Огранка драгоценных камней: Классические виды клиньевой огранки. Обработка и огранка драгоценных камней

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.

Когда возникает желание приобрести такой красивый самоцвет, как топаз, всегда появляются вопросы: сколько стоит натуральный камень, от чего зависит его цена и почему один стоит дороже, а другой дешевле. Мы поделимся с вами базовым знаниями о качествах этого минерала, чтобы вам стало ясно, как оценить топаз.

Одним из примечательных естественных свойств топаза является его способность изменять цвет. Топаз имеет кристаллическую структуру, но отличается от многих кристаллов тем, что изменяет цвет не по причине нахождения в нем посторонних примесей, а потому, что его кристаллы имеют погрешности в конструкции их решетки. Современные специалисты освоили технологии изменения окраски топазов путем их нагревания до определенных температур, а также с помощью интенсивного облучения рентгеном. Если топаз нагреть, он может совсем обесцветиться и стать прозрачным, а если подвергнуть его радиоактивному воздействию, он приобретет густую и насыщенную окраску.

Критерий стоимости - цвет камня

Прозрачные камни стоят в соответствии с определенными критериями. Это масса камня, качество его огранки, сам цвет и чистота кристалла. Цвет и происхождение камня стоят на первом месте. Очень высокий спрос существует на камни желтых, розовых и оранжево-красных цветов.

Следует иметь в виду, что топазы ярко-красного цвета в естественных условиях почти не встречаются, поэтому их общепринятая цена является очень высокой. Поскольку покупатели часто спрашивают именно редкие кристаллы, умельцы впадают в искушение и начинают думать о том, как изготовить их имитацию. Таким образом на рынке и появляются всевозможные подделки - как хорошие, так и плохие.

Поэтому не лишним будет обучиться тому, как отличать настоящий от рукотворного, или попросту поддельного. Например, натуральный розовый топаз будет стоит гораздо дороже, чем камень такого же цвета, но выведенного искусственным путем.

Что представляют собой императорские топазы

Как камням придаются искусственные оттенки

Это может показаться странным, но любой розовый экземпляр, даже если цвет его сделан искусственным путем, стоит дороже, чем естественный голубой - несмотря на то, что кристаллы холодных цветов более долговечны. Это говорит о том, что редкость розового цвета топазов вообще вместе с технологическими усилиями (в человеческом понимании) оказывается дороже природной красоты.

Но это превосходство в цене присутствует только в том случае, если искусственно-розовый топаз имеет вес до определенных цифр. Если камень весит максимум 10 карат, перекрашивать его есть резон, и цена на него поднимется во много раз. Но если камень весит больше, такие манипуляции могут ему навредить - по причине того, что для более крупных камней часто характерно неравномерное распределение цвета, либо просто обесцвечивание. По этой причине большие топазы чаще окрашивают в голубые тона: они более стойкие и надежные.

В Таиланде розовый топаз в 10 карат стоит от 10 до 15 долларов, а голубой (например, синий, который называют лондонским) стоит всего 5-10 долларов за один карат. Небесно-голубые и швейцарские голубые кристаллы стоят в Таиланде гораздо дешевле.

Бесцветные кристаллы перед продажей подвергаются искусственной коррекции цвета, потому что природные оттенки могут быть не такими яркими и выразительными (серыми, буроватыми или грязно-молочными). Считается, что из таких камней невозможно сделать никаких украшений, но и у них тоже есть верные поклонники, готовые купить их без всякой обработки.

Бесцветные топазы еще называются белыми. Среди них особую ценность имеют экземпляры с причудливыми объемными рисунками. Рутиловые иглы, создающие такие узоры, могут располагаться внутри кристалла хаотично или, наоборот, в определенном порядке, создавая тем самым изумительные зрительные эффекты.

Яркие топазы - самые дешевые

Не секрет, что среди неискушенных покупателей большой популярностью пользуется недорогой, но очень красивый , получаемый с помощью магнетронного напыления металлическими частицами. Специально для этого был изобретен прибор, который называется магнетрон. Это генератор электромагнитных колебаний сверхвысокой частоты. На камень направляется мощное излучение, которое «впаивает» металлические молекулы в кристаллическую поверхность камня. В результате такого воздействия световой поток разлагается на границах сред, и получается прекрасная картина оттенков всего цветового спектра.

Стоят такие камни недорого, всего пять долларов за один карат - отчасти по той причине, что результат обработки магнетронным излучателем недолговечен. Совестливые и знающие продавцы сразу настоятельно рекомендуют не оставлять «мистический» топаз в местах прямого солнечного цвета, потому что его цвета могут поблекнуть.

Блеск и прозрачность кристаллов

И то, и другое создает привлекательность украшения ничуть не меньше, чем цветовой показатель. Если при обработке кристалла использовались хорошие полировочные и шлифовальные материалы, он будет выглядеть гладким.

Чистота кристалла, особенно привлекающая внимание покупателя, часто тоже создается рукотворными средствами. Многие камни, добытые в естественной среде, не имеют такой прозрачности: обычно они на просвет полупрозрачны, как будто налиты молоком или сливками. Однако с помощью современной обработки люди научились «управлять» кристаллической решеткой топаза так, чтобы камень приобретал полную прозрачность.

Но если такой прозрачный топаз повторно нагреть, к нему может вернуться его природная мутноватая дымка. Именно поэтому «мистические» топазы и другие обработанные виды камней нельзя оставлять в местах, где присутствует прямой солнечный свет.

Как видите, топазы бывают разные - как природные, так и те, которым волей человека был передан тот или иной цвет. Безусловно, это дело вкуса. Кому-то нравятся более холодные и естественные оттенки, а кто-то является поклонником недорогого, но удивительно красивого мистик-топаза, который «боится» солнечного света. Иногда цветовая обработка выполнена настолько мастерски, что назвать такие изделия подделками просто нет желания. Многие кристаллы доступны по цене, и при желании можно подобрать камень любого типа - за исключением тех экземпляров, которые и по сей день являются самыми редкими.

Обработка и огранка драгоценных камней известна миллионы лет. Если драгоценные камни не подвергают никакой обработке, то только потому, что и в первозданном виде они настолько хороши, что люди хотят сохранить их природную красоту. Или потому, что люди верят, будто вмешательство человека может отрицательно повлиять на силу, энергию или на душу драгоценного камня.

Однако в подавляющем большинстве красота драгоценных камней может быть выявлена более ярко благодаря творческой фантазии и мастерству профессионалов. По мере того как совершенствовались навыки обработки камней и техническое оснащение, возможности скульпторов, резчиков по камню, гранильщиков драгоценных камней и ювелиров значительно расширились, но цель осталась неизменной - работать с природным материалом так, чтобы стали видны все его лучшие качества.

Превращение найденного минерала (куска породы, кристалла или его фрагмента) в конечный продукт - сверкающий драгоценный камень - зависит от искусства гранильщика. Выбираемые им приемы обработки и огранки драгоценных камней определяются, прежде всего, оптическими и физическими свойствами минерала, а также зависят от его формы и состояния.

Не ограненные и ограненные драгоценные камни

Разноцветные или цветные, непрозрачные или полупрозрачные камни, имеющие большое количество включений или повреждений, как правило, превращают их в бусины или, с помощью обработки, придают им форму кабошона. Кабошон - это форма с выпуклым полированным верхом и плоским неполированным низом, которая имеет очертания овала или круга. Это, довольно простейшая и старейшая форма огранки камней , используемая для выявления таких оптических эффектов, как радужность, игра цвета, «кошачий глаз» и астеризм.


Большую часть прозрачных драгоценных камней подвергают огранке. Камни разрезают и полируют так, что у них образуется несколько полированных поверхностей (фасетов). Углы и количество граней между ними рассчитывают на основании специальных математических формул, так что грани работают подобно зеркалам, благодаря которым в камень попадает и отражается от него максимальное количество света.

Правильно ограненный кристалл способен наилучшим образом продемонстрировать всю игру цвета и роскошный, сверкающий блеск. Однако обычно, чтобы достичь максимального баланса между этими характеристиками, приходится идти на компромисс, в результате чего и достигается конечный облик камня. Иногда бывает необходимо сохранить максимальный вес камня, ибо именно от веса зависит его цена.

История огранки алмазов

Среди драгоценных камней алмазы всегда занимали особое место. Алмазы - самые твердые камни, и их обработкой и огранкой занимаются мастера-гранильщики, которые специализируются исключительно в этой области, а нередко даже на какой-то одной стадии процесса огранки и полировки алмазов .

Самая ранняя огранка алмазов , возможно, заключалась лишь в удалении вершины октаэдрического и называлась точечной огранкой. Другой вариант ранней огранки, которая называется огранкой со срезом, предусматривал превращение вершины октаэдра в так называемую площадку - плоский квадратный фасет.


Этот вид огранки был популярен в Средние века. По мере того как совершенствовалась техника огранки, появились новые ее варианты и начали полировать фасеты. Огранка розой - плоская база и верхняя часть, образованная треугольными фасетами, - появилась в XIV веке.

Самой популярной огранкой алмазов является бриллиантовая огранка. Первой бриллиантовой огранкой была одинарная огранка: самая большая грань, так называемая площадка, окружена 8 фасетами меньшего размера на коронке (коронкой называется верхняя часть камня) и 8 фасетами на павильоне (павильон - это нижняя часть камня).

В XVII в. на основе этой огранки возникла двойная огранка , или огранка Мазарини , включающая по 16 граней коронки и павильона, верхнюю площадку и маленькую нижнюю грань - колету. Тем временем число фасетов продолжало расти. К середине XVII в. появилась тройная огранка , или огранка Перуцци ; в разных вариантах огранки, включая бразильскую и лиссабонскую, количество фасетов (с учетом колеты) достигло 58. Столько же фасетов сохраняется и в современной бриллиантовой огранке, появившейся в двадцатых годах XIX веке вместе с механической обработкой камней.

Бриллиантовая огранка

Пропорции современной бриллиантовой огранки разрабатывались многими гранильщиками, среди которых самым известным был Генри Морс, открывший в 1860 г. в Бостоне (США, штат Массачусетс) первую фабрику по обработке . С тех пор появилось немало других вариантов огранки , включая и круглую бриллиантовую огранку Марселя Толковски, в книге которого «Конструкция бриллианта» («Diamond design», 1919) проанализированы и систематизированы оптические свойства алмазов и предложены способы обработки, обеспечивающие их максимальный блеск и сверкание.

Бриллиантовая огранка используется также при обработке драгоценных камней. Различные варианты бриллиантовой огранки разрабатываются, и по сей день в соответствии со стандартами Скандинавской номенклатуры бриллиантов (SCAN DN Cut) и Международного алмазного совета (ЮС).

Фантазийная огранка

Виды фантазийной огранки - овал, «панделок» и «маркиза» («челночок») - представляют собой варианты круглой бриллиантовой огранки и дополняют треугольную, гексагональную, пентагональную и ромбовидную огранку. Развитие компьютерных и лазерных технологий приводит к тому, что на рынке появляются новые стили, включая компьютерные схемы огранки, а также драгоценные камни, обработанные лазером.

Ступенчатая огранка

Назначение ступенчатой огранки не столько в том, чтобы создать сверкающий камень, сколько в том, чтобы показать его цвет. Двоили трехцветные драгоценные камни и обрабатывали таким образом, чтобы при взгляде через площадку, прежде всего, был виден их лучший цвет. и другие драгоценные камни, которым присуща неравномерная окраска, ориентируют таким образом, чтобы полосатость была, параллельна ступеням огранки и ее нельзя было увидеть через площадку. Если у кристалла есть область более интенсивной окраски, лучше всего расположить камень так, чтобы она оказалась в его основании, в глубине павильона. Тогда при взгляде через площадку интенсивным цветом будет залит весь камень.


Ступенчатая огранка является таким видом огранки, при котором фасеты располагаются друг над другом, форма верхней площадки - многоугольник, а боковые грани имеют форму трапеций или равнобедренных треугольников. Число фасетов определяется размером камня. У таких хрупких камней, как , углы легко откалываются, во избежание этого в процессе огранки их обычно срезают. Такая огранка называется изумрудной, или модифицированной ступенчатой огранкой. Если срезаны все углы, камень по своим очертаниям приближается к правильному восьмиграннику, и такую огранку можно назвать октагональной.

Огранка «кушон» и смешанная огранка

Огранка кушон обычно используется тогда, когда нужно максимально сохранить вес исходного кристалла. Огранка «кушон» - это вариант бриллиантовой огранки со скругленными углами. Смешанная огранка позволяет добиться лучшего сочетания цвета камня и его сверкания, что достигается разной огранкой фасетов коронки и павильона. Наиболее распространенный вариант смешанной огранки - это сочетание бриллиантовой огранки коронки и ступенчатой огранки павильона.

Стадии огранки алмазов

Четыре главных центра обработки алмазов находятся в Антверпене, Мумбай (бывшем Бомбее), Нью-Йорке и Тель-Авиве. Хотя сегодня большую часть этой работы выполняют компьютеры, сохраняется потребность в глазе эксперта, который мог бы оценить, как продвигается дело, точность выполнения всех операций и внешний вид обработанного драгоценного камня . За каждой стадией этого процесса наблюдают особые специалисты.

Стадия 1 . С учетом недостатков исходного камня или содержащихся в нем включений, его веса и качества в целом специалист решает, как лучше всего использовать естественную форму кристалла. Перед дизайнером может стоять задача получить максимально большой камень или несколько меньших по размеру камней с большим общим весом.

В том, что касается количества и величины камней, которые могут быть получены из исходного кристалла, и конечного выхода ювелирных камней, дизайнеру всегда приходится идти на компромисс. Качество и стоимость обработанного алмаза определяются четырьмя основными параметрами: цветом, огранкой, чистотой и весом.



Стадия 2 . После принятия решения об оптимальном использовании исходного кристалла его распиливают. Сегодня на фабриках алмазы распиливают лазерами, которыми управляют компьютеры.

Стадия 3 . Первый этап огранки октаэдрического кристалла алмаза может заключаться в удалении его вершины с использованием вращающегося диска, покрытого абразивным алмазным порошком. Алмаз может быть также расколот пополам. Чтобы расколоть алмаз, его закрепляют в специальном медном зажиме и наносят на него неглубокую канавку, в которую помещают стальное лезвие. Затем по лезвию ударяют железным стержнем, и алмаз раскалывается.


Стадия 4 . Алмазу придают округлую форму обработкой на чугунном шлифовальном круге, покрытом абразивной алмазной пастой, который называется «баклуша». В результате этой обработки (так называемой правки алмазов) камни становятся похожи на покрытое инеем оконное стекло. В конце этой стадии становится заметным рундист - самая широкая часть камня, отделяющая его верхние фасеты (коронку) от нижних фасетов (павильона).

Стадия 5 . Затем с помощью «баклуши» наносятся фасеты: сначала площадка, а затем фасеты основания. Фасеты наносятся и полируются в определенном порядке: сначала главные фасеты павильона, колета, фасеты, примыкающие к верхней площадке, фасеты, лежащие над рундистом, и, наконец, фасеты под рундистом.


Стадия 6 . Завершающая стадия обработки заключается в том, что гранильщик добавляет 24 фасета коронки и 16 фасетов павильона. Общее количество фасетов становится равным 58, включая колету. Затем начинается процесс полировки с помощью тонкодисперсного абразивного алмазного порошка; процесс этот имеет несколько стадий. После этого камень готов, и его можно вставить в кольцо или в любое другое ювелирное украшение.

Относится к полудрагоценным камням. Хотя есть среди топазов камни с именами, знаменитые экземпляры по праву считающиеся драгоценными камнями. Согласно легенде, этот драгоценный камень был обнаружен на острове Топазон, находящемся в Красном море неподалеку от Эфиопии. А первооткрывателями самоцветов были моряки, потерпевшие кораблекрушение около туманного острова. Именно этот участок земли, где впервые был найден минерал, и дал название камню.

Сегодня слезы ангела , так еще называют топаз, привлекают внимание ювелиров и дизайнеров одежды. Украшения с топазом радуют нас своей неповторимостью. Самые именитые модельеры используют сверкающие россыпи в своих коллекциях, ими украшают предметы гардероба и даже обувь. Такие стильные новинки – мечта любой модницы.

Топаз: физические свойства

Согласно показаниям шкалы Мооса, твердость топаза равняется 8. Этот минерал с большим удельным весом, а плотность его составляет 3,5. Высокие значения плотности и твердости означают, что его можно поцарапать, разве только алмазом, а на хрустале или кварце он сам может оставить след. Топаз имеет блеск и слегка похож на горный хрусталь. Сами по себе кристаллы топаза правильной геометрической формы и огранку обычно исполняют в виде ромбической призмы, пирамиды. Сам минерал может быть либо мелкозернистым, либо залегать в виде крупных частиц, вес которых достигает десятки килограмм.

Еще одно физическое свойство топаза – способность к электризации, происходит это в результате трения, сжатия и нагревания. Сила явления напрямую зависит от условий произрастания, некоторые топазы достаточно просто сжать пальцами или слегка потереть чем-либо о грань, и в веществе возникнет разность напряжений. Некоторые природные топазы содержат газовые включения, которые в виде пузырьков или трещинок располагаются внутри.

Какого цвета может быть топаз?

Натуральный фторсиликат алюминия бесцветен , но если в его кристаллическую структуру вклиниваются посторонние элементы, например, железо, титан, хром или ванадий, он приобретает легкий оттенок. Такие примеси становятся причиной появления розовой, голубой, желтой или полихромной окраски. Но в природе также встречается разновидность очень темного винно-красного камня, напоминающего рубин. Самыми редкими считаются фиолетовые камни. Цвет топаза чистый и глубокий, этим он отличается от других полудрагоценных камней.

Несмотря на то, что именно цветные топазы ценятся более всего, у них есть одна особенность, являющаяся основополагающим фактором условий их хранения. Под воздействием интенсивного ультрафиолетового излучения топазы «стареют», этот термин подразумевает полное обесцвечивание. Таким образом, ювелирные изделия с топазом лучше не оставлять на пересечении прямых солнечных лучей. К счастью, после пребывания в абсолютной темноте окраска топаза может восстанавливаться.

Не только топаз обладает желтой модификацией, но и другие минералы, например, цитрин , который часто маскируется под своего полудрагоценного и достаточно твердого аналога. А это не что иное, как обычный кварц. Только опытные ювелиры могут находить отличия. Естественно, химическую природу кристаллов точно определяют физико-химическим путем. К тому же, топазы, в отличие от цитринов, славятся медовой насыщенной окраской. Главное отличие этого минерала – уникальные оптические характеристики.

Самые известные месторождения топаза

Месторождения топазов встречаются по всему миру, в зависимости от места расположения и условий произрастания изменяется их химический состав, а значит и цвет. Камни, найденные на поверхности, подвержены интенсивному влиянию солнечных лучей, поэтому они всегда бесцветны. Чем глубже залегает месторождение, тем интенсивнее окраска камней.

Большие драгоценные залежи на сегодняшний день найдены на острове Шри-Ланка, в Индии, Бирме, Японии, Монголии, Великобритании, США, Мексике, в некоторых странах Европы. Но самые качественные и дорогие разновидности добывают в Бразилии. Раскопки находятся в Оуро-Прету и Диамантине. Всемирно известный источник – шахта Минас-Жерайс, именно здесь добывают кристаллы гигантских размеров. В России месторождения сосредоточены в разных местах: на Урале, в Якутии, Забайкалье и в Сибири. Наибольшую ценность представляет продукция винно-желтого, розового, темно-красного и фиолетового цветов, которую находят по берегам рек Каменки и Санарки.

Сколько стоит топаз?

Как и все драгоценные камни, топазы измеряют каратами. Их цена варьируется в широких пределах и начинается с 5 долларов за карат. Лидируют по стоимости красные топазы, похожие на рубины, цена за карат подобной роскоши равна 700 долларов. Розовато-желтые сверкающие камни, найденные в Бразилии, также ценятся дороже остальных, цена за один карат варьируется в пределах 100-300 долларов. Самые доступные – бледно-голубые и бесцветные камешки, хоть они не менее качественные и красивые.

Поскольку структура топаза допускает большой диапазон изоморфных замещений, то при определенных условиях можно вводить в кристаллическую решетку различные добавки. В частности, в бесцветный от природы кристалл вводят небольшие количества титана и гидроксильных групп, при этом он становится розовым. Но отличить искусственно подкрашенный камень от получившего окраску естественным путем невозможно.

Существует также способ облучения, который насыщает нежно-голубые кристаллы дополнительными дефектами и придает им более насыщенный синий цвет. Эти камни очень красивы и считаются воплощением небесной голубизны или сочности аквамарина . Подобная продукция маркирована особыми наименованиями: голубые известны, как «Sky Blue» , темно-голубые – «Swiss Blue» , а темно-синие – «London Blue» .

Виды огранки топаза

Топаз иногда используют в первозданном необработанном виде, что свойственно далеко не всем полудрагоценным камням. Природа закладывает свою удивительную огранку, которая выглядит богато и красиво. Но камни также и обрабатывают, им придают бриллиантовую, изумрудную или фантазийную огранку.

Чаще всего используемая технология зависит от цвета материала: голубым и желтым разновидностям предпочтительно придают форму овала, груши, триллиона, розовым и коричневым топазам – ступенчатую овальную или клиньевую.

После обработки грани становятся настолько идеальными и скользкими, что камни могут очень легко выскользнуть из рук. Полировка позволяет раскрыть всю эстетическую ценность природного минерала.

Самые дорогие топазы мира

Самым большим официально зарегистрированным топазом в мире считается камень размером в 31 тысячу карт. Называется он , был найден в Бразилии и хранится там, по сей день.

В топ десятку самых крупных и дорогих драгоценных камней, известных во всем мире, входит Американский Золотой Топаз. Это экземпляр ограненного желтого топаза, размер которого достигает 22892 карат, а масса более 4,5 кг. Большой кусок породы также был добыт в Бразилии. Сегодня данный экземпляр является музейным экспонатом и выставлен на обозрение в Национальном заведении естественной истории в Вашингтоне. Однако эксперты держат в тайне точную цену этого уникального камня.

Топаз Азул – это Голубой топаз , именно так переводится словосочетание с португальского языка. Он имеет очень насыщенный цвет аквамарина, такой оттенок очень редкий для стандартных бледно-голубых топазов, а потому этот экземпляр известен во всем мире. Данную драгоценность миру тоже подарила Бразилия. Неизвестно, сколько весил великан до процесса огранки, но сегодняшний его размер составляет 8225 карат. Специалисты не исключают тот факт, что такой насыщенный синий цвет удалось получить после термической обработки. Но это не умоляет оценочную стоимость уникального камня невиданной красоты. Данный шедевр пополнил двадцатку моделей Королевской Коллекции Европы и неоспоримо является внушительной ценностью.

Известен исторический факт того, что в 1965 году на одном из небольших Волынских месторождений в Украине был обнаружен винно-желтый кристалл , масса которого равнялась 117 кг. Однако, на сегодняшний день, его судьба остается неизвестной.

Сверкающие топазы настолько роскошны, чисты, что в истории известны случаи имитации с их помощью более дорогих камней. Знаменитую португальскую корону украшал огромный алмаз «Браганца », весивший 1680 карат. И только через несколько столетий специалисты обнаружили, что этот камень не что иное, как большой топаз.

Известен также топаз «Сказка» , который считается королем в царстве уникальных минералов не за счет самого большого размера, хотя его вес и достигает 2,2 кг, а за счет уникальных включений флюорита в центральной части, которые напоминают форму соцветий одуванчика. Сегодня драгоценный самоцвет хранится в Москве и оценен в 200 тысяч рублей.

Топаз - магический камень

У этих величественных камней очень сильная энергетика, поэтому подходят изделия из топаза сильным духом личностям. Можно смело использовать такое изделие в качестве талисмана. Считается, что его положительное действие способно исцелять человека от различных болезней, внушать оптимизм и дарить хорошее настроение.

В древности топаз считали камнем благоразумия и безмятежности. Даже философы современности говорят об этом талисмане, как о камне мудрости и либерализма. Он делает человека рассудительным, отгоняет злые мысли и способствует развитию интуиции. Несомненно, топаз – один из немногих явлений природы, которые позволяют человеку исцелиться и душой, и телом.

Топаз и знаки зодиака

Не существует знаков зодиака, с представителями которых конфликтовал бы данный минерал. Однако, он создает дружественную идиллию со Скорпионами, Овнами, Раками, Козерогами. Он помогает скромным по натуре людям раскрепоститься, а вспыльчивым натурам – утихомирить свой гнев. Данный камень, словно щит, укрепляет уязвимое биополе человека.

Лечебные свойства топаза

Сторонники нетрадиционных методов лечения считают, что энергетика камня полезно влияет на сердечно-сосудистую и костную системы человека, состояние крови и гормональный фон в целом. Медики вынуждены лишь согласиться с этим необъяснимым явлением, которое действительно наблюдается на практике. Известны случаи, когда топаз помогал излечивать паралич, анемию, артриты суставов и болезни позвоночника, экзему, эпилепсию и различные отклонения женской половой системы. Процесс лечения прост, он не требует каких-либо особых физиологических процедур с использованием кристаллов. Достаточно просто иметь при себе изделия с топазом. Непосредственная близость камня укрепляет иммунную систему человека, а женщинам позволяет бороться с бесплодием. Однако положительный эффект будет заметен не сразу, а только через продолжительное время.

Применение топаза

Естественно, топаз, как драгоценный камень , находит широкое применение в ювелирном деле. Это красивое украшение считается универсальным и не требует соблюдения вечернего образа, как аристократичный бриллиант. Он подойдет к любому наряду.