии игровой деятельности своего ребенка. Если родители собираются поступать так, как сказано, то выставляют фишку красного цвета, если не всегда – фишку жёлтого цвета, а если никогда не будут так поступать – синего.

Каждый вечер буду играть с ребенком

Если сломается игрушка, отремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игрушку, объясню, как с ней играть, покажу разные варианты игры

Буду делать игрушки-самоделки вместе с ребенком.

Буду дарить ребёнку «полезную» игрушку.

Буду просматривать время от времени с ребенком его уголок, приучать его вытирать пыль, вместе чистить, мыть игрушки.

Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, вы приняли для себя информацию о том, что игра ребенку необходима, а игрушка является средством развития в игре вашего ребенка.

Итог собрания.
Игрушек существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребенка- это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка. И пусть Ваш ребенок играет с удовольствием!

Заполнение оценочных листов собрания.

Используемая литература.

2.Смирнова Е.О.Мир детских игрушек, или Как выбрать ребенку хорошую игрушку.- Педагогический университет «первое сентября», 2015

Анализ результатов родительского собрания.

На данном родительском собрании ставится актуальный вопрос выборе «правильных» игрушек. Собрание построено таким образом, что в результате должно вооружить родителей знаниями о целесообразности педагогического подбора игрушек, помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько информационных этапов.

Использование на собрании различных форм работы (вопросы, обсуждение, практические упражнения) позволили решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме выбора игрушек.

Были созданы все необходимые условия: подобрано необходимое оборудование, создан психологический настой, положительный эмоциональный климат на собрании; гигиенические условия (проветривание, влажная уборка).

Для активизации родителей использованы следующие приёмы: вопросы,

работа в группах (практикум), самоанализ, игровые задания, ИКТ. При этом, в упражнении «Конверт дружеских вопросов» активными были только несколько родителей.

По мнению участников собрания, информация была интересной, полезной. Большинство родителей согласились с критериями хорошей игрушки. Часть родителей по-прежнему склоняются к покупке модных игрушек.

Поставленные цели в ходе собрания были реализованы полностью.

Необходимо было продумать выставку литературы по теме.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА:

Состав участников: родители, дети, воспитатели, психолог.

Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Задачи:

- дать представление родителям о том, что такое игрушка;

Показать значимость игрушки в жизни ребенка;

Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним

Требованиями;

Предварительная работа: интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»; беседа с детьми на тему: «Моя любимая игрушка в группе» с использованием кукольного театра; рисование на тему: «Моя любимая игрушка» (старшая и подготовительная группа); выставка работ по изобразительной деятельности; разучивание детских частушек про игрушки (старшие, подготовительные дети) и их инсценировка; изготовление приглашений на родительское собрание; анкетирование родителей на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям?»; анализ анкетирования; создание презентации на данную тему.

Сообщение для родителей разновозрастной группы на тему:

«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»

Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.

Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся игрушек детей дошкольного возраста.

Всего было опрошено 41 челок. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети дома играют в игрушки, любят это делать и у каждого есть своя любимая игрушка.

Анкетирование также показало, что не все родители дома играют в различные игры совместно с детьми. 60% родителей делают это часто и с удовольствием, 34 % опрошенных играют с детьми редко, а 6% родителей никогда не играют со своим ребенком дома.

Также анкетирование показало, что все родители считают, что у них в доме достаточное количество игрушек для всестороннего развития ребенка. Но в тоже время, на вопрос о видах игрушек многие родители затруднились ответить и 26% опрошенных ничего не ответили на данный вопрос, а 74% родителей имеют не полное представление о видах игрушек.

При покупке игрушки для ребенка 62% родителей руководствуются интересом ребенка к игрушке, 36% стараются приобрести такую игрушку, которая способствует развитию ребенка, а 2% связывают ее приобретение с необходимостью.

Кроме того, 43% учитывают ее качество, 29% - безопасность, 17% - страну производитель, 11% опрошенных не предъявляют никаких требований к игрушке.

Выбирая игрушку для ребенка, 41% родителей учитывает возраст ребенка, а 39% навыки его развития.

На вопрос: «Есть ли в доме игрушки – монстры?» 85% родителей ответили - нет, а у 15% опрошенных все – таки такие игрушки присутствуют.

Таким образом, анкетирование показало, что в каждом доме у детей есть игрушки и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы до конца разобраться в этом вопросе, научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей мы пригласили вас на родительское собрание на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям».

В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неот делима от игрушек.

Что же такое игрушка?

Игрушка - это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замы сел, приближает игру к действительности.

В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».

А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).

Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:

- физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.

- Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.

- Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.

- Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.

- Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллективизма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.

Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.

Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, немного рассказать о своей любимой игрушке детства (название игрушке, кто подарил, купил …, чем нравилась и т.д.) в игре «Расскажи о своей игрушки детства».

Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Пра вильный подбор игрушек - серьезное дело.

Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?

(Рассказ сопровождается демонстрацией са мих игрушек).

*Это сюжетные, или образные, игрушки - куклы и фигур ки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).

Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.

*Следующий вид игрушек - технические игрушки . Они вводят ребенка в мир техники:

Знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);

Знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);

Знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.

К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструк торы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

* Игровые строительные материалы , как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.

Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.

*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам , с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, вели чиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти иг рушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.

*Кроме этого, есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их ле жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, вос питать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

* Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.

*Особый вид - спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способству ют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

* Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчат ка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других - руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетиче ского воспитания, развития речи, воображения.

Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

* Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб ражающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инстру менты. Они предназначены для развития музыкального слуха.

* Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.

Вопрос к родителям:

Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ре бенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носоро га, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребен ка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ре бенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особен но это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.

При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:

Гуманистичной , т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;

Не агрессивна и не должна вызывать жестокость;

- игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);

- игрушка, должна быть художественно оформлена , привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

- игрушка должна быть динамичной , побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Е.А. Флерина: «Чем больше возможностей игрушка представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Игрушка должна, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.

Видеосюжет (исполнение детьми частушек про игрушки).

Подбор игрушек зависит от возраста детей.

Так, детям в возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчи востью внимания. Ребенок испытывает потребность в действи ях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются двер цы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игруш кой должна вызвать у ребенка радостное удивление, желание играть с ней. Ребенок «оживает» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребенком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Продумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям по старше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо гут найти его заменитель или довольствоваться деталями ко стюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для ребенка 6-7 лет главное - общение с другими деть ми, связанное с сюжетом. Они начинают все более требова тельно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бросового материала, например из лис тьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных ко робочек, пузырьков…

Вопрос к родителям:

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотре нию, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности иг рушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситу ации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».

Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей иг рать, использовать предметы-заместители, воображаемые пред меты.


Работа с родителями

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в средней группе
«Какие игрушки нужны детям»

Составила: воспитатель Сурнина Е.А., г. Курган

Цель:

  • Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
  • Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Воспитатель. Уважаемые родители! Мы уже гово­рили с вами о том, что ребенку нужна игра. Игра детей неот­делима от игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят на­строение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки - куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

  1. Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

  1. Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

  1. Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки) , но этого достаточно, чтобы дети игра­ли - жили в образе.

  1. Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

  1. Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

  1. Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

  1. Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

  1. Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Вопрос к родителям.

Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ре­бенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носоро­га, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред­меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас­ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго­товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо­гут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из лис­тьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных ко­робочек, пузырьков. .. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

Так, в педагогической литературе описан случай, когда мать нашла у девочки мешочек, довольно тяжелый и гряз­ный. Там оказались камешки, листья, цветы, тряпочки, кус­ки стекла и железа. .. Мать выбросила грязные вещи, высти­рала и выгладила мешочек, положила его снова под подушку. Утром девочка горько плакала, спрашивала, зачем мама выбросила, самые хорошие игрушки и во что же она теперь будет играть. Мать объяснила, что нельзя играть с грязными и ост­рыми вещами, обещала купить новые игрушки, но дочка была безутешна. Тогда мама отыскала пестрые лоскутки, предложила девочке сшить новый красивый мешочек и обещала никогда не выбрасывать ее сокровищ.

Вопрос к родителям.

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри­мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Игрушка полезная и вредная. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нра­вится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Вопрос родителям.

Ваше отношение к игрушкам-монстрам?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуман­ные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разра­ботчикам огромные доходы.

Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - лю­битель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого нет на свете, дать ему название (имя) и рас­сказать, где оно живет, что любит делать, чем питается и пр. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окру­жающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессив­ность и т. п.

Так вот. Покемонов придумал, видимо, человек, знакомый с этой методикой, но сам чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе «покемон» - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что присуще всем покемонам.

Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с сим­птомами эпилептических припадков. Мультфильм был снят с показа, его пе­ределали и. .. продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носят их на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книжках и, главное, требуют у родителей покупать такие иг­рушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с «резко не­гативным информационным полем», как говорят ученые.

Показ мультсериала «Покемоны» на Первом канале был прекращен, но потребление про­дукции по его мотивам продолжается. Почти половина мальчиков и девочек всего мира без ума от покемонов, а мировые продажи «покемонских» товаров - игральные карты, видеоигры, рас­краски, сладости и пр. - оцениваются в 6 млрд. долларов. Случаи краж этих «драгоценностей» из портфелей и драк из-за них нередки, поэтому в ряде московских школ ввели «запрет на по­кемонов».

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры; че­ловек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти иг­рушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо про­порциональна агрессивности персонажа.

Что плохого в монстрах - это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, ес­ли ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизве­дет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребен­ка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Посколь­ку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антииг­рушкой.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожале­нию, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, вра­чам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.

На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вска­кивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовре­менная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, «прикольного» монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на нее смот­рит», и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.

Если ваш ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты иг­ры, с чьей помощью происходило познание мира.

Ведь не дадите же вы в руки мальчику или девочке радиоактивное яблоко, заряженный пистолет или наркотик. Игрушки-монстры равносильны им. Демоническая игрушка является транслятором духовного разрушения: неврозов, склон­ности к суицидам (самоубийствам) и др.

Вопрос родителям.

Как вы относитесь к кукла Барби?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Почти пятидесятилетний мужчина-журналист написал в центральную газету возмущенную статью - протест - от­вет на осуждение общественностью и Министерством образования куклы Барби как развра­щающей и неэстетичной игрушки. Будоража общественное мнение, он спрашивает: «А что, собственно, плохого в сексуальности? Сексуальность зарождается именно в детском возрасте. .. Бояться Барби нельзя. Рано или поздно ребенок узнает о естестве человека, и, если это произойдет дома, за игрой в Барби, когда рядом родители, это только хорошо».

Детские психологи протестуют. Они считают, что формирование «здоровой сексуальности» у детей до 16 лет называется растлением, в том числе и интеллектуальным, это преступно и карается законом.

Так же известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - ком­плекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Четыре года - это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.) . В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлече­ния, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горнич­ной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спять, лечить, т. е. отпутать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ре­бенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Вопрос родителям.

Почему детям нравятся мягкие игрушки?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Самое главное назначение мягкой игрушки - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глу­бинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

Американские ис­следователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш выбирает. .. вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят.

Родительское собрание вторая младшая группа ДОУ

Тема: « Роль игрушки в развитии ребенка. Как правильно выбрать игрушку для дошкольника »

Цель: Повышение знаний у родителей о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.

Задачи:

    Вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

    Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе.

    Вызвать интерес и желание к совместной игровой деятельности.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, игрушки для инсценировки сказки «Теремок».

Подготовительная работа : написать приглашения для родителей на собрание, подготовить презентацию по теме, изготовить памятки для родителей «Какие игрушки нужны детям», подборка музыкального сопровождения к сказке «Теремок».

Ожидаемый результат: Уточнение и расширение знаний родителей о значении игрушки, её влияние на развитие игровой деятельности детей.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей новой встрече. Сегодня мы с вами поговорим о значении и роли игрушки в развитии ребёнка, научимся правильно выбирать игрушки. Вы познакомитесь с игровой деятельностью детей в группе. Будете учиться играть со своими детьми дома, используя при этом разнообразные, эффективно подобранные с педагогической стороны вопроса, игрушки.

Но сначала вспомните своё детство. Что вспоминается в первую очередь? (заслушиваются ответы родителей)

Конечно мама и любимая игрушка! Ведь именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство.

А какая у вас была в детстве любимая игрушка? Расскажите, пожалуйста, о ней! (рассказ родителе о любимой игрушке)

Я предполагаю, вы со мной согласитесь, что сейчас у наших детей большое количество игрушек. Но случается так, что ребёнок с ними не играет. Хотя основной вид деятельности детей дошкольного возраста именно – игра. Мы, взрослые, сердимся на ребёнка, расстраиваемся, что тратим деньги на игрушки, которые не используются.

В чём дело? Как вы думаете? (ответы родителей)

Ребёнок просто не умеет во всё это играть. Ведь те игрушки, которые ему дарят, покупают – ничего для ребёнка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.

Уважаемые родители! Вы должны обязательно обыгрывать игрушки вместе с детьми, показывая и подсказывая действия с ними. Нужно помнить, что игрушки для ребёнка – эта та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя. Сейчас в магазинах огромный выбор игрушек. Кажется, что подобрать ту или иную игрушку не составляет большого труда. Но на деле оказывается, подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребёнка и прогресс его развития.

А на что вы опираетесь при выборе игрушек? (заслушиваются ответы детей)

Выбирая игрушку для ребёнка нужно обязательно учитывать:

    возрастные особенности ребёнка,

    игрушка должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей,

    игрушка должна быть многофункциональной (чем больше действий сможет ребёнок выполнить с игрушкой, тем лучше),

    игрушка должна быть безопасной,

    иметь эстетичный и реальный вид,

    игрушка должна быть доброй.

Чтобы вы смогли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы с вами посмотрим специально приуроченную к теме нашего родительского собрания презентацию «Игровая деятельность в нашей группе».

    Сюжетные или образные игрушки – это фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Наши дети очень любят играть с куколками. Они их одушевляют, разговаривают с ними, кормят, купают, укладывают спать, лечат, т.е. учатся проявлять заботу.

    Технические игрушки – это транспорт, конструкторы и т.п. Особой популярностью у наших детей пользуются разнообразные конструкторы: «лего», деревянный конструктор, модульный конструктор, которые развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество и т.д.

    Спортивно-моторные – эти игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развивают координацию движений, учат ориентироваться в пространстве.

    Музыкальные игрушки – это игрушки, развивающие музыкальные и творческие способности ребёнка, формирующие начало музыкальной культуры. Наши дети очень любят пользоваться музыкальными инструментами, устраивают концерты.

    Дидактические игрушки знакомят детей с цветом, формой, величиной предметов. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, умение доводить дело до конца.

    Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развивают речь детей, их воображение. В нашей группе дети с удовольствием используют в игре куклы би-ба-бо, маски, театральные костюмы.

    Игрушки-заместители – эти игрушки дети с удовольствием используют в игре. В случае, если ребёнок по ходу игры не может найти какой-либо предмет, то он заменяет его другим или довольствуется деталями костюмов: например, стул превращается в автобус, кубики в еду и т.п.

Уважаемые родители, вы, конечно, понимаете, что игрушка для ребёнка – это источник радости и мотив для игры. Она создаёт условия для развития, но в тоже время оставляет возможность для самостоятельного творчества. Поэтому, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Но сколько бы не было у детей игрушек, не забывайте о том, что общение ребёнка со взрослыми – это решающий фактор полноценного психического развития, а наиболее полно такое общение проявляется в совместной игре.

Сейчас я вам предлагаю перенестись в детство – поиграть в сказку «Теремок».

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» совместно с родителями: распределяют роли, раздаются игрушки-герои, проигрывание сказки.

Уважаемые родители! В нашей сказке подружились не только игрушки-герои, но и мы с вами – стали более сплочённее, дружнее.

В заключение нашего родительского собрания я предлагаю вам продолжить работу далее и организовать мероприятия, направленные на развитие игровой деятельности наших малышей:

    Провести конкурс семейных газет «Любимые игры моей семьи».

    Уделять больше времени совместным играм детей и родителей.

    При покупке игрушек пользоваться простым правилом: игрушки выбираем, а не собираем!

В конце родительского собрания раздаются памятки: «Какие игрушки нужны детям».

Спасибо за совместную работу и надеюсь на дальнейшее продуктивное сотрудничество!