Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться. Почему молодежь не хочет ни учиться, ни работать Почему молодежь не хочет учиться

«Сегодня преподаватели аттестуют студентов, закрыв глаза на слабое знание предметов. Ситуация в системе подготовки специалистов трудная. И она не изменится до тех пор, пока чиновники не перестанут учить своих детей за границей», - считает известный печорский историк и экономист Константин Радьков.

Вуз по подготовке сантехников

Константин Исакович, у вас за плечами 43 года преподавательской работы. Как, по-вашему, эволюционирует молодёжь? Что она представляет из себя, если смотреть на неё, исключив конфликт отцов и детей?

Молодёжь, увы, становится хуже. И в основной массе состоит из агрессивных дикарей, которые любым способом хотят урвать деньги и обменять их на блага. Телевизионная пропаганда, знаете ли… Что касается интеллекта, то сегодняшние выпускники школ малообразованны, знания их не системные, а интереса к учёбе нет. Я начинал педагогическую работу в 70-е годы в сельских школах Подчерья и Каджерома. Тогда детей, заинтересованных в учении, было процентов 80. Сейчас - от силы 10. Остальные не хотят учиться ни платно, ни бесплатно.

Поясню. В своё время я работал в речном училище, план приёма в который на бюджетные места составлял 125 человек. И были годы, когда за неуспеваемость мы выгоняли по 80-90 учащихся со всех курсов. То есть почти весь набранный курс! Ребята не тянули, они знали: зачёт им поставят и так. И ставили, чтобы директор не получил нагоняй, потому что образование - система, где нижестоящий отчитывается перед вышестоящим. И двоечников держали до последнего.

Что уж говорить о коммерческих вузах. Если студент заплатил, то кто его отчислит?! Можно не ходить на занятия - и не ходят. Дайте диплом - и всё! Профессиональное образование превратилось в простую выдачу дипломов. За деньги.

Шаги для лечения

Повернуть регресс вспять возможно?

Заболевание общее, системное. И лечить нужно государственную систему, которая работает неэффективно. Мало требовать бесконечного совершенствования педагогов: образование - мост с двусторонним движением, где учитель и ученик идут навстречу друг другу. То есть, если я хочу научить, а студент учиться не желает, ничего не выйдет. Как заинтересовать студента?

Образованному платить минимум в 2 раза больше, чем необразованному. А сейчас монтажник окон зарабатывает больше иного человека с дипломом. Надо, чтобы чиновники учили своих детей только в российских вузах. И, наконец, в разы сократить вузы. Поголовное формальное высшее образование - зачем оно?

Как-то администратор одной гостиницы мне не без гордости сказала, что у неё работают горничные с высшим образованием.

Я 14 лет преподавал в Печорском филиале Московской академии водного транспорта. Готовили на платной основе только экономистов. Зачем их столько? И кем они работают? Один меняет окна, другой - сантехник, кто-то - в налоговой, многие - в банках, остальные - продавцы.

Хотели выйти в люди - не вышло.

Вот поэтому высшее образование не должно быть поголовным. А чтобы те, кто его получил, работали по специальности, надо восстановить систему распределения выпускников.

Ничего себе

Константин Исакович, вы экономист. Давайте обсудим экономическое положение республики.

Об экономическом положении Коми можно судить глядя на то, как из республики бегут её жители: словно крысы с тонущего корабля. Новой республиканской власти надо добиваться нормального распределения финансовых потоков.

Посмотрите, в США любой штат отдаёт в центр 11% дохода. У нас - большую часть. Как развиваться? Не надо пробивать нашу территорию в федеральные программы, а нужно иметь деньги на собственные проекты и осуществлять их. Сколько мы говорим о Белкомуре? И где этот Белкомур?

Почему чиновники умеют только распределять финансовые потоки, то есть тушить очередные пожары? Неужели никто не в состоянии предвидеть развитие территорий и финансировать их?

Это происходит потому, что ещё с 90-х годов и до сегодняшнего дня развитие страны и её ресурсы были направлены на обогащение верхушки. Мы стремимся догнать Америку по количеству миллиардеров и совершенно не заботимся о будущем страны и её населении. Поэтому сегодня по официальным данным разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных в 17 раз. А многие экономисты считают, что и эта цифра занижена. На Западе же она - 6-8 раз.

Что касается того, что власть имущие не в состоянии предвидеть будущее, то можно утверждать, что и не стремятся - ведь на их век богатейших ресурсов России хватит.

Почти все мои сверстники, сдающие сейчас ЕГЭ, собираются идти в вузы на специальности, которые им не по душе. А те, кто немного старше, учатся тому, что им неинтересно. Почему так происходит? И надо ли что-то с этим делать?

Пять историй

Анна, 17 лет . Вот она сидит рядом со мной и корпит над учебником алгебры и сборниками заданий ЕГЭ повышенной сложности. Аня не терпит свободных минут и перерывов между уроками (это – «катастрофическая потеря времени!»): бьется над задачами, сравнивает ответы, подсчитывает баллы, ищет ошибки. Каждый день она преодолевает себя – свою нелюбовь к точным наукам.

Соотношение затраченных сил и полученных результатов оказалось непропорциональным – на пробном экзамене Аня не проходит порог минимального балла. В ее планах – поступление на экономический факультет по профилю бухгалтерского учета, в мечтах же – преподавание в начальных классах.

Мечта эта появилась еще в детстве, и не беспочвенно – Аниному таланту общения с детьми, терпению, выдержке, искренности в отношениях с малышами можно позавидовать. Но она не идет учиться на педагога. Спрашиваю: почему? В ответ вздохи сожаления и невнятные аргументы об уровне будущей зарплаты и социальной одобряемости. «Да, это монотонная работа с бумагами и цифрами. Да, мне это не нравится, но ведь и отвращения не вызывает. Зато уверенность и стабильность…»

Ирина, 20 лет. Учится на третьем курсе юридического факультета, получает повышенную стипендию и демонстрирует отличные результаты. Ира говорит, что один из самых больших ее страхов – работа по специальности. «Помню, как в десятом классе хотела поступать на журфак. Помню, как отговаривали и направляли в совершенно другую сторону. И вот перед тобой будущий, не дай бог, юрист».

Ира учится по принуждению – вероятно, родительскому – и не находит смысла в своем образовании. Она умна, организованна и ответственна, что радует преподавателей; на деле же – отсутствие заинтересованности, хроническая усталость, темные круги под глазами и нелепо торчащий из дамской сумочки Уголовный кодекс.

Нина, 20 лет. Занимается музыкой с раннего детства. Нина – студентка музыкального училища. Нина упорна: она прекрасно разбирается в теории и истории музыки, играет на фортепиано и сама пишет музыку. Скоро Нина защитит дипломную работу; следующий этап – поступление в консерваторию. Она уже ходила туда на день открытых дверей. И не слишком рада. «Мне было там так тоскливо и скучно, что теперь я пребываю в ужасе от того, как я проведу свою жизнь; а другого решения нет. Я снова пойду по четко намеченной, проторенной дорожке, как всегда и делала. И никогда не решусь поменять свою жизнь на то, что я действительно хочу. Там работают знакомые мне люди, но я слишком люблю свободное творчество – возможно, академическое образование не для меня. И вместо поступления на факультет с большим конкурсом и популярной специальностью, я подаю документы на схожую, но гораздо менее популярную специальность – не хочу выходить на конкуренцию. Не считаю себя к этому достаточно способной».

Андрей, 22 года. Его специальность – лесное дело; он отчислился из университета в конце четвертого курса, но восстановился через пару месяцев. «Долгов было немерено, и тут уж стоял выбор: либо ухожу сам, либо меня отчисляют принудительно. Я и сейчас, восстановившись, тяну долги за собой. Курса с третьего я физически не мог заставить себя пойти на лекции: мне казалось, что мое время уходит впустую, утекает в какую-то черную дыру. Конечно, было несколько интересных предметов и прекрасных преподавателей, но в целом – тоска. Сфера лесной промышленности в России не имеет никаких перспектив».

Сейчас он числится на заочном, а сам работает в столярной мастерской. Андрей из тех людей, о ком говорят, что у них золотые руки. Он справится с чем угодно: может табуретку сделать, может – ремонт, может – украшение из слоновой кости; в мечтах – открытие собственной мастерской. Андрей никогда не будет работать по специальности. Он получит «корочку» и продолжит заниматься делом, которое, в общем-то, не требует наличия высшего образования.

Мария, 17 лет. Идет на золотую медаль и красный аттестат. За отличную успеваемость расплачивается свободным временем, сном, нервной системой и общением со сверстниками. Маша живет под жестким давлением родителей, возлагающих на нее большие надежды и перекладывающих на ее плечи собственные несбывшиеся планы. Мария поступает на экономический. «Это стабильность, универсальность, уверенность в завтрашнем дне». У самой Маши нет увлечений: «Я не нашла себя». Да и как может найти себя тот, в ком с раннего детства задавили желание к живому поиску?

Статистка и размышления

По статистике, каждый пятый российский студент твердо уверен в том, что не пойдет работать по специальности, среди выпускников вузов лишь 40% нашли работу в соответствии с дипломом.

Для человека в 18 лет выбор дальнейшего жизненного пути практически непосилен. Но его приходится делать – в результате молодые люди попадают в крепостную систему российского высшего образования, и мы получаем миллионы несчастных, неудовлетворенных своей жизнью людей, занимающих не свое место. Понятно, что невозможно изменить молодежь, заставить 18-летних принимать не спонтанные, а обдуманные решения. Значит, нужно изменить систему, сейчас катастрофически ограничивающую их возможности и свободы.

Что делать? Ответы умных людей

Проблема – в консервативности нашей системы образования. А решение проблемы – в изменении этой системы по лучшим западным образцам. Так считает Даниил Александров, декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ СПб. Вот что он рассказал «Городу 812»:

«Российское высшее образование находится в маразматическом состоянии преувеличенной специализации; детализация номенклатуры образовательных специальностей чудовищна. Вузы вообще не должны готовить людей по точной специализации, затачивая специалиста для узкой специальности. Предприятиям надо брать на практику лучших студентов независимо от узкой направленности полученного ими образования: если человек хорошо учился, он способен и энергичен – он все освоит на месте.

Сверхспециализация наших вузов в конечном итоге создает совершенно бессмысленную ситуацию. Сейчас у людей есть ощущение, что весь мир открыт – и это правда, – поэтому они делают выбор, а по прошествии некоторого времени обнаруживают, что хотели бы заниматься совершенно другим делом, но выясняют, что свободы они лишились. Из-за надуманной, преувеличенной специализации у студентов практически невозможно поменять специальность.

У нас абсолютно крепостная система: раз уж попал сюда, четыре года будешь мучиться. Там, где у людей есть возможность выбора, падение настроения и энтузиазма всегда существенно меньше.

Западная система высшего образования, гарантирующая свободу выбора учебных курсов, устроена самым правильным образом. Наши же вузы настолько консервативны, что никто не готов отказаться от системы специализации.

Возможно, что несколько вузов в какой-то момент решат эту проблему путем введения существенной свободы выбора студентов и будут продвигать более общие программы. Эти вузы будут на переднем плане – в том числе и мировой науки. Таких учебных заведений будет десять или двадцать на всю страну, а остальные так и будут жить по-старому и продолжать производить специалистов по узким старым направлениям».

Мария Шумилова

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Есть мнение, что дефицит кадров – прямая угроза экономической безопасности нашего региона. Рабочим специальностям сегодняшние школьники предпочитают профессии юристов, банкиров и менеджеров. Тем временем промышленные предприятия испытывают нехватку сотрудников, а техникумы вынуждены упрощать процедуру поступления, для того чтобы набирать полные группы.

Почему молодые люди не хотят стоять у станка, и на что готовы пойти заводы, чтобы изменить отношение к рабочим профессиям, выяснял Антон Золотых.

На этой неделе представители образовательных ведомств попытались понять, почему школьники не идут в рабочие профессии. Специальность токаря или наладчика станка – не престижна. Такое мнение бытует в обществе и культивируется в среднестатистической семье. “Все-таки продолжает существовать некий навес высшего образования. Эту потребность формируют в том числе и родители, которые видят своих детей именно выпускниками высшей школы”, – считает Елена Зайко, начальник Управления профобразования Министерства образования и науки Челябинской области.

Причина в том, что у детей отсутствует всяческая мотивация. Они считают эти профессии низкооплачиваемыми, бесперспективными, неинтересными и самое главное – грязными.

Этому цеху уступили бы в чистоте многие городские офисы. Оператор второго разряда Илья работает на новом японском станке. “В принципе меня техника всегда привлекала, поэтому работа на станках очень интересна, особенно на программных: много что могут делать, просто интересно даже наблюдать за тем, как они работают”, – делится Илья, оператор программного станка.

Илье двадцать восемь лет. Таких молодых рабочих на заводе катастрофически не хватает. “Мы планируем модернизировать все цеха, приобретая при этом современнейшее оборудование. Это оборудование японских и немецких фирм, тайваньское. То есть оборудование интересное. Вместе с тем мы постоянно ощущаем нехватку специалистов, готовых на сегодняшний момент работать на этом оборудовании”, – отмечает Игорь Афанасьев, заместитель директора крупного предприятия.

Промышленная отрасль оказывается в той ситуации, когда за молодые кадры приходится бороться, а квалифицированные специалисты выбирают, где выше оклад и лучше условия работы, что входит в социальный пакет, и смогут ли предприятия помочь с жильем. Именно жилье потомственный токарь пятого разряда Виктор Фукс называет основной проблемой. “Надо стимулировать, наверное, как-то. Как-то с жилищную проблему решать. Это самое основное – жилищная проблема. Может, какие-то внутризаводские ипотеки, жилье свое строить. Может, тогда молодежь заинтересуется”, – высказывает мнение Виктор Фукс, токарь пятого разряда.

Вернуться к советской практике постройки рабочих жилых кварталов заводы еще не успели. Но жилье снимают и частично оплачивают ипотеку. “Тем ребятам иногородним, которые нам нужны, мы оплачиваем съемное жилье в течение года. Те ребята, которые показали себя, если мы видим, что они развиваются, что они востребованы на нашем предприятии, мы готовы дать им 10% первоначальнго взноса. На сегодняшний день эта сумма утверждена: не побоюсь сказать, 300 тысяч”, – сообщает Наталья Чуглаева, представитель крупного предприятия.

Предприятия всячески пытаются показать свою заинтересованность и в отношении самих студентов ПТУ и техникумов. Это стало нормой, что на конкурсы токарей среди учащихся приходят специалисты с завода, которые уже тогда начинают присматриваться к молодым кадрам. Тимур Усманов такой конкурс выиграл. Ему всего семнадцать лет, а его уже считают лучшим токарем ПТУ. Он надеется получить четвертый разряд и пойти на завод, потому что работать на станке ему интересно. “Вставляем деталь в патрон – она крутится. Резцом можно все сделать: можно конус, можно шарик, фасонную детальку – много интересного”, – рассказывает Тимур Усманов, учащийся второго курса ПТУ.

Если Тимур действительно станет квалифицированным токарем, он попадет под волну межотраслевой конкуренции. Не предприятия будут выбирать его, а наоборот. Ведь мало кто высидит три года за партой ПТУ, чтобы встать потом за станок заводского цеха. Недосиживают многие. Девушки уходят в декрет, а парни – в армию. Но уже на армию многие предприятия готовы закрыть глаза и подождать, а практику на заводе – оплатить. “Ребята-токари работали и летом, и 900 рублей за смену. Я считаю, это неплохой приработок для наших ребят. В основном идет практика оплачиваемая”, – говорит Светлана Хузина, директор профессионального училища.

С каждым годом ПТУ опускают планку требований при поступлении, но ни это, ни оплачиваемая практика, ни даже частичная оплата жилья заводским сотрудникам не являются для среднестатистического школьника весомым аргументом в выборе профессии. И дело далеко не в непрестижности рабочих специальностей, а в бытовых вещах: старые классы ПТУ, невозможность обучения на новом оборудовании, а кого-то просто не устраивает контингент учащихся. Заводы помогают решать жилищные проблемы рабочих, методично модернизируют цеха и закупают новое оборудование, пытаясь сделать производство чистым и безопасным, а работу – привлекательной для молодежи. Но дорога на завод лежит через училище, и основополагающим фактором в принятии решения о будущей профессии является не столько непрестижность работы на заводе, сколько непрестижность обучения в ПТУ.

Уже забыли, что нам 12 лет назад обещали к 2020: пенсия 35 тыс, МРОТ 40 тыс, 25 млн рабочих мест Как же легко придумать небылиц на 12 лет вперед. Мол, заводы и теплоходы - всё будет, ты, мужик, главное галочку за кого следует поставь. Нехорошо получилось - 12 лет прошло, срок исполнения обещаний подходит к концу, а перспективы успеть выполнить наобещанное стремятся к нулю. Актер Павел Деревянко в роли чиновника (сериал "Домашний арест") Актер Павел Деревянко в роли чиновника (сериал "Домашний арест") План развития до 2020 года Пару лет назад прочитал потрясающий документ от 2008 года №1662-р (за подписью В.В. Путина), который обещает нам, что уже через несколько дней (!) вся страна заживет в невиданном счастье. О чем же в нем говорится? Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества. А если без всех этих общих слов. Есть конкретный цифры? Да, есть и они просто шикарные. Времени на раскачку нет Все нижеизложенное планировали выполнить за 12 лет (приличное количество времени), но что-то пошло не так и план провалился. Хотя, до 2020 года есть ещё почти месяц, вдруг успеют. Всего-то надо: Установление МРОТ на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза) Смотрим прожиточный минимум для трудоспособного населения от 10.09.2019 (Москва) - 20196 руб. Тогда МРОТ должен быть от 40392 до 44431 руб. Когда уже работающие люди действительно начнут получать не меньше 40 тыс? Средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 м2 на человека. На данный момент он около 25 м2 (например в Чехии эта цифра - 40 м2 на человека). Спасибо партии, что не предлагают купить 11 м2 за 2 млн. Я все пропустил? Уже предлагают? Доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП составят около 13 - 14 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран. На 2019 году расходы на образование в России заложено - 4,1%, на здравоохранение - 3,3% от ВВП. Итого: 7,4%. Не сопоставимо с показателями передовых стран. Средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам. Прожиточный минимум пенсионера в Москве на 2019 год составляет 12578 руб. Получаем, что пенсия должна быть около 31445-37734 руб. Граждане пенсионеры, ждать осталось меньше месяца. Пока можете выбрать турпутевки. Снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 % в 2007 году до 6 - 7 % в 2020 году, увеличение среднего класса к 2020 году до более 50% населения. Уровень бедности в России в первом квартале 2019 года составил 14,3%, а всем характеристикам среднего класса соответствуют только 7% населения страны. Итого 25 миллионов рабочих мест, инфляция в 3% в год, ВВП по ППС $30000, глобальная конкуренция, эффективные институты, инновации, модернизации и тд. Столько правильных слов было сказано. Искренне хочется увидеть воплощенным в жизнь хоть чего-то из этого списка обещанного, но почему-то вспоминается Михаил Михайлович Жванецкий и его: "мы им обещаем-обещаем, а им все мало".