Перестать переживать из за оценок. Как правильно реагировать на оценки ребёнка: мнение психолога

Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.

Шаги

Часть 1

Сохраняйте спокойствие

    Позвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.

    Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.

    На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!

    • Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – "Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!" – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: "Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?"
  1. Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.

    • Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.

Часть 2

Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
  1. Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.

    • Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем:
      • Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
      • Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
      • Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
  2. Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.

    Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.

    • Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.

Часть 3

Успех в следующем тесте
  1. Занимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.

    Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.

    Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала. Одну шестую часа вы можете потратить на то, чтобы пройтись, поиграть с собакой или позвонить вашему другу и посочувствовать ему, прежде чем возвращаться к учебе.

    Сделайте тренировочный тест перед реальным тестом. Тренировочные тесты – отличное решение, если вы сможете их раздобыть. Они дают вам хорошее представление о проблемной области ваших знаний и о том, над чем вам нужно еще поработать. Практика – путь к идеальному результату.

    Постарайтесь не зубрить. Если вы можете обойтись без зубрежки, лучше от нее отказаться. Она изматывает, ухудшает ваше понимание материала и иногда снижает вашу уверенность в своих силах.

    Хорошо выспитесь перед контрольной. Исследования показали, что каждый потерянный час ночного сна увеличивает уровень стресса на 14%. Это не кажется такой уж проблемой до тех пор, пока вы не увидите, насколько стресс влияет на вашу успеваемость. Так что хорошо высыпайтесь как минимум несколько ночей перед важной контрольной, чтобы дать вашему телу максимальные шансы на успех.

    Хорошо позавтракайте утром перед тестом. Ваш мозг и ваше тело требуют топлива для того, чтобы хорошо справиться с контрольной. Так что отличный завтрак – важный приоритет, который не стоит упускать из виду. Попробуйте несладкие каши, цельнозерновую выпечку, йогурты и мюсли, овсянку и свежие фрукты, чтобы дать вашему телу необходимую энергию для прекрасных результатов.

К маю родительская тревога по поводу школьной аттестации достигает апогея. Дети уже устали от занятий и думают о каникулах. Взрослые устали ещё больше: позади тяжелая зима, бессонные ночи, подготовка детей к контрольным… И вот, когда перед концом учебного года остался последний рывок, нервы начинают сдавать.

«Летидор» попросил психолога Алину Алексанянц рассказать родителям, как справиться со своими эмоциями и что действительно важно сделать, если беспокоят оценки школьника.

Апрель в самом разгаре, не за горами май. И, конечно, на детей градом сыпятся оценки, оценки, оценки... За четверть, а потом за год.

В наше время школьники чаще слышат от родителей: «Неважно, какие оценки ты получаешь, важны знания». Но детские четверки, тройки, а тем более двойки продолжают оставаться для взрослых красной тряпкой для быка. Как же пережить годовую аттестацию?

Оценка - сильный раздражитель для родителя. Она вызывает эмоции. Пять - прекрасно, радость, два - разочарование, недовольство.

Реагировать на оценки - значит, закреплять зависимость от них, повышать их важность.

Не реагировать - проявлять безразличие и пускать всё на самотёк. Оба варианта, как правило, родителей не устраивают. Что же делать?

Вернуться к знаниям, которые получает ребёнок.

Как только вы будете смотреть на знания, а не на оценки, ваше восприятие изменится. Каждая оценка будет хороша, потому что она показывает срез знаний, практических навыков (хотя нужно помнить, что и это относительно). Ребёнок может получить двойку вовсе не из-за того, что не выучил тему. В момент ответа он мог плохо себя чувствовать или переживать, например, из-за ссоры с другом или из-за ссоры между родителями. В конце концов, он мог устать и отвлечься. Как же родителям правильно реагировать на разные оценки?

Пять - хорошая оценка, говорит о том, что ученик здорово разобрался в материале. Ему помощь, как правило, не нужна.

Четыре - хорошая оценка, говорит о том, что ребёнок разобрался в материале, но что-то не понял или отвлекся на уроке. Здесь позиция родителя такова: «Если нужна помощь - я здесь».

Тройка - хорошая оценка, говорит о том, что в этой теме нужно еще разбираться, материал не усвоен. Позиция родителя: «Какая нужна помощь?».

Двойка - хорошая оценка, говорит о том, что эта тема пролетела мимо или у школьника есть сложности, которые связаны не только с учебой. Ваша реакция: «Я готов тебе помочь».

Когда родители начинают видеть что-то помимо оценок в дневнике, предметом разговора становятся сама учеба и знания, которые получает или не получает ребенок, поиск причин не усвоенных знаний и нахождение способов исправить положение.

Пусть школа не портит ваши отношения. Школьные годы заканчиваются, а отношения - на всю жизнь.

Читайте в другой нашей статье, как сделать так, чтобы ребёнок учился в школе с удовольствием .

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Как бы ни было тяжело, больно, обидно, неприятно, страшно в любой ситуации следует на минутку остановиться, успокоиться, посмотреть на проблему со стороны. Возможно, то, что минуту назад выводило из равновесия, сейчас окажется решаемо.

Постоянно переживать о насущных проблемах нельзя — это загоняет человека в рамки депрессии, отчаяния. Одно дело — нервничать по пустякам, совсем другое — волноваться о жизни, здоровье, жилье, близких.

Раздражаться и злиться по любому поводу категорически запрещено, ведь срывы и агрессия не помогут в решении проблемы. Лучше решать вопрос с холодным умом и твердой рукой.

Не каждый может похвастаться уравновешенным характером, потому на помощь придет подборка психологических приемов и несколько методик аутотренинга, которые помогут стать спокойным и быстро найти выход из сложившейся ситуации.

Человек, имеющий большой жизненный опыт, знает, как перестать нервничать в стрессовых ситуациях.

Есть разные способы отпустить ситуацию:

  • разговор по душам;
  • общение с домашними животными;
  • сон и отдых;
  • медитация;
  • ванна с маслами или контрастный душ;
  • вкусная любимая еда, кофе с шоколадкой;
  • изменение привычного окружения: прогулка в парке, пробежка по лесу, поход на выставку;
  • занятие любимым делом: вышивка, рисование, рукоделие.

Смена обстановки, занятие приятным делом поможет снять нервное напряжение.

Чтобы укрепить нервную систему, добавьте в свою жизнь йогу, медитацию, чтение художественной литературы, прослушивание классической музыки, развитие в себе индивидуальности. Уверенному в себе, развитому духовно и морально человеку проще преодолеть стресс. Такой человек не станет накручивать себя в рядовой жизненной ситуации, для решения которой хватит всего лишь опыта и мудрости.

Стресс может возникнуть в разных ситуациях:

  • перед выступлением. Волнение понятно, ведь нужно донести информацию, заинтересовать слушателя, быть готовым к вопросам или изменению темы выступления. Для решения вопроса нужно именно это — хорошо подготовиться, изучить тему, иметь ухоженный вид, чтобы с первого взгляда производить на аудиторию впечатление уверенного в себе человека;
  • за рулем машины. Новичку нужно успокоиться и понять, что опыт приходит с годами, а каждая поездка за рулем приносит новые знания, которые важны для покорения новых жизненных дорог;
  • в онлайн-играх. Поймите, что без игры жизнь не остановится. Реальный мир не зависит от выигрыша или проигрыша. Это поможет справиться с неудачным игровым днем;
  • перед свиданием. На самом деле, переживания по этому поводу беспочвенны и по-детски наивны. Раз вас пригласили на свидание, значит, вы нравитесь таким, какой вы есть сейчас, поэтому, не стоит сильно переживать, что вы кому-то не понравитесь;
  • перед родами. Сложно убрать волнение при приближении сроков рождения малыша, но именно здесь будущая мама должна проявить свою силу духа, помочь своему малышу родиться на свет;
  • из-за мужа или любимого мужчины. Женщина не должна терпеть обиды и унижения. Вместо слез, стресса и срывов лучше попробовать изменить жизнь, отношение к самой себе, своим привычкам, вкусам;
  • из-за девушки или парня. Если вы дороги друг другу, нужно немного остыть, поговорить. Возможно, будет найден компромисс, и отношения перейдут на новый уровень;
  • перед операцией. Когда опасения страшны, но без операции не выжить, остается искать хороших врачей и бороться за свою жизнь;
  • из-за кредита. Важнее здоровья нет ничего. Поэтому волнения о сумме долга, покажутся незначительными по сравнению с ценой человеческой жизни;
  • из-за соседской музыки. Не начинайте избивать батареи сразу после первых нот за стеной. Попробуйте донести до соседей, что громкая музыка доставляет вам дискомфорт. Возможно, они сразу вас поймут и прислушаются.

Многие не знают, как перестать нервничать на работе, и доводят себя до срывов или депрессии.

Чтобы не прослыть скандалисткой или скандалистом, нужно прекратить потакать своей дурной привычке решать проблемы голосом. Очевидно, если не начать работать над собой, коллектив может отвернуться от «нервного элемента общества». Тогда решать проблемы, делиться новостями и общаться будет просто не с кем.

На новой работе человеку дается шанс проявить свои лучшие качества с учетом жизненного опыта, знаний. Поэтому не стоит бояться новой работы, надевать на себя маску «Незнайки» или «Новичка». Чтобы избавить себя от стрессов и волнений, нужно смело идти по жизни.

Студенты со стажем знают, как перестать нервничать перед экзаменом — нужно написать парочку шпаргалок. Даже если на экзамене не удастся ими воспользоваться, в памяти останутся основные моменты. Потом, каждому студенту известно правило, что повторенье — мать ученья! В ночь перед экзаменом пролистайте записи, а утром смело идите на защиту своих знаний.

Беспокоиться и нервничать до слез перед экзаменом нельзя — пожалейте свое сердце.

Если впереди вас ждет экзамен по вождению, стоит разделить вопросы планомерно, на каждый день. Систематичность, четкость и порядок придадут уверенности в себе, а это гарантирует 80% успеха.

Самочувствие женщины при беременности иногда не радует. Но волноваться по этому поводу не стоит, ведь токсикозы, изменение гемоглобина в крови, изжога, недомогание для беременной женщины являются довольно частным явлением.

Во время беременности женщине нужно больше положительных эмоций, хорошее дружеское окружение близких и любимых людей, надежный опытный врач-гинеколог, а еще вера в себя.

Нет стрессам из-за оценок!

Волнение родителей из-за оценок детей вполне оправдано, ведь без знаний и хорошего аттестата так сложно поступить в хороший вуз. Но разве своими криками и нервами можно сделать ребенка умнее? Если постоянно превращать вечерние часы в разбор полетов, желания учится у ребенка больше не станет.

Намного полезнее будет оказать помощь во время учебы, в десятый раз объяснить простое правило, а потом выйти на кухню, закрыть глаза и мысленно осыпать себя лепестками роз!