Моя родословная кубановедение 3. Социальный проект "моя родословная"

Урок Кубановедения в 3 кл.

Тема: «Моя родословная. Мое имя»

Цели:

    познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных, закрепить и проверить знания учащихся о государственной символике Краснодарского края;

    формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;

    развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;

    воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Оборудование:

казачья шапка, колокольчик; картины, изображающие природу Кубани; «медали – подсолнухи»; магнитофон; магнитофонная запись Гимна Кубани, песня «Где мой дом родной»; плакат с изображением государственных символов Краснодарского края; плакат с изображением макета родословного дерева; 2 плаката с изображением родословных корней двух семей; рисунки детей, изображающих свои семьи; рисунки с ребусами; фото – материал Кубанской земли.

    Введение в урок. Орг. момент.

Учитель:

Дети, посмотрите на этот чудо – колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки тела и будит нас, зовёт в новый день. Пусть этот звон звучит в наших сердцах и будит в нас нежность и любовь друг к другу, к родному краю.

(Дети открывают глаза и смотрят на картины, изображающие контрастную природу родного края)

Учитель:
Люблю тебя,

Мой солнечный простор,

Моё неповторимое сказанье:

Размашистые станы

Синих гор,

Степная даль желтеющей Кубани!

И. Варрава.

Отчий край!

Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева…

Разве можно быть здесь

Не поэтом,

Если сами просятся слова.

К. Обойщиков.

Начинаем урок Кубановедения.

Это будет необычный урок, потому что у нас в гостях « Независимое телевидение Кубани». И мы с вами побываем на различных передачах этого телевидения.

За правильный ответ на уроке я буду давать «медаль - подсолнух». В конце урока мы увидим, сколько знаний мы получили на уроках Кубановедения.

    Проверка домашнего задания.

    Коллективный опрос слов Гимна Кубани .

Учитель:

Обычно праздничный телевизионный день начинается с исполнения Государственного Гимна.

Так как у нас телевидение Кубани, мы исполним Государственный Гимн Краснодарского края, который мы выучили на прошлом уроке.

(Звучит Гимн Краснодарского края в исполнении Государственного академического Кубанского хора, а дети подпевают вместе с артистами)

Ты Кубань, ты наша Родина

Вековой наш богатырь,

Многоводная раздольная,

Разлилась ты в даль и ширь.

Многоводная раздольная,

Разлилась ты в даль и ширь.

О тебе здесь вспоминаючи,

Песню дружно мы поем,

Про твои станицы вольные,

Про родной отцовский дом.

Про твои станицы вольные,

Про родной отцовский дом.

2)Фронтальный опрос о символах Краснодарского края.

Учитель:

Начинает нашу программу передача «Серьёзный разговор». В этой передаче речь пойдёт о символике Краснодарского края. А заодно мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

У: - Как называется Гимн Краснодарского края?

Д: - «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

У: - Когда и кем он был написан?

Д: - Он был написан в годы первой мировой войны, около ста лет тому назад, на русско-турецком фронте полковым священником Константином Образцовым.

У: - Когда вернули статус Гимна нашего края?

Д: - Музыка народная.

У: - А кто обработал нотный текст Гимна?

Д: - Нотный текст Гимна обработал художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора народный артист России Виктор Захарченко.

У: - Когда исполняется Гимн?

Д: - Гимн Краснодарского края исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти: при поднятии флага Кубани, при открытии и закрытии торжественных собраний, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении наград.

У: - Как должны вести себя присутствующие при публичном исполнении Гимна?

Д: - При публичном исполнении Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

У : - Когда был утверждён Герб Кубани?

У: - Когда был принят флаг Краснодарского края?

Д: - Флаг Краснодарского края был принят законодательной радой Кубанского Краевого правительства 10 февраля 1919 года.

    Индивидуальный опрос .

    Опишите герб Краснодарского края.

Д: - В зелёном щите золотая зубчатая стена с двумя таковыми же круглыми башнями с открытыми воротами и чёрными швами; над башней пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых же древах. В золотой главе щита чёрный возникающий орёл, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древнею царскою короною и украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными александровской лентой. За щитом накрест положены 4 лазоревых знамени, украшенных золотою бахромой и с таковыми же окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями короновальными вензельными изображениями Имён Их Величеств: императрицы Екатерины 2, императоров: Павла 1, Александра 1, Николая 1 и в середине штандарт с вензелевым изображением Имени Его Императора Александра

    Опишите флаг Кубанского края.

Д:- Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – синего, средней – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Малиновый цвет – в честь запорожцев, основателей Кубанского войска; синий – донцов, часть которых переселилась на Кубань; зелёный цвет – цвет горцев. Малиновый цвет шире, потому что запорожцев было больше. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины – 2:3.

3.Сообщение темы и цели урока.

(Звучит песня «Где мой дом родной»)

Учитель:

На нашем экране следующая передача . Она называется «Семейный очаг». Эпиграфом к этой передаче послужат эти строки…

«Никто из нас не свалился с луны.

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Тема этой передачи совпадает с темой урока: «Моя родословная. Моё имя». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать в этой передаче – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка. На этом уроке мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной.

4. Работа над новым материалом.

    Рассказ учителя .

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. А рисовалось оно так. (Показ плаката на доске).

Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?… Очень просто. Перевернём рисунок « вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.

И не даром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого – нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.

    Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет). А родословный корень? (Да).

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере двух семей, которым задавалось дополнительное домашнее задание: «Составить родословный корень».

    Выступление двух учеников: рассказ о генеалогическом корне, о своих предках.

(ученики рассказывают о своей семье, показывая на генеалогическом корне тех членов семьи, о которых они говорят)

Учитель:

Дети, а, можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли, откуда она родом?

    Домашнее задание .

Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек и постарайтесь составить свой родословный корень. Это и будет домашним заданием. Вы узнаете, откуда родом ваша семья, как давно ваши предки живут на Кубани, услышите много задушевных и взволнованных рассказов из истории вашей семьи. Ведь история семьи – это часть истории Кубани и всей страны. Учащимся 1 группы, дополнительное задание: попробуйте нарисовать герб своей семьи.

6.Физминутка.

У: -Дети, кто из вас мечтает сняться в кино? Немного отдохнём и проведём игру «Киносъёмка».

Учитель:

В понедельник, ровно в пять

Мы Кубань будем снимать,

Очень нам желанны

Кубанские таланты!

Дети:

Посмотрите на меня, ведь талантлив это я! (хором).

Учитель: Здесь актёров много,

Но сказал нам строго

Режиссёр заказчик

Для программы «Сельский час»

Снимем ферму мы сейчас.

А для киносъёмок нам нужен поросёнок!

Дети:

Посмотрите на меня, поросёнок – это я! (хором хрюкают, как поросята).

Учитель:

А сейчас сюрприз для вас!

Посмотрю направо, посмотрю налево.

Кто мне скажет просто так:

Кто из вас лихой казак?

(Сюрприз спрятан у кого – то в парте. Это казачья шапка).

Дети:

Посмотрите на меня! Ведь казак здесь ….

(Тот, у кого шапка) : Это я!

    Закрепление изученного материала.

Учитель: Среди океана пшеницы,

В густых утопая садах,

Лежат хутора и станицы –

Кубанский архипелаг.

К. Обойщиков.

    Рассказ учителя.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках. На Кубани нашими предками были казаки. Как вы уже знаете, казаки – переселенцы в 18 веке стали строить на Кубани первые станицы. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением. Жилища – хаты казаки строили их местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, сарай для скота, колодец, летняя печь, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста и камыша. Так жили наши предки. Но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй. Ведь семья, по определению, данному в словаре Ожегова – это группа живущих вместе родственников.

Сколько же их, этих родственников. Давайте считать.

(учащиеся называют ближайших родственников: свекровь, свекр, невестка, зять, шурин, тесть, теща и т.д)

    Чтение и анализ стихотворения.

Итак, на нашем экране передача «Час поэзии» . Сейчас прозвучит стихотворение А. Кардашова «Раз, два, три, четыре».

Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит в начале стихотворения.

Кто живёт в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

    Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.

(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша- сын мужа, муж и жена)

    Мини – рассказы о семейных традициях.

Учитель:

В наш быт давно и прочно вошли сериалы, но повседневная жизнь зачастую преподносит столько сюрпризов и неожиданностей, сколько не придумает ни один режиссёр.

На нашем экране сериал «Из жизни кубанской семьи».

На Кубани, мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славимся делами.

К этому сериалу вы готовились дома, рисовали рисунки и составляли небольшие рассказы о семейных традициях. Посмотрим, что из этого получилось.

    Инсценировка стихотворения В. Подкопаева.

    Викторина.

Учитель:

Следующая передача на нашем экране. Это телевикторина «Умники и умницы».

В языке кубанского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. Сейчас проверим, каких родственников вы знаете.

а) Конкурс ребусов.

МУЖ ДЕВЕРЬ


СВЕКРОВЬ ЗОЛОВКА



б) Ответы на вопросы:

    Брат жены (шурин).

    Брат мужа (деверь).

    Сестра жены (свояченица).

    Сестра мужа (золовка).

    Мать жены (тёща).

    Мать мужа (свекровь).

    Дочь брата или сестры (племянница).

    Сестра отца или матери (тётя)

    Итог урока.

    Вступительное слово учителя.

Наш урок подходит к концу.

10 веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи.

Все политические партии рано или поздно перестают существовать. «Партия» под названием «Семья» живёт уже много веков. И за эти столетия люди не придумали иного объединения, но подтвердили мысль: чем больше в семье доброты и взаимопонимания, тем прочнее отчий дом.

    Работа с пословицами.

Давайте, объясним смысл этих пословиц:

    На что и клад, коли в семье лад.

    Согласную семью и горе не берёт.

    Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Заключительное слово учителя:

Итак, семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы. Они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного очага. Я от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Я благодарю всех, кто принял активное участие на этом уроке. Это… (учитель перечисляет фамилии и имена самых активные учащихся ). Ребята, поднимите выше свои награды и посмотрим на это поле ваших знаний, которых с каждым годом будет всё больше и больше.

4) Выставление оценок .

Библиографическое описание: Деркачёва С. Н., Метлицкая А. А. Родословная моей семьи // Юный ученый. — 2017. — №5. — С. 20-29..07.2019).





Однажды в праздник День Семьи бабушка подарила мне маленькое деревце с фотографиями. Мама объяснила, что так начинается родословная. Родина, род, родители… Это близкие, родные слова. Я решила собрать более полную информацию о своём роде, построить модель генеалогического древа семьи. Мне помогли воссоздать прошлое моей семьи родители, бабушки, семейные фотографии, реликвии, рассказы, документы из семейного архива, воспоминания моих родных. История семьи - это летопись истории нашей страны, знать её необходимо, так как без прошлого нет будущего.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в моём роду есть достойные, уважаемые люди, с интересными биографиями. Важно сохранить память о них для будущих поколений, предать эту информацию другим.

Цель моей работы: исследовать родовые отношения моей семьи.

Основополагающий вопрос: Нужно ли знать свою родословную?

Проблемный вопрос: Что такое родословная?

Была выдвинута гипотеза , что при желании каждый человек может узнать свою родословную.

Для реализации поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи :

– изучить необходимую литературу и интернет-источники;

– исследовать историю родовых связей семьи Деркачёвых;

– изучить семейный архив, фотоальбомы и собрать необходимый материал;

– провести опрос в семье о родственниках, чьи имена помнят родители, бабушки и дедушки;

– провести анкетирование одноклассников;

– обобщить данные;

– создать генеалогическое древо.

Используемые методы исследования: чтение литературных источников; анкетирование и опрос; анализ полученных результатов; фотографирование.

Объект исследования: семья, семейные отношения.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что изучение родословной важное дело для жизни.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что подготовленный материал можно использовать на уроках кубановедения, литературного чтения, окружающего мира, на классных часах, передать в школьный музей.

Теоретическая часть

1.1.Что такое родословная?

Из толкового словаря С. И. Ожегова я узнала значение слова «родословная»: «Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства». . Изучив интернет-источники, мы выяснили следующее. Родословная - свод данных, описывающих происхождение семей. . Родословная - слово о роде. Род - все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это наши предки, которые жили задолго до нас и наших родителей. На протяжении ста лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. Знание родословной связывает друг с другом поколения и века, дает человеку надежду на новое будущее.

1.2. Определение понятия генеалогия

Наука генеалогия зародилась в Древней Греции и в переводе с латыни означает «родословие семьи». Генеалогия - наука о родословной человека.Она занимается изучением родственных взаимосвязей людей и целых поколений, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением генеалогических древ. Основным объектом исследования генеалогии является семья, маленькая или большая. В нашей стране первое появление генеалогии произошло во времена царской России. .

1.3. Генеалогическое древо.

Фамилия и имена всех родственников могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица» или «генеалогическое древо». Ещё оно называется семейное, родословное дерево , фамильное древо. Встарину в домах знатных людей генеалогическое древо всегда висело на самом видном месте и являлось предметом особой гордости за свой род.

В родовом дереве корни - это предки, ветви –это родители, а листья –это дети. Построение родословной происходит по принципу перевернутого дерева с ветками. Название «дерево» или «древо» эта схема получила потому, что в старину изначально родственные связи изображались в виде раскидистого дерева с «листьями-потомками». Все родственники - мужчины изображаются в прямоугольниках, женщины в овалах, каждое поколение располагается строго по одной линии.

1.4. Результаты проведения анкетирования в классе

В опросе участвовало 24 одноклассника. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вопросы для анкетирования

Что такое родословная?

Есть ли в вашей семье генеалогическое древо?

Знаете ли вы дату рождения мамы и папы?

Как ФИО бабушки (дедушки)?

Храните ли вы семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

Вывод. Достаточно большое количество моих одноклассников не знают, что такое родословная (14 чел.), не интересуется вопросами своей родословной, в семье нет генеалогического древа (18 чел.), не хранятся семейных реликвий (17 чел.) и альбомов (4 чел.). А это значит, что они плохо знают свои корни, традиции своей семьи и не смогут выстроить родственную связь поколений. Я считаю, что без прошлого нет будущего.

Практическая часть

2.1. Родословная моей семьи.

Основа жизни человека - его семья. Родня всегда поддержит в трудную минуту. Так считали наши предки и относились к своей родословной с большим почтением. Я начала свою работу с расспросов бабушки и мамы о родословном древе, о родственниках по линии папы и мамы, сбора информации, зарисовок и черновиков (рис.1,2,3). Меня привлекали семейные фотографии, а от того я все больше расспрашивала маму, папу, бабушек. Так я узнавала всё больше и больше о моих родных корнях.

Рис. 1. Линия мамы

Рис. 2. Моя семья

Рис. 3. Линия папы

2.2. Мама и папа. Как все начиналось.

Рис. 4. Я и сестра

Это я и моя старшая сестра Арина.(рис.4) Мы с Ариной родились в семье супругов Деркачёвых. Папа и мама родились в г. Приморско-Ахтарске (Краснодарский край). История их знакомства началась в детской художественной школе, где мама в дальнейшем проработала двадцать пять лет. В тот момент мама подумала, что папа,

Рис. 5. Свадьба

Николай Владимирович, пришел проверять ее работу преподавателя. Он же решил, что она жена военного. Папа, Деркачёв Николай Владимирович имама, Калиновская Эллина Станиславовна , после пяти лет знакомства, ровно 22 года назад, создали семью Деркачёвых.

(рис.5) Я обратилась за помощью к своей бабушке, Калиновской Нине Александровне, чтобы выяснить родословную по маминой линии.

2.2. Родословная по маминой линии.

Рис. 6. Бабушка Нина

Бабушка (рис. 6) Калиновская Нина Александровна родилась 3 марта 1942 г., в селе Кесьма, Калининской области, Весьегонского района. У неё была очень сложная судьба, строгий отчим. Шла война. Отчим больше любил своих родных дочерей, а маленькую Нину (рис.7) не долюбливал, воспитывал строго, часто наказывал, закрывал в подвале. Нина очень рано уехала из дома. Моя бабушка чемпион по плаванию, она и сейчас обожает переплывать канал, ходить на Азовское море, купаться

Её сложная судьба не помешала создать ей свою семью и родить двоих прекрасных детей. Она боролась за свою семью до последнего, чтобы её дети никогда не узнали, что такое отчим. Бабушка Нина ветеран труда. Она трудилась на разных предприятиях, но находила время уделять внимание внукам. Я часто играю с ней в мяч.

Рис. 6. Нина в детстве

Дедушка . Калиновский Станислав Олегович, родился 27 мая 1944г., в хуторе Ахтарском. Всю жизнь он проработал на рыбозаводе г. Приморско-Ахтарска. У него была простая профессия-кочегар. Вместе с тем мой дедушка обладал разными умениями, был мастер на все руки, любая работа спорилась. Он очень многое умел: делать отопление, подключать воду, заниматься стройкой. Мама рассказывает, что он умел ремонтировать даже швейные машинки. Еще в молодости он сам шил себе брюки. Дедушка рано умер. Мы с сестрой Ариной не знали его, но бабушка с мамой много хорошего рассказывают о нем. Он не любил фотографироваться, поэтому его фотографий не сохранилось.

Рис. 8. Бабушка Лина

Прабабушка . (рис.8) Язловецкая Акилина Павловна - мама моего дедушки. Она родилась в станице Ольгинской 9 апреля 1916г. Акилина жила в бедной семье с двумя сёстрами и была старшей. Родители с детства приучали их к труду и строгости. В 1933г., моя прабабушка пошла работать на рыбозавод и проработала там всю жизнь. Работа была очень тяжелая, она вместе с другими женщинами мыла и пластовала рыбу, поступавшую на рыбозавод тоннами, грузила лед, так как холодильников в те времена не был. Рабочий день начинался с одевания резиновых сапог, модничать было некогда. На рыбозаводе она встретила свою судьбу, мужа Леонида. Когда началась Великая Отечественная война, бабушка продолжала работать. Городок захватили фашисты, оккупанты не церемонились. Если бы Акилина не освободила понравившуюся немцам комнату, они бы ее, не задумываясь, расстреляли. При бомбежке 25 апреля 1943г. погибла её мама. Бабушка рассказывала, что в военное временя в городе было много подлых людей, которые выслуживались перед немцами, а после войны они ходили просить милостыню. Бомбежки отложили свой отпечаток так, что прабабушка навсегда стала бояться праздничных салютов, это был страх перед тем, чтобы не наступила война . Когда бабушка ушла на пенсию она занималась воспитанием внуков - Эли и Олега, внуки не знали, что такое детский сад. Мама всегда рассказывала, сколько любви и внимания отдала она им. Когда родились правнуки, прабабушке было уже за 80 лет (рис.9)

Рис. 9. Прабабушка и моя сестра

В нашем семейном альбоме много фотографий с прабабушкой Линой. В свои 80 лет она играла с Ариной на коврике, озвучивая игрушки, ползала с ней наперегонки. Всегда жизнерадостная, полная энергии. Когда я родилась, прабабушке было 92 года! Её дом был по соседству с нашим. Мама рассказывала, что она каждый день приходила поиграть со мной. Мама рассказывала, что прабабушка не знала слово врач. Она не пила таблеток, её лекарство - вечный позитив. Прабабушка умерла в 94 года. Мама рассказывает, что у прабабушки Лины не было не золотых колечек, не сережек, но было очень много любви и обыкновенной жажды к каждому новому прожитому дню. В наших сердцах она жива!

Рис. 10. Леонид (слева)

Муж моей прабабушки - Леонид, (1913 г.) был человеком творческим, музыкантом из духового оркестра. У них родилась двойня, но малыши умерли в младенчестве от болезней. Леонид вернулся с войны больным, и в скором времени умер. Бабушка вышла замуж вновь. На фотографии моя прабабушка с Валидским Петром Прохоровичем (рис.10). Это мой прадедушка. По рассказам мамы он был добрым человеком, усыновил сына Лины Павловны. Вместе с прабабушкой они прожили более 40 лет. Мама рассказывает, что ей он был как отец. Он был прекрасный семьянин. Он умел шить и научил этому маму. В нашей семье есть старинная ручная машинка, на которой дедушка учил маму шить ещё в 10 лет. Мама разрешила мне тоже на ней шить. Это наша семейная реликвия.

Прапрабабушка. Петухова Клавдия Петровна, мама моей бабушки Нины, родилась 26 марта 1919г. в селе Кесьма. Она все свои годы проработала в детском саду завхозом. Во время войны моя прабабушка Клава работала конюхом, по стопам её отца. Для семьи наступили тяжёлые времена. Бомбежки гремели одна за другой, но дом чудом уцелел. Были и времена голода, когда кусочек хлеба делили на всю семью. Моя мама рассказывала, как бывала у бабушки в деревне, обычный деревянный дом из сруба, настоящая русская печь, за водой ходили к колодцу. Бабушка водила в лес за грибами. Дети купались в ледяной речке, среди красивых кувшинки. Мыться ходили в настоящую русскую баню. Бабушка была внимательна и заботлива.

Отец моей прабабушки - прапрадед Петухов Петр Спиридонович, родился в августе 1887г. Он работал конюхом в колхозе. У него было три дочери - Евдокия, Клавдия, Екатерина и двое сыновей - Михаил и Алексей. Алексей был самым старшим сыном, погиб на войне. Петр Спиридонович воспитывал детей сам, его жена умерла при родах младшей дочери –Екатерины. Затем мой прапрадедушка женился повторно на женщине с тремя детьми. Много воспоминаний оставил мой прапрадедушка в жизни моей бабушки Нины.

2.3. Родословная по папиной линии

Мой папа -Деркачёв Николай Владимирович, родился 24.02.1971 г, в г.Приморско-Ахтарске, окончил школу № 13, уехал в г. Ленинград (Санкт-Петербург) учиться в училище на краснодеревщика. Вернувшись в родной город, папа много изготовил настоящих шедевров из дерева. К работе он подходит творчески. Он родился в семье супругов Деркачёвых (рис.11), его мама- Деркачёва Татьяна Николаевна в девичестве Храмцова. Она родилась 1 ноября 1948г. в г. Приморско-Ахтарске, закончила Армавирский медицинский колледж, работала на винзаводе, потом воспитателем в детском саду № 18, где и проработала до пенсии. У моей бабушки была очень не простая жизненная ситуация, будучи еще молодой, она потеряла мужа.

Отец моего папы - Владимир Яковлевич, родился в г.Приморско-Ахтарске в январе 1946г. После окончания восьмилетки работал слесарем на винзаводе. В 1965г. был призван в армию и служил в танковых войсках механиком - водителем. После службы в армии окончил 11 классов вечерней школы, и уже женатым человеком поступил в Астраханский дорожно-строительный техникум на заочное отделение. Мой дедушка не успел его окончить, т.к трагически погиб в автоаварии в 1973г. и было ему на то время 27 лет. Моя бабушка в 25 лет осталась с двумя детьми одна. После трагедии она мечтала лишь о том, как вырастить своих детей хорошими людьми.

Рис. 11. Мой папа с родителями

Моя прабабушка, мать Владимира Яковлевича, по отцу- Деркачёва Раиса Константиновна, родилась в станице Приморско-Ахтарской в 1925г. После войны в 1945г. с отличием окончила курсы бухгалтеров и много лет работала в колхозе им.Ленина главным бухгалтером. О моём прадедушке, отце Владимира Яковлевича мало что известно, вспоминают, что он был военным, вернулся с войны героем, но с ампутированной ногой.

Рис. 12. Храмцов Н. П.

Отец моей бабушки, мой прадед - Храмцов Николай Петрович (рис.12), ветеран Великой Отечественной войны, родился на Кубани в 1925г. в селе Суворовском Усть-Лабинского района. Как и всем, родившемся в 20-е - 30-е годы, судьба уготовила ему босоногое, в постоянной нужде, детство. Прадедушка всегда с любовью вспоминал свой родной хуторок с необычным названием Третья речка Кочеты. В его детстве был нелёгкий труд, в 9 лет уже пас скот, ходил за плугом.

До июня 1941г. прадедушка окончил школу, был принят в комсомол, впереди предстоял выбор жизненного пути, но грянула война. Мой прадедушка получил похоронку о своём отце, и в сердце 16-летнего парнишки закипела боль и желание отомстить за отца. В 16 с половиной лет он был зачислен в отряд добровольцев. Он освобождал родную Кубань, Украину от фашистов. С войны он вернулся в родные Кочеты инвалидом II группы. Прадедушка работал в колхозе, создал комсомольскую организацию, закончил заочно Всесоюзный Московский институт пищевой промышленности. Его дипломная работа «Материально-техническое снабжение рыбколхозов на примере Краснодаррыбколхозсоюза» была оценена на отлично, и рекомендована для распространения опыта по всей рыбной промышленности страны .

Боевой и трудовой путь прадедушки оценен многими Почётными грамотами, 19-ю правительственными наградами. Со слов моей старшей сестры, прадедушка много интересного рассказывал ей, дорожил медалью «За отвагу», самой почётной солдатской наградой. Прадедушка исписал целую тетрадь воспоминаний о своей жизни.

Рис. 13. Храмцова Нина

Моя прабабушка - Храмцова Нина Максимовна , в девичестве, родилась в 1923 г. в большом селе Александровском, на Украине - в Херсонской области. Она самая младшая из шестерых детей. Вместе со своими родителями в 1938г. она переехала в станицу Приморско-Ахтарскую, убегая от голода на Украине. Здесь в 1941г. прабабушка окончила десятилетку и работала у своего отца на мельнице лаборантом. Со слов моей бабушки, Нина Максимовна часто любила повторять поговорку: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». В мае 1943г. ее призвали в армию и отправили на фронт в качестве сан. инструктора в зенитно- артиллерийский дивизион, где она прослужила до победного 9 мая 1945г. и окончила войну в г. Будапеште. Моя прабабушка имеет много боевых наград за участие в боях Великой Отечественной войны.

Мой прапрадед по отцу - Храмцов Петр Яковлевич и прапрабабушка - Ульяна Ивановна (рис. 14), были первыми колхозниками. Пётр Яковлевич ушел на фронт в 1942 г. и в том же году погиб в боях за город Одессу. Ему было всего 40 лет.

Рис.14. Семья Храмцовых.

Рис. 16. Семья Молчановых

Мой прапрадед-Молчанов Максим Арсентьевич (рис. 15), был мельником. Прапрабабушка- Молчанова Акилина Тимофеевна была домохозяйкой, содержала в порядке дом, детей и небольшое хозяйство (корова, коза, куры, гуси). Семья была большая, детей у них было шестеро, 5 дочерей и сын. (рис. 16).

2.5. Генеалогическое древо семьи Деркачёвых.

Полученные в ходе исследования данные позволили мне составить генеалогическое древо моей семьи Деркачёвых. (рис. 17). Теперь оно размещено на самом видном месте моей комнаты. Все родные с любопытством и гордостью рассматривают его и говорят мне «спасибо».

Рис. 17. Генеалогическое древо

Заключение

Теперь я знаю, что наши предки относились к своей родословной с большим почтением. С глубоким почтением к своим предкам выполняла и я свою первую исследовательскую работу. В ходе исследования мне удалось собрать семейные документы и фотографии о предках, я нашла утвердительные ответы на вопросы, что такое родословная и зачем нужна родословная человеку. Я научилась работать с различными источниками информации. Сумела систематизировать данные о родственниках до четвертого колена исоставить генеалогическое древо моей семьи. Я пришла к выводу, что в их жизни и судьбах было много общего. Все они были близки к земле, познали нужду военной поры, некоторые воевали на фронте, всю жизнь трудились, не покладая рук. Собранный материал о моём прадедушке Храмцове Н. П. , ветеране Великой Отечественной войны, опубликовали в сборнике рассказов «Книга памяти»

Таким образом, моя гипотеза о том, что каждый человек может узнать свою родословную, подтвердилась. Поставленные цель и задачи выполнены.

Нужна ли родословная - каждый решает сам. Но культурный человек обязан знать свои корни и предков. «Изучение истории своих предков есть наука самая занимательная». (А. С. Пушкин)

Литература:

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь (ред.Скворцов Л.И). Издательство: АСТ. М.,2014
  2. Газета «Ахтарский телевизионный вестник» № 32,21.04. 2006 г. Статья: «Судьбы её простое полотно»
  3. Газета «Приазовье» от 23.12. 2000 г. Статья «Жизнь прожита достойно»
  4. Метлицкая А. А. Книга памяти: сборник рассказов.- Казань: Изд-во «Бук», 2017. - 46 с.
  5. Андреев М. А. Зачем нужна родословная человеку. Интернет-ресурс http://livemem.ru/articles/zachem_znat_svoju_rodoslovnuju.html
  6. Википедия Генеалогия https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B5 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F


Тема урока: Твоя родословная

Предмет: кубановедение

Класс: 3

Технология урока: системно-деятельностный,

проектный

учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

СТ. ТАМАНЬ - 2013
Пояснительная записка


Направление работы

Представленный урок – интегрированный. Он соединил уроки кубановедения и темы классных часов. Мной разработан план работы на 4 года обучения. Занятия не ограничиваются только рамками урока. Акцент сделан на экскурсии по станице, району и краю. Это даст учащимся возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и задействовать все сферы восприятия ребёнка. Поэтому запланированные уроки – это не просто уроки, а проектная работа , результатом которой будет праздник, конференция, ролевая игра, музыкально-литературная композиция, устный журнал, экскурсия и другие формы работы.

Тема урока

Твоя родословная

Характеристика класса

В классе обучается 24 ученика. Дети из полных семей, все родители работают, социальный статус родителей – одинаковый. Мне повезло – мои родители – мои помощники. Дети всегда готовы к занятиям, прилежны, аккуратны. В классе 3 отличницы, 11 хорошистов. Мы много ездим по краю, проводим внеклассные мероприятия, участвуем в конкурсах.

Программа, используемая в работе

Программа курса 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.«Кубановедение», Е.Н.Ерёменко, Н.В.Киричек, Н.М.Зыгина, Петриченко, 2011 год.

Глава 3. «Казачьему роду нет переводу».

Количество часов в год – 34 часа, в неделю – 1 час.



Цели :


  • Метапредметные:
Коммуникативные УУД:

  1. умение работать в группах при выполнении учебных задач ;

  2. умения строить высказывания и обосновывать свою точку зрения;

  3. развивать у учащихся связную устную речь;

  4. умение адекватно относится к высказываниям партнеров;

  5. умение доказывать, используя различные аргументы.

  • Личностные:

  1. развить интерес и желание учиться;

  2. развить чувства товарищества и дружелюбия путем создания ситуации успеха;

  3. формировать адекватную самооценку;

  4. развивать чувство бережного отношения к семье.

  • Предметные:

  1. дать элементарные сведения о родословной человека;

  2. выяснить значение понятие «родословная»;

  3. научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Оборудование:


  • генеалогические «древа», таблицы учащихся;

  • слайды;

  • презентации учащихся и учителя;

  • вернисаж детских рисунков «Моя семья»;

  • семейные реликвии.

Подготовительная работа:


  • составление индивидуальных генеалогических «древ», таблиц;

  • рисунки на тему: «Моя семья»

  • посещение музея станицы;

  • общение с родственниками;

  • поиск фотографий, семейных реликвий.

План урока


Учебные действия

Методы, формы обучения

1.

Организация урока. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

2.

Смысловое значение слова «родословная».

Использование межпредметных связей.

Обсуждение.



3.

Рассказ Гашокиной А.Г. (лектор музея) о Фёдоре Миснике.

Мини-лекция с использованием слайдов .

4.

Дидактическая игра «Составление родословной» (на примере двух братьев класса).

Дидактическая игра.

Тренинг.


5.

Имена современные и старинные.

Обобщение, сравнение.

6.

Фамилии первых казаков.

Поисковый метод.

7.

Дидактическая игра «Найди своего родственника».

Дидактическая игра.

Частично-поисковый метод.



8.

Детские презентации «Моя родословная».

Использование мультимедиа.

Проектный метод.



9.

Дидактическая игра «Составление генеалогического древа» семьи Ивановых.

Дидактическая игра.

Работа в группах.



10.

Древний род Пушкиных. Рассказ ученицы Кочка Лизы о своём предке- Льве Сергеевиче Пушкине.

Мини-сочинение.

11.

Семейные реликвии.

Наглядный метод.

12.

Конкурс рисунков «Моя семья».

Творческие работы детей.

13.

Рассказ детей о членах семьи. Чтение стихотворений.

Рассказ.

14.

Дидактическая игра «Родственные связи».

Дидактическая игра.

Сопоставление, сравнение.


15.

Учебник с. 46-47.

Работа с учебником.

Выборочное чтение.



16.

Рефлексия.

Продолжи фразу.

17.

Поздравление зимних именинников.

18.

Музыкально-развлекательная программа.

Сценарий урока
1.Человек рождается. Растёт. Задумывается: Кто я? Откуда родом? Кто мои предки?

Вопрос: Для чего нужно знать свою родословную?

(Знать свои корни, получить сведения о своих предках, проследить родственные связи с другими фамилиями, занятия предков, составление психологического портрета (наследственность, воспитанность).
2.Вопрос: От какого слова произошло слово «родословная»?

Подбор родственных слов: род, народ, родина, благородство.


Древне-языческое божество Род и его жена Лада, по верованиям славян, являлись прародителями всего живого на земле. Род являлся покровителем всего живого на земле. Покровителем плодородия, отсюда слова природа, плодородие, урожай.
Раньше на Руси каждый знал, какого он рода и даже если погибали родители, близкие родственники, он не чувствовал себя никому не нужным. Его растили крёстные мать с отцом и весь род в целом. Самым большим и страшным наказанием тогда было изгнание из рода. Человек уходил далеко-далеко и жил вместе с чужим родом , был всем чужой. Его кормили, позволяли жить, работать, но называли сиротой безродным. За такого человека не отдавали замуж и не брали в мужья, он не имел продолжения – детей.

Вопрос: Что такое генеалогия?

(Наука, занимающая изучением истории родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословной).


3.Рассказ наследницы рода Мисник.


Все знают М.Ю.Лермонтова и его повесть «Тамань». Во время своего переезда на службу М.Ю.Лермонтов останавливался на постой в хате казака Мисник, где с ним произошли незабываемые события.

  • Рассказ учителя о своей родословной.

4.Составление родословной на примере учеников класса. (Дидактическая игра).


5.Учитель: Я читала ваши родословные и обратила внимание на имена.

Назовите ваши имена.

А теперь вспомните имена ваших предков: Григорий, Евдокия, Агриппина, Марфа, Филипп, Платон, Лаврентий, Прохор, Евросинья, Евстафий, Илларион, Митрофан, Моисей, Ульяна, Таисия.
6.220 лет назад на Таманские земли прибыли казаки. Вот их имена: Григорий Надика, Михайло Шапошник, Михайло Таран, Николай Лаштабека, Герасим Чёрный, Василь Белоусенко, Яким Малый, Иван Коваль, Прокофий Коваленко, Демиян Якименко, Савва Белый.
7.Дидактическая игра «Найди своего родственника» среди списка фамилий.
Когда-то люди хорошо знали своих предков, гордились ими. В России родословные росписи появились 500 лет назад. Они содержали сведения о происхождении , родственных связях и службе княжеских и боярских семей, а затем царских и дворянских.

Показ родословной царской семьи Романовых.
8.Показ презентаций, составленных учениками.
Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб о нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!
9.Дидактическая игра «Составление генеалогического древа» семьи Ивановых. Играют две команды.


Сергей Антонович

Иван Иванович


Артём Сергеевич

Антон Иванович

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.
Что такое счастье? Мир на всей планете,

В знойный летний полдень лёгкий ветерок.

Сердца трепетанье, потому что дети

Весело смеются, выучив урок!

Что такое счастье? Лёгкие снежинки,

Что тихонько тают на твоих губах.

Аромат сосновый в солнечных лесах.

Что такое счастье? Круглый стол на праздник.

Мама с папой рядом слушают внучат.

Кот у ног пушистый, маленький проказник.

Все друг друга любят, и помочь хотят.

Вежливость соседей, сладкий чай в мороз.

И в обход шагают разные напасти…

Каждый сам ответит на такой вопрос.
13.Рассказы детей о своих родословных, о семье.

Чтение стихов о маме, папе, дедушке, бабушке.



14.Дидактическая игра «Родственные связи». Узнай по описанию родственников. Например, сестра папы, брат мамы, ты для бабушки и т.п.
15.Чтение статьи учебника, с.46-47.

Я желаю вам узнать свою родословную, дорожить своим родом и своей семьёй.


16. Продолжи фразу:

Я сегодня понял, что…

Мне было интересно…

На следующем уроке я хочу…


17.Ни один семейный праздник не обходится без дня рождения. Рождение нового члена семьи – это большой праздник.
Он умён, трудолюбив,

Спортом увлекается.

Никогда грустить не любит,

Всегда улыбается. (Витя)
Мастерица хоть куда,

Нежна, красива и умна.

Поёт, играет, даже шьёт

И всем подарки раздаёт. (Яна)
А подружка у неё тоже раскрасавица.

Любит маму, папу, труд

Никогда не обижается. (София)
Дочечка растёт у мамы

Добрая и нежная.

В классе пляшет и поёт

Дружно, весело живёт. (Вика)
teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе

Муниципальное образование Темрюкский район ст. Тамань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 муниципального образования Темрюкский район

Моя родословная

Проектная работа для начальных классов школьного курса

«Кубановедение»

Крыжановская Светлана Николаевна

учитель начальных классов

2015 года

станица Тамань

Введение……………………………………………………… стр. 3. - 4

Глава 1. Пояснительная записка… стр.5 - 6

Заключение……………………………………………………… стр. 7

Список литературы……………………………………

Электронные ресурсы……………………………………………

Приложение……………………………………………………стр. 8 - 12

Введение

Актуальность. Чтобы любить свою Родину, знать ее историю, надо любить свою семью, знать историю жизни своих предков, чем интересуются члены семьи и какую пользу могут оказать для окружающих людей.

Проблема . Многие ученики плохо знают историю семьи, свою станицу, профессию родственников, интересы членов семьи.

Тема. Изучение истории семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице.

Объект исследования . Жизнь семьи и влияние ее на историю жизни станицы.

Цель проекта . Прививать любовь и уважение к членам своей семьи, развивать заинтересованность историей семьи и станицы, учить работать со словарями.

Гипотеза . Если изучить литературу по истории Тамани, узнать об истории жизни семьи, увлечениях и профессиях, то легче будет понимать окружающих людей.

Задачи проекта:

1.Изучить историю своей семьи, культуру (языки), наследие.

2.Создать условия для развития интереса к учебной и внеурочной деятельности. 3. Воспитывать толерантное отношение к людям разной национальности, уважать их обычаи и не забывать обычаи своего народа.

4. Развивать творческие способности ребенка.

5. Изучать историю семьи в видах деятельности: игровой, бытовой, интеллектуальной, творческой, двигательной.

6. Проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

7. Материал своих работ использовать на уроках окружающего мира, классных часах об истории семьи, на родительских собраниях.

Методы:

1.Анализ, синтез, сравнение.

2.Наблюдения.

3.Беседы, анкетирование.

4.Обобщение полученных данных.

Структура исследования. Наблюдение за членами своей семьи, знакомство с их профессией.

Практическая значимость. Выявленные знания помогут лучше узнать семью, понимать интересы, помогать друг другу.

Краткий анализ литературы. Книги помогут узнать об истории Тамани и любить свой край.

Основная часть

Пояснительная записка

Проектная работа «Моя родословная» разработана на основе программы курса «Кубановедение». В проект включены темы программы «Кубановедение». Проект разработан на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях планируется изучить историю семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице. Это даст возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и со слов детей, родителей, увеличит заинтересованность в изучении истории Кубани, семьи, привьет любовь и уважение к членам своей семьи.

№ п/п

Формы работы

Что обозначает твое имя

Беседа

Познакомить с работой со словарями, узнать происхождение имен, какие имена встречаются в семье, почему так назвали

Что обозначает твоя фамилия

Посиделки с друзьями

Профессия предков (по фамилии), использование поговорок, сказок, работа со словарями, подбор родственных слов

Игры в семье

Подвижные игры

Занятие проводится на стадионе, используются мячи, скакалки, палочки, платок. Узнать, в какие игры играли бабушки и дедушки, родители в детстве. Какие игры интересуют детей сейчас

Мои обязанности в семье

Ролевая игра «Моя семья»

Показать роль женщины и мужчины в семье, как надо заботиться о ближних.

В работе использовать поговорки, считалки, загадки, сказки, книжки - малышки.

Реликвии моей семьи

Экскурсия в музей казачества

Знакомятся с историей вещей, документов, фотографий, газет и т.д.

При солнышке тепло, при матери - добро

Концертная программа для мам

Используются сказки, песни, поговорки. Показать роль матери в семье и уважительное отношение к ней, заботу о маме.

Народные обычаи и традиции

Экскурсия в музей «Атамань»

Знакомятся с бытом людей 19 - 20 века, рассказывают о традициях своей семьи. Какие традиции и праздники отмечаются в классе.

Создание м/фильмов

Кубанские умельцы

Выставка работ родителей, бабушек, дедушек, детей

Встреча с родителями, узнать об их увлечениях. Чему могут научить нас наши близкие.

Моя семья, хозяйство семьи

Конкурс рисунков «Наше семейное хозяйство»

Прививать любовь к труду, узнать, какую помощь могут оказать дети родителям. Какую помощь оказывают родители нам всем.

Твоя родословная

Выставка проектов «Генеалогическое древо»

Задание задано с первого урока, дети узнают о своих родственниках, увлечениях семьи, собирают фотографии, документы, вырезки из газет

Заключение

В ходе проектной работы дети узнают много нового из истории своей семьи, находят своих близких и дальних родственников в кругу своих одноклассников, выясняют, что класс - это школьная семья, в которой тоже надо заботиться друг о друге. Вся работа направлена на то, чтобы сплотить членов семьи, расширить кругозор. Дети начинают больше уважать родителей за их вклад в историю станицы, т. е. малой родины. Родители тоже начинают интересоваться жизнью своих детей. Совместные праздники сплачивают классный коллектив и родителей.

Список литературы

«Кубановедение» - программа курса для 1 - 4 классов. Краснодар. Перспективы образования.

Электронные ресурсы

  1. Сайт «Инфоурок»
  2. Сайт «Первое сентября»
  3. Сайт «Педсовет»
  4. Сайт «Мультиурок»

Приложение

Роль матери в семье

Экскурсия по Тамани

Игры наших родителей

Наши родители нас защищают

Изучаем профессии людей

Обычаи и традиции

Родословная

Светлана Югова
Проект по окружающему миру «Моя родословная» («Школа России»). 3 класс

МКОУ Уйско-Чебаркульская СОШ

проект выполнили учащиеся 3 класса

под руководством

учителя начальных классов

Юговой Светланы Васильевны.

Аннотация :

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную . Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Очень важно донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.

Узнать о своих родных, узнать свою родословную и изобразить её виде дерева – это основная задача проекта . Ребята с огромной заинтересованностью и очень творчески подошли к созданию своих проектов . Много нового и интересного узнали они о жизни своих предков. Необыкновенные истории, рассказанные родителями, бабушками и дедушками, надолго останутся в памяти детей, которые будут гордиться своим родом .

Вступительное слово

«Малая родина» – это не только природа в деревне, но ещё и

человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и

мечты, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её

солью. Это «родимые» пятна каждого человека…»

Валентин Распутин

Вы замечали сходство в словах «родные» , Родственники», «родня» ? Все они произошли от слова «род» . От него произошло и слово родословная – история семьи в нескольких поколениях.

Что делает нашу жизнь счастливей? Уважение к старшим, забота друг о друге!

А где мы получаем столько заботы?

Конечно в семье. Семья – самое близкое окружение человека . В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.

Ни одно дерево не может существовать без корней. Чем крепче и мощней корень, тем дерево могущественнее и выносливей, тем более красива и величественна его крона, которая дает добрые плоды, защищает от зноя, кормит, дает тепло и приют певчим птицам. Так и мы без корней наших не сможем жить в здравии, в защите и радости.

Еще не так давно на Руси считалось за правило знать свою родословную до седьмого колена : сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб и родословную книгу . Бывало, что родословное древо красовалось на стене на самом видном и знатном месте дома. Была украшена красивой рамкой и мини-портретами.

Наш РОД - это наша ОПОРА! Наш РОД - это наша СИЛА! Мы для своих предков - это их плоды. И, конечно, все они всегда готовы прийти нам на помощь. А знаем ли мы, к кому нам обращаться? Кого просить? Кого благодарить?

И помните, что даже у пеньков есть корни.

Давайте не будем хуже пней)

Чтобы ваше родословное древо не стало липой, нужно сейчас, пока есть те, у кого можно узнать, начинать его поливать.