Чернение по серебру. Северная чернь-великоустюжское чернение по серебру

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI – XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко.

Искусство северной черни периода XVIII – XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 – 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. Однако уникальное искусство не исчезло полностью. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.

Черненое серебро набирает популярность среди покупателей, поскольку украшения из этого вида драгметалла имеют необычный вид, который отличается изысканностью и похож на антиквариат.

Кольцо из черненого серебра

В ювелирном деле используют такие виды серебра:

  • Стерлинговое. Этот термин обозначает обычное серебро 925 пробы без дополнительных покрытий. Поэтому изделия из стерлингового серебра требуют ухода и чистки от потемнений. Популярна проба при изготовлении не только украшений, но и столовых приборов.
  • Черненое. Внешне выглядит похожим на потемневшее серебро, но эффект достигается искусственным способом. Не требует особой чистки.
  • Оксидированое. Похоже на черненый драгметалл, но эффект нанесения темного слоя более дешевый и недолговечный.
  • Родированое. Нанесение слоя родия на изделие, не меняющее его цвет. Делается для того, чтоб защитить украшение от царапин и потемнений.

Методика чернения

Но самым аристократичным считают черненое серебро. Расцвет этой методики пришелся на семнадцатый век. Тогда с помощью чернения придавали изделиям вычурные узоры. В доме считалось престижным иметь предметы из этого вида драгметалла, например, портсигары, столовые приборы и даже предметы мебели.

За счет разницы цветов обычного и черненого серебра рисовались карты, гравюры с изображением природы, животных. Иногда стоимость таких изделий доходила до нескольких тысяч долларов. Они ценятся и до сих пор, особенно старинная ручная работа, и продаются на аукционах за баснословные деньги.

Поэтому покупателей и сегодня интересует вопрос: что это такое черненое серебро и в чем заключается суть методики? Ответ очень простой: чернение - это методика, при которой добиваются осаждения сернистого серебра на изделии. Этого, конечно, можно добиться, если просто не чистить украшения, но такое чернение будет неоднородным и дешевым. А вот ювелиры проводят эту процедуру двумя способами:

  • Чернение серебра механическим способом включает в себя смешивание графита с окисью железа и с добавлением в эту смесь скипидара. Далее вещество аккуратно наносят на серебряное изделие или его части, ждут высыхания, а после протирают замшевой тряпкой, смоченной в спирте. Разновидностью механического способа является использование гальваники. На производствах в специальные ванны заливают растворы с реактивами и помещают туда два электрода. К одному из них присоединяют украшение, а через другой пропускают ток. Процесс называется электролизом и позволяет равномерно нанести слой чернения на изделие. Правда, этот слой будет более поверхностным и подверженным стиранию. А также его нельзя нанести на отдельные участки украшения, изделие получается черненным полностью.
  • Химическое проведение процедуры заключается в использовании порошка, состоящего из смеси металлов: серебра, цинка, свинца, серы. Этот порошок засыпается в части изделия и потом вместе с украшением подогревается до нужной температуры. Далее порошок расплавляется и въедается в изделие, окрашивая его в черный цвет. Поле процедуры проводится полировка и шлифовка изделия.

Браслет из черненого серебра

Главное - помните, выбирая украшение, что черненое серебро и оксидированное отличаются между собой. Оксидированное украшение - это изделие, на которое нанесли слой оксидной пленки. Этот метод более дешевый и придуман для дополнительной защиты украшений. Пленка оксида быстро стирается при носке и стоит дешевле, чем черненое изделие. Отличить их можно по внешнему виду: оттенок у оксидированного серебра темнее, чем у черненого и детали украшения имеют неоднородный цвет.

Самостоятельное чернение

Зачернить серебро в домашних условиях несложно. Более того, это легко сделать с помощью подручных средств, а ваше украшение приобретет новый вид.

1) Итак, для первого способа понадобятся:

  • контейнер, который герметично закрывается;
  • яйцо;
  • нитка.

Яйцо следует сварить вкрутую. Далее очистите его и разрежьте на две части. Поместите половинки в контейнер, а к крышке емкости подвесьте изделие из серебра. Чернь будет образовываться, благодаря действию на украшение сероводорода, но чернение серебра может быть неравномерным, поэтому советуют менять время от времени положение украшения. Если на украшении есть камни, протирайте их во время чернения. Сам способ безобидный, но инкрустация может незначительно потемнеть, если ее не протирать.

2) Для следующего способа нужно приобрести серную мазь. Потом нанести ее на изделие или те фрагменты, которые в дальнейшем должны почернеть. Поднесите к украшению фен с теплым воздухом, и вы увидите, как оно меняет цвет, становясь черным. После процедуры отполируйте изделие.

3) А еще нанести черноту можно с помощью йода. Эта методика подходит только для украшений с рельефом. Йод наносится ватной палочкой и высыхает на солнце. Отполировать готовое серебро с чернением лучше всего с использованием щетки и зубной пасты.

Для чистки черненого серебра подойдут только бережные способы. Не стоит использовать кислоты или кипятить изделие. Если вы хотите почистить украшение, просто приготовьте мыльный раствор и добавьте в него щепотку соды. Вода должна быть теплой, а украшение должно там полежать около 20 минут. Тереть черненое серебро содой или зубным порошком запрещено можно повредить чернение.

Изделия из черненого серебра более торжественны, чем обычные. Поэтому их уместно носить на приемах или праздниках. Для повседневной пользования лучше выбрать варианты из стерлингового серебра. А за чернеными изделиями бережно следить и ухаживать.

Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне - районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г.

художник 18 века , CC BY-SA 3.0

Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.

Развитие стиля

Художественно-стилевое развитие «Северной черни» на протяжении XVIII — первый половины XIX вв. протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия, несут черты пышного барокко.

Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины.


работа Михаила Климшина , CC BY-SA 3.0

Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.

Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.

Образование фабрики

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины.


, CC BY-SA 4.0

Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Особенности технологии

«Северная чернь» — это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок.

Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.

При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.

Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.

Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.

Серебро с чернью

Темные узоры и рельефные рисунки на серебре притягивают взор и наполнены таинственными отголосками прошлых времен. Черненое серебряное колье можно легко представить на шее у придворной дамы средних веков, массивное мужское кольцо с темным орнаментом прекрасно бы смотрелось на руке у славянского воина, а шкатулка с черневым изображением первопрестольной наверняка бы хранилась на дамском столике в одном из московских купеческих домов.

Черненые серебряные украшения и столовое серебро были очень популярны в прошлые века, и, как ни странно, подобные изделия до сих пор имеют множество почитателей. Стремительное развитие новых направлений в моде, таких, как бохо-шик, винтаж и этника, предполагает использование аксессуаров «под старину», что делает украшения из серебра с чернью лучшим элементом стиля, дополняющим любой образ.

История промысла

История промысла насчитывает не одно столетие. Первые найденные изделия из серебра с чернью были созданы задолго до наступления нашей эры. Чернь применяли для украшения и для придания серебру особой прочности. В средние века в Европе было распространено нанесение черневых изображений на серебряные пластины, в то время как в Азии ею украшали оружие, бытовые предметы и украшения. Были найдены серьги-лунницы , браслеты и колье с чернью, созданные мастерами Киевской Руси X века. В России пика своей популярности чернение по серебру достигло к XVII веку и получило стремительное развитие в Великом Устюге. Этот северный город и по сей день является центром ювелирного искусства нашей страны.

Что такое чернь?

Технология сводится к определенной последовательности: сначала изделие гравируют, а затем наносят определенный состав из сульфидов меди, серебра и свинца. И на финальной стадии предмет обжигают с последующей обработкой. После этого должен проявиться рисунок, прочно сплавленный с изделием. Существуют способы затемнения серебра в домашних условиях, но это имеет мало чего общего с настоящей чернью, качеством и навыками ювелирных мастеров.

Традиционное для России ювелирное искусство получило вторую жизнь в г. Великий Устюг, благодаря созданию в 1933 году артели «Северная Чернь», объединившей лучших русских мастеров. С этого момента шедевры Северной Черни начинают получать восторженные отклики от любителей и знатоков искусства на выставках по всему миру, а само предприятие неоднократно завоевывало призовые места в конкурсах и на конференциях по ювелирному делу.

В середине XX века на основе артели создается завод с одноименным названием, и по сей день Северная Чернь находится в авангарде, являясь ведущим заводом по изготовлению серебряных украшений и столового серебра. Характерным элементом стиля предприятия является дань русским традициям - изделия Северной Черни, как правило, украшены цветочными или растительными орнаментами, в них часто используются мифологические образы сказочных птиц и панорамы древнерусских городов. И если первоначально артель выполняла заказы на ничем непримечательные серебряные подстаканники и ложки с простыми рисунками, то теперь каталог продукции Северной Черни поражает своим разнообразием. В нем можно найти все - от изысканных столовых приборов до женских украшений невероятной красоты.

Примеры работ завода «Северная Чернь»

сайт является официальным представителем Северной Черни . Купить продукцию великоустюгского завода вы можете в нашем интернет-магазине и в салонах сети в Москве и Подмосковье.

Технология

Общие принципы

Но уже с 80-х годов ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма , в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

Наряду с этими изменениями происходят и другие: один из известных мастеров того периода, Жилин, заменяет использование лучеобразно расходящихся линий на сплошной узор из маленьких звёзд и букетиков.

В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.

XX-XXI века

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года , художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский , сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.

Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов - в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки , братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена постоянно получает правительственные заказы, большинство из которых выполняется по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев , 800-летию Москвы , юбилею воссоединения Украины с Россией , покорение космоса).

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Абрамцево-кудринская резьба
  • МюПа-47

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Великоустюжское чернение по серебру - Великоустюжское чернение по серебру. Пудреница. 1950 е гг. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ, русский народный художественный промысел. Сложился в 18 веке в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и другие предметы украшаются рисунками,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М.… … Художественная энциклопедия

    ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ - русский народный художественный промысел, сложился в 18 в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 основана артель (с 1960 фабрика) Северная чернь (художественный руководитель Е … Большой Энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский народный художественный промысел, зародился в середине XVIII в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 основана артель (с 1960 фабрика) «Северная чернь» (художественный… … Энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский художественный промысел, сложившийся в 18 в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 в. богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки… … Большая советская энциклопедия

    Великоустюжское чернение - по серебру русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 году основана артель (с 1960 года фабрика) «Северная чернь»… … Википедия - вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь