Тема недели: Народные промыслы
Сроки реализации____________________________
Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка
Виды деятельности | Задачи
| Формы организации детско-взрослого взаимодействия
| Взаимодействие с семьями воспитанников
|
Игровая |
| 1.Сюжетные игры: - «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»; - «Выставка», - «Художественная мастерская» , - «Ярмарка», - «Магазин сувениров». 2.Дидактические игры и упражнения, настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146); 3.Театрализованные игры: - настольный театр «К нам гости пришли» (с использованием филимоновской игрушки) (1), - инсценировки по сказкам «Вершки и корешки», «Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»), - на основе произведений народного фольклора. | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.
|
Познавательно – исследова-тельская |
| 1.Наблюдения в природе: - За красивой формой листьев. - За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями; - морозные узоры на окнах. 2.Экскурсии и целевые прогулки: в музеи и выставки народных промыслов - музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал. 3. Коллекционирование: (наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.). 4. Рассматривание: - альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9); - картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»; - книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич); - репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги, - иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева», Предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда». | 1.Организация экскурсий с участием родителей. 2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»; 3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок». 4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней. |
Коммуникативная |
умение отличать один промысел от другого. Развивать чувство патриотизма, национальной гордости.
| 1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94); «Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24); 2. Составление рассказов (творческих, описательных): по игрушкам (дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели» 3. Сочинение сказок: «Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103); 4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов:
| 1 1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним) 2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.
|
Трудовая
|
| 1 . Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности 2 . Индивидуальные и групповые поручения по теме. 3 . Задания : подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки. 4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др. | |
Чтение художествен-ной литературы | Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.
| 1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные». 2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён». Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла», 3. Стихотворенияя : А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70); Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67); 4 . Сказки : «Иван Царевич и серый волк», р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,
| 1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек. 2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).
|
Продуктив-ная |
| 1.Рисование : Орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61); - «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72); 2. Лепка : - «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов. 3 . Аппликация : коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99); «Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104); 4.Конструирование : - изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков; Изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150) - изготовление альбома по народному творчеству - изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами 5. Выставка детских работ, 6. «Полочка красоты
»
: размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда, | 1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской». 1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).
|
Музыкально – художественная Двигатель ная
|
| 1.Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая» 2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого) 3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде» 4.Развлечение : Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105); 5.Игра: «Прялица» 1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге», 2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)
| 1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий. |
ЛИТЕРАТУРА
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.
План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
«Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.
Позднякова Т.В., воспитатель МБДОУ №417 г. Нижнего Новгорода
Перспективный план работы с родителями в средней группе
Время проведения |
Форма организации, тема |
Цели |
Сентябрь |
Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по декоративному рисованию «Волшебная кисточка» |
Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством |
Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому» |
Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору литературного материала для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству. |
|
Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами» |
Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек. |
|
«Конкурс новогодней игрушки». |
||
Открытое занятие «Сказочный теремок» |
Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по декоративно - прикладному искусству |
|
Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова» |
Познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики. Рассказать о влиянии зрительного восприятия как об одном из факторов успешного обучения декоративному рисованию. |
|
Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка» |
Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить. Объяснить, что содержание конкретных знаний об особенностях народной игрушки влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. |
|
Анкетирование по теме: «Анализ знаний, умений и навыков детей по результатам первого года обучения». |
Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы, оценить знания, умения и навыки, полученные детьми в течение года и применение их в повседневной жизни. |
|
Круглый стол «Подведение итогов по результатам работы по программе «Волшебная кисточка» |
Выяснить, обогатился ли опыт детей новыми средствами создания художественного образа, каков объем знаний об особенностях той или иной народной росписи, каков опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала. |
Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной группе
Время проведения |
Форма организации, тема |
Цели |
|||||||||||||||||||||||
Сентябрь |
Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы» |
Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, что бы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году. |
|||||||||||||||||||||||
Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников» |
Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров. |
||||||||||||||||||||||||
Мастер-класс «Веселая мастерская» |
Формирование у родителей практических навыков по украшению дымковским узором глиняных игрушек, вылепленных детьми |
||||||||||||||||||||||||
«Конкурс новогодней игрушки». |
Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку по мотивам народного творчества. |
||||||||||||||||||||||||
Досуг «Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства» |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. |
||||||||||||||||||||||||
Оформление папки - передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» |
Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно - прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа. |
||||||||||||||||||||||||
Актуальность проекта : Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус. Скачать:Предварительный просмотр:Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС» Николаева Л.Н. Потылицина Н.В. МБДОУ «Снежинка» 2015г. Тип проекта: познавательно - творческий; Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели. Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус. Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:
Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент. Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей. Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей. Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством. Задачи проекта:
Этапы реализации проекта. Подготовительный этап:
Основной этап.
Заключительный этап:
Место проведения проекта:
Внешние связи:
Ожидаемые результаты: Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям. Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества. Проект творческий "Мини-музей" «Народные промыслы» для детей и родителей старшей группы Информационно-творческий проект для детей старшей группы Мини музей «Народные промыслы». Тип проекта : информационно - творческий; Продолжительность проекта: 2 месяца; февраль март. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели. Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Гипотеза проекта:
если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Этапы проведения проекта Организационный Подготовка материалов: Основной этап -познавательный практический Речевая деятельность: 1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Художественно - творческая деятельность: 1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала; Заключительный 3-й этап
Материалы из раздела
Виды
|