Экологическая тропа в детском саду оформление участка. Принципы положенные в основу работы

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда»

статья

Составила: воспитатель

Фоменко Лариса Александровна

Проект «Экологическая тропа в детском саду»

Актуальность.

Дошкольный период - чрезвыч айно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу . Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Цель :

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Задачи :

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Сроки реализации проекта : 1 месяц

Проблема : Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Этапы создания и оформления тропы :

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов : общая, которая будет находиться в экологической комнате , и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки .

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки .

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Механизм выполнения :

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего , среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Формы и методы работы на экологической тропинке :

экологические беседы ;

экологические экскурсии ;

Уроки доброты;

Уроки мышления;

экологические кружки ;

экологические конкурсы ;

КВН, викторина «Поле чудес» ;

экологические акции ;

Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Трудовой десант;

Зелёный патруль;

Клуб исследователей природы;

Лаборатория юного эколога ;

Составление экологических карт ;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические праздники ;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

экологические сказки ;

экологические тренинги ;

Инсценировки, театрализации и т. д.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как :

1. «Грибок встреч»

Цель : показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.

2. «Царство удивительных пеньков» .

Цель : предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

3. «Птичий городок»

Цель : познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

(«Птичий столб» , поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)

4. Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель : развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

5. «Огород» .

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель : вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

6. «Кустарники» .

Цель : развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья »

Цель : развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

8. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР» . (Луг) .

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые : пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.

В экологическую тропу включен муравейник . Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему : прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.

В состав экологической тропинки ДОУ № 80 входят следующие видовые точки:

Естественные:

Ель с гнездом диких голубей

Старые пни

Луговые травы

Лесные травы

Кленовая роща

Муравейники

Туевая роща

Березовая роща

Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы

Цветники

Альпийская горка

Скворечники

Кормушки для птиц

Этнический уголок

Детская метеостанция

Лесное озеро

Сельский двор

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Поляна насекомых

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес

Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая. На тропинке размещено «Знаковое дерево», где прикреплены различные природоохранительные знаки и мудрая сова, держащая красную книгу природы:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Курской местности (лес.луг, поляна, водоем, озеро). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, беспозвоночных животных, млекопитающих, с определенными растениями так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания

В результате реализации проекта:

Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Курского края,

Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Перспектива развития экологического проекта:

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

4. Максимальное использование игрового приема «Голубиная почта».

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наблюдали, исследовали, проводили опыты.

К данному проекту есть подробная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Экологическая тропа в детском саду»

Поликарпова Ю.М.

2013 год

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание проекта
  3. Планируемые результаты
  4. План реализации проекта:
  • Объект исследования
  • Тема
  • Цель
  • Тип проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации
  • Проблема
  • Образовательные области
  • Развитие интегративных качеств
  • Предварительная работа
  • Этапы проекта
  1. Работа воспитателя с родителями
  2. Конспект занятия в старшей группе
  3. Описание видов деятельности
  4. Вывод
  5. Список литературы
  1. Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

  1. Содержание проекта

Задачи.

  • Расширять представления о растениях..
  • Развивать познавательный интерес.
  • Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.
  • Определять стадии роста овощных, садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.
  • Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
  • Сформировать познавательный интерес к миру растений.
  • Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
  1. Планируемые результаты.
  • Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
  • Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).
  • Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
  • Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
  • В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
  • Сплочение детей, родителей и воспитателей.
  1. План реализации проекта:
  • Объект исследования : познавательный интерес детей к растениям и животным;
  • Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»;
  • Цель : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
  • Тип проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
  • Участники проекта : дети, родители, педагоги;
  • Сроки реализации : 3 месяца;
  • Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания;
  • Образовательные области :

Физическая культура

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Здоровье

Сформировать элементарные навыки личной гигиены; навыки поведения во время еды. Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Рассказать о значении утренней гимнастики, закаливания организма и соблюдении режима дня.

Социализация

Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Труд

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Безопасность

Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения.

Познание

Закрепить умение работать в коллективе; Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира.

Коммуникация

Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

  • Развитие интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:

  • Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры
  • Соблюдает элементарные правила поведения во время еды за столом
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни
  • Знает от пользе утренней зарядки, физических упражнений
  • Начинает проявлять умение заботится о своем здоровье

Любознательный, активный:

  • Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
  • Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности
  • Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, исследовательской деятельности

Эмоционально отзывчивый:

  • Эмоционально тонко чувствует переживания взрослых, детей, персонажей
  • Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям
  • Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

  • Игровое взаимодействие сопровождает речью
  • Речь становиться главным средством общения
  • Может сочинить оригинальные последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым
  • Умеет делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации
  • Проявляет желание поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

  • Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять
  • Конфликты улаживает с помощью речи
  • Понимает что надо заботиться о младших
  • Соблюдает элементральные общепринятые правила поведения в детском саду, на улице
  • В повседневной жизни, сам без напоминания взрослого пользуется «вежливыми словами»

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:

  • Владеет элементарными навыками самообслуживания
  • Ориентируется в окружающем пространстве
  • Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения
  • Умеет быстро находить интересное занятие для себя

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

  • Имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице, дома
  • Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого
  • Способен сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут
  • Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений
  • Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

  • Предварительная работа
  • Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
  • Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ – программа “От рождения до школы”.
  • Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.
  • Финансовое обеспечение: благотворительные средства родителей, (бюджет), бросовый материал.
  • Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, наборы для посадки (ящики, стаканчики для рассады), технический инвентарь (грабли, лопаты, лейки).
  • Этапы проекта

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов (презентация).

Первый этап - подготовительный

  • Подготовка к реализации проекта.
  • Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
  • Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.
  • Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап – основной.

Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи

Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения находящиеся там. Таким образом у нас получилось несколько «Остановок» в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты и зарисовки.

Всего было 8 остановок:

  1. Стенд «Экологическая тропа»
  2. Деревья (хвойные, лиственные). По этой теме мы создали гербарий и сложили в отдельную папку, в последующем мы рассматривали каждый лист под лупой.
  3. Кустарники. Садовые кусты. Очень понравилось собирать ягоды смородины и малины. С этими растениями мы познакомились на вкус.
  4. Огород. Весной мы сажали растения на огород, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за картошкой, вырастили помидоры, капусту брокколи и даже баклажаны. Весь урожай мы отнесли на кухню и нам приготовили вкусный обед.
  5. Поле. На этой теме мы изучили все злаковые растения. Посмотрели как их выращивают, как собирают и как обрабатывают, чтобы получилась такая вкусная каша, которую нам готовят каждое утро.
  6. Лекарственные растения. Изучили свойства лекарственных растений.
  7. Пруд. В пруду очень много разнообразных и удивительных растений. Коллекцию гербария водных растений нам собрать не удалось, т.к. эти растения плохо сохраняются без влаги, т.е. воды. Таким образом мы выяснили что водным растениям всегда нужна вода. Но поскольку летом мы часто с родителями выезжаем на водоемы купаться, отдыхать и загорать, то у нас была возможность вместе с родителями изучить водные растения в водоемах нашего города, за пределами детского сада.
  8. Цветы. Познакомились с цветами которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и луговые, садовые, декоративные цветы. Из этих цветов у нас получился хороший и очень красивый гербарий, который мы так же оформили в папку (чтобы в дальнейшем можно было вернуться и рассмотреть растения еще раз). А вот комнатные растения мы изучили более подробно. Все свои данные мы занесли в паспорт комнатных растений, который теперь находится у нас в группе в природном уголке. Таким образом можно посмотреть как называется то или иное комнатное растение в нашей группе, как за ним ухаживать, и что с ним делать не нужно.

Третий этап – заключительный.

  • Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.
  • Развитие творческих способностей
  • Коллекция гербария растений «Деревья», «Цветы»
  • Паспорт комнатных растений группы
  • Экологическая викторина
  • Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т.д.

  1. Формы и методы работы с детьми
  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
  • Игровая форма занятий
  • Ознакомление с художественной литературой
  • выставка рисунков и поделок
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Наглядная пропаганда
  • Утренники, викторины, КВН
  • Экскурсии, наблюдения
  • Самостоятельная детская деятельность
  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования
  1. Работа воспитателя с родителями и воспитателями
  • Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
  • Анкетирование с родителями, сбор информаций
  • Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
  • Советы и рекомендации
  1. Конспект занятия:

Физкультурно-экологический праздник в старших группах

«В лес ходить – лес любить»

Цель: закреплять навыки двигательной активности, полученные на физкультурных и музыкальных занятиях; формировать положительные эмоции, раскрывать творческие способности детей.

Задачи:

  • в игровой форме закреплять любовь к родной природе;
  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • развивать быстроту, ловкость, внимание;
  • воспитывать коммуникативные качества.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети под музыку «Вместе весело шагать» заходят в спортивный зал.
Проходят полосу препятствий: перешагивают через «бревно»; пролезают под «поваленными деревьями» (под палками); перепрыгивают через «ручеек»; идут на носках по «камушкам»;
идет по «следам» (следы очень большие). После полосы препятствий дети садятся по кругу «привал».
Заходит Йети (Снежный человек)

Йети:

Я стеклом поранил ногу,
Я с повязкою хожу,
И терплю такую муку,
Со стеклом я не дружу! (Плачет)

Ведущий: Что случилось, кто вы, и где вы обрезали ногу?

Йети: Я – Йети. Снежный человек и хожу всегда босиком. Кто-то в лесу разбросал битое стекло, я наступил на него и поранил ногу.

Ведущий: Дети. Давайте поможем снежному человеку и соберем все стекла в лесу?

1. Эстафета «Собери стекла»

Дети делятся на 2 команды. По сигналу первый ребенок бежит до ориентира, где лежат в коробке нарезанные кусочки от пластиковых бутылок «стекла». Берут одно «стекло», бегут обратно и складывают «стекла» в ведро. Передают эстафету другому игроку. Побеждает та команда, которая быстрее соберет «стекла».

Йети: Молодцы ребята, здорово справились с работой, а вы не знаете, кто разбросал «стекла» в лесу?

Дети. Нет

Входит Соловей-Разбойник.

– Это что еще за сборище, ишь!!! Порядок навели, не люблю порядок. Я вот сейчас как свисну, и все листочки с деревьев слетят.

Свистит. В это время ведущий разбрасывает листочки по залу.

2. Эстафета «Собери листочки»

Первый бежит, огибает ориентиры 5 штук «елочки» до листочков, берет листочек и вешает на дерево. Возвращается к команде и передает эстафету. Одна команда берет только березовые листочки, а другая только дубовые. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все листочки на дерево.

Йети: Молодцы, ребята, здорово это у вас получается, наверное, вы в детском саду много тренируетесь?

1-й ребенок: 2-й ребенок:

Нам, смелым, и сильным, и ловким, Нам, смелым, и сильным, и ловким,
Со спортом всегда по пути. Быть надо всегда впереди.
Ребят не страшат тренировки, Здоровье, сила, ловкость –
Пусть сердце стучится в груди. Вот спорта пламенный завет.

Соловей-Разбойник: Сильные, они смелые, ловкие умелые! Сейчас я посмотрю, какие вы смелые, Свисну сейчас и ни одного животного, ни одной букашечки в лесу не останется, будет вам в лесу скучно, и не интересно.

Свистит. В это время ведущий раскладывает на полу картинки с изображением лесных животных.

3 эстафета «Найди животного по следу»

Первый ребенок бежит до ориентира, где разложены игрушки лесных животных. Берет любого животного, находит его след, кладет игрушку на след, бежит к команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее разложит игрушки по следам.

Соловей-Разбойник: Фу-ты нуты, и здесь эти детишки шалунишки справились.
А давайте договоримся, я вам сейчас загадаю загадки, если вы их не отгадаете, то уйдете из леса и никогда сюда больше не придете и заберете с собой это лохматое чудовище. А то вы все такие добреньки, веселенькие, лес они любят, никаких пакостей не делают, фу-ты нуты!

Загадывает загадки:

Соловей-Разбойник: Ну ладно, ладно, смотрю, все здесь умные собрались. А я вас обманул, я все равно вас из леса выгоню. Сейчас я свисну, и ваш лес сгорит, и останутся от него только угольки.

Свистит.

Йети: Мне страшно, где же я буду жить, и звери, мои друзья?

Ведущий: Не волнуйся снежный человек, сейчас наши ребята помогут вам и потушат пожар.

4 эстафета «Потуши пожар»

Первый ребенок бежит с маленьким ведром, перепрыгивая через «кочки», набирает воду из большого ведра, бежит обратно, выливает воду в пустое ведро, передает эстафету следующему игроку.

Ведущий: Ну, вот пожар потушен. Соловей-Разбойник, уходи из леса, нечего тебе тут делать, только пакостить умеешь.

Йети: Мы с ребятами очень любим наш лес и бережем его от всякой нечестии и хулиганов.

Ведущий: Мы с ребятами часто ходим в лес и собираем там всякий мусор, который оставляют после себя нехорошие люди. Вот, Соловей-Разбойник, посмотри, как наши дети быстро и чисто убирают мусор.

5 эстафета «Собери мусор»

Ведущий высыпает на пол из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. д.). Дети по команде собирают мусор в свои корзины. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

Йети: Здорово, здорово, как у нас в лесу чисто, молодцы ребята, я вас всех так люблю!!! Я всегда вас буду ждать в нашем прекрасном лесу!!! Я вижу что вы его тоже очень любите!!!

Соловей-Разбойник: Любите!!! Бережете!!! А я все равно как свисну, и не останется в вашем любимом лесу ни одного цветочка, ни одной травиночки. И не будет вам здесь ни красиво, ни хорошо, вот тогда здесь я и поселюсь со своими друзьями разбойничками.

Свистит.

Йети: Ой, ребята, посмотрите, на полянке не осталось ни одного цветочка, что же делать?

Ведущий: Это дело поправимое, наши ребята и с этой бедой справятся, правда, ребята?

6 эстафета «Собери ромашку»

Дети бегут до ориентира, где разложены желтые кружочки («сердцевина ромашки»). Каждый участник должен прикрепить к сердцевине лепесток. Выигрывает та команда, которая первая соберет ромашку.

1-й ребенок:

В лес весенний мы пришли Рвать цветочки мы не будем,
И полянку там нашли. А беречь, любить их будем.
И растут на той полянке Пусть растут на радость людям,
Всевозможные цветы Никогда их не забудем!

Соловей-Разбойник: Что, цветочки вы любите? Фу, какая гадость.

Дети: Да!!!

Ведущий: И стихи дети про цветы знают, сейчас они тебе расскажут.

1-й ребенок: 2-й ребенок:

Выглянул подснежник в полутьме лесной – На лугу у той дорожки,
Маленький разведчик, посланный весной; Что бежит к нам прямо в дом,
Пусть еще под лесом властвуют снега, Рос цветок на длинной ножке
Пусть лежат под снегом сонные луга; Белый с желтеньким глазком.
Пусть на спящей речке неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик – и весна придет.

3-й ребенок: 4-й ребенок:

Колокольчик голубой На солнечной опушке фиалка расцвела.
Поклонился нам с тобой; Лиловенькие ушки тихонько подняла.
Колокольчики – цветы В траве она хорошенькая, не любит лезть в перед.
Очень вежливы… Но всякий ей наклонится и бережно возьмет.
А вы?

Соловей-Разбойник: А я вот не люблю цветы, мне их никто и никогда не дарил .

Йети: А это, потому что ты злой и не любишь природу. Приходи к нам лес и любуйся на цветы, на деревья, и на все что находится у нас в лесу.

Соловей-Разбойник: Да я злой, вот сейчас как свисну…

Свистит, а у него ничего не получается.

Йети: Что ничего не получается? Хватит уже гадости всем делать, давай с нами вместе играть и веселиться, лес любить и всех кто в нем живет.

Соловей-Разбойник: А вы меня простите? А вы со мной будете играть? А то правда так надоело всем гадости делать и нашу замечательную природу губить, вы меня простите?

Йети: Ребята, мы простим Соловья-Разбойника? Тогда давайте поиграем в веселую игру.

7. Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»

А чтобы деревьев было в лесу много и они всегда радовали нас, нужно их сажать.

8. Игровой стретчинг «Семечко летело»

Ведущий:

Разлетелись семена
Тихо на траву упали.
По лесам, полям, лугам.
И тихонько прорастали

«Маленькая елочка»


1 – развести носки врозь;
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз, ладони направлены в пол (вдох);
3-4 – присесть на корточки. Пятки от пола оторвать (выдох), сохранять равновесие.

«Елка»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь;
2
вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз, ладони направлены в пол (вдох);
3-4 – полуприсед. Пятки от пола не отрывать (выдох).

«Большая ель»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь (вдох);
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в сторону вниз, ладони направлены в пол (вдох).

Йети: Ой, ребята, какие вы молодцы, как вы меня выручили, большое вас спасибо, и Соловей-Разбойник теперь будет следить за порядком в лесу, пора нам идти, до свидания!

Ребенок:

Дети с Йети навсегда, И зверей оберегать.
Неразлучные друзья. Паучков, стрекозок, мушек
Будем лес наш охранять, И зелененьких лягушек!!!

Праздник заканчивается, подсчитываются результаты

  1. Описание видов деятельности
  • Игровая деятельность.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры, как: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». Использовалась настольная игра «Обитатели воды».

  • Учебная деятельность

Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.

В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.

Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и экперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.

Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.

Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.

  • Трудовая деятельность

Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:

  • ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
  • организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:

  • Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
  • Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию. Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.
  • Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «обрызгиватель», т.к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.
  1. Перспективное планирование, цикл занятий

Лес.

Циклы занятий

1. “Лес – наше богатство”

2. “Осень в лесу”

3.Рассматривание картины И. Левитана “Золотая осень”

4. Беседа о хвойных и лиственных деревьях

Наблюдение за птицами в лесу

Целевые прогулки:

1.В осенний лес

2. Наблюдение за белочкой

3. “В гостях у Лесовичка”

Беседы на тему:

1. Как вести себя в лесу

2. Почему листья желтеют

3. Как звери готовятся к зиме

Разучивание стихов и загадок о деревьях

Дидактическая игра “Назови дерево”, “Угадай с какого дерева листочек”

Зарисовки осеннего леса

Рисование: “Осень в лесу”

Беседа о диких животных

1. “Грибы в лесу”

2. “Кто живет в лесу”

Зарисовки животных

1. “Грибы”, “Насекомые”

2. “Лес в разное время года”

КВН на тему: “Лес осенью”

Аппликация на тему: “Ветка с осенними листьями”

Опыты с листьями: “Почему листья желтеют?”

Праздник на тему: “Я люблю свой край родной”

Сочини сказку на тему: “Как я подружилась с лесом”

Сбор осенних листьев в лесу

1. И. Бунин “Листопад”, “Лес, точно терем расписной”

2. А. Пушкин “Унылая пора”

3. Э. Блайтон “Что такое лес?”

1. “Станем мы деревьями”

2. “Закачалось деревцо”

Конструирование из природного материала “Звери в лесу”

Проведение игры: “Что? Где? Когда?” на тему: “Лес”

Коллективная работа “Осень разноцветная”

1. “Круглый год”

2. “Цепочки в лесу”

3. “Кто, где живет”

Вечер досуга на тему: “Все о лесе”

Огород.

1.Сбор информации, рассматривание энциклопедий, вырезок из газет, открыток, подбор иллюстраций.

2.Подготовка семян к посеву.

3.Подготовка почвы к посеву семян.

4.Посадка семян овощных культур

5.Уход за рассадой 6.Наблюдение за всходами, рассадой и отметки в дневнике наблюдений.

7.Аппликация “Заюшкин огород”.

8.Лепка “Магазин – овощи”.

9.Игра-драматизация “Овощной базар”, “Спор овощей”.

10.Подготовка рисунков для оформления кроссвордов об овощах, урожае.

11.Высадка рассады в открытый грунт, посадка семян в грунт.

12.Составление рассказов “Я тружусь на огороде”.

13.Художественное творчество “Загадки с грядки”, “Натюрморт с овощами”.

14.Участие в мастерской “Овощи в магазин” (из солёного теста).

15.Подбор материала к альбому “Овощной марафон” (стихи, загадки, рассказы).

16.Совместное выполнение трудовых действий по уходу за посадками (полив, прополка, рыхление).

17.Участие в театрализованном занятии “Овощи на грядке”.

18.Конструирование “Корзина для овощей”.

19.Участие в вечере досуга “Ах картошка, ты картошка”.

20.Коллективный труд “Салат из овощей”.

21.Участие в развлечении “Борщ”.

22.Сбор урожая.

23.Изготовление поделок из овощей.

1.Подбор информационного материала по теме “Овощи”.

2.Изготовление дидактических игр об овощах.

3.Проведение цикла практических занятий по выращиванию растений от семени до плодов.

4.Изготовление дневника наблюдений за всходами семян.

5.Беседы “Незнайка пришёл в гости”, “Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?”.

6.Организация игр-драматизаций.

7.Организация инсценировки “Сказка о том, почему помидор стал красным”.

8.Организация мастерской “Овощи в магазин” (из солёного теста).

9.Проведение театрализованного занятия “Овощи на грядке”.

10.Оформление альбома “Овощной марафон”.

11.Запись рассказов “Я тружусь на огороде”.

12.Познание ФЦКМ “Загадки на грядке”.

13.Организация вечера досуга “Ах картошка, ты картошка”.

14.Проведение коллективного труда “Салат из овощей”. 15.Организация развлечения “Борщ”.

16.Сбор урожая.

17.Организация выставки “Удивительные овощи”.

Цветы

  • Комнатные растения.
  • Садовые цветы.
  • Луговые цветы.
  • Лесные цветы.
  • Лекарственные растения.
  • Бал цветов.
  • Выставка плакатов «Сохраним окружающий мир».

Специально-организованная деятельность.

Путешествие царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Весенние первоцветы (интегрированное занятие).

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Растения лечат.

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;
- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями;
- вызывать положительный экономический настрой.

Одуванчик и растения луга.

Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Красная книга – сигнал опасности.

Цель 1: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Цель 2: составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры.

  • «Найди растение»
  • «Найди, что опишу»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «К названному растению беги»
  • «Собери цветок»
  • «Найди такое же растение»
  • «Какого цветка не стало?»
  • «Отгадай по загадке»
  • «Собери букет»
  • «Четвертый лишний»
  • «Украсим комнату»
  • «Найди такой же»
  • «Что изменилось?»
  • «Где спряталась матрешка?»
  • «Найди растение по названию»
  • «Продайте то, что назову»
  • «Где спрятано растение?»
  • «Узнай растение»
  • Магазин «Цветы»
  • «Найди о чем расскажу»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

  • «Я садовником родился»
  • «Опиши цветок»
  • «Загадай, мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Коллаж «Цветочное царство».

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Астра из ниток».

Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Лепка «А мы по лугу гуляли…».

Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.

Рисование «Мой любимый цветок» (методом «тычка»).

Цель. Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Рисование «Мой любимый луговой цветок».

Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.

Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».

Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Рисование «Мой любимый цветок».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Оригами «Тюльпан».

Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.

Пальчиковые игры.

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

  • «Наши алые цветы»
  • «Цветы»
  • «Мак»
  • «Растения»

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

  • «Солнышко и дождик»
  • «Цветы и ветер»
  • «Растения»

Хороводные игры.

Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

  • «Мы на луг ходили»
  • «Галя по садочку гуляла»

Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.

Цель. Уточнить знания детей о цветах, их особенностях; развивать воображение, умение вести диалог от лица цветка; развивать эмпатию.

Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Поливка клумб с многолетниками.

Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Черенкование комнатных растений.

Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Пересадка комнатных растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.

Наблюдения.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.

Чтение.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

  • Стихи о цветах.
  • Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
  • Пришвин М. «Золотой луг».
  • Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
  • Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
  • Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
  • Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
  • Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
  • Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
  • Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).

Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

Настольные игры.

  • «Выложи цветы» (мозаика)
  • «Собери комнатное растение»
  • «Собери букет»
  • «Цветочное лото»
  • Домино – «Наш сад»

Экологическая сказка «Волшебный сон»

(про мусор)

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

(экологическая сказка)

На нашей красивой планете,
Где птицы на ветках поют,
На нашей планете ЗЕМЛЯ
Хорошие люди живут.
На одной из улиц,
Возможно, и на вашей
Живет один мальчишка
Петя Промокашкин.
Мальчишка – не разбойник,
И умный – буквы знает
И даже маме с папой
Дома помогает.
Один лишь недостаток
У нашего героя –
Он улицу считает
Большим ведром помойным.
И фантики конфетные,
Обрезки от бумаги
В окно кидает Петя,
Попал на шляпу дяде.
И дядя рассердился.
Конечно – жалко шляпу!
Подумал: "Навещу-ка
Разбойника я папу!"
Скажу ему: "Товарищ!
Как сына воспитали?
Наверное, вы сами
Природу загрязняли!»
И стыдно было папе,
А маме так обидно.
Ну неужели Петечка
Такой уж и бандит?!
Неправда! Сын хороший!
Он просто позабыл
Родителей уроки;
Насупился, заныл:
"Простите папа, мама!
Я больше так не буду –
Кидать наш мусор грязный
На шляпы взрослым людям... "
Родители серьезные,
Чуть сдерживая вздох,
Сказали: "Сядь, подумай!
Ведь ты большой сынок!"
У папы голос строгий,
И мама не смеется.
Дверь в комнату прикрыли
И чинно удалились...
А Петя горько плакал,
ОбидносталоПете,
Что из-за шляпы дядькиной
Родители сердиты.
"Что я такого сделал?
Ну выбросил обертку...
Подумаешь! Не камнем же
Ударил его по носу...
И фантики не в сахаре,
И к дяде не прилипли...
Ой, как обидно, мамочк-и-и-и-и...
Ой, как обидно..."
Ну разве только шляпы
От мусора страдают?!
И чтоже было дальше,
Сейчас мы все узнаем.
Остался Петя в комнате,
Лег на свою кровать,
Обиделся, насупился,
Устал и стал зевать.
И в маленькую комнату,
В открытое окно
Залетело облако,
Окутало все сном.
Петя Промокашкин
Очнулся на планете,
Где мусорили все:
И взрослые, и дети.
И в этом странном месте,
Нет солнечного света,
Хотя по всем приметам
Сейчас должно быть лето.

На небе тучи черные
От заводского дыма,
Грязная трава, земля –
Ужасная картина!!!
Не слышно птичьих трелей
И писка комара,
Не видно ни зверушки,
Ни даже муравья.
Повсюду грязь и копоть,
Пожухла вся листва,
Болеют птицы, звери,
Плачет вся ЗЕМЛЯ!
Бредет наш мальчик Петя
Вдоль берега реки,
Зловещее молчание,
Вдруг, на воде круги…
Остановился Петя,
Не сводит с кругов глаз,
Обрадовался мальчик,
Подумал: «Водолаз!»
Вдруг из воды из мутной
Щука выплывает
И голосом усталым
Петю вопрошает:
«За что же так вы, Чудище,
С нами поступили,
Зачем планету нашу
В грязнулю превратили?
В воде погибли рыбы
От ваших сточных вод,
За что мы провинились,
Что так нам не везет?»
И Петя возмутился:
«Не Чудище я вовсе!»
К воде он наклонился
И не узнал себя!
Весь страшный и лохматый,
Злобное лицо,
Ну прям какой-то монстр
Смотрит на него.
Наш Петя испугался,
Отпрянул от воды.
И понял, что случилось,
Обратно нет пути.
Пошел он по тропинке,
Попал в дремучий лес.
Лес тот не волшебный,
Совсем он без чудес.
На ветке сидит ворон,
Качает головой,
Виновника всех бед
Он видит пред собой.
В лесу кругом бутылки,
Бумажки и пакеты.
Не знаете, ребята,
Откуда здесь все это?
И тут на встречу Чудищу
Вышел серый волк,
В серьезном разговоре
Волк серый знает толк.
«Зачем ты здесь намусорил,
Испортил ты наш лес?»
Заплакали все звери:
«Наш дом совсем исчез!»
И от стыда такого
Помчался Петя прочь.
Стал Петруша думать:
«Как же всем помочь?»
Пока он шел по полю,
В небе высоко
Летал кругами коршун,
Искал свое гнездо.
Задача не простая
Сквозь серый дым лететь
Своих птенцов найти,
Не дать им умереть…
Петя Промокашкин
Заплакал от тоски:
«Не думал я, что это
Могло произойти!

Как теперь пред вами
Искупить вину,
Как попасть мне к маме,
Я больше не могу!!!»
В ответ одно молчание
И злая тишина,
Лишь ворон с дуба тот
Пыль стряхнул с крыла.
Работал наш Петруша
Целый день и ночь.
Решил своими силами
Природе он помочь.
Трудился тот мальчишка,
Не покладая рук,
Заметили все звери,
Что чище все вокруг!
Показалось солнышко,
Зацвели цветы,
Водичка заискрилась,
Запели соловьи!
Небо голубое,
Синяя вода,
Солнце золотое,
Чистая ЗЕМЛЯ!!!
Петя Промокашкин
К речке подбежал,
Глянул он на воду
И себя узнал.
Чары колдовские
Превратились в прах,
Чистая планета,
Всегда пусть будет так!
Вокруг все веселятся,
А Пете стало грустно,
Соскучился по маме,
На сердце как-то пусто.
Вдруг на встречу дядя
В шляпе той идет,
Пете он подмигивает,
Песенки поет.
Петя Промокашкин
Понял, наконец,
Что этот дядя в шляпе
Волшебник-удалец.
Наш Петя извинился
И стал он обещать,
Что никогда природу
Не будет обижать!
И дядя тот Волшебник
Взмахнул своей рукой
И Петя Промокашкин
Попал к себе домой.
Открыл глаза и видит
Комнату свою,
Открытое окно
И яркую звезду.
А утром мама с папой
В комнату вошли.
От радости и счастья
У Пети слезы потекли.
Все были очень рады,
Что в сборе вся семья
И с улицы послышались
Трели соловья!
Чтоб с вами не случились
Истории такие,
Природу охраняйте,
ЗЕМЛЮ берегите!!!

Прослушивание аудиоэнциклопедии дяди Кузи и Чевостика «Растения»

Литература

  1. В.В. Петров Растительны мир нашей родины (70)
  2. Н.Рыжова «Деревья – наши друзья» (3.122)
  3. Т.Н.Нуждина «Энциклопедия для малыышей Чудо-всюду» (57)
  4. Растения Москвы Лето (3.81)
  5. Растения Москвы Осень (3.82)
  6. Медодическое руководство к серии «Демонстрациолнный материал для фронтальных занятий)
  7. Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды лесные» (78)
  8. Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды садовые» (77)
  9. Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья» (80)
  10. Наглядно-демонстрационный материал «Деревья» (32)
  11. Энциклопедия Все обо всем «Растения» (22)
  12. Полная энциклопедия «Растения» (38)
  13. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты
  14. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
  15. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
  16. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я.
  17. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы

Елена Столярова

Экологическая тропа в МАДОУ №8 «Сказка»

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-

Лес, степи, горы. А человеку нужна

родина. И охранять природу значит

охранять родину»

М. М. Пришвин

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обы-чные прогулки с детьми для экологических занятий , трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников , игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки , для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

На прогулке я использую разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”. Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”) .

Важно помнить об интегрированном подходе : на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором. Также идет интеграция областей : познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

1. «Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей , встречает Мишка.


2. «Озеро с уточками» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, уточки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

3 «Остановка птичья» формировать экологическую культуру детей ; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.



4. «Остановка для изучения погоды» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра) . При наблюдении за природными явлениями развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.


5. «Жизнь муравьев» углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.



6. «Остановка – лекарственные травы» создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений.


7. «Жители леса» - эта зона дает возможность для организации узнавания, формирования первоначального знания об обитателях леса.


8. «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений : цветы -одуванчики, травы, насекомые.


9. «Красная ягодка» это территория, где посажена калина. Воспитывает трудолюбие и наблюдательность.


10. «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.



Оснащенная таким образом эколого -развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Самое главное в экологическом воспитании –его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа» Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках. ТОЧКА «СОСНА» Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они.

Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Проект «Экологическая тропа» (вторая младшая группа) Проект «Экологическая тропа» Продолжительность: месяц Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели Руководитель проекта: Линникова.

Экологический проект в детском саду

В своей работе по экологическому воспитанию мы уделяем особую роль экологической тропе, так как она открывает окно в мир природы, формируя экологическую культуру у детей. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования.
Знания, которые наши воспитанники получают на тропе, тесно связаны с программным материалом, они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Опыт показывает, что именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает нам реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Для объективного восприятия тропы мы составили карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов и рисунков-символов. Карта-схема содержит небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
Мы вместе с детьми выбрали «хозяина тропинки» - сказочного персонажа - Лесовичка, который даёт задания, и приглашает в гости, что делает увлекательнее знакомство с природой.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время мы посещаем различные точки. В младшей группе мы проводили занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. В этом помогали наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретали практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, бархатцев.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Мы ставим задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляем на занятиях в группе.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада.
Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей мы проводим наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Но необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми мы делимся своими впечатления об увиденном, затем это выражаем в разных видах деятельности.

Объекты для исследования

- Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе.
Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.

- Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Еще знакомит с правилами общения с природой.
Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить).

- Огород – место, где можно посадить овощи, ухаживать и наблюдать за их ростом.

- Яблоневый сад – место, где можно вести наблюдение круглый год, начиная с холодной зимы, весенним цветением, летним ростом плодов и осенним плодородием.

- Цветник – в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) - это тоже объект для наблюдения детей.

- Небольшой лесок – Деревья, типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Позволяет увидеть наросты на стволах деревьев, а так же травянистые растения растущие возле детского сада.

Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?

- Участок - особый интерес для дошкольников предоставляет участок для прогулок и игр, различных наблюдений и открытий.
Так же это место посещаемое птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов воробьи. Участок привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, в зной прячутся в тень под массивными ветвями деревьев.

Красота в природе - удел не только дальних стран. Если присмотреться, она окружает нас в саду, в лесу, на лугах и на полянах. Именно это необходимо привить в ребенке, чтобы он мог находить и любоваться ею самостоятельно.