Дидактическое пособие для детей изотерапия психология. Изотерапия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Итоговая работа по изотерапии

Балибардина Ксения,

Яковлева Наталья,

группы ПОБ-41.

1. Теоретическое обоснование

Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.

Изотерапия -- терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В настоящее время формы арттерапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скорее профилактический или “развивающий” характер,как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее длительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться" наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счет механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным "контейнером"("накопителем") внутри которого, сложные переживания ребенка, могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также -- освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий:

1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие -- пастель, краска и глина -- способствуют более свободному выражению.

2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.

3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.

Техники изотерапи:

Техника медитативного рисунка -- мандала. Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций - мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой.

Техника направленной визуализации. В арт-терапии совместно с изотерапией используется также техника направленной визуализации -- направление потока воображения клиента в определенное русло Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами -- задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Мне хотелось бы вкратце рассказать о наиболее распространенных приемах изотерапии (работа с красками, каранлашами и природным материалом).

Марания . В буквальном понимании «марать» -- значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний. Марания эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное.

Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками.

Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.

Штриховка, каракули . Штриховка - это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);

рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия);

изображение объектов и символов в ритмической манере, например, рисование под музыку.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Рисунок на стекле . Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться.

Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет.

Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»).

Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пальцами . Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску -- плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование пальцами - это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) . Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик.

Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению -- сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами -- в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс арт-терапией и инструментом расслабления. При рисовании происходит:

· Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.

· Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше -- отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

· Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.

Наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту. Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные изменения на протяжении длительного времени - уже повод для деликатного разговора.

Приемы и техники изотерапии

изотерапия психокоррекционный мандал рисование

1)»Рисунок по кругу» (групповое рисование).

Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы - цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения - 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника - дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

2)» Сотворение глиняного мира» (групповая работа).

Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения - от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы - пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3) Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение “Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.

Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения - 60 минут.

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Тревожность в психологической науке. Роль изотерапии в психолого-коррекционной работе. Характеристика тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Внутренние противоречивые состояния, приводящие к тревожности.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Проблема тревожности у школьников с задержкой психического развития как одна из актуальных проблем специальной психологии. Особенности использования изотерапии для преодоления тревожного состояния у младших школьников с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2017

    Изучение основ арт-терапии – психотерапевтического метода воздействия, осуществляемого при помощи искусства и творчества. Основные цели и задачи метода, виды и подходы. Условия успешного проведения изотерапии. Показания и противопоказания к применению.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2015

    Задачи арт-терапии. Коррекция эмоциональной сферы. Развитие познавательных процессов. Терапия изобразительным творчеством. Виды проектного рисования. Условия подбора техник и приемов создания изображений. Рекомендации по использованию музыкотерапии.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Субъекты арт-терапевтического процесса, его задачи и функции. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии. Сущность коррекционных техник. Изотерапия: формы и методы. Формы музыкальной терапии. Правила использования элементов арт-терапии.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Арт-терапия как метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции. Содержание понятия "мандала". Правила работы психолога с клиентом. Принципиальное отличие мандалы от других рисуночных методик. Главные особенности работы с осужденными.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2015

    Психологические особенности дошкольного возраста. Критерии психологической готовности ребенка к школе. Занятия изобразительным искусством как средство повышения готовности к школе. Методическое обеспечение и организация исследования. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Изучение понятия, причин и форм нарушения двигательной сферы дошкольника. Методы выявления особенностей развития старших дошкольников с нарушением двигательной сферы при нарушенном интеллекте. Разработка методик и программ психологической коррекции.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Изучение основных задач и целей танцевально-двигательной терапии как эффективного психологического метода. Сочетание танцевальных движений с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием. Специальные упражнения танцевальной терапии.

Все дети любят рисовать. Практически первым творческим занятием, которым они увлекаются, является рисование. Чем данный метод им так привлекателен? Своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует. Детям и дошкольникам данное увлечение является самым доступным и интересным. Вот почему популярной становится изотерапия – метод диагностики и коррекции детского поведения различными упражнениями.

Чтобы ребенок поддавался на манипуляции взрослого человека, с ним необходимо общаться его языком. Долгие разговоры и делание выводов не является эффективным. Основной деятельностью каждого ребенка дошкольного возраста является . А она бывает разной. Одной из игровых направлений является рисование.

Хороша изотерапия для тех детей, которые являются немного замкнутыми, скованными, погруженными в себя. Когда ребенку не хочется говорить вслух, он проявляется себя через действия и творчество. Рисование является самым доступным и увлекательным занятием, которое нравится практически всем детям.

Об особенностях данного направления следует поговорить на сайте психотерапевтической помощи сайт. Он подойдет даже абсолютно здоровым детям в том случае, если родители отмечают некоторые отклонения от нормального поведения или состояния ребенка.

Что такое изотерапия?

Одним из направлений , которая была введена в 1938 году Адрианом Хиллом, является изотерапия. Что это такое? Это направление, которое включает изобразительное искусство. Оно эффективно как при работе со взрослыми, так и при коррекции детского поведения. Может быть использовано как при решении сложных психиатрических задач, так и для устранения незначительных отклонений.

Чем примечательна изотерапия? Своей легкостью, доступностью и увлекательностью. Человеку легче выражать и проявлять себя, когда ему не нужно решить сложные умственные задачки. Более того, по мере взросления каждый человек научается скрывать свои страхи и истинные мысли, мотивы, что и мешает в коррекции и помощи ему.

Когда же человек рисует, он обычно не задумывается. Проблемы, которые его волнуют, выплывают наружу. Самое главное – чтобы психотерапевт обладал хорошим опытом в интерпретации рисунков, их значения и постановки.

Детям порой легче нарисовать свою проблему, нежели рассказать о ней. Вот почему изотерапия часто применяется в отношении дошкольного и школьного возраста. Поскольку словарный запас и понимание самого себя у ребенка еще не развито, он понимает свою проблему лишь в образах. Он может ее описать, нарисовать, но не проанализировать, пропустить через себя, сделать выводы. Посредством изобразительного искусства ребенок отображает то, что его волнует. Здесь порой могут находиться детали, о которых малыш ранее не говорил. Но они имеют важное значение.

Изотерапия позволяет не только отобразить свою проблему так, как она представляется человеку, но и проявить свое отношение к ней, выплеснуть эмоции, рассказать о них. Достаточно часто человек вынужден скрывать свои чувства. Такое часто случается в семьях, где родители не желают слышать и понимать своего ребенка. Со временем он просто приучается не говорить о своих переживаниях, закрывается и таит все обиды, злость, агрессию и прочее в себе. Это приводит к появлению проблем, девиантному поведению, замкнутости или прочим негативным проявлениям. Родители часто сталкиваются с результатом своего отношения к ребенку, не понимая, что стало причиной.

Когда ребенок рисует, он позволяет себе выплескивать эмоции. Изобразительное искусство помогает выплеснуть чувства, выразить свое отношение, избавиться от скопившихся эмоций. Таким образом, изотерапия не только выявляет проблемы, но и в некоторой степени помогает в их коррекции.

Рассматриваемое направление терапии выполняет множество функций. Различные методы изотерапии позволяют ребенку выразить себя, рассмотреть конфликтную ситуацию с любой стороны, увидеть варианты ее решения, выплеснуть эмоции и т. д. Если ребенок не может прямо высказать мысли о своих переживаниях, тогда бумага ему поможет.

Изотерапия вбирает в себя основы теорий Фрейда, Юнга и психологов гуманистов. Здесь используются такие понятия, как спонтанность, свобода, творчество и самовыражение. Никто не управляет ребенком в процессе терапии. Он изображает то, что хочется лично ему, при этом отсутствует какое-либо наказание (чем чаще всего и пугают родители своих детей, что и приводит к комплексам, страхам и проблемам).

Изотерапия может проходить в двух форматах:

  1. Пассивный – когда ребенок перерисовывает готовое изображение.
  2. Активный – когда дается полная свобода в рисовании того, что хочется ребенку. Сюжет и мотив рисунка может быть таким, каким его видит ребенок.

Хоть изотерапия является одной из направлений арт-терапии, все больше она становится самостоятельной. В ней есть свои концепции, методы и направления. Применяемыми материалами являются:

  • Пластилин.
  • Краски.
  • Цветная бумага.
  • Карандаши.
  • Фломастеры и пр.

Изотерапия выполняет большой кусок работы при общении с детьми. Малыш может рассказать о своей проблеме, выразить свои чувства, мечты, эмоции, переживания, надежды. Также через рисунок он начинает понимать самого себя (ведь проблема возникла именно в нем, а значит, определяет его как личность). Через рисунок можно увидеть пути решения проблемы. Поскольку ребенку сложно анализировать и мыслить сложными дефинициями, то ему лучше видеть происходящее в обычных картинах. Когда малыш видит свою проблему, то лучше ее понимает, может найти решение.

Процесс изотерапии длится ровно столько и так глубоко, насколько это удобно ребенку. Здесь нет принуждения. Малыш рассказывает ровно столько, сколько он того хочет или может. Таким образом, изотерапия помогает снять нервное напряжение, стресс, устранить неврозы, . Посредством собственного рисунка малыш может безболезненно соприкоснуться с той ситуацией, которая ему неприятна. В таком случае он меньше переживает и больше может понять.

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемами в самоощущении или поведении ребенка дошкольного возраста. Уже в данном возрасте ребенок сталкивается с первой невозможностью справиться с возникающими проблемами. Все больше у него появляется обязанностей и трудностей в общении с родителями, которые повышают планку своих требований и снижают восприимчивость к детским переживаниям.

Если дошкольник остается сам на сам со своими проблемами, с которыми зачастую не может справиться, поскольку еще не умеет думать логически и последовательно, анализировать, понимать поступки окружающих и т. д., тогда он меняется. Родители начинают замечать, что он страдает от ночных кошмаров, у него снижается самооценка, он становится неуравновешенным, его поведение становится агрессивным, он ревнует, является зажатым или превращается в одиночку (изгоя).

Изотерапия применяется и при работе с тяжелыми психическими отклонениями:

  1. Умственная отсталость.
  2. Нарушение речи и слуха.
  3. Патологии нервной системы.

Через рисунок психолог или педагог может установить контакт с ребенком.

Процесс изотерапии можно разделить на несколько этапов:

  1. Определение тематики рисунка или произвольное рисование.
  2. Наблюдение за эмоциями ребенка, пока тот рисует.
  3. Описание ребенком того, что он нарисовал. Уделяется внимание тому, какие эмоции он проявляет и как интерпретирует ситуацию.
  4. Выражение психологом своего мнения на счет того, что изображено на рисунке.
  5. Совместная работа по нахождению решения нарисованной ситуации.

Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений. В случае отсутствия изменений в желаемом направлении психолог меняет тактику своей работы.

Подводя итоги, можно выделить такие цели изотерапии:

  • Проработка переживаний и мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Выражение эмоций и чувств, которые человек не мог выразить в обыденной жизни.
  • Диагностика состояния человека.
  • Облегчение лечения.
  • Восстановление контроля над ситуацией.
  • Налаживание контакта между клиентом и психотерапевтом.
  • Повышение своей самооценки, снятие напряжения.
  • Понимание своей проблемы и самого себя в ней.

Занятия изотерапией с детьми

Достаточно сложным этапом для любого ребенка является школа. Первые дни и годы в школе становятся самыми стрессовыми, поскольку значительно меняется распорядок дня, обязанности детей и их потребности. Изотерапия, которая применяется на данном этапе, помогает в адаптации к возникшим условиям.

Занятия лучше проводить двумя психологами. Количество детей в одной группе до 6 человек. Длительность занятий – 60 минут по одному разу в неделю.

  1. На первом этапе занятий изотерапией с детьми происходит знакомство и выделение лидеров.
  2. На втором этапе происходит проявление эмоций, которые могут быть негативными у детей.
  3. На третьем этапе дети начинают осознавать собственные эмоции и разнообразно их выражать.
  4. На четвертом этапе напряженность и тревожность усиливаются.
  5. На пятом этапе происходит снятие напряженности и тревожности.

Упражнения изотерапии

Изотерапия не имеет рамок и границ. Здесь можно использовать любые упражнения, которые только помогут в решении конкретного вопроса. Упражнениями могут быть:

  • Релаксационное упражнение «Волшебная поляна». Педагог читает историю, пока дети расслабляются.
  • Развитие ассоциативного воображения. Дети выражают свои мысли и ощущения от прочитанного.
  • Выбор 3 героев.
  • Игра в песочнице. Здесь дети отправляются в страну, где могут построить свое царство из трех героев в неограниченном количестве.
  • Рисование места, которое наиболее запомнилось ребенку.

Также не забываем о методе свободного рисования, когда дети могут изображать то, что хочется лично им, а не то, что задано темой.

Итог

Изотерапия активно применяется психологами, поскольку данное направление оказывает мощнейшее воздействие на детей. Малыши не устают и не сопротивляются, спокойно идут на контакт, что позволяет достичь положительных итогов. Если психолог устанавливает контакт с ребенком, тогда ему легче сотрудничать с ним и корректировать.

Ребенок посредством рисунка больше познает себя и ситуацию, в которой он находится. Если родители отмечают однотипность всех рисунков ребенка, это о чем-то говорит. Если нет возможности самостоятельно разобраться в рисунках малыша, тогда можно обратиться за помощью психотерапевта. Он не только диагностирует ситуацию, которую постоянно изображает ребенок, но и поможет в устранении ее из жизни малыша.

Данный материал могут использовать в своей работе логопеды , воспитатели детских садов.

Использование на занятии представленных приёмов изотерапии предоставляет педагогу разнообразные возможности в плане повышения мотивации к выполнению заданий, преодоления негативизма, развития зрительно-моторной координации,мышления, речи.

Упражнение «Закрашиваем зеркало»

Задачи : активизация диалогической речи, закрепление знания названий частей лица, развитие пространственной ориентировки, стимуляция указательного слова «Вот» .

Ход упражнения.

Взрослый сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем взрослый вместе с ребёнком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской,чтобы постепенно смывая краску влажной губкой рассказывать ребенку о его частях лица,стимулировать ребенка к сопряженному или повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит : «Где Саша? Вот!» , побуждая ребенка к активной речи. Важно, чтобы действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.

Упражнение «Овощные печати»

Задачи : развитие слухового внимания, закрепление лексической темы «овощи» , совершенствование умения соотносить ритмы движений со слуховым ритмом, повышение самооценки.

Ход упражнения.

Взрослый демонстрирует ребёнку кусочки овощей (свёклу, томат, тыкву и т. д.) Ребёнок определяет, от каких овощей отрезаны кусочки : в зависимости от речевых возможностей произносит названия сопряженно со взрослым или указывает на соответствующую картинку . Затем взрослый выдаёт ребенку ватман и предлагает поиграть в «директора» ,«начальника» : поставить овощные печати. Взрослый произносит название овоща, ребенок ставит оттиск на ватмане соответствующим кусочком. Опыт овощного рисования способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне.

Упражнение «Рисование ладошками»

Задачи : формирование умения соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения.

Взрослый предлагает ребенку, воспользовавшись пальчиковыми красками и ватманом, оставить отпечатки ладоней. Одновременно с прикладыванием руки к бумаге ребенок произносит слог

(цепочку слогов ) вслед за взрослым. То же самое упражнение проводится во время рисования подушечками пальцев.

Упражнение «Части тела»

Упражнение проводится при закреплении соответствующей лексической темы.

Задачи : совершенствование соматогностических представлений, активизация слов : нога, рука, ухо, щека, живот .

Ход упражнения.

Взрослый обмазывает части тела (нога, рука, ухо, щека, живот) ребенка пальчиковыми красками, ребенок оставляет «след» на большом ватмане, называет часть тела, которую он «отпечатал» .

Упражнение «Рисуем на льду»

Задачи : активизация слов «кап» , «лед» , развитие тактильного и зрительного восприятия.

Ход упражнения.

Взрослый заранее изготавливает достаточно большой кусок льда. Демонстрирует его ребенку, дает его погладить, затем оставляет кисточкой кляксы на льду, стимулирует ребенка к произнесению «кап» , «лед» .

Упражнение «Салют»

Задачи : активизация слова «салют» , развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Ход упражнения.

На темном фоне взрослый совместно с ребенком размазывает цветные кусочки пластилина, стимулируя ребенка к произнесению слов «салют» , «ура» . Желательно показать ребенку мультимедийную презентацию, видеофрагменты различных салютов. Провести эту игру 9 мая - для того, чтобы слова «праздник» , «салют» закрепились в лексиконе ребенка.

Упражнение «Волшебные нитки»

В арттерапии существует отдельная техника «ниткопись» , на ее основе построено это упражнение .

Задачи : активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развития мелкой моторики.

Ход упражнения.

Взрослый показывает ребенку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Например, контуры овощей и фруктов. Ребенок может выполнять упражнение совместно со взрослым, «рука в руке» или самостоятельно.

Упражнение «Фруктовая картина»

Задачи : активизация лексикона по теме «Фрукты» , ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения.

Взрослый демонстрирует ребенку большой лист картона и упаковку из-под сока с изображением фрукта. Взрослый совместно с ребенком вырезает изображение фрукта, просит ребенка наклеить на большой лист и назвать, что он наклеил. Взрослый поручает ребенку собирать и приносить упаковки из-под сока, чтобы составить большую картину .

Упражнение «Фруктовая аппликация»

Задачи : ознакомление ребенка со словами : семя, кожура; развитие воображения.

Ход упражнения.

Взрослый (при изучении натуральных фруктов) предлагает ребенку очистить от кожуры лимон, киви; достать из лимона косточки. На большом листе бумаги или в индивидуальном логопедическом альбоме взрослый предлагает ребенку составить аппликацию : разрезать кожуру лимона на полоски - наклеить солнышко; семя лимона - камушки; кожура - личи - ежик; кожура киви- земля и т. д.

Игра «Магазин»

Задачи : активизация лексикона по выбранной теме.

Ход игры.

Взрослый заготавливает различные тематические наклейки, в зависимости от изучаемой лексической темы. На картоне изображаются прилавки магазина, взрослый совместно с ребенком наклеивает стикеры на «прилавки» , называя изображение.

Игра «Волшебный крем»

Задачи : активизация простых слов, развитие воображения.

Ход упражнения.

Взрослый показывает ребенку детский крем. Далее взрослый рисует кремом (выдавливая из тюбика или размазывая по руке ребенка) различные фигуры, по контурам похожие на какие- либо предметы, названия которых необходимо закрепитьв лексиконе ребенка : часы, весы, бак, изюм и др. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий. В конце игры можно предложить ребенку поменяться ролями для того, чтобы и он попробовал рисовать кремом на руке взрослого .

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.

Плохих Елена Александровна

МК ДОУ Павловский д/с №4, Воронежская обл., воспитатель

«Изотерапия, как средство решения эмоционально - личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

СКАЧАТЬ (презентация)

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.

Одним из методов здоровьесбережения является арт-терапия. Это инновационная технология, выражающаяся в заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива.

Привлекательность этого метода для современного человека состоит в том, что арт- терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Арт-терапия в ДОУ - это комплекс психологических методов познания мира через творчество и искусство: рисование и лепка, музыка и литература, театр и сказки и так далее. Главные цели таких занятий - формирование высокого жизненного тонуса и выстраивание гармоничных отношений с миром.

Занятия помогают выстроить добрые и честные отношения внутри детского коллектива, а также привить уважение к педагогам. Дети, которые занимаются по данной методике, более разговорчивы, у них развита мелкая моторика, они учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, что помогает родителям определить приоритетное направление для дальнейшего углубленного обучения искусству.

Выделяют несколько разновидностей арт-терапии:

  • изо-терапия;
  • музыко-терапия;
  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • танцевальная терапия;
  • куклотерапи;
  • цветотерапия.

Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование;

Способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

Оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

Содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Происходит развитие наглядно - образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?). За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Дети знакомятся с такими нетрадиционными техниками рисования, как: рисование свечой,; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью, рисование печатками и различными предметами, мятой бумагой, пластилином,сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.); рисование мыльными пузырями, кляксография с трубочкой; рисование по-сырому. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Одним из методов изотерапии является использование нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинография, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, что позволяет сформировать координацию движений пальцев, развить речевую и умственную деятельность ребёнка. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, мы закладываем базу для развития интеллекта. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.