Мотивы девиантного поведения. Психология девиантного поведения

Выделяют следующие мотивы асоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные) и защитные мотивы.

Мотивы самоутверждения заключаются в потребности самоутверждения - важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении подростка утвердить себя на социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне - семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания.

Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.

Из названных уровней утверждения личности именно самоутверждение, по всей вероятности, имеет первостепенное значение, стимулируя жажду признания на социально-психологическом уровне.

Защитная мотивация. Исследования показывают, что значительное число поступков имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение аморальных действий Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003..

Некоторые авторы, занимавшиеся изучением мотивационной сферы подростков с антиобщественной направленностью личности, выделяют пять групп таких подростков Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я. Гилинский. - М., 2002..

В первую группу входят те, которые встали на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных поступков.

Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами и установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что и приводит к антиобщественным поступкам.

Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность ощущений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личного мотива.

В пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно - отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетается у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

Один из ведущих криминалистов академик В. Н. Кудрявцев мотивацию преступного поведения понимает как процесс формирования мотива преступления, развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях. Он считает, что мотивацию надо отличать от механизма преступного поведения как по объему, так и по содержанию этих понятий. В. Н. Кудрявцев не включает в мотивацию и оценку ситуации субъектом, и предвидение им последствий своих действий, и принятие решения. Выходит, что человек, совершая преступление, действует как бы вслепую Кудрявцев В. Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. - М., 1986..

В. В. Лунеев считает, что все перечисленные элементы входят в мотивацию.

Будучи динамичным процессом, мотивация связана со всеми элементами преступного поведения: актуализацией потребности, возникновением и формированием мотива, целеобразованием, выбором путей достижения цели, прогнозированием возможных результатов, принятием решения.

Противоречия имеются и в понимании криминологами мотива. Большинство авторов понимает мотив как побуждение: осознанное побуждение к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), представляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления, внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление», «побуждение, которым руководствовалось лицо, совершая преступление.

В. Н. Кудрявцев говорит, что о мотиве преступления можно утверждать только тогда, когда уже появились или формируются такие элементы преступного поведения. Человек еще не преступник (и может им так и не стать), но уже социально опасен, поскольку имеет решимость (намерение) совершить преступление. Понимание этого важно для профилактики преступлений, которая должна состоять не только в устранении условий для их совершения, но и в изменении взглядов и установок личности, т. е. в ее воспитании и перевоспитании. В. Н. Кудрявцев пишет, что знание мотивов преступного поведения облегчает планирование мер индивидуальной профилактики и прогнозирование будущего поведения субъекта, дает представление о содержании, глубине и степени устойчивости его антиобщественных взглядов; в ряде случаев знание мотивов позволяет судить об условиях формирования личности, а также о ситуации, в которой возникло преступное намерение.

Таким образом, если для уголовного права существует только один аспект совершено преступление или нет, то для правоохранительных органов и педагогики этого недостаточно: необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могущие привести к появлению мотивов и мотивационных установок преступного поведения.

Безусловно положительным во взглядах криминалистов на мотив является положение, что мотивация преступления отражает не только и не столько ту или иную криминогенную ситуацию, в которой оно совершается, сколько все предшествующие негативные влияния социальной среды, сформировавшие личность с антисоциальной направленностью, а точнее, деформировавшие мотивационную сферу личности. Следовательно, временные пределы отражения криминогенных влияний в мотивации преступления нельзя ограничивать рамками конкретной ситуации. Здесь В. В. Лунеевым достаточно ясно выражена мысль, что, изучая структуру мотива, мы тем самым изучаем историю формирования личности, ее структуру. Между доминирующими побуждениями правонарушителя и его социальными-ролями, связями имеется известный параллелизм, поэтому особенности личности находят отражение в особенностях мотивов преступного поведения в 70-75% случаев Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. 1994. № 8-9..

В. Б. Голицын выявил, что для делинквентов характерным является доминирование потребностей в средствах существования и недостаточная сформированность потребностей развития, познания, труда, межличностного общения.

По выраженности тех или иных потребностей и особенностей Д. И. Фельдштейн делит подростков с антиобщественной направленностью личности на пять групп. В первую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных поступков. Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами, установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что и приводит к антиобщественным поступкам. Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личности мотива. В пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетаются у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

Таким образом, большинство компонентов, образующих структуру мотива преступления (преступного действия), не криминальны. Однако поскольку человек выбирает криминальные пути и средства удовлетворения потребности и достижения цели, мотив в целом, как и замысел, намерение, приобретает криминальный характер.

В.В. Лунеев приводит данные, которые показывают, что мотивы преступного поведения у лиц разного возраста существенно различаются. Подросткам 14-16 лет присущи два вида криминальной мотивации: корыстная, удельный вес которой достигает более 50%, и насильственно-эгоистическая, доля которой составляет 40%. Промежуточная форма (корыстно-насильственная) чаще всего совершается при доминировании мотивации самоутверждения. Конкретными причинами преступного поведения подростков являются: желание развлечься, показать силу, смелость, ловкость; утвердить себя в глазах сверстников, стремление к чему-то особенному, к сладостям, престижным вещам. Поэтому три четверти преступлений подростков носит ситуативно-импульсивный характер.

Преступное поведение 16-17-летних по многим аспектам сходно с таковым у подростков. Однако есть и различия. Снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40%). Мотивация как бы «взрослеет» и становится разнообразнее. Мотивами преступного поведения у лиц этого возраста являются: корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство, для добычи средств на сладости, показать свою силу и смелость, утвердить себя в глазах окружающих и т. д.

Криминальная мотивация молодежи в возрасте 18-24 лет характеризуется большей связью не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта, а с направленностью личности, ее взглядами. Возрастает удельный вес насильственно-эгоистических мотивов и уменьшается число детских мотивов (стремление приобрести авторитет у сверстников, подражание другим, хотел приключений, по принуждению). В то же время увеличивается число случаев, когда преступник не может четко определить мотив своего деяния.

В зрелом возрасти удельный вес насильственно-эгоистической мотивации снижается. На первое место выходит корыстная мотивация, мотивация выгоды, пользы, зависти. Меняется характер насильственно-эгоистической мотивации: хулиганские побуждения уступают место мотивам, связанным с озлобленностью, ревностью, местью. Ситуация играет все меньшую и меньшую роль Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. 1994. № 8-9..

девиантный мотив осужденный подросток

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения

12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах

К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность девиантного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционистская. Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными личности природно-биологическими факторами (своеобразной генетической организацией, нарушениями биохимического регулирования, механизмами работы нервной системы). Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних, в том числе и психологических факторов (личностных диспозиций). В действительности же девиантное поведение, как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки (1987), это системное или полидетерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы.

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходится - это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества, анализ и описание которых является прерогативой социологов, экономистов, политиков.

Задачей же данного раздела является показать психологические причины девиантного поведения.

Л. М. Зюбин (1963) отмечает три причины, приводящие к особенностям мотивации трудных подростков:

1) недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;

2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;

3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей.

В русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные про-социальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей, и наличие асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (путем, например, самоубийства).

Неудовлетворенная потребность ребенка в обладании собственностью, которая может быть следствием недостатка игрушек в детском саду или же бесцеремонного вторжения взрослых в мир любимых и необходимых ребенку вещей («Где ты нашел эту дрянь? Выброси немедленно!»), может способствовать развитию агрессивности, вызывать стремление компенсировать потери своей собственности путем присвоения чужой. Агрессивности, протестам против всех, демонстративному неподчинению социальным нормам и требованиям, побегам из дома способствует неудовлетворенная потребность в свободе. Неудовлетворенное стремление занять достойное место в группе сверстников и в семье (в последнем случае - в связи с появлением второго ребенка, которому родители начинают уделять больше внимания) приводит к негативным формам самоутверждения: шутовству, отчаянности, оппозиционерству.

Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежительного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т. е. к формированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию отклоняющегося, в том числе и преступного, поведения.

Ф. Патаки выделяет натуральные (природные) и социокультурные диспозиции. Натуральные диспозиции - это психопатические явления, связанные с психофизиологическими нарушениями в организации поведения. К социокультурным он относит в определенных национальных, локальных и этнических культурах своеобразные наследуемые и передаваемые по традиции образцы и модели решения конфликта, которые в случае их интериоризации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-то виду девиантного поведения; это и подражание эталонам поведения, имеющимся в определенных слоях общества, в семье, соприкоснувшейся с криминальностью, и т. д.

Автор справедливо подчеркивает, что диспозиция - это не непосредственная причина девиантности, а всего лишь вызывающий предрасположенность к ней фактор. Однако если в процессе социализации, особенно на ее ранннем этапе, неблагоприятные (например, психопатические) тенденции и склонности совпадут с соответствующими социокультурными образцами (антисоциальными, гедонистическими, саморазрушительными и т. п.), то шансы на возникновение какого-либо варианта девиантного поведения возрастут.

Надо отметить, что социальные нормы поведения (социокультурные диспозиции) могут не совпадать в разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. В определенных культурах ритуальный акт человеческого жертвоприношения, осуществления кровной мести, употребления наркотиков носил обязательный характер, являясь социально нормативным. Такой же характер имеют в настоящее время и многие законы шариата у мусульман. У современных цыган мотиватором воровства является неоформленность понятия собственности. Алкоголизм может выступать в сознании большинства людей как «национальное своеобразие». В определенных культурах наблюдается героизация самоубийства, что вызывает даже подражание, например у самураев или в отдельных слоях интеллигенции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

11.2. Психологические предпосылки девиантного поведения подростков На базе санкт-петербургских учебных заведений различного профиля (спецшколы № 1 и 2, гимназия и средняя школа) авторами исследовались антропометрические характеристики, являющиеся в ряде случаев

автора

28. Формирование отклоняющегося поведения в семье Основными источниками формирования девиантного поведения являются: –?сама личность с ее индивидуальными свойствами;–?малые социальные группы – семья, школа, производственный коллектив;–?общество в целом с его

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

41. Мотивация поведения преступника Для каждого типа преступления у преступника существует своя мотивация. Мотивацию преступного поведения следует отличать от мотива, вызвавшего конкретное преступление. Мотив преступления показывает, почему преступник совершил

автора Ильин Евгений Павлович

11. Мотивация просоциального поведения 11.1. Мотивация нормативного поведения Так называемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания. Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

11.1. Мотивация нормативного поведения Так называемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания. Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), которых

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

12.3. Мотивация эгрессивного поведения Эгрессивное поведение (от лат. egredior - выйти, избегать) - это уход из фрустрирующей, конфликтной, трудной ситуации. Это поведение проявляется в различных формах: избегание трудных заданий, ответственных поручений, уход с уроков, если

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения О преступном (делинквентном, от лат. delinquens - правонарушитель) поведении, как разновидности отклоняющегося поведения, говорят тогда, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний,

автора

4.1.2. Взгляд зарубежных психологов на проблему отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение зарубежными психологами рассматривается как результат недостаточного сдерживания внутреннего напряжения, следствие гиперкомпенсации потребностей, фрустрации, блокады

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.1.4. Типы девиантного поведения Различают следующие типы отклоняющегося (девиантного) поведения:– делинквентное – отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемый

автора

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ Проблема классификации поведенческих отклонений Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения Медицинская классификация поведенческих расстройств Сравнительная характеристика поведенческих

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Раздел II ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение как результат научения Схема анализа

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 1 ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности Профилактика отклоняющегося поведения Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности Стратегии

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции Когнитивное переструктурирование Методы

  1. Шнейдер,Л. Б.Психология подростковой девиантности и аддиктивности: учеб.-метод.пособие для студ., изуч. дисц. "Психология девиантного и аддиктивногоповедения" / Л. Б. Шнейдер; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц.ун-т. - М. : МПСУ, 2016. - 300 с. - (Библиотека психолога).
  2. Шнейдер,Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - 2-е изд. - М. :Академический Проект: Гаудеамус, 2007. - 336 с. - (Психологическиетехнологии).
  3. Клейберг,Ю. А.Девиантология: схемы, таблицы, комментарии: учеб. пособие [для студ.вузов] / Ю. А. Клейберг; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - М.: МПСУ, 2014. - 152 с.
  4. Прялухина,А. В.Подростковая безнадзорность как социально-психологический феномен: [монография]/ Алла Вадимовна Прялухина; Федер. агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО"Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск: МГТУ, 2013. - 130 с.
  5. Васильева,В. Н.Социальная работа с девиантами: ценностно-нормативные исоциально-психологические аспекты: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. понаправл подгот. и спец. "Социальная работа" / В. Н. Васильева, А. В.Прялухина; Федер. агентство по рыболовству, ФГОБУ ВПО "Мурм. гос. техн.ун-т". - 2-е изд., доп. - Мурманск: МГТУ, 2015. - 210 с.
  6. Менделевич,В. Д.Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / ВладимирДавыдович Менделевич. - СПб. : Речь, 2008. - 443, с. : табл. - (Современныйучебник).
  7. Змановская,Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие длястуд., изуч. психологию, соц. работу и соц. педагогику / Е. В. Змановская. -4-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 288 с. - (Высшее профессиональноеобразование).
  8. Хлюпин,В. Когда все есть: записки школьногопсихолога: [работа с трудными детьми] / В. Хлюпин// Социальная педагогика. -2010. - № 2. - С. 38-44.
  9. Нехорошева,И. В. Оценка предрасположенностиподростков к девиантному поведению / И. В. Нехорошева, В. Н. Зубов// ОБЖ.ОсновыБезопасности Жизни. - 2010. - № 7. - С. 46-53.
  10. Петрушин, В. И.Проблемные дети (девиантыи акцентуанты с аномалиями в поведении) / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина//Классный руководитель. - 2015. - № 4. - С. 61-77.
  11. Пятницкая, И. Н.Трудные дети - трудныевзрослые / И. Н. Пятницкая, А. И. Шаталов. - М. : КноРус, 2011. - 119, с.
  12. Евлашкина, Н. М. Мотивация аффилиации и динамика агрессивногоповедения у подростков с девиантным поведением / Н. М. Евлашкина, А. Б.Холмогорова// Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 65-72.
  13. Рудзинская, Т. Ф. Проблемы самоактуализации подростков-девиантов / Т. Ф. Рудзинская//Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 2-3. - С. 44-46.
  14. Мирошниченко, М. В. Методы исследования образа мира девиантныхподростков / М. В. Мирошниченко// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С.43-54.
  15. Целуйко,В. М. Отклоняющиеся формы поведения детей иподростков: пути предупреждения и преодоления / В. М. Целуйко// Семейнаяпсихология и семейная терапия. - 2012. - № 3. - С. 30-53.
  16. Павлов, Б. С. Над опасным "социальным придоньем": о девиантной субкультуре подростков / Б. С. Павлов// СОЦИС. - 2013. - № 2. -С. 69-
  17. Морозов,В. В. Как вести растущего человека по ступенькамвзросления / В. В. Морозов// Социальная педагогика. - 2014. - № 2. - С.104-108.
  18. Книжникова, С. В. Подготовка подростков к осознанномувыявлению в медиапродукции девиантных и потребительских ценностей / С. В.Книжникова// Социальная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 48-54.
  19. Умнова, Н. А. Диагностика асоциальных отклонений вповедении несовершеннолетних / Н. А. Умнова// Классный руководитель. - 2015. -№ 4. - С. 83-88.
  20. Лажинцева, Е. М.Интернет как новая средадля проявления девиантного поведения подростков / Е. М. Лажинцева, А. А.Бочавер// Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 49-58.
  21. Николаева, Н. В. Научный анализ проблемы девиантного поведениядетей: социально-педагогический подход / Н. В. Николаева// Среднеепрофессиональное образование. - 2010. - № 8. - С. 39-42.
  22. Зубков,В. И. Девиантность молодежи как результат еенеадекватной социализации / В. И. Зубков// Социально-гуманитарные знания. -2011. - № 3. - С. 156-171 ; № 4. - С. 91-109.
  23. Хухлина, В. В. Социальное исключение:проблемы и пути их решения / В. В. Хухлина// Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 15-30.
  24. Винокуров,Л. Н. Факторы риска школьной дизадаптации / Л. Н.Винокуров// Социальная педагогика. - 2012. - № 6. - С. 17-30.
  25. Мингазова, Д. В. Методика определения склонности кдеструктивному общению (МОДО) у подростков / Д. В. Мингазова, Р. М. Фатыхова,И. Н. Нестерова// Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 3. - С. 91-104.
  26. Зиядова, Д. Мотивы преступлений,совершаемых школьниками / Д. Зиядова//Воспитание школьников. - 2005. - №1. - С. 34 - 38.
  27. Морозов,В. В. От отклонений в поведении- к нравственному воспитанию, от экстремистских наклонностей - к реабилитациисредствами образования / В. В. Морозов// Социальная педагогика. - 2011. - № 3.- С. 19-24.

Мотивация девиантного поведения

Выполнила:

Студентка 4-го курса

Факультета культуры

Специальность психология

Введение………………………………………………………………………стр 3

Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

1.1. Общие представления о девиантном поведении и о его причинах……………………………………………………………..…стр 4

1.2. Особенности отдельных психических форм девиантного поведения………………………………………………………….……стр 7

1.3. Мотивация агрессивного поведения……………...…………..стр 18

1.4. Мотивация эрессивного поведения…………………………...стр 22

1.5. Мотивация преступного (делинквентного) поведения……...стр 22

Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения

2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения…………………………………………………………………….стр 27

Заключение…………………………………………………………………..стр 32

Список литературы…………………………………………………….…….стр34

Введение

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство. Если с самого детства не уделять должного внимания ребенку, в будущем можно столкнуться с большими трудностями.

Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежитель­ного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей.

Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

1.1. Общие представления о девиантном поведении и о его причинах

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность девиантного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционистская . Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными лично­сти природно-биологическими факторами (своеобразной генетической организаци­ей, нарушениями биохимического регулирования, механизмами работы нервной системы). Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних, в том числе и психологических факторов (личностных дис­позиций). В действительности же девиантное поведение, как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки, это системное или полидетерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы.

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе со­циально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факто­ры. Это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества.

Л. М. Зюбин отмечает три причины, приводящие к особенностям мотива­ции трудных подростков:

1) недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;

2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;

3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость-духовных

потребностей.

В русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологи­ческие (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные потребности , создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей, и наличие асоциаль­ных личностных диспозиций (мотиваторов) , приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (путем, на­пример, самоубийства).

Неудовлетворенная потребность ребенка в обладании собственностью, которая может быть следствием недостатка игрушек в детском саду или же бесцеремонного вторжения взрослых в мир любимых и необходимых ребенку вещей, может способствовать развитию агрессивности, вызывать стремление компенсировать потери своей собственности путем присвое­ния чужой. Агрессивности, протестам против всех, демонстративному неподчинению социальным нормам и требованиям, побегам из дома способствует неудовлетворен­ная потребность в свободе. Неудовлетворенное стремление занять достойное место в группе сверстников и в семье (в последнем случае - в связи с появлением второго ребенка, которому родители начинают уделять больше внимания) приводит к нега­тивным формам самоутверждения: шутовству, отчаянности, оппозиционерству.

Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежитель­ного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т. е. к фор­мированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию откло­няющегося, в том числе и преступного, поведения.

Ф. Патаки выделяет натуральные (природные) и социокультурные диспозиции. Натуральные диспозиции - это психопатические явления, связанные с психофизио­логическими нарушениями в организации поведения. К социокультурным он отно­сит в определенных национальных, локальных и этнических культурах своеобраз­ные наследуемые и передаваемые по традиции образцы и модели решения конфлик­та, которые в случае их интериоризации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-то виду девиантного поведения; это и подражание эталонам поведения, имеющимся в определенных слоях общества, в семье, соприкоснувшейся с крими­нальностью, и т. д.

Автор справедливо подчеркивает, что диспозиция - это не непосредственная причина девиантности, а всего лишь вызывающий предрасположенность к ней фак­тор. Однако если в процессе социализации, особенно на ее ранннем этапе, неблаго­приятные (например, психопатические) тенденции и склонности совпадут с соот­ветствующими социокультурными образцами (антисоциальными, гедонистически­ми, саморазрушительными и т. п.), то шансы на возникновение какого-либо варианта Девиантного поведения возрастут.

Надо отметить, что социальные нормы поведения (социокультурные диспозиции) могут не совпадать в разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. В определенных культурах ритуальный акт человеческого жертвоприношения, осу­ществления кровной мести, употребления наркотиков носил обязательный харак­тер, являясь социально нормативным. Такой же характер имеют в настоящее время

и многие законы шариата у мусульман. Алкоголизм может высту­пать в сознании большинства людей как «национальное своеобразие».

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное. И большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

1.2. Особенности отдельных психических форм девиантного поведения

Введение……………………………………………… ……………………………….……3

Глава 1. Мотивация девиантного поведения…………………………………….….…….4

      Мотивация агрессивного поведения…………………………..…...…………… 4
      Мотивация делинквентного поведения...……………………………………….7
      Мотивация аддиктивного поведения……………..…….……...……………… .10
      Мотивация суицидального поведения………………………………………….11
    Глава 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения………….……………….12
    2.1 Профилактика девиантного поведения………………….……………………..12
    2.2 Стимулирование позитивной мотивации………………………………….…..15
Заключение………………………………………… ………………………………………17
Литература………………………………………… ……………………………………….18

Введение
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты 1 .
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях 2 .
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Кроме того нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам 3 .
Девиантное (отклоняющееся) поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, т.к. социальные нормы поведения могут не совпадать в разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. 4 .
Многообразие подходов проявляется при решении и теоретических («Какое поведение считать отклоняющимся?»), и практических задач, таких как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.
Глава 1. Мотивация девиантного поведения

      Мотивация агрессивного поведения
Проблема агрессивного поведения в последние годы все больше привлекает внимание психологов, а если оно выливается в преступное поведение, то и криминалистов. Зарубежные психологи выделяею три направления в изучении мотивации агрессивного поведения: теория влечений, фрустрационная теория и теория социального научения.
В теории влечений агрессия рассматривается как устойчивая характеристика индивида - «агрессивное влечение» (3. Фрейд), «энергия агрессивного влечения» (К. Лоренц, 1994), «инстинкт агрессивности» (В. Макдауголл). Все эти теории представляют уже только исторический интерес, хотя критиками этих теорий не оспаривается, что человеческая агрессия имеет эволюционные и физиологические корни.
Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступление целевого состояния. По этой теории, агрессия всегда является следствием фрустрации, а фрустрация всегда ведет к агрессии, что впоследствии получило лишь частичное подтверждение.
Теория социального научения (Л. Берковитц; А. Бандура) в значительной степени является уточнением и развитием предыдущей теории. Л. Берковитц ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, запускающие агрессивную реакцию. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется. Однако гнев еще не ведет сам по себе к агрессивному поведению. Для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители, которые субъект должен путем размышления связать с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. В дальнейшем и эта точка зрения несколько видоизменилась, что нашло отражение во взглядах А. Бандуры, который считает, что эмоция гнева не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Главная роль принадлежит, с его точки зрения, научению путем наблюдения за образцом (т. е. подражанию). В концепции А. Бандуры агрессивное поведение объясняется как с позиции теории научения, так и с позиции когнитивных теорий мотивации. Важное место отводится ориентации субъекта на обязательные стандарты поведения.
Об агрессивном поведении можно говорить как о комплексном психологическом феномене. Однако при этом не следует путать агрессивное поведение со склонностью к нему (агрессивностью как интегральным личностным свойством) и с другими личностными характеристиками, облегчающими или затрудняющими формирование мотива агрессивного поведения (конфликтностью), как это делают многие зарубежные и отечественные авторы.
Формирование мотива агрессивного поведения может быть описано следующим образом 5 .
Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрируюшей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Однако возникновение этой ситуации еще не свидетельствует о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознано субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс и, в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения - враждебность (или, по крайней мере, у одного из них).
В процессе любого обсуждения «скрыта искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные провоцирующие условия. Возникновение конфликта может зависеть от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию. Это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния - досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика. Возникновение намерения наказать, отомстить и т. п. ведет к поиску конкретного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается II стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов.
Далее субъект переходит к III стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта (не обязательно в отношении обидчика: зло можно сорвать и на ком-нибудь другом). На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, т. е. принимается решение. Принятие решения приводит к возникновению побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность (желание) личности отреагировать на конфликтную ситуацию (например, на агрессивность другого лица), способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется основание агрессивного поведения, которое в ряде случаев может выполнять и роль «индульгенции», оправдывающей и разрешающей совершение внешне неблаговидного поступка.
Конечно, не всегда мотив агрессивного поведения формируется так сложно, мо-тивационный процесс может быть свернутым, особенно за счет II стадии.
Таким образом, агрессивное поведение вызывается не просто комплексом различных внешних и внутренних факторов, а их системой, которая реализуется в процессе формирования мотива (мотивации). Рассмотрение этой системы позволяет объединить различные теории мотивации агрессивного поведения в единую концепцию, учитывающую роль и внешних факторов (фрустрационной ситуации, конфликтной ситуации), и внутренних (чувствительность субъекта к этим ситуациям, наличие опыта - научения и т. п.).

1.2 Мотивация делинквентного поведения
О преступном (делинквентном, от лат. delinquens - правонарушитель) поведении, как разновидности отклоняющегося поведения, говорят тогда, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия психической напряженности - применяет физическую силу или оружие с целью нанесения травмы, увечья или лишения жизни. В этом случае преступный замысел превращает агрессивное поведение в преступление.
Мотивация преступного поведения может отражать не только агрессию, но и другие противоправные поступки: принятие взятки, воровство и т. д. Поэтому она имеет самостоятельное значение, привлекая в последние годы все большее внимание юристов. Один из ведущих криминалистов академик В. Н. Кудрявцев (1978) мотивацию преступного поведения понимает как процесс формирования мотива преступления, т.е. развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях. Он считает, что мотивацию надо отличать от механизма преступного поведения как по объему, так и по содержанию этих понятий. Мотивация, с его точки зрения, не охватывает всего механизма, потому что последний включает осуществление принятого решения и самоконтроль (с чем трудно не согласиться). Но В. Н. Кудрявцев не включает в мотивацию и оценку ситуации субъектом, и предвидение им последствий своих действий, и принятие решения. Выходит, что человек, совершая преступление, действует как бы вслепую.
В. В. Лунеев (1980) считает, что все перечисленные элементы входят в мотивацию. Однако в мотивацию В. В. Лунеев включил и анализ наступивших последствий, и даже раскаяние и выработку защитного мотива, что к мотивации, как процессу формирования замысла преступления, не относится. Таким образом, у него понимание мотивации слишком расширено, а у В. Н. Кудрявцева - заужено.
Противоречия имеются и в понимании криминологами мотива. Большинство авторов понимает мотив как осознанное побуждение (стремление) к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), представляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления. Но если для уголовного права существует только один аспект - совершено преступление или нет, то для правоохранительных органов и педагогики этого недостаточно: необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могущие привести к появлению мотивов и мотивационных установок преступного поведения.
В работах по мотивации преступного поведения отражается общее положение проблемы мотивации, существующее в психологической науке, со всеми ее противоречиями, неясностями. Изучая мотивы, криминалисты хотели бы знать о переживаниях и чувствах человека, совершившего преступление, о его потребностях и интересах, идеалах, установках и убеждениях, целях и средствах их достижения, о планировании результата, т. е. все то, что послужило основанием преступного поступка. А это возможно только в том случае, если мотив преступного поведения рассматривать (что пока не делается) как сложное многокомпонентное психологическое образование, а процесс его формирования - как динамичный, стадиальный.
Безусловно положительным во взглядах криминалистов на мотив является положение, что мотивация преступления отражает не только и не столько ту или иную криминогенную ситуацию, в которой оно совершается, сколько все предшествующие негативные влияния социальной среды, сформировавшие личность с антисоциальной направленностью, а точнее, деформировавшие мотивационную сферу личности. Следовательно, временные пределы отражения криминогенных влияний в мотивации преступления нельзя ограничивать рамками конкретной ситуации.
Существенным для криминалистов вопросом является, на каком этапе мотивации начинают проявляться криминологически значимые отклонения личности.
Понимание мотива как основания поступка (для чего, ради чего) дает основание говорить об антисоциальных мотивах ввиду антиобщественной направленности замысла субъекта. Антиобщественный замысел становится таковым, конечно же, в связи с общественными отношениями, моралью общества, дающей нравственную оценку (а правовые органы устанавливают и правовую оценку) тому или иному поступку. Криминальны не сами по себе потребности и многие цели, взятые в отдельности, криминальный оттенок им придают другие компоненты мотива, связанные с блоком «внутреннего фильтра». И основную криминальную «нагрузку» в нем несет компонент, связанный с нравственным контролем. Именно деформации и искривления этого компонента структуры личности приводят к преступному поведению, а не корысть, зависть, месть, недовольство, обида и озлобленность, относимые некоторыми авторами к мотивам преступлений. От возникновения этих состояний до намерения совершить преступление может быть большая дистанция. Преступны не желания голодного человека добыть пищу, разъяренного - ответить обидчику, а антиобщественные и противоправные способы, которыми они хотят это сделать; поэтому и потребности, и внешние обстоятельства «виноваты» в содержании преступления лишь постольку, поскольку они облегчили формирование намерения удовлетворить потребность, но не больше. Не будь потребности или соответствующей ситуации, не было бы и преступления; но с таким же успехом в совершении преступления можно обвинить и его жертву: не появись она в этом месте и в это время, не было бы и данного преступления.
Таким образом, большинство компонентов, образующих структуру мотива преступления (преступного действия), не криминальны. Однако поскольку человек выбирает криминальные пути и средства удовлетворения потребности и достижения цели, мотив в целом, как и замысел, намерение, приобретает криминальный характер.
Известны данные, которые показывают, что мотивы преступного поведения у лиц разного возраста существенно различаются. Подросткам 14-16 лет присущи два вида криминальной мотивации: корыстная, удельный вес которой достигает более 50%, и насильственно-эгоистическая, доля которой составляет 40%. Промежуточная форма (корыстно-насильственная) чаще всего совершается при доминировании мотивации самоутверждения.
Конкретными причинами преступного поведения подростков являются: желание развлечься, показать силу, смелость, ловкость; утвердить себя в глазах сверстников, стремление к чему-то особенному, к сладостям, престижным вещам. Поэтому три четверти преступлений подростков носит ситуативно-импульсивный характер.
Преступное поведение 16-17-летних по многим аспектам сходно с таковым у подростков. Однако есть и различия. Снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40%). Мотивация как бы «взрослеет» и становится разнообразнее. Мотивами преступного поведения у лиц этого возраста являются (в порядке убывания частоты проявления): корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство, для добычи средств на сладости, показать свою силу и смелость, утвердить себя в глазах окружающих и т. д.
Криминальная мотивация молодежи в возрасте 18-24 лет характеризуется большей связью не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта, а с направленностью личности, ее взглядами. Возрастает удельный вес насильственно-эгоистических мотивов и уменьшается число «детских» мотивов (стремление приобрести авторитет у сверстников, подражание другим, хотел приключений, по принуждению). В то же время увеличивается число случаев, когда преступник не может четко определить мотив своего деяния.
В зрелом возрасти удельный вес насильственно- эгоистической мотивации снижается. На первое место выходит корыстная мотивация, мотивация выгоды, пользы, зависти. Меняется характер насильственно-эгоистической мотивации: хулиганские побуждения уступают место мотивам, связанным с озлобленностью, ревностью, местью. Ситуация играет все меньшую и меньшую роль.

1.3 Мотивация аддиктивного поведения
Под аддиктивным поведением (addiction - пагубная привычка) понимают злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Как известно, к вредным привычкам относят потребление алкоголя, наркотиков и курение.
Мотивы употребления алкоголя. Основными мотивами приобщения к спиртному подростков и юношей больше чем в трети случаев называются традиции и обычаи, соблюдение которых служит средством включения в референтную группу. Подростки и юноши приходят в компанию не для того, чтобы пить, а пьют для того, чтобы быть в компании. В то же время в большинстве случаев мотивы употребления алкоголя осознаются подростками еще недостаточно.
Мотивы начала употребления наркотиков. Главной причиной начала употребления наркотиков называется любопытство (в 50% случаев). Реже опрошенные наркоманы отвечают, что их соблазнили, и совсем редко - что хотелось кайфа или что начали употреблять наркотики из-за моды. Многие не могут указать истинную причину и поэтому отвечают, что им предложили.
У взрослых поводом для употребления алкоголя или наркотиков может быть стремление разрешить конфликт, устранить напряженность между желаемой целью и средствами ее достижения (а точнее - отсутствием этих средств), т. е. то, что в социологии обозначается как аномия. Одна из функций алкоголя или наркотиков может заключаться в том, чтобы временно «вызволить» человека из напряженности повседневного существования с его кажущимися или действительно неразрешимыми конфликтами. Жажда такой «свободы» ведет к зависимости от алкоголя и наркотиков и может стать причиной саморазрушительного поведения, принять формы болезни.
Мотив ы приобщения к курению подростков и юношей. По данным В. А. Худика (1993), причинами приобщения к курению учащиеся до 13 лет называют (в порядке убывания значимости) простое баловство, любопытство, желание казаться взрослым, приятность ощущений. После 13 лет к этим причинам присоединяются факторы группового давления: нежелание быть «белой вороной», влияние товарищей, боязнь отвержения курящими товарищами, мода, подражание идеалу. Указывается и желание похудеть.

1.4 Мотивация суицидального поведения
Выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения.
1. Протест, месть. Этот мотив возникает у лиц с высокой самооценкой, с активной или агрессивной позицией и связан с трансформацией гетероагрессии в аутоагрессию.
2. Непереносимость угрозы, стремление избежать ее путем самоустранения.
3. «Самонаказание» - как протест внутри личности при расщеплении «Я» на судью и подсудимого.
4. «Отказ» (капитуляция) - в связи с потерей смысла существования (например, в связи с утратой близкого человека или в связи с неизлечимой тяжелой болезнью).
5. Призыв. Смысл этого мотива состоит в активации помощи извне. Основными мотивами самоубийств являются лично-семейные конфликты, к которым относятся развод, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, безработица, алкоголизм, нищета и т. д.
Система мотивов при суицидальном поведении всегда находится в напряженной динамике. В ней происходит борьба витальных и антивитальных, деструктивных мотивов, базирующихся на пессимистической личностной установке, причем последствия этой борьбы непредсказуемы. Может победить витальный мотив, тогда развитие суицидального поведения приостановится или отступит совсем. И наоборот, какое-нибудь событие может сыграть роль детонатора и подтолкнуть к осуществлению замысла покончить с жизнью.
Выделяют внутреннее суицидальное поведение и внешнее. Первое, называемое пресуицидом, связано с формированием мотива суицида и включает три стадии:
а) пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни;
б) суицидальные замыслы - активная форма проявления тенденции к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана;
в) суицидальные намерения - замысел перерастает в решение и волевой импульс, побуждающий к непосредственному переходу к внешним проявлениям намерения.
Различают также истинное намерение к суициду, целью которого является действительное стремление лишить себя жизни, и демонстративно-шантажистское, цель которого - лишь демонстрация этого намерения. В зависимости от этого могут выбираться и разные способы самоубийства и покушения на жизнь.

Глава 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения
2.2 Профилактика девиантного поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно подросткового возраста. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска, например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.
В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.
В настоящее время распространены следующие формы.
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» ? в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
и т.д.................