Приемная семья как система белоруссия. Правовое регулирования приемной семьи

"К 2015 году в Беларуси не должно остаться детских домов и интернатов. ... Такую задачу поставил президент еще в 2008 году"

Времени осталось мало, работы много. Чиновники свою работу знают. Меня вот вызвали в центр завтра:), давно не вызывали, а тут что-то важное. Сказали составить план развития приемной семьи. Еще так сухо и жестко проехались, что у меня всего один приемный ребенок. Предлагали взять двоих детей, видимо дают шанс исправиться. Что, думаю, такое происходит... Ведь же до сих пор все были предельно корректны, с опекой у нас любовь и дружба, ничего кроме уважения и внимания (при невозможности нам помогать, все же внимание есть) я от органов опеки в свой адрес не чувствовала. Пошла спросила интернет. И вот первая же статья на Тут.бай

Стало все понятно. Статья правдивая, мне по крайней мере изнутри видно то же самое, что и журналисту увиделось. Лично я как-то выскальзываю пока. Но описанные процессы наблюдаю. Но я тут не борец, мне Ирушки хватает. И получается, что я не то что каких-то там прав не отстаиваю, а просто рада, что нас не трогают и не угрожают ребенка забрать. Вот такая малодушная позиция. Забылась я, что у нас в стране просто быть не получится. Или ты убитый герой или малодушный молчун. Прикольно все же. Как можно любой процесс извратить.
Пару цитат:

"Год назад в "Положение о приемной семье" внесли изменения. "Раньше приемным семьям разрешалось иметь не более 4 детей: включая и своих, и приемных. Теперь приемных может быть до 4-х, это плюс к родным и усыновленным. При этом приемная семья не считается и не будет считаться многодетной, не будет иметь такие льготы, как многодетные семьи" О! вот. вот отукуда звонки.

"Весной нас собрали в отделе образования всех и объявили: "Готовьтесь: будем давать до 4-х детей в семью. Сказали, что будут давать и грудных, и больных - любых. Как мы все поняли, наше согласие спрашивать особо не будут" , - рассказывает возмущенная женщина, которая сейчас воспитывает одного ребенка и больше брать не планирует. По ее словам, уже в некоторых деревнях в их районе чуть ли не силой добавляют в приемные семьи новых детей. "Одна мама-воспитатель на собрании тогда сказала: "А если я не согласна?" Ей ответили: "Пишите заявление на увольнение по собственному желанию" очень эгоистично надеюсь, что мы свои полгода дотянем, и меня не уволят по собственному.

" Приемные дети часто имеют и наследственные заболевания, и как их лечить - большой вопрос , - продолжает Елена Кашина. - Последними изменениями в "Положение о приемной семье" обязанность возмещать расходы на лечение возложили почему-то на Советы депутатов. Раньше это, правда, прописано вообще не было. Но как это будут делать депутаты? У них сессия дважды в год. При каждом новом заболевшем ребенке внеочередную сессию проводить? И ведь еще не указан критерий, когда возмещаться будет, а когда - нет."

это правда, денег на лекарства нет и не верю что будет. и подтверждаю, что денег на не побоюсь этого слова реабилитацию ребенка после детдома - надо как на домашнего ребенка умножить на 5-7. потмоу что "летит" все подряд, нам дороже всего встали зубы. и микрофлора кишечника. если бы не иришкины американские пробиотики и ферменты - чтобы было с тем животом. а так ничего... как-то налаживается.

"Понятно, что это делается, чтобы деньги в бюджете сэкономить. До четырех детей отдавать в семью - это, опять-таки, делается в целях экономии. Таким образом поднимается престиж нашей деятельности? Как с этим быть на практике? - задается вопросом один из родителей. - Ка ждый приемный родитель имеет по закону 56 дней отпуска, а на время отпуска его функции по договору выполняет другой супруг. Но теперь это ему оплачиваться никак не будет. Это что, рабство?" Читать полностью:

Сегодня в Беларуси, по данным Минобразования, 7 тысяч детей находятся в приемных семьях, их воспитывают около 5 тысяч приемных родителей - воспитателей. По отношению к детям они являются опекунами, то есть их законными представителями. Но только до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 или его не захотят вернуть себе биологические родители. Приемные родители, с которыми мы пообщались, подчеркивают: приемные семьи, безусловно, лучше детских домов и интернатов. Но для того чтобы к 2015 году приемных семей стало больше, надо поднимать престиж профессии. Иначе люди, столкнувшись с многочисленными проблемами, которые есть сегодня, либо начнут отказываться от детей, либо вообще не захотят брать.

Практически все опрошенные нами воспитатели жалуются на предвзятое отношение к ним: слишком часто из уст и школы, и чиновников, и даже соседей звучит "мантра", что приемные родители наживаются на детях. "Особенно странно слышать упреки наподобие "вы же за ЭТО деньги получаете!" от чиновников. И говорят же таким тоном, как будто ЭТО - не труд, как будто за ЭТО можно у нас и не спрашивать мнение о том, что с этими детьми делать" , - говорит одна из приемных мам.

Сетуют приемные родители, что такое отношение к приемным родителям сказывается и на приемных детях. Приемная мама Ирина из Витебской области рассказывает: если ребенок что-то сделает не так, в школе часто грозят или участковым, или обследованием в психдиспансере. "Обидно, что многие психологи и учителя на детское баловство приемного ребенка смотрят как на преступление, - поддерживает Ирину приемный родитель Надежда Дударенко из Светлогорского района. - Если приемный ребенок побаловался или вдруг учится хуже, чем другие, то захотели - допросили его, захотели - на обследование потянули. И меня как законного представителя даже спрашивать не будут: а согласна ли я на такие действия с ребенком? Пару раз я попробовала вступиться, но мне заявили: "Это же государственные дети, какое вы к ним имеете отношение?"

Кстати, историю самой Надежды Дударенко, у которой на непонятных основаниях недавно изъяли сразу пятерых детей , мы недавно рассказывали."Приемными родителями сегодня легко манипулировать, - заключает Надежда. -К ак только начинаешь защищать права детей - угрожают отобрать их. Если не успокаиваешься - и зымут. Как показывает мой пример, это делается легко по любым формальным признакам: не так полотенца висят или не на том уровне зубные щетки стоят".

С похожим отношением столкнулись и супруги Торбенко из Минской области. Их семья не раз из уст чиновников называлась образцовой, а приемный родитель-воспитатель Валентина Торбенко даже удостоилась Ордена матери. Однако когда после очередной поездки на оздоровление в Италию дети наотрез отказались туда ездить, а оба супруга это поддержали, все резко изменилось. В частности, педагоги и психологи продолжали настаивать на поездках и, более того, даже назначали даты телефонных переговоров с итальянцами. Когда же те отказывались, угрожали, что детей заберут, вспоминают супруги.

"Будем давать до 4-х детей в семью. И грудных, и больных - любых. Не нравится? Пишите на увольнение"

Год назад в "Положение о приемной семье" внесли изменения. "Раньше приемным семьям разрешалось иметь не более 4 детей: включая и своих, и приемных. Теперь приемных может быть до 4-х, это плюс к родным и усыновленным. При этом приемная семья не считается и не будет считаться многодетной, не будет иметь такие льготы, как многодетные семьи, - говорит юрист и приемная мама из Орши Елена Кашина. - Очевидно, что такие меры - спешка к 2015 году, когда надо будет отчитаться, что интернатных детей раздали по приемным семьям. Например, в Могилевской области было собрание, где официально объявили, что раз зарплата выплачивается независимо от количества детей, то за одного ребенка вам больше никто платить не будет - будете брать по максимуму".

TUT.BY связался с одним из воспитателей Могилевской области , который был на этом собрании. "Весной нас собрали в отделе образования всех и объявили: "Готовьтесь: будем давать до 4-х детей в семью. Сказали, что будут давать и грудных, и больных - любых. Как мы все поняли, наше согласие спрашивать особо не будут" , - рассказывает возмущенная женщина, которая сейчас воспитывает одного ребенка и больше брать не планирует. По ее словам, уже в некоторых деревнях в их районе чуть ли не силой добавляют в приемные семьи новых детей."Одна мама-воспитатель на собрании тогда сказала: "А если я не согласна?" Ей ответили: "Пишите заявление на увольнение по собственному желанию".

При этом, говорит приемная мама, в отделе образования их района новым кандидатам в приемные родители отказывают. "Я знаю людей, которые обращались в наш отдел образования, хотели приемную семью создать. Им сказали: "Нет, у нас семей достаточно". Вот так с помощью доукомплектации уже существующих семей наше государство решило сэкономить".

Понятно, что далеко не все в результате согласятся на такие экстренные поступки. Что в таком случае? Где будут дети к 2015 году? Приемный родитель-воспитатель Надежда Дударенко из Светлогорского района высказывает опасение, что при таком подходе "распихать детей по семьям" их будут раздавать всем подряд. "Когда у нас пару лет назад закрылись школа-интернат на 100 детей и детский дом семейного типа, этих детей предлагали чуть ли не каждому. Я помню случай, когда женщине, больной раком, отдали пятерых, потому что некому больше было. Отдавали детей и тем, у кого раньше сами же изымали", - говорит Надежда и попутно вспоминает недавний случай в их районе, когда сразу 4 ребенка заявили о сексуальном насилии со стороны приемного родителя . "Тогда не то что насильника допустили к детям, еще ведь ни одна проверка за столько лет его не выявила!"

О слабых критериях отбора кандидатов в приемные родители говорит и Елена Кашина. "Сегодня стать приемным родителем довольно просто: приходит в отдел образования любой желающий, показывает характеристику с места работы, справку о жилищных условиях, медицинскую справку, и по сути все. А дальше формально ему рассказывают, что можно, что нельзя, - говорит она. - Приемные дети - это не "бедные сиротки", оставшиеся в результате гибели родителей (такое бывает редко) одни. Это дети, как правило, родителей-алкоголиков. А это - особая психика у детей, здоровье и т.д. Психологическая диагностика кандидатов в воспитатели - может, даже и не разовая - должна быть обязательно. Существующее сегодня тестирование сложно назвать диагностикой. Мало-мальские тесты проводят, но слишком формально все ".

"8 часов мы работаем за оплату, остальные 16 делаем то же самое, но без денег"

Были среди приемных родителей, с которыми мы общались, и те, кто с надрывом в голосе категорично заявлял: выращу этих детей, что есть сейчас, и больше брать не буду. "Хватило уже. Я, как учитель по профессии, лучше пойду в обычную школу" , - поделился один из воспитателей. Очевидно, что для чиновников такие заявления - как минимум, сигнал. Созданы ли сегодня для приемных семей достойные условия труда? Сколько, в конце концов, они зарабатывают, если их, к тому же, регулярно упрекают в жажде наживы?

Еще недавно в трудовых договорах приемных родителей в пункте, где оговаривалось рабочее время, стояло: 24 часа ежедневно и без выходных, что многих возмущало."После внесения последних изменений в "Положение о приемной семье" эта фраза оттуда исчезла. Теперь, выходит, к приемным родителям справедливо применяется Трудовой кодекс, в соответствии с которым мы должны работать 8 часов в день, - говорит Елена Кашина . - Но на практике получается, что 8 часов мы работаем за оплату, остальные 16 делаем то же самое, но без денег".

Зарплата приемных родителей - воспитателей сегодня действительно практически не зависит от количества детей (+5-8% к каждому последующему ребенку) и составляет по стране 1,8-2,3 млн. Отдельно на каждого ребенка выделяется пособие (1,3 млн в месяц). "За эту сумму мы должны не только накормить, одеть, обуть, собрать в школу ребенка, но и приобретать оборудование, мебель", - говорит Елена Кашина.

Как рассказал TUT.BY Геннадий Торбенко , приемный родитель - воспитатель из Минской области, у которого на двоих с женой 3 приемных и 5 своих детей, выделяемых государством денег не хватает. "Спасает то, что мы держим большое подсобное хозяйство: 6 свиней, 8 коз, утки, куры, гуси. Я не знаю, как бы мы прожили без этого. Еще в свободное время я хожу на ферму, что рядом с нами, там помогаю убирать картошку, капусту, бураки. Неделю там убираешь бесплатно, потом дают продукты".

Многие приемные родители сегодня задаются еще одним вопросом: а что делать, если ребенок заболел? "Приемные дети часто имеют и наследственные заболевания, и как их лечить - большой вопрос , - продолжает Елена Кашина. -Последними изменениями в "Положение о приемной семье" обязанность возмещать расходы на лечение возложили почему-то на Советы депутатов. Раньше это, правда, прописано вообще не было. Но как это будут делать депутаты? У них сессия дважды в год. При каждом новом заболевшем ребенке внеочередную сессию проводить? И ведь еще не указан критерий, когда возмещаться будет, а когда - нет. Выходит, покупая лекарство даже по рецепту врача, приемный родитель не имеет гарантий, что деньги вернут".

Кстати, новые изменения в законодательстве привели к тому, что год назад "договор о передаче ребенка" приемным родителям - воспитателям заменили на "договор об условиях воспитания". Казалось бы, изменения незначительные. Однако он существенно меняет "условия работы" воспитателей, добавляет Елена Кашина. Так, если в семье два супруга - родители-воспитатели, то такой договор, соответственно, заключается по-прежнему с обоими. Однако если раньше в дополнение к нему с каждым из супругов заключался отдельно и трудовой договор, то теперь трудовой будут заключать лишь с одним из них.

"Понятно, что это делается, чтобы деньги в бюджете сэкономить. До четырех детей отдавать в семью - это, опять-таки, делается в целях экономии. Таким образом поднимается престиж нашей деятельности? Как с этим быть на практике? - задается вопросом один из родителей. - Ка ждый приемный родитель имеет по закону 56 дней отпуска, а на время отпуска его функции по договору выполняет другой супруг. Но теперь это ему оплачиваться никак не будет. Это что, рабство?"

"Приемные родители нужны сегодня именно государству, чиновники, наверное, об этом забывают, - говорит еще одна приемная мама, которая пожелала остаться неназванной. - С таким подходом государства люди будут бояться идти в приемные воспитатели. На первоначальном этапе детей будут брать бывшие работники тех же детдомов, но если раньше они могли отработать смену и уйти, то теперь им придется работать те же 24 часа в сутки. Захотят ли они - большой вопрос. А если не они, то кто вместо них?"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 1999 г. N 1678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ [ Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2002 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 5/10901); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2005 г. № 307 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15754); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 103 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 20, 5/17175); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438)] В связи с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о приемной семье. 2. Министерству образования: по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом утвердить форму договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образец удостоверения, выдаваемого приемным родителям; принять иные меры по реализации настоящего постановления. Премьер-министр Республики Беларусь С.ЛИНГ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.10.1999 N 1678 ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье Общие положения 1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья - приемной семьей. 2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек. 3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем, а трудовой договор - между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение приемного родителя на основании документа и в срок, указанные в пункте 126 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 44, 1/7344; 2007 г., № 222, 1/8854) (далее - перечень). 4. Орган опеки и попечительства, уполномоченные им органы и организации определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приемную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребенка в приемной семье. Социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям оказывают управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью. 5. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, определяют периодичность и формы контроля, анализируют деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей и принимают решение об их корректировке. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется: в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц; во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал. Порядок организации приемной семьи 6. Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства документы, указанные в пункте 120 перечня. 7. Органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей. Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения: копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда; справка о месте работы, службы и занимаемой должности лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год; сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным; сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей; сведения о том, признавались ли дети лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, нуждающимися в государственной защите. 8. На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. 9. При отрицательном заключении и основанном на нем отказе в заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заявителю возвращаются все документы. 10. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации организуют в порядке, установленном органами образования, обучение лиц, в отношении которых принято положительное заключение о возможности стать приемными родителями, по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь. 11. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания и установления контакта с ними. При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке. 12. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие); медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Министерство здравоохранения). 13. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, принятое в срок, указанный в пункте 120 перечня. 14. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью с учетом срока, необходимого для адаптации ребенка в приемной семье, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Трудовой договор с приемным родителем заключается на срок, предусмотренный в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. 15. В случае передачи на воспитание приемному родителю (приемным родителям) нескольких детей может быть заключен один договор. Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, заключается отдельный договор о передаче на воспитание каждого вновь поступающего в семью ребенка. Возможно заключение договора на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования. В случае трудоустройства приемного ребенка по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия, а выплата средств на содержание приемного ребенка прекращается. Передача новых детей в приемную семью возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением органа опеки и попечительства либо уполномоченных им органов и организаций. 16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед органом опеки и попечительства в соответствии с законодательством. 17. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь. 18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях. 19. В случае госпитализации приемных родителей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам в соответствии с законодательством Республики Беларусь орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство ребенка на воспитание либо заключает договор с другим приемным родителем на время отсутствия основного приемного родителя. 20. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка родителям, или усыновления ребенка. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством порядке. 21. Не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Передача детей на воспитание в приемную семью 22. На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов. 23. По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида). 24. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства. Общение приемных детей с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями, в котором указывается время, место и продолжительность общения. 25. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия. 26. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. 27. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения; документ об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении; иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка. При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии. Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Приемные родители, их права и обязанности 28. Исключен. 29. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя. Приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами. 30. Приемные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования. 31. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей. 32. Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством. Материальное обеспечение приемной семьи 33. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий. 34. Исключен. 34-1. Исключен. 35. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются в размерах, установленных Правительством Республики Беларусь для воспитанников приемных семей и в порядке, установленном законодательством. Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в банк на счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. 36. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение срока действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и утративших статус приемных детей, но продолжающих обучение в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание могут производиться до окончания обучения в указанных учреждениях. 37. Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. 38. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. 39. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.

В Беларуси 18 179 детей живут в замещающих семьях, больше половины из них могут быть усыновлены. Постепенный отказ от интернатного содержания детей в пользу замещающих семей или детских домов семейного типа - целенаправленная государственная политика. Однако, говорят приемные мамы, ребенку нужна хорошая, а не любая семья.

Среди детей, которые живут в замещающих семьях, на воспитании в опекунских семьях находятся 9700 детей, в семьях усыновителей - 7064 ребенка, в приемных семьях - 6800 детей, в детских домах семейного типа - почти 2000 детей.

В детских интернатных учреждениях находится 4902 ребенка.

По словам заместителя начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елены Головневой , устройство вновь выявленных детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения уменьшилось с 50% в середине 1990-х годов до 17% в 2013-м. За последние три года в Беларуси закрыты 12 детских интернатных учреждений системы Минобразования.

Как сообщила директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова , почти четыре тысячи детей, которые могут быть усыновлены, находятся в интернатных учреждениях, а девять тысяч - в семьях.

172 из 551 усыновленного в прошлом году ребенка были выходцами из приемных семей. «И я убеждена, что наступят времена, когда каждое усыновление будет проходить из приемной семьи, потому что интернатная система просто перестанет существовать как способ ухода за детьми», - отметила Наталья Поспелова.

Государство заинтересовано в том, чтобы дети воспитывались в семьях, а не в интернатах. Однако, говорит приемная мама из Орши Елена Кашина, ребенку нужна хорошая, а не любая семья. У Елены трое своих и двое приемных детей.

Недавно из ее семьи ушли трое выросших приемных детей - двое молодых людей и девушка, которая сама недавно стала мамой.

«Когда я вижу, как она трясется над своим ребенком, - рассказала Елена Кашина, - хотя у нее значительная задержка развития, осознаю: мы достигли того, что она понимает ценность семьи. Мои приемные дети не звонят подолгу только тогда, когда у них все хорошо. И я узнаю об их жизни в соцсетях, где они меня указывают как маму. Проблем, пока росли старшие, у нас было очень много: и воровство, и побеги из дома, и бродяжничество. Дети, воспитывавшиеся в асоциальных семьях, очень сложные. С младшими тоже всякое бывает, но легче».

Два брата-погодки Стас и Влад живут в семье Елены с двух и трех лет, теперь им 9 и 10 лет. Елену называют мамой: «Я же их вырастила, совсем маленькие были, когда ко мне попали. Со своей биологической мамой дети знакомы, правда, родительско-детской связи с ней у них нет».

Сама встреча с ней стала для детей стрессом, потому что контакта не получилось. Мама (лишена родительских прав в отношении Стаса, Влада и старшего мальчика, живущего в другой приемной семье) сейчас не пьет - закодировалась. Однако живет в ужасных условиях, в неприспособленном помещении, без электричества.

Любопытно, что она заявила о планах восстановить материнство в отношении старшего ребенка.

«Ни старший мальчик, ни мои дети не считают эту женщину мамой, много лет жили, не зная ее. Отдать детей этой женщине - означает вырвать их из привычной среды», - уверена Елена Кашина.

Насколько ей известно, биологическая мама мальчиков обратилась к местным властям в Дубровно, где живет, с просьбой помочь привести жилье в порядок перед тем, как вернуть ребенка в семью.

«Скажите, мальчику нужна такая семья?» - задается вопросом Елена.

По ее словам, «женщина выплачивает средства на содержание детей, а ее сожитель - их отец - нигде не работает и в этом не участвует» . «Мне непонятно, почему государство не заинтересовано в установлении отцовства? - удивляется Елена Кашина. - Таких случаев, когда женщины, лишенные родительских прав, в одиночку возмещают государству расходы на детей, очень много. Приемным родителям внушают, что у государства нет средств платить им нормальную зарплату и пособие на детей, а этот ресурс не используется».

Зарплата Елены как приемного родителя - 2 млн. 600 тыс. рублей (у нее большой стаж работы и высшее образование). На каждого приемного ребенка выплачивается еще около 1 млн. 500 тыс. рублей:

«Труд приемных родителей не оплачивается в должной мере, а суммы, которую государство выделяет на детей, не хватает на то, чтобы содержать их достойно. Дают на детей полтора миллиона, а спрашивают за три. Чтобы не ходить с протянутой рукой, приходится подрабатывать. Вот и получается, что надо или смотреть детей, или деньги зарабатывать. Не удивительно, что приемные родители рассказывают, что вкладывают в приемных детей больше, чем в своих - и морально, и материально. Скажите, в чем виноваты родные дети?».

Елена Кашина считает, что приемная семья должна быть профессиональной, так как только обогреть и пожалеть детей недостаточно. Чтобы растить сразу многих детей разного возраста и разного уровня социальной адаптации детей, надо иметь соответствующие знания и опыт.

«У нас органы опеки исходят из того, чтобы «было тихо, - отметила приемная мама. - В результате дети оказываются в приемных семьях, где с ними . Или попадают к людям, не готовым к такому испытанию, в результате их часто тасуют по разным семьям. Родители не справляются, а дети страдают».

Кроме того, существует проблема юридических коллизий между трудовым и семейным законодательством при регулировании деятельности приемных семей. Приемные родители - это наемные работники, но реализовать им элементарные трудовые права трудно.

«Например, практически невозможно реализовать право на отпуск, на перерыв, на определенное рабочее время. Таким образом, трудовой договор не дает ничего, кроме возможности получить заработную плату. Материальная поддержка семей с приемными детьми недостаточна, как юридическая, так и психологическая», - отмечает Елена Кашина.

У многодетной мамы из Бобруйска Ольги Казначеевой трое родных и пятеро приемных детей - от полутора до 17 лет. Несколько месяцев назад семья получила статус детского дома семейного типа, где Ольга работает воспитателем.

«Моя зарплата, - говорит она, - как у воспитателя детского сада. Получается чуть больше 3 млн. рублей. На каждого приемного ребенка получаю пособие».

О материальных проблемах Ольга не рассказывает. Их семья очень довольна домом, который предоставило им государство. Чтобы иметь статус семейного детского дома, детей должно быть не меньше десяти, поэтому у Ольги скоро появятся еще двое ребятишек. Пока Ольга будет работать воспитателем, семья будет жить в большом доме. Если же уйдет с работы, то придется вернуться в свою квартиру.

Поддержкой специалистов отдела образования, психологов в частности, Ольга довольна: «В нашем регионе с этим всё хорошо. Я всегда могу рассчитывать на помощь. Сложности с детьми серьезные, но решаемые. Действительно, для того, чтобы растить столько детей, мало быть доброй и хорошей, надо быть образованной, строгой и любящей».

Ольга уверена, что для детей важна семья не сама по себе, а хорошая семья. Она считает, что определенные требования к биологическим, когда им возвращают детей, вполне оправданы и не должны снижаться.

Ольга сама выросла в неблагополучной семье и хотела создать такую семью, которой у нее не было, хотела помочь детям состояться.

«Для меня важно дать им ресурс для того, чтобы налаживать самостоятельную жизнь. Понимаете, я вижу, как из очень тяжелых детей, которых некоторые окружающие называли последними словами, мои дети становятся обычными. Я понимаю, что наследственность может выстрелить в любой момент, но условия, в которых воспитывается ребенок, меняют его, приспосабливают к жизни, дают ему возможность стать счастливым и создать в будущем благополучную семью», - уверена Ольга Казначеева.