Post л выготский творчество и воображение. Л.С

Основатель отечественной школы психологии Л.С. Выготский рассматривал жизнь как непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» 1 .

Предшественниками Л.С. Выготского в исследовании проблем художественного творчества в отечественной психологии были А.А. Потебня и Д.Н. Овсянико-Куликовский, которых он часто упоминает в своей работе «Психология искусства».

А.А. Потебня, изучая процессы творчества, установил, что движущей силой развития личности и причиной всякого творчества является стремление человека к истине и самовыражению, а окристаллизованная духовность в произведениях искусства снабжает людей силой, освещающей человечеству путь к самосовершенствованию.

Д.Н. Овсянико-Куликовский отмечал, что искусство способствует интимному пониманию людей друг друга, помогает объяснять жизнь, возбуждает вопросы нравственного сознания и дает представление о человеческих идеалах. Социальные эмоции, опосредованные интеллектуально-нравственными эталонами, появляются в произведениях искусства как воплощения Совести. Именно она, бодрствующая в душе художника, является критерием гуманности и человечности и призвана оценивать и направлять жизнь людей в правильном направлении.

Творческой деятельностью всегда создается «нечто новое, все равно, будет ли это созданное... какой- нибудь вещью внешнего мира или... построением ума

" Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1991.

или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (Там же).

Детальный анализ психологии художественного творчества был сделан в работе Л.С. Выготского «Психология искусства».

Признавая заслуги Фрейда в области раскрытия им бессознательных механизмов художественного творчества, Л.С. Выготский далеко уходит от пансексуализма основателя психоанализа и предлагает совершено новую концепцию искусства и природу его воздействия на человека.

В вопросах творчества Л.С. Выготский был не согласен с Фрейдом и критиковал его за приверженность к комплексу Эдипа, из которого, по мнению основателя психоанализа, берет свое начало природа искусства. У общественного человека, по убеждению Л.С. Выготского, существуют и разного рода другие влечения, которые не менее, чем сексуальные, могут определять его поведение. «Искусство, - писал Л.С. Выготский, - никогда не сможет быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого крута жизни социальной. Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как социальное решение бессознательного - вот ее наиболее вероятный ответ».

Самой важной отличительной особенностью искусства, согласно представлениям Л.С. Выготского, является то, что оно своей волшебной силой может преобразовывать темные стороны жизни в светлые произведения искусства, приносящие его поклонникам чувство высокого духовного эстетического наслаждения. «Чудо искусства, - писал Л.С. Выготский, - напоминает евангельское чудо претворения воды в вино.... Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство не может возникнуть там, где есть только

простое и яркое чувство, указывал Л.С. Выготский. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляет искусство 1 . «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Там же. С. 201).

Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсической разрядки аффекта, является прием уничтожения содержания формой. «...Всякое произведение искусства, - писал Л.С. Выготский, - таит в себе внутренний разлад между содержанием и формой, и... именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается» (Там же. С. 273).

На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» Л.С. Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства - композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, именуемое катарсисом. «В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции» (Там же. С. 274).

Творчество - создание новых комбинаций на основе элементов прошлого опыта. В работе «Психология искусства» Л.С. Выготский приводит мысль А.Ф. Лазурского о том, что уже во время чтения и тотчас после него «наступает в уме распадение прочитанного отрывка, комбинация различных его частей с находившимся ранее в уме запасом мыслей, понятий и представлений». И здесь, как справедливо полагает Л.С. Выготский, видна огромная роль работы сознания. Сводить все творчество только к игре бессознательных, на чем настаивал 3. Фрейд, сил было бы неправильно.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работа-ет особенным образом, свойственным именно данной ступени раз-вития, на которой стоит ребенок. Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрос-лого. Отношение к среде, которая своей сложностью или прос-тотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребен-ка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение бо-гаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетре-бовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского, воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

Все это взятое вместе и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Вот почему продукты настоящего творческого воображения ко всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте - у подростков с порой полового созревания - соединяются мощный подъем вообра-жения и первые зачатки созревания фантазии. Далее, авторы, пи-савшие о воображении, указывали на тесную связь между половым созреванием и развитием воображения. Понять эту связь можно, если принять во внимание, что в эту пору у подростка созревает и подытоживается его большой опыт; вызревают так называемые по-стоянные интересы, быстро свертываются интересы детские и в связи с общим созреванием получает окончательное оформление и деятельность его воображения...

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрос-лый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображе-ния и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т. е. чего-то такого, что являет-ся настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают ком-бинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинако-вой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится. Пожалуй, так же сильно, как у взрослого, выражен и реальный эмоциональный корень воображения ребенка; что же касается до двух других форм связи, то надо заметить, что они развиваются только с годами, очень медленно и очень постепенно. С момента встречи двух кривых воображения и рассудка в точке М дальнейшее развитие воображе-ния идет, как показывает линия MN, параллельно линии разви-тия рассудка ХО. То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединив-шись с мышлением, идет теперь с ним в ногу.

«Обе эти интеллектуальные формы, - говорил Рибо, - стоят теперь друг перед другом как соперничающие силы». Деятельность воображения «продолжается, но предварительно преобразовавшись: «то приспособляется к рациональным условиям, это уже не чистое воображение, а смешанное». Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант, и это на чертеже символизирует-ся кривой MNp быстро опускающейся вниз и знаменюущей упадок или свертывание воображения. «Творческое воображение при-ходит в упадок - это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью».

И действительно, там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, там имеет место и воображение. Что в зрелом возрасте часто кривая творческой жизни идет вниз, - это всем известное положение. Рассмотрим теперь ближе эту критическую фазу MX, которая разделяет оба периода. Она, как мы говорили уже, характерна для того переходного возраста, который сейчас интересует нас по преимуществу. Если мы поймем тот своеобразный перевал, который переходит сейчас кривая вооб-ражения, мы получим ключ к правильному пониманию всего процесса творчества в этом возрасте. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно пре-вращается в объективное. «В физиологическом порядке причина такого кризиса - образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом - антагонизм между чистой субъек-тивностью воображения и объективностью рассудочных процессов или, другими словами, между неустойчивостью и устойчивостью ума».

Мы знаем, что переходный возраст характеризуется в целом ряде отношений антитетичностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или переходным: ни возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия. Что деятельность воображения в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается, очень легко заметить на том факте, что у ребенка этого возраста, как массовое явление или как правило, исчезает пристрастие к рисованию. Рисовать продолжают только одиночки, большей частью особо одаренные в этом отношении или побуждаемые к нему внешними условиями вроде специальных занятий рисованием и т. д. Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают удовлетворять, они кажутся ему слишком объективными, он приходит к убеждению, что он не умеет рисо-вать, и оставляет рисование. Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рас-сказам. Двойственность новой формы воображения, которая зарождается сейчас, можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения я этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме - в стихах, рассказе, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей. Развитие это-го противоречивого воображения идет по линии дальнейшего отмирания его субъективных моментов и по линии нарастания закрепления моментов объективных. Обычно очень скоро опять как правило, у массового подростка свертывается и интерес его литературному творчеству, подросток начинает критически относиться к нему, как раньше относился критически к своему рисунку его начинает не удовлетворять недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство. Итак, подъем воображения и глубокое его преображение - вот что характеризует критическую фазу.

В эту же пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешне и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным Проявление того и другого типа воображения и постепенная дифференцировка свойственны именно этому возрасту.

В связи с этим необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Он одинаково может и приводить и уводить человека от реальности Жанэ говорит: «Самая наука, по крайней мере естественная наука, невозможна без воображения. Ньютон с помощью его прозревает будущее, а Кювье - прошедшее. Великие гипотезы, откуда рождаются великие теории, суть детища воображения». Однако Пас-каль со всей справедливостью называет воображение лукавым учителем. «Оно внушает, - говорит Компейре, - гораздо больше ошибок, нежели заставляет открыть истину. Оно склоняет неосторожного ученого оставлять в стороне рассуждения и наблюдения и принимать свои фантазии за доказанные истины; оно отталкивает нас от действительности своими восхитительными обманами, оно, согласно сильному выражению Малебранша, есть баловень, который вносит беспорядок в дом». В особенности переходный возраст очень часто обнаруживает эти опасные стороны воображения. Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного.

Некоторые авторы даже полагали, что развитие мечтатель-ности и связанной с нею отъединенности, замкнутости и погру-жения в себя составляет непременную черту этого возраста. Более точно можно было бы сказать, что все эти явления составляют теневую сторону этого возраста. Эта тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным.

«Если педагог-практик, - говорит Гроос, - желает правильно развить драгоценную способность творческой фантазии, то ему предстоит трудная задача - обуздать этого дикого и пугливого коня благородного происхождения и приспособить его к служению добру».

Паскаль, как уже сказано, называл воображение лукавым учителем. Гёте называл его предтечей разума. И тот и другой были одинаково правы.

Возникает вопрос: не зависит ли деятельность воображения от одаренности? Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к творчеству. Это положение не является правильным, как мы уже пытались разъяснить выше. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.

В детском возрасте встречаемся мы с так называемыми вун-деркиндами или чудо-детьми, которые в раннем возрасте обна-руживают быстрое созревание какого-нибудь специального даро-вания.

Чаще всего приходится видеть вундеркиндов в области му-зыки, есть вундеркинды-художники, которые встречаются реже. Пример вундеркинда Вилли Ферреро, который лет 20 тому назад приобрел мировую известность, обнаруживает необыкновенное музыкальное дарование в очень раннем возрасте. Такой вундеркинд иногда в 6-7 лет дирижирует симфоническим оркестром, исполняя очень сложные музыкальные произведения, виртуозно играет на музыкальном инструменте и т. д. Уже давно отмечалось, что в та-ком преждевременном и чрезмерном развитии дарования есть нечто близкое к патологическому, т. е. ненормальному.

Но гораздо важнее то, почти не знающее исключений пра-вило, согласно которому эти преждевременно созревшие вун-деркинды, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. Типичные особенности дет-ского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях. Это, конечно, не значит, что одаренность или талантливость не проявляется в раннем возрасте. Из биографий великих людей мы узнаем, что часто задатки этой гени-альности проявлялись у некоторых в раннем возрасте.

«Как примеры скороспелости можно привести трехлетнего Моцарта, пятилетнего Мендельсона, четырехлетнего Гайдна; Гендель выступил композитором в 12 лет, Вебер в 12 лет, Шуберт в 11 лет, Керубини, в 13 лет. В пластических искусствах призвание способность к творчеству проявляются заметно позже - средним числом около четырнадцати лет; у Джотто они обнаруживались в десять лет, Ван-Дейка - в десять, Рафаэля - в восемь, Греза -восемь, Микеланджело - в тринадцать, Дюрера - в пятнадцать, Бернини - в двенадцать лет, Рубенс и Иордане - также развились рано. В поэзии не встречается произведения, имеющего некоторое неличное значение раньше шестнадцати лет».

Но от этих следов будущей гениальности еще очень далеко! до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, задолго предвещающие грозу, являются указаниями на будущий расцвет этой деятельности.

Аннотация на главу 1. Творчество и воображение.

Творческую деятельность Л.С.Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [стр.3].

Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

Воспроизводящая деятельность - это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.

Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения.

Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.

Безусловно высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины.

Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

Корни творческого комбинирования можно найти и в играх животных, нередко представляющих собой продукт двигательного воображения, но это лишь только начатки творческого воображения, получившие свое высокое развитие только у человека.

Аннотация на главу 2. Воображение и действительность.

Л.С.Выготский отмечает, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные, и в каждом периоде детства имеет свою форму и далее оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности.

Суть первой формы заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Научный анализ самых фантастических построений (сказок, мифов, легенд, снов и т.п.) убеждает, что самые фантастические создания представляют собой новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты из действительности и подверглись искажающей или перерабатывающей деятельности воображения. Примерами этого служат избушка на курьих ножках, русалка, ученый кот, говорящий сказки.

Воображение способно создавать новые и новые комбинации, комбинируя сначала первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), затем вторично комбинируя уже образы фантазии (русалка, леший) и т.д. Последними же элементами, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, всегда будут впечатления действительности.

Исходя из последнего, Выготский формулирует закон: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. А значит, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство.

Отсюда Выготский делает вывод: чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт.

Следовательно, комбинирующая деятельность является лишь дальнейшим усложнением сохраняющей деятельности. Фантазия опирается на память, располагая ее данные в новые сочетания.

Суть второй формы состоит в связи между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности.

Объясняя это положение, Выготский приводит пример, когда по рассказам историков или путешественников можно представить картину Великой французской революции или африканской пустыни. Здесь творческая деятельность воображения не воспроизводит воспринятое в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации, видоизменяя и перерабатывая элементы действительности, опираясь на уже имеющиеся представления.

Благодаря этому воображение становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего не видел, может выходить далеко за пределы своего собственного опыта, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. Здесь опыт опирается на воображение.

Суть третьей формы заключается в эмоциональной связи между деятельностью воображения и реальностью.

Эта связь, с одной стороны, проявляется в том, что всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому определенному чувству, «подбирая» впечатления, мысли и образы, созвучные владеющему нами сиюминутному настроению. Всякое чувство имеет не только внешнее выражение, но и внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений, что является законом двойного выражения чувств. Образы фантазии служат внутренним выражением наших чувств, дают внутренний язык нашего чувства.

Чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, логикой самих образов. Учитывая эту особенность, психологи выявили закон общего эмоционального знака, когда впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой без всякой очевидной связи по сходству или смежности.

Но, с другой стороны, существует и обратная связь – когда воображение влияет на чувства. Это называется законом эмоциональной реальности воображения. Любое построение фантазии влияет на чувства: само построение может не существовать в действительности или не соответствовать ей (как в иллюзиях), но вызываемое им чувство реально переживается человеком, захватывает его.

Те эмоции, которые вызываются художественными фантастическими образами из книг или театральной постановки, совершенно реальны и переживаются по-настоящему глубоко и серьезно. Психологической основой этого является расширение, углубление и творческая перестройка чувства.

Четвертая форма заключается в том, что фантазия, воплотившись в вещи, начинает реально существовать.

Построение фантазии может быть чем-то совершенно новым, не бывшим в опыте человека и не соответствующим реально существующему предмету, но, воплотившись в вещи, начинает реально существовать и воздействовать на другие вещи (различные технические приспособления, машины или орудия).

Такие продукты воображения проходят определенный круг своего развития: сначала элементы, взятые из реальности, подвергаются сложной переработке и превращаются в продукты воображения, после чего воплощаются и возвращаются, таким образом, к реальности, но уже в качестве новой активной силы, изменяющей эту реальность.

Такой круг может описать и воображение. И здесь для акта творчества задействуются и интеллектуальный, и эмоциональный фактор, т.к. творчеством человека движет как мысль, так и чувство, где мысль дает чувству плоть и системность.

Выготский также отмечает, что художественные произведения могут производить воздействие на общественное сознание людей за счет того, что обладают своей внутренней логикой. Образы фантазии комбинируются не случайно, как в мечтах или сновидениях, а следуют их внутренней логике, которая обусловлена связью, устанавливаемой произведением между своим и внешним миром.

В художественных произведениях часто соединяются отдаленные и внешне не связанные черты, но не посторонние друг другу, а соединенные внутренней логикой.

Аннотация на главу 3. Механизм творческого воображения.

Процесс творчества включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

Накопление материала включает в себя внешнее и внутреннее восприятие, являющееся основой творчества. Это то, что видит и слышит ребенок.

Переработка накопленного материала включает в себя диссоциацию воспринятых впечатлений и ассоциацию.

В процессе диссоциации впечатление, как сложное целое, разделяется на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими и сохраняются, другие забываются.

Умение выделять отдельные черты сложного целого является важным для всей творческой работы человека над впечатлениями. За диссоциацией следует процесс изменения, процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений, свойственный воображению как детскому, так и взрослому.

Преувеличение, обусловленное интересом ребенка к выдающемуся и необыкновенному, вызывающему чувство гордости, связанное с воображаемым обладанием чем-нибудь особенным, позволяет ребенку упражняться в оперировании с величинами, которых не было в его опыте. И это оперирование величинами – меньшими или большими – позволило человечеству создать астрономию, геологию, физику, химию.

Ассоциация же представляет собой объединение диссоциированных и измененных элементов, происходящее на различной основе и принимающее различные формы от чисто субъективного до объективно научного.

Протекание перечисленных процессов (этапов) творческого воображения зависит от нескольких основных психологических факторов.

Первый фактор – потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Выготский пишет: «В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания» [стр.23-24].

Именно потребности или стремления приводят в движение процесс воображения и дают материал для его работы.

К другим очевидным факторам Выготский относит опыт, потребности и интересы, в которых эти потребности выражаются, комбинаторную способность и упражнение в этой деятельности, воплощение продуктов воображения в материальную форму, техническое умение, традиции и др.

Другой, мало очевидный, но важный фактор – это фактор окружающей среды. Внешне кажется, что воображение руководствуется только чувствами и потребностями человека, не зависит от внешних условий и обусловлено субъективными причинами. Но психологический закон говорит о том, что стремление к творчеству всегда обратно пропорционально простоте среды. Изобретение или научное открытие появляются только с моментом создания необходимых материальных и психологических условий. Творчество – это исторически преемственный процесс, где каждая последующая форма определена предшествующими. Именно поэтому в привилегированных классах больше различных изобретателей.

Аннотация на главу 4. Воображение у ребенка и подростка.

Деятельность творческого воображения зависит от ряда различных факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды: опыт, среда и интересы ребенка отличаются от таковых у взрослого.

Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого, и что по мере развития ребенка сила фантазии и воображение идут на убыль. Этому послужили следующие представления: детская фантазия нетребовательна и неприхотлива, в отличие от фантазии взрослого; ребенок больше живет в фантастическом мире, ему свойственна любовь к сказкам, преувеличение и искажение реального опыта.

Однако, известно, что опыт ребенка беднее, его интересы проще, элементарнее, отношения со средой не имеют той сложности, тонкости и многообразия, как у взрослого. Следовательно, воображение ребенка беднее, чем у взрослого. Оно развивается в процессе развития ребенка и только у взрослого достигает своей зрелости.

Воображение начинает созревать по мере приближения к зрелости: в подростковом возрасте соединяются мощный подъем воображения и начало созревания фантазии. Выготский говорит о том, что существует тесная связь между половым созреванием и развитием воображения. У подростка подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление деятельность его воображения на фоне общего созревания.

Основной закон развития воображения формулируется Выготским следующим образом: воображение проходит в своем развитии через два периода, разделенные критической фазой.

В детском возрасте развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся, и именно независимость детского воображения от деятельности рассудка и является выражением бедности фантазии ребенка. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, он доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, у него беднее характер комбинаций элементов действительности, их качество и разнообразие. У ребенка есть только две формы связи воображения с реальностью: реальность элементов и реальность эмоциональной основы воображения. Остальные формы развиваются только с годами.

Переломным моментом в развитии воображения является подростковый возраст, после которого воображение и рассудок тесно соединяются. Деятельность воображения приспосабливается к рациональным условиям и становится смешанным. Однако у многих творческое воображение приходит в упадок под воздействием «прозы жизни», но оно не исчезает совершенно, а делается случайностью.

Критический период в развитии воображения совпадает с подростковым возрастом. Здесь воображение преобразуется из субъективного в объективное. Причина этого с физиологической позиции – образование взрослого организма и взрослого мозга, а с психологической – антагонизм между «субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов», т.е. «неустойчивостью и устойчивостью ума». Как и сам критический возраст, воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поиском нового равновесия. Проявления деятельности воображения детского возраста свертываются под влиянием критического отношения к продуктам этой деятельности: большинство подростков перестает рисовать, у них пропадает интерес к наивным играм более раннего возраста, фантастическим сказкам и рассказам. Зато формой деятельности воображения становится литературное творчество – сочинение стихов и рассказов, которое стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, углублением интимной жизни, формированием своего внутреннего мира, и со временем также приходит в упадок под влиянием все того же критического отношения. Таким образом, критическую фазу характеризует подъем и глубокое преобразование воображения.

В критической фазе выделяется два типа воображения:

  1. пластическое, или внешнее, которое пользуется данными внешних впечатлений, строит из элементов, заимствованных извне, и
  2. эмоциональное, или внутреннее, строящее из элементов, взятых изнутри. Первое можно считать объективным, а второе – субъективным.

Выготский указывает на двойственную роль воображения в поведении человека, выражающуюся в том, что оно может как приводить, так и уводить человека от реальности; оно может быть источником великих теорий, а может и отталкивать от действительности, склоняя к принятию своих фантазий за доказанные истины.

На вопрос о зависимости деятельности воображения от одаренности Выготский отвечает, что с психологической точки зрения, творчество как создание нового является нормальным и постоянным спутником детского развития и присуще всем в большей или меньшей степени. Более того, существует правило, согласно которому вундеркинды по мере своего созревания утрачивают свой талант. Конечно одаренность и талантливость проявляются в раннем возрасте, но это лишь задатки будущей гениальности, от которых еще очень далеко до подлинного великого творчества.

Аннотация на главу 5. «Муки творчества».

Творить трудно, поскольку не всегда потребность в творчестве совпадает с его возможностями, что порождает мучительное чувство страдания. Творчество часто сопряжено с переживанием одновременности желания выразить в слове свое чувство, заразить им другого человека и чувства невозможности сделать это.

Именно стремление воображения к воплощению, как самая важная его черта, есть основа и движущее начало творчества.

Воображение стремится стать творческим: действенным, активным и преображающим то, на что направлена деятельность этого воображения; его построения стремятся воплотиться в жизнь.

Выготский разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение» [стр.35]. Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение – с волей.

Идеал, как построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека.

Аннотацию на главы 1-5 выполнила Сурова Ирина Владимировна

Аннотация на главу 6 Литературное творчество в школьном возрасте.

Л.С. Выготский, начиная рассматривать литературное творчество, сравнивает его с рисованием. Рисование – типичное творчество детей раннего возраста и, особенно дошкольного. Оно стадийное и у большинства детей интерес к нему ослабевает к началу школьного возраста. Его место начинает занимать новое, словесное или литературное творчество, которое и господствует, особенно в период полового созревания у подростка.

Развитие письменной речи отстаёт от развития устной речи детей. Причина этого, главным образом, заключается в различной степени трудности того и другого средства выражения для ребёнка. Когда ребёнок становится перед более трудной задачей (использование письменной речи), он справляется с ней на более низком уровне, проявляя особенности речи, характерные для более младшего возраста.

Трудности в письменной речи, в первую очередь, появляются вследствие того, что она имеет свои законы, отличающиеся от законов устной речи, которые оказываются недостаточно доступными ребёнку.

У младших школьников при переходе к письменной речи отсутствует внутренняя потребность в писании, т.е. ребёнок часто не понимает, для чего ему нужно писать. Поэтому развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более лёгким и успешным тогда, когда ребёнок пишет на такую тему, которая является для него внутренне понятной и побуждающей к выражению в слове собственного внутреннего мира.

Л.С. Выготский цитирует Блонского и Толстого, которые описывают, как, с их точки зрения, следует развивать письменное литературное творчество у детей. Блонский советует выбирать наиболее подходящие для детей виды литературных произведений, а именно: записочки, письма, небольшие рассказы. Обобщая рекомендации Блонского, Л.С. Выготский подчёркивает, что задача заключается в том, чтобы создать у ребёнка потребность в писании и помочь ему овладеть средствами писания. Л.Н. Толстой, описывая свой опыт работы с крестьянскими детьми, говорит: чтобы воспитать литературное творчество у детей, нужно давать им только стимулы и материал для творчества. Л.Н. Толстой предлагает пользоваться четырьмя приёмами:

  • предлагать самый широкий выбор тем серьёзных и интересующих самого учителя;
  • за образцы для детского литературного творчества давать только детские сочинения;
  • во время рассматривания детских сочинений не делать детям замечаний об опрятности тетради, орфографии и, главное, о постройке предложений и о логике;
  • постепенность усложнения тем должна заключаться не в объёме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела – процесса сочинения.

Л.С. Выготский критикует Л.Н. Толстого за его идеализацию детства.

По мнению Л.Н. Толстого только что родившийся ребёнок идеален, а всякое воспитание и обучение не развивает, а портит его.

Л.С. Выготский, напротив, считает неправильным взгляд на совершенство природы ребёнка, а, следовательно, и отрицание смысла и возможности воспитания. Выготский убеждён, что воспитание вообще, и воспитание литературного творчества у детей, в частности, не только возможно, но и совершенно неизбежно. Он подчёркивает, что сам Толстой как раз и занимался воспитанием, направляя процесс творчества детей. И подытоживает: правильное воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребёнке то, что в нём есть, помочь ему развиться и направить это развитие в определённую сторону.

Л.С. Выготский анализирует творчество беспризорных. Словесное творчество у этих детей принимает большей частью формы песен, распеваемых детьми и отражающих все стороны их жизни; оно отличается неподдельной серьёзностью литературной речи, яркостью и своеобразием детского языка, настоящей эмоциональностью и конкретной образностью.

Л.С. Выготский рассматривает связь между развитием литературного творчества и переходным возрастом. В этом возрасте очень важным становится новый фактор полового созревания, полового инстинкта. Из-за этого нарушается ранее найденное равновесие. Характерная черта этого возраста – повышенная эмоциональность, повышенная возбудимость чувства ребёнка. И в этот период именно слово позволяет с гораздо большей легкостью (чем рисование) передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера, а так же – движения, динамику, сложность событий.

Говоря об исследованиях Гизе, Вахтерова и Шнеерсона, Л.С. Выготский обращается к понятию аграмматической речи ребёнка. В этот период у ребёнка в речи отсутствуют указания на связи и отношения между предметами и явлениями. Штерн выделяет эпоху появления придаточных предложений, указывающих на эту связь, в четвёртую, самую высшую, фазу развития детской речи.

Вахтеров провёл анализ детской речи с этой стороны и пришёл к выводу, что вместе с развитием ребёнка растёт и частота употребления косвенных падежей. То же самое обнаруживается и с точки зрения употребления частей речи. Всё это указывает на то, что к двенадцати с половиной годам ребёнок переходит на стадию понимания отношений, которые передаются грамматической формой косвенных падежей.

Приводятся результаты исследований детской устной и письменной речи (Шлаг, Гут, Линне, Соловьёв, Буземан, Ревеш и др.).

Упоминая об опережающем развитии устной речи (по сравнению с развитием письменной), Выготский соглашается с выводами некоторых авторов, которые выделяют три основные эпохи развития детского творчества:

  • 3-7 лет: устное словесное творчество;
  • с 7лет до юношеского возраста: развитие письменной речи;
  • окончание переходного возраста и период юности: литературный период.

Превосходство устной речи над письменной сохраняется даже после окончания первого периода, а переход к письменной речи сразу затрудняет и обесцвечивает детскую речь. Австралийский исследователь Линке отмечает, что 7-летний ребёнок пишет так, как мог бы говорить 2-летний.

Буземан, выделив коэффициент активности в литературном творчестве детей, пришёл к выводу, что устная речь является более активной, в то время как письменная более качественной. Это так же подтверждается фактом, что письменная речь более медленная.

Детскому коллективному литературному творчеству свойственны следующие черты:

  • комбинирующая фантазия
  • эмоциональный подход
  • стремление привести эмоциональное и образное построение во внешнюю словесную форму
  • детское творчество питается впечатлениями, идущими от действительности

Л.С. Выготский сравнивает отношение детского творчества к взрослому творчеству, с одной стороны, с отношением детской игры к взрослой жизни, с другой.

Основываясь на этой аналогии, Л.С. Выготский предлагает развивать и стимулировать детское литературное творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей.

Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.

Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое – в нём еще не разведены отдельные виды искусства. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разделились все остальные виды детского искусства – на детскую игру. Связь детского художественного творчества и игры заключается, по Выготскому, в следующем:

  • ребёнок творит своё произведения в один приём, редко работает над ним долго;
  • нераздельность детского литературного творчества, как и игры, с личными переживаниями ребёнка

Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. И хоть это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ребёнку овладеть человеческой речью.

Аннотация на главу 7. Театральное творчество в школьном возрасте.

Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество или драматизация. Этот вид детского творчества наиболее близок ребёнку по двум причинам:

  • драма основана на действии, совершаемым самим ребёнком и, следовательно, она непосредственно связана с личными переживаниями детей;
  • драма своими корнями связана с игрой и поэтому является наиболее синкретичным видом детского творчества: литературного сочинения, импровизации, словесного творчества, изобразительного и технического творчества детей и, наконец, самой игры.

С точки зрения Петровой, детское драматическое творчество стихийно и не зависит от взрослых. Оно даёт возможность через подражание понять неосознанные душевные движения (героизм, отвага, самопожертвование). Кроме того, эта форма творчества даёт детям возможность вывода своих фантазий во внешний план (чего не делают взрослые).

Петрова говорит, что в процессе детского театрального творчества интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы ребёнка возбуждены, без излишнего напряжения в тоже время его психии.

Л.С. Выготский, указывая на то, что детское театральное творчество не должно сводиться к воспроизведению взрослого театра, говорит о важности самого процесса детского творчества в любой его форме – необходимо, чтобы дети создавали, творили, упражнялись в творческом воображении и его реализации. Эта точка зрения стоит в противовес идеи многих педагогов о том, что данная форма творчества способствует раннему развитию детского тщеславия, неестественности и т.п.

Детский театр не может быть точной копией взрослого, перенесённой в детские условия. Ребёнок должен понимать, что он делает, что он говорит и для чего всё это нужно. Высшей наградой для ребёнка является не одобрение взрослых, а удовольствие от самого процесса, совершённого для себя.

В таком виде творчества, как драматизация, действенная форма изображения при посредстве собственного тела в наибольшей степени отвечает двигательной природе детского воображения и поэтому часто используется как метод преподавания.

Аннотация на главу 8. Рисование в детском творчестве.

Рисование составляет преимущественный вид творчества ребёнка в раннем возрасте. По разным данным на возраст от 10 до 15 лет падает период спада интереса к рисованию, после чего интерес опять возрастает, но только у одарённых детей. Таким образом, по данным Люкенса, рисунки взрослого человека мало чем отличаются от рисунков ребёнка 8-9 лет.

Кершенштейнер, основываясь на данных по своим систематическим опытам, распределил весь процесс развития детского рисунка на 4 ступени, не учитывая при этом стадию каракулей.

1. Первая ступень. Схема. Для рисунков этого периода характерно:

  • схематичность: Человек изображается в виде головонога;
  • рисование по памяти, а не с натуры;
  • изображение в рисунке деталей, важных, по мнению ребёнка, но не всегда необходимых;
  • рентгеновский способ изображения;
  • несообразность и неправдоподобность деталей рисунка.

Селли говорит о том, что дети на этой ступени развития рисования больше символисты, чем натуралисты. В своих рисунках дети выделяют только самые главные (на их взгляд) признаки и ограничиваются их изображением. Психологи сходятся к тому мнению, что на это стадии рисунок является графическим рассказом об изображаемом предмете.

2. Вторая ступень. Возникающее чувство формы и линии. Ребёнок постепенно начинает не только перечислять конкретные признаки предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Для рисунков этой стадии характерно:

  • смесь формального и схематического изображений;
  • большее число подробностей;
  • более правдоподобные детали;
  • отсутствие пропусков.
  • Однако эту ступень нельзя строго отграничить от предыдущей.

3. Третья ступень. Правдоподобное изображение. Здесь схема исчезает, и рисунок приобретает вид силуэта, или контуров. В рисунках ещё отсутствует пластичность, перспектива, но изображение уже реальное. Дальше этой ступени дети редко идут без дополнительного обучения. Это происходит с 11-ти лет, когда начинает выделяться известный процент детей, обладающих определёнными способностями.

4. Четвёртая ступень. Пластичное изображение. Отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.

Казалось бы, что рисование по наблюдению должно быть легче, чем по памяти. Но оказалось, после анализа всех 4 ступеней рисунка, что это не так. Исследователь детского рисунка профессор Бакушинсикй объясняет это следующим образом. На первой ступени на передний план в восприятии выходит двигательно-осязательная форма и тот же способ ориентировки. В этот период важнее действие, а не результат и это действие отличается сильной эмоциональной окраской. Роль зрения в овладении миров всё больше возрастает и подчиняет себе двигательно-осязательный аппарат. В новом периоде ребёнка опять интересует процесс, но теперь это процесс созерцания окружающего мира.

Четвёртая ступень развивается у детей, по данным Кершенштейнера, либо одаренных, либо обучаемых, либо живущих в благоприятной среде. И это уже не спонтанная, не стихийно возникающая деятельность детей. Это творчество, связанное с определёнными умениями и навыками.

Приводятся данные исследования Левинштейна.

Выготский подчёркивает, что развитие детского художественного, как и любого другого творчества должно быть свободным, не принудительным и необязательным.

В переходном возрасте ребёнка не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, ему необходимы определённые навыки. Это проблема двояка – с одной стороны, необходимо культивировать творческое воображение, а с другой, в особой культуре нуждается сам процесс воплощения задуманного на бумаге. Всякое искусство требует определённой техники исполнения, и чем эта техника сложнее, тем интереснее она для детей. Таким образом, развивается любовь к труду у детей и подростков.

Детское творчество проявляется везде, где можно направить интерес и внимание детей на новую область, в которой может проявиться творческое воображение человека.

В заключении Л.С. Выготский подчёркивает важность установки педагогической работы на развитие и упражнение воображения ребёнка, котрые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему.

Аннотацию на главы 6 - 8 выполнила студентка Георгиевская Е.А.

Глава I. Творчество и воображение 3

Глава II. Воображение и действительность 8

Глава III. Механизм творческого воображения 20

Глава IV. Воображение у ребенка и подростка 26

Глава V. «Муки творчества» 33

Глава VI. Литературное творчество в школьном возрасте 36

Глава VII. Театральное творчество в школьном возрасте 61

Глава VIII. Рисование в детском возрасте 66

Приложение 79

Послесловие 87

Заключение

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Перу выдающегося советского ученого-психолога Л.С. Выготского (1896—1934) принадлежат как серьезные научные труды (например, «Мышление и речь»), так и несколько научно-популярных работ (например, «Педагогическая психология»).

Брошюра «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк»-«дна из них. Первое ее издание датируется 1930 г., второе - 1967 г. Почему возникла потребность в третьем издании? Это связано со следующими обстоятельствами. Прежде всего с тем, что в этой брошюре излагаются еще не устаревшие в науке представления о воображении и творчестве. Эти представления, иллюстрируемые доходчивыми примерами, излагаются внятно и просто, что позволяет широкому читателю легко усвоить достаточно сложное их содержание. Вместе с тем в последние годы резко возрос интерес читающей публики, и прежде всего учителей и родителей, к особенностям детского воображения и творчества. И наконец, в нашей научно-популярной психологической литературе мало книг, кото­рые, сочетая в себе глубину содержания с яркостью изложения, могут удовлетворить такой интерес. Надеюсь, что брошюра Л.С. Выготского сможет это сделать.

Следует сказать, что в ее тексте автор использовал многочисленный фактический материал, имеющийся у других психологов, однако своеобразие истолкования психологической природы воображения и творчества, данного в брошюре, внутренне связано с оригинальной теорией психического развития ребенка, создававшейся Л.С. Выготским в конце 20-х годов. Именно благодаря этой теории имя ее автора стало затем знаменитым во всем мире. Основные ее идеи стали фундаментом научной школы Л.С. Выготского, к которой принадлежат многие крупные советские и зарубежные ученые. Одна из главных таких идей связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Несколько глав брошюры посвящены тщательному анализу особенностей и механизма воображения как важной, психической способности человека, ее связи с творчеством. Прежде всего Л.С. Выготский развернуто обосновывает следующие положения, очень важные для психологии и педагогики.

В первом положении последовательно раскрывается значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, - пишет Л.С. Выготский, - все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» (с. 5 настоящего издания).

Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. «И все, что выходит за пределы рутины и чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» (с; 7). Если та понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем, детстве, хотя, конечно, высшие выражения творчества присущи лишь определенной части людей.

Третье положение связано с характеристикой связей воображения (или фантазии) и действительности. Л.С. Выготский убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, от­ражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.

В четвертом положении, подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», - пишет Л.С. Выготский (с. 34).

Все эти положения до сих пор сохраняют свое научное значение. Вместе с тем необходимо отметить, что благода­ря логическим и психологический исследованиям, прове­денным в последние десятилетия, уточнилось понимание общей природы воображения. К тем его особенностям, которые были описаны Л.С. Выготским, добавилась такая новая существенная особенность, как схватывание человеком в образе воображения целостности некоторого предмета раньше выявления его частей. Благодаря этой особенности воображения человек может создавать, например, замыслы своих умственных и предметных действий, осуществлять различные виды экспериментирования и т. п. Опираясь на изложенные выше представления, Л.С. Выготский прослеживает в своей брошюре развитие воображения в детском возрасте, его проявления в литературном, театральном и изобразительном творчестве школьников. При этом подчеркивается, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют свои специфические черты, тесно связанные с объемом и характером житейского и эмоционального опыта ребенка.

Так, в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка прежде всего определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, - пишет Л.С. Выготский, - не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (с. 7). Современные исследования показывают (см. работы Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко; С.Л. Нососеловой и др.), что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий.

Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности. Поскольку, на наш взгляд, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать, то и личность начинает развиваться в дошкольном возрасте.

Л.С. Выготский проводит очень тонкие психологические различия особенностей творческого воображения у детей и подростков, показывая глубокое своеобразие вооб­ражения у последних. При этом рассеивается широко распространенное мнение, будто ребенок имеет более богатое воображение, чем взрослый. На самом деле (поскольку уровень воображения зависит от глубины и широты опыта человека) у взрослого эта психическая способность развита в большей мере, чем у ребенка.

Л.С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (с. 32). Из этого вывода, сформулированного, нашим замечательным психологом, проистекает возвышенная и оптимистическая педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей детей. И очень ха­рактерно следующее замечание Л.С. Выготского: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях» (с. 32).

Значительная часть рассматриваемой брошюры посвящена проблемам художественного творчества школьников. Рассматривая своеобразные, черты их литературного, творчества, Л.С. Выготский специально отмечает, что до него ребенок должен «дорасти», приобрести необходимый личный внутренний опыт, поэтому лишь у подростков можно наблюдать серьезные проявления литературного творчества. Интересно суждение Л.С. Выготского о том большом значении, которое оно имеет для развития воображения подростков и их эмоциональной сферы (см. с. 61).

Соглашаясь с Л.С. Выготским в том, что включение в литературное творчество требует важных психологических предпосылок, можно отметить, что, в соответствии с новыми исследовательскими материалами (см. работы З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной и др.), значительная часть этих предпосылок может появиться у детей еще в младшем школьном возрасте, а не в подростковом, правда, при использовании особых средств введения этих-детей в область литературы.

Большой интерес представляют высказывания Л.С. Выготского о целесообразности правильной педагогической поддержки театрального творчества школьников, о внутренней его связи с актами двигательной драматизации, с предметным Воплощением образов воображения (см. с. 62, 64 и др.). Анализируя вопрос «о затухании» изобразительного творчества в подростковом возрасте, Л.С. Выготский правомерно связывает возможности его сохранения у подростков с овладением ими культурой живописного изображения (см. с. 78). Оригинальны его соображения о необходимости решительной поддержки в школе всего того, что способствует становлению технического творчества детей, вносящего серьезный вклад в развитие их воображения (см. с. 77-78).

Психологический очерк о детском воображении и творчестве, написанный Л.С. Выготским более 60 лет назад, сохраняет свой познавательный потенциал, которым целесообразно овладеть нашим учителям и родителям. Внимательное прочтение этого очерка поддержит в них стремление к организации такого воспитания детей, которое прежде всего будет направлено на развитие их творческого воображения - психологического ядра личности. «Создание творческой личности, - писал Л.С. Выготский, - устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем» (с. 79). С этими словами нельзя не согласиться.

Действительный член АПН СССР В.В. Давыдов

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО ПОДРОСТКА

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Мы согласны с утверждением Вундта, который полагал, что у ребенка вообще не существует комбинирующей фантазии. Это верно в том смысле, что только подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию. У ребенка еще не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознает свою субъективную фантазию как субъективную и объективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в ее истинных пределах.

Как мы уже говорили, разъединение субъективных и объективных моментов, образование полюсов личности и миросозерцания характеризует переходный возраст. То же самое распадение субъективных и объективных моментов характеризует и фантазию подростка.

Фантазия как бы разбивается на два русла. С одной стороны, она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение, напоминающей детскую игру. Как правильно говорит уже цитированный нами психолог, фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенное желание - побудительный стимул фантазии. Наша фантазия - это осуществление желания, корректив к неудовлетворяющей действительности.

Вот почему почти все авторы согласно отмечают такую особенность фантазии подростка: она впервые обращается у него в интимную сферу переживаний, которая скрывается обычно от других людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя. Ребенок не скрывает своей игры, подросток скрывает свои фантазии и прячет их от других. Правильно говорит наш автор, что подросток прячет их как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружит свои фантазии. Именно скрытность фантазии указывает на то, что она тесно связывается с внутренними желаниями, побуждениями, влечениями и эмоциями личности и начинает обслуживать всю эту сторону жизни подростка. В этом отношении чрезвычайно знаменательна связь фантазии и эмоции.

Мы знаем, что те или иные эмоции всегда вызывают у нас определенное течение представлений. Наше чувство стремится быть отлитым в известные образы, в которых оно находит свое выражение и свой разряд. И понятно, что те или иные образы являются

могущественным средством вызывания, возбуждения того или иного чувства и его разряда. Вот в чем тесная связь, существующая между лирикой и чувством воспринимающего ее человека. В этом и заключается субъективная ценность фантазии. Давно уже отмечено то обстоятельство, что, по выражению Гёте, чувство не обманывает, обманывает суждение. Когда мы строим с помощью фантазии какие-либо нереальные образы, последние не являются действительными, но чувство, которое они вызывают, переживается как настоящее. Когда поэт говорит: "Над вымыслом слезами обольюсь", то вымысел он осознает как нечто нереальное, но пролитые им слезы принадлежат к действительности. Таким образом, в фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои порывы.

В фантазии же он находит и живое средство направления эмоциональной жизни, овладение ею. Подобно тому как взрослый человек при восприятии художественного произведения, скажем лирического стихотворения, преодолевает собственные чувства, так точно и подросток с помощью фантазии просветляет, уясняет сам себе, воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения. Неизжитая жизнь находит выражение в творческих образах.

Мы можем, таким образом, сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же самую функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя. Это для себя в уме сочиняемые поэмы и романы, разыгрываемые драмы и трагедии, слагаемые элегии и сонеты. В этом смысле очень правильно Шпрангер противопоставляет фантазию подростка фантазии ребенка. Автор говорит, что хотя подросток и является еще наполовину ребенком, но его фантазия совершенно другого рода, чем детская. Она постепенно приближается к сознательной иллюзии взрослых. О различии между детской фантазией и воображением подростка Шпрангер образно говорит, что фантазия ребенка - это диалог с вещами, фантазия подростка - это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает еще своей фантазии от вещей, с которыми он играет.

Наряду с этим руслом фантазии, обслуживающим преимущественно эмоциональную сферу подростка, его фантазия развивается и по другому руслу чисто объективного творчества. Мы уже говорили: там, где в процессе понимания или в процессе практической деятельности необходимо создание какого-нибудь нового конкретного построения, нового образа действительности, творческое воплощение какой-нибудь идеи, там на первый план выступает фантазия как основная функция. С помощью фантазии созданы не только художественные произведения, но и все научные изобретения, все технические конструкции. Фантазия есть одно из

проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективном аспекте.

Неверно было бы думать, что оба русла в развитии фантазии в переходном возрасте резко расходятся друг с другом. Напротив, как конкретные и абстрактные моменты, так субъективные и объективные функции фантазии встречаются в переходном возрасте часто в сложном сплетении друг с другом. Объективное выражение окрашено в яркие эмоциональные тона, но и субъективные фантазии часто наблюдаются в области объективного творчества. В качестве примера сближения того и другого русла в развитии воображения мы могли бы указать на то, что именно в фантазиях подросток впервые нащупывает свой жизненный план. Его стремления и смутные побуждения отливаются в форму определенных образов. В фантазии он предвосхищает свое будущее, а следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению.

Выготский Л. С. Педология подростка // Собр.
соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 217-219.


Обратно в раздел