Работа с одаренными детьми критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся. Работа с одаренными детьми В лицее отработана диагностика профессиональной компетентности учителей, работающих с одаренными детьми

Анализ эффективности работы с одаренными детьми

за 2014-2015 учебный год.

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня.

На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. . Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. "Одаренный ребенок" - это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями.

Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества

Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.

В своей работе я пользуюсь системой, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью развития творческих способностей ребенка, подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

Основная идея данной работы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности школы системы. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях.

1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.

Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. На своих уроках я не только закладывают базовые знания по предмету, но и создаю условия для развития и проявления детской одаренности. Основной прием – индивидуальный подход. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий.

2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на занятиях кружков и предметов по выбору. Задействовано более 70% учащихся.

Грамотная организация работы является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:

позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;

формирует круг общения учащихся с общими интересами;

создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.

К концу сентября каждого учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают занятия кружка во внеурочное время. Важно отметить, что к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге в кружке занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.

3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований. Задействовано более 50% учащихся.

Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на внеклассных занятиях выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает занятия кружка и предметов по выбору, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы кружка, творческих студий, проектной деятельности учащихся. Задействовано до 30% учащихся.

5 . Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся.

Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, я зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.

На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.

Данная система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как учителя ИЗО и технологии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

    личностно-ориентированного обучения;

    информационно – коммуникационные технологии;

    технологию исследовательской деятельности;

    проблемное обучение.

Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощенно: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. Скучная атмосфера - залог унылости и ощущения безнадежности у обучаемого. У учеников вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.

В ходе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, развитие умений обучаемого от простейших навыков к более сложным приемам работы. Кроме этого необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связаным с принципом доступности, посильности обучения. Для того чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру, педагог в первую очередь должен научить их правильно видеть основные особенности ее строения. Поэтому, приступая к какой-то теме, я начинаю ее с лепки, где каждый ребенок может не только увидеть, но и почувствовать, осязать части целого. Зная форму дети приступают к рисунку. Многие после лепки могут сделать это самостоятельно. Далее я подвожу детей к декоративно-прикладному творчеству, применяя рисование на ткани.

В заключение хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;

работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы с одаренными детьми. С этой целью занимаюсь самообразованием, в т.ч. по организации деятельности с творческими и талантливыми детьми, выписываю предметные газеты и журналы, посещаю семинары учителей технологии.

Учитель ИЗО, технологии, черчения: Боргерт А.С.

Работа с одаренными детьми

Критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся:

  • Легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности (быстро и легко усваивает новые способы деятельности);
  • Активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности);
  • Умение решать творческие задачи (в поисках новых способов выходит за рамки поставленной задачи).

Уровни проявления одаренности учащихся

1 разряд - высокий уровень проявления одаренности (все критерии оценки проявляются постоянно);

2 разряд - уровень выше среднего (все критерии оценки проявляются часто, но не всегда);

3 разряд - средний уровень (все критерии оценки в равной степени как проявляются, так и не проявляются);

4 разряд - уровень ниже среднего (критерии оценки проявляются достаточно редко);

5 разряд - низкий уровень (критерии оценки не проявляются совсем).

Условия применения метода экспертной оценки одаренности учащихся педагогами.

Учитель должен быть психологически грамотен, т. е. осознавать поставленную перед ним задачу одаренности школьников.

Учитель должен объективно устанавливать соотношение между этой оценкой и знакомым учителю школьным распределением учеников по степеням их успеваемости.

Оценка должна основываться на продолжительном знакомстве учителя с учениками.

Оценка должна быть многосторонней, т. е. основываться на независимых характеристиках экспертной группы учителей.

Оценка одаренности школьников требует сравнения с другими, которые в остальных отношениях находятся в однородных условиях (группа, класс, возраст).

Экспертная оценка признаков одаренности учащихся

1 этап

фамилии подлежащих распределению учеников размещаются в алфавитном порядке в 1-ой колонке бланка, заполняемого педагогом;

учащиеся определенного класса распределяются по разрядам одаренности (1- высокий уровень проявления одаренности, 2- уровень выше среднего, 3 - средний уровень, 4- уровень ниже среднего, 5 - низкий уровень);

в пределах каждого разряда фамилии учащихся записываются в колонках по степеням одаренности;

полученное таким образом распределение учащихся позволит не только выявить одаренных учащихся (1 разряд), но и определить степени одаренности (расположение в колонке по степени убывания).

Экспертная оценка уровня проявления одаренности учащихся:

2 этап

Диагностическая методика «Интеллектуальные и творческие способности»

Цель: определение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Уважаемый коллега! Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей учеников. Мы думаем, что в этом Вам помогут Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.

Перед Вами список качеств, степень выраженности которых нужно оценить у каждого ребенка по следующей уровневой системе:

Высокий уровень - данное качество проявляется всегда.

Уровень выше среднего - данное качество проявляются часто, но не

всегда.

Средний уровень - данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

Уровень ниже среднего - данное качество проявляется, но достаточно редко.

Низкий уровень - данное качество не проявляется совсем.

Диагностическая методика «Черты личности».

Цель: определение степени развитости определенных черт личности учащихся.

Уважаемый коллега! Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости определенных черт личности учеников. Мы думаем, что в этом Вам помогут Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.

Перед Вами список черт, степень выраженности которых нужно оценить по следующей уровневой системе:

Высокий уровень - данная черта проявляется всегда.

Уровень выше среднего - данная черта проявляются часто, но не

всегда.

Средний уровень - данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

Уровень ниже среднего - данная черта проявляется, но достаточно редко.

Низкий уровень - данная черта не проявляется совсем.

Показатели

В.с.

Н.с.

1. Память- способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию.

2. Внимание- способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь.

3. Способность к анализу и синтезу - способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод).

4. Продуктивность мышления - способность ребенка находить большое количество решений на любую поставленную перед ним проблему.

5. Перфекционизм (старательность) - стремление ребенкадоводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.

6. Гибкость мышления - способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность, в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни.

7. Оригинальность мышления - способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в обычном.

Показатели

В.с.

Н.с.

1. Самооценка - реальная оценка своих личностных качеств и способностей.

2. Эгоцентризм- направленность на себя.

3. Демонстративность - желание всегда быть в центре внимания.

4. Эмоциональность- восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира

5. Произвольное поведение - умение подчинять свои желания требованиям и необходимости.

6. Способность к оценке - критичность мышления.

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия успешной работы с одаренными детьми

Долганова Елена Александровна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов БОУ СОШ №2 ст. Динской, Краснодарского края

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Переход школы на новый ФГОС, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований, таких как:

  • требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей);
  • требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");
  • требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности). Необходимо менять менталитет педагогов. Сейчас у всех одна модель обучения: дети «сидят правильно», внимательно слушают. Педагоги в большинстве случаев не могут расстаться с этой схемой. Школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений. А учитель должен быть «актером второго плана», просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать, не привлекая к себе внимания. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Итак, одной из главных направлений работы учителей начальных классов нашей школы заключается в создании условий для оптимального развития одарённых детей. А в их число мы включаем и тех, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё и не проявилась, и просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Начинается эта работа с организации педагогического и медико-психологического сопровождения учащихся. Школьный психолог обследует первоклассников на школьную зрелость, проводит мониторинг по выявлению способностей детей, выявляет мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, особенностях личностного развития их ребёнка. Исходя из полученных результатов, готовятся рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, проводятся консультации для детей и их родителей.

Компонентами поддержания и сопровождения одарённого ребёнка выступают:

  • медико-психологическое сопровождение;
  • обучающее производство;
  • система дополнительного образования;
  • система социализации.

Мы стремимся создать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное раскрытие творческого потенциала одарённого ребёнка, стимулировали бы детей к различным видам деятельности.

С этой целью в БОУ СОШ №2 успешно реализуется программа «Работа с одарёнными детьми в начальной школе».

Структура программы:

1. Пояснительная записка (актуальность проблемы, нормативно-правовая база).

2. Цель и задачи.

3. Психолого-педагогическая характеристика одаренности.

4. Принципы и подходы к реализации программы.

5. Основные направления работы.

6. Система мероприятий по реализации программы:

7. Этапы реализации.

8. Планируемые результаты.

7. Система оценивания.

Пояснительная записка.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, научно-практические конференции, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009, постановление от 21 марта 2007 г. № 172 о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»).

Главной целью программы является формирование в БОУ СОШ №2 системы работы с одаренными детьми посредством выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в сфере образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта.

Как условия достижения обозначенной цели соответственно определяет и основные задачи :

1. Создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

2. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;

3. Расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах, научно- практических конференциях в школе, районе, крае и за его пределами.

4. Проведение в школе различных мероприятий с одаренными детьми.

5. Активное использование возможностей внеурочной деятельности и внешкольной работы.

6. Использование перспективных образовательных технологий, форм и средств деятельности, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

7. Апробация новых методических решений и приёмов обучения в инновационном процессе изменений и развития образовательного пространства.

8. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.

9. Составление школьного банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.

Программа рассчитана на четырехлетний период обучения в начальной школе (1 – 4 классы) и является начальным этапом для последующего продолжения в среднем и старшем звене. Составлена данная программа в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 7-11 лет. Реализация программы представлена в разных направлениях: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика одаренности.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

В психологии одаренность определяется через понятие способности . Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Талант рассматривается как проявление выдающихся способностей, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность –

  1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
  2. Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
  3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей.
  4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
  5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Высшей же степенью развития таланта является гениальность, которая проявляется в создании качественно новых, уникальных творений, открытии ранее неизведанных путей творчества.

Признаки, отличающие одаренных учеников:

У них отличная память, способность классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.

У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 7 – 11 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

Как правило, более активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Критериями выделения видов одарённости являются:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики:

Практический – одарённость в ремёслах, спортивная, организационная;

Познавательный – интеллектуальная;

Художественно-эстетический – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная;

Коммуникативный – лидерская;

Духовно-ценностный – создание новых духовных ценностей, служение людям.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4.Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Принципы и подходы к реализации программы в БОУ СОШ №2:

Концептуальные идеи, которые легли в основу разработанной программы, заключаются в следующем:

Принцип подхода к личности ребенка исходит из признания одаренных детей как особой категории, эффективное развитие которых не может быть осуществлено в рамках традиционного обучения и определяется рядом положений, к которым относятся:

Создание условий для социализации ребенка как субъекта информационного пространства и собственного жизнетворчества;

Подготовка ребенка к плавному, цивилизованному вхождению в широкий мир культуры и воспитание у него навыков освоения совокупного духовного опыта человечества;

Оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки, социальной защиты и охраны детства, жизни и здоровья ребенка, его прав в обществе, воспитание у ребенка гармоничных форм отношения к природе, обществу, самому себе.

Принцип подхода к конструированию содержания образования для обучения одаренных детей заключается в том, что образовательные программы должны быть направлены на самореализацию личности ребенка через осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории. Это может достигаться предоставлением возможностей получения широкого универсального образования в условиях вариативного информационно-образовательного пространства.

Образовательные программы для этой категории учащихся должны предусматривать развитие мыслительных процессов более высокого уровня, психологическое и личностное развитие, формирование у одаренных школьников умения ориентироваться в изменяющемся потоке информации, развитие их исследовательской активности и творческих способностей, побуждение к приобретению новых знаний; совершенствование творческих способностей и способов работы с учебной информацией.

Важным принципом построения программы для одаренных школьников является интеграция , т.е. объединения тем, разделов, проблем, изучаемых в одной или нескольких содержательных областях, на основе установления содержательных связей с выделяемым центром, или содержательным «ядром», обучения.

Это – интегрированнные курсы «Окружающий мир», математика и информатика, обучение грамоте.

Принцип подхода к организации педагогической деятельности и содержанию труда педагога состоит в инновационном характере, обеспечивающим получение объективно и субъективно новых результатов и продуктов в сфере образования, что требует корректировки профессиональной культуры учителя и его ценностных ориентаций, принципиальной смены направленности в методологии и методике работы.

Поэтому в системе реализации программы перед учителем стоят следующие задачи :

Повышение профессионально-личностной квалификации в работе с одаренными детьми, что выражается в наличии следующих компонентов:

Психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

Профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;

Профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту;

Готовность к сотрудничеству в работе с одаренными детьми (создание на уроке доверительных межличностных отношений;

Взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование оценок и отметок в качестве побудительного стимула к учению и др.)

Обеспечение через подготовку педагогов к работе с одаренными детьми становления и развития как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации:

Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

Формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

Определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.

Принцип подхода к оценке эффективности системы работы с одаренными детьми заключается в выборе критериев, главными из которых являются качественные изменения в мотивационной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах одаренных учащихся, а также позитивных результатах в деятельности образовательной системы.

При организации работы с одарёнными детьми следует:

Учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

Учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей;

Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;

Создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка;

Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Принципы работы с одарёнными детьми:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления работы и система мероприятий по реализации программы:

Перед учителями начальных классов стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

В рамках программы БОУ СОШ №2 предусматривает реализацию основных направлений работы - развивающего, координационного, информационного, диагностического и кадрового.

Развивающее направление –

а) включает организацию и участие в таких видах деятельности, как олимпиадная, конкурсная, участие в интеллектуальных играх, развивающих практиках, научно- практических конференциях и т. п. (школьного, муниципального, регионального, федерального, международного уровней);

Б) формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение и т.п. (реализации данного направления способствует также педагогическая технология развития критического мышления, которую учителя начальных классов активно используют в своей работе);

в) предполагает активное приобщение способных детей к учебной исследовательской и проектно – исследовательской деятельности, цель которой - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Актуализация личностного развития учащегося, способствующая формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям;

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

Использование активных форм обучения;

Организация практической работы;

Применение развивающих педагогических и ИКТ-технологий;

Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований, конференций позволяющих ребёнку проявить свои способности;

Планирование, проведение и участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, развивающих практиках и т. п.;

Посещение музыкальных, художественных, спортивных школ, клубов, секций, занятий по интересам.

В работе с одаренными детьми важно :

Создать ситуацию продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующую гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

Стремиться избежать в работе с одарёнными детьми двух крайностей – возведения ребёнка на пьедестал, подчёркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звёздностью»;

Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

В рамках данного направления предполагается:

Планирование в годовом плане ШМО учителей начальных классов отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;

Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми;

Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена;

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.

Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

В рамках данного направления предполагается:

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс;

Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчества;

Участие в семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;

Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;

Оформление материалов по работе с одарёнными детьми (результаты диагностики, образцы заданий, итоги олимпиад и т.д.);

Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

В рамках данного направления предполагается:

Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:

  • знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
  • периодический сбор сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников;
  • понимание особенностей развития одарённого ребёнка;
  • подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
  • сбор банка данных по одарённым детям;
  • определение критериев эффективности работы;
  • выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребёнка.

Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

В рамках данного направления предполагается:

Обучение на курсах повышения квалификации;

Научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);

Проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

Проведение «Мастер-классов», творческих отчётов учителей;

Проведение проблемных семинаров по данному направлению.

Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Направления работы.

Виды и формы деятельности .

Урочное

Решение частично-поисковых задач разного уровня;

Выполнение творческих работ;

Проблемно-развивающее обучение;

Работа в малых группах;

Проектно-исследовательская деятельность;

Игровые технологии (деловые игры и путешествия);

Информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

Задания творческого и нестандартного характера;

  • задания развивающего характера;
  • проблемные вопросы;
  • организация проектно - практической работы;

Интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

Задания с отсроченным вопросом;

Интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

Задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

Задания для развития познавательной активности;

Задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация);

Задания на выявление причинно-следственных связей;

Задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность;

Подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира, Кубановедения и др.;

Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе.

Внеурочное

Сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио);

Подготовка и участие в календарных и тематических праздниках;

Участие в классных, школьных, районных предметных олимпиадах;

Участие в школьной и районной научно-практических конференциях;

Участие в конкурсах чтецов;

Проведение выставок детских работ, ярмарок талантов;

Подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов;

Подготовка и выпуск стенгазет, конкурсы дизайнерских проектов;

Литературное творчество (рассказы, сочинения, репортажи, интервью, зарисовки);

Подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы;

Участие в школьной художественной самодеятельности

Внешкольное

расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования:

Музыкальные школы;

Спортивные школы (волейбол, баскетбол, каратэ, футбол, легкая атлетика, теннис, шахматы);

Художественные школы;

Хоровые студии;

Детские клубы, ЦВР;

Участие во всероссийской олимпиаде школьников для учащихся 2-4 классов;

Общероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»;

Международном конкурсе «Золотое руно»;

Международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-11 кл.);

Всероссийском дистанционном конкурсе по информатике «КИТ».

Данная Программа включает несколько этапов реализации.

Организационный этап – включает в себя разработку системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.

Цель диагностических процедур по выявлению способных детей – составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы.

Этап реализации - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется, участие в районных, краевых, международных олимпиадах и конкурсах, конференциях, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Переходный этап – подведение итогов перед переходом в среднее звено школы. Предполагается проводить ежегодный контроль и анализ реализации программы, определять проблемы, возникшие в ходе реализации программы и составлять план для дальнейшей работы в этом направлении.

Планируемые результаты реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

Сформировать систему работы с одарёнными детьми;

Создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

Совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

Сформировать банк данных «Одарённые дети».

Планируемые результаты работы с одаренными детьми:

Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

Призовые места или дипломы в районных и краевых олимпиадах, НПК;

Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

Развитие творческого и логического мышления учащихся.

Модель одаренного ребенка:

Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

Личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Система оценивания.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик. Формы и методы проверки различны.

Одним из таких методов является тестирование . Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Наряду с тестированием будут учитываться результаты участия в школьных, районных, краевых и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг.

Составление рейтинг а учащихся в различных номинациях, таких как: активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия учащихся в различных видах деятельности (музыкальной, художественной, спортивной и т.д.)

Мониторинг результативности работы с учащимися :

Педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

Изучение структуры интеллекта;

Отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения;

Отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса);

Отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся в учебной деятельности.

Реализация программы «Одаренные дети» в БОУ СОШ №2 позволит увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении, расширить и увеличить количество мероприятий, для раскрытия творческих способностей обучающихся, собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности, повысить качество подготовки и количество педагогов работающих с одаренными детьми.


«Виды моделей данных» - Имитационное моделирование. Наглядные пособия. Классификация моделей. Информационные модели. Одномоментный срез. Цель моделирования. Вопросы для обсуждения. Кружки. Модели. Погода. Табличные модели. Элементы системы. Этапы моделирования. Системы. Граф. Объект. Моделирование в Интернет. Классификация.

«Математическая модель» - Процесс мат. моделирования. Абсолютная погрешность – разность между истинным значением числа и приближенным. 3. Погрешности метода. Проведение математического исследования. Численные методы. Физическая модель. Математическая модель. При решении научно-технических задач в основном используются вещественные числа.

«Принципы построения математических моделей» - Устойчивость состояния равновесия. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Варианты. Конкурентное ингибирование. Наклон прямой. Сила катализа. Ферментативная реакция. Концентрация фермент-субстратного комплекса. Объем культиватора. Графическое выражение. Сравнение конкурентного и неконкурентного ингибитора. Скорость роста микроорганизмов.

«Формы представления моделей» - Схема второго этажа. Используется для описания объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Описание модели с помощью формального языка. Компьютерная программа. Иерархическая модель. Кроме данных форм представления существуют другие формы представления моделей. Чертежи домов. Блок – схема алгоритма.

«Имитационные модели» - Этапы микроимитации. Проблемы в микроимитации. Имитация других событий. Метод Монте-Карло. Изучение влияния образования на уровень рождаемости. Имитация изменений состава домохозяйства. «Балансирование» числа событий в процессе имитации. Имитационные модели. Демографические модели. Имитационные модели рождаемости.

«Виды моделей» - Модель также может быть НЕ АДЕКВАТНОЙ. Моделирование - процесс создания и использования моделей. Модели моделирование. 3. Моделирование. Немасштабные: кукла; детский рисунок. Вставить клип!!! 9. Виды моделей по отраслям знаний. 1. Основные понятия. 7. Виды моделей в зависимости от времени. 4. Адекватность моделей.

Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Способы, принципы и условия эффективности

работы с одаренными детьми

С.А. Хайруллина, директор школы № 139, канд. пед. наук

Для меня красивая школа – это школа, объединяющая людей с красивыми мыслями и поступками в единый педагогический коллектив и формирующая таких людей из своих учеников. Красота мыслей и поступков проявляется в разных сферах, но в соответствии с темой работы школы мы исследуем их проявления в творчестве, достижениях и стремлении наших учащихся к самосовершенствованию на основе самопознания. Для этого в школе создана трехэтапная система диагностики творчески одаренных детей и раскрытия их природного потенциала.

Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. Именно на эту цель должны быть комплексно ориентированы все составляющие педагогического процесса – содержание, способы, средства, а также реализованные в конкретном перечне требований условия, соблюдение которых усилит развивающие и побуждающие функции системы.

Актуальность самой проблемы творчески одаренных детей не требует доказательства. А вот предлагаемые для раскрытия творческого потенциала ребенка способы, принципы и условия эффективности построения преемственных развивающих систем для работы с одаренными детьми на основе личностно–ориентированного подхода, опирающегося на диагностику и определение интеллектуального профиля ребенка, пока недостаточно исследованы и требуют особого внимания. Используемые сегодня практикой развивающие задачи, игры и головоломки разрознены, не объединены в единую многоступенчатую систему и не отвечают принципу целостности. В силу этого одни подструктуры личности творчески одаренных детей развиваются многими участниками образовательного процесса, а другие остаются в зачаточном состоянии, тем более что развивающая деятельность школ строится без диагностических подкреплений и идет вслепую. Дети с творческой одаренностью, стремящиеся найти свой путь решений и достижений, часто проигрывают «академистам», а отрицание их нестандартности и права на поисковые неудачи отучают их от творческого поведения, снижают мотивацию и тормозят развитие.

В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Нет достойных партнеров для дискуссий и совместного поиска, условий для проявления самостоятельности и интеллекта. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика, выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика.

Критерием оценки учащегося традиционно считаются высокие достижения по всей совокупности школьных предметов и способность справляться с задачами чуть выше средних, особенно на олимпиадах, что творчески одаренный ребенок проявляет далеко не всегда. Тем более, что на предметные олимпиады его просто не посылают.

Если мы имеем дело с одаренными детьми творческого типа, то нестандартность их мышления, поведения, реакций не позволяет подчинить образовательный процесс заранее проработанному учебному плану, которому обычно на уроке следует учитель. Содержание тем, над которыми работает ученик, может уходить за пределы материала учебника, а традиционные формы организации его учебной деятельности часто вообще оказываются неприемлемыми.

В отношении творчески одаренных детей исключена возможность использования только фронтальных форм обучения. Этот процесс требует сочетания в работе с ними индивидуальных и групповых форм, причем речь идет о работе в малых группах. Этим группы должны быть гибкими по составу и по структуре, характеру ролей и связей, учитывать индивидуальные особенности входящих в нее учеников и постоянно меняться в зависимости от поставленной перед группой задачи. Для решения одной задачи необходимо комплектовать группу из творцов, обладающих более или менее идентичными характеристиками, а для другой эти характеристики должны быть разными или даже противоположными.

Уникальность этих детей исключает возможность использования жестких схем планирования учебного занятия и требует от самого учителя незаурядных способностей к педагогическому творчеству. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное наращивание тех умственных структур, которые, интегрируясь, порождают качественно новое личностное образование – высокоразвитые умственные способности. В педагогической коррекции нуждается как содержание учебного материала, на базе которого должна строится как система обучения и развития творчески одаренных детей, так и формы методы работы с ними. Поэтому выбор нашей темы открывает широкое проблемное поле поисковой деятельности методического и организационного характера.

В конструировании системы поэтапного выявления системы творчески одаренных детей и раскрытия их природного потенциала мы исходим из двух основных позиций.

Система раскрытия творческого потенциала одаренного ребенка должна идти не путем простого суммирования единичных разрозненных разработок творчески работающих учителей, поскольку такая сумма разработок обычно объединена обобщенной целью, но не объединена общей идеей разностороннего и поэтапного развития. Она должна строится от цели деятельности к идее ее организации, от инновационной идеи к целевым индивидуальным заказам учителям – экспериментаторами привлеченным специалистам разработать именно те формы работы и развивающие материалы, которые решают основные задачи нашей инновационной деятельности. Гармоничность развития и максимальную реализацию природного потенциала ребенка обеспечит только построение многоступенчатой системы развития каждой составляющей творческого развития, в том числе ее мотивационных, а также формирование структур и личностных качеств, способствующих их проявлению.

Творческие способности как результат раскрытия природной одаренности ребенка представляют собой конгломерат составляющих, интегрированных в единое целое сложными и многообразными связями. Разные составляющие могут формироваться у ребенка на разном уровне и с разной степенью успешности в зависимости от его возраста, индивидуального потенциала (природной одаренности), качества применяемых к нему развивающих систем и качества окружающей ребенка формирующей среды. Упущение возможностей раннего развития каждой составляющей невосполнимо на последующих возрастных параллелях и снижает планку его будущих жизненных достижений. Поэтому индивидуально – групповые стратегии развития творческой одаренности могут строиться только на диагностической основе динамичного характера (система поэтапной фиксации результатов работы). Исходя из этих позиций, формировался замысел исследования, выбирались формы работы, содержание и методики диагностики.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11285. Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях 9.12 KB
Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
18102. Социально-педагогические условия коррекционной работы с трудными детьми 126.19 KB
Педагогическая помощь ресоциализации тяжелых деток видется принципиальным курсом изучений в современной педагогике. Эти случаи формируют детки какие не управляются с требованиями програмки обучения и обучения не поддаются всеобщим правилам не реагируют на замечания зрелых различаются от остальных деток своими наименее развитыми интеллектуальными высоконравственными эмоционально-волевыми и динамическими свойствами отношением к деловитости и ее результатам. Недостатки в развитии данных деток как верховодило вызваны...
11201. Из опыта работы преподавателей КГУ с одаренными школьниками города Зеленодольска 6.46 KB
Начиная с 1993 года, Казанский университет начал активно сотрудничать со школами города Зеленодольска. С некоторыми перерывами это сотрудничество прошло через различные формы и ныне приобрело окончательную форму в виде Малого университета при филиале КГУ в г. Зеленодольске
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.
17353. Манипулирование: его условия, этапы и принципы использования в прикладных областях 30.4 KB
Система манипулирования сознанием оказывает значительное воздействие, которое может привести к возникновению искаженного видения мира и, как следствие, к непредсказуемым действиям людей, что является угрозой для общественной безопасности и самосохранения общества в целом.
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
18203. Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста 99.61 KB
В последние годы как свидетельствуют специальные экспeриментальные исследования наиболее распространёнными явлениями у детей являются тревoжность и страхи И. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос оoзначении восприятия и переживания сказки для психичeского развития ребенка становления его как личности раскрытия творческого потенциала. Cвязано это с открытием новых возможностей работы со сказкой которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический фенoмен но и...
9423. Принципы и способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях ЧС техногенного характера 312.41 KB
Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления и организаций их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защиты от них населения и территорий в мирное время. Задачи РСЧС В соответствии с Федеральным законом О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера основными задачами созданной системы...
14834. Способы работы и интерфейс CorelDraw 91.73 KB
Создание сохранение и открытие файлов также выполняется аналогичным для Windows способом. Для отображения палитры на экране выполните команду меню Окна – Цветовые палитры и выберите нужную палитру палитры. Кнопки листания страниц и Ярлыки листов служат для переключения страниц. Применяя кнопки ▲Collpse свернуть и ▼Expnd расширить можно свернуть окно оставив его на экране Пристыковываемые окна dockers могут быть использованы для выполнения широкого круга функций: от перемещения объектов и расположения их по слоям до показа...