Сказки как вид духовно нравственного воспитания. Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

1.Введение

2. Влияние сказок на духовно-нравственное воспитание дошкольников ………6

3.Заключение

4.Список литературы …..………………………………………………………….10

5.Приложение……………………………………………………………………….11

Введение

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В.А.Сухомлинский.

Проблема:

Состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Актуальность темы:

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Целью моей работы является:

1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

АОУ РС(Я) дополнительного профессионального образования

"Институт развития образования и повышения квалификации С.Н. Донского-II"

Кафедра дошкольного образования

Аттестационная работа

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Выполнила:

Слушатель курсов профессиональной переподготовки

По специальности: Воспитатель дошкольного возраста

Мухоплева А.Н.

Научный руководитель:

Михалева О. И.

Введение

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов".

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки профессора Н.Н. Светловской "Основы науки о читателе", опыт фундаментальных направлений методической науки - теории формирования читательской деятельности и самостоятельности у начинающего читателя; методика работы над выразительностью Л.П. Стрелковой; программа "Воспитание сказкой" Л. Фесюковой; Л.С. Выготский Психология искусства, Эльконин Б.Д. - волшебная сказка, а также труды "Морфология сказки" и "Трансформация волшебных сказок" В.Я. Проппа о результатах исследования множества волшебных сказок, Д. Родари - "Волшебные сказки или Д. Родари учиться сочинять сказки", а также на наш собственный опыт.

Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование нравственных качеств старших дошкольников посредством сказки.

Цель исследования: определить влияние сказки в нравственном воспитании старших дошкольников.

Гипотеза: мы полагаем, что формирование нравственных качеств старших дошкольников посредством сказки будет более эффективным, если:

Работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

Будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей при подборе сказок;

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

3. Определить влияние сказки на нравственное воспитание;

Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование родителей; беседа с детьми; количественная и качественная обработка данных.

1. Теоретическое обоснование влияния сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Л.А. Григорович дал следующее определение "нравственность" - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил "нравственность" - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.

"Нравственные нормы" - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В.И. Ядешко считает, что для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: "Нельзя обманывать взрослых", "Маленьких нельзя обижать" и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать .

По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины .

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение .

Ряд исследователей таких как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

Понятие "нравственное воспитание" всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание.

"Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает:

Формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

Превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

Формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

Формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Нравственное сознание - активный процесс отражения нравственных отношений, состояний.

Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.

При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Необходимо затронуть и методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно - ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю .

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент - методов формирования нравственного сознания и поведения.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Мы не можем не говорить о задачах нравственного воспитания дошкольника, закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло.

Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками.

В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д.

Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости ("здравствуйте", "до свидания", "пожалуйста", "извините", "спасибо" и т.д.) Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать их. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Отношение к людям проявляются и через отношение к вещам. Так, если дети не убирают за собой игрушки, не кладут на место обувь, одежду, значит, за них это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им новые хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых, и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее. Поэтому, необходимо воспитывать навыки бережного обращения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Все это необходимо в беседах, в том числе на темы художественных произведений, довести до сознания ребенка.

Девочки и мальчики в старшем дошкольном возрасте предпочитают общаться со сверстниками своего пола. Поэтому необходимо воспитателю скорректировать отношения между девочками и мальчиками. У мальчиков воспитывать внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д. А вот у девочек воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Средств для решения этих задач множество, но мы бы хотели рассмотреть сказку как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей.

Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

1.2 Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки. "Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".

Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними: сказочные образы витают над ними от предисторических времён до нашего века, века новых открытий и технологий.

Вот какое мнение о сказках выразил народ в таких пословицах: "Сказка складка, а песня быль". "Сказка - складка, послушать сладко". "Сказка ложь, а песня - правда".

Таким образом, народ противопоставил сказку песне. Пословицы утверждают, что песня правдива, а сказка вымышлена, что красота песни в её напевной речи, а прелесть сказки - в искусном расположении выдумки.

Без выдумки и вымысла сказок действительно не бывает, причём многим сказкам действительно присуща не, только фантазия, но и фантастика, то есть неправдоподобный вымысел. Важно не столько в сказке вымысла, сколько его происхождения и характер, его цель и, главное отношение к нему народа.

Развиваясь вместе с народом, из века в век создающим и пересказывающим их, сказки изменяются не только по содержанию, но и по форме, - в частности по жанровым признакам, так как изменяется отношение к ним народа.

"В разряд сказок нередко переходили произведения таких жанров, которые имели своё, особое, происхождение. Так, со временем, по мере утраты веры в действительность того, о чём рассказывалось, в сказки переходили языческие мифы. Сказками становились христианские легенды, сказочной фантастикой обрастали исторические предания, затейливой выдумкой разукрашивались бытовые анекдоты. Былины, и исторические песни, если они начинали исполняться без напева и потому терять свойственную им стихотворную форму, тоже превращались в сказку.

Так же мы можем рассмотреть разновидности сказки. Эти сказка базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом.

Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.

А.С. Пушкин писал о сказке: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Само понятие "намек", а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие "намек" подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Так же рассмотрим классификацию сказок и указатели сказочных сюжетов.

Классификация нужна прежде всего для того, чтобы разобраться в национальном репертуаре сказок того или иного народа. Но ещё она необходима для сравнительного изучения сказок разных народов.

Впервые её пытался применить И.П. Сахаров ещё в 40 - х годах XIX века к русским сказкам. Принцип классификации, как характер основных героев: богатырей, удалых людей, дурачков, умников и т.д. Но применять этот принцип было неудобно, так как герои сказок часто взаимозаменяются.

Далее классификацию сказок применил П.В. Владимиров, разделив все сказки на три основных вида: животный эпос, мифы и бытовые сказки, свёл всё богатство сюжетов к сорока одному типу. Такая классификация была неудобной и она не прижилась.

Позднее финский фольклорист Анти Аарне разделил все сказки на три основные группы: сказки о животных, собственно сказки и анекдоты. Собственно сказки он разбил на четыре раздела: волшебные сказки, легендарные сказки, новеллистические сказки и сказки о глупом чёрте.

В XX веке внесли изменения в классификацию сказок и сложились следующие группы сказок, однородных по составу персонажей, по мотивам и сюжетам, приёмам построения и другим стилевым признакам, составляющим разновидности сказочного жанра:

Сказки о животных (животный эпос);

Волшебные (или чудесные) сказки;

Социально - бытовые сказки;

Авантюрно - новеллистические сказки.

Последние две группы сказок очень близки друг к другу, но фантастический элемент в них служит целям юмора и сатиры.

Рассмотрим сказки о животных. В сказках о животных повествуется, о встречах диких животных и домашних, о дружбе зверей, взаимовыручке, о взаимоотношениях животных и человека. Так как сказки берут своё начало из древних времен, когда человек верил в то, что животные, как и люди, передвигались, жили стаями или семьями, дрались друг с другом, боялись один другого, более сильного. Люди верили в то, что их род произошёл от того или иного рода животных или растения, поэтому животные или растения в сказках одушевлены. Недаром медведь берёт в жёны девушку, в сказке об Ивашке - медвежьем ушке.

Они разговаривают, как люди, занимаются такими же делами, как люди, помогают им, имеют человеческие достоинства и недостатки. В сказках более древнего происхождения человек оказывается слабее животного, а в сказках более позднего периода человек побеждает животного своим умом и смекалкой. В сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди.

Главный персонаж сказок о животных - это хитрая кума Лиса, Лисица Патрикеевна, Лисица - масляна губица - существо льстивое, жадное, хитрое, коварное.

Аллегорический смысл имеет сказка "Лисица - исповедница", "где высмеивается ханжество и корысть духовенства, а другой сказке " Кот и лиса" высмеивается помещичье - чиновничий произвол.

Но не всегда сказки о лисе заканчиваются её торжеством. За лесть, хитрость, коварство она часто наказывается. Так, вместо "невесточки", она получает от мужика мешок с собакой, от которой ей здорово достаётся ("За скалочку - гусочку").

В противоположность лисе в сказках обычно выводится волк - глупый, старый, волк - дурень, серый дурак, жадный, но не менее лисы. Иногда он действует "лисьим" способом: хитростью: притворным тонким голосом, заставляя козлят отворить ему дверь - и поедает их. Но обычно это наглый сильный насильник.

В ряде сказок главным персонажем выступает медведь - Михайло Иваныч, Михаил Потапыч, Мишка. Это неповоротливый, неуклюжий увалень, сластёна, тугодум, зверь, огромной силы, применяющий её обычно глупо. Медведь - это насильник и хищник. Иногда он оказывается в глупом положении, когда всё время берёт вершки, а не корешки.

Из других обитателей леса и поля в сказках встречаются - зайчик серенький или беленький, ножки тоненькие, сам лёгонький - тип наивного и безобидного труса. В других сказках встречаются мышь, лягушка, а из птиц - дрозд, дятел, ворона и др.

Домашние животные в сказках представлены, прежде всего, котом - баюном (сказочник) или котом гусельщиком, котишко мурлышко, серый лобишко, который рисуется красавцем. А Котофей Иваныч любит маслице, молочко, балуется сметанкой, за что был изгнан из дома. Но в ряде сказок это смелый и положительный герой, "кот с сабелькой" освобождает петуха от лисы.

Следующий герой - это петушок, золотой гребешок, часто оказывается в ситуациях, когда его спасают, как в сказке: "Петушок - золотой гребешок" или "Петушок, бобовое зёрнышко".

Реже рассказывается о таких животных как коза, козёл, баран, свинья.

В художественной форме сказок о животных - композиция, стиль и язык сказок складывались в зависимости от их происхождения, развития и ориентацией на детскую аудиторию. В сказочных образах животных верно подмечены и воспроизведены основные повадки зверей. Черты эти подмечены фантастической способностью животных говорить, ходить друг к другу в гости, жить в одной избушке, заготавливать дрова и т.д.

В сказках животные наделяются меткими эпитетами и прозвищами, в которых народ выделяет черты их биологического поведения. Например: "Садись, косой!", или "сиволапый, чёрт" - обращение к медведю. В других сказках ("Терем - мухи") муха - горюха, комар - пискун, зайчик - попрыгайчик, бычок - соломенный бочок.

Повествование в сказках о животных, как правило, оживлено юмором: животные ведут себя как люди. Отсюда и возникает множество смешных, комических, забавных ситуаций, не соответствующих природе животных: лиса учит волка ловить рыбу, попадает головой в кадку с тестом, едет на волке и приговаривает: "битый небитого везёт", козёл прыгает волку в пасть, медведь делает себе липовую ногу и т.п.

Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия. Построены они на мотиве встрече животных друг с другом или с человеком. Повторяемость этого мотива ведёт к повторению сказочных словесных формул.

Так в сказке "Волк и лиса", зайчик рассказывает каждому встреченному персонажу, что у него была избушка лубяная, а у лисы ледяная, как лиса попросилась к нему жить, а потом его выгнала. Повторяется и утешение каждого героя: "Не плачь, зайчик, я её выгоню". К таким сказкам можно отнести сказки: "Теремок", "Терем мухи", "Колобок", "Репка" и т.п. В таких сказках однородные эпизоды даются с нарастанием или с ослаблением последующих эпизодов, а заканчиваются эффектной развязкой, представляющей как бы обрыв сюжета на более сильном или слабом звене, а иногда звене иного качества. Построение некоторых сказок ("Коза с орехами", "Смерть петушка") называют цепевидным. В таких сказках повторяется не одно звено, а все предыдущие звенья, до известного момента, когда повторение идёт в обратном направлении. Частые повторения в сказках помогают детям усвоить образцы народной речи.

Излюбленная речевая форма сказок о животных - диалог. Диалог придаёт сказке живость, поэтому хороший сказочник может при исполнении сказки, имитировать голоса животных, использовать жесты, мимику. Все эти средства помогают придать сказке живость, почти театральное исполнение.

Переходим к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом государстве". Всё, что происходит там, страшно, таинственно, чудесно. Отважный герой одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, мертвецы встают из могил, люди превращаются в животных, птиц, растения. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр - самолёт, шапка - невидимка.

Многое в сказках совершается по чудесному всесильному слову: вызывается Сивка - бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка.

В таких сказках отражаются волшебства магии: лечат настоями "чудесных" трав, едят молодильные яблоки, окропляют живой и мёртвой водой и т.д.

В сказках герои нарушают систему запретов, которые раньше служили как предостережение от опасностей, для своих родичей и соплеменников. Нарушив запреты старших, герои попадают в беду. ("Гуси - лебеди", "Привередница", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и др.)

Носителями доброго начала являются в сказке герой, героиня и их чудесные помощники. Главный герой русских волшебных сказок - Иван, реже Василий, Емеля, Андрей - стрелец. Иногда он волшебного происхождения: Ивашко - медвежье ушко; иногда - царского рода: Иван - царевич. Но обычно он мужицкого происхождения, а потому зовут его Иван - дурак, который на печи сидит.

Внешность его тоже различна: или это писаный красавец, либо невзрачный парень. В начале сказки Иван примечателен тем, что он обижен судьбою, он последний сын из трёх братьев. Он слаб и никому не нужен. Иван остаётся без наследства, так раньше наследство по закону доставалось старшему брату. На Иванушку - дурака все машут руками, над ним смеются, его презирают. В любом обличии на него нельзя положиться, он для окружающих является человеком, на которого нельзя положиться, ничего путного от него не дождёшься.

Но наступает время, и герой сказки начинает проявлять свои подлинные качества. Он, оказывается, не глуп, а просто не применял своих сил без надобности. От своих "умных", хитрых, завистливых, жадных и коварных братьев, Иван отличается бескорыстием, гуманностью, состраданием к слабым и обездоленным. Он любит природу и щадит или выручает животных, попавших в беду, а они потом становятся его чудесными помощниками. Любимый народный герой - бесстрашный, он преодолевает все преграды; верный своему слову, он выполняет всё, за что ни возьмётся. Главный герой ловкий, смелый, иногда хитрый, он выходит победителем изо всех преград и - в качестве награды получает жену - красавицу, да ещё с царством - государством в придачу.

Сказочные женские образы представлены тремя основными типами.

Первый тип - это воинствующая дева, "сильно - могучая королева", "богатырица", такая, как Марья Моревна. Второй тип героинь - это "мудрые девы", которые наделены ясным умом и величавым спокойствием, находчивостью в деле, преданностью в любви. Да ещё к тому же - это были красавицы, что "ни в сказке сказать, ни пером описать". Такова Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Царь - девица. Они обычно помогают герою и часто во многом превосходят его.

В сказочных образах женщин - воительниц "мудрых жён" воплотились воспоминания о разных ступенях матриархата, когда женщина была главой и организатором рода, хранительницей житейской мудрости опыта, пользовалась глубочайшим уважением. В сказочных образах героинь отражалось и то, что женщина была хранительница домашнего очага и душой семьи.

В образах сказочных героинь народ отобразил высокие нравственные качества русской женщины: красота, простота, полное неиссякаемой любви сердце, стремление пожертвовать собою для торжества своей мечты. Третий тип сказочных героинь - это скромная, обиженная судьбою падчерица, сирота - сестрица Алёнушка, возлюбленная Финиста - Ясного Сокола и т.д. За трудолюбие, терпение и верность сказка, в конце концов, приводит их к радости и счастью.

Героиня и герой волшебной сказки побеждают все препятствия с помощью чудесных друзей помощников и волшебных предметов. Чудесные друзья помощники чаще всего животные: Сивка - бурка, серый волк, золотая рыбка, свинка - золотая щетинка, Ногай - птица, корова. А иногда помощниками являются добрые старички или старушки, встреченные случайно на дороге, в лесу, даже бабы - яги, которые дарят герою волшебные предметы. Нравственные устои жизни - добра и зла в волшебных сказках отделены друг от друга. Зло представлено тёмным миром, враждебными силами, таинственными, страшными, непонятными, но, в конце концов, одолеваемыми человеком.

Отрицательные персонажи в сказках чаще всего Змей Горыныч, Змей вихорь, Змей огненный, похититель и пожиратель людей, чудо - юдо, Баба - яга "костяная нога" и Кощей бессмертный. На разных этапах развития сказки Змей несёт разные образы. На ранних - олицетворяет природную стихию: гроза, смерч, ураган, ливни, землетрясение. На поздних - борьба с внешними врагами, захватчиками родины. Баба - яга живёт в глубине дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Всех посторонних она чувствует по запаху и встречает недружелюбно, как чужеземцев. Баба - яга - колдунья, которая повелевает птицами и зверями, способна превратить людей в животных. Часто крадёт детей, чтобы их съесть.

В избушке у неё есть предметы домашнего обихода: печь, нитки для пряжи, метла, ступа, на которой она летает. Ступа - тяжелый предмет обихода крестьянской избы. А в сказках на ней летает Баба - яга, да ещё метлой погоняет, поэтому происходит снижение страшного образа старухи в смешное, ироническое.

Главный враг героя или героини - Кощей бессмертный. Безобразный старик представляется в сказках, прежде всего насильником, похитителем женщин, которых он превращает в своих жён - рабынь. Это жадный скряга, обладатель несметных сокровищ. Кощей - колдун, обладающий огромной силой и волшебными предметами, он прозывается "бессмертным" - в этом, сказалось стремление увековечить своё господство, увековечить как несокрушимый закон природы.

Образ Кощея возник, возможно, в период распада матриархата, воплощал деспотическую силу мужчины, становившегося во главе рода. Но народ, вынужденный признать силу Кощея, не соглашается с его " Бессмертием". Борьба с ним тяжела, но одолеть Кощея можно, ведь его смерть окутана тайной. Она находиться далеко от самого Кощея, и достать её трудно: "На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце смерть Кощея". Но герой узнаёт об этой тайне и убивает Кощея.

В дальнейшем образы Кощея, Бабы - яги, Змея в развитии волшебной сказки стали играть одинаковую роль - враги героя. В сказках позднего периода появляются враги сказочного героя - Лихо одноглазое, Горе, недоля, Судьба.

Народ воплотил в образах этих героев своё представление о враждебных ему социальных силах, которые несут бедность, нищету, разорение. Сказки о горе заканчиваются благополучно, так герой, намучившись от горя, избавляется от него. Он зарывает его в землю, топит его в речке, забивает клином в колесе и т.п. Образы Горя и ему подобные более характерны для сказок социально - бытовых, чем волшебных и свидетельствуют о перерождении одной разновидности сказки в другую.

В них повествуется об удивительных путешествиях и опасностях, забавных и запутанных положениях в жизни, из которых герой (героиня) выходит победителем не с помощью волшебства, а благодаря собственной изворотливости и ловкости, хитрости и уму. Творческая фантазия, выдумка в сказках этого типа носит принципиально иной характер, чем в волшебных сказках: это не столько фантастическое, сколько просто удивительное, исключительное, невероятное. Местом действия авантюрно - новеллистических сказок является не фантастическое "тридевятое царство, тридевятое государство", а вполне реальная обстановка, причём обычно городская (трактир, богатый дом и т.д.)

Сюжеты авантюрно - новеллистических сказок часто тоже "свадебные", как и волшебных, но развёрстываются они при всей их невероятности в реальной обстановке. Эти сказки о том, как незнатный герой (Иван - пастух) жениться на царской дочери, разгадав её загадки, добыв её кольцо, узнав её приметы и т.п. Подобные сказки рассказываются и о простой девушке, сумевшей также ловко выйти замуж за царевича.

Популярны сюжеты о невинно оклеветанной девушке, честь которой восстанавливается. Из этого видно, что некоторые авантюрно - новеллистические сказки возникли на основе преобразования волшебных сказок. Но чаще всего в авантюрно - новеллистических сказках разрабатываются мотивы семейной жизни: о верной или неверной жене, о любовнике, попавшем в неудобное положение, об исправлении ленивой и строптивой жены, о том как жена выручает хвастливого мужа, как своим терпением обезоруживает его, как муж попадает на свадебный пир своей жены, которую вынуждают выходить замуж за другого, и многие другие.

Героем авантюрно - новеллистических сказок обычно является "бывалый" человек, пройдоха, умеющий не дать себя в обиду и выйти сухим из воды. Это купеческий сын или приказчик, шут, ловкий вор, солдат и т.п. В сказках этого типа царь награждает вора за то, что тот не соглашается обворовывать "государеву казну". Раньше, чем другие разновидности русских народных сказок, авантюрно - новеллистические сказки нашли отражение в русской литературе.

Так, на мотиве сказок о простых девушках, посрамляющих знатных лиц своей мудростью, построена древнерусская повесть о муромском князе Петре и его супруге Февронии.

Композиции и стиль авантюрно - новеллистических сказок отличается от художественной формы волшебных сказок. Сказки о личных и семейных отношениях более сложны по построению, в них больше случайностей и неожиданностей. В них наблюдается стремление к описанию внешности действующих лиц и более развёрнутой характеристике их. Речь персонажей индивидуализируется.

В сказках встречается подробное описание обстановки, воспроизводящей повседневный быт тех или иных общественных групп. Язык и стиль таких сказок часто характеризуются книжными оборотами, своеобразной манерностью. Авантюрно-новеллистические сказки трудно отличить от социально - бытовых сказок.

Большое место в русском сказочном жанре занимают социально - бытовые сказки, обычно юмористического или сатирического характера. По своему сюжету, образам и художественному облику, они отличаются от волшебных сказок. Сюжеты социально - бытовых сказок строятся на том, что происходит всё невероятное и несбыточное в самой повседневной (чаще всего деревенской) обстановке.

В таких сказках творческая выдумка направлена на то, чтобы высмеять, подвергнуть сомнению все представления, понятия взгляды, считающиеся нормальными в классовом обществе. В сказках жадный богач не становится ещё богаче, а разоряется, бедняк же, наоборот становится богачом. В жизни барин, помещик, чиновник, поп издевались над мужиком, батраком, просителем - в сказке происходит наоборот.

В домашнем быту печка стоит неподвижно - в сказке Емеля - дурак разъезжает на ней по всему царству. Таков общий принцип в построении сюжетов в сказках такого типа. Разумеется, в сюжете одной конкретной сказки этот принцип проявляется так, в сюжете другой - по - другому, в одной ярче, в другой бледнее. Но в основе художественного метода социально - бытовой сказки лежит именно это стремление "показать алогизм обычного", "вывернуть его наизнанку".

Герои социально - бытовой сказки часто выступают самые простые люди: бедный мужик, батрак, "мастеровой человек", солдат. Характеризуются они почти также, как и герои авантюрно - новеллистических сказок.

В социально - бытовых сказках образ Иванушки - дурачка, который действовал в волшебных сказках, изменяется и переосмысливается, наполняется новым содержанием. Переосмысление образа сказочного русского Ивана шло в двух направлениях, но в обоих случаях возникал образ так или иначе сниженный, "прозаический", карикатурный.

В социально - бытовых сказках герой часто оказывается третьим, младшим сыном. При дележе наследства старшие братья его обижают. Но сочувствия к нему по этому случаю, сказка не обнаруживает. Если в волшебных сказках был "Иван меньшой", "разум большой", то у нового героя разума то и нет. Он только и знает, что сидит или лежит на печи ("на печке лежал, да сопли в клубок мотал"). Правда это не сознательный бездельник или лодырь, но это дурак, который не может сделать хорошо, ни одного дела. Его ругают, и бьют (поэтому он "дурак набитый") - "да что толку: с дурака взятки гладки".

В сказке награждается и этот Иван; отсюда и поговорка: "дуракам везёт". Но богатство и счастье, получаемые дураком, - это уже не награда, а случайная удача. Глупость и нерасторопность, лень и праздность, неумение работать, болтливость и пустое упрямство, лживость - всё это осмеивается как пороки общечеловеческого характера, присущие многим людям из народа. Смех в сказках об Иване - дурне добродушный, беззлобный юмор.

С другой стороны герой в социально - бытовых сказках также рисуется вначале наивным дурачком и простофилей, затем обнаруживается, что это лишь маска, за которой прячутся ум, хитрость, ловкость, сноровка. Но все эти качества человека на "уме", направлены не на борьбу с фантастическим злом в образе Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, а с реальным, социально определённым врагом. Хитростью, обманом, притворством и ложью герой социально - бытовой сказки, бедный человек жестоко мстит своим прямым угнетателям: жадным, но глупым барам, попам, богачам, судьям, купцам. Добродушный юмор превращается здесь в беспощадную сатиру. Пороки, обличаемые в сказках на эти темы, те же самые: лень, жадность, неуменье взяться за дело и т.д. Но носителями этих пороков являются - дворянство, чиновничество, духовенство.

Раскрывая "алогизм обычного", народ доказал в своих сказках справедливость созданной им пословицы: "Мужик сер, да ум - то у него не волк съел". Народ верит в силу человеческого разума, справедливости и в сказках утверждает, что жизнь в классовом обществе устроена несправедливо. Носителем разума - догадки, находчивости, остроумия, житейской опытности т.д. - здесь выступает простой человек: мужик, солдат, сапожник и т.п.

В исторической действительности крестьянин был крепостным, обманутым, приниженным и осмеянным. Это его барин называл "дураком" и "простофилей". В сказке мужик всегда торжествует над барином, одурачивает "умника", используя его жадность, зависть, хвастовство и другие слабости, изобличая барскую лень, неумение работать. Рассказывается, как мужик заставил встреченного им барина караулить под шапкой соловья, а на самом деле - кучу навоза. Сам угнал барскую тройку, явился к барыне, взял у неё денег и т.д. Принимая обличье "простака", "серого мужика", "дурака", мужик в глаза издевался над барином.

Сказки о богатом и бедном братьях близки по темам к сказкам о Доле и Недоле, о Правде и Кривде, но интересны они не столько своей моралистически-философской идеей, сколько конкретностью изображения реальные классовые взаимоотношений, социально - психологических качеств богача и различных форм закабаления.

Большинство сказок на этот сюжет оканчивается тем, что богач наказывается бедностью, а бедняк награждается богатством. Так происходит в сказке "Горе", где богатый брат позавидовал бедному брату. Бедный брат нашёл в яме золото, а в яму сбросил своё Горе и придавил его камнем. Богач полез в яму за золотом, приподнял камень, а Горе село ему на шею.

Своеобразие социально - бытовых сказок заключается в том, что действие их происходит в реальном мире, и всё лишь представляет "изнанку" этого же обыденного мира. Противоречия, столкновения, борьба, о которых повествуется в социально - бытовых сказках, сами по себе возможны, но заострены до предела, даны в гиперболическом виде, превращены в гротеск.

Социально-бытовым сказкам присущи некоторые общие черты сказочной поэтики. Образы героя и его противником носят предельно - обобщённый характер. Ни подробного описания внешности, ни глубокой психологической характеристики, ни развёрнутых картин природы или обстановки эти сказки не знают. Зато имена героев часто необычны, иногда с рифмованными прозвищами: Наум - взбрело на ум, Тихон - с того света спихан, Барьма - кутерьма. "Её герой чаще отставной лихой солдат, бедный мужик, крестьянский парень или батрак. Догадливостью, сметливостью и хитростью он ставит в смешное положение алчного хозяина, попа или барина, глупую попадью или барыню - помещицу" - писал А.Н. Нечаев в предисловии к социально - бытовым сказкам.

Герой этих сказок призван к тому, чтобы наказать, "проучить", обмануть своего социального противника. Он характеризуется только поступками, в действии, иногда дается его социально - экономическое положение: "бедный мужичок", "парень бедный окончательно", "Ондрон несчастный". И персонажи, которые противопоставлены главному герою этих сказок, имеют обобщённый характер: это любой барин, поп, попадья, любой богач. В сказке сразу, в одном - другом определении даётся ведущая черта персонажа: "В одном селе жил - был старик, да такой скупой, прижимистый…", "Жил - был у нас …скупой, прижимистый поп".

Если в волшебной сказке человеку - герой противопоставлена враждебная сила чудовища, то в социально - бытовой сказке человек - труженик ведёт борьбу со своим угнетателями. "В бытовых сказках, - писал А.Н. Нечаев, полных юмора и иронии, угадываются и мотивы протеста, надежды на лучшее будущее, стремление к иной, справедливой жизни без бар и господ, без попа и кулака. Ведь герои этих сказок живут в реальном мире, они находчивы и умны и поэтому понимают кто их враг".

Своеобразие вымысла в социально - бытовых сказках приводит к тому, что чудовищ здесь нет совсем, цари и царевны почти не встречаются, нередко упоминаются святые и черти, но исключительно в комической роли. "Волшебные" предметы и "чудесные" превращения попадаются довольно часто. Но "чудеса" и "волшебство" здесь мнимые, они служат лишь средством обмана, формой уловки.

Композиция социально - бытовых сказок обычно проще, чем волшебных и авантюрно - новеллистических. Поскольку их основной идеей служит идея социальной противоположности, персонажи располагаются по принципу социального контраста: мужик и барин, батрак и поп, богатый и бедный. Действие развивается быстро, лучшие сказки отличаются краткостью, многие близки к анекдоту, т.е. отличаются неожиданными поворотами событий и эффектной, также неожиданной развязкой. От традиционного зачина осталась лишь формула "жили - были". Вот как начинаются социально - бытовые сказки: "Жил да был старик со старухою, бедные - бедные!", "Жили - были два брата, один богатый, а другой бедный". Чаще, чем в волшебных сказках встречается рифмованная, "складная" речь: "Жил - был Нестёрка. У него была детей шестёрка…"; "Коли ты Пахом, так будь у нас попом!"; "Колос от колосу - не слыхать голосу".

...

Подобные документы

    Сущность и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2012

    Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников. Сказка как дидактическое средство эмоционально-волевого и духовного воспитания детей; методика ознакомления дошкольников со сказкой и формирование нравственных качеств личности.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2013

    Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы, принципы реализации данных задач на соответствующих уроках. Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников, разработка урока.

    реферат , добавлен 29.11.2013

    Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2012

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников. Воспитательная ценность русских народных сказок, их дидактизм, образность и забавность. Эмоциональное погружение детей в сказку. Использование сказки в воспитательной работе с детьми.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Теоретические аспекты применения фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников. Анализ процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников в детском саду "Солнышко".

    дипломная работа , добавлен 22.06.2013

    Теоретические основы формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Сказка и ее возможности в воспитании математических представлений детей 5-6 лет. Конспект занятий по развитию математических представлений дошкольников.

Духовно — нравственное развитие дошкольников — это совершенствование добрых моральных черт характера, духовных убеждений и эстетических норм. Особое внимание в духовном обучении ребят уделяется всестороннему совершенствованию личности и развитию верного миропонимания и семейных идеалов. В воспитании дошкольников значительна роль и родителей и преподавателей. Сказка как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников, наиболее легкий способ привить детям правильное восприятие окружающего мира.

Средства нравственного воспитания дошкольников

К орудиям нравственного воспитания детей относят художественные средства, окружающую действительность, природу, занятия самих дошкольников.

Художественные средства – это детская литература, кино, живопись и др. Эти виды искусства помогают воспитывать проявление эмоциональных переживаний и этических понятий.
Природа пробуждает у дошкольников желание помочь слабым, заботиться и защищать их, дети проявляют лучшие качества: отзывчивость и сострадание.

Такие занятия детей, как труд, учеба, игра, прививают правила поведения в коллективе.
Окружение и атмосфера, в которой проходит развитие ребенка, также является средством воспитания. Дошкольник впитывает то, что его окружает.

Духовное воспитание ребенка с помощью скозкотерапии

Обучение детей должно проходить в доходчивой форме, соответствующей возрасту. Прививать привязанность к Родине лучше в дошкольном возрасте. Многолетней практикой доказано, что фольклор, воспитывает патриотизм и уважение к отечеству. Эффективный способ в развитии высоконравственных качеств — это изучение сказок.

Сказки знакомы с детства, именно поэтому приобщение к русским народным и художественным произведениям оказывает положительное влияние на ребят. Дети получают необходимые знания о жизни, природе и взаимоотношениях. Сказка помогает пережить и испытать разные чувства, учит отличать добро от зла.
К.Д. Ушинский, выдающийся педагог, считал, что простые и наивные по содержанию народные сказки помогают воздействовать на души дошкольников, воспитывают нравственные чувства.

От педагогов и родителей зависит, как дети воспримут сказку. Она должна оставить впечатление, чтобы оказать нравственное влияние. Сказка интересна и понятна, потому что в ней противопоставлено добро и зло, положительные герои наделены силой, отвагой, храбростью, лучшими качествами, достойными подражания, она насыщена яркими событиями, которые легко запоминаются и, конечно, они написаны неповторимым языком.

Дети используют в жизни знания, полученные из сказок. Образы сказочных героев, их поведение, необходимо анализировать и обсуждать, тогда детям проще разобраться в своих чувствах и переживаниях. Тем самым дошкольники , учатся чувствовать. Дети верят в сказки, хотя в их основе фантастика и вымысел. Дошкольники фантазируют и погружаются в сказочный мир.

В основе сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения. Сказка дает ответ, как нужно поступить в определенном случае, добро всегда побеждает. Сказкотерапия полезна для дошкольников, тем что помогает . Дошкольник использует этот опыт в жизни, начинает задумываться над своими поступками и поведением. В сказке нет нравоучений, но всегда есть урок, который понятен дошкольникам.

Добрынина Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Результат работы по теме самообразования
Тема: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации: 24.01.2016
Раздел: дошкольное образование

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Результат работы по теме самообразования

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания»
Воспитатель высшей категории: Добрынина Наталья Леонидовна
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу, считаю это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется недостаточно времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Поэтому я решила уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании моих воспитанников. Ведь самые обычные народные сказки обладают целительными свойствами и очень полезны для малышей. Дети, которым читают сказки, раньше начинают говорить, говорят более грамотно. Хорошая сказка завораживает своим сюжетом, речевыми оборотами и позволяет ребенку погрузиться в мир фантазий.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
 побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;  формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;  развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;  подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.  Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для родителей. В своей работе использовала следующие этапы работы со сказкой: Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. При ознакомлениисказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Из большой сказки
повторно читаю отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие, т.е. показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. А так же, использовала словесные приемы, зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях давала им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Для закрепления знаний использовала дидактические игры на материале знакомых сказок и литературные викторины.Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев), «Сказочное лото». Литературные викторины провожу как итоговые, квартальные занятия или вечерние развлечения. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод: Подготовительный этап:  подбор и изучение методической литературы;  подбор дидактических игр;  разработать перспективный план работы. Основной этап или этап реализации: Образовательный процесс осуществляла: в ходе непосредственно образовательной деятельности; в процессе совместной деятельности педагога с детьми; при организации самостоятельной детской деятельности. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали свои сказки. Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций. В начале учебного года провели родительское собрание на тему « Сказка ложь – да в ней намек». Познакомили с предметно-развивающей средой группы, с перспективным планом, составили план посещений театральных пятниц. Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей данного возраста детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку». Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, пополнили театральный уголок пальчиковым театром и другими видами театра по русским народным сказкам по нашему возрасту. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что? Где? Когда?», «В стране добра и зла». Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей по мотивам сказок: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «В гостях у сказки!». Чтобы ребёнок нормально рос и развивался, ему необходима не только любовь и внимание взрослых, но и заинтересованное участие взрослых в детской жизни. Осуществили проект «Здравствуй, сказка!». Основным результатом стал совместный показ с родителями показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Три медведя».
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок. Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций. Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Литература:
1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб: Алетея,1996,с.99. 2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 310 с. 3. Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в России. – 1997. – № 4. 4. Психолог в детском саду 2004 № 2. 5. Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63с. 6. «Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год. 7. «Улыбка судьбы» Н.К.Медведева. 8. «Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997 – №6. 9. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко. 10. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» О.А. Куревина. 11. Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная пресса, 2006. – 128с. 12. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004. 13. Детский сад от А. до Я, №6 2005г. 14.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г 15.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006. 16.Ушакова О.С. Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.

«Сказка - это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений».

(В.А.Сухомлинский)


Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка, как средство духовно-нравственного

Воспитания личности дошкольника.

«Сказка - это зернышко, из которого

Прорастает эмоциональная оценка

Ребенком жизненных явлений».

(В.А.Сухомлинский)

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка».

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится «красна девица» (умница, рукодельница), а для мальчиков – «добрый молодец» (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.