Конспект занятия на тему: Пасха для детей старшей группы. «Светлый праздник Пасха»

Пасха – главный православный праздник. В этот день люди радуются и прославляют жизнь. Немногие сегодняшние дети, знают об этом празднике и понятиях, связанными с ним столько, сколько знали о нем их бабушки. Они не знают истоков праздника, его традиций. Однако ничто не мешает нам рассказать своим детям о Пасхе немного больше.

Игры и задания тематического занятия «Пасха» позволят не только весело, но и с пользой провести время. Ваш ребенок узнает много нового и интересного, сам сделает пасхальный подарок.
Для вашего удобства мы подготовили материалы тематического занятия к распечатыванию. Ссылку для скачивания материалов найдете в конце статьи.

Посмотрите вместе с ребенком презентацию о Светлом пасхальном празднике. Читайте неторопливо, увлеченно. Если для малыша информация новая, отвечайте на все его вопросы. Не обязательно смотреть всю презентацию сразу. Вы можете делать перерывы на игры, заучивание стихотворения и отгадывание загадок. Затем снова возвращаться к просмотру.

Игра «Колокольный звон»

Цель : развитие музыкального слуха ребенка, развитие звукопроизношения, голосового аппарата.

Вам понадобится: аудио-файл, изображения большого и маленького колоколов (найдете в файле для распечатывания)

Как играть: Расскажите ребенку, что на Пасху в церквях раздается колокольный звон – Пасхальный благовест. Прочитайте стихотворение и предложите малышу послушать, как звонят колокола.

Покажите крохе изображения маленького и большого колоколов. Скажите: «Это колокола. Чтобы звонить, им нужен язык» – покажите на язык на изображении колокола.

Обратите внимание ребенка на размеры колоколов. Скажите: «Большой колокол звучит громко и гулко «Бом-бом», а маленький тихо и звонко «Динь-дон» – произносите слова четко, используя артикуляцию, чтобы малыш понял отличие.
Попросите ребенка воспроизвести звуки сначала большого и затем маленького колоколов.

Продолжайте: «Большие колокола издают протяжный звук (произносите в замедленном темпе, протягивая звук «м»): «Бом-бом». А маленькие – быстро (произносите в ускоренном темпе): «Динь-дон».
Пусть ребенок воспроизведет звуки. Внимательно следите за правильным и четким произношением звуков «м» и твёрдым «н» и мягким «н’».

Игра «Выгляни Солнышко»

Цель: тренировка памяти и внимания

Как играть: расскажите ребенку, что на Пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Потому что считали, какой будет погода в Светлое Воскресенье, таким и всему лету быть. Если погода была пасмурная и дождливая, считалось, что год будет урожайным, а если погода была сухая – к сухому лету.

Посмотрите с малышом в окно и спросите:
– какая сегодня погода?
– какого цвета небо?
– есть ли на небе облака или тучи?
– светит ли солнышко?

Если ребенок маленький, отвечайте за него, формулируя полные ответы. Например, «сегодня погода солнечная» или «сегодня на небе светит солнышко». Так вы подаете ребенку образец правильной речи. Малышу постарше предложите формулировать ответы именно в такой форме.

Попросите кроху предположить, какое будет лето.

Выучите с малышом закличку, которой в старину звали солнышко:

Физминутка «Гости»

Цель: развитие двигательной моторики

Как играть: расскажите ребенку, что на Пасху принято приглашать гостей и самим ходить в гости. Прочитайте малышу стихотворение, предложите повторить слова за вами. Затем читая стихотворение, выполняйте движения, ребенку предложите повторять за вами слова и движения

Игра “Подарок дорогому гостю”

Цель: развитие творческого мышления, мелкой моторики

Вам понадобится: куриное белое яйцо, изолента (или тряпичный лейкопластырь), ножницы, луковая шелуха, куркума, подсолнечное масло

Как играть: Расскажите ребенку, что на Пасху каждый гость обязательно получает подарок – крашеное яйцо.
Предложите ребенку с вашей помощью сделать пасхальный подарок, используя натуральные красители.
Вырежьте с малышом из изоленты узоры и обклейте ими яйцо. Если ребенок умеет справляться с ножницами, доверьте вырезание ему.
Поместите яйцо в кастрюлю с луковой шелухой, круто посолите, чтобы оно не треснуло во время варки. Варите 20 минут. После варки не вынимайте яйцо сразу, дайте остыть в отваре. Так цвет будет насыщенней.
Затем снимите изоленту и обратите внимание ребенка на образовавшиеся на яйце узоры. Для блеска предложите малышу натереть его тряпочкой с капелькой подсолнечного масла.
Таким же способом можно покрасить яйцо в куркуме. Оно получится красивого золотистого цвета.

Если малыш слишком мал или вам не хочется красить яйцо старинным способом, можете раскрасить красками и узорами распечатанное изображение пасхального яйца.

Цель : развитие ловкости и меткости

Вам понадобится: вареные яйца (или контейнеры от киндер-сюрприза, наполненного крупой)

Как играть : Скажите ребенку, что на Пасху главным развлечением детей было катание пасхальных яиц. Предложите ему поиграть. Сядьте за стол рядом друг с другом. Возьмите по одному яйцу и катайте по очереди движением от себя. Чье яйцо укатится дальше, тот выиграл. Можно установить приз, например, крепкие объятия для победителя.

Игра «Качели»

Цель: укрепление артикуляционного аппарата

Как играть: скажите ребенку, что пасхальной забавой было катание на качелях. Прочитайте стихотворение

Предложите ребенку поиграть и покачать на качелях язычок. Выполняйте упражнение вместе.
Широко улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка сначала за верхние зубы, затем за нижние. Повторите упражнение 3-4 раза.

Игра “Пасхальные загадки”

Цель: расширение словарного запаса, развитие эрудиции и мышления.

Как играть: загадывайте ребенку загадки

Игра «Пасхальный хоровод»

Цель: развитие музыкального слуха, психомоторики

Вам понадобится: платочки шейные или носовые, аудио-файл

Как играть : Расскажите малышу, что на Пасху принято водить хоровод. Включите аудио-файл с хороводной музыкой. Возьмите по платочку и начинайте водить хоровод. В такт музыке плавно ходите по кругу, сходитесь и расходитесь, взмахивайте платочками, кружитесь. Покажите малышу движения и предложите повторять за вами. Затем поменяйтесь местами – пусть он придумывает движения, а вы повторяйте.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Конспект занятия в старшей группе

«Светлый праздник Пасха».

Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

активизировать и расширять словарный запас детей,

предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.

Закрепить умение аккуратно выполнять работу.

Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти, Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и зстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.

Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки,

Демонстрационный материал: иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, Музыка, песни современных авторов, писанные яйца.

Раздаточный материал: клеенка, цв. картон, клей, цв. бумага.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети подготовит. группы)

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес,

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви Ликует природа, Все вокруг расцветает и цветет

В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей Они объединяли семьи Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили , лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Музыкальные слайды «Христос Воскрес» (песня)

В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят Христос воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться» Все накрывают праздничные где главными угощениями были куличи и крашеные яйца

Ребята, а вы знаете почему красят яйца?

Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни,

Легенда

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес! », и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.

Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с ЭТИМ СВОИ НАДЕЖДЫ, ПОЖЕЛания которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)

У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Слайды о традициях в пасхальную неделю

Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки» (дети, родители играют, разбирают призы – конфеты и яйца)

Подобные яйца в древности называли -Крашенки А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались- Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный .

Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.

Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «пасхальное яйцо» и подарить своим родителям, как оберег.

(после выполнения продуктивной деятельности детей, показать слайд «Поздравление мультяшки»)

В конце занятия – угощение пасхой и пасхальными яйцами

Цели: Познакомить детей с православными праздниками Вербное воскресение и Пасха; с традициями этих праздников; расширить представление детей о народных и православных праздниках.
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к православным праздникам; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным праздникам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках Вербное воскресение, Пасха; беседы и чтение детской литературы о праздниках; разучивание хороводов, стихов, закличек, игр; раскрашивание плоскостных яиц «писанок».

Домашняя работа для родителей: изготовление пасхальных поделок, приготовление к занятию печенья «барашки», кулича, пасхи, яиц.
Материал к занятию: иллюстрации о праздниках; веточки вербы, пасхальные открытки, крашенки, писанки, сырная пасха, кулич, аудиозапись пасхального колокольного звона, оборудование для игр: кегли, обручи, русские народные костюмы, свечи.

Зал украшен в стиле «русская изба».

Дети под музыку входят в зал (садятся на стульчики).

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами узнаем много интересного о русских народных праздниках. За неделю до Пасхи весь русский народ празднует Вербное воскресение. В субботу вербные веточки несут в церковь и освящают их. С давних времён существовало поверье, что расцветающее дерево вербы, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем кто его коснётся. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом. Все обычаи и обряды в этот день проводились с участием вербных веточек. (Взять веточки из вазы и показать). Распустившиеся почки и серёжки с вербы, бабушки запекали в хлебе. Пекли печенье в виде вербных почек – « барашки» (показать печенье). Рано утром мама брала вербные веточки и хлестала, не больно, деток от пяток до макушки, приговаривая: «Верба, верба, верба хлёст бей до слёз, чтобы были здоровыми!». Днём дети на улице заводили хоровод «Верба». А мы сейчас с вами поиграем в игру «Вербохлёст» . (Дети садятся, звучит тихий колокольный звон.)

Воспитатель: Тихо спустилась на землю тёмная весенняя ночь. Всё на земле притаилось в ожидании чего- то таинственного…И вот на всей нашей необъятной Родине, наступает полночь. И везде, где есть храмы, церкви, зажигаются огоньки, будто звёздочки падают с небес, звонят колокола. Полночь быстро движется по просторам России от Дальнего Востока к нам в Суворов: за нею будто светлый поток, течёт по лицу родной нашей земли свет пасхальных огней и торжественный колокольный звон… (громче звенят колокола). Гудят тысячи колоколов, горят миллионы огней. Настал праздников-праздник – Светлое Христово Воскресение (громкий колокольный звон, во время рассказа показать иллюстрации).

(Под тихий колокольный звон.) Девочка:

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко звонят колокола!

Мальчик:

И люди в Божьих Храмах
Поют «Христос Воскрес!»
И звуки дивной песни доходят до небес.

Воспитатель: Воскресение Христово – самый главный христианский и народный праздник. Радость – вот с чем связан этот чудесный день. И происходит это чудо каждую весну.

Девочка:

В каждый дом с весною красной
К нам летит благая весть,
На душе светло и ясно

В это т день Христос Воскрес!

Воспитатель приглашает детей подойти к столу. Пасху на Руси праздновали всегда торжественно. С праздником Пасхи у русского народа связано много традиций. Даже еда к пасхе готовилась особенная: крашеные яйца, сдобный кулич, сырная пасха (дети рассматривают приготовленные родителями кличи, пасхи, яйца).

Воспитатель: Дети, какую еду готовили на Пасху? (ответы детей). Подарить друг другу пасхальное яйцо – главный обычай этого праздника.

Мальчик: Яйцо – это символ Пасхи. Символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды, Солнца (показывает яйцо и пасхальные открытки).

Воспитатель: А как могли выразить наши предки глубокое уважение к нему? Конечно украсив любимый предмет. Так возникли крашенки.

Девочка: Яйцо красили в луковой шелухе, тополиных почках, и яйца окрашивались в яркий красный и жёлтый цвет (показывает иллюстрации с крашенками).

Воспитатель: Ребята, как назывались крашеные яйца? А чем красили в старину яйца? (Ответы детей.)

Позднее на крашенки стали наносить красивый орнамент – узор, расписывать яйца. Так появились – писанки (показывает писанку). Узоры на яйцо наносили с помощью травинок, листочков, расписывали воском. Чем расписывали яйца и наносили на них узор? (Ответы детей.)

А вот, ребята, яйца, которые своими руками сделали ваши родители (дети рассматривают поделки).

Игра «Эстафета с яйцами».

(Дети подходят к накрытому столу. На столе блюдо с куличём, крашенками, писанками и свечи.)

Воспитатель: Писанки и крашенки клали венчиком вокруг кулича и три свечи горели. Кулич был царём пасхального стола: его готовили из муки, а сырную пасху изготавливали из творога в специальной деревянной форме, напоминающей церковную башенку. Дети, кулич, пасху, яйца приготовили ваши мамы. Из чего готовили кулич? В чём готовили пасху? (Ответы детей.)

Девочка:

Нам шепчут ангелы с небес
И всюду свечи зажигают -
И пасхи в церкви освящают
В Христово это воскресенье.

Мальчик:

Святую пасху кто вкушает,
Достаток и добро познает,
Познает счастье и любовь.
Христос Воскрес- ликуем вновь.

Воспитатель: Праздник Пасхи знаменит не только вкусным угощением. Богат праздник и обрядами. Утром старшая женщина в семье шла к колодцу, брала воду и опускала в неё серебряную монету. Этой водой умывались, чтобы сохранить здоровье, красоту. Дети, а кто самая старшая женщина в семье, как вы думаете? (Ответы детей.) Дети на Пасху играли в пасхальные игры. Мы с вами поиграем тоже в игру «Воротца» . На Пасху молодёжь забиралась на крыши и смотрели, как будет играть и веселиться красно солнышко, потом пели заклички. Закликали весну.

Мальчик: Здравствуй солнышко – колоколнышко!

Девочка:

Солнышко покатись
Красное нарядись!

Мальчик:

Гори, Солнце, ярче.
Лето будет жарче,
И зима теплее,
А весна – милее.

Воспитатель: А мы свами поводим хоровод «Веснянка» . На Пасху все приветствовали друг друга словами «Христос Воскрес!», на что отвечали: «Воистину Воскрес!», и трижды целовались – христосовались, и обменивались яичками. (Дети христосуются друг с другом и дарят свои писанки гостям.)

Воспитатель: Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Вы меня сегодня порадовали. Давайте пригласим наши гостей на чай у тульского самовара.

Описание: сценарий праздника предназначен для старших дошкольников, будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей.

Цель: познакомить учащихся с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям.

Ход праздника:

Ведущая- Весна:

(заходит, читает стихи) ,

Весенний свежий лес
Шумит Христос Воскрес!
И солнышко с небес
Блестит Христос Воскрес!

И медный благовест
Гудит Христос Воскрес!
На храме яркий крест
Звенит Христос Воскрес!

Весна пора чудес
Поет Христос Воскрес!
Нет радостней словес
Сказать Христос Воскрес!

Дети: «Христос Воскрес!» (хором отзываются)

Весна: Здравствуйте, мои хорошие, славные деточки. Здравствуйте мои милые! (дети здороваются) . А, знаете - ли вы, ребятки, какой сегодня праздник мы отмечаем? (ответы детей) Правильно наступил праздник Пасхи.

Что это за праздник такой – Пасха?

Среди всех христианских праздников – Пасха Христова – самый величайший, самый светлый, торжественный. Святая Пасха – это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего – Иисуса Христа. Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым.

А сейчас ребятки из старшей группы расскажут нам стихи:

1. Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»

2. В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» – щебечут птицы,
И поют колокола

На столе кулич душистый,
Горка крашенных яиц,
В этот праздник, светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.

Говорят: «Христос воскрес!»
«Да, воистину воскресе!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям Он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!

(Е. Шаламонова)

3. Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели:
"Пасха! Пасха!

К нам пришла!"

4. Мы вчера нашли подснежник
На проталинке в лесу.
Голубой цветочек нежный
Встретил Пасху и весну.

5. Праздник праздников грядет.
В храм святить народ несет.
Яйца, пасхи сырные,
Куличи имбирные.

Весна: На Пасху Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, и мы с вами поиграем!

«Боулинг по-русски» .

По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, солдатики, матрешки, куколки, киндер-сюрпризы. Задача играющих - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все призы.

Песня «Пасху радостно встречаем»

А теперь дети из средней группы прочтут стихи:

6. Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

7. С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

8. Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

9. Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!

10. В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!

11. Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!

12. Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!

Весна: Стихи хорошие и очень радостные! Молодцы! Давайте теперь снова поиграем?.. Эта игра для двух сильных мальчишек!

Проводится игра - конкурс: «Отведи сестрёнку в Храм»

На помощь к мальчикам вызываются две длинноволосые девочки.

Мальчикам даются в руки ленты и платочки. Им предлагается очень быстро заплести косички девочкам и повязать им платочки, потом отвести каждую заплетенную и повязанную девочку в назначенное место.

Весна: Вы все молодцы! Такие все шустрые и веселые! Поздравляю вас с Пасхой!

Христос Воскрес, дети! Христос Воскрес!

Весна: Все молодцы! Очень весну порадовали! Христос Воскрес, дети!

Сейчас снова поиграем. Мне нужны шесть человек, те, кто умеет рисовать, и те, четыре человека, кто умеет ещё и танцевать!

Проводится КОНКУРС:

Шесть детей разбиваются по трое в каждой команде и рисуют на своем листе ватмана Весну, вытаскивая из варежки записочки с указанием, что нужно рисовать (руки, нос, косу, корону и т.д.) Выигрываем команда, нарисовавшая самую смешную Весну.

А в это время четверо детей разбиваются на две команды, по двое детей в каждой и им дается по маркеру, воздушному шарику, шали, платочку. Они делают Весну - рисуют маркером лицо на шарике, завязывают на шарике платочек, концы шали крепят завязками, пришитыми заранее к рукам и ногам одного из пары, а второй держит по верхнему краю шали голову-шар и под музыку (или ритмичные хлопки зрителей в зале) Весна танцует. Побеждает самая веселая пара.

Весна: Ну и насмешили весну! Ну и порадовали! Христос Воскрес, дети!

Песня «Здравствуй, лучик солнечный!»

Дети читают стихи:

11. Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи...
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.

12. Еще темно, но солнышко играет.
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
Христос воскрес!

Весна: Молодцы. Ребятки, дружно играли, никого не обижали. А сейчас. Садитесь, послушайте, что еще вам поведаю. В день светлого Христово воскресения было принято посещать больницы, тюрьмы, бедных людей и дарить им подарки. Господь никого не оставляет в этот день без утешения. Без красного яйца и пасхального кулича. И даже самые жестокие люди становятся добрыми. Сейчас мы покажем вам сказку. Которая называется «Пасхальный колобок» , а вы внимательно слушайте, да хорошенько запоминайте.

Сказка «Пасхальный колобок»

(Обыгрывают дети старшей группы)

Избушка с русской печкой. За столом сидят дед и баба

Ведущий:

Жили-были дед да баба,
Но не было у них курочки рябы.
Были дед и баба очень бедные –
Со слезкой считали гроши медные.

Нечем было курочку кормить,
Нечем было курочку поить.
Не снесла им курочка яичка –
Не испечь теперь

Пасхального куличика!

Ни куличика, ни хлебца –
Нечем в Пасху разговеться!

Грех великий унывать!
Надо думать – мозговать!
Дверцу в сердце открывать,
Ум на помощь призывать.

Ведущий: (подсказывает)
Испить святой водицы,
Богу помолиться!
Бог подскажет, как вам быть,

Как муки на хлеб добыть.
Нужно ведь всего чуток – испечете колобок!
Дед (радостно вторит)
По амбарам пометем,

По сусекам поскребем.
Баба (согласно кивает)
Невеликий наш роток –
Наскребем на колобок!

Ведущий:

На водице замесили
И слезицей посолили.
Бога поблагодарили,
В печку тесто посадили…

(имитируют, уходят)

Постный вышел колобок.
На окошко стынуть лег.
Утром рано он проснулся –
Огляделся, потянулся

И сказал…

Колобок: (вбегает, обращается к зрителям)
… Привет, друзья!
Ах, какой я славный, пышный!
Ой, а где же это я? (оглядывается)

Никого кругом не слышно…
Тихо в доме по утрам.
Не поют пока и птицы.
Покачусь скорее в Храм –

Окроплюсь святой водицей!
Сценка Тропинка в лесу

Ведущий:

С подоконника он слез
Да и выпрыгнул в окошко,
Но пошел не по дорожке –
По тропинке, прямо в лес…

Смотрит первая же елка
На него глазами волка!
Волк (грубо рычит)
Ну, приветик, колобок!

Откушу румяный бок!

Колобок:

По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На водице замешен,
%4

Да слезицей посолен,

Но еще не освещен.

В Храм святиться я качусь,

Подожди – и ворочусь!

Медведь: (недовольно ворчит)

Ух! Как испугал меня!
Чуть не помер, право, я!
За провинность тебя съем…
Ишь, распрыгался совсем!

Колобок:

Извини меня, медведь!
Буду осторожней впредь!
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь.

Ведущий:

Колобок бежит быстрее,
Ножек хлебных не жалея.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису!

Лиса: (ласково поет)

Здравствуй, милый колобочек!
Дай мне от себя кусочек.
Ты же ведь не жадненький…
Правда же, мой сладенький?

Колобок:

Опоздать, лиса, боюсь –
В Церковь Божию качусь!
К Пасхе надо освятиться -
Святой водою окропиться

Лиса: (вкрадчиво)

Что-то я тебя не слышу!
Подойди, милок, поближе…
Колобок: (громче, но не приближаясь)
В Храм святиться я качусь,

Подожди – и ворочусь!

(колобок убегает)

Сцена 3 – Церковь
Ведущий:
Колобок наш в церковь прикатился
Святою водою

Хорошенько окропился.

А Батюшка его и спрашивает…

Окропился святою ты водичкой,
Ну, а где же твое красное яичко?
Колобок: (грустно)
Старики мои бедные – бедные

Рады редкому грошику медному.
Не смогли мне дать красного яичка!
Не смогли испечь пасхального куличика.
Только и смогли меня испечь.

Прости, Батюшка, печальную мне речь…

Грех великий унывать!
Молиться надо да на Бога уповать!
Как небесной посылает пищу птичке –
Так тебе, глядишь, пошлет Господь яичко.

Ведущий:

Слух дошел до прихожан –
Разбежались по домам.
И тут же яичек – полная корзина!
Подставляй-ка, колобок, поскорее спину!

(подает колобку корзину с яичками)

Сцена 4 Тропинка в лесу

Ведущий:

Колобок всем низко поклонился
И обратно домой покатился.
Только стал торопиться –
Глядь: опять волк, медведь и лисица!

Лиса: Ах, какой же румяненький бок!
Волк Со Святой Пасхой тебя, колобок!
Медведь: С наступающим Христовым Воскресением!
Будешь ты нам к празднику вкусным угощеньем!

Колобок: (нравоучительно)

Неразумные вы звери!
Объяснял – они не верят!
Постный я, мои друзья. –
Разговеться мной нельзя!

Звери (хором или по очереди)
Что же делать нам тогда?
Просим дружно мы прощенья!
Где же к празднику еда?

Будет к Пасхе угощенье?
Колобок: (торжественно)
Не печальтесь никогда –
Будет к празднику еда!

Вы к корзинке подойдите –
По яичку все возьмите.
Бога поблагодарите!
Звери (хором или по очереди)

Слава Богу! Слава Богу!
Слышим колокольный звон!
Добрых слов тебе в дорогу!
Старикам от нас – поклон!

Сцена 5 Избушка

Ведущий:

Глядь: уже и дом родной –
Крыша красная с трубой.
Вверх дымок плывет от печки.
Вот уже и на крылечке

Баба с дедом не дождется,
Колобок, когда вернется.

Дед (строго)

Ты куда же ускакал?
Я весь лес уж обыскал!
Баба (взволнованно)
Заждались, дружок, тебя!

Волновалась очень я!

Колобок:

Вы простите, дорогие старики!
Но будить вас было не с руки.
Вас порадовать хотел
Хоть одним из добрых дел:

В Храм с утра я покатился –
Святой водою окропился,
Да на Праздник Пасхи ясный
Вам принес яичек красных!

Дед (удивленно)

Кто же так тебе помог?
Баба от лисы кто уберег?

Колобок:

Ведущий: И людей доброе сердце!
Баба: Христос воскрес!
Все: Воистину воскрес!
Баба: Без утешения Господь не оставляет, того, кто к ближнему заботу проявляет!

1 ребенок

Красное, как капля крови на кресте,
Без конца и края – круглое везде!
Символ вечной жизни, красное яйцо
Как цветок из рая на руке расцвел!

2 ребенок

Всюду слышен шум и смех
Песни. Радость и веселье
Поздравляем всех-всех-всех
С первым праздником весенним!

Песня «Пришла весна пасхальная»

Хозяюшка: Ребята, давайте поблагодарим наших артистов за такое замечательное представление.

А вас, мои милые дети, еще раз поздравляю со Светлым праздником Пасхи и хочу подарить вот эти пасхальные яйца. Христос воскрес!

Дети отвечают: Воистину воскрес!

Желаю вам здоровья, счастья, радости, мира. Желаю, чтобы вы часто радовали своих родителей добрыми поступками и не забудьте поздравить с праздником своих родителей, близких и друзей! Вот и подошёл к концу наш праздник, но пасхальная радость пусть длится весь год! Христос Воскрес, дети!

Дети под колокольный перезвон покидают зал.

Конспект НОД в старшей группе "Пасха"

Задачи:

  • познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением
  • познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?

Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

(Просмотр видео о крашении яиц) .

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают весёлую потешку.

Звучит потешка (Каравай – каравай) .

Рефлексия.

О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

С какими мыслями вы выполняли работу?

Понравились вам игры?