Есть ли у вас текстовая шея или как поднять голову.

У нас дочь, год и три месяца. Наш педиатр говорит, что ребенок растет и развивается нормально, по своей характеристической кривой роста и веса.
Фактически с самого рождения я привык развлекать нашу дочку, раскачивая ее в воздухе (и иногда с очень большой амплитудой), держа ее за руки. Ей это нравится и, насколько я могу судить, не вызывает неприятных ощущений. Однако, однажды, проезжающая мимо в своем авто бабушка, которая стала свидетелем моего активного размахивания в воздухе своим ребенком, остановилась и стала меня учить, что такое мое поведение в отношении ребенка является фактически криминальным, потому что таким образом я могу вывихнуть дочери локтевой или плечевой сустав, и что ребенка никак нельзя поднимать на вытянутых в руках за кисти (а тем более таким образом ребенком размахивать!), а только взяв под руки. Напоследок она многозначительно добавила, что знает, о чем говорит, потому что сама врач... Ну что было делать? Поблагодарил и понес дальше ребенка на руках, чтобы не провоцировать местных слишком бдительных бабушек (живем мы в "цивилизованной" Германии). Ну и до сих пор продолжаю делать то же самое, когда никто не видит, потому что ребенку нравится, она сама этого просит и поджимает ноги, когда только берешь ее за руки...
Так все же - можно ли ребенку вывихнуть ручки-ножки, если взять ребенка за руки (ну, или голени у стоп) и раскачивать им в воздухе? Я понимаю - суставчики маленькие, хрупкие, мягкие, плюс масса тела, плюс центробежная сила, плюс ускорение...
Спрашивал нашего педиатра - он говорит, что такое возможно - правда, только когда ребенок висит, как сосиска, и не держится сам, но все равно лучше быть осторожнее, а то мало ли что...
А что скажете Вы?

Многие родители любят подбрасывать ребенка вверх. Они пытаются подобным образом успокоить или развеселить малыша, а на самом деле рискуют его здоровьем или даже жизнью. Прочтите эту статью до конца, и вы никогда больше не будете так делать.

happy-giraffe

Можно ли подбрасывать ребенка

Многие смелые родители будут утверждать, что да. Часто можно услышать высказывания, что я так делал, и плохого ничего не получилось, но так ли это?

Некоторые негативные последствия не проявляются явно и сразу. Они обнаружатся во взрослом возрасте, и врач не сможет указать их причину.

На эту тему частенько разгораются споры. Зная детскую физиологию, можно с уверенностью сказать, что в этом занятии присутствует огромная доля риска. А вы готовы подвергать здоровье своего малыша дополнительной угрозе?

Почему нельзя подбрасывать ребенка вверх

Эти обоснованные аргументы заставят вас задуматься.

1. Нельзя этого делать, пока ребенок не научился уверенно держать голову. С этим, конечно, не поспоришь. Слабые мышцы шейного и плечевого отдела не находятся в достаточном тонусе и нагрузка на позвоночник максимальна.

А как можно достоверно определить тот момент, когда ребенок достаточно окреп. Возможно, он и держит голову 5 или 10 минут, после чего мышцы устают и расслабляются. Подбрасывая ребенка в воздух в такие минуты, вы подвергаете его большой опасности.

Чаще всего это умение формируется в 2 месяца. Однако не стоит специально поднимать голову крохи буквально с рождения, чтобы он начал это делать сам как можно раньше. Во-первых, упражнение не даст особого результата. Во-вторых, форсирование такого навыка способно привести к шейному остеохондрозу, искривлению позвоночника. Малыш самостоятельно поднимает и держит голову с месяца? Это может говорить как об опережающем развитии, так и о проблемах с неврологией (например, гиперактивность).

Ребенку уже 3 месяца, а он, когда его поднимают за руки в положение сидя, откидывает голову назад? При выкладывании на животик голова крохи лежит на столе? Покажитесь невропатологу. Патология исключена? Улучшайте физическую форму с помощью массажа.

1 серия 1 раз в день

Лежа на животике

При массаже шеи очень важно не трогать позвоночник! Он хрупкий, и его легко повредить. Все манипуляции производятся вдоль него!

Растягивания

Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков (1-й - под основанием черепа, 7-й - самый выпуклый). Нашли все семь? Поставьте подушечки больших пальцев рядом с первым позвонком и мягко проведите ими в стороны. И так - с каждым по очереди.

Растирания

Подушечки ваших больших пальцев находятся под основанием черепа, с двух сторон от первого позвонка. Медленно, останавливаясь возле каждого следующего, поглаживайте шейку до седьмого позвонка. При желании можете дойти и до низа спинки.

2 раза в день

На мячике

Сперва научитесь надежно удерживать кроху на фитболе в разных положениях, лишь потом приступайте к упражнениям.

На спинке

Положите кроху спинкой на фитбол. Придерживая за ручки, легонько покачивайте его от себя к себе. Сами стойте перед ним. Малыш непроизвольно станет пытаться поднять голову и удерживать ее: так устроен вестибулярный аппарат.

На животике

А сейчас карапуз будет похож на самолетик. Лежа на животике, он станет качаться вперед-назад на фитболе. А вы стойте перед ним, придерживая маленького за ручки. Приговаривайте подходящие случаю потешки и улыбайтесь!

по 5-10 мин. 7-8 раз в день

Выкладывание с валиком из пеленки

Самостоятельные усилия превосходят по своей эффективности любой самый лучший массаж в несколько раз. Создавайте ситуации, когда крохе захотелось бы поднять голову и удерживать ее. И укрепляйте мышцы шеи с помощью валика. Скатайте его из фланелевой пеленки.

Под затылок

Дабы правильно выбрать положение, поэкспериментируйте сами с собой: где именно нужно разместить «скатку», чтобы голова непроизвольно приподнималась из-за дискомфорта? Запомнили? Точно так же подложите валик сыну или дочери, только он должен быть в 3 раза тоньше (2-4 см).

Под грудь

Если подложить валик под грудь малыша (рядом с плечиками, но не под шейкой), то класть голову на стол не получится. Придется ее держать. Скрашивайте ему эти минуты тяжелого труда: разговаривайте с ребенком, смейтесь, показывайте яркие игрушки. Кроха устал? Заканчивайте упражнение.

СОВЕТ
В качестве профилактики недержания головы начинайте делать общеукрепляющий массаж уже с месяца. А специальные приемы - только по указанию врача с 3 месяцев! Предварительно кроме педиатра обязательно посетите невропатолога и ортопеда.

К истинным вывихам относятся транслигаментозные, перидентальные и ротационные вывихи (или подвывихи); к переломовывихам - трансдентальные.

Транслигаментозные вывихи атланта всегда бывают передними (рис. 37 а), когда вследствие разрыва поперечной связки при сгибательном механизме травмы атлант смещается кпереди. На рентгенограммах в боковой проекции имеется расширение сустава Крювелье и смещение атланта кпереди.

Рис. 37. Схема атланто-аксиальных вывихов: а - передний транслигаментозный вывих атланта, б - перидентальный вывих атланта, в - передний трансдентальный вывих атланта, г - задний трансдентальный вывих атланта.

Перидентальный вывих происходит при поднятии человека за голову, в этом случае зубовидный отросток выскальзывает из своего ложа под неразорванную поперечную связку, располагаясь позади нее (рис. 37 б). Это очень редкий вид повреждения у взрослых, как правило, заканчивается летальным исходом, т.к. выскользнувший зубовидный отросток занимает пространство, необходимое для спинного мозга.

Но у детей это нередкая патология еще и потому, что их легче поднять за голову . Ширина позвоночного канала у детей на уровне 1 и 2 шейных позвонков может позволить выскользнувшему зубовидному отростку отодвинуть спинной мозг кзади, но в этих случаях, как правило, появляются довольно грубые неврологические расстройства.

На боковой рентгенограмме значительно расширена щель сустава Крювелье, атлант резко смещен кпереди.

Ротационные вывихи, а особенно подвывихи атланта - нередкая патология у детей . Механизм этих повреждений связан с первичным ротационным усилием, а смещение суставных масс может не сопровождаться разрывом связок, от сохранности которых зависит стабильность.

У детей вследствие высокой растяжимости капсульносвязочного аппарата и рыхлости суставных хрящей при резком повороте головы происходит «заклинивание» одного из суставов из-за того, что в широко раскрытую щель сустава попадает богато иннервированная свободно провисающая капсула атланто-осевого сустава, вызывая редчайшую боль, в ответ на которую мышечно-тоническое защитное сокращение фиксирует сустав в этом положении.

На прямых рентгенограммах через рот при одностороннем повреждении имеется различное расстояние между центром зубовидного щростка и боковой массой атланта (см. рис. 38 Б).

Рис. 38. Фоторентгенограмма через рот (А) и схема ее (Б) у больного с левосторонним ротационным подвывихом атланта.

Трансдентальный вывих (или перелом зубовидного отростка со смещением) происходит при переломе зубовидного отростка, проходящего по его основанию, при этом в зависимости от механизма приложения силы могут быть как передние, так и задние вывихи (рис. 37 в,г).

На рентгенограммах ширина сустава Крювелье не изменена, а блок атлант - зубовидный отросток смещен по отношению к телу CII кпереди или кзади. В прямой проекции через открытый рот нарушается перпендикулярность оси зубовидного отростка и может быть разным расстояние от центра зуба до боковых масс атланта (рис. 39).

Рис. 39. Фоторентгенограмма (А) и схема (Б) при трансдентальном вывихе атланта.

Детальная диагностика всех вышеописанных повреждений в верхнем и нижнем суставах головы значительно упрощается при компьютерной томографии, когда полученные аксиальные проекции уточняют степень и вид смещения костных структур, а добавление контраста в субдуральное пространство помогает определить степень сужения эпи-, субдурального пространства, что позволяет выбрать способ лечения данного вида патологии.

Неврологические расстройства при этих видах повреждения могут быть самыми разнообразными, чаще всего они минимальны. Лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение вывихов и деформаций.

При транслигаментозном или трансдентальном вывихе в остром периоде травмы часто достаточно наложить вытяжение за кости свода черепа или, (что хуже), за петлю Глиссона с грузами не более 4,5 кг. Обязателен рентгеновский контроль. При устранении смещения через 6 недель больному накладывается торакокраниальная гипсовая повязка: при транслигаментозном вывихе - сроком на 3 месяца; при трансдентальном - на 6 месяцев.

Обязателен динамический рентгеноконтроль в гипсовой повязке, поскольку эти виды повреждений склонны к вторичным смещениям.

При выборе метода вправления с помощью вытяжения за скуловые дуги следует учитывать оси вправления: при переднем трансдентальном вывихе можно придать положение некоторого запрокидывания головы, при заднем вывихе это недопустимо.

При свежих вывихах возможно одномоментное ручное вправление с последующим удержанием достигнутого положения скелетным вытяжением с теми же сроками.

Можно начинать лечение сразу же с наложения конструкции типа Halo и вправление производить в этих аппаратах, естественно с рентгеноконтролем. Сроки ношения аппарата такие же: 3 месяца с транслигаментозным и 6 месяцев с трансдентальным вывихами.

При несвежих вывихах, при невправимых свежих, а также при вторичных смещениях показано оперативное лечение. Операции также проводятся и в случаях, когда есть возможность с помощью современных высоких технологий зафиксировать 1 и 2 шейный позвонки в правильном положении. К таким операциям относится уже известный окципитоспондилодез с помощью проволоки и пластмассы, подъемный задний спондилодез по методу Bohler (1962) (рис. 40) а также спондилодез современными металлическими конструкциями, например, с памятью формы, передняя фиксация зубовидного отростка с помощью винтов (рис. 41), трансартикулярная фиксация C1-2 (рис. 42).

Рис. 40. Задняя подъемная стабилизация атланта при переломе зубовидного отростка по методу Bohler (1962).

Рис. 41. Фоторентгенограмма после фиксации зубовидного отростка винтом.

Рис. 42. Схема трансартикулярной фиксации CI-CII при транслигаментозном вывихе: А - до операции, Б - после операции (вывих вправлен и зафиксирован).

Последние два вида оперативных вмешательств выполняются под строгим контролем электронно-оптического преобразователя с двумя перпендикулярно направленными рентгеновскими трубками.

После всех оперативных вмешательств на верхних шейных позвонках необходима внешняя иммобилизация головы, шейных позвонков, и шейно-грудного перехода на те же сроки, что и при консервативном лечении, если используются рутинные операции, и значительно меньшие - при применении современных технологий.

При трансдентальных невправимых вывихах иногда возникают показания к передней декомпрессии спинного мозга на уровне смещенного кзади зубовидного отростка. В этих случаях предпринимаемая операция может привести к улучшению. Для этого, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии атрофии спинного мозга на уровне компрессии. Это возможно при контрастном компьютерном исследовании или при магнитно-резонансной томографии. Предельная толщина спинного мозга в передне-заднем направлении не должна быть меньше 5 мм, если мозг тоньше, то операция будет бесполезной в плане купирования неврологического дефицита.

Это оперативное вмешательство производится в два этапа. Вначале следует зафиксировать голову по отношению к шейным позвонкам с помощью одного из видов окципитоспондилодеза, причем в обязательном порядке необходимо предварительно произвести декомпрессию задних отделов большой затылочной цистерны путем ламинэктомии задней дуги атланта и резекции заднего края большой затылочной дыры. А через 2-3 недели произвести удаление зубовидного отростка доступом через рот. Замещать удаленный зуб ауто- или аллотрансплантатом нет необходимости, т.к. зубовидный отросток не несет никакой вертикальной нагрузки.

Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ

В большинстве случаев эпилепсия - болезнь "родом из детства". Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом - ночные кошмары. При этом один и тот же "сюжет" сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка - так называемыми абсансами ("абсанс" в переводе с французского - отсутствие). В этот момент происходит "отключение сознания", когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут "кивать" - стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти "кивки" могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии - повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже - к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о "трудном" поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, "взвинченность" ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на "авось". К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что "с возрастом все пройдет". Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые - учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.