Эмоциональный интеллект у детей. Уроки сопереживания: как развить эмоциональный интеллект у ребенка

«К ак, вы всё ещё не выбрали школу раннего развития?» – спрашивает меня мама годовалого малыша, который только учится ходить без поддержки. В её глазах читается осуждение и беспокойство за ребёнка, которому досталась такая нерадивая родительница. Действительно, в последние годы в наших головах плотно засела мысль, что человек не сможет добиться успеха в жизни без раннего развития умственных способностей. Причём любые отклонения от этого мнения приравниваются к равнодушию и отсутствию заботы о малыше. Конечно, интеллектуальное развитие ребёнка очень важно, но, если подумать, каждому хочется, чтобы его малыш был, прежде всего, счастлив. Чтобы не заходился в истерике, чтобы не боялся понапрасну, чтобы был чутким и внимательным к другим людям. Можно ли научить этому?

Оказывается, это и есть то, что называется модным нынче словом «эмоциональный интеллект»

Долгое время наше образование целиком и полностью было ориентировано на развитие интеллекта. Людям свойственно превозносить интеллект, восхищаться Человеком Думающим. Лишь сравнительно недавно мир чувств, безосновательно задвинутый в дальний угол человеческой жизни, снова стал объектом пристального внимания и изучения.

Каждый из нас является обладателем не только IQ - рационального интеллекта, но и EQ – интеллекта эмоционального

«Эмоциональный интеллект – это восприятие, понимание, управление и осознание эмоций для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром», – даёт определение психолог, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта,

Развитый эмоциональный интеллект даёт нам возможность понимать себя и других, умение мудро вести людей за собой или самому следовать за другими, не теряя при этом собственного «Я», принимать и дарить любовь, уважать чувства других людей и развивать собственные таланты.

По сути, оба интеллекта – это не противоположные понятия, а тесно сплетённые составляющие части личности: EQ мотивирует и подпитывает рациональный интеллект, а IQ контролирует и направляет эмоциональный.

Человек не может существовать в вакууме, заполненном только мыслями. Все мы плаваем в бушующем океане чувств и эмоций, как своих собственных, так и окружающих нас людей. Этот океан невозможно игнорировать, невозможно обойти, но его силу можно направить в нужное нам русло и привести свою жизнь к гармонии с собой и теми людьми, которые нас окружают.

А как у малышей?

Как показывают исследования, эмоциональный интеллект начинает своё становление ещё в период нахождения младенца в утробе матери, а после появления малыша на свет начинает развиваться полным ходом. В самом начале жизни всё, что мы можем сделать для ребёнка – это удовлетворять его потребности в понимании и защите. Эти действия уже являются шагами в формировании его EQ.

Когда малыш подрастает, то наши действия усложняются: нам необходимо дать понять своему ребёнку, что такое чувства и почему они приводят к тем или иным реакциям. К примеру, малыш отказывается идти утром в детский сад, он кричит, плачет, не даёт себя одеть. И как нам в этот момент хочется накричать в ответ, применить силу и заставить делать то, что нужно. Но будет ли это правильно? Может быть, лучше постараться понять причину слёз, которая, скорее всего, заключается в нежелании расставаться с папой и мамой. Спокойствие и уверенность помогут - и это ключевой момент - объяснить малышу, почему он расстроен , дать понять, что вы разделяете его чувства , а также заверить, что расставание будет недолгим, а при встрече вы все вместе обниметесь, будете валяться на диване или пойдете в парк, а пока у него есть возможность нарисовать красивый рисунок, который вы повесите на стену.

Поняв истинную причину детских эмоций, мы можем помочь маленькому человеку лучше узнать себя и дать ему инструкцию, как поступать в подобных ситуациях.

Никто не рождается с полным осознанием себя и пониманием того, что движет другими людьми. Этому учатся, и главным образом - на примере родителей.

Получается, что, решив развивать эмоциональный интеллект ребёнка, мы начинаем одновременно развивать этот интеллект и у себя. И малыш, и взрослый учатся друг у друга, узнают об эмоциях и чувствах другого человека. Например, вы грустны или даже злы после рабочего дня. Малыш, увидев расстроенного родителя, теряется, не понимая, что происходит, он может начать капризничать или ныть. Попробуйте понять его чувства, посадите ребёнка на колени или присядьте, чтобы он мог взглянуть вам в глаза, расскажите, какой у вас был трудный день, что у вас не получилось что-то на работе, поэтому вам грустно или вы злитесь. Это не только научит ваше чадо чему-то новому, но и укрепит вашу эмоциональную связь.

Помимо этих простых советов, которые, по сути, направлены на установление доверительных отношений, есть несколько несложных игр-упражнений, которые помогут развитию эмоционального интеллекта.

5 игр для развития эмоционального интеллекта

Знакомство с эмоциями (для детей 1-3 года)

Приготовьте карточки с изображёнными на них смайликами с различными эмоциями, самыми простыми. Показывайте по одной карточке и просите назвать эмоцию, если малыш умеет говорить. Если он не называет сам, вы проговариваете, как называется та или иная эмоция. Дайте малышу внимательно разглядеть картинку, запомнить. Повторяйте это упражнение, чтобы помочь малышу с раннего детства различать эмоции, в будущем это поможет ему лучше понимать себя и других.

Художники (для детей от 2 года)

Предложите ребёнку нарисовать радостный или грустный день. С помощью красок малыш может выразить себя, пережить заново предлагаемые эмоции. Для детей постарше усложните задание: покажите картинку с определённой эмоцией и попросите изобразить историю, которая вызвала такие чувства.

Сказочка (для детей 1-3 года)

Прочитайте малышу сказку, например, «Колобок» или «Теремок». Задайте ему вопросы об эмоциях героев: «Как ты думаешь, что чувствовали дед и баба, когда Колобок укатился в лес?», «А как было Колобку в лесу - весело или страшно?», «Какая мышка стала, когда нашла в лесу домик и стала в нём жить?» и т.д. Вместе разглядывайте картинки в книжке, обсудите, какими изображены персонажи сказок.

Ситуация (для детей от 3 лет)

Предложите ребёнку изобразить эмоцию в конкретной ситуации, например: представь, что Вова отобрал у тебя игрушку. Малыш изображает эмоцию, а вы угадываете, называя её. Потом поменяйтесь ролями - пусть он попробует угадать вашу эмоцию по выражению лица. Помните, что показывать надо эмоции как негативные, так и позитивные. Мы знакомим детей с миром разнообразных эмоций, учим принимать любые из них, даже самые негативные.

«Коробка с характером» (для детей от 3 лет)

Помимо самых простых игр с подручными средствами существуют наборы, разработанные психологами и педагогами, которые понравятся не только малышам, но и родителям. Например, игровой набор от Bimbasket «Коробка с характером», направленный на развитие не только эмоционального интеллекта, кругозора, мелкой моторики, но и развитие вкуса, чувства юмора, коммуникативных навыков.

Все эти простые приёмы общения с ребёнком и игры на самом деле серьёзная тренировка эмоционального интеллекта не только маленького человека, но и вашего собственного. А что может быть лучше совместного обучения во время ежедневного общения или в процессе игры?

Диана уже опаздывает на работу, потому что не может уговорить своего трехлетнего сына Джошуа надеть куртку, чтобы отвести его в детский сад. После торопливого завтрака и перепалки из-за ботинок, которые он наденет, Джошуа напряжен. Его совершенно не волнует, что менее чем через час мама должна присутствовать на важной встрече. Он говорит, что хочет остаться дома и играть. Когда Диана объясняет ему, что это невозможно, ребенок падает на пол. Он расстроен, сердится и начинает плакать.

За пять минут до приезда няни семилетняя Эмили в слезах обращается к родителям. «Это несправедливо, что вы оставляете меня с незнакомым человеком», - рыдает она. «Но Эмили, - объясняет ей папа, - няня - хорошая знакомая твоей мамы. Кроме того, мы купили билеты на этот концерт уже несколько недель назад». «А я все равно не хочу, чтобы вы уезжали», - плачет девочка.

Четырнадцатилетний Мэтт говорит маме, что его выгнали из школьного ансамбля, потому что в автобусе кто-то курил анашу, и учитель подумал, что это он. «Клянусь Богом, это был не я», - говорит Мэтт. Но оценки мальчика ухудшились, и вдобавок у него появилась новая компания. «Я тебе не верю, Мэтт, - говорит мать. - И пока ты не исправишь оценки, я не разрешаю тебе никуда ходить». Не говоря ни слова, Мэтт в ярости выскакивает за дверь.

Три семьи. Три конфликта. Эти дети разного возраста, они находятся на разных стадиях развития, но тем не менее их родители столкнулись с одной и той же проблемой - как справиться с детьми, когда они охвачены эмоциями. Как и большинство родителей, они хотят относиться к своим детям справедливо, с терпением и уважением. Они знают, что мир ставит перед детьми множество задач, и хотят быть рядом, чтобы объяснить и поддержать. Они хотят научить своих детей эффективно решать проблемы и построить с ними крепкие и здоровые отношения. Они хотят относиться к ним правильно, но у них нет для этого средств.

Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции.

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают бОльшую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.

«Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать эмоции», - пишет Дэниел Гоулман, психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект», в которой подробно описываются научные исследования, позволившие нам глубже проникнуть в эту область знания. «В семье мы впервые узнаем, какие чувства должны испытывать по отношению к себе, как нам думать об этих чувствах, как мы можем на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Это эмоциональное образование включает не только то, что родители говорят и как они себя ведут непосредственно с детьми, но и способы, которые помогают им справиться с собственными чувствами, обмен эмоциями, который происходит между мужем и женой. Некоторые родители являются одаренными эмоциональными учителями, другие - отвратительными».

Чем отличается поведение этих родителей? Поскольку я психолог-исследователь, изучающий взаимодействия между родителями и детьми, то бОльшую часть последних двадцати лет я провел в поисках ответа на этот вопрос. Работая с исследовательскими группами из Иллинойского и Вашингтонского университетов, я провел два углубленных исследования 119 семей, наблюдая, как родители и дети реагируют друг на друга в эмоционально напряженных ситуациях. Мы наблюдали за этими детьми с четырех лет до подросткового возраста. Кроме того, мы ведем наблюдение за 130 парами молодоженов, поскольку они станут родителями маленьких детей. Наши исследования включают продолжительные беседы с родителями, обсуждение их браков, их реакции на эмоциональные переживания своих детей и их осведомленность о роли эмоций в жизни. Мы оценивали физиологические реакции детей во время стрессовых взаимодействий «родитель-ребенок». Мы внимательно наблюдали и анализировали эмоциональные реакции родителей на гнев и печаль своих детей. Затем повторно связывались с этими семьями, чтобы узнать, как развиваются их дети, - об их здоровье, успеваемости, эмоциональном развитии и социальных отношениях.

Наши результаты рассказывают простую, но увлекательную историю. Мы обнаружили, что большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает.

Родителей, которые учат управлять эмоциями, я называю «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

«Когда Дженнифер грустно, я считаю это очень важным временем для того, чтобы создать между нами связь, - говорит Мария, мать пятилетней девочки, участницы одного из наших исследований. - Я говорю, что хочу с ней поговорить и узнать, что она чувствует».

Как и многие другие родители, практикующие эмоциональное воспитание, Дэн, папа Дженнифер, расценивает состояние грусти и гнева своей дочери как время, когда она нуждается в нем больше всего. «Именно в такие моменты я больше всего ощущаю себя отцом, - говорит Дэн. - Я должен быть рядом с ней… Должен сказать ей, что все в порядке. Что она переживет и эту проблему, как и множество других».

Родителей, подобных Марии и Дэну, можно описать как «теплых» и «позитивных», но для развития эмоционального интеллекта отдельно взятых тепла и позитивного отношения недостаточно. На самом деле бОльшая часть родителей относится к своим детям с любовью и вниманием, но далеко не все умеют эффективно справляться с их отрицательными эмоциями. Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:

1. Отвергающие - это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
2. Неодобряющие - это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
3. Невмешивающиеся - они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

Чтобы показать вам, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Диану, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих трех ролей.

Если бы Диана была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Джошуа, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома. Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем.

Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Джошуа за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать.

Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Джошуа, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше. Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра.

А как поступил бы эмоциональный воспитатель? Начать как невмешивающийся родитель с сопереживания, дав Джошуа понять, что понимает его печаль, а затем пойти дальше и показать, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так:

Диана : Надевай куртку, Джошуа. Пора идти.
Джошуа : Нет! Я не хочу идти в детский сад.
Диана : Не хочешь идти? Почему?
Джошуа : Потому что я хочу остаться здесь, с тобой.
Диана : Хочешь остаться?
Джошуа : Да, я хочу остаться дома.
Диана : Черт, кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание.
Джошуа (начиная плакать) : Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти.
Диана : Иди сюда, Джош. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?
Джошуа (кивает) : Да.
Диана : И тебе грустно?
Джошуа : Да.
Диана : Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать?
Джошуа : Есть блины и смотреть мультики?
Диана : Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще?
Джошуа : А мы сможем взять мой грузовик в парк?
Диана : Наверное, да.
Джошуа : И мы сможем взять с собой Кайла?
Диана : Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо?
Джошуа : Хорошо.

На первый взгляд, эмоциональный воспитатель может показаться отвергающим родителем, потому что он отвлекает Джошуа от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница. Как эмоциональный воспитатель, Диана признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать. Она позволила ему понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно.

В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Джошуа, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам. Джошуа был разочарован, и Диана разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Джошуа возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день.

Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания, который я и мои коллеги вывели из наблюдений за успешными взаимодействиями родителей с детьми. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.

Родители:

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;
4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Влияние эмоционального воспитания на развитие ребенка

Чем же эмоциональное воспитание ребенка отличается от обычного воспитания? Наблюдая и подробно анализируя слова, действия и эмоциональные реакции семей, мы обнаружили поистине значительный контраст. Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.

Есть и еще один результат, который я считаю самым удивительным: когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Они грустили, сердились или испытывали страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивали, приходили в норму и продолжали продуктивную деятельность. Иными словами, эти дети имели более высокий эмоциональный интеллект.

Наша работа показала, что эмоциональное воспитание может защитить детей даже от вредного влияния все шире распространяющегося кризиса американских семей - от супружеских конфликтов и разводов. Учитывая тот факт, что более половины современных браков заканчивается разводами, миллионам детей угрожают проблемы, которые социологи связывают с распадом семьи. Это проблемы низкой успеваемости, неприятия другими детьми, депрессии, болезней и антиобщественного поведения. Аналогичные проблемы возникают у детей несчастных, конфликтующих родителей, даже если те не развелись: когда мать и отец постоянно ссорятся, их конфликт мешает ребенку завязывать дружеские отношения. Мы также обнаружили, что супружеские конфликты снижают школьные успехи детей и повышают их восприимчивость к заболеваниям. А самое главное, эпидемия нездоровых и распадающихся браков вызывает увеличение случаев девиантного и агрессивного поведения детей и подростков.

Когда подобные ситуации (конфликты, раздельное проживание или развод) возникали в семьях, практиковавших эмоциональное воспитание, результат получался иной. Хотя в целом такие дети выглядели печальнее других детей, участвовавших в нашем исследовании, - оказалось, что эмоциональное воспитание ограждало их от пагубных последствий, наблюдавшихся у остальных детей, переживших развод родителей. Они не начинали хуже учиться, не были агрессивными и не испытывали проблем со сверстниками. Поэтому мы можем считать эмоциональное воспитание первым научно подтвержденным буфером против эмоциональной травмы развода.

Еще одно неожиданное открытие, которое мы сделали в ходе наших исследований, связано с отцами. Результаты показали, что, когда отцы практикуют метод эмоционального воспитания, они оказывают чрезвычайно положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта своих детей. Если отцы понимают чувства своих детей и стараются помочь им решить проблемы, дети лучше успевают в школе и успешнее устанавливают отношения с другими людьми. И наоборот, эмоционально отдаленные отцы, суровые, критичные и отвергающие эмоции, оказывают глубоко негативное влияние на детей. В среднем такие дети хуже учатся, больше ссорятся с друзьями и больше болеют. (Этот акцент на отцах не означает, что мать не влияет на эмоциональный интеллект. Ее взаимодействие с детьми играет немаловажную роль. Однако мы выяснили, что влияние отца является гораздо более сильным, будь оно хорошим или плохим.)

Конечно, это не означает, что лучше жить хоть с каким-нибудь отцом, чем совсем без отца. Эмоционально присутствующий папа может быть огромным преимуществом для развития ребенка, тогда как холодный и жестокий отец может нанести большой вред.

Несмотря на наши выводы о том, что эмоциональное воспитание может помочь детям вырасти более здоровыми и успешными, эта техника ни в коем случае не является лекарством от серьезных семейных проблем, которые требуют помощи профессионального психотерапевта. В отличие от сторонников многих других теорий воспитания я не буду утверждать, что эмоциональное воспитание является панацеей от проблем семейной жизни. Его применение не остановит семейные раздоры, резкие слова, ущемленные чувства, печали и стрессы. Семейная жизнь не обходится без конфликтов. Тем не менее, как только вы начнете использовать этот подход, почувствуете себя ближе к своим детям. А близость и уважение к членам своей семьи помогает легче переносить возникающие проблемы.

И наконец, эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда вы эмоционально близки со своими детьми, вы больше в них вкладываете, а значит, можете оказать на них большее влияние. Ваше положение позволяет вам быть строгим. Если вы видите, что ваши дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, можете сделать им замечание. Вы не боитесь устанавливать границы. Не боитесь сказать, что они вас разочаровали, когда знаете, что они могут сделать лучше. А поскольку между вами существует эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам, их интересует ваше мнение и они не хотят вызывать ваше недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать своих детей и управлять ими.

Конечно, подобное воспитание требует значительного вовлечения и терпения, по сути, оно почти не отличается от работы любого тренера. Если хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в бейсболе, вы не отказываетесь от игры, а выходите во двор и начинаете его тренировать. Точно так же, если хотите, чтобы ваш ребенок справлялся с чувствами, стрессом и развивал здоровые отношения, вы не должны закрываться или игнорировать выражение отрицательных эмоций; вы должны найти с ним общий язык и направлять его.

Эмоциональными воспитателями могут быть бабушки и дедушки, учителя и другие взрослые, но родители находятся в привилегированном положении. В конце концов, именно они устанавливают правила, по которым будет играть ребенок. И именно они будут с ним рядом в трудных ситуациях - будь то младенческие колики, приучение к горшку, война с братьями и сестрами или несостоявшееся свидание. Ребенок смотрит на них в ожидании сигнала. Так что натягивайте бейсболку тренера и помогайте своему ребенку выиграть игру.

Как воспитание поможет вашему ребенку снизить риски

Современные родители сталкиваются с проблемами, которых не было у предшествующих поколений. Если в 1960-х родители переживали из-за алкоголя на выпускном вечере, то сегодня они постоянно беспокоятся из-за распространения кокаина в средней школе. Вчерашние родители волновались, что их дочери-подростки могут забеременеть; сегодня они рассказывают своим пятиклассникам о СПИДе. Поколение назад борьба за сферы влияния между враждующими молодежными бандами вспыхивала только в неблагополучных районах города и заканчивалась драками и редко ударом ножом. Сегодня молодежные банды существуют даже в благополучных районах, где проживает средний класс. А с распространением торговли огнестрельным оружием и наркотиками их разборки нередко заканчиваются перестрелками со смертельным исходом.

Жестокие преступления против молодых людей растут с угрожающей скоростью. В период с 1985 по 1990 год, число убийств темнокожих юношей пятнадцати - девятнадцати лет увеличилось на 130 процентов, белых - на 75 процентов и девушек всех рас - на 30 процентов. Американские мужчины начали совершать тяжкие преступления в более молодом возрасте. С 1965 по 1991 год количество арестов несовершеннолетних за насильственные преступления возросло более чем в три раза, причем с 1982 по 1991 год число несовершеннолетних, арестованных за убийства, увеличилось на 93 процента, а за нападение при отягчающих обстоятельствах - на 72 процента.

Сегодня родители должны сделать нечто большее, чем обеспечить детей питанием, дать им хорошее образование и привить твердые моральные принципы. Им приходится заботиться о выживании своих детей. Как мы можем уберечь их от эпидемии насилия, которая вошла в молодежную культуру нашей страны? Каким способом можем убедить их отложить начало половой жизни до тех пор, пока они не станут достаточно зрелыми, чтобы сделать ответственный и безопасный выбор? Как можем научить думать о своем здоровье, чтобы они воздерживались от злоупотребления наркотиками и алкоголем?

На протяжении многих лет исследования социологов доказывают, что дети втягиваются в антиобщественное, противоправное поведение в результате проблем в своих семьях, таких как супружеские конфликты, разводы, физическое или эмоциональное отсутствие отца, насилие в семье, плохое воспитание, безнадзорность, наркомания и бедность. Необходимо, чтобы молодые люди заключали более прочные браки, чтобы родители имели экономическую и социальную поддержку, необходимую для заботы о своих детях. Но пока наше общество движется в обратном направлении.

В 1950 году только четыре процента молодых матерей не состояли в браке, сегодня их около 30 процентов. И хотя бОльшая часть современных матерей-одиночек в конечном счете выходят замуж, высокий коэффициент разводов (сейчас распадается более половины всех новых браков) поддерживает высокие показатели матерей-одиночек. Сейчас подобных семей около 28 процентов, и половина из них имеют доход ниже черты бедности.

Многим детям из разведенных семей не хватает финансовой и эмоциональной поддержки своих отцов. Данные переписи населения США в 1989 году показали, что полную сумму алиментов получают чуть более половины матерей, четверть получают алименты частично, а пятая часть - вообще ничего. Одно из исследований показало, что спустя два года после развода бОльшая часть детей в течение года не видят своих отцов.

Повторный брак, если он происходит, приводит к новым проблемам. Причем повторные браки чаще заканчиваются разводами. И хотя отчимы обеспечивают более надежный доход, отношения в семье часто становятся причиной дополнительного стресса, путаницы и печали в жизни ребенка. В семьях с детьми от разных браков чаще встречается жестокое обращение с детьми. По данным исследования, проведенного канадскими специалистами, дети дошкольного возраста, проживающие в семьях с неродным родителем, в сорок раз чаще страдают от физического и сексуального насилия, чем те, кто живет с биологическими родителями.

Дети с эмоциональной болью не оставляют свои домашние проблемы перед дверью школы. В результате за последнее десятилетие американские школы сообщили о резком росте проблемного поведения. Нашим государственным школам приходится оказывать большую социальную помощь детям, чьи эмоциональные потребности не удовлетворяются дома. В сущности, школы становятся эмоциональными буферными зонами для растущего числа детей, пострадавших от развода, бедности и отсутствия внимания. Поэтому у них остается меньше времени и сил на базовое образование, о чем свидетельствует снижение успеваемости.

Кроме того, все семьи испытывают давление изменений в экономике. За последние два десятилетия доход обесценился, а это значит, что многие женщины выходят на работу. Когда партнер-мужчина теряет роль единственного кормильца, во многих парах происходит смена власти, что вызывает дополнительное напряжение. Вместе с тем и работодатели начали требовать, чтобы сотрудники работали дольше. По мнению гарвардского профессора экономики Джульетты Шор, теперь средняя американская семья работает на тысячу часов в год больше, чем двадцать пять лет назад. По сравнению с 1970-ми свободное время американцев сократилось на треть. В результате они меньше времени уделяют таким базовым человеческим потребностям, как сон, еда и игра с детьми. За период с 1960 по 1986 год время, которое родители могли проводить со своими детьми, сократилось более чем на десять часов в неделю. Сегодня американцы меньше участвуют в общественных и религиозных мероприятиях, которые поддерживают структуру семьи. Наше общество становится все более мобильным: часто, меняя работу, людям приходится переезжать в другой город, и все большее число семей лишается поддержки родственников и близких друзей.

В результате происходящих социальных изменений существенно возрастают риски для здоровья и благополучия наших детей.

В то же время институты, помогающие семьям в защите и поддержке детей, становятся все слабее и слабее.

Тем не менее мы как родители вовсе не беспомощны. Создавая эмоциональные связи со своими детьми, мы защищаем их от многих рисков и помогаем развить эмоциональный интеллект. У нас все больше доказательств того, что дети, которые чувствуют любовь и поддержку своих родителей, лучше противостоят угрозам юношеской ожесточенности, асоциального поведения, наркомании, преждевременной половой активности, подросткового суицида и других социальных бед. Дети, чувствующие, что их уважают и ценят в семье, лучше учатся в школе, у них больше дружеских связей, более здоровая и успешная жизнь.

Теперь, проведя более глубокое исследование динамики эмоциональных отношений в семьях, мы начинаем понимать, почему так происходит.

Эмоциональное воспитание как эволюционный шаг

В ходе наших исследований эмоциональной жизни семей мы просим родителей рассказать об их реакции на негативные чувства дошкольников. Подобно многим отцам, Майк рассказывает, что, когда его четырехлетняя дочь Бекки злится, это выглядит уморительно. «Она восклицает “Черт возьми!” и становится похожей на злого маленького карлика, это очень смешно!» - говорит он.

И действительно, контраст между крошечной девочкой и ее сильными эмоциями заставит многих людей улыбнуться. Но только представьте, что будет, если Майк так же отреагирует на гнев своей жены. А если начальник Майка так отреагирует на его гнев? Скорее всего, Майку будет не до смеха. Тем не менее многим взрослым ничего не стоит посмеяться над дошкольником, который испытывает ярость. Несмотря на лучшие побуждения, многие родители склонны отделываться от детских страхов и расстройств, как будто они ничего не значат. «Тебе нечего бояться, - говорим мы пятилетнему ребенку, который просыпается в слезах из-за ночного кошмара. Если бы ребенок был взрослым, он мог бы ответить: «Но ты же не видел того, что я». Вместо этого в таких ситуациях дети обычно принимают точку зрения взрослого за правильную и учатся сомневаться в своих суждениях. А когда взрослые постоянно обесценивают их чувства, дети теряют уверенность в себе.

Мы унаследовали традицию сбрасывать со счетов детские чувства просто потому, что дети моложе, менее рациональны, у них мало опыта и меньше власти, чем у окружающих их взрослых. Чтобы понять своих детей, нам нужно проявить сочувствие, внимательно их выслушать и быть готовыми посмотреть на вещи с их точки зрения. Кроме того, мы должны быть бескорыстными. Поведенческие психологи заметили, что дошкольники, как правило, требуют, чтобы воспитатели реагировали на их потребности или желания в среднем три раза в минуту. В идеальных условиях мама или папа могут бодро отвечать. Но когда родители напряжены или сосредоточены на чем-то другом, непрерывные, а иногда и иррациональные требования ребенка могут привести их в ярость.

Родители испокон веков любили своих детей, однако и прошлые поколения не всегда признавали необходимость терпения, сдержанности и доброты по отношению к детям. Психиатр Ллойд Демоз, написавший эссе «Эволюция детства», рисует ужасающую картину пренебрежения и жестокости, с которыми относились к детям на Западе. Он отмечает, что тяжелое положение детей начало улучшаться только в XIX - начале XX века. С каждым поколением родители становились все лучше и больше удовлетворяли физические, психологические и эмоциональные потребности своих детей. Как пишет Демоз, воспитание ребенка «все меньше становилось процессом подавления его воли и все больше процессом тренировки, направлением на правильный путь, повышением приспособляемости и социализации».

Несмотря на то что Зигмунд Фрейд в начале 1900-х распространял теорию, что дети очень сексуальные и агрессивные существа, наблюдения конца XIX века доказывают обратное. Социальный психолог Лоис Мерфи, проводя в 1930 году обширное наблюдение и эксперименты с детьми ясельного возраста и дошкольниками, выяснила, что большинство маленьких детей в первую очередь альтруисты и сочувствуют друг другу, особенно когда другой ребенок попадает в беду.

С середины XIX века вера во внутреннюю доброту наших детей направила воспитание по другому пути, который Демоз назвал «режимом помощи». Именно тогда многие родители отказались от строгих, авторитарных моделей, на которых воспитывали их самих. Сегодня большинство родителей считают, что их задача - помочь детям развиться в соответствии с их интересами, потребностями и желаниями. Для этого они используют метод, который психологтеоретик Диана Баумринд назвала авторитетным стилем воспитания. В то время как авторитарные родители устанавливают много ограничений, ожидают беспрекословного послушания и не дают детям объяснений, авторитетные родители устанавливают гибкие границы, объясняют и поддерживают теплые отношения со своими детьми. Баумринд описывает и третий стиль воспитания, который она называет разрешающим, когда родители тепло относятся к своим детям, разговаривают с ними, но устанавливают мало ограничений в их поведении. Изучая дошкольников в 1970-х годах, Баумринд обнаружила, что дети авторитарных родителей, как правило, конфликтные и раздражительные, а дети разрешающих родителей - импульсивные, агрессивные, не уверенные в собственных силах и имеют низкие достижения. В отличие от них дети авторитетных родителей более склонны к последовательному сотрудничеству, бывают самостоятельными, энергичными, дружелюбными и ориентированы на достижение успеха.

За последние двадцать пять лет мы стали гораздо лучше понимать детскую психологию и социальное поведение семей и в результате совершили переход от авторитарного к более отзывчивому стилю воспитания. Так, социологи обнаружили, что дети с рождения обладают удивительной способностью к восприятию социальных и эмоциональных сигналов своих родителей. Теперь нам известно, что, если родители чутко реагируют на реакции младенцев, поддерживают с ними визуальный контакт, имитируют их лепет и позволяют отдохнуть, когда те перевозбуждены, младенцы раньше учатся управлять своими эмоциями. Эти дети не перестают испытывать возбуждение, когда для него есть повод, но после исчезновения стимула быстро успокаиваются.

И напротив, если родители не обращают внимания на сигналы, подаваемые детьми (например, когда подавленная мама не разговаривает со своим ребенком, или когда чересчур внимательный папа слишком активно или долго играет с ребенком), то у них не развиваются навыки контроля над эмоциями. Ребенку неоткуда узнать, что его лепет привлекает к себе внимание, поэтому он становится тихим, пассивным и социально отстраненным. Если же его постоянно занимают, он не может узнать, что сосание пальца и поглаживание одеяла являются хорошими способами успокоиться.

По мере взросления способность успокаиваться и сосредоточиваться становится все более важной. Приобретенные навыки помогают ребенку воспринимать социальные сигналы родителей, воспитателей и других людей в своем окружении. Умение сохранять спокойствие помогает сосредоточиваться на обучении и выполнении конкретных задач. Пока ребенок растет, не менее важно для него научиться делиться игрушками и договариваться с товарищами по играм. Впоследствии навык саморегулирования поможет ему входить в новые группы, заводить друзей и легче переносить стресс, если сверстники отказываются с ним играть.

О связи между отзывчивостью родителей и качеством детского эмоционального интеллекта стало известно всего два-три десятилетия назад. Было написано бесчисленное количество книг, рассказывавших, насколько важно создавать расстроенным младенцам обстановку любви и комфорта. Родителям настоятельно рекомендовали применять позитивные формы поддержания дисциплины; больше хвалить, чем критиковать; награждать, а не наказывать; поощрять, а не препятствовать. К счастью, мы уже далеко ушли от старого «розги пожалеешь - ребенка испортишь» и теперь знаем, что лучшими инструментами для того, чтобы наши дети стали воспитанными и эмоционально здоровыми, являются доброта, тепло, оптимизм и тер пение.

Но нам еще есть к чему стремиться. И мы готовы сделать следующий шаг в эволюции воспитания. Работая в лаборатории семейной психологии, нам удалось оценить преимущества здорового эмоционального общения между детьми и родителями. Мы выяснили, что взаимодействие родителей и маленьких детей влияет на их нервную систему, а значит, и на эмоциональное здоровье. Мы также узнали, что качество брака семейной пары отражается на благополучии ее детей и что в эмоциональном взаимодействий отцов и детей заложен огромный потенциал. И наконец, мы пришли к выводу, что в основе развития эмоционального интеллекта ребенка лежит способность родителей осознавать свои собственные чувства.

Большая часть современной популярной литературы, посвященной воспитанию, обходит стороной тему эмоционального интеллекта. Но так было не всегда. В 1960-х годах, задолго до того, как мы связали слова «эмоциональный» и «интеллект», влиятельный психолог и педагог

Хаим Гинотт написал три книги по воспитанию, в том числе «Родитель - ребенок: мир отношений». Его исследования совершили прорыв в понимании эмоциональной жизни семьи. Гинотт считал, что одна из самых важных обязанностей родителей - слушать своих детей, причем не только слышать слова, но и различать стоящие за ними чувства. Он учил, что разговор об эмоциях помогает родителям привить своим детям принятую в семье систему ценностей. Но чтобы это произошло, родители должны проявлять подлинное уважение к детским чувствам. Они должны сопереживать им - то есть стараться чувствовать то же, что чувствуют их дети. Хаим Гинотт писал, что в разговоре с ребенком обе стороны должны сохранять чувство собственного достоинства, а советы можно давать лишь после того, как достигнуто взаимопонимание. Он рекомендовал родителям не говорить детям, что те должны чувствовать, потому что это учит их не доверять своим чувствам. Детские эмоции не исчезают после слов «ты не должен так чувствовать» или объяснений, что испытываемые эмоции безосновательны. Любые чувства и желания ребенка являются приемлемыми, неприемлемой может быть только форма их выражения, поэтому родители должны устанавливать ограничения на поведение, а не на эмоции или желания.

В отличие от многих родителей и педагогов Гинотт считал, что сердиться на детей можно и нужно. По его мнению, родители должны честно выражать свой гнев при условии, что он направлен на конкретную проблему, а не на черты личности или характер ребенка. При разумном использовании родительский гнев может быть частью эффективного поддержания дисциплины.

Идея Гинотта об эмоциональном общении с детьми оказала значительное влияние на многих педагогов. Так, его ученицы Адель Фабер и Элейн Мазлиш написали ряд практических пособий для родителей, в том числе «Свободные родители - свободные дети», «Братья и сестры: как помочь вашим детям жить дружно», «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» и «Как говорить с детьми, чтобы они учились».

Несмотря на огромный вклад, который внес в науку Хаим Гинотт, его теории до сих пор не подтверждались при помощи эмпирического научного метода. Так что я могу с гордостью сказать, что проведенные нами научные исследования являются первым достоверным доказательством правильности его выводов. Эмпатия не просто играет роль, она является основой эффективного воспитания.

Как мы открыли эмоциональное воспитание

Мы начали свою работу в 1986 году с наблюдения за 56 супружескими парами в Шампейне. У всех пар были дети четырех или пяти лет. Члены нашей исследовательской группы проводили с каждой семьей по четырнадцать часов: заполняли анкеты, брали интервью и наблюдали за их поведением. Мы узнавали об их браке, о взаимоотношениях их детей со сверстниками и об отношении к эмоциям в семье. Супруги рассказывали нам, как они переживают негативные эмоции, как, по их мнению, должны выражать и контролировать эмоции их дети, и о том, какие чувства они испытывают, когда их дети злятся или расстраиваются. Интервью позволили нам оценить, насколько родители осознают собственные эмоции и могут ими управлять, а также способны ли они распознать и направить в нужное русло негативные чувства своих детей. Мы выясняли, уважают ли родители чувства своих детей и как они разговаривают с ними, когда те расстроены. Пытаются ли они научить своих детей выражать эмоции и самостоятельно успокаиваться?

Чтобы сформировать представление о социальных навыках детей, мы записывали на аудиокассеты тридцатиминутную игру каждого ребенка с лучшим другом/подругой у него дома, а затем оценивали общее качество игры ребенка и то, как часто он испытывал отрицательные эмоции во время сессии.

Еще одна аудиозапись содержала интервью, где каждая из пар в течение трех часов отвечала на открытые вопросы о своем браке. Как они познакомились? Как проходили свидания? Как они решили пожениться? Какой отпечаток совместно прожитые годы наложили на их отношения? Мы поощряли супругов говорить о философии их брака и том, что, по их мнению, нужно, чтобы брак был удачным. На основании этих записей мы делали выводы о том, как супруги относятся друг к другу: с любовью или их отношениями руководят негативные чувства, близки они или, наоборот, разобщены.

Несомненно, интервью и наблюдения очень важны для понимания внутренней жизни семей, однако проведенное нами исследование уникально еще и потому, что мы не только формировали представление о психологическом климате в каждой семье, но и фиксировали физиологические реакции участников на эмоции. Например, мы просили каждую семью собрать суточную мочу своих детей. В предоставленных образцах определяли следы гормонов, связанных со стрессом. Кроме того, в лаборатории мы оценивали и другие показатели работы вегетативной нервной системы, такие как частота сердечных сокращений, дыхание, кровообращение, двигательная активность и потливость ладоней. Это позволило нам получить более достоверные данные.

По вполне объективным причинам родители не всегда могут честно ответить на вопросы вроде «Насколько часто вы жестко критикуете своего ребенка?». Более того, социологам бывает довольно трудно определить, насколько поведение одного человека затрагивает чувства другого даже тогда, когда они наблюдают за объектами своего исследования при помощи скрытой камеры или через двустороннее зеркало. Отслеживание вегетативных реакций организма на стресс способно помочь решить эту проблему.

Технология довольно проста и считается очень надежной: одна группа электродов подключается к грудной клетке, чтобы контролировать частоту сердечных сокращений; другая - к ладоням, чтобы следить за их потливостью. Именно по такому принципу работают детекторы лжи, которые сотрудники полиции регулярно используют, чтобы выяснить правду. Но полиции, чьи испытуемые обязаны сидеть на месте, проще докопаться до истины, чем семейным исследователям. Работа с четырех- и пятилетними детьми требует большего мастерства. Например, в ходе одного из наших исследований нам пришлось проявить изобретательность: построить макет космической капсулы. Дети надевали скафандры и оказывались внутри хитроумного приспособления, где к ним были подключены электроды - так мы могли измерить их физиологические реакции на различные факторы, провоцирующие проявление эмоций. В виде таких факторов выступали сцены из фильмов или родители, которых мы приглашали, чтобы они научили детей играть в новую видеоигру. Участники были настолько увлечены процессом, что нам удалось записать все сессии на видео - впоследствии мы изучили и оценили слова (включая содержание фраз, тон голоса и жесты), действия и выражения лиц каждого из членов семьи.

Мы изучали также физиологические и поведенческие реакции родителей, когда они обсуждали высококонфликтные темы, такие как деньги, религия, родители мужа или жены и воспитание детей. Мы фиксировали признаки положительных (юмор, привязанность, согласие, интерес, радость) и отрицательных эмоций (гнев, отвращение, презрение, печаль, игнорирование).

Чтобы понять, какое влияние разные стили воспитания оказывают на детей, встретились с этими семьями через три года. Мы выяснили судьбу всех браков: родители рассказали нам, живут ли они вместе, раздельно, разведены или намерены расстаться, и заполнили индивидуальные анкеты о том, насколько они удовлетворены своим браком.

Детям уже исполнилось по семь-восемь лет. Мы провели повторную аудиозапись игровых сессий каждого ребенка с лучшим другом. Кроме того, попросили школьных преподавателей детей заполнить анкеты об уровне агрессии, конфликтности и социальной компетентности в классе. Учителя и матери заполнили также наш опросник по успеваемости и поведению. Каждая из матерей предоставила информацию о здоровье ребенка, а также насколько часто на протяжении одной недели он выражал отрицательные эмоции.

Результаты показали, что дети родителей, занимавшихся эмоциональным воспитанием, лучше успевали в школе, были социально более компетентными, эмоционально благополучными и физически здоровыми. У них отмечался более высокий IQ , лучшие оценки по математике и чтению, они лучше ладили со своими друзьями и имели хорошо развитые социальные навыки. Их матери сообщили, что дети испытывали меньше отрицательных, а больше положительных эмоций, реже болели инфекционными заболеваниями, такими как простуда и грипп. Кроме того, эти дети испытывали меньше стрессов - в их моче содержание гормонов стресса находилось на низком уровне. Частота их сердечных сокращений также была ниже, чем у других детей.

Эмоциональное воспитание и саморегулирование

Многие положительные результаты, обнаруженные у эмоционально развитых детей в возрасте семи-восьми лет, свидетельствуют об их высоком вагальном тонусе. Этот термин происходит от названия блуждающего нерва, который выходит из головного мозга и проводит импульсы, участвующие в функциональной регуляции таких процессов, как частота сердечных сокращений, дыхание и пищеварение. Блуждающий нерв отвечает за многие функции парасимпатической части вегетативной нервной системы. Когда человек находится в состоянии стресса, симпатическая часть ускоряет частоту сердечных сокращений и дыхание, а парасимпатическая действует как регулятор - тормозит непроизвольные реакции и не позволяет системам выйти из-под контроля.

Термин «вагальный тонус» используется для описания способности вегетативной нервной системы человека регулировать непроизвольные физиологические процессы. Подобно тому, как дети с хорошим мышечным тонусом преуспевают в спорте, дети с высоким тонусом блуждающего нерва более адекватно реагируют и хорошо восстанавливаются после эмоционального стресса. В ответ на тревоги или волнения частота их сердечных сокращений временно ускоряется, но, как только аварийная ситуация проходит, они быстро возвращаются к норме. Такие дети хорошо умеют успокаиваться, концентрировать внимание и отключать стрессовые механизмы, когда в них больше нет необходимости.

Например, первоклассники с высоким вагальным тонусом не испытывают проблем во время пожарной тревоги. Они в состоянии оставить все свои дела и выйти из школы. После окончания пожарных учений эти дети быстро успокаиваются и переключаются, например, на урок математики. В отличие от них дети с низким тонусом начинают суетиться и нервничать. («Что? Прямо сейчас? И даже нет времени зайти в туалет?») Когда они возвращаются в класс, им труднее успокоиться и вернуться к учебе.

В нашем эксперименте с видеоигрой дети, чьи родители практиковали эмоциональное воспитание, оказались настоящими вегетативными чемпионами: они продемонстрировали более физиологичный отклик на стресс и более быстрое восстановление. Интересно, что действием, вызывавшим наиболее сильный стресс, была критика и насмешки отцов - ситуация, которая в этих семьях встречается нечасто. Возможно, именно поэтому у детей возникала столь сильная реакция. Но несмотря на это эмоционально-тренированные дети оправлялись от стресса быстрее, чем остальные участники нашего исследования.

Способность адекватно реагировать на стресс и быстро восстанавливаться - чрезвычайно ценное качество, которое хорошо помогает детям как в детстве, так и во взрослой жизни. Эмоциональный интеллект позволяет им сосредоточивать свое внимание и концентрироваться на учебе, обеспечивает эмоциональную отзывчивость и самоконтроль, необходимые в отношениях с другими детьми и в целом для создания и поддержания дружеских отношений. Дети с высоким вагальным тонусом легко улавливают эмоциональные сигналы других детей, быстро реагируют на них и способны контролировать свои отрицательные реакции в высоко конфликтных ситуациях.

Эти качества проявились в ходе одной из игровых сессий. Между двумя детьми четырех лет возник спор во что играть. Мальчик хотел играть в супермена, а девочка - в домик. Некоторое время оба ребенка выкрикивали свои пожелания, но мальчик успокоился и предложил простой компромисс: играть в дом супермена. Девочке идея понравилась, и они с удовольствием играли в течение следующего получаса.

Подобный творческий компромисс между четырехлетними детьми требует наличия значительных социальных навыков, в том числе способности слышать друг друга, сопереживать партнеру и совместно решать проблему. Те способности, которые дети приобретают благодаря эмоциональному воспитанию, лежат далеко за рамками обычных социальных навыков. Еще более полезными эти способности становятся в возрасте от восьми до двенадцати лет, когда принятие сверстниками часто определяется способностью ребенка быть «крутым», то есть хладнокровным и эмоционально невозмутимым. Психологи заметили, что для этой возрастной группы выражение чувств может быть социально необходимым, так как ребенку важно уметь наблюдать и улавливать социальные сигналы, позволяющие ассимилироваться, не привлекая к себе излишнего внимания. Мы обнаружили, что у детей, чьи родители с раннего детства практиковали эмоциональное воспитание, этот социальный навык был хорошо развит, что помогало им находить общий язык и дружить со сверстниками.

Отчасти эмоциональный интеллект ребенка зависит от его темперамента - то есть от свойств личности, с которыми он рождается, но формируются в основном при взаимодействии ребенка с родителями. Родители оказывают влияние на своих детей с самых первых дней их жизни, еще тогда, когда незрелая нервная система только начинает развиваться. На этом этапе эмоциональный опыт может играть большую роль в развитии вагального тонуса, а значит, и в дальнейшем благополучии ребенка.

Другими словами, родители, которые с первых дней жизни учат своих детей самостоятельно успокаиваться, имеют возможность повлиять на их эмоциональный интеллект. Наша реакция на дискомфорт, который испытывают беспомощные младенцы, помогает им узнать, что они могут избавиться от таких неприятных чувств, как страдание, гнев и страх, и вернуться в состояние комфорта. Детям, чьи эмоциональные потребности не учитываются, неоткуда об этом узнать. Если они испытывают страх, огорчаются или злятся, то не находят облегчения и их эмоции еще больше усиливаются. Расстраиваясь, они полностью теряют контроль над собой, и, не умея себя успокоить, попадают в черную дыру из отрицательных эмоций. В результате такие дети становятся пассивными и чаще всего не выражают своих чувств.

Нам было интересно наблюдать за тем, как маленькие дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, постепенно начинали включать успокаивающие ответы своих воспитателей в собственное поведение. Возможно, и вы замечали, как ваш ребенок это делает, играя со своими друзьями или куклами. Дети часто придумывают ситуации, когда один персонаж боится, а другой исполняет роль утешителя или героя. Такая игра дает детям опыт, к которому они могут обратиться, расстроившись; она помогает им создать и закрепить способы регулирования своих эмоций и учит эмоционально вежливо отвечать другим людям.

Первый шаг, который родители должны сделать на пути воспитания эмоционально развитого ребенка, - понять, как их дети регулируют свои эмоции и какое влияние эмоции на них оказывают. Эти вопросы мы рассмотрим во второй главе.

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.

Само словосочетание «эмоциональный интеллект» многим кажется странным и нелогичным. Ведь нам привычно, что интеллект – это рациональность, противоположная чувствам. Однако у человека есть и такое качество, которое позволяет анализировать, сравнивать, контролировать и совершать другие операции, но в сфере эмоций.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Он включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ и уважение к границам окружающих, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку. Впрочем, эмоциональный интеллект, как и любые полезные навыки, необходимо развивать.

Это факт
Впервые понятие «эмоциональный интеллект» употреблялось еще в 70-х годах XX века, но особого резонанса тогда не получило. Позже, в 1990-х годах, несколько авторов в своих работах пытались развить понятие «эмоциональный интеллект». Но, пожалуй, своего расцвета теория эмоционального интеллекта достигла в 1995 году, когда Д. Гоулман написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.

Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект?

1. Комфортная социализация.

Он сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения, ведь он «чувствует» своих людей, тех, с кем у него есть что-то общее. И, самое главное, он сможет понимать собственные чувства и желания. Это важно: ведь нередко родители, проецируя свои несбывшиеся мечты на ребенка, навязывают ему занятия, к которым у него душа не лежит (игра на фортепиано, единоборства, изостудия и др.).

2. Общее благополучие ребенка.

Низкий уровень эмоционального интеллекта, как показывают исследования ученых, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Возможно, от того, что ребенок не умеет осознавать и выражать свои отрицательные эмоции, под влиянием воспитания загоняет их внутрь, а нервная система дает свой «ответ»…

3. Преуспевание в жизни.

Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый EQ может нивелировать карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это то, как человек может справиться со стрессами и трудностями.

4. Взаимопонимание с близкими.

Именно от эмоционального интеллекта зависит то, что называется «погода в доме». Атмосфера благополучия, понимания, искренности между родителями и детьми напрямую зависят от способности понимать свой внутренний мир, принимать его и делиться им с близкими. Дать волю чувствам

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения (а в идеале и с момента беременности) должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, необходимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно это порой вызывает наибольшую трудность, поскольку взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе годами. Однако необходимо преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

Итак, с чего начать работу над воспитанием эмоционального интеллекта у ребенка? Вот несколько способов.

  • Богатый мир эмоций. Важно учить ребенка называть свои чувства и выражать их, ведь малыш нередко не способен сам определить, что его мучает, и уж тем более высказать это. А ведь в нашем языке есть десятки слов, обозначающих разнообразные оттенки эмоций! Помочь малышу познакомиться с этим богатым миром может чтение художественной литературы. Неплохо иметь дома словарь или список эмоциональных состояний, к которому можно обратиться, описывая свое чувство и помогая ребенку выразить свое: «Ты не подошел к друзьям на площадке, потому что стеснялся».
  • Мимика, жесты, поведение. Надо обращать внимание детей на те способы, по которым они могут распознать эмоции окружающих: мимику, интонацию, жесты, поведение. Понимая, что чувствует собеседник или партнер по игре, малыш сможет реагировать адекватно ситуации. Существует множество игр, направленных на развитие способности распознавать чувства, например, игры-пантомимы, или лото, где на карточках изображены конкретные ситуации, а вам с ребенком необходимо подобрать к ним нужные карточки со словами-эмоциями.
  • Искренность на собственном примере. В общении с ребенком не стоит бояться проявлять и озвучивать собственные чувства, делиться ситуациями из жизни, пусть и не совсем приглядными: «Знаешь, а я ведь тоже солгала своему начальнику, что уже сделала работу, и мне теперь очень стыдно. Вот думаю, что мне теперь делать?» Говорите с малышом, особенно если вы недовольны его поведением. Ваше я-сообщение («Мне так грустно, когда я вижу разбросанные игрушки») быстрее найдет отклик в душе ребенка, чем критика или выговор.
  • Услышанные переживания. Когда малыш подрастает и начинает высказывать свои переживания, важно помочь ему в этом. Постарайтесь показать свое внимание ребенку (смотрите ему в глаза, присядьте, чтобы быть на его уровне), проговорите в утвердительной форме то, что услышали. «Ваня отнял у меня машинку!» – «Ты расстроился и обиделся на Ваню и не хочешь с ним дружить».
  • Социальное взаимодействие и коллективные игры. Для малыша взаимодействие с разными людьми в различных обстоятельствах (при поддержке и близости родителей) дает опыт знакомства с видами темперамента и способами выражения чувств. Поощряйте коллективные игры ребенка с детьми разного возраста, приобщайте малыша к настольным играм со старшим поколением, организуйте возможность для малыша бывать в разных обстоятельствах и получать новые впечатления (например, ездить с ним не только на машине, но и автобусе, электричке).

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Поэтому не забывайте помогать развитию эмоционального интеллекта наряду с другими «талантами» малыша.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)

Прежде всего, я сама стараюсь быть внимательной к сыновьям. Если Марк или Егор вдруг упадут или поранятся во время прогулки, я их всегда жалею. Мой супруг, Иван, увлекается разведением растений. Весной он подарил сыновьям по лотку, куда они сами сажали семена, ухаживали за ними. Это воспитывает ответственность.

Ирина Сашина, телеведущая, Саша (13 лет), Герман (10 лет), Рома (7 лет), Марийка (1 год)

Воспитать сочувствие, отзывчивость – это задача любого родителя. Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети выросли добрыми. Поэтому при встрече с нищими (на улице, в церкви…) объясняю детям, что надо помогать им по мере сил. Также иногда меня приглашают на благотворительные мероприятия, в том числе в детские дома. Я неоднократно брала сыновей с собой. Еще мы вместе отбирали игрушки ребятам из детского дома.