Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений. Конспект открытого занятия в старшей группе по фэмп «путешествие по математике

1. Выявить полученные знания, умения и представления , которые дети получили в течение учебного года.

2. Совершенствовать умение находить предыдущее и последующее число в числовом ряду, считать до 10 и обратно, решать задачи на сложение и вычитание;

3. Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) .

4. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги (центр, углы) .

5. Продолжать формировать умение называть дни недели и месяцы;

6. Развивать математическую речь , мышление в решении логических задач, коммуникативные качества детей;

7. Воспитывать интерес к математике , уважение друг к другу, желание помочь товарищу.

Материалы и оборудование : ракета, игрушка Лунтик, листы А 4, пеналы с геометрическими фигурами, плакат с домиками, карточки с цифрами, 7 звёздочек с задачами, иллюстрации пяти планет «Считалка» , «Выручайка» , «Решайка» , «Выполняйка» , «Сюрпризная» , конверты с заданиями к каждой планете, смайлики, 2 больших конверта с письмами, магнитофон, аудиозапись из кинофильма «Звёздные войны» , картинка лабиринта для каждого ребёнка, простые карандаши, сундучок, пятёрки на каждого ребёнка.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

А сейчас пойдём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Ребята, сегодня ночью был звездопад, и когда я пришла на работу, я увидела на подоконнике вот эту звезду. Но эта не простая звезда, это чьё-то послание. Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Я очень люблю путешествовать , поэтому я полетел в космос . А так, как я не ходил в детский сад и не изучал математику , то наделал много ошибок, из-за которых не могу вернуться домой, потому что меня не отпускают инопланетяне. Прошу вас помочь мне! Лунтик».

Ребята, вы хотите помочь Лунтику?

Тогда я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие . На чём можно полететь в космос ?

Почему нельзя полететь на самолёте? На вертолёте?

Сейчас давайте проверим, как вы готовы к полету?

I.Игра «Внимание, космонавты

Какое сейчас время года?

Перечисли весенние месяцы.

Сейчас вечер или ночь?

Кто справа от тебя

Кто слева от тебя, Справа?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Как называется первый день недели? Последний?

А сейчас я хочу проверить как вы, умеете, ориентироваться в пространстве.

Ничего не говори, лишь руками покажи: - высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Любой космический маршрут , открыт для тех, кто любит труд!

Молодцы, вы правильно ответили. Сейчас мы сядем в ракету. А чтобы ракета взлетела, надо дать команду «Старт » . Садитесь, приготовились, считаем: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 – «Старт » .

(музыкальное сопровождение)

Вот мы и очутились в космическом пространстве . Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она «Считалка» . Как вы думаете, почему планета так называется?

(На столике лежит конверт.)

Воспитатель достаёт письмо и читает: «Ребята! Мы очень рады, что вы прилетели к нам в гости, чтобы выручить Лунтика. Вы очень смелые, весёлые, добрые. Желаем вам успехов в выполнении всех наших заданий».

Оказывается, Лунтик перепутал на этой планете все числа. Вам необходимо найти соседей числа.

Д/и «Найди соседей числа» .

(Воспитатель показывает число. Дети называют впереди стоящее число и последующее число.)

Молодцы! Отправляемся на следующую планету.

(музыкальное сопровождение)

Планета называется «Выручайка» . Что вам говорит название этой планеты?

Что же здесь случилось? Оказывается Лунтика пригласили в гости его друзья, но он так и не смог с ними встретиться, так как не нашёл их дома. Найдём друзей Лунтика?

Д/и «Не ошибись!»

Слушайте внимательно задание .

Один друг живёт в самом высоком доме на пятом этаже. Вам необходимо найти самый большой дом и у этого дома пятый этаж (Дети находят этаж, выкладывают смайлик)

Второй его друг живёт в самом низком доме на третьем этаже.

Третий друг живёт не в низком и не в высоком доме на четвёртом этаже. (Дети находят нужный этаж, выкладывают смайлик)

Ну что выручили Лунтика?

Теперь он легко найдёт, где живут его друзья. А мы отправляемся к следующей планете «Решайка» .

(музыкальное сопровождение)

Что нас ждёт на этой планете? Как вы думаете, чем нам предстоит сейчас заняться ?

«Весёлые задачи» .

Какие-то космические звёзды (переворачивает одну, читает) . Здесь для нас приготовлены задачки, если мы их правильно решим, то сможем смело лететь дальше на поиски Лунтика, но для этого надо быть очень внимательными .

1. На блюдце у Андрюши,

Четыре жёлтых груши.

Есть ребёнок захотел

И одну из груш он съел.

Теперь считайте груши,

На блюдце у Андрюши.

2. Пять ворон на крышу сели.

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько птиц на крышу село?

3. Три яблока из сада ёжик притащил.

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

4. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

5. У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Петушок и собака Дружок.

Сколько всего внуков у бабушки Даши?

6. На столе лежат 2 яблока и 3 груши.

Сколько всего овощей лежат на столе?

(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)

7. На березе 3 толстых ветки.

На каждой ветке по 2 тоненькие веточки.

На каждой тоненькой веточке по одному яблочку.

Сколько всего яблок?

(нисколько на березе яблоки не растут)

Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Настало время лететь на следующую планету.

(музыкально сопровождение)

Эта планета называется «Выполняйка» . Что означает название этой планеты?

(Дети проходят и садятся за столы) .

Это задание самое трудное, и здесь нужно быть внимательными , иначе нам никогда не найти Лунтика. Перед вами космические листы бумаги и геометрические фигуры. Прежде чем начать выполнять задание, нужно вспомнить, что есть у листа бумаги? (углы, середина)

Д/и «Определи место фигуры » .

В левый нижний угол положите три треугольника.

В левый верхний угол – два квадрата.

В правый верхний угол – четыре круга.

В правый нижний угол – один прямоугольник.

По середине положите одну оставшуюся фигуру, которую мы с вами не использовали. (овал)

Ребята, вы справились и с этим задание. Молодцы! Летим дальше.

(музыкальное сопровождение)

У нас осталась ещё одна планета «Сюрпризная» . Все, наверное, догадались, почему она так называется?

(Воспитатель достаёт сундучок, на крышке которого лежит письмо от инопланетян и читает его) .

«Сундучок откроется только в том случае, если вы найдёте Лунтика по предложенному плану ».

«Лабиринт» .

Начертить движение ракеты до планеты.

(Дети карандашом чертят путь) .

(Воспитатель достаёт игрушку Лунтика из сундучка) .

Мы нашли Лунтика, сейчас он вместе снами может лететь домой. Возвращаемся все в ракету.

Опять берем старт . Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Пуск! Полетели! Закрыли глаза, (звучит музыка) Ну вот, мы и вернулись.

(Музыкальное сопровождение) .

Рефлексия.

Где мы сегодня с вами побывали?

Чем занимались?

Вам понравилось путешествовать ?

Что вам больше всего понравилось? А с какими трудностями вы столкнулись во время путешествия ?

Какое у вас настроение после нашего путешествия ?

Молодцы! У нас всё получилось, и мы благополучно вернулись домой. А Лунтик с этого дня тоже будет ходить в детский сад и изучать математику .

Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими пятёрками, чтобы вы и в дальнейшем в школе получали только оценку 5.

Конспект НОД для детей старшей группы по математическим знаниям. Открытое занятие "Путешествие в Страну Математики".

Подготовила и провела: Воспитатель

Сафонова Е.Н.

Обухово. 2018.

Программное содержание:

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Задачи:

Образовательные

  1. Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета), в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
  2. Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
  3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
  4. Формировать мыслительные операции.

Развивающие:

  1. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект); счетные палочки на каждого ребенка; медали.

Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

Воспитатель .: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

Да.

Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

« Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Поможем, ребята?

Да.

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

- Дидактическая игра «Построй цифры»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку ), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут?- Да.

- Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

  1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

  1. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…(квадрат).

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

  1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4.Эти фигуры по городу мчат,

в садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

5. Он похожий на яйцо

Или на мое лицо.

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…(овал)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физкультминутка

Мы играли и считали (шагают на месте )

Дружно вместе пошагали

Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)

Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали- сели, встали-сели , (приседают)

И друг друга не задели.

Выше руки, шире плечи (поднимают руки)

Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

Мы немножко отдохнем

Воспитатель читает третье задание

Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

Семь.

- Дидактическая игра «Назови день недели»

Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.

Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.

1-й ребенок «понедельник»

Детский сад, детский сад

Каждый день ждет ребят.

Здесь забавы и игрушки.

Куклы, книжки, погремушки.

В понедельник мы считаем,

Прибавляем, вычитаем.

2-й ребенок (вторник):

Вторник – тут спортивный день,

Бегать, прыгать нам не лень.

3-й ребенок (среда):

В среду – музыка у нас

Мы танцуем – просто класс.

4-й ребенок (четверг):

Книгу мы в четверг читали,

Много нового узнали.

5-й ребенок (пятница):

В пятницу лепили птиц:

Снегирей и синиц.

6-ой ребенок (суббота):

А в субботу с воскресеньем

С мамой мы пекли печенье

7-й ребенок (воскресенье):

С папой с горки мы катались

А потом в снегу валялись.

Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся).

А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места):

- Д/и «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.), а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

3 раза хлопнуть

6 раз топнуть

4 раза присесть

10 раз прыгнуть

И тд.

Молодцы, ребята.

Дети проходят за столы

А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше)»

- Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)

И последнее задание:

- Дидактическая игра «Веселые задачки»

Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки ).

1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?

2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?

3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?

4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?

Итог:

Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.


Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие по сказкам»
Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей в старшей группе.
Задачи:
Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 5.
закрепить названия и последовательность дней недели;
закрепить названия геометрических фигур;
продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку;
способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.
Раздаточный материал:
Мяч,
Кубики Никитина,
листы бумаги в клетку,
простой карандаш на каждого ребенка.
Палочки Кьюзинера,
1.Организационный момент:
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
2. Основная часть.
Ребята, сегодня утром я получила письмо. Герои сказок нас приглашают в путешествие по Сказочному городу Математических Загадок. «Уважаемые детки! Наш замок захватила неизвестная цифра. Она очень обиделась на нас, что мы не знаем её, и закрыла замок на замок. А ключ от этого замка мы сможем найти только после того, как выполним все её задания. Мы очень давно наблюдали за вами, и верим, что только вы сможете нам помочь». Ребята, поможем сказочным героям? В конверт с письмом была вложена карта, вот и она. Давайте мы ее рассмотрим. Что вы на ней видите?
Воспитатель: А как вы думаете, что можно сделать с помощью этой карты?
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Путешествовать начнём.
Итак, первая улица, которую нам нужно посетить – это «Улица вопросов». Сюда попал Незнайка. На этой улице очень много вопросов, на которые Незнайка не может ответить. Поможем ему? Для этого мы сделаем круг. Я буду кидать вам мяч, и задавать вопросы, а вы – ловить мяч и отвечать на них.
Вопросы:
Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Сколько всего месяцев в году?
Какой сегодня день недели?
Сколько всего дней в недели?
Назови все «рабочие» дни.
Назови «выходные» дни.
Молодцы, ребята, на все вопросы ответили.
Воспитатель: Двигаемся дальше. «Улица геометрических фигур». А потерялись здесь Смешарики. И, чтобы им от сюда выбраться, нужно угадать, что за удивительные жители здесь живут. Поможем Смешарикам?
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)

3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Воспитатель: А теперь давайте проверим результат. Какие фигуры лежат внутри красного обруча? Правильно.
Какие фигуры находятся в зелёном обруче. Отлично, вы справились с заданием.
Следующая улица «Неизвестных построек». На этой улице строителями являются крокодил Гена и Чебурашка. Они большие любители строить детские площадки. Давайте посмотрим, что у них получилось?Ребята, посмотрите какие необычные постройки на этой улице. Давайте, с помощью палочек Кюзейнера построим одну из них
Какая палочка в нашей лесенке самая высокая? Какие самые низкие (две белые? Назовите палочки от самой низкой до самой высокой и наоборот.
Нам нужно немножко отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия. А поможет нам в этом «Спортивный город». В этом городе живут Кот Леопольд. Он всегда следит за своим здоровьем, и постоянно занимается зарядкой.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стул присесть опять.
Следующая улица «Весёлые карандаши». Поселился на этой улице Буратино. Он вообще не любил заниматься, и это задание для него очень сложное. Но вы у меня детки умненькие, думаю, что и с этим заданием вы справитесь. Возьмите листы бумаги и карандаши. Поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
4 клетки – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз, 4 клетки – влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 4 клетки – вверх, 2 клетки – вправо, 1 клетка – вниз.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Ключик.
Конечно, он поможет нам открыть дверь в замке. И мы узнаем, кто так сильно обиделся на сказочных героев.
Раз, два, три, четыре, пять Будем замок отпирать. Раз, два, три Двери в замке отопри.
Ребята, кто это? (цифра 5)
Назовите два наименьших числа, из которых получится цифра 5.
Ребята, а давайте попробуем сложить из наших волшебных кубиков (Никитина) эту цифру
Воспитатель: Молодцы, дети! Я рада, что всё у вас получилось. К сожалению, нам пора возвращаться в наш детский сад. Закрываем глазки и считаем до 5 и обратно.Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)
- На этом наше путешествие закончилось.


Приложенные файлы

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

  • Учить выявлять закономерности между предметами по их свойствам. Уточнить временные представления, пространственные отношения. Закрепить навыки порядкового и количественного счета, умение соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить знания геометрических фигур, различных видов линий, математическую речь детей.
  • Развивать умение решать задачи. Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Умение работать в парах.

Оборудование: центральная стена оформлена в виде моря и островов с пальмами, облаком и солнцем; три ковра разной формы и цвета: зеленый – прямоугольный, зеленый – треугольный, желтый – круглый; надписи с названием математических островов; карточки – задания.

Для занятия:

  • Четыре клумбы с цветами; четыре набора цифр от 1 до 10; математические змейки (на каждого ребенка); цифры – островки от 1 до 10.
  • Математические планшеты с парными наборами картинок – предметов и геометрических фигур, резиночки; «Математический квадрат» с набором геометрических фигур (для ориентировки на листе бумаги).
  • Набор игрушек из сказок: волк, поросенок, Курочка Ряба, медведь, рыбка; обруч; счетные палочки; шнурки; карточки с рисунками групп геометрических фигур и бабочками (для игры «Хитрые насекомые»), карточки – схемы фигур (на каждого ребенка); бутылка с запиской, сундук.
  • Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации, «Полет шмеля» Н.А.Римский-Корсаков, музыка для игры.

Литература: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Ход занятия

I. Воспитатель: Ребята, я собрала вас здесь для того, чтобы рассказать о том, что в почтовый ящик нашего детского сада попала необычная телеграмма, адресованная ребятам старшей логопедической группы «Вишенка». Вот послушайте ее содержание: «Дорогие ребята, спасите, помогите! В царстве математических островов случилась беда: нас захватили злые пираты. На островах паника и беспорядок. Только вы можете нас освободить, выполнив все задания пиратов».

Жители математических островов

– Как вы думаете, как нам поступить? (Нужно помочь жителям математических островов ).

– Значит нужно отправляться в путь, но посмотрите, как далеко они находятся (гимнастика для глаз). Вон там, в вдалеке светит яркое солнце, оно круглое, желтое (глазками), по небу плывут голубые облака, опустите глазки пониже и увидите пальмы, а недалеко от берега дрейфует корабль пиратов. Зажмурьте глазки поморгайте и посмотрите внимательно, сколько пиратских кораблей? (Один ).

Тогда нам нужно поторопиться. Но острова так далеко, на чём же мы можем отправиться туда? (Перечисляют ).

У нас есть только волшебный ковер самолет. Перед нами несколько ковров, но лишь один из них волшебный: он не треугольной формы, но зеленого цвета и у него есть прямые углы. Какой формы ковер – самолет? (Прямоугольной ).

Итак, встанем на него и произнесем волшебные слова (Релаксация под музыку ).

1, 2, 3, 4, 5 будем медленно считать,
6, 7, 8, 9 в чудеса хотим мы верить.
10 тихо. Расслабляемся. В математическое царство отправляемся.
9, 8, 7, 6 – в нем загадок много есть.
5, 4, 3, 2 – ждут ребяток здесь всегда.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

Воспитатель: Ребята, вот мы попали в царство математических островов, и перед нами – остров потерянных чисел (I).

1. На этом острове много цветов, которые жители любят пересчитывать, чтобы не запутаться возле каждой клумбы они поставили цифру, соответствующую количеству цветов на клумбе. Но пираты перепутали все цифры нам нужно исправить ошибки. Давайте разделимся по 2 человека и подойдем к клумбам. Внимательно пересчитайте цветы на своих клумбах и найдите соответствующую цифру

Повторяем. (На этой клумбе 5 цветов, значит здесь должна быть цифра 5 (4, 7, 3)) .

Молодцы! Выполнили все правильно. Посмотрите, как цветы ожили, как они приятно пахнут, (дыхательная гимнастика) вдыхаем аромат, слегка подуем на них.

2. Посмотрите, нам дорогу преградили математические змейки. Узор на их спинках состоит из цифр. Но некоторые цифры потерялись. Вы змейкам помогите и цифру для них найдите. Каждый выберете себе змейку, которой хотите помочь и допишите недостающую цифру. (Своей змейке я дописал цифру 1… (8 змеек) ).

Змейки говорят вам «спасибо». А мы ответили им «пожалуйста» на их змеином языке – ш-ш-ш-ш.
Чтобы нам добраться до следующего острова, нужно разложить цифры-островки от 1 до 10.

II. Вот мы и на острове геометрических фигур. Посмотрим, что нам здесь оставили пираты? Загадки.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины
Вам его представить рад, а зовут его… (квадрат )

Три сторонки, три угла
Отвечайте, кто же я? (треугольник)

Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно
С одеялом и ковром.
Вы подумайте, скажите,
Только помнить вы должны,
Что у фигуры этой противоположные стороны равны. (прямоугольник )

У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг: у колечка форма …(круг )

Если в руки круг возьмем,
И его слегка сожмем,
То я сразу б вам сказал,
Что получится… (овал )

– Ребята, посмотрите, пираты оставили нам математические планшеты. Нам нужно составить пару из фигуры и картинки предмета, объединив их по цвету и форме.

Воспитатель: Давайте проверим все вместе, правильно ли вы нашли пары. (7 человек делают, 1 проверяет ).

Молодцы! Быстро справились.

Объяснение: дети сначала находят, старший проверяет, а потом соединяют резиночками и проверяют.

Например: Морковь и оранжевый треугольник – пара, так как морковь тоже оранжевая и треугольной формы.

2. Вы, наверное, знаете, что пираты очень хорошо ориентируются в море, а мы с вами докажем пиратам, что умеем ориентироваться на месте бумаги. Перед вами лист бумаги, состоящий из 9 квадратов и геометрические фигуры. Наша задача – правильно расположить геометрические фигуры по оставленным пиратами указаниям (ориентировка на листе бумаги).

– Следующий – остров ошибок-загадок, где живут сказочные герои. Попасть туда могут только герои сказок. Недавно мы читали сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Вспомните, в кого превращался царь Гвидон? (в муху, в шмеля, в комара ). Я предлагаю превратиться в шмелей, для этого нужно сказать волшебные слова (артикуляционная гимнастика ).

Я как шмель жужжу, жужжу,
И вокруг кружу, кружу (жужжим и кружимся ).
Ж – полетели.

Воспитатель: В сказках, где встречаются цифры пираты все перепутали. Нам нужно навести порядок, и найти ошибки в загадках по сказкам. Слушайте внимательно, если есть ошибка, то хлопните в ладоши.

  1. Курочка Ряба в сказке снесла 3 золотых яйца. Сколько яиц разбила мышка? Хлопают. Какая здесь ошибка? (Курочка снесла 1 золотое яйцо, которое потом мышка разбила ).
  2. В сказке «Три медведя» в спальне стоит 4 кровати. Всем ли медведям хватит кроватей? (1 кровать лишняя, так как 3 медведям нужно 3 кровати ).
  3. В сказке «Три поросенка» братцы – поросята построили себе два домика. Всем поросятам хватит домиков? (Нет нужно построить еще1, так как поросят 3 ).
  4. В сказке «Волк и семь козлят» волк съел всех козлят. Кто рассказал об этом маме-козе? (Волк съел 6 козлят, а один козленок спрятался и рассказал маме – козе ).
  5. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик забросил невод и поймал несколько золотых рыбок. Сколько золотых рыбок он поймал? (Старик поймал только одну золотую рыбку ).

Молодцы ребята, а я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Рыбачок и рыбки»

Объяснение: (дети в кругу, в центре – в обруче «Рыбак», дети идут по кругу и говорят слова «Рыбачок, рыбачок, поймай рыбку на крючок »). Под музыку дети разбегаются по комнате. Рыбак «осаживает» рыбок, они идут к нему в обруч.

После игры: Посчитаем, сколько рыбок поймал наш рыбак. Молодцы!

Играя, мы не заметили, как оказались на острове математических задачек. А вот и задание от пиратов (записка ).

1. Чтоб задачки быстро решить, палочки нужно разложить
Еж по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два подберезовика, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (3, так как было сначала 2 гриба, а потом еще 1 и стало 3 )

2. Я нашла в дупле
У белки пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка,
Все орешки сосчитай-ка. (6)

3. Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко. (5)

4. У домика утром
Два зайца сидели.
И дружно веселую
Песенку пели
Один убежал, а второй вслед
Глядит. Сколько у домика
Зайцев сидит? (1)

5. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один и уселся рядом с ним.
Я хочу спросить ребят: «Сколько стало здесь щенят?» (2)

– Молодцы! Прежде, чем отправится на последний остров «Умников и Умниц» мы должны выполнить требования пиратов:

  • На каждой руке палец большой с другим соедини и без ошибки все это 5 раз повтори. При этом не зевай, имена пальцев называй (соединять большие пальцы правой и левой руки с мизинцем, безымянным, средним, указательным ).
  • Подпрыгните столько раз, сколько дней в неделе у нас. Прыгайте и не зевайте, дни недели называйте.
  • Присядьте столько раз, сколько времен года у нас. Приседайте и не зевайте, времена года называйте.
  • Хлопните столько раз, сколько частей суток у нас. Хлопайте и не зевайте, части суток называйте.
  • Топните столько раз, сколько пальцев на одной руке у нас. Топайте и не зевайте, вместе дружно их считайте.
  • На какой руке больше пальцев на правой или на левой (одинаковое количество – по 5 ). А на двух руках, сколько пальцев? (10)

Ответили без ошибок, значит, вы все умники и умницы и можете ступить на этот остров. Здесь мы выполним последнее задание и освободим все острова от пиратов навсегда.

1. На острове живут «Хитрые насекомые», которые любят прятаться на геометрических фигурах. Назовите геометрические фигуры, которые вы видите и ту фигуру, на которую села бабочка.

2. Сейчас вы получите карточки – схемы, которые вам оставили пираты. С помощью резинок, планшета, счетных палочек, шнурков изобразите фигуру со своей карточки. (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, круг, волнистая линия, многоугольник).

– Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Молодцы ребята! Посмотрите, на пиратском корабле поднят белый флаг. Значит, пираты сдались и уплывут с математических островов навсегда. А нам они прислали бутылку с запиской и сундук с сюрпризом.

«Вы неплохо потрудились, вас за это награждаем. И фруктовый вам напиток очень вкусный предлагаем»

Ну, спасибо им за это. А нам пора в детский сад пить вкусный сок. Скорее все на ковер-самолет

1, 2, 3, 4, 5 – мы в детском саду оказались опять (медленно, закрыв глаза).

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Дата проведения: 19.10.2016

Длительность проведения: 25 минут

Провела: воспитатель Иконникова Екатерина Геннадьевна

Литература: И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений»

Оборудование: мальберт, ковер-самолет, Незнайка (кукла на руку), металлофон, математические наборы (деревянные) на каждого ребенка, счетные палочки на каждого ребенка, маркер, конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, игрушечные овощи, колокольчик, коробка для конвертов, волшебный мешочек со звездочками.

«Путешествие на ковре-самолете»

Цели:

  • закреплять навыки счета в пределах 6, умение сравнивать две группы предметов; познакомить с цифрой 6;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры;
  • совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,

«Какой по счету?», «На каком месте?»

  • совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: Спереди, Сзади, Сверху, Снизу, Слева, Справа

1часть.

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие на импровизированном ковре-самолете. Дети и воспитатель садятся на ковер и изображают звук ветра; воспитатель смотрит в бинокль и говорит, что видит остров в виде синей шляпы, предлагает приземлиться.

Дети садятся за стол.

«Остров синей шляпы»

Появляется Незнайка и дает детям задание: «Выложите на верхнюю часть полоски столько кружков, сколько раз я сыграю на металлофоне» (5 раз), дети выполняют. Далее: « Выложите столько квадратов, сколько раз я сыграю», дети выполняют. «Сравните две группы фигур, чего больше? Чего меньше? Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Дети дают ответ)

Потом воспитатель предлагает детям найти в математическом наборе цифру 6, рисует ее на мольберте и читает стихотворение:

Шестерка на замок похожа

Который жук закрыть не может

Я шестиногому жуку

Замок захлопнуть помогу

Воспитатель говорит: « Дети, разделите палочки пополам, что получилось? (по три), Какой мы вывод можем сделать? Что 6 состоит из 3 и 3!(пишет на мольберте) А еще мы уже знаем, что 4 состоит из 2 и 2!

2 часть

Сидя на ковре-самолете, воспитатель видит в бинокль остров в виде квадрата. Приземляемся! Достает коробку с конвертами в которых лежат геометрические фигуры.

Дети садятся за стол.

«Остров геометрических фигур»

Дети достают из конвертов фигуры, называют их: круг, треугольник, квадрат и два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель спрашивает: «Сколько фигур?», «Каких фигур две? Чем они отличаются? (цветом, шириной) Какой прямоугольник шире?

Возвращаемся на ковер.

3 часть

«Остров овощей»

Приземляемся, дети садятся за столы, воспитатель раскладывает овощи: огурец, помидор, капусту, кукурузу, баклажан, лук (6шт) в ряд. Воспитатель и дети пересчитывают овощи, называют их форму (круглая, овальная) и воспитатель задает индивидуальные вопросы: На каком месте по счету тот или иной овощ? (дети по очереди отвечают, для каждого свой вопрос)

Физкультминутка «Вот наш нос…»

Вот наш нос, вот уха два. Вот большая голова

Вот волосиков чуть-чуть и на них я буду дуть (дуют)

Вот у нашей деточки: пяточки, коленочки (показывают)

Вот бочок, я за бок хвать, долго буду щекотать!

Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб, глаза

Руки, плечи, шея, грудь, про животик не забудь! (гладят)

Это нет, а это да (показывают)

Это раз, а это два!

Десять пальцев, пара рук, вот твое богатство друг!

4 часть

Возвращаемся в детский сад.

Дети встают в круг, играть в игру «Колокольчик» Воспитатель подходит к каждому ребенку и звенит колокольчиком. Ребенок с закрытыми глазами говорит, где звенит: слева, справа, сверху, снизу, сзади или спереди относительно себя.

В конце занятия воспитатель дает оценку работе детей, хвалит тех, кто лучше всех занимался, уточняет у детей, что нового они сегодня узнали. Достает волшебный мешочек со звездочками и дарит детям на память о необычном путешествии.