Беседа о дружбе.

Ирина Евгеньевна Свистушкина
Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…»

Конспект классного часа

«Жить без дружбы невозможно… »

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

Цель : показать ценность и необходимость дружбы , формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками и развитие нравственной культуры у учеников : умение дружить , беречь дружбу .

Задачи :

уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

воспитывать вежливое отношение друг к другу;

содействовать формированию дружного коллектива класса ,

вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива ,

развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся : умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия,

создание положительной эмоциональной атмосферы в классе .

Оборудование :

Мультимедийное устройство и ноутбук

Карточки с заданиями каждой команде

Книги о дружбе

Модели дома дружбы , облаков, цветка друзей, дерева дружбы .

Ход классного часа

Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей» . Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются новые и новые друзья.

Звенит звонок, дети рассаживаются по группам за столы. Учитель здоровается с детьми и с гостями праздника.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на наш классный час пришли гости . Дети приветствуют гостей, садятся на места.

Давайте определим тему нашего занятия. На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово» . Вы должны составить слово и прикрепить его на «облако» .

Что за слово у вас получилось? (дружба )

Давайте все вместе произнесём его. Молодцы! Вы хорошо справились с 1-м заданием.

(дети прикрепляют слова на «облако» и на доску)

Учитель :

Тема нашего занятия - «Жить без дружбы невозможно… » (Презентация, слайд № 1)

Дети читают стихи C.Михалкова

1. В каждой школе , в каждом классе есть ученики .

В каждом классе , в каждом классе верные дружки ,

Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,

В час веселья, в час безделья и труда.

2. Дружба ! Какое чудесное слово.

Кто не дружил , тот его не поймёт!

Чистая дружба на подвиг готова ,

Дружбе конец , если друг подведёт.

3. Делят радость, делят горе верные друзья.

Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.

И девчонки, и мальчишки дружат меж собой ,

Жить без дружбы невозможно” , - скажет вам любой!

-Учитель :

Какое чудесное слово “дружба” . Произнесите это слово. Что вы представляете?

Дети : (отвечают)

Пока мы с вами будем высказывать свои предположения, один ученик будет искать значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова

(Один ученик ищет значение слово в словаре Ожегова.)

Ведущий : Как вы думаете, что такое дружба ?

Дети : (отвечают) .

-Учитель :

Когда люди дружат , они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Давайте послушаем, что же прочитал…. (ученик читает)

Итак, что же такое дружба ? <Слайд 2>

-Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова .

Все ли слова вам понятны? (ответы учеников)

Теперь вам предстоит выполнить следующее задание.

(Задание командам в конвертах № 1- название и речёвка)

Вам надо сложить слова в предложение и дружно прочитать его . Потренируйтесь шепотом.

Команда 1. «Одуванчики»

«Держаться вместе, чтоб не сдуло!»

Команда 2. «Светлячки»

«Хоть свет наш мал и мы малы,

Но мы дружны и тем сильны

Команда 3. «Чебурашка»

«Чебурашка – верный друг,

Помогает всем вокруг!»

Команда 4. «Улыбка»

«Жизнь без улыбки ошибка,

Да здравствует смех и улыбка!»

Каждая команда показывает выполненное задание, звучат аплодисменты всем командам.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

-Учитель :

-Дружба греет сердца . Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой ?

Дети :

Крепко-накрепко дружить ,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе , учат в школе , учат в школе .

-Учитель :

А с чего начинается дружба ?

Дети : С улыбки. <Слайд 3>

-Учитель :

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.

Звучит песня “Улыбка”.

-Ведущий :

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.

Она бесплатна, но стоит многого.

Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.

Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Никто не богат так, чтобы прожить без нее , но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить , украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это?

Дети : Улыбка.

Учитель :

Задание № 2. Достаньте из конвертов жёлтые круги, завершите рисунок.

(дети дорисовывают улыбки на листе) .

Слайд № 3.

Учитель :

А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

Дети : (отвечают) . Радость.

-Учитель :

Вам предстоит выполнить ещё одно задание. (В конверте- карточки- лепестки цветка.)

- Учитель :

Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, вежливость, отзывчивость, честность, сердечность, откровенность, доброта)

Дети : выбирают карточки.

Учитель :

Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть) .

(Дети собирают цветок и прикрепляют на доску.)

Учитель :

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним , цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

-Учитель :

Какое надежное и емкое слово… Дружба ! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни , мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит : нет лучше дружка , чем родная матушка. Как вы ее понимаете?

Дети : (отвечают) .

-Учитель :

А какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?

(дети называют пословицы)

-Учитель :

Игра “Закончи пословицу” <Слайд 5>

Пословицы и поговорки о дружбе .

Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) .

Человек без друзей, что дерево (без корней) .

Друга ищи, а найдешь (береги) .

Дерево живет корнями, а человек (друзьями) .

Дружба , как стекло : разобьешь – (не сложишь) .

Друг познается… (в несчастье) .

Без друга в жизни… (туго) .

Учитель :

Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали ?

Дети : (отвечают) . Показывают книги.

Учитель :

Сейчас мы проведем викторину.

Викторина “Кто с кем дружит ?” Задание каждой команде.

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)

Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)

Смешной мишка Винни - Пух и … (Пятачок.)

Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты : петух, кот, пес, осел.)

Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)

Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес : “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал : “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)

Герои Эдуарда Успенского : Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться . Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы , а пока его строили – все подружились .)

Учитель :

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы .

(Дети отвечают.)

Вам надо построить дом. Вы можете в каждой группе построить дом? (нет)

Что для этого нужно?

Дети :

Быть вместе!

(у каждой команды 1 фрагмент будущего дома и заготовки для украшения)

На доске собираем из заготовок Дом Дружбы .

Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.

Учитель :

Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 6>

Правила общения :

Искренне интересуйтесь другими людьми;

Улыбайтесь;

Помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;

Будьте хорошим слушателем;

Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.

Ведущий : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.

Звучит песня “Все мы делим пополам”.

-Учитель :

Настоящие друзья все делят пополам. (Дети исполняют парный танец) .

Ничто так не сближает друзей, как музыка.

Заключительная часть :

На доске-4 фрагмента дома, окно и крыша, 4 веселых цветочка, на небе – облака.

Учитель :

Что надо сделать вокруг дома, чтобы появился сад?

Дети :

Надо посадить дерево. Мы это сделаем все вместе.

Кому понравилось наше занятие - прикрепляет зелёные листочки

У кого не все получилось- желтые

Не понравилось, как он работал- красные.

(Дети прикрепляют листочки на дерево.)

-Учитель :

Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор : с кем дружить , с кем не дружить ; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.

Звучит песня “Дорога добра”. <Слайд 13>

По окончании праздника - праздничный салют.

Аплодисменты девочек.

Мальчики.

Все вместе.

Спасибо вам, дорогие ребята, за хорошую работу. Теперь вы знаете, что такое дружба и как она важна в жизни каждого человека.

Список литературы

1. Михалков С. В. Стихи о дружбе

2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя 1 класса . М. Баласс,2011

3. Попова Г. П. Классные часы в начальной школе . Волгоград : Учитель,2008

4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов

по теме «Дружба» (правовое воспитание)

ЦЕЛЬ:
    На примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу. Показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. Помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
    Пословицы о дружбе (на карточках). Слова, определяющие качества которыми должен обладать человек (на карточках). Стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, В.Лифшица. Рассказы В.Сухомлинского, Н.Чабаевского. Песни В.Шаинского, Б.Савельева. Круги и фломастеры. Рисунки героев мультфильмов.
ПЛАН.
    Проверка домашнего задания. Дать понятия “друг, дружба”. Близость людей по духу. Черты характера человека. Законы дружбы.
I . Проверка домашнего задания.
    Расскажите, чем вы всегда можете радовать своих родных. Почему человек не может жить один? Есть ли у вас близкие люди, с которыми вы делитесь своими секретами? Кто они? С кем интереснее всего вам проводить свободное от уроков время? Как вы называете этих ребят, с которыми вы постоянно проводите время?
Под тихую музыку “Песня о дружбе” говорит учитель. II. Дать понятия “друг, дружба”. Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь. Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Ученик: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Учитель. Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (Перед детьми рисунки с героями из мультфильмов, надо их правильно подобрать). Забавный бурундук Чип и … (Дейл) Добрая Белоснежка и … (семь гномов) Забавный Винни-Пух и … (Тигра) Добрый Малыш и … (Карлсон) Доверчивый Буратино и … (папа Карло) Печальный Пьеро и … (Мальвина) Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка) Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово “друг”: Когда еще никто не знал ни слова –
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, -

Показывать кулак или язык.
И корчить рожи (что одно и то же),
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,

Ему спасибо за друзей моих.


Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал “Дурак!”
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
И злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!
ВОПРОСЫ:
    Зачем человеку понадобился друг? Можно ли другу корчить рожи, показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?
К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашей школе. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”. (Дети разыгрывают по ролям). Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки. Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: Да ты стала хуже… Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже! ВОПРОСЫ:
    За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?
Ученик. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
(Звучит песня “Как положено друзьям”).
А что вы скажете о герое следующего произведения? Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”. Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!
ВОПРОС:
    Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?
Учитель. А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?” У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый. Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью: Наш папа выздоровел! Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в классики: Наш папа выздоровел! – сказала она. Одна девочка с удивлением спросила: Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала. ВОПРОС: Почему заплакала Катя? Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. Ученики. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой – всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Исполняется песня “Когда мои друзья со мной” (сл. М.Танича муз. В.Шаинского). Учитель. Попробуйте вспомнить слова с корнем - друж – (дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.). III. Работа у доски. Вызываются три человека.

Задание: Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:

I

Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют на доску в нужный столбик. (Слова: добрый, богатый, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый). Доказать, почему выбрали именно эту карточку. Учитель. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
    Дерево живет корнями, (а человек друзьями). Друга ищи, (а найдёшь береги). Друг за друга стой, (выиграешь бой). Доброе братство, (лучше богатства). Друг лучше старый, (а платье новое). Старый друг – (лучше новых двух). Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
У детей на партах листочки, им предлагается написать законы дружбы. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе. Учитель собирает листочки, передает экспертной комиссии из числа ребят. Они подводят итог и вырабатывают единые законы, которые вывешиваются в классе. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
    Не обзывай и не унижай своего друга. Помогай другу в беде. Не обманывай друга, будь с ним честен. Не предавай своего друга. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Учитель. Какое надёжное и ёмкое слово “дружба!”. Дружить можно и в классе, и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые. На партах у ребят круги и фломастеры. Надо нарисовать своё отношение к уроку, к друзьям, к школе, к классу, что они испытывают придя в школу и т.д. Что они испытывают удивление, радость, грусть, печаль и т.д. Все эти круги прикрепляются к доске. Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”. Поёт группа девочек. Исполняется песня “Настоящий друг” (сл.М.Пляцковского муз.Б.Савельева). Дома: Написать мини сочинение о друге.

Классный час "Дружба."

(через знакомство с литературными произведениями о дружбе)

Тема: «Дружба»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», пок
азать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе» II. Сообщение темы и цели занятия Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
    1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей” 2-я группа "Без друга на душе вьюга”. 3-я группа "Старый друг лучше новых двух”
Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами. - Молодцы! - Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите: - Какая общая тема пословиц?(дружба) - А как вы понимаете слово "дружба”?(ответы детей) Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. -Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

IV . Чтение и обсуждение стихотворений .

1. Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг ».

Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже)
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!

2. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

(Ученик читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

3. Учитель. В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?
(Ответы учащихся)
4. Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
«Сонечка» Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Учитель - Так каким же должен быть настоящий друг?

5. Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг »

Учитель - Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

6. А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья! (Арсалан и Тимур)

(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я!
Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.
Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.
И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.
И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижей
Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.
V. Рассуждение.

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

VI . Физминутка (дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?» 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон
VII. Продолжение беседы А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства?

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю, Скоро всем подарки куплю. Папе будет моторная лодка, Маме в кухне – волшебная щётка, Молоток настоящий братишке, Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке. А ещё друг есть у меня, Друг Серёжка мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра, Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю, Всё на свете ему подарю!

VIII. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. 1. честность
    враньё
2. доброта 3. верность
    грубость
4. взаимовыручка

Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

IX. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
-Вы согласны с этими законами?(ответы детей) - Принимаем? (Да.) Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями. X. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его! Что такое дружба? – Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: Что такое дружба?
– Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.

XI. Песня Если с другом вышел в путь.

Итог. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!


Классный час для учащихся начальных классов «Учись дорожить школьной дружбой»

Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы; познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.

Оформление доски : плакат с эпиграфами: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам», «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается» (Ф. Ларошфуко).

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по такой теме: «Учись дорожить школьной дружбой».

Может быть, мы и поспорим немного. А ведь, как известно, в споре рождается истина.

II. Разговор о первом друге.

Какой он мой друг? И почему он бесценен?

Друзья, я хочу, чтобы сегодня в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал свое мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся.

Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: Он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг? Я знаю, что у некоторых ребят пока нет друга или подруги среди сверстников. Пожалуйста, вам слово.

Учащиеся рассказывают о своих друзьях.

Вопросы по ходу рассказа:

Почему он твой первый друг?

Почему он бесценный?

Ребята, а как вы думаете, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы он стал кому-то другом?

Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?

А с кем из класса каждый бы пошел в разведку?

Дети отвечают.

Ребята, вы заметили, что рассказываете иногда о людях, которые учатся в другой школе, в другом классе. Этих друзей вы приобрели давно, но они по-прежнему важны для вас, потому что они - первые друзья.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы кто-то мог назвать его другом? (Тот, кто никогда не подведет, кому можно доверить секрет, кто честно выскажет свое мнение о вашем поступке.)

Какими правилами нужно руководствоваться, чтобы приобрести друзей?

Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Ее автор Д. Карнеги дает советы, к которым стоит прислушаться.

Правила:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Ребята, а знаете ли вы стихи о друге, о дружбе? А песни?

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Мне хочется, чтобы вы послушали «Песню о друге» (в исполнении В. Высоцкого).

Дети слушают в записи песню.

Этой песне уже очень много лет. Ее, наверное, в таком же возрасте слушали ваши родители. Как вы думаете, почему людям до сих пор нравится эта песня? (Потому что дружба всегда важна для человека.)

Настоящий друг во все времена - величайшая ценность.

Я сейчас дам вам свиток, а вы напишите по одному качеству, которое цените в друге, в дружбе. Таким образом, получится собирательный образ друга.

Учащиеся пишут, в это время звучит какая-нибудь музыка, имеющаяся в распоряжении организаторов и соответствующая теме.

Понятие «друг» неразрывно связано с понятием «дружба». Как известно из детской песенки, «дружба начинается с улыбки». Что лежит в основе дружбы? Да, доброта, доброжелательность, уважение и внимание, стремление понять друг друга, разделить радость и печаль, уметь быть благодарным и нести радость другому. Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?

Учащиеся отвечают.

Пословицы и поговорки:

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба не гриб - в лесу не найдешь.

Друга иметь не убыток.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

По своему происхождению слово «дружба» тесно связано с таким понятием, как «родственная близость»; выражения «друзья» и «братья» некогда звучали почти одинаково.

Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга часто называют собственным, то есть другим, «>1».

Вопрос классу:

А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо вырасти»?

Ребята высказывают свои мнения по данному вопросу.

Знаменитый философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются». Итак, Шекспир считал, что настоящий друг везде верен: в счастье и беде, а Вольтер - что «глаза дружбы редко ошибаются». Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие «дружба».

Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?

Дети отвечают.

Конечно, именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, замеченным, ощутить потребность в себе. Это исток дружбы. Очень хороший педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое».

Подумайте, ребята, о потребности в человеке. Ведь это именно то, с чего начинаются поиски близкого тебе, понимающего тебя. А из этого следует, что в основе дружбы лежит именно понимание, причем сочувствующее понимание близкого человека.

А как проявляются начинающиеся дружеские чувства, в чем они выражаются?

Ребята осмысливают сказанное, высказываются сами.

Вспомните, как поется в одной из популярных детских песенок. Ведь это верно, ребята, дружба действительно начинается с улыбки. Как вы думаете, почему? (В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого и начинаются дружеские отношения.)

Часто ли мы видим в нашем классе улыбку расположения и доброго отношения друг к другу?

Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?

Дети отвечают.

Давайте проведем маленький эксперимент, чтобы определить общее мнение. Мы вместе напишем небольшой творческий Рассказ о классе, автором рассказа будет каждый из вас. Потом

сравним ваши записи и сделаем не только вывод, но и составим план нашего пути до настоящей школьной коллективной дружбы.

Учитель читает рассказ, а дети вставляют свои мысли, рассуждения, ответы. Каждую мысль надо писать с новой строки, чтобы удобнее было разобраться.

Рассказ

В классе проходил классный час, посвященный коллективу. «Ребята, - спросила учительница, - как бы вы назвали наш разговор?» (Дети пишут названия.) «О чем в отношении друг к другу вы хотели вы поговорить сегодня?» (Дети записывают.) «Я считаю, - сказала Света, - что нам в первую очередь надо говорить о внимательности друг к другу. Ведь это самое главное. Вот пуст ь ребята скажут, что такое внимательность». (Дети пишут.)

«А ты лучше скажи сама, бываешь ли ты заботлива к другим или только о себе думаешь?» - выкрикнул Петя.

«Не надо пререкаться, - попросила учительница. - Пусть лучше каждый вспомнит какой-то пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение. Это ведь и есть внимательность». (Ребята записывают примеры. Таких примеров дети привели немного.)

«Вот видите, - сказала учительница, - значит, в нашем классе не хватает существенного - заботливого и чуткого отношения к другому. А как вы думаете, почему это происходит?» (Ребята записывают ответ.)

«Что же мы должны решить на сегодняшнем собрании? До чего договориться? Давайте каждый внесет свои предложения». (Ребята записывают свои предложения.)

III. Заключительная часть.

Ребята, обсуждать вставленные в рассказ суждения мы будем на следующем классном часе.

Я думаю, что все мы будем стараться, чтобы все наши мероприятия, разговоры, беседы, праздники послужили началом интересной и богатой по содержанию дружбы в нашем коллективе.

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты -

Ведь это все любви

Счастливые моменты...

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова...

Дворянчикова Юлия Николаевна, учитель начальных классов


Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:


  • уважать и принимать мир другого;

  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;

  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;

  • безусловное принятие ребенка.
Тема: «С детства дружбой дорожи».

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит «Песня кота Леопольда»

II. Сообщение темы и цели занятия

Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

1-я группа

1. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

2. "Дружба не гриб, в лесу не найдёшь”.

3. "Старый друг лучше новых двух”

2-я группа


  1. «Человек без друзей, что дерево без корней»

  2. «Друга ищи, а найдешь, береги»

  3. «Дерево живёт корнями, а человек друзьями»
Каждая группа после составления читает пословицу. На доске появляются пословицы.

Молодцы!

Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:

Какая общая тема пословиц? (дружба)

А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

С чего начинается дружба? (с улыбки). Сегодня ниши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнце. (крепим на доску).

А ребята 1-го класса исполнят песню «Улыбка»

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»

Поднимите руки, у кого есть?

Хорошо!
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

IV . Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.


– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Ребята, а кого мы можем назвать другом?

Друг- это интересная книга, которую ты читаешь.

Друг-Это мама, которая поможет в трудную минуту.

Друг-это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

Друзья - это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

Друг-это мой непослушный щенок.

Заглянем в словарь Ожегова. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

V. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

Исполняется песня «Всё мы делим пополам».

VI. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,


Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,


Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,


Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

А теперь поиграем с вами в игру- «Дождик».

И под эти бурные аплодисменты мы приглашаем участников для следующего конкурса.

Вы наверное помните, что случилось с шариком Пяточка, который он спешил подарить на день рождения своему другу ИА.

Что от него осталось? (верёвочка)

Вот и ваша задача состоит в том кто быстрее лопнет все шары и больше наберет этих верёвочек. (подведение итога)

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

VI. Продолжение беседы

А с кем вы дружите?


– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями?


Давайте послушаем стихотворение «Моя родня »

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё друг есть у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю!

– Должны ли родители быть друзьями детства?

Мы приглашаем наших родителей и гостей на танец «Маленьких утят».

А сейчас пригласим 2-ух зрителей для конкурса в надувании шаров. (подведение итога)

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

(Звучат фразы из мультфильмов, а дети должны угадать какому герою они принадлежат, а на доске появляются картинки с изображением друзей)

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

Помните, что Галя, Гена и Чебурашка строили дом «Дружбы», а мы с вами попытаемся построить башню «Дружбы».

Кто быстрее и выше, крепче построит башню, то и победил.(подведение итога)

-А сейчас ребята исполнят песню «Настоящий друг».

IX. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.


– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

XII. Подведение итогов занятия

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них. Давайте их зачитаем.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

1. Один за всех и все за одного.


2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас своё вырезанное из бумаги сердечко с пожеланиями- себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» учащиеся пишут пожелания.

Там, где трудно одному,


Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Уч: Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Звучит запись из мультфильма кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!

- Кому принадлежит эта всем знакомая фраза?

Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:


– Ребята, давайте жить дружно!

– Вот и подошёл к концу наш классный час.

Всем спасибо!

(Музыкальное сопровождение в каждом конкурсе, на тему дружбы: «Песни кота Леопольда», «Танец маленьких утят», «Улыбка», «Настоящий друг», «Барбарики» и т.д.)

Информационный фонд

Воспитателя группы продленного дня

Чистяковой И.Н.

"Поговорим о дружбе"

Цели:

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование:
магнитофон; аудиозапись мелодии песни “Когда мои друзья со мной”

Ход занятия:

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)

В-тель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.

В-тель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

В-тель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче­ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, фи­лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

В-тель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

: С какими его мыслями следует согласиться?

А с чем вы не согласны?

Что вы можете рассказать о своих друзьях?

В-тель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?

Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

В-тель: А есть ли у вас друг?

А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

В-тель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) Уступать

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

В-тель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

В-тель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)

5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

В-тель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:

    граждане России;

    предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.

    Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

В-тель: Где находит своё отражение дружба в жизни человека?

в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы

    спортивный клуб называется «Дружба»

    интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми

В-тель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? Животные - наши друзья.

В-тель: У кого дома есть четвероногий друг?

В-тель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

В-тель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба - это созвучие душ в соединённости судеб».

В-тель: Ребята, мы с вами при подготовке занятия нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Нет друга - ищи, а нашел - береги.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

    Друзья познаются в беде.

    Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

    Друг спорит, а враг поддакивает.

В-тель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).

В-тель: Почему вы так решили?

Втель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)

    Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

    Лучше честный враг, чем коварный друг.

    Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

В-тель: А нам это может пригодиться в жизни?

Теперь вы знаете о дружбе всё!

В-тель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?

Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.

В-тель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.

В-тель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произой­ти в нашей гимназии или классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!

В-тель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!