Александр Николаевич Островский На всякого мудреца довольно простоты (Комедия в пяти действиях). На всякого мудреца довольно простоты - что означает эта пословица

Александр Николаевич Островский

«На всякого мудреца довольно простоты»

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умён, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаём квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не даёт: «Все-таки дядя». Она остаётся Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаём квартиру Глумовых.

Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привёз его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает её с деланным почтением, даёт пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий — «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на своё неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову своё покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблён в неё Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовёт Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остаётся с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окружённой приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тётя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почётом и речам её внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» — обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» — острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посажёным отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на неё архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для неё обронённое Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что её кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», — недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришёл Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике „Записки подлеца“ им самим написанные».

На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Ещё с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тёщей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т.е. Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчёту. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, её выбор — Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» — финальная реплика Мамаевой.

В Московской квартире живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов с матерью-вдовой. Живут они в чистой и хорошо меблированной квартире. В комнату входят мать и сын, который говорит матери, что он такой же умный и злой, как она и будет делать карьеру в свет через знакомых. Он заводит дневник, в котором пишет о людях, у которых добивается расположения. Знакомые приятели Гумова, без определённых занятий, хотят издать журнал и просят у Гумова дневник. Курчатов говорит Глумову, что у Мамаева есть привычка смотреть попусту на сдаваемые квартиры в наём, но при этом поучать всех и каждого. Ещё сообщает, что жена Мамаева страстно влюблена в Глумова. В разговоре с матерью выясняется, что Глумов подкупает слугу Мамаева, требуя осмотреть сдаваемую квартиру Глумовых.

Заходят Мамаев и его слуга в квартиру. Глумов говорит, что из-за отсутствия денег хочет переехать в большую квартиру. Тут Мамаев понял, что Глумову нужен хороший совет и поучение в таком деле.

Приходит гадалка и Глумов принимает её с почтением, заплатив ей 15 рублей, и отправляет пить чай, записывая расходы в дневник. Курчаев говорит Глумову в глаза, что он занимается интригами и они ссорятся.

Старик Крутицкий, важный господин, который находится в доме Мамаева, предлагает Гумову свою статью, написанную под стиль Ломоносова в обработку. Появляются Мамаева и Глумова, где вторая слёзно жалуется на недостаток средств. Мамаева, успокаивая, обещает ей своё покровительство. Глумова говорит Мамаеву о том, что её сын восхищён блистательным умом Мамаева, на что тот обещает ей дать дельный совет, как распорядится бюджетом.

Приезжает Городулин, очень важный господин. Мамаева просит для Глумова «хорошее место» и оставляет их вдвоём. Глумов говорит, что он либерал, а потом произносит речь, которой восхищён Городулин.

Трусина - богатая вдова и купчиха. Она, окружённая вниманием приживалок, выговаривает своей племяннице о симпатии к Курчаеву. По соседству с ней живёт Крутицкий, у которого она просит совета, как найти жениха для Машеньки. Гадалка советует в женихи Глумова.

Глумов записывает в дневник все расходы и как задобрить приживалок. Голутвин, собравший материал, пытается шантажировать Глумова, а тот не хочет терять выгоду из-за сделки с женитьбой. Мамаева узнаёт о содержании в дневнике Глумова и приходит в ужас.

На даче, где собралось всё общество, нахваливают успехи Глумова. В этот момент приносят пакет, где опубликована статья «Как выйти в люди» с портретом Глумова и дневником, в котором острые характеристики Крутицкого и Трусиной. Глумову предлагают уйти, но он в ответ устно обличает всех присутствующих в том, как они глупы и не чувствуют фальшь в угодничестве Глумова.

На всякого мудреца довольно простоты - что означает эта пословица?

    Пословица о мудрецах и простоте ни в коем случае не умаляет мудрость, как одно из самых положительных и самых жизненно важных человеческих качеств. По всей видимости, под мудрецом здесь подразумевается не самый рассудительный человек, а самый хитроватый, мудрствующий лукаво, способный сам себя перемудрить.

    Если так, то мы видим в изречении ярко выраженное противопоставление: мудрец - простак . Где простачок (наподобие Иванушки-дурачка) способен показать на деле намного бОльшую смекалку.

    Вторая версия смысла - это когда настоящий мудрец попадается в сети простоватого негодяя.

    В том и в другом случае мудрость не приравнивается к глупости, конечно. Да и не низвергается. Просто подвергается сомнениям е полная непобедимость.

    Смысл этой пословицы прост. И заключается он в том, что каждый человек, даже очень умный, мудрый, иногда может поступать наивно, простодушно, например, поверив какому-то гаданию или предсказанию.

    И хоть у человека, как говорится, целая палата ума, а он совершает по своему простодушию всем очевидные глупые, нелепые поступки. Ну бывает так, что тут поделаешь?

    Вот и говорят про такого человека **на всякого мудреца довольно простоты.

    Эта пословица имеет значение перемудрил сам себя, так говорят об умном человеке, который поступает наивно или совершает явную глупость. В какие-то моменты мы не сразу понимаем что происходит, ответ на вопрос или явление может быть прост и лежать на поверхности, а мы предполагаем что-то излишне сложное и попадем впросак.

    Здесь говорится что мудрость не освобождает от обмана, и в обычной жизни часто мудрецы как раз очень уязвимы, вспомните великих ученых - об все анекдоты ходят об их неприспособленности в быту, даже в литературе и кино устойчивый образ сумасшедшего профессора. А еще другая поговорка есть

    На любого умника найдется другой умник, т.е. иными словами каждый человек легко может понять любого мудреца, поскольку за его мудростью скрываются простые человеческие понятия.

    Есть на земле много мудрых людей и они тоже могут ошибаться. И данная пословица и говорит о том, что никогда не нужно взноситься выше небес и говорить,что ты больше всех знаешь.

    Любой человек не обладает всеми знаниями мира и может как заблуждаться, так и ошибаться. И такая ситуация должна быть человеком принята и он не должен заноситься никогда.

    Потому что каким бы мудрым он не был, все равно учится всю жизнь и обретает жизненный опыт год от года.И это всегда похвально.

    А есть люди очень хитрые и они любят обводить вокруг пальца простаков, так вот им тоже в пословице намек, что всегда могут вывести любого на чистую воду.

    Даже у трижды мудрого человека бывают ситуации в жизни где бы он не умудрился)

    То есть у всех, даже у мудрых, бывают осечки и промашки. Кичится мудростью своею не следует - жизнь не преминет испытать вашу мудрость.

    Конечно же мне тоже сразу вспомнилась пьеса Островского с этим названием. Я думаю, что на самом деле так и есть и даже на самого изворотливого,хитрого,наглого, проводного, которого в обществе часто считают мудрецом,найдется тот,кто обезоружит этого самого мудреца-хитреца, любого человека можно поймать на удочку и тогда его лживая песенка спета.Есть такие люди,которые вдалбливают всем, что они мудры и умны.Но на чем построен их ум?На лжи,хитрости,лукавство,которому рано или поздно приходит конец. Поэтому, считаю,что таких людей обязательно нужно выводить на воду чистую, чтобы знали,что люди не дураки.

    Суть в том, что люди - не идеальны.

    Будь ты хоть трижды академиком, Нобелевским лауреатом или просто Очень Опытным Человеком, вс равно найдтся область жизни или ситуация, в которой можешь ошибиться.

    И это нормально! Мы обучаемся в процессе жизни и процесс этот никогда не останавливается, сам метод проб и ошибок - это точно такой же этап развития личности, как и все остальные. Зачастую, ошибка может натолкнуть на нестандартное решение вопроса и - вуаля - совершенно случайно перед человеком раскрывается новая область, в которой он может многого достичь.

    Смысл таков: как бы мудр и прозорлив не был человек, и его можно обмануть. Т.е. На всякого мудреца найдется (область его собственной) простоты, (в которой он ничего не смыслит).

    Пословица говорит о том, что, даже, самый умный человек не застрахован от ошибок. Особенно, это вероятно в том случае, когда умник абсолютно уверен в своей непогрешимости. Пьеса А.Н.Островского, хотя и носит такое же название На всякого мудреца довольно простоты, но по моему мнению не очень показательна для литературной иллюстрации этой пословицы. Более точно отражает смысл пословицы забавный рассказ О.Генри Развлечения современной деревни. Успешный фермер, приобщившийся ко всем благам цивилизации и уверенный в том, что обвести вокруг пальца его никто не в состоянии, оказался одураченным ловким жуликом Энди Таккером.

    Чем мудрее человек, тем больше он отдаляется от простых бытовых вопросов, и любой простак с его точки зрения может посадить в лужу мудреца.

    У меня была приятельница, очень умная, воспитанная родителями как положено воспитывать детей. На 2 курсе МГУ ее курсовая работа уже тянула на диссертацию, но при этом в самых простых бытовых вопросах была совершенно наивна. К ней могла подойти старушка (бедно одетая девушка, внешне несчастный ребенок) и попросить денег, та отдавала все свои деньги, и сама оставалась без денег вообще.

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

Узнать нельзя драматурга [Островского ] от прежних комедий! С первых слов заявляется интрига! – и дальше она динамично накатывает, клубится, изумляет неожиданными поворотами, приёмами. Чёткие диалоги, без лирических замедлений, напоены остротой, перчинками юмора – юмора персонажей и юмора ситуаций (без прежней игры на самобытности выражений, только фольклорные присказки у гадальщицы), иногда, правда (у вздорной богачки Турусиной), сбиваясь и в водевиль. И какой простор для актёрской игры. Очень смешные положения. Интрига быстро, успешно ветвится – в неожиданных, но угаданных психологических поворотах и в переблесках лицемерия главного интригана Егора Глумова. Тщетная была бы затея – уследить, пересказывать повороты сюжета. Нет уже больше замедленных мещанских фигур. Скользят обходные намёки видных персон, ошарашенных новым временем александровских реформ , схвачена и эпоха. (Но мы и сегодня прочтём – а ведь это о нашем времени: «После всего этого . Вы понимаете, после чего?.. Куда-то ведут нас; но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас… Где же вековая мудрость, вековая опытность?») – Ещё отчётливей, уже до сатиры, пьеса врезается в общественные дискуссии: для его превосходительства Глумов составляет трактат: «О вреде реформ вообще»: «отметая старое, мы даём простор опасной пытливости ума… так называемому духу времени… измышлению праздных умов…» В присутственных местах увеличить оклады «председателям и членам, а отнюдь не младшим чиновникам». Глумов победно берёт всех намеченных – меткой, мгновенной находчивостью, лестью, ложью и лицемерием. «Всё взято одной энергией». (Да ещё: его неутомимая маменька рассылает безымянные письма, порочащие кого надо, и сидит-соглядатает в доме преднамеченной невесты.) «Целый замок висит на воздухе без фундамента».

На всякого мудреца довольно простоты. Фильм-спектакль театра им. Евгения Вахтангова по драме А. Островского (1971). 1-я часть

Так и есть. Слишком уж быстро авантюрист пошёл вверх, сорвался на показной любовной игре с женой дяди: её ревности открылся замысел той женитьбы. И первое это раскрытие представлено у Островского озорной ироничной сценой: женщина разрывается от ревности, а его превосходительство, не замечая и ничего не ведая, декламирует возвышенные тирады из трагедии полвека назад умершего Озерова.

И вот когда сбывается заглавное предупреждение комедии: «На всякого мудреца…» Зачем бы Глумову вести дневник? «Всю желчь, которая будет накипать в душе, сбывать в этот дневник, а на устах останется только мёд». А что? – жизненно. И – вёл. Но вот – в суматохе быстро переменчивых сцен – дневник по опрометчивости достаётся разгневанной даме.

А пока дневник неизвестно у кого, Глумов ещё актёрствует и перед глупо-доверчивой матерью невесты, виртуозно балансирует между своими покровителями – старо-консерватором и младо-либералом, всё острые повороты, берётся публично высмеять своё же сочинение, с той же изумительной находчивостью и перед дядиной супругой. И всё те же блёстки сверкают в диалогах.

На всякого мудреца довольно простоты. Фильм-спектакль театра им. Евгения Вахтангова по драме А. Островского (1971). 2-я часть

И вдруг – от почтальона конверт, и в нём – сам дневник, на чтение желающим. Чтение вслух по очереди, наразрыв, стараясь миновать о себе самом, – очень смешно, комично. А пришедший Глумов не потерял самообладания – «Вы сами скоро пожалеете, что удалили меня из вашего общества. Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить». – Но дальше растянутый монолог его об их всех бесчестности – уже публицистика, через публику – да крик в общественную жизнь. Художественно – это перебор.

А вне этого заключительного разоблачительства – пьеса стройная, живая, искромётная – вот, доступен Островскому и вполне французский стиль.

Примечание. Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» была поставлена на сцене «из-под пера»: автор окончил ее 7 октября 1868 года, 1 ноября была премьера в Александринском, 6 ноября – в Малом. Шла с неизменным успехом и до, и после революции. Идет на сценах русских театров и сейчас. Существуют фильмы-спектакли: Малый театр (1952 и 2008), Театр им. Евг. Вахтангова (1971), МХАТ им. М. Горького (1976), Московский театр-студия п/р О. Табакова (2007).

  • Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.
  • Глафира Климовна Глумова , его мать.
  • Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.
  • Егор Васильич Курчаев , гусар.
  • Голутвин , человек, не имеющий занятий.
  • Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.
  • Человек Мамаева.

Сюжет

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II . Егор Дмитриевич Глумов говорит своей матери, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете. Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нём писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается .

Постановки

  • 1 ноября - Александринский театр .(бенефис Ф. А. Бурдина. Мамаев - Бурдин, Глумов - Н. Самойлов, Глумова - Линская, Мамаева - Читау, Крутицкий - П. Васильев, Городулин - В. Самойлов, Турусина - Жулева , Манефа - Громова, Голутвин - П. Степанов). В других составах были заняты И. Киселевский , К. Варламов, Уралов (Крутицкий), В. Далматов, А. П. Ленский, Аполлонский, Юрьев (Глумов), Давыдов (Мамаев), Глебова, Савина, Тираспольская (Мамаева), Чарский, Далматов, Корвин-Круковский (Городулин), Стрельская (Глумова), С. Яковлев (Голутвин), Чижевская (Манефа).
  • 6 ноября - Малый театр (бенефис Н. Е. Вильде, Глумов - Вильде, Глумова - Таланова , Мамаев - П. М. Садовский , Мамаева - Е. Н. Васильева , Крутицкий - С. Шумский, Городулин - Самарин, Турусина - Н. Медведева, Машенька - Федотова, Манефа - Акимова). Ролью Глумова в Малом театре дебютировал В 1876 году А. П. Ленский (впервые играл эту роль в 1869 году в провинции). До 1917 года в спектале были заняты О. О. Садовская (Глумова), Греков, Парамонов, А. Ленский (Мамаев), Никулина, Лешковская , А. А. Яблочкина (Мамаева), Музиль, Падарин, К. Н. Рыбаков , Правдин (Крутицкий), Южин (Городулин), Рыкалова, Массалитинова (Манефа), М. П. Садовский (Голутвин), П. Садовский (Глумов), Грибунина, Никулина (Турусина), Музиль (Машенька), А. А. Остужев (Курчаев).
  • 1885 - Театр Корша (Глумов - Солонин, Крутицкий - И. П. Киселевский).
  • 1910 - Московский художественный театр . Реж. В. И. Немирович-Данченко , В. В. Лужский, худ. Симов, Сапунов; Глумов - В. И. Качалов , Мамаев - В. В. Лужский, Мамаева - М. Н. Германова, Крутицкий - Станиславский , Городулин - Л. М. Леонидов , Турусина - М. Г. Савицкая, Манефа - Н. С. Бутова, Голутвин - И. М. Москвин , Григорий - А. Р. Артем. Возобновлен в 1925 году. Исполнители ролей в МХТ (по хронологии) - О. Л. Книппер-Чехова (Мамаева), В. Ф. Грибунин (Крутицкий), Н. О. Массалитинов , В. Ф. Грибунин (Городулин), Е. П. Муратова, М. П. Лилина , Бирман , Книппер-Чехова , Соколовская (Турусина), А. Г. Коонен , Гиацинтова, А. К. Тарасова (Машенька), Берсенев , Вербицкий, Б. Н. Ливанов (Курчаев), Дейкун, Соколовская, Дмоховская (Манефа).

В провинциальных постановках наиболее известны были Глумов - Рощин-Инсаров, Городулин - Неделин .

Постановки в СССР

  • 1923 - Малый театр (реж. И. С. Платон; Глумов - П. М. Садовский , Глумова - В. Н. Рыжова , Мамаев - Костромской, Крутицкий - А. И. Южин , Городулин - Климов, Турусина - Е. К. Лешковская, Машенька - Белевцева, Курчаев - М. Ф. Ленин , Голутвин - Н. Яковлев).
  • 1935 - Малый театр (реж. П. М. Садовский, худ. Меныпутин). Исполнители этой и последующей (1943) пост. Малого театра: П. М. Садовский, Мейер, Аксенов, М. И. Царев (Глумов), Е. Д. Турчанинова (Глумова), В. Н. Давыдов , Головин, К. Яковлев, Владиславский (Мамаев), Шатрова (Мамаева), Айдаров, Рыжов, Зражевский , Старковский (Крутицкий), К. А. Зубов , Н. Яковлев, Рыбников (Городулин), Турчанинова , А А. Яблочкина , Борская (Турусина), Васенин , Лебедев, Сашин-Никольский (Голутвин).
  • 1923 - 1-й Рабочий театр Пролеткульта (Москва). Композиция «Мудрец» по пьесе Островского. Автор композиции и режиссёр С. М. Эйзенштейн ; Глумов (в композиции - Рыжий клоун Жорж) - Г. В. Александров .
  • 1928 - Проф-клубная мастерская в Москве (реж. Волконский, Глумов - Канцель, Крутицкий - Абдулов)
  • 1937 - Харьковский русский театр (реж. и Крутицкий - А. Г. Крамов)
  • 1943 - Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола (премьера в г. Серове)
  • 1943 - ЦТКА (реж. Тункель, худ. Федотов; Глумов - Хованский, Мамаев - Хохлов)
  • 1944 - Театр им. Ш. Руставели (Тбилиси; реж. Алексидзе)
  • 1945 - Воронежский театр (реж. Энгелькрон)
  • 1945 - Казанский русский театр (реж. Ардаров; Глумов - Гусев, Глумова - Жилина, Мамаев - Якушенко)
  • 1946 - Ленинградский театр Комедии (реж. Зон, худ. Н. П. Акимов)
  • 1950 - Театр драмы Латвийской ССР (реж. Балюна; Глумов - Видениек, Глумова - Румниеце)
  • 1951 - Театр им. Леси Украинки (Киев; реж. Нелли; Глумов - Белоусов)
  • 1954 - Горьковский театр (реж. Покровский, худ. К. Иванов; Глумов - Ушаков, Крутицкий - Левкоев)
  • 1958 - Московский театр Сатиры (реж. Лобанов)
  • 1968 - Театр им. Евг. Вахтангова . Реж. А. Ремизова, худ. Н. П. Акимов .

Кроме того пьесу ставили Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934), Таганрогский (1936) театры, Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова (1940), Воронежский театр (1941), Одесский русский театр им. Иванова (1947), Саратовский театр им. К. Маркса (1948) , Театр им. Я. Купалы (Минск ; 1962), Бакинский театр (1963) и др.

Современные постановки

  • 1984 - Малый театр. Реж.-пост. И. В. Ильинский, реж. В. Я. Мартенс, худ. С. М. Бархин.
  • 1997 - Театр-студия п/р О. Табакова. Реж.-пост. О. П. Табаков , худ.-пост. Д. Л. Боровский .
  • 2002 - Малый театр. Реж.-пост. В. Бейлис, худ.-пост. - Э. Стенберг. В ролях: Э. Быстрицкая, И. Муравьёва, А. Потапов, Т. Панкова, А. Ермаков.
  • - Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина (реж. В. Золотарь)

За рубежом

Примечания

Литература

  • текст пьесы
  • первая публикация - «Отечественные записки », 1868, № 11.
  • Арбажин К. (Впечатления сезона), «ЕИТ». Сезон 1909, вып. 4.
  • Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1910, № 18.
  • Дурылин С. Н. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Малого театра. М.-Л., 1940.
  • Новицкий П. Образы актёров. М., 1941.
  • «На всякого мудреца довольно простоты». Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра).
  • 3ограф Н. Александр Павлович Ленский. М., 1955.


Пьесы Александра Остовского

Свои люди - сочтёмся | Бедная невеста | Доходное место | Праздничный сон до обеда | Гроза | Свои собаки грызутся, чужая не приставай | Женитьба Бальзаминова | На бойком месте | На всякого мудреца довольно простоты | Бешеные деньги | Лес | Не всё коту масленица | Не было ни гроша, да вдруг алтын | Снегурочка | Волки и овцы | Правда хорошо, счастье лучше | Последняя жертва | Бесприданница | Без вины виноватые | Таланты и поклонники | Красавец-мужчина


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "На всякого мудреца довольно простоты (пьеса)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бешеные деньги. Бешеные деньги Жанр: пьеса

    У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения). Снегурочка Жанр: пьеса

Действующие лица

Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.

Глафира Климовна Глумова , его мать.

Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.

Егор Васильич Курчаев , гусар.

Голутвин , человек, не имеющий занятий.

Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказываньем.

Человек Мамаева.

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая, входная.

Явление первое

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

Глумов (за сценой) . Вот еще! Очень нужно! Идти напролом, да и кончено дело. (Выходя из боковой двери.) Делайте, что вам говорят, и не рассуждайте!

Глумова (выходя из боковой двери.) Зачем ты заставляешь меня писать эти письма! Право, мне тяжело.

Глумов . Пишите, пишите!

Глумова . Да что толку? Ведь за тебя не отдадут. У Турусиной тысяч двести приданого, родство, знакомство, она княжеская невеста или генеральская. И за Курчаева не отдадут; за что я взвожу на него, на бедного, разные клеветы и небывальщины!

Глумов . Кого вам больше жаль, меня или гусара Курчаева? На что ему деньги? Он все равно их в карты проиграет. А еще хнычете: я тебя носила под сердцем.

Глумова . Да если бы польза была!

Глумов . Уж это мое дело.

Глумова . Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду?

Глумов . Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив; весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь – карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты – с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не всё делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать, им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше. Подите, пишите! Мы еще с вами потолкуем.

Глумова . Помоги тебе Бог! (Уходит.)

Глумов (садится к столу) . Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь.) Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором, и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение.

Входят Курчаев и Голутвин; Глумов встает и прячет тетрадь в карман.

Явление второе

Глумов, Курчаев и Голутвин.

Глумов . Очень рад; чему обязан?

Курчаев (садясь к столу на место Глумова) . Мы за делом. (Указывая на Голутвина.) Вот, рекомендую.

Глумов . Да я его знаю давно. Что вы его рекомендуете?

Голутвин . Тон мне ваш что-то не нравится. Да-с.

Глумов . Это как вам угодно. Вы, верно, господа, порядочно позавтракали?

Курчаев . Малым делом. (Берет карандаш и бумагу и чертит что-то.)

Глумов . То-то, оно и видно. У меня, господа, времени свободного немного. В чем дело? (Садится, Голутвин тоже.)

Курчаев . Нет ли у вас стихов?

Глумов . Каких стихов? Вы, верно, не туда зашли.

Голутвин . Нет, туда.

Глумов (Курчаеву) . Не марайте, пожалуйста, бумагу!

Курчаев . Нам эпиграмм нужно. Я знаю, что у вас есть.

Глумов . Никаких нет.

Курчаев . Ну, полно вам! Все знают. У вас на весь город написаны. Вон он хочет сотрудником быть в юмористических газетах.

Глумов (Голутвину) . Вот как! Вы писали прежде?

Голутвин . Писал.

Глумов . Что?

Голутвин . Все: романы, повести, драмы, комедии…

Глумов . Ну, и что же?

Голутвин . Ну, и не печатают нигде, ни за что; сколько ни просил, и даром не хотят. Хочу за скандальчики приняться.

Глумов . Опять не напечатают.

Голутвин . Попытаюсь.

Глумов . Да ведь опасно.

Голутвин . Опасно? А что, прибьют?

Глумов . Пожалуй.

Голутвин . Да говорят, что в других местах бьют; а у нас что-то не слыхать.

Глумов . Так пишите!

Голутвин . С кого мне писать-то, я никого не знаю.

Курчаев . У вас, говорят, дневник какой-то есть, где вы всех по косточке разобрали.

Голутвин . Ну, вот и давайте, давайте его сюда!

Глумов . Ну да, как же не дать.

Голутвин . А уж мы бы их распечатали.

Глумов . И дневника никакого у меня нет.

Курчаев . Разговаривайте! Видели его у вас.

Голутвин . Ишь, как прикидывается; а тоже ведь наш брат, Исакий.

Глумов . Не брат я вам, и не Исакий.

Голутвин . А какие бы мы деньги за него взяли…

Курчаев . Да, в самом деле, ему деньги нужны. «Будет, говорит, на чужой счет пить, трудиться хочу». Это он называет: трудиться. Скажите пожалуйста!

Глумов . Слышу, слышу.

Голутвин . Материалов нет.

Курчаев . Вон, видите, у него материалов нет. Дайте ему материал, пусть его трудится.

Глумов (вставая) . Да не марайте же бумагу!

Курчаев . Ну, вот еще, что за важность!

Глумов . Каких-то петухов тут рисуете.

Курчаев . Ошибаетесь. Это не петух, а мой уважаемый дядюшка, Нил Федосеич Мамаев. Вот (дорисовывает) , и похоже, и хохол похож.

Голутвин . А интересная он личность? Для меня, например?

Курчаев . Очень интересная. Во-первых, он считает себя всех умнее и всех учит. Его хлебом не корми, только приди совета попроси.

Голутвин . Ну вот, подпишите под петухом-то: новейший самоучитель!

Курчаев подписывает.

Да и пошлем напечатать.

Курчаев . Нет, не надо, все-таки дядя. (Отталкивает бумагу, Глумов берет и прячет в карман.)

Голутвин . А еще какие художества за ним водятся?

Курчаев . Много. Третий год квартиру ищет. Ему и не нужна квартира, он просто ездит разговаривать, все как будто дело делает. Выедет с утра, квартир десять осмотрит, поговорит с хозяевами, с дворниками; потом поедет по лавкам пробовать икру, балык; там рассядется, в рассуждения пустится. Купцы не знают, как выжить его из лавки, а он доволен, все-таки утро у него не пропало даром. (Глумову.) Да, вот еще, я и забыл сказать. Тетка в вас влюблена, как кошка.

Глумов . Каким же это образом?

Курчаев . В театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула. Все у меня спрашивала: кто такой? Вы этим не шутите!

Глумов . Я не шучу, вы всем шутите.

Курчаев . Ну, как хотите. Я бы на вашем месте… Так вы стихов дадите?