Обучение вязания крючком с нуля. Вязание крючком для начинающих — как научиться с нуля


Недавно наткнулась на магазин, где продается все для рукоделия , была поражена огромным ассортиментом, и количеством людей в магазине.

Увидев мотки ниток, крючки и спицы, решила, что это будет вязание крючком . Сегодня я расскажу вам, азы вязания крючком для начинающих , дам подробную инструкцию.

Приветствую вас, друзья! А на самом деле, ведь многие, что бы расслабиться или просто от скуки начинают что-то мастерить. Находясь в этой атмосфере, я поняла, что тоже хочу сделать что-нибудь своими руками .

Все просто, потому что помимо приятного , я смогу смастерить дельную вещицу, которая пригодиться мне или моим друзьям. Купив все необходимое, прибежала домой и начала постигать азы вязания крючком для начинающих . Вы тоже можете научиться этому самостоятельно.

Вязание с нуля

С конца 20 века женщины в России начали вязать, в качестве хобби во время совместных посиделок. Такой вид занятия считался делом от скуки. В то время крючком делали края полотенец, различные кружева с замысловатыми узорами. Одежду крючком не вязали.

Вязание крючком может превратиться для вас в постоянное хобби и источник новых оригинальных поделок и вещей. Чтобы освоить это мастерство, необходимо начинать с азов. Этот мастер-класс посвящен освоению главных петель в вязании крючком, а также тому, как правильно держать и пользоваться этим инструментом.

Как правильно держать крючок

Крючок необходимо брать в ту руку, которая является для вас основной.

Удобнее всего фиксировать инструмент между указательным и большим пальцами, при этом сам инструмент может находиться как под кистью, так и над нею, тут уже кому как удобнее.

Когда вы вяжите, пускайте нить по внешней стороне руки, фиксируйте ее между мизинцем и безымянным пальцем или между безымянным и средним. Пусть нить прилегает к левой ладони.

При вязании руки не должны быть напряжены, желательно, чтобы они не были на весу и опирались на локти.

Вязание основных петель

Освоив эти петли, вы сможете браться за первую работу с крючком.

Начальная петля

С начальной петли начинается любое вязание крючком. Чтобы научиться ее вязать, нужно перекинуть конец рабочей нити вверх через большой палец на левой руке, а затем завести крючок слева направо в петлю, которая образовалась. При этом петля должна соскочить с большого пальца. После этого кончиком крючка нужно захватить нитку, которая лежит на вашем указательном пальце и идет от клубка. Эту нить вы должны протянуть через образованную петельку и натянуть, придерживая под получившимся узлом кончик нити.









Воздушные петли

Крючок вденьте в начальную петлю, рабочую нить захватите ним, а затем протяните ее через петлю.



Соединительные столбики

Для создания соединительных столбиков крючок нужно поместить во вторую петлю от начала любого ряда, рабочую нить подхватить с пальца и перекинуть ее на крючок. На крючке у вас должно получится две петли.

Протянув через них нитку крючком, вы получите соединительный столбик.







Столбики без накида

Такие столбики позволяют убавлять петли. Нужно поместить крючок в петлю ряда предыдущего, подхватить нитку и провести ее через петельку нижнего ряда.

После этого нить снова нужно подхватить, но теперь вязать, протягивая ее через обе образовавшиеся петли.









Столбики с накидом (одним)

Нужно сделать накид, после чего поместить крючок в петельку ряда предыдущего, захватить нить и протянуть ее через петельку нижнего ряда. У вас окажется три петли на крючке.

Вязать их нужно в несколько приемов. Сначала нужно подхватить нитку и протянуть ее через две петельки. После этого снова захватить нить и вязать две петельки, которые остались на крючке.



Столбики с накидом (двумя)

Нужно совершить два накида, определить крючок в ближайшую петель ряда предыдущего. Нитку рабочую подхватываем и протягиваем через петлю. Получаем четыре петельки на крючке. Провязываем их в три приема по две петельки.





Если вы никогда не держали в руках спицы или крючок, то начать стоит с покупки этих инструментов.

Спицы бывают:

  • Прямые (А). На одном конце, как правило, есть заглушка, чтобы не спадали петли.
  • Круговые (Б). Они соединены между собой леской.
  • Чулочные (В). Обоюдоострые, обычно продаются наборами по пять штук.
  • Для вязания жгутов и кос (Г). Их отличает изгиб посередине.

Сделаны они могут быть из металла, пластика, дерева или кости. Чтобы освоить азы, вам потребуются обычные спицы. Лучше всего стальные, так как алюминиевые могут пачкать светлую пряжу, деревянные цепляются за пушистые нити, а пластиковые часто ломаются.

Крючки изготавливаются из тех же материалов. Есть модели с ручками и щёчками для держания.

Спицы и крючки различаются по номерам. Номер - это диаметр в миллиметрах. Обычно он указывается на самих инструментах. Чем он больше, тем толще должна быть пряжа. Важную роль при этом играет материал спиц или крючка. К примеру, стальной крючок № 1 будет немного отличаться от такого же пластикового.

Метрические системы спиц и крючков отличаются по странам. Учитывайте это, если в будущем будете вязать по английским или китайским схемам, которых так много в интернете.

Пряжа бывает натуральная (шерсть, ангора, кашемир, мохер, хлопок, лён), синтетическая (акрил, вискоза, полиэстер и другие) и смешанная (например, 25% мохера и 75% акрила). Для своих первых петель лучше использовать синтетическую или смешанную пряжу. Она более гладкая и послушная.

Подобрать к пряже спицы или крючок поможет её этикетка.

Производители обычно указывают метраж и вес мотка, состав нитей и рекомендуемый номер спиц или крючка. Этикетки от пряжи лучше сохранять.

Кроме пряжи, спиц или крючка, пригодятся также цветные скрепки, булавки, ножницы, портняжный сантиметр.

Как читать схемы для вязания

Многие девочки сначала учатся вязать у бабушек и мам, а только потом знакомятся со схемами и инструкциями. Если у вас не было такой школы, лучше сразу разобраться, как читаются схемы.

При вязании на спицах узор обозначается клетками. Количество клеток по горизонтали соответствует количеству петель в ряду, а количество клеток по вертикали - количеству рядов. В каждой клетке - условное обозначение той или иной петли.

Вот типичные обозначения петель. Но в конкретных схемах могут быть другие знаки. Всегда внимательно изучайте их.



При вязании спицами ряды на схеме читаются снизу вверх и попеременно: сначала справа налево, потом слева направо. Круговые ряды всегда читаются справа налево.

При вязании крючком правила те же. В круговом вязании крючком схема читается от центра к краям.

Ряды на схемах обычно пронумерованы: нечётные являются лицевыми, а чётные - изнаночными. Также на схемах можно встретить круглые или квадратные скобки. Ими выделяется повторяющаяся часть узора - раппорт.

Любую вещь можно связать как спицами, так и крючком. , как правило, умеют и то и другое, но предпочитают что-то одно. Предлагаем вам попробовать обе техники вязания, чтобы выяснить, какая вам ближе.

Набор петель спицами

Существуют различные способы набора петель спицами. Традиционным считается следующий:

Лицевая гладь

Лицевые и изнаночные петли - это база вязания на спицах. Освоив их, вы сможете связать свой первый простейший узор - резинку. Но сначала важный нюанс.

У любой петли есть передняя и задняя стенка.


knitplanet.ru

Вязать можно и за ту, и за другую, но результат будет немного отличаться. Поэтому лицевые петли делятся на классические (те, которые вяжутся за переднюю стенку) и бабушкины (вяжутся за заднюю стенку). Цеплять и протягивать нить за заднюю стенку проще, особенно новичкам.

Вот как вяжутся бабушкины лицевые петли.

А вот классический метод исполнения лицевых петель.

Наберите петли и попробуйте связать несколько рядов лицевыми петлями: бабушкиными или лицевыми - на ваш выбор. Это лицевая гладь или платочная вязка.

Изнаночная гладь

Изнаночные петли делятся на бабушкины и классические по тому же принципу. Посмотрите следующий видеоурок, и вы поймёте, как вяжутся бабушкины изнаночные петли.

Классические изнаночные петли.

Провяжите несколько рядов тем или другим способом. У вас получится изнаночная гладь.

Резинка 1 × 1

Потренировавшись вязать лицевые и изнаночные петли, вы сможете выполнить свой первый узор спицами - резинку 1 × 1. Вы наверняка видели его на свитерах и шарфах.

По такому же принципу можно связать резинку 2 × 2 или 3 × 3.

Закрытие петель

Чтобы завершить вязание, петли нужно закрыть. Делается это тоже по-разному.

Русский способ применяется чаще всего.

Эластичный способ обычно используется для резинок.

Для закрытия петель итальянским способом потребуется игла с большим ушком.

Вязальный крючок можно держать как карандаш (слева) или как нож (справа).

Попробуйте и так и так и определитесь, как вам удобнее. После этого можно приступать к освоению основных петель. В вязании крючком это воздушные петли и столбики с накидом и без.

Цепочка из воздушных петель

В вязании крючком любое полотно начинается с первой петли и идущей из неё цепочки из воздушных петель. Сделать первую петлю можно различными способами. Их разнообразие представлено в этом видео.

Столбик без накида

Ещё один базовый элемент в вязании крючком - столбик без накида. Вот как он вяжется.

Но у петель, связанных крючком, тоже есть передняя и задняя стенки. В зависимости от того, за какую из них вы будете заводить крючок и протягивать нить, рисунок полотна будет меняться.

Столбик с накидами

В вязании главное - практика. Чем больше вы будете вязать, тем лучше будет получаться. Отточив столбики без накида, можно переходить к более сложному элементу - столбикам с одним или несколькими накидами.

Ресурсы и YouTube-каналы по вязанию

Во времена советского дефицита многие женщины увлекались вязанием. Но источников для обучения и вдохновения было крайне мало. Схемы узоров и различные приёмы переписывали друг у друга от руки, а также бережно вырезали из журналов по домоводству.

В эпоху интернета источников гораздо больше. В Сети огромное количество сайтов и YouTube-каналов с обучающими статьями и видеороликами на тему вязания.

Если, связав свои первые петли, вы почувствовали азарт и желание учиться дальше, добавьте себе в закладки следующие ресурсы.

Обучение вязанию при помощи обычного крючка с нуля – довольно простое и интересное занятие для начинающей рукодельницы, которая хочет познать азы этого занятного вида прикладного творчества. Освоив простые и несложные в исполнении движения, техники и манипуляции, вы сможете связать крючком множество изделий: оригинальное пончо, ажурную кофточку или платье, тунику или даже теплый плед.

Предлагаем вашему вниманию несколько базовых приемов в вязании крючком. Освоив их, вы сможете по любым вязальным схемам создавать свои уникальные изделия при помощи крючка и ниток.

Рассмотрим обучение вязанию крючком с нуля: правила и тонкости работы

Фиксируйте крючок между указательными и большими пальцами. Когда вы вяжете, пропускайте рабочую нить по наружной части ладони, закрепляйте ее между мизинцами и безымянными пальцами или же между безымянными и средними фалангами. Рабочая нитка должна прилегать к левой ладошке.

Начальные петли – начало манипуляций по вязанию вещи.

Совершенно каждое вязание либо крючком, либо спицами зарождается с начальной петельки. Вы обязательно должны освоить технику ее исполнения. Для того чтобы научиться ее вязать, необходимо перекинуть конец рабочей нити вверх через большой палец на левой руке, а затем завести крючок слева направо в петлю, которая образовалась. При этом петелька должна соскочить с большого пальца. После этого при помощи конца крючка следует подхватить нитку, которая располагается на вашем указательном пальце и идет от нитяного клубочка. Эту нитку возьмите и протяните через получившуюся петельку и натяните, поддерживая под получившимся узлом кончик нитки.

Делаем цепочку из воздушных петелек, выполненных при помощи крючка

Самый базовый элемент любого вязания с использованием крючка – это связанная цепочка из воздушных петелек. Для того чтобы образовалась данная цепочка, вам необходимо конец вашей нитки загибать и скрещивать, а в образовавшуюся петельку протяните нитку, зафиксировав первую воздушную петлю.

Столбики с накидами и без накидов, полустолбики. Процесс выполнения:

Для того чтобы сделать столбик с одним накидом вам необходимо:

  1. Сложить рабочую нить петелькой, ввести в нее ваш крючок и положить нитку вокруг него. Далее протащите этот накид без затягивания в воздушную петельку, оставьте ее свободной.
  2. Затем рабочую нитку оберните вокруг указательного пальца левой руки. То место где нити скрещиваются, придерживайте большим и средним пальцами, сделайте накид и протяните через петельку на вязальный крючок.
  3. Первый круг вязания выполните по инструкции к выбранной модели изделия. Уже после завершения провязывания первого круга, потянув за начальную нитку, стяните кольцо из нитей.
  4. Для формирования столбца с двумя, тремя, четырьмя и более накидами необходимо сделать соответственное количество: два, три, четыре накида на рабочий крючок, а потом последовательно протягивать нить по две петли до тех пор, пока на вашем крючке останется одна петелька, а крючок вводите соответственно в пятую, шестую, седьмую и так далее петлю воздушной цепочки, причем петля, висящая всегда на стержне крючка, в счет не входит.

Полустолбики выполняются по следующему принципу:

  1. Введите вязальный крючок в третью петлю воздушной цепочки по направлению спереди назад.
  2. Накиньте рабочую нитку на крючок и протяните ее через две петельки, находящиеся на крючке.

Столбики без накида вы можете получить, следуя следующим нашим описаниям:

  1. Введите крючок в третью петлю воздушной цепочки по направлению спереди назад.
  2. Затем накиньте рабочую нитку на вязальный крючок и вытяните петельку.
  3. Теперь набросьте нитку еще раз на рабочий крючок и протащите ее через две петли, находящиеся на крючке.

Как правильно и грамотно читать схемы вязания крючком?

В русских журналах для обозначения петель крючком обычно используются символы из представленной ниже таблицы:

Выучите все условные обозначения, и вы сможете с легкостью читать любые схемы в журналах, Интернете и газетах.

Теперь вы сможете попробовать начать вязание крючком! Не последним важным элементом в данном виде рукоделия является подбор подходящих ниток и крючков таким образом, чтобы было комфортно делать вязание. Для тонких ниток будут идеальным решением тонкие крючки, а для толстых ниток, наоборот, только толстые инструменты. Если взять крючок толще рекомендованного, то вязание выйдет слишком рыхлым и неравномерным, а если тонкий, то, наоборот, затянутым и плотным.

Начинать лучше всего с вязального крючка среднего размера и обычных акриловых ниток. Попытайтесь вывязать небольшие квадратики десять на десять сантиметров с использованием каждого из предложенных видов петелек и несколько квадратов простыми узорами. Образовавшиеся в результате вязаные крючком квадратики сшить в единое полотнище и сделать удобное сиденье на стул, салфеточку или даже небольшой пледик для малыша.

Видео для изучения по теме статьи

После нашей подробной и увлекательной статьи об обучении вязанию, предлагаем вам необычную подборку интересного видео по описанной выше теме. Надеемся, что подобранный нами материал будет полезным для вас. Изучайте с удовольствием!


Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года - в старшей и подготовительной группах.

Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.

Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.

На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.

При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.