Игры с ладошками для детей 3 лет. Развлечение, которое всегда с вами: пальчиковые игры для малышей до года

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.


23.07.2019 15:25:00
Избыточный вес: причины, последствия, способы избавления
Избыточный вес может быть источником различных заболеваний и является следствием неправильного питания и отсутствия физической нагрузки. Однако это не приговор и не повод опускать руки – избавиться от лишних килограммов реально!

22.07.2019 18:22:00
Как увеличить мышцы и похудеть одновременно?
Вы хотите похудеть и нарастить мышечную массу с помощью упражнений и коррекции питания? Но возможно ли это одновременно? К сожалению, нет, но если действовать по порядку, то все получится!


18.07.2019 16:27:00
10 способов похудеть в боках
Последовательное уменьшение жира на боках не удается в основном из-за боязни голода, диет и жестких тренировок. Однако если регулярно применять на практике 10 следующих способов, похудеть в боках получится без большого труда, но не за один день.

18.07.2019 16:05:00
Почему нужно есть сырой миндаль каждый день?
Аромат жареного миндаля нравится каждому человеку. К сожалению, миндаль в сахарной пудре – это вредный продукт, в 100 граммах содержится от 500 до 600 калорий. Но если есть миндаль в необжаренном, неочищенном и несоленом виде, то можно принести здоровью пользу. Вот почему вы должны есть хотя бы 10 граммов миндаля каждый день.

У детей в первые месяцы жизни повышен тонус в мышцах-сгибателях. Со временем повышенный тонус проходит. А пока, до 3 месяцев, ручки у ребенка согнуты во всех суставах, кисти сжаты в кулачок. Поэтому перед началом пальчиковой гимнастики нужно расслабить ручки малыша: погладьте их от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга, постучите кулачком о свою ладошку. Только когда кисть раскроется, а пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать игру.

Игра с поглаживанием

Поместите малыша перед собой. Выбор позы должен быть удобен для Вас и для ребенка. Например, можно сесть на пол на коврик так, чтобы Ваша спина хорошо на что-то опиралась, а ноги были согнуты. Малыша разместите на коленях в позе «на спине». Играйте с каждой рукой малыша отдельно. Ласково поглаживайте обе поверхности руки (внутреннюю и наружную) от кисти до локтя, по направлению «от периферии к центру». Приговаривайте при этом:



Похлопаем по маминой ладошке

Положите малыша на спинку на пеленальный стол. Потрите кулачки или ладошки крохи друг о друга, а потом в ритм потешке похлопывайте его ладошкой о свою руку:

Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.



Привет, Ладошка!

Возьмите малыша на руки. Поиграйте с пальчиками ребенка, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальчиков, поглаживая и разминая, целуя их:

Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большай!
Вставай, Указка!
Вставай Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!




Тебе, сыночек, сахару кусочек

Держите ладошку малыша раскрытой, поглаживайте каждый пальчик малыша. Читая последние две строчки стишка, положите большой палец своей руки на ладошку малышу, чтобы ребенок обхватил Ваш палец.

Печке — полено,
Корове — сено,
Трава — теленку,
Вода — ягненку.
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
(Дагестанская песенка)




Игра с большим пальчиком руки

Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного у малыша в кулачке, наружу. Хорошая подвижность пальчика (а эта игра одновременно и массаж) понадобится для умения захватывать предметы и игрушки.

Погладьте ручки ребенка и пальчики, сжатые в кулачки. Аккуратно возьмите большой пальчик и выведите наверх кулачка, слегка помассируйте его. Покачайте пальчик в разных направлениях, расскажите малышу стишок:

Этот пальчик самый главный.
Он у (имя ребенка) для того,
Если спросят: «Как дела?»
Ты ответишь громко: «Во!»




Игра с зеркалом

Возьмите малыша на руки, поднесите его к зеркалу. Эмоционально общаясь с крохой, обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте с ним: показывайте ему его отражение в зеркале и, поднимая выше зеркала, говорите:

— Ой, нет детки (имя ребенка) .

И вновь поднесите его к зеркалу, восклицая:

— Вот, вот детка (имя ребенка) !


Во второй части игры захватите руки ребенка около локтей и соедините его кулачки, потрите их друг о друга, пока они не раскроются. Следите, чтобы кисти рук примыкали друг к другу. Положите малыша на бочок перед зеркалом и поставьте его ладошки на зеркало. Произносите при этом разнообразные звуки для поддержания эмоционального контакта. Если пальчики малыша не расправляются, а находятся в кулачке, погладьте их, потрясите ручку, легко постучите кулачком по зеркалу или нажмите указательным пальцем на тыльную сторону ладони. А теперь последите, чтобы ладошка полностью примыкала к зеркалу. Похлопайте ладошкой о зеркало, напевая:

Хлоп, хлоп, хлоп,
Ты, ладошечка!
Хлопа-хлоп,
Хлопа-хлоп,
Моя крошечка!

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

Купить в Лабиринт.ru

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте их для успокоения ребёнка в истерике - тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

1. ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

2. МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

Упражнение может выполняться на любой стороне ладони - внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого - к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке

круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

🌀 ПЕРВИЧНЫЕ ИГРЫ 🌀

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

4. ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

5. БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)

(поглаживаем руку, расправляя кулачок)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

6. ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

7. ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

8. ИГРУШКИ

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

9. ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

10. ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

11. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

12. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите - посуду, мебель, транспорт и т.д. например:

Здравствуй, котёнок!,

Здравствуй, козлёнок,

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Кто у нас в лесу живёт?

вот-лисичка, вот, вот

Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это - роза, это - мак, это гвоздика….. и т.д.

Ещё вариант: Вот коза - с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

13. ПО ГРИБЫ

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

15. КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

17. ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Усложнённые игры:

18. ДОЖДИК КАПАЕТ.

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

19. ЁЛОЧКА.

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка - бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

🌀 ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ 🌀

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом. Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

20. У ЖИРАФОВ

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде.

Щипаем, как бы собирая складки.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!", рука шлёпает легонько по макушке.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на по телу вниз..

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

22. ПОЖАРНИКИ

(игра-пробуждение, активизация)

Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)

и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

Стенка, стенка (потрогать щечки),

Потолок (потрогать лобик),

Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),

Дзинь - звонок! (нажать на носик)

25. ПАУЧОК

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)

Важно в этой игре - чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Обычно детям нравятся пальчиковые игры с движениями: ими увлекаются в саду и даже в школе, ребята постарше играют в них друг с другом, помладше - с родителями и близкими. Для чего они нужны? Это не только приятное времяпровождение. Они идеальны для развития мелкой моторики. Учёные давно доказали связь мелких движений руки с развитием мозга, особенно его части, отвечающей за речь.

Пальчиковые игры для малышей до года

В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:

Пришёл медведь к броду,

Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),

Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)

Уж он мок-мок-мок,

Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),

Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),

Встал на колоду,

Бултых в воду! (Роняем между коленями.)

Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе - кулачок.

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Упражнения в этом возрасте всё ещё пассивны: ребёнок пока только пробует повторять движения, поэтому вы сами массируете пальчики на обеих руках. Используемые потешки могут становиться сложнее. Например:

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),

А вот ладошка (открываем).

На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)

И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).

Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),

Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Например:

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Тихо засыпают,

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

Жили-были три японца:

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

О-о-оу… Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

Вот они переженились:

Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

О-о-оу… Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

И у них родились детки:

У Яка с Ципой - Шак,

У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой - Шак-Шарак,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони - Шак-Шарак-Шарони.

Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.

В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

· Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

· При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

· Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
· Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры-подготовки.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)


Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке

Круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

Круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

Первичные игры:

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:

Здравствуй, котёнок!,

Здравствуй, козлёнок,

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Кто у нас в лесу живёт?

Вот-лисичка, вот, вот

Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.

Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.

Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Усложнённые игры:

ДОЖДИК КАПАЕТ.

Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.

Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)

У ЖИРАФОВ

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.

ПОЖАРНИКИ (игра-пробуждение, активизация)

Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)

И на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.