Социальные учреждения для детей сирот. Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Г.В. Семья

доктор психологических наук,

проректор Столичного гуманитарного института,

член Координационного Совета Минобрнауки РФ по ФЦП "Дети России",

эксперт Уполномоченного по правам ребенка г. Москвы

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждениясистемы здравоохранения (дома ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке.

Виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешан­ные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными.

К учреждениям, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, от­носятся:

Дом ребенка – учрежде­ние для воспитания и оказания по­мощи детям до трех лет (например, в результате отказа родителей взять ребенка из роддома), детям матерей-одиночек, а также детям-инвалидам. Различают дома ребенка общего типа и специали­зированные – для детей с пораже­нием центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др. Это медицинские учреждения, принадлежащие к системе здравоохранения.

Детский дом – учреждение для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов. Совмещает функции собственно «дома» и дошкольного образовательного учреждения (детского сада) или начальной школы.

Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – учреждения, в которых дети не только живут и воспитываются, но и получают образование.

Санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, с отклонениями в развитии.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии – для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.

Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей – вы­полняет функции координатора по направлению детей в соответствующие учреждения на постоянное пребывание.



Социальный приют – учреждение временного пребывания детей до опре­деления их дальнейшей судьбы.

Детский дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском об­служивании, а также социально-тру­довой адаптации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола могут быть зачислены без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освиде­тельствования в кадетские школы-интернаты , суворовские военные, нахимовские во­енно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса, военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса . Также дети-сироты в возрасте 14-16-ти лет также могут быть зачислены в качест­ве воспитанников в воинские части.

Темпы развития форм устройства детей-сирот в семьи россиян не слишком впечатляют: в сиротских учреждениях страны находятся более 260 тыс. детей. Кроме того, всегда будут дети, которые по разным причинам не могут быть переданы на семейное воспитание. Результатом проживания в учреждении часто является психическая депривация детей (невозможность удовлетворения основных психических потребностей); им ставится диагноз «психосоциальная карликовость» – отставание в развитии практически по всем параметрам. Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических последствий воспитания в учреждении необходимо, чтобы вместе проживали не более 12 детей. Поэтому надо создавать в детских домах и школах-интернатах условия, приближенные к семейным. Это означает переоборудование или открытие новых учреждений по типу отдельных квартир или детских деревень; организацию условий жизни в форме «социальной семьи», изменение системы взаимодействия детей и воспитателей и т.п. К желательным условиям следует отнести:



– воспитание детей-родственников в одной «социальной семье»;

– разновозрастной принцип комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим – учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность;

– открытость учреждений интернатного типа, возможность обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен детского дома;

– создание условий выбора в повседневной жизни ребенка;

– установление отношений с биологическими родителями и родственниками.

Следует также пересмотреть систему воспитания детей; сделать обязательными программы подготовки к самостоятельной жизни; проводить работу, способствующую профессиональному самоопределению выпускников.

Для личностного развития детей-сирот важно иметь возможность поддерживать отношения с родственниками. В 998 учреждениях (53% от всех учреждений) воспитанники имеют условия для общения с родителями и родственниками. Наличие таких условий важно также для проведения работы по возвращению детей в биологические семьи.

Семейное законодательство РФ указывает, что для детей, лишившихся присмотра родителей, оптимальным вариантом последующего проживания является семья. Возможны семьи родных или иных близких людей, опекунов, ребенок может быть определен и в приемную семью (ст. 155.1 СК РФ). При существовании даже небольших шансов ребенка стать членом приемной семьи этот вариант будет приоритетным и наиболее подходящим с точки зрения максимального соблюдения прав и интересов ребенка.

Ст. 122 СК РФ указывает, что комиссия из работников органов опеки в пределах трех рабочих дней после сбора сведений о ребенке, лишившемся присмотра родителей, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых он живет, и соблюдение его прав. После этого сведения следует разместить в базе данных о детях, утративших опеку родителей (закон №44-ФЗ от 16 апреля 2001 г.).

Далее анализируются доступные варианты определения ребенка-сироты на воспитание в семью. Если никто их родственников или иных близких людей не выразил намерения опекать ребенка, последний будет определен в специальное детское учреждение.

Ст. 122 СК РФ и ст. 155.1 СК РФ указывают, что руководство организаций, ответственных за проживание и развитие детей, лишившихся присмотра родителей, постоянно обязано контролировать доступные варианты помещения воспитанников в приемные семьи. Сокрытие сведений, что супружеская пара или отдельный гражданин выразили намерение принять ребенка, от органов опеки расценивается как правонарушение, и на руководство организации налагается штрафное взыскание размером до 3 тысяч рублей, как об этом указано в ст. 5.36 КоАП.

Виды учреждений для детей, лишившихся присмотра родителей

Как указывает ст. 155.1 СК РФ (гл. 22, введена законом №49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.), организации, куда могут быть определены дети, лишившиеся надзора родителей или иных близких, имеют различную направленность. Они бывают:

  • образовательного характера,
  • медицинские,
  • общей социальной направленности.

Если ребенок, лишившийся присмотра родных, обнаружен в субъекте РФ, где отсутствует специальное детское учреждение, работникам органов опеки надлежит сопроводить его в детский дом, который располагается на территории ближайшей административной единицы.

  • виды и особенности деятельности организаций, направленные на надлежащее воспитание детей и соблюдение их интересов,
  • порядок осуществления этой деятельности,
  • порядок и особенности медицинского обследования детей, по результатам которого они будут определены в лечебные или воспитательные учреждения.

Организация и контроль деятельности учреждений, ответственных за воспитание детей, лишившихся присмотра родителей, осуществляется согласно ГК РФ, СК РФ, законами №184-ФЗ от 6 октября 1999 года и №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, законами административных субъектов РФ.

Положение о деятельности детских домов требует от руководства и персонала контролировать надлежащее воспитание и неукоснительное соблюдение прав и интересов детей, развитие у них гражданских взглядов, гуманизма и понимания общечеловеческих ценностей, а также предоставления воспитанникам доступного светского образования. Ст. 155.1 СК РФ уточняет, что религиозные организации не могут считаться подходящими для детей-сирот, поскольку имеют приоритетной целью исповедание и непосредственное распространение определенной веры, а это противоречит свободе выбора ребенком религиозных взглядов (ст. 8 закона №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.).

Порядок помещения детей в организации для детей-сирот

ПП РФ № 481 от 24 мая 2014 г. в соответствии со ст. 155.1 СК РФ указывает, что для определения ребенка на проживание (на постоянной основе) в организацию для детей, лишившихся присмотра родителей, органы опеки обязаны подготовить и предоставить ряд документов:

  • личное дело (составляется согласно правилам, утвержденным ПП РФ №423 от 18 мая 2009 г.);
  • направляющее письмо от органа, контролирующего вопросы опеки над детьми в данном субъекте РФ.

Еще в организацию для детей-сирот предоставляется акт, составленный органом опеки, о поступлении ребенка под ответственность данной организации. Ребенок должен быть помещен в учреждение не позднее месяца с момента выявления его как оставшегося без родительского присмотра.

Пребывание детей в интернатах на временной основе

В ряде ситуаций детей, чьи родители известны и живы, и тех, у кого есть опекун, определяют в специализированное учреждение на временное проживание.

Во-первых, иногда этого требует тяжелое состояние здоровья ребенка. Если ему ежедневно необходимы сложные медицинские процедуры, а родители не обладают навыками, чтобы обеспечить квалифицированный уход, целесообразным решением с их стороны будет определить ребенка в клинику с проживанием на время лечения. Это не лишает их родительских прав и никоим образом не ограничивает их отношения с ребенком.

Родные могут на время определить ребенка в интернат по ряду иных заслуживающих уважение причин: тяжелое состояние здоровья самих родителей, не позволяющее надлежащим образом ухаживать за ребенком и воспитывать его; длительные командировки, куда не представляется возможным взять ребенка, или другие уважительные обстоятельства. Тогда мать и отец составляют акт, согласуют его с сотрудниками органов опеки и временно помещают ребенка на проживание в интернат. Это также никак не отражается на состоянии семьи, правах родителей (опекуна) в отношении ребенка, и по возвращении либо при улучшении их состояния здоровья они забирают его обратно.

Контроль условий проживания, интеллектуального и физического развития детей, воспитываемых в организациях для детей-сирот

Проверка условий, в которых проживают и воспитываются дети, на соответствие санитарным нормам, и соблюдения прав сирот лежит в сфере деятельности органов опеки. В компетенцию органов входят проверки учреждений, выявляющие нарушения прав воспитанников. Комиссия, направляемая в детские дома, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых содержатся дети, на доступность им учебных и игровых материалов, на качество лечебных процедур, особенно если учреждение позиционируется как клиника для тяжелобольных.

Комиссия выявляет превышение полномочий руководства и нецелевое расходование средств, выделяемых из бюджета на содержание детского дома, проверяет отчетные документы. Если финансовых нарушений не выявлено, но необходимы дополнительные средства на ремонт или, например, покупку оборудования, комиссия при участии руководства детского дома готовит соответствующий документ.

Сроки нахождения воспитанников в организациях для детей, лишившихся родительского присмотра (детских домах)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. №ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» сообщает: дети, утратившие надзор родителей или опекунов, определяются в специальные учреждения и пребывают там до 18 лет.

Достигнув совершеннолетия, такие дети могут претендовать на предоставление льготного жилья. Это отмечается в Конституции и подтверждается законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., ЖК РФ (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.), законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Формируется особый фонд целевого жилья, квартиры из него впоследствии распределяются между воспитанниками детских домов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны своевременно предоставлять сиротам, достигшим 18 лет, жилье, и следить, чтобы квартиры из фонда, предназначенные для сирот, не использовались ни при каких обстоятельствах, кроме основной цели.

Таким образом, государство имеет ряд обязательств перед детьми, лишившимися присмотра родителей. Эти обязательства реализуются посредством специальных органов, осуществляющих контроль воспитания таких детей, а также учреждений, где дети проживают до наступления совершеннолетия. Тем не менее, несмотря на наличие таких учреждений, приоритетным и оптимальным для ребенка остается развитие и воспитание в семье.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Никто не знает ответа..

Здравствуйте, в момент обучение (Мне уже исполнилось 18 лет) умер последний родитель, в моем образовательном учреждении поставили на полное государственное обеспечение. Я его закончил и мне приостановили выплату пенсии и гос обеспечение, через 2 месяца я поступил на высшее образование(исполнилось 20лет), пенсию востоновил, а на гос обеспечение не ставят. Скажите, имею ли я право получать гос поддержку?

Степан 27.09.2018 10:25

Добрый день! Право на полное государственное обеспечение имеют студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Cтуденты очной формы обучения, которые в период обучения в университете потеряли обоих или единственного родителя имеют право на зачисление на полное государственное обеспечение. Даже в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях . Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, как предоставившим все необходимые документы о том, что они являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены следующие денежные выплаты: государственная социальная стипендия (ежемесячно); академическая бюджетная стипендия (ежемесячно); пособие обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем рублей (выплачивается по половине суммы в ноябре и марте ежегодно); пособие на питание (ежемесячно); оплата проезда (ежемесячно) в размере стоимости студенческого проездного билета; ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; по окончании университета выплачивается единовременное пособие на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря; по личному заявлению 1 раз в семестр оказывается материальная помощь; 1 раз в год в каникулярное время оплачивается проезд на ж/д транспорте к месту жительства и обратно (по личному заявлению); обязательно оплачиваются расходы на лечение (по личному заявлению с приложением подтверждающих документов); при наличии средств по личному заявлению и по медицинским показаниям предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение в профилактории города области.

Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

При невозможности устроить ребенка в семью орган опеки и попечительства принимает меры для устройства ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране:

  • - дом ребенка
  • - детский дом
  • - школа-интернат
  • - приют
  • - центры временного содержания детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны. А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства. Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf (дата обращения 27.11.13г) Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают 8 разных видов:

  • -I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи,
  • -III и IV вида - для слабовидящих,
  • -V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • -VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом,
  • -VII вида - для детей с задержкой психического развития,
  • -VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с36. philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г).

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. По статистическим Сиротство в России: проблемы и пути их решения; Москва 2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г) данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

В нашей стране в настоящее время существует около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. В деревне осуществляется воспитание в семье из 5-8 детей, всей жизнедейтельностью которой руководит одинокая женщина-«мать». Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области в 1996 году. Вторая в Лаврово, под Орлом, и начала свою работу два года спустя Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под общ. ред. В. И. Жукова; РГСУ; : Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с..

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время по-прежнему, большое число детей остается в учреждениях интернатного типа, так как в стране идет непрерывный рост неблагополучных, кризисных семей. Это накладывает на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.

Устройство детей-сирот на семейные формы воспитания давно используется коллективами детских домов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья являются зарекомендовавшими себя и хорошо отработанными в деятельности детских домов формами.

Именно жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получить приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481
"О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558 "Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483).

Положение
о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

2. Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

4. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

5. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.

6. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:

а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами постановлением

б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

7. Пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

8. Организацией для детей-сирот обеспечивается в течение одного месяца со дня издания акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, направление ребенка, помещаемого под надзор в организацию для детей-сирот, на медицинское обследование, осуществляемое в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По результатам медицинского обследования ребенка медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, выдается заключение о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования, которое представляется организацией для детей-сирот в орган опеки и попечительства.

9. В случае помещения в организацию для детей-сирот ребенка с ограниченными возможностями здоровья организацией для детей-сирот обеспечивается его направление на комплексное психолого-медико-педагогического обследование, проводимое в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выдается заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

10. Документы, предусмотренные пунктами 6 , и настоящего Положения, представляются органами опеки и попечительства в организацию для детей-сирот не позднее одного месяца со дня помещения ребенка в организацию для детей-сирот.

11. В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

12. Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

13. Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей, указанных в пункте 12 настоящего Положения, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством просвещения Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

14. В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении, указанном в пункте 13 настоящего Положения, руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

15. При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:

а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;

б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;

в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;

г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);

д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот;

е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) - для детей с ограниченными возможностями здоровья;

ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);

з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке;

и) акт обследования условий жизни ребенка.

16. Дети, в том числе дети, указанные в пункте 12 настоящего Положения, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

17. В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.

18. В случае если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, отсутствует организация для детей-сирот, в которую он может быть устроен с целью обеспечения необходимых ему условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей и состояния здоровья, такой ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого имеются организации для детей-сирот, для обеспечения устройства ребенка в организацию для детей-сирот.

19. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, в течение 10 дней со дня представления органом опеки и попечительства документов в соответствии с пунктами 6 и настоящего Положения может обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, в которую ребенок может быть устроен в целях обеспечения необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из потребностей и состояния здоровья ребенка, в целях определения условий компенсации расходов на полное государственное обеспечение, а также иных затрат, связанных с пребыванием и окончанием пребывания ребенка в организации для детей-сирот, в том числе обеспечением жилым помещением.

20. Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.

21. Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации. Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.

22. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

23. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

24. Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

25. Организации для детей-сирот обеспечивают условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации.

26. Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

27. Организация для детей-сирот обязана обеспечить доступность для детей в приемлемой для них форме информации о правах ребенка, об уставе и о правилах внутреннего распорядка организации для детей-сирот, об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, об органах опеки и попечительства, органах внутренних дел, о прокуратуре, судах, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и (или) уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе информацию о номерах телефонов, включая круглосуточные выделенные телефоны специальной (экстренной) помощи (психологической, юридической и других), и об адресах (почтовых и электронных) указанных органов и организаций, а также возможность беспрепятственного обращения детей в указанные органы и получения детьми бесплатной квалифицированной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

28. Организация для детей-сирот с согласия детей может проводить профессиональное обучение детей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.

29. В организациях для детей-сирот не допускаются принуждение детей к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, религиозные организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций, объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

30. Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).

31. Организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.

32. В организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

33. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

34. Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.

35. Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек.

36. Перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

37. Помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.

38. В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.

39. Организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях.

40. В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.

41. Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.

42. Организация питания детей осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

43. Организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.

44. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым руководителем организации для детей-сирот, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

45. Организация для детей-сирот обеспечивает комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами.

46. Организация для детей-сирот обеспечивает ознакомление лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получивших в установленном порядке направление на посещение ребенка, с личным делом ребенка, а также проведение консультаций с медицинским работником, педагогом-психологом и другими работниками организации для детей-сирот.

47. График приема лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство), определяется руководителем организации для детей-сирот с учетом режима дня детей. При этом должна быть организована возможность посещения указанными лицами организации для детей-сирот не менее 3 раз в неделю, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время.

48. Организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

49. Организация для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивает условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.) с обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка организации для детей-сирот и безопасности детей как на территории организации для детей-сирот, так и за ее пределами.

50. В целях защиты прав и законных интересов детей организация для детей-сирот взаимодействует с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления в сфере здравоохранения, органами социальной защиты населения и иными органами, организациями и службами.

51. К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:

а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;

в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

и) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в порядке, установленном Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;

н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

у) организация отдыха и оздоровления детей;

ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

х) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;

ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.

52. К видам деятельности медицинских организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51

а) организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;

б) организация и проведение профилактических осмотров детей с привлечением специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием;

в) диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

г) проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) детей и их социальной адаптации.

53. К видам деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их в общество;

б) организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

54. К видам деятельности образовательных организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;

б) реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

55. Организацией для детей-сирот в целях обучения работников организации для детей-сирот современным технологиям работы по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения с детьми обеспечивается проведение обучающих мероприятий с использованием ресурсов организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования и лучшего опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей, а также осуществляется организация психолого-педагогической поддержки работников организации для детей-сирот и их консультирования по вопросам воспитания, обучения, охраны здоровья, реабилитации, социального обслуживания и защиты прав детей.

56. В целях создания условий для возврата детей в родную семью, а при невозможности воссоединения семьи - условий для устройства каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, на воспитание в семью осуществляется совместно с органами опеки и попечительства индивидуальная работа, направленная на максимально возможное сокращение сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

57. Помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

58. Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

59. В целях оказания содействия в функционировании организации для детей-сирот, улучшения качества работы, повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых организации для детей-сирот, повышения информированности общества о работе организации для детей-сирот, а также в целях содействия обеспечению и защите прав и законных интересов детей организацией для детей-сирот могут создаваться коллегиальные органы управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

60. Орган или организация, осуществляющие функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, а также орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, размещают информацию о деятельности организации для детей-сирот, об условиях содержания, воспитания и образования в них детей на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

61. Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:

а) информацию об организации для детей-сирот, о задачах ее деятельности, об условиях содержания, воспитания и получения образования детьми в организации для детей-сирот;

б) информацию о численности воспитанников и их возрастных группах;

в) сведения о численности, структуре и составе работников организации для детей-сирот;

г) информацию о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами;

д) информацию о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи граждан.

62. Организация для детей-сирот может размещать информацию о своей деятельности, указанную в пункте 61 настоящего Положения, в средствах массовой информации.

63. В случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот осуществляется разъяснительная работа с детьми и работниками организации для детей-сирот, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот. Перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей, возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками и родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми для детей лицами, а также с учетом сложившихся отношений между детьми, продолжения получения образования и перспектив дальнейшего жизнеустройства детей.