Интересные поделки на тему экология. Поделки на тему "экология"

Ольга Верстакова

В феврале в группе «Радуга» детского сада №4 г. Белинский Пензенской области прошла экологическая выставка «Удивительные поделки из ненужных вещей » .

Каждый день мы очищаем свою квартиру и убираемся на заставленных полках. Сколько старых и ненужных вещей хранится у нас дома , с некоторыми приходиться расставаться, с большим сожалением. Старые вещи, которые сопровождали нас на протяжении какой-то части нашей жизни, так просто не выкинуть. К ним привыкаешь, и кажется, что они обязательно должны ещё пригодиться. Может быть, хотя бы с некоторыми из дорогих сердцу предметов и впрямь не стоит расставаться, а найти им практическое применение.

Поделки из старых вещей избавят нас от необходимости расставаться с любимыми и привычными вещами. Ненужные вещи , от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для совместного творчества взрослых и детей. В наше время дети и родители так мало мастерят вместе, вот эта проблема натолкнула меня на проведение этой выставки , что позволило активизировать совместную творческую деятельность детей и родителей, и нашла свое отражение в поделках .

Из обычных пластиковых ложек, бутылок, вилок, тарелок, коробок, трубочек, можно создать настоящий шедевр, приложив к этому немного творчества и фантазии.

Необычную выставку мы разместили в раздевалке. Каждая семья подошла творчески и с душой к подготовке к выставке . Когда дети начали приносить в группу свои работы, я не переставала удивляться фантазии и золотым рукам наших родителей! Оригинальные работы были выполнены из бросового материала, получились яркими, красочными, нарядными.

Я тоже не осталась в стороне, приняла участие и сделала несколько поделок .

Родители продемонстрировали свою фантазию, выдумку и творческий подход. А сколько было радости у малышей, когда они увидели результат совместного труда в поделках .

Предлагаю вам, посмотреть нашу выставку .





Публикации по теме:

«Остров ненужных вещей». Программа дополнительного образования "ОСТРОВ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ" Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня.

В листопаде,яркое, Что за чудо?-спросим- -На дары богатое Время года осень! Н. Летошко С наступлением осени в садах и огородах поспевает.

Предлагаю фотоотчёт выставки поделок из природного материала «Удивительные превращения». Для родителей с детьми в детском саду был объявлен.

Программные задачи: Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать.

Педагогический проект «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей» «Поделки из бросового материала «Новое и полезное из ненужных вещей» для детей дошкольного возраста» Паспорт проекта Наименование проекта.

На лужайке по утру Мы затеяли игру. Ты -пчелка,я-жучок. Становитесь в наш кружок Раз,два,три,четыре, раздвигайте круг по шире! А теперь.

Природа сказочна и прекрасна, это - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с природой обогащает ребёнка, учит.

Не то, что мните вы, - Природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев

Экологически чистые материалы,

Доступны всем и дешевы.

Но сколько можно интересных,

Составить изделий из них. /Сидорова Н.И./

Изготовление изделий из природных материалов (арбузных и дынных семечек) - экологически чистое производство:

Практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в почву, водоёмы;

При работе с ними не выделяются вредные вещества в атмосферу;

Практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.

Значит, выполняя данные работы окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб.

Готовые изделия отвечают следующим требованиям:

Конструктивные требования : получившееся изделие надёжное, прочное, полностью соответствует стилю. Оригинально сочетается с интерьером.

Технологические требования : техника изготовления панно из природных материалов (арбузных и дынных семечек) не очень сложна в выполнении, но для её изготовление нужно иметь много терпения. Изделие долговечно. Требуется мало материалов.

Эстетические требования : для выполнения работы используются яркие гуашевые краски, они отлично сочетаются. Панно будут хорошо смотреться в интерьере квартиры.

Экологические требования : изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда ни экологии, ни здоровью человека.

Экономические требования : в основном используются природные материалы, которые доступны всем.

Картины получаются прекрасны.

Видишь, что усердия не напрасны.

Очень нравятся они друзьям моим,

Интересуются занятием таким. /Сидорова Н.И./

Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Как результат терпенья и уменья -

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы… Нет сомненья,

Наш мир спасут талант и красота! /З.М. Торопчина/

«Анютины глазки» из абрикосовых косточек

Этапы изготовления анютиных глазок:

1 лепестковый круг

1. На круг диаметром 20 мм наклеить равномерно 3 абрикосовые косточки клеем ПВА. Когда клей высохнет раскрасить жёлтой или белой гуашью 2 раза.

2 лепестковый круг

2. На круг диаметром 25 мм сверху приклеить 2 абрикосовые косточки немного большего размера. После когда высохнет покрасить гуашью синего или сиреневого цвета 2 раза.

Соединение лепестковых кругов.

3. К 1 лепестковому кругу сзади приклеить 2 лепестковый круг так, чтобы над двумя верхними жёлтыми кругами были 2 сиреневые. Когда клей высохнет в середине шилом проколоть отверстие и вставить сердцевину, снизу намазанную клеем ПВА.

Серединки жёлтых (белых) лепестков, ближе к сердцевине, раскрасить коричневой гуашью 2 раза.

Изготовление сердцевины.

Взять медную проволоку диаметром 1 мм, загнуть с одного конца 0,5 мм и обмотать загнутую часть гофрированной бумагой жёлтого цвета.

После намазать обмотанную часть клеем ПВА и обмакнуть в крашенную манку жёлтого цвета.

Изготовление листьев.

Нужное количество абрикосовых косточек покрасить с двух сторон гуашью зелёного цвета. После высыхания первого слоя краски ещё раз покрасить гуашью.

Приготовление стеблей.

После составить композицию на своё усмотрение, выбрав окраску цветов и необходимое количество цветов. Можно на основе сделать орнамент. Сначала к основе приклеить стебельки, а после цветы и листики (уже окрашенные). Затем орнамент и цветы покрыть лаком ПФ - 283.

«Гладиолусы» из абрикосовых косточек

Этапы изготовления гладиолусов

1 лепестковый круг

1. На круг диаметром 30 мм наклеить равномерно 3 абрикосовые косточки клеем ПВА.

2. Когда клей высохнет наклеить между 3 косточками ещё 3 абрикосовые косточки меньшего размера.

3. После высыхания раскрасить гуашью нужного цвета 2 раза.

Изготовление пестика и тычинок

Взять медную проволоку диаметром 0,3 мм и сплести их из бисера жёлтого или белого цвета по схеме.

1 пестик - 1 шт.

2 тычинки - 3 шт.

Плетение пестика

На проволоку длиной 10 см надеть 3 бисеринки, 2 бисеринки оставить на проволоке, а через третью протянуть оба конца проволоки. После ещё нанизать 1 бисеринку и через неё протянуть оба конца проволоки и т.д.

Плетение тычинок

На проволоку длиной 10 см надеть 2 бисеринки, 1 бисеринку оставить на проволоке, а через вторую протянуть оба конца проволоки. После ещё нанизать 1 бисеринку и через неё протянуть оба конца проволоки и т.д.

Изготовление листьев и чашелистиков.

Листья и чашелистики делаются из соломки.

Для этого солому разглаживают, полоски наклеивают на бумагу и сразу же проглаживают горячим утюгом.

После обводят листики 6 шт. и 4 чашелистика по шаблонам. Чтобы придать им объём, их нужно с изнаночной стороны прогладить горячим утюгом, немного потягивая листики на себя.

Изготовление бутонов

2 бутона делают из одной абрикосовой косточки, 1 бутон из 3 косточек сразу приклеенных к основе.

Приготовление стеблей.

Проволоку намазать клеем ПВА и обмотать зелёной гофрированной бумагой.

Окрашивание чашелистиков и листьев гуашью

Когда вся композиция приклеена к основе, нужно:

1. Взять ватку слегка намочить водой и обмакнуть в гуашь зелёного цвета, сначала на листке бумаги попробовать, чтобы не было полос при проведении ваткой, и окрасить листики и чашелистики.

У каждого человека есть своё любимое время года, поэтому мы решили предложить вам целую серию мастер-классов поделок на темы: зима, весна, лето, осень. Красивые поделки на тему природы будут напоминать о золотой осени, снежной зиме, морском отдыхе или цветущих растениях весной. Их можно делать в учебных заведениях на тематических занятиях или дома, чтобы преподнести кому-то подарок своими руками. В этой статье вы узнаете о живописи шерстью, о том, как сделать необычных травянчиков, красивый сувенир из природных материалов и оригинальную открытку из осенних листьев. Такие поделки на природную тематику легко сделать своими руками из подручных материалов. Итак, приступим…

Живопись шерстью – это скрупулёзный труд, который требует также определённых навыков. Однако готовые работы смогут стать оригинальным украшением интерьера или драгоценным подарком. Рисование шерстью не требует кисточек, красок и воды, оно выполняется последовательным методом выкладывания цветных шерстяных волокон.

Живопись шерстью на природную тематику

Материалы для живописи шерстью:

— рамка для фото со стеклом;
— шерсть или гребенная цветная лента;
— пинцет;
— ножницы;
— флизелин.

1. Основу рамки застилаем флизелином. После этого накладываем пряди белой шерсти в разных направленияч. Разложите пряди таким образом, чтобы концы шерсти выступали за пределы картины на 1,5-2 см. Приложите сверху стекло от рамки и ножницами обрежьте выходящие концы шерсти.

2. Методом щипания сделайте из гребенной ленты шерстяную вату. Теперь нужно сформировать фон для картины на тему зимний вечер. Работайте с оттенками синего цвета и от тёмного к светлому прикладывайте кусочки шерсти. Чтобы оценить качество наложенных слоёв шерсти сверху прикладывайте стекло как можно чаще.

3. С помощью белой шерсти сделайте сугробы. Для этого вытягивайте плотные кусочки шерсти и выкладывайте горизонтально.

4. Чтобы нарисовать деревья, нужно вытягивать тонкие тёмно-синие прядки и скручивать их в нити. Силуэты деревьев также оформляем белыми тонкими прядями.

5. Для кроны деревьев нужно нарвать комочек белой шерсти и красиво сформировать его руками.

6. Луну можно нарисовать тонко скрученной белой шерстью и заполнить её мелко нарезанной шерстью.

7. Нарисуйте домик коричневой шерстью, а крышу вырежьте из белой. Первый раз работать с шерстью может быть непросто, но во время вырезания представляете, что вы работаете с бумагой.

8. Нижнюю часть домика закройте сугробами из белых волокон.

Картина из шерсти на тему зимний вечер

Прикладывайте как можно чаще стекло к картине, чтобы вовремя исправить недостатки. Готовую картину нужно накрыть чистым стеклом и вставить в рамку.

Любители весны могут сделать для домашнего интерьера красивых травянчиков. Кто такой травянчик? Это зверёк, из которого растёт декоративная трава, если его регулярно поливать. Данный сувенир часто делают в детских садах для оформления зелёного уголка или для декора кухни.

Материалы для травянчика:

— капроновые чулки;
— опилки;
— ножницы;
— семена газонной травы;
— краски для декорирования;
— кисточка;
— нитка с иголкой.

1. Отрежьте чулок длиной 10 см, сшейте его с нижней стороны.
2. В верхнее отверстие засыпьте древесные опилки почти до верха.
3. Семена газонной высыпаете там, где хотите чтоб она взошла. Лучше всего это делать сверху, тогда зелень заменит волосы в вашей поделке.



4. После того, как чулок будет заполнен, сверху его тоже сшейте.
5. Теперь можно приступить к формированию травянчика. Вырезайте из капроновых чулок круги, прошивайте их по краю, заполняйте опилками и стягивайте. Таким способом можно сделать носик, ушки, ручки и ножки.
6. Глазки и ротик можно нарисовать масляными красками или вырезать из цветной бумаги.
Не забывайте поливать эти сувенирчики! Когда прорастет трава, ваши поделки оживут.

Как приятно погрузиться в грёзы воспоминаний о море, теплом песке, солёной воде и ярком солнце. Предлагаем сделать сувенир на память о морском отдыхе и прогулке по песчаному берегу.

Материалы для морского сувенира:

— баночка с крышкой;
— шерстяные нитки;
— ножницы;
— клей ПВА (можно и без него обойтись);
— соль для ванной комнаты;
— ракушки или камушки.

1. Баночку можно взять любого размера, формы. Обязательное условие — она должна быть тщательно вымыта и высушена.

2. Берем шерстяную нить, желательно цвета, близкого к морской тематике, отрезаем необходимую длину.

3. На один из концов шерстяной нити привязываем ракушки или камушки. Можно в них проделать отверстия, если в них нет природных дырочек. Если сделать отверстие сложно, просто приклейте или привяжите нити.

4. Второй конец нити обвязываем вокруг горлышка баночки. Можно накрутить его и потом связать оба конца нити вместе.

5. Теперь внутрь баночки засыпаем соль. Поэтому баночка и должна быть идеально сухая, чтобы соль не напитала влагу и не стала комом. На соль выкладываем ракушки. Если есть другие предметы, связанные с морем, смело используйте их тоже, например, цветные стеклышки, галька, якорь или маленький корабль.

6. Хорошо закрутите крышку, а затем украсьте ракушкой баночку.
Эту поделку можно использовать как украшение ванной комнаты или как декор для вечеринки в морском стиле.

За что многие любят осень? За краски, которыми она одаривает каждое деревце, за падающую листву и возможность прошуршать листьями в парке. Эту пора года нравится не только взрослым, но и детям. Можно не только насладиться осенним влажным воздухом и яркими красками, но и собрать много материалов для поделок. Предлагаем посмотреть мастер-класс картины на тему осень.

Материалы:

— два листа картона;
— ножницы;
— краски;
— кисти;
— осенняя листва;
— клей ПВА.

Приступаем к изготовлению поделки о природе осень

1. Подберите красивые листья, которые опали с деревьев. Листья могут быть от вишни, яблони, груши, черешни или сливы, любые, из тех, что растут недалеко от вас. Главное, чтобы они были разного цвета и оттенка.

2. Берем лист картона и вырезаем внутри овал. Получается что-то вроде рамочки. Пока отложим это в сторону.

3. Теперь приступаем к рисованию картины красками. На целом листе картона в верхней части нарисуйте небо. Можно просто закрасить синим цветом поверхность, но лучше передать оттенки осеннего неба: синие, серые и фиолетовые тона. Нарисуйте улетающих птиц или тёмные тучи.

4. Когда краски на картоне высохнут, приступаем к созданию леса. Для этого мы клеим листья на картон близко друг к дружке.

5. Теперь берем сделанную в пункте 2 рамочку из картона и приклеиваем её к нашей заготовке с небом и листьями. Должна получиться картина Осенний лес в рамке. Концы листьев выглядят, как вершины осенних деревьев на фоне красивого неба, а вдали виднеются улетающие птицы.
Осенняя поделка готова. С обратной стороны можно написать теплые пожелания и подарить эту картинку в качестве открытки. Картон для этой открытки можно взять не только белый, но и цветной. Не обязательно приклеивать цельные листья, можно сделать из листьев другую аппликацию и также оформить её.

Видео на тему: Травяничок. Как сделать травяничка своими руками


на тему времена года удобно использовать в школьных и дошкольных учреждениях для обучения детей на уроках труда. Также они помогут родителям подобрать идеи для интересного проведения досуга всей семьёй. Разные техники декоративно-прикладного искусства позволят разносторонне развиваться не только детям, но и взрослым. Кроме этого поделки на тему природы станут хорошим напоминанием о красоте окружающей среды в разное время года.

Загребельная Зарина

4 октября 2013 года в средней группе «Мотылек» МАДОУ детский сад № 15 «Березка» города Апрелевки состоялось открытие ежегодной экологической выставки "Чудеса своими руками ". Дети и родители охотно согласились участвовать в ней. Серия работ, сделанных детьми совместно с родителями , подбиралась воспитателями Загребельной Зариной Алиевной и Кимосовой Надеждой Александровной за 2 недели до открытия выставки .

Осень – прекрасное время года для создания поделок . Сказочная и прекрасная осенняя природа – неисчерпаемый источник творческих чувств и переживаний как детей , так и воспитателей. перевоплощение природного материала учит ребят наблюдать и экспериментировать, удивляться, радоваться и творить. Природный материал в этом случае является прекрасным проводником между реальным миром и миром душевной гармонии и эмоционального равновесия.

Своеобразный мир даров природы наполнен выразительными и неповторимыми сочетаниями строительного материала . Появились домики из веточек деревьев, букеты из сухих листьев, композиции из шишек, каштанов и желудей, сухоцветов и рябины. Таким образом, воспитатели и родители имеют возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формируют конкретные представления детей о растениях , сезонных явлениях; рассказывают о творческом создании поделки , сюжета. Создавая коллективную работу, дети постигают суть родной природы , осваивают ее особенности посредством совместного труда , что способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, усидчивости в надежде поскорее увидеть конечный результат.

При подведении итогов выставки дети разгадывали загадки. В день проведения выставки все участники были награждены почетными грамотами и сладким призом. Выставка вызвала большой интерес у воспитанников средней группы.





В условиях современной действительности форма образовательной деятельности, именуемая проектным обучением, является одной из передовых и эффективно зарекомендовавших себя в деле детского развития и воспитания. Основан такой тип обучения на реализации определенной последовательности учебных проектов, носящих комплексный характер, между которыми предусмотрены паузы с целью лучшего усвоения и закрепления полученных знаний. Основоположником идеи обучения при помощи проектов стал Джон Дьюи - американский ученый.

Что это за форма?

Главной задачей образовательного процесса он поставил непосредственное исследование окружающих ребенка условий. В сопровождении педагога воспитанники проходят долгий плодотворный путь, путешествуя от одного проекта к другому. Каждый из них представляет собой комплекс мало-помалу усложняющихся практических заданий, разрабатывать и выполнять которые предстоит детям.

Метод основан на отличительной способности человека к поисковой активности. Каждый из проектов обязан быть увлекательным, осознаваться детьми как интересное и полезное занятие, пробуждать энтузиазм. Решая поставленные задачи, дети обучаются таким необходимым навыкам, как постановка цели, выбор нужных для ее достижения средств, оценка последствий. Они учатся размышлять и начинают чувствовать ответственность за принимаемые решения, что стимулирует умственное развитие. Знания и опыт ребенка постоянно растут, умения совершенствуются, развивается инициативность, любознательность и множество других нужных черт.

Главные моменты

В основу теории обучения при помощи проектов легло несколько основных постулатов, а именно:

1. Центром всей педагогической деятельности является личность воспитанника.

2. Логика проектной деятельности должна нести смысл, понятный ребенку, без чего мотивация к познанию будет снижена.

3. Каждый из воспитанников работает над проектом в индивидуальном темпе согласно собственному уровню развития.

4. Следует стимулировать использование полученных знаний в разнообразных ситуациях, что способствует их глубокому и осознанному усвоению.

Какими они бывают

Проекты могут различаться - по преобладающей деятельности быть исследовательскими, творческими, практико-ориентированными либо игровыми (в сюжетно-ролевой форме), по характеру охвата предметно-содержательной области можно выделить монопроекты (реализуемые в рамках определённого теоретического раздела) либо межпредметные, охватывающие сразу комплекс различных областей.

Различаются проекты и по характеру массового участия. Например, экологические занятия с детьми могут проводиться как среди воспитанников одной группы, так и сразу нескольких, а также могут включать в себя весь состав дошкольного учреждения или даже целого района. Число участников также может быть различным.

Существуют проекты, носящие индивидуальный характер, а также парный, для небольшой группы или же коллективный. В зависимости от продолжительности мероприятия они подразделяются на краткосрочные (время проведения которых укладывается в одно или несколько занятий и занимает в общей сложности одну-две недели), среднесрочные (до месяца) и долгосрочные (продолжительность которых от месяца до полугода и даже более).

Что нужно учитывать

При внедрении технологии данного вида обучения необходимо придерживаться выполнения определенных требований.

1. Задача, которая ставится перед детьми, должна быть для них значимой в плане творчества и исследовательского интереса.

2. Полученные результаты обязаны нести как познавательную, так и практическую ценность.

3. Ориентация на самостоятельную деятельность воспитанников должна преобладать.

5. Необходимо внедрять разные виды и методы исследований - от наблюдений и опытов до мозгового штурма.

Разумеется, всегда следует помнить о возрасте воспитанников. Согласно этому критерию проектная деятельность дошкольников существует на трех различных уровнях.

Экологический проект в младшей группе детского сада

Для малышей возрастом от 3,5 до 5 лет ее можно назвать подражательно-исполнительской. Дети в таком возрасте не обладают жизненным опытом, уровень развития интеллекта и творческих способностей их пока еще достаточно невысок. Поэтому экологический проект в младшей группе детского сада опирается в основном лишь на действия педагога - осознанные решения малышам пока не под силу.

Воспитанник, выражая потребности и проявляя интерес к определённой сфере жизни, может стать лишь "заказчиком" конкретного проекта. Осуществляя его, дети стараются на уровне подражания выполнять задания воспитателя. Вместе с педагогом малыши пытаются анализировать полученные результаты.

Даже самые скромные попытки самостоятельных действий следует поощрять, хвалить детей за проявления инициативы и отмечать все положительные моменты в их развитии.

Когда детки постарше

Другое дело - экологический проект в средней группе детского сада. В возрасте пяти и более лет детям свойственно уже наличие некого определенного опыта социальной жизни. Дошкольники в этом возрасте знают, что такое общение со сверстниками и совместная деятельность, обладают зачатками произвольности действий, самоконтроля и способности оценить себя и других. Уровень адекватности во взаимодействии со сверстниками уже достаточно высок.

Детям под силу осознать проблему, уточнить и сформулировать цель и выбрать нужные для ее достижения средства. Помощь взрослого при этом требуется в гораздо меньшем объеме. Экологический проект в средней группе детского сада можно смело назвать развивающим.

Дальше - еще интереснее

К окончанию шестого года жизни, а также на седьмом личность ребёнка формируется ускоренными темпами, усложняется и экологический проект в детском саду. Старшая группа дошколят характеризуется высокими темпами роста как интеллектуального, так и личностного. Задача взрослого сводится к поддержке творческой активности и созданию среды, стимулирующей к самостоятельному творчеству, движению к выбранной цели и осуществлению тех практических действий, которых требует экологический проект в детском саду. Старшая группа воспитанников способна разработать и реализовать по-настоящему творческое мероприятие.

С чего начать?

Каждый экологический проект в детском саду проводится с соблюдением нужной последовательности. Из каких стадий он может состоять? Прежде всего, это выбор его темы и типа, а также числа и состава участвующих. Затем следует обозначить проблему и поставить конкретную цель. Далее идет процесс планирования шагов, которые к ней приведут, а также выбор методов работы над проектом с распределением функций среди участников.

После этого каждый из тех, кто в нем задействован, самостоятельно трудится, решая выданное ему задание. В промежутках полученные данные сверяются и обсуждаются, после чего свой собственный индивидуально полученный результат каждому из участников предстоит защитить. Завершается всё коллективным обсуждением с необходимыми выводами.

Кто должен сформулировать тему и проблему? Это либо задача педагога с учетом интересов детей, либо собственная инициатива воспитанников, а со стороны взрослого возможны наводящие вопросы.

Следует отметить, что при всех ее огромных преимуществах не является лёгкой и общедоступной. Такая форма работы требует немалых временных затрат, а также наличия у педагога творческих способностей, огромного терпения и уважения к каждому из детей. Воспитатели дошкольных учреждений не должны быть принуждаемы к организации работы с детьми именно в данной форме - решение принимает исключительно сам педагог.

Экологический проект в детском саду: подготовительная группа

Давайте теперь перейдем от теории к практике. В качестве примера рассмотрим проект экологического содержания на тему "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен". Ориентирован он на детей возрастом около 6-7 лет и предполагает число участников от 10 человек.

Оформляя мероприятие, воспитатель заводит так называемый паспорт проекта, в котором будут перечислены все его основные характеристики. Уточним параметры нашего проекта: по своему типу он относится к информационно-исследовательским, содержание его предполагает раскрытие темы "Дети и охрана природы", участники, составляющие наш экологический проект в детском саду - подготовительная группа воспитанников, педагоги и родители.

Это - коллективный проект, по продолжительности он относится к краткосрочным. Основная поднимаемая проблема - концепция охраны окружающей среды и попытки заострить внимание на "мусорных" вопросах. Проекты "Береги родную природу" в ДОУ достаточно популярны в связи с актуальностью темы и доступностью для детского понимания.

Главная концепция

Идея, выдвигаемая педагогом, звучит так: если тот мусор, что мы ежедневно выкидываем, подвергать сортировке, то каждую отдельную кучку можно переработать так, чтобы природа не пострадала. А может быть, из отходов получатся поделки на экологическую тему?

В теоретической части проекта важно обосновать актуальность поднимаемой проблемы. В данном случае речь идёт о способности ребенка такого возраста к осознанному анализу собственных поступков и переходу на новый уровень эмоциональных и ценностных отношений. Личность формируется не только в интеллектуальном плане, но и в нравственном. Ребенку уже под силу осознать большинство стоящих перед миром экологических проблем. Задача специалистов - именно в это время найти нужные средства экологического воспитания. Учебный курс "Окружающий мир" в ДОУ станет хорошим подспорьем педагогу.

Наблюдая действительность

Дети в детском саду ежедневно выходят на прогулку, где им приходится принимать участие в уборке территории и наблюдать каждый раз немалое количество мусора. Следует вовремя подтолкнуть воспитанников задать себе простые вопросы - откуда мусор берется, куда его вывозят, что бывает с ним дальше.

Главный смысл, который несет подобное мероприятие на экологическую тему - формирование природоохранной культуры и ориентация на позицию бережного отношения к окружающей среде. Практическими задачами проекта можно назвать получение детьми представлений о разновидностях и свойствах бытовых отходов, их опасности для здоровья людей и животных.

Экологическая тема в детском саду в наши дни весьма и весьма актуальна. Дети должны узнать, что является главными источниками загрязнения водной и воздушной среды, а также других природных ресурсов, к каким последствиям может привести человеческая деятельность, и что нужно предпринять для их предотвращения. Вместе с педагогом они должны попытаться обнаружить способы повторного использования отдельных видов бросового материала.

Работа воспитателя

Экологический проект в детском саду состоит из отдельных этапов. Первый из них - подготовительный. Задача - проанализировать ситуацию и определиться с главными целями. На данной стадии воспитателю следует ознакомиться с литературными источниками и опытом коллег, а также определиться с теоретической концепцией мероприятия. Затем он разрабатывает перспективный план предполагаемой деятельности, согласно которому оформляет и систематизирует выбранные дидактические материалы.

Второй этап можно называть организационным. На нём должна быть задана экологическая направленность деятельности группы с привлечением к будущей работе родителей. Один из блоков предполагает действия детей по узнаванию свойств большинства окружающих их предметов и материалов - пластика, стекла, бумаги, металла, резины и так далее.

Следует провести беседы на тему загрязнения природы бытовыми отходами. В ходе работы ненавязчиво формируются навыки грамотного экологического поведения малышей. Воспитатель создает необходимую презентацию по теме, консультирует родителей и выпускает для них самодельную газету.

Третий этап - практический. В задачу его входит сформировать простейшие экологические знания путем внедрения определённых форм. Работая на этой стадии, родителям можно раздать анкеты с целью выяснения уровня их компетентности в данном вопросе, а также того, насколько тема актуальна в конкретной семье.

В помощь педагогу

Какие вопросы должна содержать анкета для родителей? Примерный их перечень может быть следующим:

1. Какого вида отходов больше всего выкидывает ваша семья в течение недели?

2. Принято ли у вас сортировать мусор?

3. Что вы делаете с отходами - сжигаете, отправляете в мусорный бак и т. д.?

4. Есть ли у вас привычка мастерить с детьми из бросового материала поделки на экологическую тему, а также украшать двор?

5. Имеете ли вы представление об опасности бытовых отходов?

6. Ведутся ли в вашей семье разговоры с детьми о вреде бытового мусора?

7. Что вы делаете с отходами во время прогулки во дворе или в парке?

8. Читаете ли вы детям об этом книги? Сможете ли быстро придумать и нарисовать рисунок на экологическую тему?

9. Участвуете ли вы в уборке территории своего двора и приобщаете ли к ней детей?

10. Имеют ли ваши дети привычку всегда избавляться от мусора после любой деятельности?

11. Устраивает ли вас уровень организации вывоза отходов в вашем районе?

12. Какие предложения вы могли бы внести городским службам на эту тему?

Организуйте наблюдение за выбрасыванием бытовых отходов дома и в детском саду. Как накапливается мусор, куда его девают, как вывозят, где именно расположены урны и мусорные баки? Как часто родители избавляются от отходов?

Практические занятия с детьми

Детей следует познакомить с видами и свойствами разных материалов, которые окружают их в повседневной жизни, например, рассмотреть бумагу самого разного назначения - картон, оберточную, газетную, гофрированную. Пусть малыши обратят внимание на различия в ее качествах и свойствах - ведь бумага может быть прозрачной либо нет, тонкой или толстой, шероховатой или глянцевой, может порваться, смяться, намокнуть либо сгореть.

Точно так же детям нужно дать возможность исследовать все имеющиеся в наличии предметы из пластмассы, дерева и стекла, попутно обращая внимание на физические характеристики и потребительские свойства этих материалов. Они должны быть в состоянии рассказать о каждом предмете с перечислением его самых важных качеств.

Экологический проект в детском саду предусматривает организацию творческой мастерской, где будут собраны образцы бросового материала. Детям следует показать, какие красивые и оригинальные поделки из них можно смастерить своими руками. Предусмотрены работой также показы слайд-шоу и презентаций, а также чтение познавательной литературы, экологическая газета, устройство лаборатории для опытов и экспериментов.

Все - на природу!

Этот же этап может включать в себя практические наблюдения, прогулки и экскурсии экологической направленности на ближайшие к детскому учреждению улицы и в парки. На прогулках детям следует дать возможность аккуратно рассортировать мусор и обратить их внимание на то, как неубранные отходы могут разноситься ветром.

Экскурсию экологической направленности можно провести в ближайшем парке или на Проверьте, имеется ли там мусор, и где его больше всего. Если дети обнаружат захламленную полянку, оставленную нерадивыми отдыхающими, обратите внимание на то, как некрасиво это выглядит, и как неприятно людям посещать подобные места.

Если в окрестностях дошкольного учреждения имеется родник или небольшой водоем, стоит организовать к нему экскурсию и попутно пояснить, что следует делать людям, чтобы не допустить загрязнения воды.

В лесу и у пруда

Следует познакомить детей с природоохранными знаками, объяснить их смысл и назначение. Малыши могут коллективно заняться выпуском плаката "Береги природу".

Изучив основные из природоохранных знаков, на отдельном занятии малыши могут заняться их изготовлением. Смастерив несколько подобных табличек, их следует взять с собой на прогулку или экологическую экскурсию и разместить у водоема, в лесу и т. п.

В детском саду должно быть введено правило сортировки мусора - сломанные пластиковые части игрушек собираются в одну корзину, в другую - обрезки бумаги после учебных занятий. Содержимое второй емкости следует вместе с детьми закопать в компостную яму.

Прячем "клад"

Эксперимент под названием "Закопаем мусор в землю" рассчитан на долгий срок. В укромном уголке территории закапываем в землю некоторое количество отходов из бумаги, резины, пластика, металла, а также картофельные очистки, апельсиновые шкурки, мелкие веточки и листочки. Место отмечаем специальными табличками.

Время от времени дети должны интересоваться содержимым "захоронения", проверять, какое воздействие на закопанный мусор оказывают климатические факторы - солнце, дождь. Наблюдения должны быть вкратце зафиксированы в специальном дневнике.

В конце эксперимента дети должны сделать выводы: какие именно виды мусора способны разлагаться, а какие нет. И как следует поступать с твёрдым мусором, чтобы не вредить природе.

Отдельный день может быть посвящен теме экологии с организацией тематической выставки, дидактических и подвижных игр. Выставка может содержать образцы изделий вторичной переработки. Если большинство экспонатов будет создано руками малышей, данное практическое занятие способно оказать неоценимую пользу и вызвать интерес всех маленьких творцов. Свой вклад - рисунок на экологическую тему - способен внести даже самый юный участник.

Что в конце?

На заключительном, четвертом этапе, следует подвести итоги, обобщить полученный опыт. Сделать это можно в форме проведения круглого стола. Экологический проект в детском саду подразумевает результаты, которые заключаются в активном участии детей вместе с родителями в проведении экологических мероприятий, расширении знаний воспитанников и членов семей об охране природы, экологии родного города и края, благоустройстве совместно с воспитанниками территории для прогулок с украшением ее "мусорными" предметами, например - поделками из пластиковых бутылок и т. п. Наглядные практические результаты фиксируются в виде созданных в ходе выполнения проекта фотоальбомов и стенгазет.

Газета может содержать фотографии замусоренных уголков природы, эпизодов антисанитарии в отдельных дворах и тому подобное. Всё публикуется в самодельной стенгазете или оформляется в виде презентации под девизом: "Такого быть не должно!"

Одним из интереснейших мероприятий может стать экологическая викторина на тему окружающей среды. Проводить ее следует ближе к завершению проекта. В ответах на вопросы дети смогут использовать все полученные знания.