Церковные праздники что можно что нельзя. Можно ли стирать в церковные праздники? Не занимаются рукоделием

14 января – праздник . Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует , – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин , настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

– С библейско-евангельских времен бытовое часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.

Многие верующие интересуются: что можно и что нельзя делать во время церковных праздников? Таких праздников несколько. Самый большой православный праздник – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Кроме Пасхи верующие отмечают двенадцать великих праздников:

  • Рождество Богородицы,
  • Воздвижение Креста Господня,
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы,
  • Рождество Христово,
  • Крещение Господне,
  • Сретение Господне,
  • Благовещение Пресвятой Богородицы,
  • Вход Господень в Иерусалим,
  • Вознесение Господне,
  • День Святой Троицы,
  • Преображение Господне,
  • Успение Богородицы.

Существуют также праздники в честь великих святых и Ангелов.

Чего нельзя делать в дни православных праздников?

Мы расскажем, чтем нельзя заниматься в церковные праздники. Согласно сложившейся традиции, в эти дни нельзя заниматься работой по дому – уборкой и стиркой, а также шить, вязать, вышивать, работать в саду и огороде. Рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театра и кино.

Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать определенные действия, а в том, что православный праздник – это в первую очередь день, который посвящается Богу.

Верующим следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным. Старайтесь проявлять больше теплоты и заботы по отношению к друзьям и близким, окажите помощь бедным и больным людям.

Как правильно встречать православные церковные праздники?

Провести Рождество Пресвятой Богородицы нужно с чистыми помыслами. Нельзя позволять себе даже злых мыслей, а не только плохих поступков. Считается, что с этого дня начинается новая жизнь. Старую свечу в доме принято гасить, а новую зажигать. На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая, за который благодарили Богородицу.

В день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня верующие соблюдают строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов.

В старину в этот день люди рисовали чесноком, углем или мелом кресты на дверях своих домов, притолоках или матицах, чтобы защитить дом и домочадцев от злых духов. В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы считается чистым и благословенным днем. После посещения храма крестные родители дарят своим крестникам подарки и угощают сладостями.

В Сочельник перед Рождеством Христовым верующие отказываются от пищи до первой звезды. Эта традиция связана с преданием о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Христа. К столу подают сочиво – постную кашу с мёдом, сухофруктами и орехами.

Считается, что в светлый праздник рождения Христа не нужно надевать черные вещи, так как они символизируют траур. В эти дни принято заниматься благотворительностью. В старину существовал обычай приглашать на ужин одиноких людей, угощать нищих и выставлять за порог дома угощение для бездомных животных.

В Крещенский Сочельник и на праздник Богоявления Господня освящают воду в храмах и в естественных водоемах, для чего в реках и озерах вырубают проруби.

Считается, что купание в проруби очищает душу и тело, и истинно верующий человек после этого в течение года не болеет никакими заболеваниями. Святую воду хранят в течение года рядом с иконами. Ею окропляют дома, употребляют натощак вместе с кусочком просфоры.

На Сретение в храмах совершается освящение свечей в знак очищения мира светом Христова Евангелия. Эти свечи люди хранят дома в течение года и зажигают в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также в храмах освящают воду, которая, как считается, имеет свойство исцелять людей от различных ззаболеваний.

На Благовещение Пресвятой Богородицы в некоторых церквях после литургии запускают в небо белых голубей, которые олицетворяют благую весть. Также принято выпускать птиц из клеток на волю. В этот день, согласно приметам, «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Лучше не посещать парикмахерскую и даже по возможности не расчесываться, иначе волосы будут выпадать. Не принято надевать новую одежду, которая по поверью может испачкаться или порваться. На Руси считалось, что до этой даты ничего нельзя сеять в поле и на огородах, так как земля еще спит.

В Лазареву субботу накануне Вербного воскресенья в православных храмах освящают ветки вербы, которые верующие хранят дома как обереги. Они защищают дом от пожара и молнии, причем сохраняют свои магические свойства в течение года. В этот день не рекомендуется мыться, разве что в исключительных случаях, так как вода в Вербное воскресенье может «смыть» с человека благодать и счастье.

Накануне главного христианского праздника – Пасхи – соблюдается многодневный Великий пост. На Пасху в храмах освящают крашеные яйца, куличи и творожные пасхи, которые подают к столу в течение всей пасхальной недели.

В советские годы, когда многие храмы были закрыты, появился обычай посещать в этот день могилы родственников. Однако церковь это не рекомендует, ведь Пасха – светлый праздник христиан, и предаваться унынию в это время не стоит.

В Вознесение Господне нельзя работать на земле, иначе год будет неурожайным. Хозяйки пироги прямоугольной формы с небольшими перекладинками, символизирущие лестницу – путь Иисуса на небеса.

Накануне Троицы храмы и жилые дома украшают свежей зеленью и цветами. Для оформления домов чаще всего берут ветви березы и дуба, а вербу или осину использовать для этого запрещается.

Зелень, которую используют для украшения храма, можно высушить, а затем использовать для лечения различных болезней. На Руси было принято ходить в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана; слезы при этом символизировали дождь. Считалось, что после этого летом не должно быть засухи.

На праздник, который носит название Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня или Медовый Спас , в храмах освящают мед и продукты пчеловодства. Также проводится малое водосвятие, в честь которого этот день называют Спасом на воде (Мокрым Спасом ).

Верующие совершают крестные ходы к водоемам и родникам. Считается, что люди, искупавшиеся в освященной воде, могут исцелиться от болезней.

На праздник Преображения Господня , который также называется Яблочным Спасом , в храмах освящают плоды нового урожая, люди дарят друг другу яблоки, угощают больных и нищих. В прежние времена до этого времени фрукты нового урожая есть запрещалось.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьяне не работают в поле. Среди сельских жителей существует поверье, что на Успение нужно оставить на полях немного колосьев, чтобы в следующем году уродился хороший урожай.

Также в этот день нельзя ходить по земле босиком, особенно по росе. Считается, что роса – это слезы Божьей Матери, поэтому прогулка босиком сулит болезни и невзгоды.

С вопросом о том, можно ли работать в церковные праздники, сталкивалась каждая православная семья. Однозначного ответа найти очень сложно, кто-то говорит, что вообще трудиться нельзя, некоторые придерживаются мнения, что нельзя работать только до обеда. Все церковные праздники разделяются по степени важности, поэтому в первую очередь священнослужители рекомендуют обращать внимание на это.

Четвертая заповедь

Четвертая заповедь Ветхого Завета учит нас трудиться шесть дней в неделю, а в субботний день отдыхать.

Как учил Господь Моисея на Синай-горе, человек должен проводить свою жизнь в труде и получать удовольствия от своего творения, а на седьмой день отдыхать душой и телом, думать о Создателе и молитвой очищаться от невольных грехов и пороков.

При создании мира Творец трудился шесть дней не покладая рук, а седьмой посвятил отдыху от трудов. Человек так же, подобно Господу, должен трудиться, как и он трудился. И отдыхать, как Создатель отдыхал. Любая работа должна быть направлена на созидание, а никак ни на разрушение, так как все люди являются творением Созидателя.

Если труд тебе в тягость, обрати внимание на обычные явления, которые окружают тебя. Солнце согревает нас своим теплом, вода циркулирует в земном пространстве и дает жизнь всему живому, растения и животные приспосабливаются к окружающему миру и дают потомство. Весь мир существует только благодаря бесконечному круговороту мелких и крупных дел. Праздность человека сделает его похожим на увядающее растение и приведет к погибели.

Даже твое тело трудится денно и нощно. Сердце бьется и работает, разгоняя кровь по жилам, легкие насыщают тело кислородом, почки и печень работают круглые сутки. Почему же рукам не дать поработать?

Нужно уметь трудиться не покладая рук, и научиться, чтобы работа приносили удовлетворение. Всякий труд, который человеку не в радость, в конце концов закончится крахом. Дело должно делаться с любовью, а не только ради принесения прибыли. Будет любовь к своему труду, будет и хороший доход.

Человек – это дитя Божье, его творение. Как дети берут пример со своих родителей, так и каждый из нас должен свою жизнь сделать подобной Божьей. Трудись шесть дней, получай удовольствие от своей работы, радуйся своему творению. И тогда труд будет не в тягость, и усталость принесет удовлетворение и успокоение.

В субботу, на седьмой день, забудь про дела свои и дай телу и душе отдых. Вспоминай Господа Бога своего, молись за своих близких, читай православные книги. И все в жизни придет в мир и гармонию, а в семье будет лад и спокойствие.

Двунадесятые церковные праздники

В церковном календаре существует двенадцать двунадесятых праздников. Это самые важные для христиан святые дни после Пасхи. В Богослужебном уставе они отмечаются красным крестом, обведенным в круг. В эти дни вспоминаются важные события из жития Христа и Святой Богородицы.

Большая часть двунадесятых праздников имеют точную дату и называются непереходящими. Некоторые праздники не имеют числа, и каждый год отмечаются в разную дату в зависимости от времени Пасхи.

Двунадесятые праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Господские в православии имеют большее значение. Если они выпадают на воскресный день, то обычная литургия заменяется праздничной службой. Если же в воскресенье отмечается Богородичный праздник, тогда праздничное богослужение объединяют с воскресным, причем воскресная служба считается выше.

Большинству двунадесятых православных праздников предшествует предпразднество и завершает попразднество. В дни предпразднества христиане подготавливаются к святому дню, а в попразднество праздник продолжается. Последний день попразднества называется отдаянием, когда в храме при проведении литургии повторяются песнопения праздничного богослужения. Попразднество может продолжаться от 1 до 8 дней.

Список двунадесятых церковных праздников

Дата Название праздника Предшествующее событие
7 января Рождество Христово В этот день в Вифлееме Иисус Христос явился на свет.
19 января Крещение Господне или Богоявление В этот день свершилось крещение Господа на реке Иордан. Обряд проводил Иоанн Креститель.
15 февраля Сретение Господне Сороковой день после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Христа в храм Божий.
7 апреля Благовещение В этот день дева Мария получила радостное известие от архангела Гавриила о скором рождении Христа.
Последнее предпасхальное воскресенье Вербное воскресенье В этот день вспоминается торжественный въезд Христа в Иерусалим. Символом праздника является вербная или пальмовая ветвь.
40-й день после Пасхи Вознесение Господне В этот день Иисус во плоти взошел на небеса.
50-й день после Пасхи Святая Троица В этот день на Апостолов снизошел Святой Дух.
19 августа Преображение Господне В этот день во время молитвы на горе ученики Иисуса увидели, каким величием и славой обладает Господь.
28 августа Успение Пресвятой Богородицы В этот день была погребена Святая Мария. Все апостолы явились в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей.

Великие церковные праздники

Кроме двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре отмечается еще семь великих дат.

Дата Название праздника Предшествующее событие
14 января Обрезание Господне По установленному для всех мальчиков-младенцев Иерусалима на восьмой день после рождения Иисусу было сделано Обрезание.
День памяти св-го Василия Великого В этот день церковь вспоминает имя великого богослова и писателя Василия, которым были написаны многие молитвы и литургии, а также изобретен иконостас.
7 июля Рождество Иоанна Крестителя В этот день свершилось долгожданное рождение прославляемого лица Иоанна Крестителя, по иному называемого Предтечей.
12 июля Петров день В этот день почитается память двух апостолов, святых Петра и Павла, принявших мученическую смерть.
11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи Великий день, посвященный память Иоанна Крестителя, убиенного по приказу тетрарха Галилеи Ирода.
14 октября Покров Пресвятой Богородицы В этот день Богоматерь во время богослужения сошла с небес и во время всей службы держала над молящимися омофор.

В старообрядческих календарях выделяется еще два дня, когда почитается память святых:

8 мая и 26 сентября церковь чтит имя апостола Иоанна Богослова, а 25 сентября – Сергия Радонежского.

Что нельзя делать

Отвечая на вопрос, можно ли работать в церковные православные праздники, священнослужители не накладывают на труд в эти дни особого запрета. Если человеку по воле службы нужно выйти на работу или возникли непредвиденные обстоятельства, то греха не будет. Истинный христианин, вынужденный невольно работать в праздничный день, все равно мыслями будет с Богом, вспоминая и прославляя его.

Большим грехом станет бездельничанье в великий день. Если человек не посещает утреннее богослужение, не вспоминает в мыслях Господа Бога, не молится за своих ближних в церковный праздник, а предается праздному безделью, это нехорошо. Предаваться лени согласно церковным заповедям считается большим грехом.

Чтобы избежать неприятных последствий, работу по дому, которую можно отложить, лучше выполнить завтра или сделать накануне. Считается, что работа в православный праздник может стать причиной безденежья, болезней и неудач в жизни семьи.

Приметы

В зависимости от степени значимости праздника существует ряд примет, связанных с выполнением той или иной работы.

  • Издавна на Руси на Рождество Христово под особым запретом была охота и рыбалка, а также любые активные виды отдыха. Считалось, что велик риск несчастного случая.
  • На Рождество нельзя заниматься рукоделием, связанным с переплетением нити: шитьем, вязанием, вышивание. Считается, что нить – это символ жизни, поэтому переплетать и завязывать ее значит вносить изменения в свою жизнь. И не факт, что они будут хорошие.
  • Уборка дома и стирка на Рождество находится под запретом. Можно отложить эти дела до 14 января, когда выметается весь мусор из избы и сжигается во дворе. Таким образом, на весь год изгоняются злые духи.
  • На Вербное воскресенье и Благовещение работу по дому лучше отложить до вечера. Нельзя работать с землей, по старому поверью в этот день змеи выползают наружу.
  • В Пасхальную неделю можно выполнять только самые необходимые дела. На Пасху все дела стоит отложить и посвятить день молитвам и общению с Богом.
  • На Вознесение церковь работать не рекомендует. Согласно поговорке на Вознесенье люди не трудятся, а после праздника начинают работы в поле.
  • Существует примета, что если будешь мыться в бане в церковный праздник, то на том свете будешь пить воду.

Все православные празднества являются торжествами общецерковными в православной вере. Они обычно посвящаются историческим священным событиям или же почитанию святых. В народе давно и прочно утвердилось мнение, что в дни церковных праздников всякая деятельность должна прекращаться.

И если вы спросите у кого-нибудь, чего нельзя делать в церковные праздники, то в ответ наверняка услышите - ничего. Так ли это на самом деле? И существуют ли различия между праздниками по выполнению домашних и других дел? В этой статье попробуем разобраться, откуда пошли эти обычаи и что это за церковные праздники, когда нельзя ничего делать.

Какие бывают церковные праздники

Классификация церковных праздников зависит, прежде всего, от значимости священных событий, которым эти праздники посвящались. Согласно этой значимости, выделяют праздники великие, малые и средние. В число великих входит Пасха, а также все те, которые называют двунадесятые. Также существуют разделения согласно времени и места празднования.

Согласно времени, существует две большие группы: неподвижные, то есть те, которые закреплены за определенной датой, и переходящие. Еще можно выделить три большие группы согласно того, кого почитают в этот день. Таким образом, существуют Господние праздники, торжества, посвященные Богородице, а также дни почитания святых.

Церковный праздник сегодня. Что нельзя делать?

Большинство рекомендаций относительно запретов в той или иной деятельности имеют в своей основе результат многовековых наблюдений и совпадений. Хотя, конечно же, никакой доказательной базы для объяснения этого нет. Люди часто интересуются, какой сегодня церковный праздник. Что нельзя делать? Это происходит потому, что традиции и обычаи очень плотно вошли в жизнь населения. И хотя практически никто не знает причину этих обычаев, все соблюдают их просто автоматически. Просто потому, что так нужно.

Итак, чего нельзя делать в церковные праздники. Самым распространенным запретом является запрещение шитья и других видов рукоделия на Рождество. Также возбраняется в такие дни охотиться, поскольку грешно отбирать жизнь животного в день, посвященный рождению или воскрешению. Наилучшим вариантом считается проводить дни церковных торжеств в собственном доме. И уж тем более никуда не переезжать. На день почитания Ильи святого запрещено купаться в водоемах. Эта примета связана с тем, что по наблюдениям чаще всего в воде происходили именно в этот день. А на празднование Благовещенья женщинам воспрещается создавать прически. Особенно заплетать косы. Или вот еще. В праздник, посвященный обезглавливанию святого налагается запрет на использование любых режущих предметов. В этот день не пользуются ножами. Еду не разрезают, а разламывают руками на куски. Особенно это касается хлеба, имеющего круглую форму.

Запрещенная работа не значит безделье

Многие относятся к церковным запретам очень серьезно. Не имеет значения, какой сегодня церковный праздник. Что нельзя делать, все знают, и по-другому никак. Но так ли все серьезно на самом деле? Какова позиция Церкви? Откуда, в конце концов, пошли все эти приметы и почему нельзя ничего делать в церковные праздники? Существует официальная позиция церкви относительно всего, о чем уже упоминалось. Эта позиция говорит о том, что все эти народные приметы скорее миф, чем реальность. Никто не запрещает во время церковных торжеств мыться и причесываться. И даже заниматься легкой уборкой своего жилища. Воздерживаться священнослужители рекомендуют лишь от полноценной тяжелой работы и посвятить это время своим близким и родным. Более того, согласно церковным писаниям, во время церковных праздников следует, помимо изучения Библии, оказывать помощь беднякам и нуждающимся, навещать больных в госпиталях или заключенных в тюрьмах. Или заниматься другими милосердными делами. Так что о безделье речь не идет совершенно.

Рождество на пороге, или Чего нельзя делать в церковные праздники зимой

Во все времена люди особое значение придавали рождественским приметам. Считалось, что весь будущий год напрямую зависит от того, как проводили Рождество. Существует ряд вещей, которые в это время делать не рекомендуется. Нельзя охотиться. Причем на охоту налагается запрет начиная от Рождества и заканчивая Крещением. Считается, что в это время природа особенно заботится о животных.

А значит убивать их - большой грех. Нельзя гадать. Для этого существует специальное время. Также налагается запрет на рукоделие и любую другую работу по хозяйству. Но существуют и более безумные приметы. Например, на Рождество нельзя пить воду. Можно любые жидкости, но воду нельзя.

Крещенские приметы

Праздник Крещение впитал в себя огромное количество народных традиций, большинство из которых связано со свяченой водой, которой в этот день отведена ключевая роль. Грехом считается набирать в больших количествах, поскольку она является лекарством духовного характера.

Набирая нельзя ссориться или ругаться, нельзя плохо думать о ком-то. Перед праздником возбраняется одалживать деньги и даже вещи, а после праздника запрещено гадать, а также полоскать в реках белье. Хотя на сегодняшний день эти запреты вряд ли будут актуальными.

Пасхальная неделя. Обряды и традиции

Празднование Пасхи одним днем не ограничивается. Это целая неделя, в течение которой все должны веселиться. Но в отличие от Масленицы, в эти дни не приветствуются всякие излишества и уж тем более драки.

Нельзя злиться и грустить, нельзя ходить на кладбище. Нельзя употреблять алкоголь во все дни кроме воскресенья. Что же касается хозяйственной работы и рукоделия, то тут особых ограничений нет. Работа позволительна в умеренных количествах, хотя от рукоделия все же рекомендуют воздерживаться.

Что такое Красная горка?

Существует еще один, не менее важный, выпадающий в этом году на 19 апреля, церковный праздник. Что нельзя делать на Красную горку? Прежде всего, нельзя молодым девушкам, которые еще не нашли себе мужа, сидеть в этот день дома. Таким образом они упускают судьбу. Это время сватовства и свадеб. Считается, что брак, заключенный в этот день, обречен стать богатым, здоровым и благополучным союзом. Нельзя в этот праздник грустить и ругаться. Что же касается работы, то тут никаких запретов. Даже есть такой обычай на привлечение богатства - мытье икон. Делать это должен самый старший член семьи, а весь обряд ни в коем случае не должен поддаваться огласке.

Вербное воскресенье

Одним из самых светлых церковных праздников считается Вербное воскресенье. В этот день необходимо посещать церковную службу и всячески обогащать себя в духовном смысле. Главный атрибут - освященные ветки вербы. Хранят эти ветки потом на протяжении всего года, располагая их в доме позади икон, или прикрепляют в разных местах. По преданиям наших предков, они спасают дом от молнии и Рекомендуется в этот день воздержаться от всякого рода работы. Также возбраняются средства массовой информации.

Итак, нам удалось выяснить, Из всего вышеизложенного становится понятно, что подобные приметы вовсе не призыв к безделью. А скорее смена деятельности. И что бы вы ни сделали, главное, чтобы это было с душой и от чистого сердца.

Недавно было Благовещение. А скоро – Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники , попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью.

Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei.ru .

Практическое применение 4-й заповеди

Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием (самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета).

Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники.

Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так:

По большим праздникам (список ниже) и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает.
Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило: если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т.д. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде.

Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой. А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху.

То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия.

Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные. Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного (праздничного) дня.

Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день. Это самое настоящее искушение.

И еще можно привести массу примеров, когда работа на церковные праздники ничем хорошим не заканчивалась. Бывали даже трагические случаи.

Некоторые скажут, а когда же работать, если по церковному календарю сплошные праздники?

Далеко все не так. Больших праздников не так уж много – 12. Остальное – это как правило дни памяти Святых и дни почитания икон Царицы Небесной. В эти дни можно работать.

Но есть на Руси и особо чтимые святые, или престольные праздники храмов. Для той местности в данном случае это день покровителя этого населенного пункта. В этих случаях по желанию также можно воздержаться от работы.

Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году.

7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) – 7 апреля

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник)

Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно.

Другие наиболее чтимые праздники

Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету.

Чем заняться в церковные праздничные дни?

Во-первых, по-возможности, посетить богослужение.

Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице.

И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский:

Что ждет от нас Христос прежде всего

Ныне многие христиане считают грехом что-нибудь сделать в праздники, например, какую-нибудь нужную работу, а не считают грехом завидовать ближнему, враждовать, мстить или напиваться допьяна. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-нибудь скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего. Например, знакомых обижают и обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас, прежде всего. Господь Бог наш?