Как ребенку научиться быстро считать числа в уме. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Вместить в память маленького человечка сразу весь числовой ряд — не получится…

С какого возраста учить малыша считать?

Чтобы понять, как научить ребенка считать, стоит изучить несколько разных методик, которые рекомендованы ведущими педагогами развивающих дошкольных учреждений. Вместить в память маленького человечка сразу весь числовой ряд не получится. Поэтому каждый метод нужно разбить на этапы, включающие в себя несколько уроков-упражнений, позволяющих правильно научить ребенка считать.

1) Считаем в 6 месяцев

Обучение своего ребенка счету маме необходимо начать, когда ему исполнится полгода. В этом возрасте малыш еще не готов считать цифры, а вот к игровым упражнениям - в самый раз! Важно, чтобы в процессе игры развивалось восприятие числа объектов и их наличия, а также образное мышление. Многократное повторение игр «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять», «Ладушки» и т.п. помогают не только развеселить малыша, но и улучшить у него мелкую моторику рук и пальцев.

2) Считаем в годик

Подскажет, как научить ребенка считать игра с матрешками или игрушками на полке. Превращая одну большую матрешку в несколько маленьких или расставляя на полочку плюшевых зверей, нужно объяснять ребенку, что сначала фигурка стоит одна, а потом их становится много. Это упражнение должно стимулировать у малыша желание сосчитать фигурки, но если интерес не наблюдается, то лучше вернуться к занятию позже - в 2 или в 3 года.

3) Считаем в 4 года

Как научить ребенка считать и понимать процесс счета, если он не умеет сравнивать? Малыш, не понимающий, что больше, а что меньше, может заучить числа, но не сможет их правильно применять и быстро считать в уме. На помощь вновь придут предметы и игрушки разного размера.

4) Считаем в 5 лет

Данный этап подразумевает визуализацию чисел. Полезными станут карточки с изображением цифр и соответствующего числа объектов. Можно также сравнивать форму каждой цифры с похожим предметом: двойка-лебедь, семерка-кочерга и т.п. Хороший вариант научиться хорошо считать - таблица «Стосчет» Зайцева. Она помогает соотносить количество кружочков с цифрой в графе, и с применением такой таблицы можно придумать много интересных упражнений: попросить показать, сколько малышу лет, сколько лет его родным, сколько ног у собаки и т.п.

5) Считаем в 6 лет

Освоив цифры можно учить ребенка считать примеры. Малыш должен знать, что каждое число состоит из определенного количества «единичек», но математические действия должны выполняться с группой чисел, а не путем пересчета единиц на пальцах. Перед глазами ребенка должен быть числовой ряд, чтобы понимать, какая цифра больше, а какая меньше. В этом возрасте важно научить ребенка устно считать простейшие примеры в одно действие.

Рассмотрим несколько вариантов развивающих игр для дошкольников, которые покажут, как научить ребенка считать.

Игра «Паровозик со спичками»

Для этой игры потребуются спичечные коробки (со спичками) в количестве 9 шт., бумага девяти разных цветов, краски, двухсторонний скотч, клей, ножницы.

В этой игре предусмотрен целый комплекс упражнений для того, чтобы научиться считать, делать аппликации, развить моторику пальцев и умение различать цвет. Первым делом, малыш достает спички из коробков. Это будут так называемые «пассажиры поезда».

Сами «вагоны» будут представлять собой 9 коробок из-под спичек, обклеенные цветной бумагой. Их может сделать сам малыш или его мама. Участвующим в игре предстоит также наклеить на цветные вагоны номера - цифры от 1 до 9.

В каждом вагончике будет ехать число пассажиров, соответствующее цифре на корпусе: в красном вагоне «поедет» одна спичка, т.к. на нем стоит цифра «1». Можно также раскрасить спички-пассажиры в цвета, соответствующие вагону.

Последний штрих - размещение «путешественников» на вагонах поезда с помощью скотча.

Обучение счету с помощью игры «кубиков знаний»

Перед тем, как научить ребенка считать цифры, следует тренировать память ребенка пересчетом пуговиц на рубашке или ступенек на лестнице. Однако, лучше всего справиться с обучением счету в пределах пяти цифр помогут «кубики знаний». Их можно приобрести в магазинах канцтоваров или игрушек в количестве 108, по 36 в каждой коробочке.

В дополнение к кубикам нужно иметь карточки с изображением цифр от 1 до 5 и небольшую коробочку, на дне которой будут начерчены пустые клеточки. Размер каждой из них должен быть чуть больше площади ребра кубика, чтобы ребенок без труда мог его там разместить.

Если купить кубики не удалось, их можно сделать самостоятельно из бумаги, а внутри заполнить их пенопластом или крупой, после чего обмотать скотчем для прочности.

Первый шаг состоит в том, чтобы понять, сколько кубиков, стоящих подряд, может сразу сосчитать малыш без пересчета пальцем. Для этого попеременно нужно ставить разное число фигур рядом в коробочку.

Начинать игру нужно с того, чтобы ребенок взял в руки один кубик, установил его в клеточку слева и положил перед коробкой карточку с цифрой «1». Потом нужно добавить к одному кубику второй и спросить малыша, сколько кубиков он теперь видит. Когда он назовет цифру «2», значит карточку с цифрой «1» нужно будет заменить.

Преимущества такого метода по сравнению со счетными палочками и счетом на пальцах в том, что ребенок видит целую картину из выстроенных в ряд, а не хаотично, фигур и пустых клеточек. Именно это помогает ему в будущем отождествлять эти картины с числами.

Игра с кубиками «Домик для гномиков»

Эта игра помогает подготовиться к более сложному этапу - научиться считать десятками, в частности обучиться складывать и вычитать группы чисел. «Гномик» - это кубик, «дом» - коробка, а «комната» - клетка. Ребенок должен завести в дом одного гномика, затем по одному остальных.

Накрыв верх коробки рукой, взрослый спрашивает: «Сколько гномиков останется в домике, если один/два/три из него выйдут? «. Кубики убираются малышом, а затем - для проверки - открывается коробка.

Заниматься с ребенком стоит каждый день, длительность урока - 15-20 минут. Таким образом осуществляется подготовка малыша к школе на протяжении 6 лет. К этому времени у него выработается правильное мышление и хорошее умение считать.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Эффективный способ избавиться от пятен сока и ягод на одежде малыша

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

10 родительских терминов, о которых Вы даже не подозревали, но без которых Вам не обойтись

Все о воспитании

Просмотрено

9 вещей, которые ваша мама держала в тайне. До слез…

Это интересно!

Просмотрено

Завышенные ожидания родителей вредят учебе детей

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое - занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр - научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (грибочки , морковки , помидорки ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любыесюжетно-ролевые игры . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось - ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками - один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа - в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два - мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры - длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon ,Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Вы приложили достаточно усилий чтобы ваше чадо научилось говорить. Теперь перед вами стоит следующая задача - обучение счету. Когда это нужно делать? Нуждается ли малыш в особых условиях? Как научить ребенка считать по цифрам? Какие методы наиболее эффективны? Постараемся помочь и сделать этот процесс интересным для вас и вашего ребенка.

Прежде чем начинать учить цифры с ребенком, стоит определиться, когда это будет уместно. Исследования, которые были проведены учеными и педагогами, показали что ребёнку возрастом от 2 до 3 лет объяснять числовые последовательности и другую новую информацию достаточно просто.

Дело в том, что детки сейчас буквально «впитывают» все новое, и именно в этот период родители должны позаботится о том, чтобы информация, которую они будут вкладывать была наиболее полезна для развития у крохи новых навыков и способностей. В этот период малыш сам тянется ко всему неизвестному, воспользуйтесь этим чтобы научить считать.

  • В возрасте от одного годика ребенок начинает осознавать, что «1» и «2» – разные понятия, хотя для того чтобы окончательно осмыслить количественные состояния он еще маловат. Его уже интересуют знаки и цифры своим видом, поэтому от 1 до 3 лет можно в игровой форме обучать ребенка устному счету.
  • Если поддерживать любопытство и заниматься развитием, детки в уже 5 лет не просто считают по цифрам, но и выполняют логические задачи. А пойдя первый класс считают по цифрам до ста и более, и выполняют задания связанные с ними. Правда, научить ребенка писать цифры можно и раньше.
  • Помните, что каждый малыш уникален, у каждого свой характер и особенности психических процессов. И если соседский мальчик в 1,5 года может запоминать цифры, а ваша кроха, которой едва исполнилось 3 года еще не знакома с ними - это не страшно.

Не сравнивая своего сына или дочку с другими, а поощряя и заинтересовывая, вы поможете ему или ей быстро выучить ряд чисел и даже складывать их, а также применять в жизни.

В каких условиях обучаем?

Здесь ограничений не существует. Для этого не нужен специально оборудованный класс. С малышом заниматься можно как с помощью специальных уроков, так и в процессе повседневных дел. Творческий подход мамы, папы и других близких помогут в этом.

Так, например :

  1. Детей учат считать предметы, окружающие их, во время прогулки и, особенно, во время похода по магазинам, составляя количество приобретенных продуктов;
  2. Находясь в очереди, можно считать рядом стоящих людей - сколько перед вами и сколько после.
  3. Акцентируйте внимание крохи, например, на количестве пуговиц на одежде другой мамы и на одежде ее сына или дочки. Пусть ваш малыш сравнивает;
  4. Можно проговаривать различные считалки, начиная с младенческого возраста, главное терпение и настойчивость. Через пару лет вы увидите результат. Таким образом, вы задействуете как слуховую, так и зрительную память.

Как научить ребенка цифрам

В этом поможет методика, которая состоит также из запланированных и регулярных уроков-пятиминуток. Один из способов как выучить состав числа - распечатать карточки, на которых написаны цифра 1 и нарисован кружочек, цифра 2, соответственно с 2 кружечками и т. д. Показывайте их быстро.

Далее закройте, к примеру, цифру 5, а картинки оставьте пусть кроха сам назовет ее. Со временем малыш запомнит выученные знаки и сможет, таким способом, без проблем выучить состав числа. Раскидывайте в хаотичном порядке и пусть подаст вам конкретную цифру. Эти занятия должны быть коротки, но регулярны.

Учимся считать до 10

Логика гласит, что изначально мы учим цифры до 10, ведь научившись понимать однозначные числа, освоить счет до 20 и до 100 уже проще. Правда, и цифровой ряд до десяти изучить сложновато. Поэтому первой должна быть цифра 5, и, соответственно все предшествующие ей.

После того как освоена первая пятёрка, переходим ко второй. Самые удачные методы выучить цифры :

  • Элементарный счёт - один, два, три, четыре, пять, мы ведем, конечно же, с помощью пальчиков. Далее, учитывая это, следует распечатать карточки-изображения с различными предметами. Соблюдаем логику - изучаем цифру 1, показывая карточку с изображением одного предмета, 2 - двух предметов, 3 - трех, 4- четырех и т. д. Так мы выучим первый класс из пяти чисел;
  • Используем современные Интернет-ресурсы . Есть множество возможностей изучать цифры для детей при помощи Всемирной сети - это развивающие мультики и передачи на разных языках мира, смайлики цифрами, напечатанные в социальных сетях и с помощью приложений. Кроме того, можно распечатать найденные в сети красивые и интересно оформленные значки в виде чисел, например, цифры для Вконтакте;
  • Специальные игрушки. Это могут бытьпалочки, счеты, кубики и т.д.;
    однозначные числа всегда есть в детских стишках и потешках - не забывайте их учить с крохой;
  • В процессе бытовых дел малышу дать возможность вымыть 5 тарелок. Соедини их и проговори количество - раз тарелка, два тарелка, три тарелка и т. д. Такое изучение относится к самым простым способам научиться считать по цифрам, а далее и решать логические задачи. Это круто вдвойне - ребенок учится помогать взрослым и считать одновременно;
  • Пусть кроха запомнит что нужно купить и скажет список из 5 предметов. Когда все будет куплено - соедини и покажи вместе предметы.

Книжка своими руками в картинках

В ней может быть все, что связано с исчислением. Можно распечатать фото и вклеить их туда.

  • Учитывая то, что обработка цифровых фотографий не занимает много времени, сделать это будет несложно. Сфотографируй знакомые ребенку предметы и соедини в его воображении фото из книжки с реальной ситуацией. Оставь место, куда можно вклеивать значки и вести им счет;
  • Параллельно учитесь и писать по цифрам. Чтобы процесс написания был интересен сыну или дочке, рисуйте смайлики цифрами;
  • С детьми можно сделать раскраску, где изображены большие символы, которые следует выучить и предметы, соответствующее числу. Например, машинку и 4 колеса, или класс и несколько парт. Процесс раскрашивания неизбежно понравится малышу, и он ненавязчиво запомнит все необходимое.

Этими нехитрыми способами даже двухлетние дети осваивают цифры счет и легко оперируют ими.

  1. Не заставляйте кроху силой . Малыш не должен чувствовать, что перед ним класс с преподавателем, а наоборот уютный и любимый дом.
  2. Все должно быть в виде игры . Какие бы сложные задачи вы не ставили перед ребенком, постарайтесь постоянно с ним играть. Учеными и мамочками всего мира доказано что так малыш быстрее осваивает любую информацию.
  3. Уделяйте достаточно времени, но не перегибайте палку . Пусть это будет 5 минут в день, но ежедневно.
  4. Запоминание новой информации . Одновременно развивайте зрительную, слуховую и двигательную память.

Не менее важное правило – это не сравнивать своего кроху с другими детками. Не следует упрекать ребенка в том, что он не может считать, а соседский мальчик может.

Умение считать в уме – необходимый навык даже в наш век высоких технологий, когда калькулятор всегда есть под рукой в смартфоне или в других устройствах. Без данного навыка невозможно успешное обучение в школе. Необходимость быстрого подсчета может возникнуть в любой момент и в различных ситуациях, например при посещении магазина. Кроме того, устный счет – важная тренировка для мозга, развивающая память и интеллект. Чтобы малыш смог быстро и правильно называть результат любого арифметического действия, родителям потребуется изучить вопрос о том, как научить ребенка считать в уме.

Когда ребенок готов к обучению

Готовность к счету в уме формируется у детей к 5–6 годам. Преобладание наглядно-образного мышления мешает дошкольникам и младшим школьникам воспринимать и запоминать абстрактные математические понятия. Однако у детей в этом возрасте прекрасно развита зрительная память, что позволяет им быстро запоминать формы и цвета. Поэтому до того, как научиться оперировать абстрактными числами, малыш должен освоить счет на наглядных примерах и познакомиться с определенными понятиями.

  • Малыш должен уметь проводить простые математические операции, основываясь на практических действиях с предметами. Если же у него не получается сложить три машинки и еще две, вряд ли он сможет в уме выполнить сложение «3 + 2». В дальнейшем следует постепенно исключать использование различных счетных материалов, в том числе собственных пальцев крохи. Ведь при счете на палочках или пальцах не включается механизм долговременной памяти, что может затормозить развитие математических способностей.
  • Для освоения устного счета необходимо, чтобы малыш знал такие понятия, как «больше» и «меньше», понимал состав чисел.
  • Ребенок должен понимать, что, даже когда числа меняются местами, их значение и результат действия не меняются. Это можно объяснить ему, например, при помощи карточек с числами.
  • Малыш должен знать, что сложение – это операция, обратная вычитанию.

Подготовка к обучению

Готовить ребенка к счету в уме следует уже с самого начала обучения математике.

  • Когда малыш знакомится с числами, он должен привыкнуть к тому, что любое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Нужно не просто показать ему, как выглядит цифра 3, а продемонстрировать это наглядно, например выложив перед ним три яблока или три одинаковых игрушки.
  • Полезно связывать числа с различными сказочными героями или с конкретными понятиями (3 поросенка, 5 пальчиков на руке и т. д.). С помощью позитивных ассоциаций у малыша будут сформированы образы, привязанные к определенным числам.
  • Для изучения чисел и их состава можно изготовить коробку с кубиками, разделив ее на 10 ячеек (по 5 в каждом ряду). Во время изучения чисел малыш заполняет кубиками нужное количество ячеек. Такой способ поможет малышу запоминать, сколько кубиков требуется для дополнения каждого числа до 10, что очень важно для освоения устного счета.

Этапы обучения

Обучение малыша счету в уме можно разделить на следующие этапы:

  • с использованием наглядных пособий;
  • с использованием карточек с цифрами;
  • устный счет вслух без использования пособий;
  • устный счет шепотом;
  • счет в уме.

Не стоит переходить к последующему этапу, пока ребенок не усвоит предыдущий, доводя таким образом навык до автоматизма.

Выполнение в уме математических действий

Сложение и вычитание . Труднее всего детям дошкольного возраста понять, что такое состав числа. Необходимо с помощью ежедневных упражнений и наглядных примеров помочь малышу разобраться в составе чисел от 2 до 10. Ребенок должен знать и понимать, что, например, восемь можно получить несколькими способами: 4 + 4, 3 + 5, 1 + 7, 2 + 6.

Основываясь на полученных знаниях, доведенных до автоматизма, малыш сможет выполнять сложение и вычитание, в том числе с переходом через десяток. Когда ребенок научится этому, проговаривая действия вслух, можно попросить его проговаривать последовательность шепотом, а потом и про себя.

Объясняя малышу принцип счета, результатом которого являются числа второго десятка, необходимо научить кроху разбивать слагаемые, чтобы получались целые десятки и остаток. Например, 5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3.

Аналогичный прием можно использовать при вычитании: 14 – 8 = 14 – 4 – 4 = 10 – 4. Для осуществления таких действий малыш должен уметь отлично считать до 10.

Подготовку к счету от 10 и дальше лучше начать с игры «Найди пару». Ребенок должен выучить все пары чисел, образующих в сумме 10. Для упрощения счета также стоит разобрать состав круглых чисел: 30 = 10 + 10 + 10, а 5 – это половина 10.

Умножение . Не каждый взрослый способен легко производить сложные математические действия в уме. Но дети быстрее запоминают новую информацию. Если ребенок успешно освоил сложение и вычитание в уме, можно приступать к следующему этапу – умножению.

Здесь опять на помощь придет наглядное пособие – коробки с кубиками. Нужно объяснить малышу, что две коробки по 5 кубиков – это всего 10 кубиков, а 3 коробки по 5 кубиков – 15 и т. д.

Далее можно начинать учить с ребенком таблицу умножения. Учить ее придется наизусть, как стихотворения. Только строчками будут выступать примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь и т. д. Можно напевать строчки, написать на бумаге и повесить на стену. Не нужно пытаться выучить больше одного такого «стихотворения» за занятие, сначала следует ограничиться, например, только умножением на два.

Повторяя таблицу умножения в течение недели, ребенок запомнит ее. Тогда можно перейти к следующему этапу – начинать спрашивать малыша по таблице. Но не нужно слишком усердствовать, для крохи это должно быть веселой игрой.

Деление . Это самое сложное для детского восприятия математическое действие. К нему можно приступать только после успешного освоения сложения, вычитания и умножения, а также после запоминания таблицы умножения.

При обучении делению используются счетные материалы, ими могут быть конфеты или игрушки. Например, попросить малыша разделить 6 конфет между двумя детьми.

Когда наглядные примеры станут понятны ребенку, можно переходить к «невидимым» предметам. Например, попросить малыша представить, что у него есть 6 конфет, которые нужно поровну поделить между ним и двумя друзьями, посчитать в уме и озвучить результат.

Через неделю после того, как ребенку наглядно продемонстрировали понятие деления, можно приступать к занятиям по таблице умножения, производя действия в обратном порядке (конечное число делится на делимое). Заключительный этап – проверка пройденного материала.

Среди педагогов нет единого мнения о необходимости освоения детьми еще до школы арифметических действий на умножение и деление, все зависит от индивидуальных способностей малыша. Если родители уверены, что их ребенок готов к таким занятиям, они могут обучать его, не перегружая при этом свое чадо уроками математики.

Упражнения для развития навыка счета в уме

При выполнении данных упражнений необходимо подбирать числовые диапазоны с учетом возраста ребенка, а также сразу проводить работу над ошибками, разбирая их вместе с малышом.

  • «Назови числа, в которых…» . Попросить малыша назвать все числа от 1 до 40, в которых есть 2. Ребенок в уме визуально представляет все числа подряд и выбирает те, в которых есть двойка. Такое упражнение отлично тренирует умение визуализировать и способность работать с числами.
  • «Веди в уме прогрессию» . Ребенок должен двигаться от 3 с шагом 2, т. е. прибавлять к трем два и далее к полученному числу опять прибавлять 2 (получается 5, 7, 9 и т. д.). Упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа. Затем упражнение повторяется, но уже на вычитание.
  • Использование таблиц Шульте . Данное пособие представляет собой таблицы со случайно расположенными цифрами, служащие для развития скорости нахождения цифр в определенном порядке.

    Нужно попросить ребенка найти все числа в определенном диапазоне (например, от 1 до 15). Упражнение помогает малышу быстро ориентироваться в числах, работая с их образами в уме.

  • Наглядные примеры . Для освоения ребенком быстрого счета в уме необходимо проводить обучение на наглядных примерах везде – дома и на улице, предлагая малышу складывать и вычитать. Если проехала машина с номером 351, можно попросить ребенка быстро сложить в уме 3 + 5 + 1 и назвать полученный результат.

Обучение счету в уме всегда должно проходить в форме игры. Если родители замечают, что ребенок не справляется или не способен что-либо понять, не нужно настаивать на выполнении задания. В этом случае лучше попробовать вернуться к более простым примерам и только через некоторое время вновь обратиться к более сложным.

Если обрисовать жизнь современного человека, то его можно изобразить на фоне сплошных чисел и букв. Все сложные науки постигаются благодаря двум основным навыкам — умению считать и читать. Да и в повседневной жизни большинство задач решается благодаря этим двум навыкам. Поэтому вопрос о том, как научить ребенка считать, актуален для родителей. Это не прихоть, это — необходимость. Знания, которые облегчают жизнь.

С понятием численности малыш знакомится автоматически, начиная с обобщенных значений «много» или «мало» и заканчивая более точными высказываниями, когда мама, например, говорит: «Мне нужно разрезать торт на пять кусочков». Или, отправляя папу в магазин, дает ему задание: «Купи, пожалуйста, два хлеба и один пакет молока».

Так числа появляются в жизни ребенка. Они пока что обличены в слова. Малыш не понимает, что это такое, но знает, что они есть. Задача родителей: конкретизировать знания. Для начала нужно обучить малыша счету, а позже познакомить с составляющими любого числа — цифрами.

Первые шаги

С этим могут поспорить учителя старой закалки, а также многие взрослые, сами прошедшие в детстве подобное обучение. Следовать за новыми веяниями или отдать предпочтение классическим приемам — это решение, которые должны принимать родители, учитывая особенности своего малыша.

Как избавиться от растяжек после родов?