Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.
При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.
Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.
Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.
Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года
Год + месяц | Вес(кг) | Рост(см) | Месяц |
Новорожденный | 3,60 | 50 | 0 |
1 месяц | 4,45 | 54,5 | 1 |
2 месяца | 5,25 | 58,0 | 2 |
3 месяца | 6,05 | 61 | 3 |
4 месяца | 6,7 | 63 | 4 |
5 месяцев | 7,3 | 65 | 5 |
6 месяцев | 7,9 | 67 | 6 |
7 месяцев | 8,4 | 68,7 | 7 |
8 месяцев | 8,85 | 70,3 | 8 |
9 месяцев | 9,25 | 71,7 | 9 |
10 месяцев | 9,65 | 73 | 10 |
11 месяцев | 10 | 74,3 | 11 |
12 месяцев | 10,3 | 75,5 | 12 |
Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года
Возраст | Окружность головы | % от длины тела |
До 1 месяца | 35 | 69 |
1 месяц | 37 | 69 |
2 месяца | 39 | 68 |
3 месяца | 41 | 67 |
6 месяцев | 44 | 65 |
9 месяцев | 46 | 64 |
1 год | 47 | 63 |
Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни
Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.
1-й месяц
В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.
2-й месяц
В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».
3-й месяц
В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .
4-й месяц
В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.
5-й месяц
В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.
6-й месяц
В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.
7-й месяц
В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.
8-й месяц
В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.
9-й месяц
В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.
10-й месяц
В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.
11-й месяц
В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.
12-й месяц
В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.
Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.
1 месяц
должен уметь ребенок
- лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
- реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.
может также уметь
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
- лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
- улыбаться в ответ на вашу улыбку.
2 месяца
Улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).
Лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- тянуться к предметам;
- соединять руки;
- смеяться вслух; - визжать от восторга.
3 месяца
Лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.
Лежа на животе,поднимать голову на 90°;
- рассеянно улыбаться;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери; - издавать фыркающий звук.
4 месяца
Лежа на животе, поднимать голову на 90°;
- громко смеяться;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).
Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- сидеть без опоры;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.
5 месяцев
Твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- "петь" звуки, меняя интонацию.
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.
6 месяцев
Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).
Подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
7 месяцев
Сидеть без опоры;
- издавать влажный фыркающий звук.
Играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца);
- подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".
8 месяцев
Перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
- искать упавший предмет.
Стоять,держась за кого-то или за что-то;
- подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
- ходить, держась за мебель;
- короткое время стоять без посторонней помощи;
9 месяцев
Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.
Играть в мячик(катить вам его обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- отчетливо произносить "папа" или "мама";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне".
10 месяцев
Стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- играть в "ку-ку".
Отчетливо произносить "папа" (к 10 месяцам) или "мама"(к 11 месяцам);
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме "мама" или "папа", "дай";
- ходить.
11 месяцев
Самостоятельно садиться из положения на животе;
- подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- хорошо ходить.
12 месяцев
Ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
- понимать слово "нет";
- выполнять несложные просьбы;
- знать, как его зовут.
Хорошо ходить;
- произносить 5 и больше слов, кроме "мама","папа";
- играть в "Сороку-ворону";
- активно рисовать каракули карандашом или мелками.
Словарный запас ребенка
3 месяца
- появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки "м" "г", "к", "н".
6 месяцев
- из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.
10 месяцев
- появляются 2-3 "лепетных" слова: "мама", "баба", "ляля".
2 года
- словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.
2 года 6 месяцев
- правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.
3 года
- словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов,овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы.
4 года
- в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
5 лет
- запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски,перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.
5-7 лет
- словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.
Как развивается речь с развитием ребенка:
1 месяц
— услышав звук, настораживается, прислушивается,
— реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
— при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
— следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого
— в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
— общайся с ребенком, подражать его звукам;
— если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.
— ребенок никогда не кричит перед кормлением;
— у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией — нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.
2 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— улыбается при общении с родителями;
— сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».
Чтобы стимулировать развитие речи:
— продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
— комментируй свои действия.
3 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».
Чтобы стимулировать развитие речи:
— повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
— веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
— называй ребенка по имени.
4 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— продолжает гулить;
— в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех — повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
— каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты
: важно, чтобы в них были повторения и ритм.
Нужно обратиться к специалисту, если:
— ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.
5 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
— попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.
Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа? ").
6 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— поворачивает голову на звон колокольчика;
— произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
— произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
— прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало — «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
— покажи кукольное представление.
7 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
— говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— имитируй животных и предметы.
— покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».
Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками
8 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
— лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов — „Гуси-гуси“:
— Гуси-гуси! — Га-га-га
— Есть хотите? — Да-да-да!…
— играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок
9 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
— произносит слоги, имитирует звуки;
— откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
— понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает — не значит слушается)
Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
— Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
— читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.
Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги
10 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует в общении как минимум 1-2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
— машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)
Чтобы стимулировать развитие речи:
— играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
— говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
— объясняй значение слов снова и снова;
— при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“
Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.
11 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
— дает игрушку в ответ на просьбу;
Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)
1 год—1 год и 3 месяца
Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
— дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
— читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз — иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.
— после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
— к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.
1 год и 3 месяца— 1 год и 6 месяцев
Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
— выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;
Чтобы стимулировать развитие речи:
— читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
— научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное — увидеть результат.
Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
— к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.
Нравится
Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».
Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.
Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.
Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.
Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.
Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.
1 месяц
В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:
- Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
- Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
- Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
- Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
- Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
- Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
- Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
- Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.
Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .
2 месяца
- Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
- Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
- Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
- Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
- Учится поворачиваться с бочка на спинку.
Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .
3 месяца
- Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
- В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
- Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
- Успокаивается под мелодичное пение мамы.
- Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
- Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
- К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
- К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.
Игры для развития малыша в 3 месяца .
Недавно стали мамой малыша?
4 месяца
- Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
- Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
- К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
- Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
- Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
- Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
- Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
- Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
- Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.
Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .
5 месяцев
- Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
- Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
- Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
- Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
- Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
- Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
- Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
- Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
- Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.
Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .
6 месяцев
- Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
- Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
- Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
- Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
- С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
- Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
- Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
- Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
- На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.
Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .
7 месяцев
- Ребенок уже может сидеть без опоры.
- Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
- По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
- На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
- Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
- Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
- Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.
Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .
8 месяцев
- Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
- Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
- Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
- Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
- Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
- Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.
Развивающие игры для восьмимесячного малыша .
9 месяцев
- Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
- Учится играть в мячик, катит его обратно.
- Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
- Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
- Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
- Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
- Учится ходить, держась за опору.
- Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
- Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
- Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
- В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.
Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .
10 месяцев
- Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
- Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
- Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
- Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
- Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
- При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
- Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.
Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .
11 месяцев
- Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
- Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
- Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
- С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
- Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
- Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
- Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
- Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
- Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
- Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.
Развивающие игры в 11 месяцев читайте .
12 месяцев
- Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
- Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
- Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
- Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
- Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
- Любит : подползать под них, залезать на диван.
- Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
- При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
- Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
- Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
- Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.
Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .
Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.
Читайте в этой статье:
Рождение ребенка — один из самых ярких моментов нашей жизни. Но когда первые восторги, вызванные столь радостным и долгожданным событием, проходят, родителей практически полностью поглощает уход за малышом. Со временем папа и мама узнают о том, что существуют определенные стадии развития ребенка, и начинают тревожиться, соответствует ли развитие младенца общепринятым нормам. При этом волнение касается как изменения роста и веса крохи, так и приобретения им определенных физических и коммуникативных умений. Давайте разберемся, какие же стадии развития проходит малыш до года.
Месяц 1: новорожденный
Вес — около 3-3,5 кг, рост — 48-51 см (здесь и далее параметры физического развития указываются на начало каждого месяца, то есть в данном случае имеется в виду начальная масса и рост ребенка). Контролировать физическое развитие ребенка по месяцам можно по специальной таблице, отображающей нормы ежемесячных прибавок в весе и росте у деток от рождения до года.
На 1-ом месяце жизни малыш способен:
- периодически повторять попытки удержать голову на весу;
- идентифицировать 4 цвета — белый, красный, черный и желтый;
- совершать резкие микродвижения;
- издавать звуки;
- различать звуки с резко-негативной (плач, ссора, крики) или усиленно-позитивной (ласковой, нежной) окраской;
- недолго фокусировать взгляд на лице, которое находится очень близко;
- узнавать мамины прикосновения, голос и запах;
- некоторое время сосредотачивать взгляд на плавно перемещающемся или неподвижном предмете.
Кроме того, новорожденные детки очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы или же того из родителей, кто постоянно находится рядом.
Раздражение, злость и постоянные выяснения отношений способны заставить малыша плакать от психологического дискомфорта, поэтому стоит держать себя в руках и стараться побольше отдыхать.
Сохраняется такая эмоциональная зависимость как минимум до года, а иногда и дольше.
На данной стадии развития новорожденный обладает только одним способом выразить свое недовольство: плач — это универсальный сигнал, обозначающий боль, испуг, жару/холод, грязный подгузник, жажду или голод. Соответственно, пока младенец не научится говорить (словами или жестами), плакать он будет достаточно часто.
Месяцы 2-3: солнечная улыбка и капризы
На 2-ом месяце жизни малыш (вес — около 3,7-4,1 кг, рост — 50-55 см) способен:
- переворачиваться с одного из бочков на спину;
- лучезарно улыбаться;
- недолго удерживать взглядом медленно двигающийся предмет;
- «агукать», перебирая на разные лады сочетания звуков «гу-гу», «агу», «гуу» и т.д.;
- пытаться повернуть голову к источнику звуков;
- при общении интенсивно двигаться, демонстрируя таким образом радость;
- пытаться подольше удерживать поднятую голову.
Самое значительное достижение малыша на данной стадии развития — это улыбка. Она уже не физиологическая, как у новорожденного, а коммуникативная, демонстрирующая маме, что все хорошо и крохе в настоящий момент более чем комфортно. Кроме того, осмысленный и направленный взгляд крохи говорит о том, что развитие ребенка по месяцам идет в соответствии с общепринятыми нормами.
На 3-м месяце жизни малыш (вес — около 4,5-4,9 кг, рост — 55-59 см) способен:
- находить глазами источники света и звуков;
- выражать свое недовольство посредством крика, плача или хныканья;
- капризничать;
- держать и поворачивать голову;
- ворковать в такт словам взрослого;
- упираться (при поддержке) ногами в любые горизонтальные поверхности;
- перекатываться на бочок со спины;
- периодически цеплять руками игрушки, размещенные над кроваткой;
- цепко захватывать и моментально тянуть в ротик небольшие предметы.
Трехмесячный малыш уже вполне способен испытывать скуку. Именно поэтому он иногда может похныкивать просто от отсутствия новых впечатлений. В этот же период врожденные рефлексы понемногу заменяются осознанными навыками, а количество условных рефлексов растет невероятно быстро.
Месяцы 4-5: крепкий сон и первые слоги
На 4-ом месяце жизни малыш (вес — около 5,2-5,6 кг, рост — 60-62 см) способен:
- слегка придерживать ручками грудь/бутылочку, играя таким образом с источниками пищи;
- узнавать маму и предпочитать ее объятия;
- выделять наиболее интересные игрушки;
- произносить определенные звуки, отличные от «агу»;
- распознавать знакомые голоса и незнакомые;
- хватать висящий предмет ручками;
- иногда реагировать на звук своего имени;
- лежа на спине, немного приподнимать плечи и голову.
На этой стадии развития детки могут испытывать любопытство, страх, радость и даже разочарование. Колики (если они были) начинают проходить, и некоторые малыши радуют своих родителей непрерывным шестичасовым сном, что в возрасте до года является настоящим подарком вымотавшимся папе и маме.
На 5-ом месяце жизни малыш (вес — около 5,9-6,3 кг, рост — 62-65 см) способен:
- со смехом выслушивать потешки;
- что-то рассказывать на своем языке в такт игре или стишку;
- перекатившись на живот, опираться на ладошки, высоко приподнимая свое тело;
- легко поворачиваться на живот со спинки;
- захватывать и со всех сторон ощупывать различные предметы;
- играть с предметом самостоятельно до 10 минут;
- с интересом рассматривать картинки;
- настороженно относится к незнакомым людям.
5-й месяц — именно та стадия развития малыша до года, на которой от него можно услышать первые слоги «да», «ма», «ба» и «па». Таким образом ребенок практикует новую разновидность речи — лепет. Совершенствуется на данном этапе и возможность зрительной координации движений рук, поэтому малыш легко хватает нужную игрушку, оценив предварительно ее местоположение.
Месяцы 6-7: попытки ползать
На 6-ом месяце жизни малыш (вес — около 6,5-6,8 кг, рост — 64-68 см) способен:
- делать попытки встать на ножки, удерживаясь за надежную опору;
- имитировать при помощи лепета слышимые звуки;
- подползать на несколько сантиметров к интересующим его предметам;
- внимательно слушать речь;
- кидать предметы и плакать при невозможности их вернуть;
- указывать взглядом на предметы, о которых говорится;
- перекладывать предметы из одной ручки в другую.
Зрение ребенка на данной стадии уже полностью развилось. Соответственно, малыш с удовольствие будет наблюдать на улице за животными, людьми и природой, радуясь четким и ярким образам.
На 7-ом месяце жизни малыш (вес — около 7,1-7,4 кг, рост — 66-70 см) способен:
- играть в различные жестовые игры;
- понимать достаточно много слов;
- не отпускать ни на минутку от себя маму, чувствуя сильный страх при расставании с ней;
- одни предметы вкладывать в другие, если позволяет размер;
- твердо стоять у опоры;
- пробовать садиться;
- освоить кормление с ложки.
Обычно на 7-ом месяце ребенок медленно, но весьма уверенно передвигается ползком, что существенно расширяет границы проводимых им исследований. Малыш пробует на вкус и ощупь все, что попадается ему на пути.
Месяцы 8-9: учимся выполнять просьбы
На 8-ом месяце жизни малыш (вес — около 7,6-8,1 кг, рост — 68-72 см) способен:
- лепетать с отдельными интонациями настоящей речи;
- посидеть некоторое время на горшке со спинкой;
- понимать простые просьбы, например «дай ножку»;
- есть не перетертую, а чуть более крупно измельченную еду;
- вздрагивать от резких звуков;
- быстро ползать;
- сидеть без поддержки;
- сильно бояться расставания с мамой.
Эта стадия развития отличается появлением у ребенка такого навыка, как соотносящее действие. То есть, малыш вполне может соотносить определенный предмет с конкретным местом в пространстве: игрушки — с коробкой, еду — с тарелкой или столом и т.д.
На 9-ом месяце жизни малыш (вес — около 8,1-8,5 кг, рост — 69-74 см) способен:
- показать рот, нос и другие части тела как у окружающих людей, так и у любимых игрушек (кукол, мишек и т. п.);
- постоянно засовывать пальцы во все интересные (и не всегда безопасные) дырочки;
- сминать и разрывать бумагу;
- переворачивать толстые страницы книг;
- подниматься на ножки без опоры;
- ритмично подпрыгивать на попе или стоя у опоры.
На 9-ом месяце активно развивается речь ребенка: он вскрикивает, аукает, комментирует на своем языке все происходящие вокруг события. Кроме того, именно в этот период может появиться недовольство конкретными действиями, и малыш будет протестовать против стрижки ногтей или вытирания носа (отталкивать руку, мычать, крутить головой или прятать свои ручки).
Месяцы 10-12: первые проявления личности
На 10-ом месяце жизни малыш (вес — около 8,6-9 кг, рост — 70-75 см) способен:
- с интересом присматриваться к другим деткам;
- жевать пищу;
- воспринимать шутки;
- радоваться играм;
- интонационно подражать «взрослым» разговорам;
- сознательно бросать вещи;
- доставать один предмет с помощью другого;
- ползать, ходить или сидеть у опоры;
- играть мячом, катать машинки.
Десятимесячные детки — милые повторяшки. Понравившийся жест они могут делать бесконечное количество раз: бить в барабан, баюкать мишку, кормить куклу или мыть руки.
На 11-ом месяце жизни малыш (вес — около 9,1-9,5 кг, рост — 71-76 см) способен:
- влезать на первые ступеньки шведской стенки;
- имитировать голоса некоторых животных (ав-ав, мяу-мяу и т. д.);
- понимать, когда разговор идет о нем;
- выполнять просьбы: возьми, дай, положи, отнеси;
- радоваться похвале;
- махать ручкой при встрече или прощании;
- пытаться есть ложкой самостоятельно;
- учиться ходить.
11-й месяц — это возраст первых «облегченных» слов. Новое умение выражать свои мысли очень радует кроху, и он частенько повторяет слова, получающиеся лучше всего. Некоторые детки начинают проговаривать «облегченные» слова только после года.
На 12-ом месяце жизни малыш (вес — около 9,5-10 кг, рост — 72-78 см) способен:
- пользоваться чашкой и ложкой;
- ходить;
- активно сердиться;
- собирать пирамидку;
- откусывать кусочки твердой пищи (если есть зубки);
- применять разные модели поведения в различных ситуациях;
- произносить до 15 мини-слов («гав», «ку-ку», «бип-бип» и др.);
- отлично понимать такие слова, как «нельзя» и «можно».
Все основные стадии развития малыша (от рождения до года) были для удобства сведены в специальный график, которым можно воспользоваться для поиска нужной информации. Самое главное, о чем необходимо помнить тревожащимся за своих малышей мамам и папам, — это то, что все детки индивидуальны, а предложенные выше график и таблица предоставляют усредненные данные, отображающие развитие ребенка по месяцам. При этом не учитывается ни генетическая предрасположенность, ни начальные рост и вес, ни особенности развития конкретного малыша. Поэтому вполне возможно, что физические и коммуникативные навыки вашего ребенка будут появляться раньше или позже общепринятых норм (например, многие детки первые «облегченные» слова произносят только после года).