В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?
С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр
Особенности возраста
- Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
- Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
- Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
- Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
- В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».
Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми
Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.
Рассчитайте календарь прививок
Рост и вес
Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 2,5 года умеет:
- Ходить в быстром темпе и бегать.
- Спускаться и подниматься по лестнице.
- Перешагивать через препятствие.
- Ходить, приподнявшись на носки.
- Прыгать на двух ногах.
- Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
- Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
- Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
- Понимать шутки.
- Подражать взрослым в домашних делах.
- В играх подражать роли своего пола.
- Участвовать в разговоре.
- Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
- Рисовать карандашами и красками.
- Складывать кубики и играть с конструктором.
- Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
- Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
- Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
- Контролировать физиологические потребности.
Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу
Занятия
- Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
- Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
- Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
- Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
- Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
- Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски . Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
- Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
- Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
- Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
- Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
- Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
- Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
- Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
- Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
- Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
- На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.
Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития
В этой статье:
До трёх лет развитие детей протекает с разной интенсивностью, поэтому нередко даже самые близкие люди не замечают появление нового навыка. Важно понимать, что прогресс в случае каждого ребёнка - сугубо индивидуальный процесс, и волноваться по поводу того, что в 2 года и 4 месяца один малыш хорошо говорит, а второй упорно молчит, нет смысла.
Возможно, что на развитие крохи оказывают влияние условия жизни, перенесённые в детском возрасте болезни, социум. Сильные отклонения от норм, причём как в отношении физического, так и психического здоровья, могут стать поводом для обращения за консультацией к детскому врачу, но никак не стимулом для самостоятельного лечения ребёнка.
Нормы физического развития
Согласно медицинским данным, в 2 года и 4 месяца мальчики и девочки имеют разные показатели веса и роста. Мальчики в среднем весят от 10 до 15,5 кг, тогда как девочки - от 10,5 до 16 кг, при этом рост первых - от 81 до 95 см, вторых - от 82 до 96 см.
Как можно заметить, девочки в возрасте 2 лет и 4 месяцев могут быть несколько крупнее мальчиков, и это нормально. Со временем мальчики смогут наверстать упущенное и перегнать девочек как в отношении роста, так и веса.
В первой половине третьего года у ребят уже достаточно много зубов, поэтому они с лёгкостью справляются с большей частью предложенной им пищи. Опять же, если у ребёнка процесс прорезания зубов начался позже, чем обычно, например с 9-10 месяцев, то не стоит беспокоиться по поводу их недостатка к двум годам. Полное количество молочных зубов обязательно появится во рту крохи к трём годам.
Что нужно знать о режиме дня малыша
Ребёнку в 2 года и 4 месяца, развитие которого протекает своевременно и без сбоев, в сутки необходимо спать до 12 часов. В среднем это 9-10 часов, которые приходятся на ночной сон, и 2-3 часа дневного. Родители должны постараться сохранить у малыша привычку отдыхать днём, так как эти несколько
часов необходимы детскому организму для полного восстановления сил и активного времяпрепровождения во второй половине дня.
Питание малыша в этом возрасте четырёхразовое с перерывами между приёмами пищи не более четырёх часов. В меню крохи не должны входить вредные продукты, например соленья, консервы, жареное, острое и сладкое.
Важно, чтобы рацион ребёнка включал в себя здоровые и свежие продукты питания, подверженные минимальной термической обработке. Чтобы кроха радовал аппетитом, нужно позаботиться о том, чтобы пища была не только сбалансированной и полезной, но и вкусной, привлекательной и разнообразной.
Основные навыки крохи в 28 месяцев
В первой половине третьего года ребёнок уже многое умеет:
Кроме того, в копилке навыков малыша в 2 года и 4 месяца целый ряд физических навыков, которые он успевает хорошо развить к этому времени. Например, он умеет:
Все эти навыки подтверждают, что физическое развитие ребёнка в возрасте 2 лет и 4 месяцев выходит на принципиально новый уровень.
Как развивается интеллект малыша
К двум годам знания малыша совершенствуются и пополняются новыми. Вместе с этим заметно, насколько лучше стали мелкая моторика и общая координация движений. Ребёнку в 2 года и 4 месяца доступны тонкие и точные манипуляции с игрушками, кроме того, уже на этом этапе его жизни можно досконально определить «ведущую» руку и ногу.
Что ещё умеет ребёнок в этом возрасте? Нижеперечисленные достижения лишь подтверждают, что интеллектуальное развитие не отстает от физического. Итак, малыш способен:
Последнее достижение является особенно важным и может свидетельствовать о развитии внимания, усидчивости и терпения в этом возрасте.
Как развивается речь после двух лет
С двух и до двух с половиной лет у детей обычно происходит некий прорыв в отношении развития речи. Активный словарь пополняется за счет пассивного, малыш старается использовать
в речи как можно больше новых слов и оборотов, упражняется с падежами, числами и родом частей речи.
Важно, чтобы взрослые следили за собственной речью в присутствии малыша, не забывая о том, что она для него в возрасте 2 лет и 4 месяцев является главным примером для подражания.
Нормальное речевое развитие в первом полугодии третьего года жизни подразумевает собой использование малышом около двух сотен слов, которые он может употреблять пока не всегда к месту и времени. Нормальным в этом возрасте также является желание крохи называть себя не собственным именем, а выдуманным, взятым из любимого мультфильма или интересной книги.
Предложения малыша в этом возрасте состоят из нескольких слов, скреплённых между собой союзами и предлогами. Отличительная сторона речевого развития в 2 года и 4 месяца - это огромное количество адресованных взрослым вопросов по самым разным темам.
Впрочем, малыш с большим удовольствием не только задает, но и отвечает на вопросы, а также анализирует и
пересказывает действия сказочных героев, цитирует целые отрывки из мультфильмов или рассказов, с легкостью запоминает стихи и песни, используя их при случае.
Некоторые дети в возрасте 2 лет и 4 месяцев не говорят, упорно пользуясь жестами и отдельными звуками. Родителям в этом случае имеет смысл проконсультироваться с педиатром и логопедом – возможно, уместным станет провести грамотную коррекционную работу, которая позволит ускорить речевое развитие и в скором времени «разговорить» малыша.
Как развивается эмоциональная сфера малыша после двух лет
После двух лет малыш становится заметно более сознательным и самостоятельным. Он проявляет живой интерес ко всему, что его окружает. Если понаблюдать за крохой, можно
будет заметить активное развитие как психических, так и эмоциональных процессов.
По-прежнему для малыша в 2 года и 4 месяца нет ничего более важного, чем забота и любовь родителей. Вместе с тем кроха становится менее зависимым от самых близких людей и время от времени с удовольствием играет в одиночестве, придумывая собственные игры и правила.
Малыши в этом возрасте настороженно относятся к незнакомым людям, зато проявляют интерес к сверстникам, желая наладить общение. Для ребёнка в 2 года и 4 месяца становится очевидным, что он - это личность, самостоятельная и отдельная от родителей. Именно поэтому кроха может уже в этом возрасте начинать отстаивать собственные права, порой показывая себя нетерпеливым и агрессивным.
Решением проблемы может стать только терпение и уступчивость взрослых, которые должны будут научиться находить с малышом компромиссы.
Действия ребёнка в возрасте 2 лет и 4 месяцев в основном своём большинстве направлены на достижение результата.
Именно поэтому для него так важно получить одобрение и похвалу взрослых, которым в большинстве случаев он и подражает. Важно свести к минимуму число запретов, которые при этом обязательно должны быть обоснованными и, что не менее важно, незыблемыми.
Родители, поддерживая в ребёнке стремление к самостоятельности, обязательно добьются того, что малыш вырастет сознательным, ответственным и аккуратным человеком. Дополнительно взрослым рекомендуется приобщать кроху в этом возрасте к выполнению совместных дел с одобрением его результатов и поддержкой в случае неудач.
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способностиФизическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты - в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: ). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение - осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами - конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: );
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов - например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: ). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи - собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой - отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- «Нет» занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Сыну через неделю будет 2 года 4 месяца.
До 2 лет из нормальных слов были только «мама», «папа», «баба», «дядя», «пока», «да», «не», «дай», звукоподражания (голоса животных, звуки техники и т. п.), лепетные слова («биби», «бух», «бум» и т. п.), слоги как обозначения слов («ки» - киса, кошка, «бу» - булка, «ку» - кушать, «пи» - пить и т. д.). После 2 лет случился прорыв - появилось много новых активных слов, стал повторять слова за взрослыми, появились простые фразы (если их можно так назвать), слова, которые были слогами, превратились в относительно полноценные слова.
Сейчас, в почти 2,4 ситуация такая.
Всех нормальных слов, которые он говорит, не смогу перечислить, но назову некоторые (пишу как он их произносит с переводом): мама, папа, баба, дядя, деть (дед), пока, мика (мишка), на, иди, идём, кися, попа, пупок, кан (кран), Ома (Рома, имя папы), Юя (Юля, мама), кук (круг), тю-тють (чуть-чуть), десь (здесь), бегу, бегом, тяй (чай), бука (булка), гока или гойка (горка), хеб (хлеб), мукики (мультики), абусь (арбуз), петь (велосипед), Тёма, Мася (грузовик и экскаватор из м/ф), гьясь (грязь), де (где), мо зять (можно взять), пить, птиптя (птица), исё (ещё), сё (всё), низя, янь (глянь), не хо (не хочу) и т. д. Все вспомнить не смогу, поэтому перечислила те, что сразу пришли в голову.
Всё ещё есть лепетные слова: машина превратилась в «бибика» (раньше была «биби»), «пи-пись» (писать), «как» - трактор или экскаватор.
Сыну не даются звуки «д», «т» и «с» твёрдые, заменяет на «г», «к» и «х» или «ф». Может нормально сказать «дядя», «тюк-тюк» (имя дятла), «сено» (на вопрос что ест лошадка). Но вместо «да» или «дай» говорит «га», «гай». Вместо «там» - «кам». Вместо «сок» и «суп» - «хок» и «фуп».
Всё ещё некоторые слова обозначает слогами: например, «бу бе» вместо «буду бегать». Насколько понимаю, это те, которые ему трудно даются.
Простые фразы вроде бы составляет. Например, «мама, иди» или «мама, идём»; «кися, иди пить»; «там бибика едет», «де баба», «папа дома», «мама, дай уку» (руку). Некоторые заметно, что составляет сам, но большинство фраз как будто просто заимствует из речи взрослых и повторяет, когда сам говорит, но повторяет к месту, не невпопад. Из заимствованных, например: «мо зять» - можно взять, «идём к маме» (папа сказал так, он запомнил, а потом стал сам говорить по аналогии «к бабе», «к папе», то есть изменять окончание), «би уку» (убери руку), «кой дей» (открой дверь), «тук-тук! кто там?»- ну это что вспомнила. Иногда прячет игрушки и просит кого-нибудь найти (где мишка и т. п.) и при этом спрашивает «мо десь?» - может здесь? и показывает пальцем на неправильное место))) Примитивные фразы, наверное, но фиг знает, что вообще за них считается(
Проявляет фантазию. Как-то раз заявил «я уок». Мы с мужем долго не могли понять, а он начал завывать, и мы поняли, что это он говорит «я волк». Как-то качала его на качелях, а они ужасно скрипели, и он сказал «пик-пик, как миська» (как мышка). Ещё было: нашёл на улице шишку и стал подбрасывать. И вот она падает и по лбу сыну, а он на это выдаёт «как мика» (из стихотворения, где шишка попала мишке в лоб).
Об остальном развитии.
Когда играет, изображает иногда, как игрушки разговаривают, диалоги ведёт за них. Понимает всё, в принципе. От простых просьб «дай» до сложных «отнеси кружку на кухню и поставь на стол».
Знает основные цвета: синий, красный, зелёный, чёрный, серый, белый. Называет их первыми слогами. Жёлтый тоже знает, но не может назвать. Объединяет предметы по цветам в группы. Рисует линии, зигзаги, завитушки, может нарисовать подобие круга - неровно, конечно. Карандаш правильно держать научился ещё года в полтора, наверное.
Знает цифры, но пока не по порядку.
Из игр любить катать машины, перевозить на них фигурки животных (у нас коллекция), в песке в самосвал грузит песок и потом высыпает или набирает в ковш экскаватора, умеет делать куличики. Любит в прятки, догонялки ещё, рисовать мелками или фломастерами. Сам залезает на горку и съезжает, залезает по вертикальной лестнице. По ступенькам в подъезде сам поднимается и спускается, без моей помощи. Ест сам, ложкой или вилкой. Быстро бегает, немного получается подпрыгивать с небольшим отрывом ног, с опорой - выше.
Сам ходит на горшок дома, не напоминаем. Снимает трусики. Подгузники не носит с 2,1. Ночью или днём может описаться только если попьёт незадолго до сна. На улице всегда просится в туалет.
Надеюсь, кто-нибудь это дочитал. Основной моей заботой является речь - не знаю, нормально ли говорит сын для его возраста. Все твердят мне, что нормально, а с неврологом пока не консультировались - она сейчас в отпуске. Знаю, что все развиваются по-разному, но хотелось бы прочитать мнение других мам. До двух лет очень волновалась о речи, а сейчас виден большой прогресс и скачок вперёд - и всё равно неспокойно, так как в сети постоянно истории о том, как ребёнок в 2 года знает всего «Айболита» наизусть, и подобные.
Нормальна ли такая речь в 2,4? И вообще развитие? Как ваши дети говорили в таком возрасте? Постаралась описать подробно, насколько смогла. Прошу прощения за большой объём.И всем спасибо за ответы.
В любом возрасте, особенно в детстве, человек способен к всестороннему развитию. А в 2 года и 3 месяца малыш развивается очень быстро во всех направлениях: физиологическом, психологическом, социальном и т. д. Поэтому многих родителей интересует: что должен уметь малыш в этом возрасте? В каком направлении следует его развивать дополнительно? Об этом рассказывают наши специалисты в данной статье.
Особенности физиологического развития детей в 2 года и 3 месяца
Конечно же, умения детей данного возрастного периода – 2 года и 3 месяца – зависят от их физиологических особенностей. Самое интересное, что физические параметры мальчиков и девочек в этом возрасте различаются: мальчики растут быстрее, а психологически и эмоционально развиваются медленнее, чем девочки.
Сравним нормативы, которыми пользуются российские педиатры:
- Мальчики:
- рост – от 83 см до 96,8 см;
- вес – от 11 кг до 15 кг 600 г.
- Девочки:
- рост – от 82 см до 95 см;
- вес – от 10 кг 600 г до 14 кг 800 г.
Так как ребенок, независимо от пола, постоянно растет и набирает в весе, то и активное его развитие положительно сказывается на психологии и интеллекте. Благодаря этому, его познания об окружающем мире расширяются с каждым днем. При этом он учится анализировать и сопоставлять те информационные данные, которые к нему поступают, в первую очередь от взрослого окружения – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Но и от сверстников ребенок также узнает очень много. Именно маленькие детки такого же возраста могут вызывать у малыша эмоциональную реакцию – стойкую симпатию или антипатию. Чего не происходит с близкими родственниками, ведь малыш уже четко осознает свою зависимость от них: мама кормит, папа играет, бабушка читает, дедушка водит в магазин и т. д. (варианты возможны разные, но ребенок не попросит у папы кушать, если его постоянно кормит мама – будет ждать ее).
Также можно наблюдать, что навыки самостоятельной игры у вашего чада улучшились. Что он готов делать в этом направлении? Сам себя развлекать, играя какой-либо игрушкой (тем более если это многокомпонентная игрушка, например, конструктор или мозаика, пазлы и т. д.). Это может продолжаться около часа, при этом внимание родителей ребенок способен требовать только в одном случае, когда от них потребуется оценить результат его игры – построенный домик или собранную картинку. Такое поведение малыша свидетельствует о том, что все подобные игры для него имеют развивающую цель, а не развлекательную.
Что должен уметь малыш в 2 года и 3 месяца
Итак, что же должен уметь ваш ребенок к этому возрастному периоду – 2 года и 3 месяца?
Бытовые навыки | Физические умения | Интеллектуальные способности |
самостоятельно пользуется столовыми приборами – ложкой или вилкой | держит равновесие на гимнастических снарядах | правильно держит ручку ли карандаш |
аккуратно пьет из чашки с ручкой, стакана без ручек, бутылки | прыгает на батуте | рисует ровные линии |
чистит зубы под присмотром взрослых | быстро бегает | различает цвета и геометрические формы |
просится на горшок | подпрыгивает на месте на двух ногах | строит из кубиков башни |
помогает в одевании и раздевании, может сам выбрать для себя подходящую одежду | прыгает с небольшого возвышения (со ступеньки лесенки) | по образцу из конструктора собирает различные несложные конструкции – домики, машинки и т. д. |
переворачивает страницы книг, рассматривая при этом картинки | приседает | собирает в правильном и обратном порядке пирамиду |
поднимается по лестнице и ступенькам без перил | поднимается на цыпочки и ходит на носочках | называет и показывает различные объекты: животных, предметы, овощи, фрукты и под. |
открывает и закрывает межкомнатные двери | умеет играть с мячом: бросает, ловит, бьет по нему ногой | знает и говорит около 200 слов |
помогает родителям в бытовых делах (уборка в комнате, мытье посуды, приготовление каких-то несложных блюд и т. д.) | прячется и играет в догонялки | строит словосочетания и простые предложения из 2-3 слов |
Естественно, перечисленные способности малыша в возрасте 2 лет и 3 месяцев не являются стандартом, потому что каждый ребенок развивается индивидуально. Поэтому родители, прочитав данную таблицу и сопоставив с умениями и навыками своего дитя, могут сориентироваться, в каком направлении следует двигаться для его дополнительного развития.
Советы экспертов: как дополнительно развивать способности ребенка в 2 года и 3 месяца
Опытные специалисты, которые специально занимаются вопросами развития детей в возрасте до трех лет (в том числе и в 2 года и 3 месяца), отмечают, что ребенок будет развиваться во всех направлениях более результативно, если родители будут ему не только помогать активно, но и не мешать. В чем заключается родительская помощь? Вот несколько несложных советов:
- Поддерживать у малыша интерес к любому виду творчества (рисование, лепка, строительство).
- Активно двигаться вместе с ним (утренняя зарядка, гимнастические упражнения, купание и плавание в бассейне, активные игры с мячом на свежем воздухе).
- Игра «Ну-ка, повтори!» (попросить, чтобы ребенок повторял за вами самые разнообразные действия – мимические движения перед зеркалом, слова и звуки, танцы под музыку и подобное).
- Воспитывать чувство порядка и чистоты (вырабатывать навыки уборки за собой игрушек, вещей, посуды после еды).
- Общаться, общаться и еще раз общаться (разговаривать с малышом, обсуждать с ним книжки и мультфильмы, рассматривать картинки и разные предметы, учить стишки и песенки).
- Хвалить за успехи, но и не бояться наказывать за проступки (излишняя похвала может развивать гордыню, излишняя строгость наказаний – комплексы и торможение в развитии).
Родителям всегда следует помнить, что в 2 года и 3 месяца (до трех лет) ребенок сопоставляет и анализирует поступки взрослых, их реакцию на его действия. Поэтому если вы хотя бы раз уступили его требованиям по причине истерического крика и рева, ждите – такая форма требований станет проявляться не единожды. Захочет игрушку – заорет, и будет орать, пока ему не дадут то, что он хочет. Что же делать в таком случае взрослому? Он должен уметь переключить внимание капризули на что-то другое. Как? Элементарно.