Слайд 1
Формы работы с родителями в детском саду
Слайд 2
В нашем современном мире, педагоги всё реже могут обходиться без родителей. Однако родители не всегда обладают достаточным объёмом знаний и умений в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Родители воздействуют на ребёнка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребёнка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь.
Существует множество различных форм взаимодействия с родителями.
Слайд 3
Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам работы мы можем отнести:
●коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
●индивидуальные (педагогические беседы (консультации) с родителями);
●наглядно – информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, Нод, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки – передвижки.
Слайд 4
Рассмотрим некоторые из перечисленных форм.
Родительские собрания. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Родительские собрания могут проходить в виде:
◦ круглого стола;
◦устного журнала
Беседа. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Слайд 5
Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие и воспитателя и родителей.
Слайд 6
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу:
◦ телевизионных программ;
◦ развлекательных программ;
◦ игр.
И направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Родители привлекаются:
◦ к подготовке утренников;
◦ пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
Филиппова Елена Николаевна
Презентация «Формы работы педагога с родителями в ДОУ»
Формы работы педагога с родителями в ДОУ
Материал для чтения
Как известно, для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад.
Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи
– изменение социально-экономических процессов в обществе, целей образования.
Проблема – поиск новых форм работы с семьёй взамен традиционных (информирование и просвещение родителей).
Суть взаимодействия ДОУ и семьи
Заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала.
В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, и взаимоподдержки;
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия
1. Индивидуальный подход
2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
3. Сотрудничество, а не наставничество
5. Динамичность форм и направлений работы с родителями
С чего начать?
А начинать необходимо с анализа социального состав родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду: -Анкетирование, -Личные беседы.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы:
1. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, детский сад им просто жизненно необходим; такие родители ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку.
2. Вторая группа – это родители с удобным графиком работы, неработающими бабушками и дедушками; дети таких родителей могут воспитываться дома, но родители не хотят лишать детей полноценного общения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа оставались в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
3. Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Такие родители ждут от детского сада интересного общения со сверстниками. Задача воспитателя – выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.
Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
Традиционные:
Коллективные
Индивидуальные
Наглядно-информационные
Нетрадиционные:
Наглядно-информационные
Индивидуальные
Коллективные:
Информационно-аналитические
Досуговые
Познавательные
Традиционные формы
Коллективные
Общее родительское собрание ДОУ;
Педагогический совет с участием родителей;
Родительская конференция;
Тематические консультации;
Педагогический консилиум;
Групповые собрания родителей;
«Круглый стол»;
Родительский совет (комитет) группы;
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Индивидуальные
Педагогическая беседа с родителями
Тематические консультации
«Заочные» консультации
Посещение семьи.
Наглядно-информационные
Записи на магнитофон бесед с детьми;
Видео- фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
Фотографии;
Выставки детских работ;
Коллективные формы
Родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Собрание готовится заранее (слабо или плохо подготовленное собрание может негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом
Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
Индивидуальные формы
Педагогические беседы с родителями, тематические консультации.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, или посещение семьи.
В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.
Наглядно-информационные формы
Фотографии;
Выставки детских работ;
Стенды, ширмы, папки-передвижки.
Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Нетрадиционные формы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
«Почтовый ящик;
Индивидуальные блокноты.
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
Информационные проспекты для родителей;
Дни (недели) открытых дверей;
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
Выпуск стенгазет;
Нетрадиционные коллективные формы:
Информационно-аналитические
Проведение социологических срезов, опросов
Досуговые
Совместные досуги, праздники;
Выставки работ родителей и детей;
Познавательные
Кружки и секции;
Клубы отцов, бабушек, дедушек;
Семинары, практикумы.
Индивидуальные и информационно- аналитические формы
Социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик»
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы
Призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Папа, мама, я - дружная семья», «Праздник Весны» и др.
Познавательные формы
Предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.
18-19 слайд
Наглядно-информационные формы
Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Информационно- ознакомительные формы
«Дни открытых дверей». Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
"Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить ни кто"-так считал В.А. Сухомлинский Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Родители- главные воспитатели своих детей.Родители- главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Формы сотрудничества с родителями Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
Содержание форм общения с родителями Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.
Традиционные формы организации общения педагогов и родителей: Коллективные родительские собрания конференции круглые столы анкетирование по разным вопросам семинары Индивидуальные Беседы тематические консультации и т.д. Наглядно- информационные фотографии выставки детских работ ширмы папки-передвижки дни открытых дверей утренники информационные стенды буклеты
Нетрадиционные формы общения Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно - аналитические социологи ческие срезы опросы «почтовый ящик» Досуговые совместные досуги праздники участие родителей и детей в выставках участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада выставках родительских работ по изодеятельности Познавательные семинары- практикумы родительская гостиная проведение собраний консультаций в нетрадиционной форме игры с педагогическим содержанием библиотека для родителей Наглядно- информационные информационные папки для родителей организация дней открытых дверей открытых просмотров занятий и других видов деятельности выпуск газет организация мини- библиотек защита семейных проектов презентация детского сада информация о детском саде на сайте
Задачи взаимодействия Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи: Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Доброволец. Гость группы Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Дни открытых дверей В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
«Родительский университет» Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Круглый стол «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Детско-родительский журнал «Лучик» Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.
Моя семья. Дошкольное учреждение. Дошкольные образовательные учреждения. Наша дошкольная группа. Дошкольная педагогика. Дошкольные отделения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Наша дошкольная жизнь. Формы работы с родителями в доу. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Образовательная программа дошкольной организации.
Программы дошкольных образовательных учреждений. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Основная образовательная программа дошкольного учреждения. Общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения. Охрана труда в дошкольном учреждении.
Школа молодых родителей. Социальное партнёрство семьи и ДОУ. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Программы развития дошкольного образовательного учреждения. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Санитарное содержание дошкольного учреждения. Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ.
Муравьиная семья. Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Воспитанники группы № 3. Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Отношение между дошкольным учреждением и родителями. Презентация образовательной программы дошкольного учреждения. О расходах на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений. Обновление образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 11. Конкурс «Наша дошкольная жизнь».