Воловикова М. И., Борисова А

Воловикова Маргарита Иосифовна (1947) - доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии личности Института психологии РАН.

В 1971 г. окончила философский факультет МГУ им. Ломоносова. В Институте психологии АН СССР (затем - ИП РАН) работает с марта 1972г. С 1987 г. заместитель заведующего лабораторией методологии, теории и истории психологии, с 1991 по 2009 гг. - заместитель заведующего лабораторией психологии личности, с 2010 - зав. лабораторией.

Ученица А.В. Брушлинского. Тема кандидатской диссертации «Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач» (1981). В совместной с А.В. Брушлинским статье (1976г.) был впервые описан феномен немгновенного инсайта. Продолжает разрабатывать открытый А.В. Брушлинским микросемантический анализ.

Специалист в области психологии мышления, социальной психологии личности, этнопсихологии. В 2005 г. М.И. Воловиковой защищена докторская диссертация на тему: «Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете». Участвовала в проекте ИНТАС «Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков». Ответственный редактор более десяти коллективных монографий и сборников научных трудов. В качестве научного редактора ею подготовлена к изданию книга Т.А. Флоренской «Диалоги о воспитании и здоровье (духовно-ориентированная психотерапия)».

Книги (2)

Представления русских о нравственном идеале

Книга содержит теоретический анализ проблемы социальных представлений, в частности, проблемы представлений о нравственном идеале.

На обширных биографических, автобиографических и других материалах, а также опираясь на результаты многолетних эмпирических исследований, автор рассматривает особенности нравственного идеала у русских: социальные представления о праве и нравственном человеке, представления о Родине и о «типично русском» человеке, представления о «настоящем празднике» и др.

Психология и праздник. Праздник в жизни человека

В русском языке есть выражение: «для меня это настоящий праздник!». По-грузински праздник: «день чуда». А на английском языке наиболее точно значение этого слова можно выразить как «праздничное настроение» (holiday spirit).

В чем сила воздействия праздника на личность? Какое место принадлежит праздникам в истории человечества, в жизни каждого народа, каждого человека? На эти вопросы стараются ответить в своих исследованиях историки, этнологи, этнографы.

Однако психологи только начинают осваивать тему праздника. География проведенного авторами исследования особенностей личностных представлений о «настоящем празднике» охватывает не одну только Россию, а в самой России - не только русских. О роли и значении праздника в жизни народа, в жизни конкретной личности и рассказывается в этой книге.

Воловикова Маргарита Иосифовна (1947) - доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии личности Института психологии РАН.

В 1971 г. окончила философский факультет МГУ им. Ломоносова. В Институте психологии АН СССР (затем - ИП РАН) работает с марта 1972г. С 1987 г. заместитель заведующего лабораторией методологии, теории и истории психологии, с 1991 по 2009 гг. - заместитель заведующего лабораторией психологии личности, с 2010 - зав. лабораторией.

Ученица А.В. Брушлинского. Тема кандидатской диссертации «Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач» (1981). В совместной с А.В. Брушлинским статье (1976г.) был впервые описан феномен немгновенного инсайта. Продолжает разрабатывать открытый А.В. Брушлинским микросемантический анализ.

Специалист в области психологии мышления, социальной психологии личности, этнопсихологии. В 2005 г. М.И. Воловиковой защищена докторская диссертация на тему: «Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете». Участвовала в проекте ИНТАС «Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков». Ответственный редактор более десяти коллективных монографий и сборников научных трудов. В качестве научного редактора ею подготовлена к изданию книга Т.А. Флоренской «Диалоги о воспитании и здоровье (духовно-ориентированная психотерапия)».

Сборник научных статей. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 392 с. — (Психология социальных явлений)
ISBN 978-5-9270-0237-5В книге собраны новые работы ведущих специалистов в области психологии личности. Большой раздел посвящен методологии и истории; представлены результаты исследования таких категорий, как здоровье личности, патриотизм, гениальность, взрослость, ответственность, безопасность личности; рассмотрены различные аспекты развития личности (роль отца, матери, подростковые и другие проблемы). Проанализированы и описаны проявления личностного ресурса (в частности, механизма компенсации) у представителей профессий, связанных с принятием ответственности за сложные технические объекты, у участников боевых действий и пр.Сборник адресован психологам, педагогам, философам, широкому кругу читателей.Теоретические и исторические аспекты современной российской психологии личности.
К. А. Абульханова. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта.
В. И. Слободчиков. Категориальный строй постнеклассической психологии человека.
М. И. Воловикова. История и современное состояние исследований в лаборатории психологии личности Института психологии РАН.
А. В. Шувалов. Здоровье личности: методологический и мировоззренческий аспекты.
А. А. Гостев. Патриотизм как духовно-нравственное качество личности.
Е. Н. Холондович. Личность гения.
Актуальные проблемы современной личности.
Н. Е. Харламенкова. Представление о психологической безопасности: возрастной и личностный компоненты.
Н. Л. Александрова, В. В. Фёдорова. Имплицитные теории личности: представления подростков о взрослости.
Е. П. Ермолаева. Личность профессионала в современном мире.
Н. А. Журавлева. Ценностные ориентации личности в современном российском обществе.
Е. Пащенко - де Превиль, Е. Дрозда-Сенковска. Понимание личностью ответственности
в условиях изменяющегося общества.
А. М. Борисова. Психолого-мировоззренческое значение праздника для современной личности.
Ю. В. Ковалева. Регуляция поведения будущего отца как самостоятельный фактор пренатального развития.
Способности и ресурсы личности.
Н. Н. Казымова, Ю. В. Быховец. Особенности жизненной перспективы у респондентов с различной интенсивностью переживания террористической угрозы.
А. Н. Зелянина, М. А. Падун. Личностные характеристики участников боевых действий с различной тяжестью военной травмы.
О. А. Ворона, Т. Ю. Короченко. Личность как регулятор системы профессионально важных психологических свойств (на примере оперативного персонала энергетической отрасли).
Т. В. Галкина. Особенности самооценки личности в зависимости от типа привязанности к матери.
Л. Жербер-Хуснутдинова. Дети с нарушениями социального интеллекта: личность, развитие, коррекция.
Т. А. Будневская, Т. С. Стоделова, Н. Е. Харламенкова. Компенсация неудачи в реализации стремления к автономии в подростковом возрасте.
А. С. Логвиненко, А. Д. Москвин. Различия в представлениях о безопасности у мужчин и женщин разного возраста.