Игрушки нет вредные для грудничков. Как понять, что игрушка вредна для здоровья ребенка? Вредные игрушки для детей

"Нынче в школе первый класс вроде института!"... И дело здесь не только в нагрузке, которую испытывают первоклассники. Во все школы сейчас нужно, также как и в институт, сдавать вступительные экзамены (точнее, проходить тестирование). Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек. Распознавать полезные и вредные для развития ребенка куклы и машинки училась корреспондент "КоммерсантЪ - Деньги" Наталия Тютюненко вместе с психологом Верой Абраменковой.

Белая, пушистая, ужасная.

Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма - беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему мнению, они снабжали его сверх меры.

Другая знакомая, как раз детский психолог, недавно вернулась из детского супермаркета в расстроенных чувствах: «Там продают белых меховых лягушек! Я даже не поняла сначала, что это за зверь, но на ценнике указано: „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких". То есть мало того, что ребенок наглотается ворса,- так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Бесспорно, хороших игрушек сегодня много, но от некоторых даже у далекого от психологии и педагогики человека ворс встает дыбом.

Школа начинающего маньяка.

На международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т. д.».

Стилистику оставим на совести производителя, а вот, простите за тавтологию, внутреннее наполнение не может не вызвать пристального интереса психиатра. Просто какое-то пособие для юных Чикатило.

Педагоги считают, что изучать анатомию живых существ надо в школе, под руководством учителя и только в определенном возрасте, когда психика ребенка готова к восприятию такой информации.

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат - невроз. И у ребенка, и у родителей.

Что же сегодня продают в магазинах игрушек? Давно вышедшая из детского возраста корреспондент «Денег» и Вера Абраменкова, доктор психологических наук, заместитель председателя ФЭС при Министерстве образования, отправились в один из обычных магазинов для детей, чтобы провести блицэкспертизу его ассортимента на предмет полезности, бесполезности или потенциального вреда. Мы не увидели конструкторов, равно как и мозаик, кубиков, азбук и т. п. Зато не меньше трети помещения занимали «победители вампиров», всяческие воины, «борцы с привидениями», присмотревшись к которым, корреспондент отпрянула к стеллажу с плюшевыми мишками. Нервную систему надо беречь, не дай бог, ночью приснятся.

Неестественный отбор.

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант - «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Типология.

Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.- это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Рассмотрим, например, деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. У одного мальчика вся семья погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе работы с психологом этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.

Что американцу хорошо - то русскому смерть?

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля (вплоть до Санкт-Петербургского завода прецизионного станкостроения) . Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работают и с этой продукцией.

Вера Абраменкова: Кто-то подсчитал, что телепузики давали $2 млрд прибыли в год от продажи продукции с их изображениями (игрушки, журналы, сладости и пр.). В России объем таких продаж - около $100 млн в год. Все знают, что сначала был показан телесериал. Посмотрев сериал, ребенок просит (или требует) купить ему игрушечного героя, полотенце, мороженое с его изображениями... На эти деньги снимается следующий детский сериал. Вот только у нас никто не хочет задуматься, почему те же покемоны запрещены в ряде европейских стран?

Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени - пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории от двух до пяти лет (60 - 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.

Наталия Тимошина, администратор одного из магазинов торговой сети «Маленький гений»: Среди зарубежных разработок встречаются безумно интересные, но, как правило, их рекламы по ТВ нет. Следовательно, их нет на прилавках обычных игрушечных магазинов. А если и есть, то лежат они в самом дальнем углу, так как их не спрашивают. Раз их не спрашивают, их не поставляют. Круг замкнулся. Кроме того, если родитель решит купить российскую мозаику или пирамидку, ему придется ее поискать. При этом отечественные игрушки, не уступая в качестве, дают возможность сэкономить. Например, зарубежная мозаика стоит 300-1000 руб., а российская - 150-400 руб. При этом наша дает новые возможности для творчества - другие цвета и игровое поле.

Российские конструкторы - отдельная тема. По словам Натальи Тимошиной, сегодня их достаточно много, разработки порой эстетичнее и полезнее, чем у зарубежных аналогов, но о них почти не знают. Показателен случай с придуманной в России игрой «Мастер-шар». Идея полуконструктора-полумозаики понравилась зарубежному производителю и была им выкуплена. (Причем на упаковке проставлены соответствующие реквизиты этого зарубежного производителя, а на вкладыше по-прежнему изобретателями и изготовителями значатся россияне. Вот такой казус.)

Отношение к развивающей игрушке в нашей стране неоднозначно. Часть психологов-«западников» считают, что в принципе ребенку нужно разрешать все. Если игрушка действительно «не та», то он отвергнет ее интуитивно. По этой логике большинство мам, контролирующих выбор ребенка, смело записываем в неврастенички. Другой подход более консервативен. Утверждается, что от отрицательного воздействия некоторых изделий ребенка нужно ограждать. Иначе можно развить совсем не то, что хотелось бы.

А приверженцы модной сегодня в России вальдорфской педагогики (ратующей за максимальное сопутствование природе ребенка) говорят, что наибольшую пользу ребенку приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д.

Они дают наибольший простор фантазии, не вредны для здоровья и приближают к природе. Но совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит.

Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.

Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.

Думайте сами, решайте сами.

Главное при выборе игрушки - просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление - замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии - в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование - соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе - все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).

Светлана Немцова, школьный психолог: часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».

А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться - он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Кстати, в том магазине, который мы инспектировали, нашлось всего несколько стоящих игрушек. Барабан, наборы для вышивания, пара настольных игр, несколько мягких игрушек и одна кукла.

Развивающие игры.

(наиболее популярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений")

1. Кубики Никитина - «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные

геометрические фигуры (191-206 руб.).

2. Кубики Зайцева - пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста (1134 руб.).

3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка (45-130 руб.).

4. Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) - планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать (85-207 руб.).

5. Магнитный конструктор «Супермак» (Италия), 1600-5000 руб. в зависимости от количества элементов.

6. Конструктор «Такеши» - мягкие пластиковые трубочки разной длины и цвета и специальные крепления (315 руб.).

7. Мозаика (Россия), 85-320 руб.

8. Мозаика Кверчетти (Италия), 195-820 руб.

9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) - объемная мозаика, состоящая из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений (333 руб).

10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия), 2040 руб.

Пункты 5-10 - игрушки для развития мелкой моторики, воображения, усидчивости, пространственного мышления.

Игрушки окружают ребёнка буквально с рождения. Магазинные полки пестрят яркими упаковками, а мамы и папы (не говоря уже о бабушках и дедушках) каждый раз вздыхают: «Чего только нет! Жалко, что в нашем детстве не было всего этого изобилия». Игрушек у современного ребёнка не просто много – их очень много, и всё было бы хорошо, если бы не одно «но». Некоторые игрушки по факту совсем не предназначены для детей, напротив, для ребёнка они могут стать очень опасными. Иногда это вопрос качества, а иногда – сознательности производителя, конструирующего игрушку и присваивающего ей определённые возрастные ограничения. В нашем списке – 10 самых опасных детских игрушек.

Список опасных игрушек для маленьких детей

Игрушки с мелкими деталями

Опасными для ребёнка могут быть мелкие детали конструкторов, непрочно приклеенные мелкие элементы мягких игрушек, непрочные погремушки с сыпучим наполнителем. Сюда же можно отнести новомодные самодельные игрушки для развития мелкой моторики, предполагающие перебирание пуговиц, бусин, крупы. Все эти предметы могут быть проглочены ребёнком, а в худшем случае – ребёнок может засунуть их в нос, слуховой проход, или даже вдохнуть.

Магнитные конструкторы

Самым ярким примером такого конструктора является «Неокуб», состоящий из магнитных металлических шариков. Такая игрушка опасна не только для самых маленьких, тянущих всё в рот деток. Дело в том, что магнитное притяжение между элементами этого конструктора настолько сильное, что иногда даже взрослые люди прибегают к «помощи» зубов, чтобы отделить один шарик от другого. Проглатывание нескольких шариков такого конструктора опасно тем, что внутри пищеварительного тракта они притягиваются друг к другу, вызывая сильные повреждения внутренних органов, вплоть до образования сквозных отверстий. Ребёнок, не понимая опасности, может даже не сказать взрослым о том, что проглотил несколько шариков, поэтому лучше вообще не допускать попадания такой игрушки к нему в руки.

Наборы для детских опытов (юных химик/физик)

Такие наборы предназначаются для проведения простых химических экспериментов детьми старше 10 лет в присутствии взрослых. Даже если в процессе игры соблюдается техника безопасности, ничто их реактивов не выпито и не пролито на себя, такие наборы могут быть опасны, ведь ребёнок имеет дело с кислотами, фосфатами и другими вредными веществами, вдыхать пары которых очень вредно. Отсутствие контроля со стороны взрослых и вовсе может привести к плачевным последствиям: ожогам, возгоранию и т.д.

Некачественные музыкальные игрушки

Вообще музыкальные игрушки полезны для ребёнка и обязательно должны быть в каждом доме, где есть малыш. Однако такие игрушки обязательно должны быть высокого качества, особенно это касается качества звука. Многие производители грешат тем, что игрушки имеют слишком громкое звучание, превышающее установленную норму в 85 Дб. Такой громкий звук очень плохо влияет на функцию слуха, а постоянно использование и вовсе может привести к глухоте. Звучание должно быть приятным не только по громкости, но и по качеству: без шумов, хрипов, с нормальной тональностью. Но даже такой игрушкой нельзя играть дольше 1 часа в день: постоянная звуковая нагрузка вредит не только слуху, но и нервной системе, вызывая переутомление.

Игрушки из ПВХ и фосфора

ПВХ – очень популярный в детской индустрии материал. Это нечто среднее между мягким пластиком и резиной. Игрушки из ПВХ дешёвые, яркие, очень удобные в уходе, но при этом очень опасные для ребёнка. Главным образом из-за фталатов, делающих ПВХ таким пластичным материалом. Эти вещества являются сильными канцерогенами.

Ещё один вид игрушек, содержащих вредные химические соединения – это игрушки, покрытые фосфором. К ним относятся разные светящиеся аппликации на потолок, имитирующие звёздное небо, светящиеся фигурки разных героев. Качественные игрушки такого рода содержат безопасные светоотражатели, но если игрушка низкого качества – велик риск, что она покрыта ядовитым фосфорным соединением.

Мягкие игрушки (Китай)

Сами по себе мягкие игрушки являются не очень экологичными: ворсинки искусственного меха легко попадают ребёнку в рот, кроме того, такие игрушки трудно обрабатывать, поэтому в их набивке скапливается очень много пыли, и иногда даже заводятся пылевые клещи. Всё это может вызывать последствия от раздражения до аллергии. Очень часто мягкие игрушки бывают очень низкого качества (обычно китайские). Такие игрушки сшиты из токсичных материалов, окрашены ядовитыми красками, имеют слабое крепление деталей (глазки, носик, украшения). Токсичные мягкие игрушки могут вызвать очень сильную аллергическую реакцию – анафилактический шок.

Детское оружие, дротики

Самые популярные «мальчишечьи» игрушки – пистолеты с пульками или дисками, дротики, лук со стрелами, мечи и сабли с острыми концами – могут стать причиной травм ребёнка. По неосторожности ребёнок может выстрелить себе в лицо, травмируя глаза или уши. Размахивая саблей тоже не трудно нанести себе травму. Опасность этих игрушек растёт с каждым годом, ведь их производители держат курс на реалистичность и увеличение мощности детского оружия в ущерб его безопасности.

Игрушки с пропеллером

Игрушки с пропеллером (вертолеты, летающие феи и др. игрушки, которые нужно заводить и отпускать, либо игрушки на радиоуправлении), которые быстро вращаются или даже могут летать по комнате, предназначены для подростков. Ребёнок младшего возраста запросто может получить травму, подставив пальчик куда не надо или, тем более, лицо. Игрушки на радиоуправлении могут очень напугать ребёнка, ведь с управлением порой не справляются даже взрослые, и тогда летящий вертолёт, к примеру, внезапно врезается куда попало или резко падает.

Резиновые игрушки ядовитых расцветок (Китай)

Резиновые игрушки многим тепло напоминают о собственном детстве, но они так же могут быть опасными для ребёнка. Детям до 3 лет резиновые игрушки в принципе не рекомендованы, поскольку ребенок может откусить и вдохнуть или проглотить кусочек резины. Для остальных резиновые игрушки должны быть надлежащего качества. Главными признаками некачественной игрушки является резкий химический запах, остающаяся на руках краска и «кислотный» цвет. Эти игрушки очень токсичны, не исключено, что в своём составе они содержат ртуть, свинец или мышьяк. Некачественные игрушки обычно китайские.

Игрушки и игровые аксессуары с проволочным каркасом

Речь идёт об некачественных (китайских) игровых палатках, лабиринтах и корзинах для игрушек. Эти игрушки имеют внутри каркас из жёсткой металлической проволоки, обычно они изготовлены из прочного материала. Однако некоторые производители не заботятся о безопасности игрушки, и делают их из материала, который буквально расползается от натяжения. Проволока легко может прорвать такой материал и с силой распрямится, травмируя малыша. Покупая такую игрушку, нужно тщательно изучить сам материал и места крепления проволоки, но даже если изначально ничто не предвещало брака, лучше каждый раз перед использованием осматривать игрушку на предмет каких-либо повреждений, следить, чтобы в швах не было никаких дырок и нигде не выступали концы проволоки.

Как оградить ребёнка от опасности

Хотя игрушки предназначены для детей, покупают их родители, а значит, они ответственны за то, будет ли игрушка безопасной для ребёнка. Несколько простых правил помогут взрослым окружить ребёнка только безопасными игрушками.

  • Покупаемые игрушки должны строго соответствовать возрасту ребёнка. Иногда родители покупают игрушку как бы «на вырост», чтобы ребёнок заранее начал осваивать новые для себя действия. В некоторых случаях это может быть очень опасно;
  • Покупать игрушки лучше в специализированных магазинах или отделах, отдавая предпочтение игрушкам известных производителей. Аналоги известных игрушек могут быть существенно дешевле, но это всегда сказывается на качестве;
  • Внешне игрушка должна отвечать главным требованиям безопасности: спокойные цвета, отсутствие резкого запаха, прочное крепление всех деталей.

Родителям не только важно самим знать об опасных игрушках, но и рассказывать о них другим родственникам, которые дарят ребёнку игрушки. Если случилось так, что кто-то из родни или друзей подарил ребёнку игрушку, безопасность которой под вопросом, лучше не стесняться и убрать игрушку подальше. В конце концов, безопасность ребёнка намного важнее, чем возможные недопонимания между взрослыми.

В последнее время в магазинах появилось огромное количество игрушек, но какие игрушки вредны для ребенка, а какие будут способствовать его развитию?

Порой бывает сложно решить, что же купить ребенку, ведь важно, чтобы игрушка не только развивала, будила воображение, но и была безопасной. Давайте вместе разберемся, чего же не стоит дарить ребятне?

С рождения до одного года

В этом возрасте малышу необходимы погремушки и игрушки из различных материалов: пластмассы, резины, дерева и других. Приобретая их, обратите внимание, имеется ли на игрушке возрастная маркировка. Производители обязательно должны указывать, для детей какого возраста игрушка предназначена: 0+, 3+, 7+ и т.д.

Деткам, в возрасте до одного года, противопоказаны яркие и шумные игрушки. Заваливая подобными, мы можем вызвать у ребенка ощущение зрительного хаоса, раздражительность и даже депрессию. Дело в том, что новорожденный может различать только черно-белые предметы.

Человек устроен так, что интерес к цвету возникает у нас не сразу после рождения. Это развивается постепенно, к 9-11 месяцам. Кроме того, игрушки должны соответствовать возрасту. Не нужно дарить грудничку большую лохматую собаку или говорящую куклу. Он может испугаться. Ведь для него игрушка – не только развлечение, но и предмет воспитания, обучения и психологического развития.

Как понять, что игрушка малышу не подходит? Если ребенок, увидев игрушку, испугался или, поиграв с ней, перевозбудился, долго не мог заснуть и беспокойно спал, то такую игрушку лучше убрать до поры до времени.

При выборе игрушки обращайте также внимание на запах. Если погремушка или резиновая зверюшка сильно пахнет резиной, пластмассой или вообще какой-то химией – ни в коем случае не покупайте ее. Это признак токсичности.

Выбирая игрушку, проведите по ней ногтем. Если краска стирается или сворачивается в стружку, если на ощупь игрушка шероховатая, на ней имеются пластмассовые «заусеницы», торчат нитки или набивной материал – все это говорит о том, что материал, из которого изготовлена игрушка, некачественный, а при ее производстве была нарушена технология производства.

При выборе погремушки проверьте, насколько крепко соединены между собой ее детали. Не дай бог, погремушка расколется и высыплется наполнитель. Мелкие детали могут попасть малышу в дыхательные пути.

Кроме того, не рекомендуется малышам до года покупать мягкие игрушки, особенно с длинным ворсом. Ворсинки также могут попасть в дыхательные пути. Чтобы избежать всех этих проблем, покупайте игрушки в специализированных отделах или в аптечной сети.

От 1 года до 3 лет

Детки в этом возрасте очень любят звучащие игрушки. Однако громкий и резкий звук может отрицательно сказаться не только на слухе ребенка, но и здорово расшатать его нервную систему.

В соответствии со стандартом безопасности, уровень звучания игрушек в закрытом помещении не должен превышать 65 децибел. Это равносильно громкому разговору на расстоянии 1 м.

Деткам этого возраста уже можно приобретать различные конструкторы и развивающие игры (пирамидки, кубики, вкладыши и др.). Важно только, чтобы их детали были не меньше 5 см в диаметре. Это относится и к игрушкам с дырочками, куда любопытный малыш непременно захочет засунуть пальчик.

А вот популярные нынче конструкторы с магнитными шариками деткам этого возраста покупать ни в коем случае нельзя! И, опять же, обратите внимание на цвет запах игрушки и устойчивость окраски.

От 3 до 6 лет

Для дошколят игрушка – это уже не просто предмет для рассматривания, ощупывания, проверки на зубок и язычок, но и предмет, стимулирующий мышление, развивающий логику и память.

Большинство современных мальчишек, да и девчонок тоже, предпочитают играть всевозможными роботами-трансформерами, человеками-пауками, черепашками-ниндзя и другими чудовищами.

Психологи считают, что сами по себе такие монстры не опасны. Важно, какой характер они приобретают, попадая в руки малыша. Если чадо склонно к агрессии, то лучше не покупать ему подобного рода игрушек.

Любит ребятня в этом возрасте собирать пазлы. Но не спешите трехлетнему крохе покупать гигантский пазл в расчете, что его будет собирать вся семья. Начинать нужно с самых простых. Первые пазлы для малыша должны содержать не более 6 элементов, причем крупных, чтобы чадо не смогло их проглотить, ну и собирать такие легче. Изображения на детских пазлах должны быть яркими и иметь четкие контуры.

Обратите внимание на материал, из которого сделаны пазлы. Они должны быть выполнены из прочного картона, из дерева или поролона. Если вы решили купить деревянные пазлы, то обратите внимание на боковые срезы деталей. На них не должно быть зазубрин.

Не стоит покупать детям этого возраста различные коллекционные модели. Редко какой ребенок сможет оценить всю прелесть коллекционной игрушки. Он просто-напросто будет разочарован, может заплакать или даже разозлиться, сломать, а мелкие детали, которые, как правило, бывают в коллекционных моделях, проглотить или засунуть в нос. Так что не стоит испытывать силу воли малыша на прочность.

От 7 до 10 лет

В магазинах игрушек появилось множество наборов юных ученых: «Юный химик», «Юный биолог», «Юный физик», «Научная лаборатория» и т. д. В этих играх ребенок может самостоятельно ставить и проводить различные опыты и эксперименты.

Не спорю, очень познавательная и увлекательная игра, но также и очень травмоопасная. Велика вероятность получения ожогов, в том числе и химических, ушибов, ран, а также испуга. В общем, опасностей здесь предостаточно! Поэтому игры такого рода должны проводиться только вместе со взрослыми и после тщательного изучения правил техники безопасности.

В жизнь современной детворы прочно вошли компьютерные игры. И они могут быть полезны для развития ребенка. Главное – контролировать, чтобы чадо не засиделось за компьютером дольше разрешенного времени – не более 45 минут в день. Но вот агрессивные компьютерные игры вредны для неокрепшей нервной системы ребенка. Правда, специалисты уверяют, что зависимости, как таковой, они не вызывают. Скорее, это показатель того, что у вашего отпрыска нет увлечений и интересов. Если у вашего чада интересная и насыщенная жизнь, то он вряд ли станет часами сидеть за компьютером.

Игрушечное оружие - дартс, различные пистолеты, ружья, пушки и космические бластеры находятся на первом месте по травмоопасности. Поэтому выбирайте модели, внешне копирующие настоящее оружие, но не стреляющие пульками, шариками и прочими «патронами», дабы избежать нежелательных последствий.

Пушистый медведь, кукла Маша и плюшевые собачки из нашего детства? Или модные странноватые зелёные монстры и куклы с синими лицами? А может, вообще только интерактивные развивающие – чтобы учили новому?

Полезные или нет?

Часто родители выбирают игрушки для ребёнка с точки зрения рациональности. Это не всегда оправдано, потому что помимо развивающих у ребёнка должны быть и просто «любимые».

Когда малыш становится чуть старше, то он начинает просить игрушки, которые есть у друзей, даже если для него самого они не так интересны. Это нормальное желание - иметь принадлежность к определённому коллективу сверстников. Имеет смысл пойти навстречу ребёнку в этом вопросе, чтобы он не чувствовал себя неполноценным и ущемлённым, даже если вы противник супергероев или роботов.

Игрушки-монстры

Вы наверняка замечали в магазинах огромный ассортимент игрушек, изображающих различных чудовищ. Одни откровенно страшные, другие - комичные, но милыми назвать их уж точно нельзя. Почему же в них играют дети?

Для ребёнка игра - это способ обучения поведению в реальной ситуации, как будто репетиция, но в безопасных декорациях. Играя с подобными существами, дети обучаются преодолевать свои страхи. Ведь малыши часто боятся чудищ под кроватью, страшных снов. А игрушки-монстры могут помочь в этой проблеме.

Пистолеты и мечи

Игры и игрушки, помогающие ребёнку проявлять свою агрессию, всегда были и будут популярными. В такой игре уместно кричать и нападать, там ребёнок чувствует себя уверенно, потому что входит в определённую роль. Кроме того, он учится взаимодействовать с другими детьми в условиях конфликта.


Главное, объяснить: нападаем только в игре, и на того, кто согласен играть. Целиться из пистолета, пусть и игрушечного, в маму или сестрёнку, замахиваться мечом на бабушку - недопустимо.

Барби и компания

Ряды этих длинноногих красоток в бикини, свадебных платьях и модных нарядах, просто гипнотизируют девочек. Психологи часто сокрушаются, что такие куклы искажают представления ребёнка о красоте женского тела. Развивают излишнее внимание к собственной внешности, и невнимание - к душевным качествам. Но кто сказал, что одно мешает другому? Подбирать наряды, учиться быть красивой и модной - совсем не плохо. А для внутреннего развития подойдут другие игры с другими персонажами. Да и Барби, при желании, тоже может научить и добру, и заботе. Ведь есть наборы, где она - врач, воспитатель, мама.

Критерии выбора

Чтобы не беспокоиться о полезности или вредности игрушек, следуйте нескольким правилам:

  1. Игрушек не должно быть слишком много, они захламляют квартиру, и ребёнок быстро теряет интерес. Уберите часть в коробку, а через месяц достаньте, они будут восприниматься как новые.
  2. Игрушки должны быть разнообразными. Десять говорящих пупсов и ни одного конструктора - не лучший вариант. Хорошо, когда игрушки могут использоваться в разных игровых сочетаниях: поезд может возить пупсиков и кубики, пупсики - жить в домике из кубиков, лечиться в игрушечной больнице и садиться за руль авто.
  3. Наблюдайте за тем, как и во что играет ваш ребёнок. Это позволит вам заметить особенности его развития, которые могут потребовать коррекции. Излишняя агрессия в играх, когда ребёнок бьёт и ломает игрушки, наказывает их, или убивает, может свидетельствовать о том, что атмосфера, в которой растёт малыш, не самая благоприятная.

Один и тот же сценарий в играх также должен насторожить. Как правило, дети проигрывают сложные для себя ситуации.

Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных дошкольников: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной. Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» порталу рассказала детский психолог Инна Малаш.

Больше чем игра

Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка:

– игра – это ведущая деятельность дошкольника, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил;

– в игре формируется творческое воображение;

– игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками);

– игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными);

– в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя;

– в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

– в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка.

Вредные игрушки

На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру.

Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает с толку фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются.

Итак, с какими игрушками детский психолог Инна Малаш категорически не советует знакомить дошкольников?

Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству.

Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия.

Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (а именно помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.

Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий. В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка.

Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Способы противостоять игрушечному коварству

Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если…

…ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть. Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе. Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.).

Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.).

Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)». Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – не сформированные у ребенка игровые навыки. Их можно развить, только регулярно играя вместе с дошкольником.

…ребенку подарили вредную игрушку. В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки.

Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку. Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.). Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей.

Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок. Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?». Положительные ответы – повод задуматься о причинах.