Правила детской безопасности. Сказка про электрический ток

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о правилах безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Программное содержание:

  • Обобщать и расширять знания детей об электричестве и электроприборах.
  • Закреплять у детей представления о внешнем виде электроприборов, об их значении для людей, о правилах пользования.
  • Развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность.
  • Обогащать и активизировать словаря детей за счет слов: электричество, электроприбор, пожароопасные предметы, пылесос, электромясорубка, миксер, тостер, компьютер,микроволновая печь, вентилятор, хлеборезка, соковыжималка, овощерезка, кофемолка, кофеварка; упражнять в произношении слов со сложной звукослоговой структурой; развивать связную речь.
  • Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами; предостеречь от несчастных случаев в быту.

Предварительная работа: рассматривание электроприборов и иллюстративного материала по теме, работа с литературой: чтение сказок и рассказов об бытовых приборах [К. Нефедова «Бытовые электроприборы. Какие они», Т.А Шорыгина «Основы безопасности», И. Гурина «Полезные стихи и сказки на все случаи непослушания»], заучивание загадок и стихов.

Материал к занятию: кукла Почемучка, магнитофон, карточки с изображением электроприборов, веревка с узелками, мяч, листы бумаги с точечно-цифровым изображением разных электроприборов, карты-схемы по правилам безопасности.

Организационный момент:

В группе звучит веселая детская песенка, под которую дети входят в группу.

Ход занятия:

Педагогчитает стихотворение:
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А еще белье погладить…
Как со всей работой сладить?
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
А приходится им братцы,
Электричеством питаться.
Всем понятно и без спора,
Это – электроприборы.

Педагог: Как вы уже догадались, ребята мы сегодня будем с вами говорить об электроприборах.

Раздаётся стук в дверь и в группу входит кукла Почемучка.

Почемучка: Здравствуйте, ребята! Я сегодня в гостях в вашем детском саду и хочу попросить вас мне рассказать об электроприборах, потому что я не знаю, что это за приборы и для чего они нужны.

Педагог: Ребята, давайте Почемучку пригласим к нам в гости и расскажем ей о том, что знаем сами.

Педагог: Бытовые приборы – наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы.
Ребята, расскажите, какие вы знаете электроприборы и для чего они нужны. (Ответы детей – холодильник, телевизор, компьютер, пылесос, микроволновая печь и т.д.)

Игра с мячом «Для чего нужен электроприбор?»

Дети встают в круг и, перебрасывая мяч, рассказывают о назначение электроприборов.

1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.
2. Холодильник нужен для хранения продуктов.
3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.
4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.
5. Утюг – для глажения одежды.
6. Электроплита – для приготовления пищи.
7. Электрочайник – для кипячения воды.
8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.

Почемучка: Спасибо ребята, теперь я буду знать, для чего нужны эти приборы, а вот объясните мне, почему все эти приборы называются электроприборами? (Работают от электричества).

– Что служит питанием для электроприборов? (Ток).
– Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций)
– Где в каждом доме живет электричество? (В розетках)
– Можно розетки трогать руками? (Нет)
– Как и почему поступает электричество от розетки к электроприборам? (По проводам)
– Что нужно сделать, чтоб они начали работать? (Включить в электрическую розетку)

Педагог: Давайте, ребята, сейчас покажем Почемучке, как идёт ток по проводам. А сейчас давайте поиграем в игру.

Игра «Ток бежит по проводам»

Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.(Дети берут в руки веревку с узелками, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова)

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос,
Ток энергию несет.

(Последний ребенок поднимает руки вверх).

Педагог: Вот, Почемучка, ребята тебе и показали как подключается ток к электроприборам.Ты все запомнила?

Почемучка: Да я запомнила, спасибо, ребята.

Педагог: Сейчас мы это проверим, знаешь ли ты электроприборы. Ребята, давайте загадаем Почемучке загадки, а она должна найти картинки-отгадки.

(Дети загадывают загадки, а картинки с ответами выставляются на доску)

Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать.

(Магнитофон)

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг
Имя у него … (утюг)
Чудо-ящик – в нём окно.
В том окошечке – кино!

(Телевизор)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Пыль найдёт и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит …(пылесос)
Только я, только я
Я на кухне главная.
Без меня как не трудитесь
Без обеда насидитесь.

(Электроплита)

На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развесёлый огонёк.

(Настольная лампа)

Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт,
Зато всё собьёт.

(Миксер)

Через поле и лесок
Подаёт он голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.

(Телефон).

Педагог: Молодец, Почемучка! Отгадала все наши загадки. А сейчас ребята немножко отдохнем.

Физкультминутка: «Пылесос»

Батюшки, сколько пыли! (Разводят руки в стороны)
Где же вы раньше были?
Меня вы совсем забыли… (Машут двумя руками)
Ладно, ладно, не страшно,
все ясно. (Хлопают в ладоши)
Изумительно грязно! (Скачут по кругу)
Просто прекрасно!
Да, кстати, (Останавливаются, нагибаются)
Загляну ещё под кровати.
Потом иду по ковру (Идут врассыпную, словно пылесосят)
И снова в углу замру. (Стоят не двигаясь)

Почемучка: А я, ребята, для вас тоже приготовила задания, сейчас проверим, ответите ли вы на мои вопросы:

Игра «Доскажи словечко»

1. Греет воду – кипятильник
Охлаждает – … (холодильник)

2.Вышла на пенсию наша духовка,
Сменит старушку … (микроволновка) .

3. Позабыты лыжи, велик –
Днем и ночью смотрим … (телек)

4. День-деньской у нас трезвон –
Ох, болтун наш … (телефон)

5. Лампу мы вкрутили шустро –
Вновь сияет наша … (люстра).

Почемучка: Вот и вы, ребята, справились с мои заданием.

Педагог: Да, ребята, вы много знаете электроприборов. А знаете ли вы, что есть ещё электроприборы, которые называются кухонными помощниками, это те приборы которые помогают людям на кухне, и мы сейчас с вами поиграем в игру.

Игра «Кухонные помощники» (образование сложных слов)

Хлеб режет – Хлеборезка.
Кофе мелет – Кофемолка.
Кофе варит – Кофеварка.
Мясо рубит – Мясорубка.
Овощи режет – Овощерезка.
Сок выжимает – Соковыжималка.

Педагог: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А сейчас приготовьте ваши пальчики, мы сделаем массаж. (Выполнение массажа детьми подушечек пальцев, начиная с большого).

Самомассаж:

1 - Любопытен пылесос.
2 - Он везде суёт свой нос.
3 - Шарит щёткой по углам –
4 - Нет ли сора, пыли там?
5 - Перегладил много брюк.

(Смена рук с мизинца)

5 - Электрический утюг.
4 - Он в одежде знает толк –
3 - Гладит хлопок, гладит шелк
2 - Тут и лампочка зажглась –
1 - И горела не ленясь.

Педагог: Как много вы сегодня узнали об электроприборах. Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды. Запомните такие правила безопасности: (Педагог показывает детям карточки-схемы и уточняет правила безопасности).

Правила безопасности:

1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
3. Не играй с розетками!
4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

– А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Педагог: Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами много узнали об электроприборах, и рассказали об этом Почемучке. Я предлагаю ей на память подарить картинки с электроприборами, а для этого вам надо выполнить ещё одно задание: на листе бумаги обвести по цифрам изображения электроприборов.

Педагог включает магнитофон, дети выполняют задания и после выполнения дарят рисунки Почемучке .

Почемучка: Спасибо, ребята, я так много узнала интересного сегодня, побывав у вас в гостях, что обязательно приду к вам снова.

Рядом с лесом, где жил наш Мишутка, было небольшое озеро. Однажды на озеро приехали странные люди. На огромной грузовой машине они привезли металлический короб из которого во все стороны торчали толстые и странные веревки. Люди между собой называли этот короб генератором и решали, где его лучше установить.

Мишутка наблюдал за ними из-за густых кустов малины и старался запомнить слово, которое они все время повторяли. Потом он тихонько выбрался из зарослей и бегом побежал к маме.

Мама, мама, на наше озеро приехали люди и привезли с собой... Ну, скажи, как оно называется? Гератор, негетор, таратор. - Мишутка пыжился изо всех сил, но слово было такое трудное, что вертелось на языке и совсем не хотело складываться в правильные звуки.

Генератор, Мишутка, это генератор.

Мама, а зачем он нужен? - Пыхтел медвежонок и старательно повторял:
- Этот гера-геранатор. Генератор. Уф, получилось!!! - И он довольный заулыбался.

Он нужен для того, чтобы получилось электричество. Ты знаешь, что это такое?

Нет, - засопел медвежонок.

Ну, слушай. Мы с тобой живем в лесу, питаемся медом, который нам дарят пчелки, разными корешками и ягодами. Смотри, как много их растет в лесу. А осенью ложимся спать и спим до самой весны, пока солнышко не начинает ярко светить. Нам не надо, чтобы было светло в нашей берлоге потому, что мы весь день проводим на улице. И пищу мы едим сырую.

А вот люди - они совсем не такие. Спят они только ночью, пищу варят на печке, а днем ходят на работу. Живут они в больших домах, где и пользуются электричеством. Оно к ним прибегает по тоненьким проводам и зажигает в каждой квартире лампочки.

Мамочка, какие-то ты слова неправильные говоришь! А что такое лампочки?

Ох, Мишутка, ну до чего же ты любопытный! Лампочки - это такие маленькие, стеклянные штучки разной формы. Они могут быть круглыми, похожими на яблоко или вытянутыми, как сливы, или в виде спирали, похожие на змею, но чаще всего у них форма груши.

А длинными, как палки, они могут быть? - Мишутка поудобнее уселся на траве.

И как палки, и как звездочки. Разные-разные.

Интересно, а как же это ликтричество, ой, электричество попадает в лампочки?

Ох, ты и торопыга. Слушай меня и не перебивай. Все-все, что нас окружает, состоит из малюсеньких атомов. Атомы - это такие домики, где живут несколько братиков. Одного зовут Ядро, он самый старший, самый послушный и всегда совершает положительные поступки. Ядро сидит в домике и никуда из него не убегает. Поэтому его называют положительно заряженной частичкой. А его братики - неслухи, зовут их Электронами. Они постоянно прыгают, бегают и никого не слушают. Назвали их отрицательно заряженными частичками. Когда Электроны сильно расшалятся, они начинают прыгать с одного атома на другой, вот тогда и возникает электричество.

Электричество - это энергия и передается она по проводам в виде электрического тока. Ток любит, чтобы все вокруг было ярким и красивым, поэтому он заряжает своей энергией лампочки и другие приборы. Они начинают гореть и работать.

А почему он любит, чтобы все было яркое?- У Мишутки от любопытства зачесался нос.

Наверное, потому что слово электрон, из которого получается ток, произошло от слова янтарь. А янтарь - это маленькие кусочки смолы. Они светятся и блестят, как солнечные лучи.

Мамочка, спасибо, ты так все интересно рассказала, я все-все понял. Можно я сбегаю на озеро и посмотрю, провели люди туда электричество или нет? - и Мишутка от нетерпения стал прыгать на месте.

Ох, торопыга, беги, только недолго. Скоро наступит ночь и я буду волноваться.

На берегу стоял большой шатер, к нему от генератора тянулось много проводов. Все стены и крыша шатра была украшена сотнями маленьких лампочек. Мишутка от удивления разинул рот и в это время какой-то человек махнул рукой и закричал:

Включай.

Вы не представляете, какая в лесу наступила красота. Разноцветные огоньки бежали друг за другом, переливались то красным, то зеленым светом, потом на секундочку гасли и еще ярче вспыхивали ярко-желтыми и оранжевыми молниями. Откуда-то появлялся голубой цвет, вспыхивал и становился ярко-сиреневым. Все так искрилось и блестело, что Мишутка не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом он тихонько прошептал:
- Ой, как красиво!!! А что же здесь будет?

А вот, что здесь будет, я вам расскажу в следующий раз.

Борисова Марина Борисовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 Детский сад "Почемучка"
Населённый пункт: п.Новый, Елизовский р-он, Камчатский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Сказка о пылесосике" (лексическая тема "Электроприборы")
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

В нашей старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня каждая

неделя начинается с изучения новой лексической темы. А в век компьютер-

ных технологий и многообразия различной домашней техники появилась

необходимость в теме «Электроприборы и бытовая техника». Зачем? Дети с

общим недоразвитием речи часто путают лексические значения предметов.

При активизации словаря на тему «Дом, части дома» слова дверь, стены и

т.п. у детей ассоциируются с мебелью. Тоже происходит и с крупной бытовой

техникой.

На первых логопедических занятиях по любой теме мы уточняем и обогаща-

ем словарь, развиваем лексико – грамматические категории. Вторые занятия

обычно направлены на развитие связной речи.

Данная лексическая тема была сложна и для меня, т.к. очень мало материала,

на который можно было бы опереться. А 5-6 лет – апогей сказочного мышле-

ния! Стремление приписать неодушевленным предметам или животным че-

ловеческие черты. И я решила это использовать - придумать совместную

сказку! Дети не любят наставлений, а сказка научит всему исподволь.

Представляю вашему вниманию фронтальное логопедическое занятие, запла-

нированное на второй период (конец февраля).

«Сказка о пылесосике»

Образовательные задачи. Актуализация и активизация словаря по теме «До-

машние электроприборы и бытовая техника». Совершенствование навыка

словообразования, словотворчества. Совершенствование грамматического

строя. Совершенствования навыка ориентировки на плоскости.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческих и мыслительных

процессов, зрительного внимания, воображения, памяти, общей и мелкой мо-

торики, пространственного восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к окружающим

предметам. Воспитание уважения к мнению других.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме,

пылесос, влажная салфетка, картинки с наложенными изображениями пред-

метов для индивидуальной работы (Прилож.1), альбомы, карандаши, мяч, ли-

сты в крупную клетку для графического диктанта, заламинированные листы

для самооценки (Прилож.2)

Ход занятия.

Оргмомент. «Снежный ком». Активизация словаря по теме «Домаш-

ние электроприборы и бытовая техника».

Дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям вспомнить тему про-

шлого занятия и поиграть в игру «Снежный ком». Затем передает

мяч и называет предмет по теме, ребенок повторяет это слово, назы-

вает свой предмет и передаёт мяч следующему и т.д. Последний ребе-

нок должен назвать все слова и добавить своё.

«Почему так назвали?» Совершенствование навыка словообразова-

Логопед показывает предметные картинки и спрашивает, почему этот

предмет так назван.

Самовар, кофемолка, хлеборезка, холодильник, вафельница, пылесос.

Как с ними необходимо обращаться? (Аккуратно, выключать после ис-

пользования, чистить от грязи, протирать пыль, под присмотром взрослых

Игра «Верю – не верю» (с мячом) . Развитие творческих и мыслитель-

ных процессов.

Логопед предлагает детям поиграть в небылицы.

Вы можете сочинять небылицы? А что это такое? Я буду каждому

бросать мяч и говорить предложение, а вы будите возвращать мяч и го-

ворить «Верю» или «Не верю». А если не верите, то объясните – поче-

Ваш холодильник родился на северном полюсе.

В холодильнике лежит колбаса.

На печке приготовили обед.

Пока вы спали, печка приготовила завтрак.

По телефону можно говорить.

Ночью ваш телефон общается с другими телефонами.

Лампочка дружит с выключателем.

Пылесос нужен для мытья посуды.

А теперь ваша очередь.

Дети предлагают свои предложения, а логопед говорит «Верю» или «Не

Сказка о пылесосе. Развитие связной речи, воображения. Воспитание

бережного отношения к окружающим предметам.

Выставляется настоящий пылесос, тряпочка (протирать «пыль»)

Про любой предмет можно сочинить сказку. Вот наш герой – пылесос. С

чего начнем?

Жил – был в нашем детском саду… в старшей группе … пылесос.

Когда – то он был новенький. Все его любили, протирали с него пыль.

А он за это… хорошо пылесосил в группе.

Однажды дети играли с маленькими, мелкими игрушками. Какими?... А

потом не убрали их на место, и они закатились под шкаф, под …

А пылесос этого не знал. И когда он начал пылесосить везде, везде,

под …, под…, под…, то засосал эти игрушки в шланг и …сломался.

Поставили пылесос в угол и забыли про него. Никто на него внимания

не обращает, никто в розетку не включает, пыль с него не протирает…

Загрустил.

Стали дети искать свои игрушки. Нет их нигде. А пылесос? Знает, а

сказать не может. Он только по ночам разговаривает.

И вот собрались пылесос выбросить и решили посмотреть, что там

внутри. А там …

Обрадовались дети. А пылесос тоже рад. Ведь его не выкинули, а про-

сто почистили внутри.

Конец? А вот и нет! Теперь дети знают, что нельзя мелкие предметы ки-

дать под …, а то пылесос сломается!

Физминутка. «Я - пылесос» Координация речи и движения

Дети встают в круг и представляют, что они – пылесосы.

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были?

Меня вы совсем забыли…

Ладно, ладно, не страшно, все

Изумительно грязно! Просто пре-

Да, кстати, загляну еще под крова-

Потом пройдусь по ковру.

И снова в углу замру

Руки в стороны, затем «метёлоч-

ка» перед грудью

Поднять плечи, руки в стороны

Махнуть рукой

Кулачок на кулачок, хлопок, кула-

чок на кулачок, хлопок

Скакать по кругу

Остановиться, нагнуться

«Пылесосить»

Остановиться и замереть

Пересказ сказки. Развитие связной речи, памяти.

Пересказ осуществляется по цепочке, с дополнениями. Если группа

сильная, то можно предложить пересказ от лица пылесоса, но тогда

на голову надеть шапочку с его изображением.

«Найди пылесос». Профилактика дисграфии.

Найти в картинке с наложенными изображениями предметов пылесос и об-

вести его по контуру.

Ребята, наш пылесос передал вам черно-белые фотографии, где он изобра-

жен в компании своих друзей… Странно, но я его не вижу! Попробуйте вы

найти пылесос и обвести по контуру красным карандашом.

Игра «Добавь правильное словечко». Расширение и уточнение словаря

Пылесосу понравилось с вами играть, и он предлагает вам новую игру «До-

бавь правильное словечко».

Логопед описывает пылесос, производит с ним действия.

Наш помощник … пылесос,

У него длиннющий … нос? Хобот? Правильно - шланг!

Вместо ног …правильно, колесики!

В животе… волосики? Насосики? Правильно – мотор!

Ложку? Правильно - вилку в …конфетку? В котлетку? Правильно – в розетку!

Нажмем на кнопочку под названием …«читатель»? «Испытатель»? Правиль-

но – «включатель»!

Теперь за работу!

Графический диктант «Дружная команда»

Раздать детям листочки в крупную клетку, в середине каждого листа сто-

ит точка – пылесос.

Вот листочки, это план группы. В центре точка, это пылесос. Поможем пы-

лесосу убраться в группе. Поставьте карандаши в точки и слушайте команду.

Наш пылесос продвигается вверх на 3 клетки, вправо на 4 клетки, по диаго-

нали влево вниз на 1 клетку, …а сейчас вы будите давать команды по цепочке,

но с условием, чтобы линии не пересекались. Зачем нам пылесосить на одном

и том же месте?

Молодцы, у нас была дружная команда, и мы помогли навести уборку в

10.Итог занятия. Самооценка работы детей (обвести шарик).

Логопед предлагает дома нарисовать пылесос, а внутри те мелкие предме-

ты, которые потерялись в группе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Шарик надут, поднят высоко в небо – поработал отлично

Шарик надут наполовину, находится на середине листа – старался, но не все

получилось

Сдувшийся шарик не взлетел, находится на земле – в другой раз получится

Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в "темный лабиринт". Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.
- Интересно, - подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?
Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?
Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.
- Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.
- Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.
Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.
Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.
Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.
Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:
- Подойди, подойди к розетке!
- Ну, уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.
Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.

Добрая и поучительная сказка от нашего автора Полины Игнатьевой-Крук наверняка поможет ответить на распространенные детские вопросы: «Кто такой Ток?», «Где он живет?», «Почему нельзя трогать розетки и электроприборы?» Обязательно прочитайте ее своему малышу, а потом в непринужденной беседе обсудите основные правила безопасности. На примере героев сказки легко объяснить, почему ток может быть опасен и как с ним не ссориться.

Маленький Ваня рос очень любопытным мальчиком. Все ему было интересно: почему из крана течет вода, где спит солнце, зачем трамваю «рожки» , почему у человека руки две, а нос один, например. Но больше всего Ване было интересно, что такое Ток . Или кто такой Ток, и почему нельзя лазить в розетку. Он так и спросил:

–Мама, а почему нельзя лазить в розетки?
– Там ток, сынок, – ответила мама.
– Ток? Его так зовут? – переспросил Ваня.
– Да, так и зовут, – мама очень любила Ване все объяснять.
– А фамилия у него есть?
– А как же, Ванечка! Его фамилия Кусь! Ток очень злой, и поэтому фамилия у него тоже злая.
– А сколько ему лет? – мальчику было интересно все.
– Он старенький, сынок. Ему лет 200 примерно.

Ваня почесал в затылке и произнес:
– Ого! Это как до нашей бабушки и обратно. И даже больше… Мама, а откуда он пришел к нам? Чего он у нас живет? У него что, дома нет?

Мама улыбнулась и рассказала Ване такую историю.
Однажды, когда Ток был совсем молодым, он пошел в лес. Встретил там медведя и попросился у него жить. Пообещал ему за это освещать берлогу. Но медведь сказал, что зимой он спит, и свет ему не нужен. Обиделся Ток и пошел к белкам. Постоял возле дупла, постучал тихонько:
– Белки, тук-тук! Можно я у вас поживу? Я смогу жить в холодильнике, и тогда у вас никакие запасы на зиму не испортятся. На что белки ему ответили:
– Нет, Ток, ты нам не нужен. У нас нет холодильника. А запасы свои мы сушим летом на солнышке, нам ничего морозить не надо. Поищи себе другой домик.

Ток огорчился и присел на пенек отдохнуть. Вдруг он увидел Сову.
– Сова, давай вместе жить, – предложил Ток,– я буду освещать тебе дорогу, когда ты ночью по лесу летаешь.
Сова посмотрела на Ток с презрением и фыркнула:
– Зачем мне ночью дорогу освещать? Мыши увидят, что я лечу и спрячутся. Что я тогда буду есть? Или хочешь, чтобы я осталась голодной? Поищи себе других друзей, – сказала Сова и улетела.


Ток очень рассердился, что никто с ним не хочет дружить, подумал-подумал и решил пойти жить к людям. Дошел он до города и постучал в самый первый дом.
– Тук-тук! Здравствуйте, я Ток Кусь. Можно я поживу у вас?
– А что ты умеешь? – спросил человек.
– Я могу зажигать лампочки, могу нагревать утюг, могу в холодильнике холодно сделать, могу воду кипятить, в машинке одежду стирать. Я очень способный!
–А еще что-нибудь умеешь?

Ток задумался на минутку.
– Могу фонари на улицах включить, если будет темно. А еще могу зажечь гирлянду и звезду на новогодней елке.
– Это здорово, – обрадовался человек,– тогда проходи, пожалуйста, будем жить вместе. Где ты расположишься – на диване или, может, в шкафу? Выбирай!

Ток вздохнул и сказал:
– В лесу меня очень обидели медведь, белки и сова. Я очень злой на них, поэтому я бы очень хотел спрятаться, и чтоб меня никто никогда не трогал. Пожалуй, я пойду жить в розетку. Буду вам служить, помогать во всем, но у меня одно условие: никогда ко мне в розетку не заглядывайте, иначе я разозлюсь и могу любопытного укусить за пальчик. А если обижусь, то и вовсе уйду. Не будет у вас в доме ни света, ни холода в холодильнике, ни жары в утюге.

–Что ты, что ты, дорогой Ток! – человек чуть было не испугался, что такой ценный гость сможет уйти. – Оставайся у нас! За это мы обещаем никогда тебя не тревожить.

На том и сошлись. Так и живут до сих пор человек и Ток.
– Понравилась тебе сказка, Ванечка?
– Очень понравилась, мама. Я тоже не буду Ток обижать и никогда не полезу в розетки, чтобы он от нас не ушел. Я теперь знаю, что там живет злой Кусь.
– Ну и правильно, сынок, – мама погладила мальчика по волосам. – Пошли лучше чай с вареньем пить, а чайник нам поможет вскипятить дядюшка Ток.

Уважаемые читатели! Понравилась ли вашему малышу наша сказка? Может быть у вас есть собственные интересные истории о том, как рассказать детям о пользе электричества и научить их соблюдать правила безопасности? Ждем ваших комментариев.

Если у вас есть собственные сказки, присылайте их на адрес [email protected] , лучшие мы с радостью опубликуем.