Работа с родителями по теме народные промыслы. Педразвитие

Циклограмма комплексно – тематического планирования работы с детьми подготовительной группы

Тема недели: Народные промыслы

Сроки реализации____________________________

Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка


Виды деятельности

Задачи

Формы организации детско-взрослого взаимодействия

Взаимодействие с семьями воспитанников

Игровая


  • Обогащать содержание
сюжетных и театрализованных игр детей на основе знакомства с народными промыслами.

  • Способствовать отображению
детских впечатлений от посещения музея, выставок народно – прикладного искусства, сюжетов видео – фильмов, телевизионных передач, и др. в игре.

  • Закреплять знания о видах
народных промыслов.

  • Воспитывать умение узнавать
и выделять характерные признаки декора, элементов росписи и цветосочетания.

  • Использовать продуктивную
деятельность в создании необходимой игровой среды.

1.Сюжетные игры:

- «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»;

- «Выставка»,

- «Художественная мастерская» ,

- «Ярмарка»,

- «Магазин сувениров».

2.Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146);

3.Театрализованные игры:

- настольный театр «К нам гости пришли»

(с использованием филимоновской игрушки) (1),

- инсценировки по сказкам «Вершки и корешки»,

«Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»),

- на основе произведений народного фольклора.

1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.
2. «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».
3.Придумать и составить кроссворд (ребус) по теме

Познавательно – исследова-тельская


  • Формировать яркие художественные образы через посещение музеев, выставок, рассматривание репродукций, иллюстраций, альбомов, книг. Обогащать зрительными впечатлениями.

  • Развивать познавательный интерес к народному искусству, народным умельцам.

  • Способствоватьразвитию мыслительной деятельности.

  • Развивать умение высказывать доказательные оценки и суждения увиденного, обогащать словарь.

1.Наблюдения в природе:

- За красивой формой листьев.

- За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями;

- морозные узоры на окнах.

2.Экскурсии и целевые прогулки:

в музеи и выставки народных промыслов

- музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал.

3. Коллекционирование:

(наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.).

4. Рассматривание:

- альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9);

- картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»;

- книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич);

- репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги,

- иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева»,

Предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда».


1.Организация экскурсий с участием родителей.
2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»;
3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок».
4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней.

Коммуникативная


  • Продолжать знакомить детей
историей возникновения народных промыслов, их видами.

  • Учить детей видеть красоту
народного искусства.

  • Углублять представления
детей об выразительных особенностях народных промыслов,

умение отличать один промысел от другого.

Развивать чувство

патриотизма, национальной гордости.


  • Воспитывать уважение к труду
и таланту мастеров

1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94);

«Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24);

2. Составление рассказов

(творческих, описательных): по игрушкам

(дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели»

3. Сочинение сказок:

«Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103);

4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов:
5.Разучивание русских народных пословиц и поговорок:


1

1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним)

2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.

Трудовая


  • Учить уважать свой и чужой
труд, бережно относиться к продуктам труда.

  • Обеспечить включение в
трудовые связи со сверстниками и взрослыми.

  • Стимулировать детей
самостоятельным действиям.

1 . Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности

2 . Индивидуальные и групповые поручения по теме.

3 . Задания : подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки.

4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др.

Чтение художествен-ной литературы


Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.

  • Расширять кругозор.

  • Приобщать детей к богатству
русской речи, обогащать речь детй средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами)

  • Связывать изобразительное
творчество народных мастеров с устным народным творчеством.

1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные».

2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён».

Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла»,

3. Стихотворенияя : А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70);

Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67);

4 . Сказки : «Иван Царевич и серый волк»,

р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,

1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек.

2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).

Продуктив-ная


  • Развивать умение применять
полученные знания о народном, декоративно – прикладном искусстве в практической деятельности, используя разнообразный материал.

  • Формировать эмоциональную
отзывчивость и интерес к народному искусству.

  • Способствовать развитию
творчества, активности, наблюдательности.

  • Будить фантазию,
воображение.

1.Рисование :

Орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61);

- «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72);

2. Лепка :

- «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов.

3 . Аппликация : коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99);

«Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104);

4.Конструирование :

- изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков;

Изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150)

- изготовление альбома по народному творчеству

- изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами

5. Выставка детских работ,

6. «Полочка красоты » : размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда,

1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской».

1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).

Музыкально – художественная

Двигатель

ная


  • Дополнить ознакомление
народными промыслами музыкальными средствами.

  • Формировать эмоционально
окрашенные чувства причастности к своему народу.

  • Способствовать более яркому
восприятию народно – прикладного искусства.

  • Повысить двигательную
активность детей

  • Создать положительно
окрашенную эмоциональную атмосферу

1.Слушание: Русская народная

песенка «Ой, ниточка тоненькая»

2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого)

3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»

4.Развлечение :

Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105);

5.Игра: «Прялица»

1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге»,

2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)


1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984

  2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

  3. Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.

  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

  5. Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

  6. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

  7. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  8. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  9. Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  10. Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.

  11. Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.

  12. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.

  13. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.

  14. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.

  1. План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.

  2. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.

  3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.

  4. Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.

  5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.

  6. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.

  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.

  8. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.

  9. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  10. Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

  11. Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

  12. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.

  13. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

  14. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  15. Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.

Позднякова Т.В., воспитатель МБДОУ №417 г. Нижнего Новгорода

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Время проведения

Форма организации, тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по декоративному рисованию «Волшебная кисточка»

Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством

Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому»

Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору литературного материала для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству.

Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами»

Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек.

«Конкурс новогодней игрушки».

Открытое занятие «Сказочный теремок»

Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по декоративно - прикладному искусству

Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова»

Познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики. Рассказать о влиянии зрительного восприятия как об одном из факторов успешного обучения декоративному рисованию.

Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка»

Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить. Объяснить, что содержание конкретных знаний об особенностях народной игрушки влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности.

Анкетирование по теме: «Анализ знаний, умений и навыков детей по результатам первого года обучения».

Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы, оценить знания, умения и навыки, полученные детьми в течение года и применение их в повседневной жизни.

Круглый стол «Подведение итогов по результатам работы по программе «Волшебная кисточка»

Выяснить, обогатился ли опыт детей новыми средствами создания художественного образа, каков объем знаний об особенностях той или иной народной росписи, каков опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала.

Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной группе

Время проведения

Форма организации, тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы»

Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, что бы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году.

Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников»

Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров.

Мастер-класс «Веселая мастерская»

Формирование у родителей практических навыков по украшению дымковским узором глиняных игрушек, вылепленных детьми

«Конкурс новогодней игрушки».

Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку по мотивам народного творчества.

Досуг «Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства»

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Оформление папки - передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно - прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа.

Актуальность проекта :

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Николаева Л.Н.

Потылицина Н.В.

МБДОУ «Снежинка»

2015г.

Тип проекта: познавательно - творческий;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:

  1. Работа с детьми (теоретическая и практическая);
  2. Работа с родителями;
  3. Создание развивающей среды.

Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент.

Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.

Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

  • Развивать художественно-творческие способности детей.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России, Якутии.
  • Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
  • Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
  • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
  • Составление плана создания развивающей среды;
  • Совместно с родителями создание мини – музеев по народно – прикладному искусству;

Основной этап.

Работа с детьми

Совершенствование развивающей среды группы

Сентябрь - октябрь

Серии бесед:

«Золотая хохлома»,

«Игрушки не простые – глиняные, расписные» (Дымковская роспись),

«Васильковая гжель»,

«История возникновения городецкой росписи»,

«Якутский орнамент»,

Работа с родителями: изготовление костюмов к Дефиле «Народная роспись в одежде». (Ко Дню Матери)

Приобретение, изготовление наглядных материалов (альбомы, тематические картинки, плакаты с элементами росписи );

Разработка мнемотаблиц для рассказывания;

Создание в группе уголка «Народные промыслы»;

Использование народных росписей в оформлении книжного уголка.

Ноябрь - декабрь

Дымка

Рисование «Цирковое представление дымковских игрушек»

Лепка из теста «Нарядные лошадки»

Д/Игра «Платье для барышни»

Обогащение уголка творчества материалами для декоративного рисования, лепки по мотивам народных промыслов;

Групповое новогоднее оформление в стиле народного искусства;

Январь

Хохлома

Ручной труд «Веселый хоровод» (кукла из фантиков)

Декоративная роспись на ногтях - изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Салон Красоты»

Изготовление атрибутов и разработка сюжетно –ролевой игры «Салон Красоты».

Февраль – март

Гжель

Рисование «Кокошник для Царевны - лебедь»;

Роспись посуды; Конструирование «Гжельский головной убор»

Оформление приемной с элементами народной росписи;

Оформление мини музея «Народные умельцы»

Апрель

Конкурс «Народная игрушка» (изготовление игрушек из соленого теста)

Изготовление оберега по мотивам якутских узоров (ткань)

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Ярмарка»;

Май

Городец Роспись «Доски не простые – веселые расписные»

Изготовление атрибутов для Сюжетно – дидактической игры «Ателье»

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов проекта;
  2. Оформление экспозиции «Народные промыслы» в музее;
  3. Разработка методического комплекта «Знакомство с народными промыслами».

Место проведения проекта:

  • Подготовительная к школе группа «Колокольчик»;
  • Музыкальный зал;
  • Изостудия;
  • Музей;
  • Методический кабинет.

Внешние связи:

  • Алданский краеведческий музей – организация экскурсий,
  • Районные СМИ - освещение проекта.

Ожидаемые результаты:

Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям.

Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества.


Проект творческий "Мини-музей" «Народные промыслы» для детей и родителей старшей группы


Информационно-творческий проект для детей старшей группы Мини музей «Народные промыслы».
Тип проекта : информационно - творческий;
Продолжительность проекта: 2 месяца; февраль март.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей

Этапы проведения проекта

Организационный

Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
Художественно-творческая деятельность
Игровая деятельность
Работа с родителями

Основной этап -познавательный практический
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
- «Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек».
3. Познавательное сообщение на тему «Русская народная одежда?»; 4Познавательное сообщение на тему «Русские ремесла и старинные народные промыслы России».

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Козлик по мотивам дымковской игрушки»;Цель:продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским мотивам,используя прием раскатывания столбика сгибания его и разрезания стекой с двух концв. Развивать эстетическое восприятие.
Автор Т. С. Комарова стр. 41.
4. Роспись олешка
Цель: учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров, учить выделять основные, развивать эстетическое восприятие элементы узора; закреплять приемы рисования красками.
Автор Т. С. Комарова стр. 54
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
Цель: продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, называть его элементы: травка завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья, выделять;их ритмичное расположение определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый, фон и красные, оранжевые ягоды, зеленая, желтая, черная травка.Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать чувства композиции.

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
7. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды "Гжель".
Цель учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме,развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, закреплять умение рисовать красками. Автор Т. С. Комарова стр. 103.
8. Рисование «Гжельские узоры».Цель: продолжать знакомить детей с гжельской росписью;развивать эстетическое восприятие,чувство цвета,ритма,композиции, формировать умение рисовать элементы,характерные для гжельской росписи.
Автор Т. С. Комарова
9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись»
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие,чувство, цвета,ритма, композиции.Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета..Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Автор Т. С. Комарова стр. 44.
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди,«Лохматый пес » «Заря-заряница», «Ручеек»,
2. Хороводные народные игры «», «Каравай»,», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
4. Дидактические игры.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Заключительный 3-й этап
1. Оформление мини музея «Народные промыслы».
2. Презентация проекта мини музея «Народные промыслы» для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.
Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении.
Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012