Изготовление кайта самостоятельно с помощью программы foilmaker. Системы управления парафойлами



* Спецификация
* Правила безопасности
* Система безопасности Aeros Gyro II
* Конструкция кайта
* Ветровое окно
* Система регулирования тяги (depower)
* Ветровой диапазон
* Индивидуальные настройки кайта
* Подготовка к старту
* Запуск
* Управление кайтом на месте
* Начало движения
* Выдерживание направления движения, развороты.
* Смена галса, движение против ветра
* Обратный старт
* Приземление и укладка
* Хранение и уход, рекомендации по ремонту

Применяемость: сноукайтинг, багги, маунтинборд.

ТЕХНОЛОГИЯ

· износостойкие кромки Dacron 140g/m.
· все швы внутренние и двойные
· усиленные края отверстий перетекания
· система диагональных нервюр.

МАТЕРИАЛЫ

· основная ткань Porsher Marine New Skytex NCV 9017 40 g/m (Франция)
· усиления DacronTM Polyant (Германия)
· стропы с эластичной пропиткой предварительно растянутые Edelrid (Германия)
· нитки капроновые Barbour (Англия)
· ролики металлические Austrialpin (Австрия)

КОМПЛЕКТАЦИЯ

· кайт GYRO II
· планка управления системы "дипауэр"
· цветные стропы, прочность 250 кг на разрыв, 4х25м
· лиш страховки;
· ремкомплект (самоклеющийся рипстоп + ласкут основной ткани)
· рюкзак

Правила безопасности

Обучение кайтингу настоятельно рекомендуется проходить в кайтшколах, у частных инструкторов или в компании опытных кайтеров. Первые навыки пилотирования лучше получить на небольших пилотажных кайтах, и только затем переходить к освоению больших кайтов. Данную инструкцию используйте как пособие при обучении. Это важно для сохранения вашего собственного здоровья и безопасности окружающих.

1. Правильно оценивайте ветровые условия. Осваивайте кайт при ветре не более 5м/с. Для точного определения скорости ветра ис­пользуйте анемометр и данные местного прогноза погоды. Хорошие приборы для измерения скорости ветра выпускает фирма SkyWatch.

2. Не забывайте о защите: шлем, очки, теплые перчатки, для сноубордистов дополнительно -
налокотники, наколенники, защитные шорты.

3. Для катания выбирайте места без препят­ствий: поля и замерзшие водоемы, покрытых
достаточным слоем снега.

5. Катайтесь всегда в компании! Даже если кайт один на всех, помощь при запуске и призем­лении будет очень полезна. Используте пор­тативные радиостанции для связи.

6. Швартуйте кайт при подготовке к старту и для укладки. Для швартовки используйте небольшой ледобур из альпинистского снаряжения. Привяжите к нему ласкут яркой ткани, чтобы он был на виду.

7. Будьте внимательными на месте старта. Раскладывайтесь так, чтобы при после­дующем старте не повредить купола и стропы других кайтов.

8. Следите затем, чтобы стропы вашего кайта не задели людей. Натянутая стропа - это опасный режущий предмет!

9. Не используйте поврежденные или изношенные стропы, замените их.

10. Распутывайте стропы в перчатках, приэтом купол должен удерживаться помощником. Можно присыпать кайт сне­гом или придавить рюкзаком, но вы должны быть уверены, что он не сорвется при порывах ветра. При сложных за­путываниях всегда отсоединяйте стропы от кайта.

11. Всегда одевайте страховочный лиш и периодически тренируйтесь применять систему безопасности.

Система безопасности Aeros Gyro II

Если вы предвидите опасную ситуацию или перестали контролировать кайт, по­тяните за красный шарик для открытия карабина чикенлупа. Таким образом вы отсоединитесь от тяговой стропы. Кайт будет связан с вами только через зад­ние стропы, брейки и лиш. Кайт самос­тоятельно опустится на землю. Внима­ние! При порывах и сильном ветре есть остаточная тяга даже при отстегнутой тяговой стропе. В самом крайнем слу­чае отстегните лиш.


Чтобы перезапустить кайт, соедините кольцо тяговой стропы с карабином чи­кенлупа: кайт готов к новому старту (рис1). Во время соединения кольца и карабина для предотвращения случай­ного подъема до запуска удерживайте кайт рукой за страховочную перемычку. При сильном ветре замените купол на купол меньшей площади или откажитесь от катания.








Система регулирования тяги (depower) и Ветровой диапазон

Система регулирования тяги (депауэр, depower) Aeros Gyro II позво­ляет использовать кайт одной площади в широком диапазоне вет­ров. Принцип работы системы заключается в изменении угла уста­новки крыла (рис 4) по отношению к оси кайтер-купол. Для этого используются дополняющие друг друга триммер и ход планки. При помощи триммера мы фиксируем крыло в нужном положении, а планкой более тонко регулируем угол (тягу) возле этого положения. При затянутом триммере "на себя" кайт лучше работает в верхнем ветровом диапазоне, при отпущеном "от себя" - в нижнем.


Площадь кайта Вес кайтера V min V оптимум V max
9.5 75 кг 3 4-7 9
6.0 75 кг 5 6-9 11


Если ваш вес отличается в меньшую сторону, то диапазон незначи­тельно снижается и наоборот - если вы тяжелее, диапазон незначи­тельно сдвигается вверх.

При сильном ветре используйте кайт меньшей площади! Если вы не контролируете тягу и не справляетесь с кайтом, возьмите кайт мень­шей площади или откажитесь от катания. Контролируйте ветровые условия во время катания и всегда будьте готовы применить систе­му страховки!


Индивидуальная настройка кайта

Для настройки кайта - используйте 2-3 дополнительных узелка на брейках. Узелки можно навязать самостоятельно на расстоянии 5-7 см друг от друга. Закрепляя задние стропы на разных узелках, мы настраиваем реакцию кайта на ход и поворот планки управления. Эта настройка является индивидуальной и подбирается в зависимости от вашей оценки реакции кайта в текущих ветровых условиях. Напри­мер, если при слабом ветре стропы находятся на ближних узелках -реакция будет нормальной; при усилении ветра реакция кайта будет ускреной. Важно знать, что при такой настройке (на ближних узелках) верхняя граница ветрового диапазона занижена. Поэтому перед ка­танием в сильный ветер задние стропы следует сбрасывать на даль­ние узелки - при этом задние стропы не будут перетянуты и не будут провисать, реакция кайта будет нормальной уже для сильного ветра. Эти настройки лучше выставить в начале катания.


При усилении ветра во время катания сбрасывание на дальние узел­ки можно временно заменить затягиванием триммера "на себя". Тем самым мы как бы перенесем эффективность купола в верхний ветро­вой диапазон.


Как проверить настройки? При нормальных ветровых условиях запус­тите кайт на месте. В положении планки "от себя" задние стропы не должны провисать и в тоже время не должны быть перетянуты. При перетянутых задних кайт взлетает медленнее. Следите за реакцией кайта в воздухе - при нормальной настройке он должен реагировать на поворот планки без задержки (рис 5) . В заключение: переведите кайт в зенит; отпустите планку - под небольшой нагрузкой на задних стропах планка должна оставаться в верхнем положении; если кайт перелетает "за голову" - значит задние стропы недотянуты, а если не доходит до "зенита" - перетянуты. При нормальной настройке кайт стабилизируется "в зените" и требует лишь незначительного контро­ля планкой.


Подготовка к старту

Измерьте скорость и определите направление ветра. Если ветер ни­же среднего значения ветрового диапазона, можно готовиться к старту, как из края ветрового окна, так и из зоны тяги. При сильном ветре допускается старт только из края ветрового окна, помощь при запуске предпочтительна. Выберите направление старта. В соответ­ствии с текущими ветровыми условиями раскладывайте кайт, стропы, лыжи (доску).


Если стартуем из края ветрового окна, линия стропы-кайтер распо­лагается под углом к ветру, задняя кромка - на кайтера. (рис 6) .



Если стартуем из зоны тяги, линия стропы-кайтер расположены по ветру - задняя кромка к ветру, носок от ветра (рис 7) .



При среднем и сильном ветре уши можно оставить подсвернутыми -при старте кайт будет наполняться постепенно, не сдергивая вас с места. Если вы стартуете без помощника, то при подготовке купола его можно прижать временно рюкзаком и присыпать снегом по кром­кам. При умеренном ветре можно не швартовать кайт, но вы должны быть уверенны, что его не поднимет от случайного порыва.


1) Оставьте на снегу свернутый купол, и, отходя от него, размотайте стропы.

2) Проверьте целостность строп, распутайте при необходимости.

3) Вкрутите в ледледобур, набросьте наледобур страховочную перемычку.

4) Вернитесь к куполу, при этом можно повторно проверить стропы.

5) Присоедините сначала задние стропы. Схема соединения строп показана на (рис 8)

6) Расстелите купол так, чтобы он лежал на спине стропами вверх.

7) После этого проверьте и распутайте при необходимости подкупольную стропную систему.

8) Присоедините передние стропы. Схема соединения строп показана на (рис 8) .

9) Вернитесь к планке и не забудьте рюкзак;-)

10) Одеть лыжи (доску), встать спиной к ветру, лыжи (доску) разверните под небольшим углом к кайту и в сторону начала движения (рис 9,10) .

11) Оденьте страховку на запястье или на основу крюка, при этом страховочную перемычку можно снять с ледобура.

12) Возьмите планку в руки.

13) Подсоедините чикенлуп (петлю) на крюк трапеции. Внимание! При этом кайт может начать подниматься. Для удержания кайта подтяните к себе брейки рукой за страховочную перемычку, и
отпустите непосредственно при старте.







Запуск Управление кайтом на месте

Самостоятельный запуск из зоны тяги. (рис. 11 ) Тянем за передние стропы, так чтобы приподнялась передняя кромка кайта. Кайт наполниться воздухом через воздухозаборники, и за счет собственной подъемной силы сбросит снег. Если кайт задержался, можно прокачать его плавными движениями за передние стропы. В самом начале подъема следите за тем, чтобы кайт не перевернулся: если одно из ушей поднимается бстрее, энергично притор­мозите ухо поворотом планки.


Запуск с помощником из зоны тяги. Подайте знак о вашей готовности. По­мощник должен встать с подветренной стороны купола, приподнять кайт над землей, удерживая его за переднюю кромку на уровне груди. В этом поло­жении кайт хорошо наполняется воздухом и принимает рабочую форму. По­мощник дает знак о готовности и отпускает кайт. Кайтер отпускает перемыч­ку, кайт взлетает. Помощнику не следует подбрасывать кайт, даже при мини­мальном ветре кайт взлетает самостоятельно.


Самостоятельный запуск из края ветрового окна. (рис 12) Потяните за пе­редние стропы, так чтобы приподнялаясь передняя кромка кайта. Как только кайт оторвался от поверхности, разверните кайт передней против ветра, чтобы кайт не ушел в зону тяги. Координированными движениями планки удерживайте его в краю ветрового окна.




Запуск из края ветрового окна с помощником. Подайте знак о вашей готов­ности. Помощник должен встать с подветренной стороны купола, припод­нять большую часть кайта над землей, удерживая его за переднюю кромку. В этом положении кайт хорошо наполняется воздухом и принимает рабочую форму. На этом этапе помощнику можно сделать визуальную проверку стропной системы. Помощник дает знак о готовности и отпускает кайт. По­мощнику не следует подбрасывать кайт, даже при минимальном ветре кайт взлетает самостоятельно. Как только кайт оторвался от поверхности, раз­верните кайт передней кромкой против ветра, чтобы кайт не ушел в зону тя­ги. Координированными движениями планки удерживайте его в краю ветро­вого окна.


Направление движения кайта задается поворотом планки управления.

· Для поворота кайта вправо (по часовой стрел­ке) - правую руку на себя.
· Для поворота кайта влево (про­тив часовой стрелки) - левую руку на себя (рис13) .
· Торможение кайта - планка "на себя", разгон кайта - планка "от себя".

В зависимости о положения в ветровом окне и скорости пе­ремещения в окне, кайт имеет различную тягу. Минималь­ная тяга будет в краю окна, максимальная - в нижней части зоны, расположенной на линии ветер-кайтер-кайт.



При переводе кайта по ветровому окну воздушная скорость кайта изметяется. При разгоне подъемная сила крыла (сле­довательно, и тяга) увеличивается, при торможении - пада­ет. Тяга на крюке изменяется пропорционально скорости кайта относительно воздуха. Чтобы не бегать за тянущим кайтом, достаточно создать противовес. Слегка упираясь ногами перед собой, повисните на крюке трапеции.

При освоении кайта поработайте триммером. Также попро­буйте разные положения задних строп на узелках брейков. Понаблюдайте за тягой и поведением кайта при изменении настроек. Экспериментируйте смелее, это нормально. Так вы скорее поймете суть всех регулировок. Осваивайте кайт при ветре не более 4-5 м/с.

Начало движения

Чтобы кайт начал тянуть и сдвинул вас с места, ему необходимо задать скорость отно­сительно воздуха, разогнать его. При среднем и сильном ветрах кайт хорошо обдува­ется и уже имеет достаточную скорость относительно воздуха. В этом случае нет не­обходимости в принудительном разгоне кайта, он начинает хорошо тянуть сразу после подъема.


Чтобы начать движение, направьте кайт параллельно земле. Соскользните немного в сторону кайта, наберите скорость, и начинайте кантоваться "от кайта", направляя лыжи (доску) параллельно курсу движения кайта. Соскальзывайте по-немногу, дозировано, так чтобы нагрузка на крюке не пропадала, иначе кайт упадет. Важно: управляющими движениями планки удерживайте кайт в зоне максимальной тяги. Эта зона всегда на­ходится на линии ветер-кайтер (рис 14). Если кайт уходит вперед, притормозите его (планка "на себя"), если отстает - разгоните (планка "от себя"). В движении держите равновесие с учетом того, что кайт тянет вас за пояс, а не за руки.


Если же ветер слабый, кайту необходима помощь. После подъема купола кайт следует разогнать одним или несколькими движениями "по синусоиде" (раскачкой) (рис.15). Особенность этого приема в том, что на нисходящих участках кайт имеет большую скорость относительно воздуха и как следствие - тягу. Под действием этой тяги кайтер начинает двигаться за кайтом. Далее управляющим движением планки кайт возвраща­ется в верхнюю точку синусоиды. На этом этапе кайтер догоняет кайт, как бы соскаль­зывая "за тягой", раскантовывая лыжи или доску. Следующим движением планки кайт снова разворачивается вниз. Уже имея скорость, кайтер получает очередную дозу тяги для дальнейшего разгона. С увеличением скорости кайтера дуги можно уменьшать. Если ваша скорость снизилась, раскачайте кайт снова.


Как нам помогает "синусоида" (раскачка)? Вследствии меньшей скорости кайтера кайт стремиться "выскочить" из зоны тяги. Синусоидными движениями мы удерживаем кайт в зоне тяги и одновременно сохраняем требуемую скорость кайта относительно воз­духа, при которой он создает достаточную для движения тягу. При раскачке удержи­вайте кайт в зоне максимальной тяги ветрового окна (рис 15а) . При необходимости, к управляющим движениям планки "вправо-влево" добавляйте торможение "на себя".




Выдерживание направления и развороты

Чтобы выдерживать направление и постоянную скорость движе­ния, кайт и вы должны двигаться с одинаковой скоростью. Если кайт улетает вперед - притормозите его (планка "на себя"), дого­ните кайт, выровняйте скорости. Если кайт отстает, отпустите планку, чтобы кайт догнал вас. При необходимости можно умень­шить и свою скорость - коротко закантуйтесь, выровняйте вашу скорость и скорость кайта, продолжайте движение (рис 16) . При слабом ветре используйте прием "синусоида" (раскачка, см. вы­ше), чтобы кайт не выходил из зоны тяги.




Изменение направления движения при движении левым галсом (ветер слева, кайт справа). Поворот вправо: тормозим кайт (план­ка "на себя"), опережаем кайт до нужного направления (другими словами, огибаем приторможенный кайт по дуге), растормажива­ем кайт (планка "от себя") и выравниваемся с кайтом на новом курсе. Поворот влево: разогоняем кайт (планка "от себя"), слегка кантуемся от кайта в сторону поворота, доводим кайт до нужного направления (теперь кайт огибает нас по дуге) и разгоняясь, вы­равниваемся с кайтом на новом курсе. Если скорость кайтера и кайта максимальная, для поворота влево будет достаточно закан-товаться в сторону поворота, тем самым притормозив. Кайт обго­нит нас по дуге. Выравниваемся на новом курсе. (рис.17)




Изменение направления движения при движении правым галсом (ветер справа, кайт слева) действуйте наоборот. Поворот вправо: разгоняем кайт, кантуемся от кайта в сторону поворота и вырав­ниваемся на новом курсе. Если нет возможности разогнать кайт (максимальная скорость), кантуемся в сторону поворота так, что­бы кайт обогнал нас по дуге. Выравниваемся на новом курсе. По­ворот влево: тормозим кайт, обгоняем его по дуге до нужного направления, выравниваемся на новом курсе (рис.18) .




Смена галса (разворот) на лыжах- выполните обычный горнолыжный разворот от ветра в сторону кайта, одновременно разворачивая перед собой кайт вокруг верхнего уха (из нижнего положения кайта) (рис.19) .




Смена галса (разворот) на доске одновременно с разворотом кайта остановитесь (закантуйтесь) и начинайте двигаться в противоположном направлении после разворота кайта. Смену канта делайте на ваше ус­мотрение. Меняя кант, вы разворчивайтесь по дуге вместе с кайтом. В отличие от движения на заднем канте, при скольжении на переднем вы полуразвернуты спиной к кайту. Стропа дипауэра при этом огибает тра­пецию сбоку (рис.20) .




Смена галса (разворот) в сильный ветер и на большой скорости. Реак­ция кайта очень высока, будьте внимательны! Порядок действий тот же, что и выше, но при этом сильно увеличивается радиус разворота лыж (доски):


1) Плавно начинайте поворачивать от ветра к кайту, так чтобы уменьши­лась тяга
2) Переведите кайт в противоположный край ветрового окна (разверните кайт вокруг уха)
3) Разворачивайтесь одновременно с кайтом, следите за тягой, держи­те ее на минимуме и недопускайте ее увеличения. Если кайт начина­ет тянуть - соскользните по ветру к кайту. Если тяга пропадает, закан­туйтесь от кайта, следите, чтобы кайт не сложился.

Так как радиус разворота резко увеличивается, учитывайте это при рас­чете траектории движения.

Движение против ветра. Обратный старт

Правила выдерживания направления (курса), разворотов те же. Осо­бенность в том, что для этого движения кайт приходится удерживать НЕ в зоне максимальной тяги, а ближе к краю окна. В этом положении кайт имеет меньшую тягу, вследствие чего будет меньше и общая ско­рость. Здесь же есть смысл упомянуть о ветровом окне: оно всегда расположено по ветру и не зависит от направления движения кайтера. Для наглядности мы даем иллюстрации (рис 21) . Если требуется пе­реместиться строго против ветра, используйте метод лавировки - пе­риодическая смена галса (рис. 22) .






Остановка в сильный ветер и на большой скорости.

1) Плавно поверните от ветра к кайту, так чтобы тяга падала;
2) Двигаясь по ветру за кайтом, дерните шарик страховки;
3) Дождитесь, пока кайт опустится на снег;
4) Пришвартуйте кайт. Если вы на льду - удерживая кайт за страховоч­ную перемычку, вкрутите ледобур, набросьте на него перемычку. Ес­ли есть снег - используйте для швартовки лыжи или сноуборд.

Будьте внимательны! В сильный ветер после применения страховки у кайта есть остаточная тяга. Удерживать кайт за страховочную перемыч­ку необходимо с усилием.

При освоении кайта на ходу поработайте триммером. Понаблюдайте за поведением кайта. С накоплением опыта вы научитесь подбирать наиболее оптимальные настройки прямо на ходу. Затягивайте триммер при усилении ветра, отпускайте при ослаблении.


Внимание! Следует избегать лобовых ударов кайта о землю (лед, снег). Вы можете порвать нервюры. Если кайт перевернулся или упал на снег передней кромкой вниз, его можно вернуть в нор­мально положение (рис 23) .



1) Если это случилось на ходу и у вас есть скорость, плавно потя­ните брейк того уха, которое двигается вперед. Вытягивая брейк, мы поднимаем ухо над снегом. Добейтесь, чтобы часть
передней кромки приподнялась и открылась для обдува. Кайт начнет разворачиваться вокруг обдуваемого уха и постепенно наполнится воздухом в нормальном положении.


2) Если кайт упал на месте, действия те же, но вы должны учесть, что у кайта нет скорости. Поэтому наберитесь терпения. По­ переменно вытягивая правый и левый брейки, следует заста­вить двигаться кайт по окружности относительно вас. Таким образом, мы задаем некоторую скорость обдува. Следите за реакцией уха. Следует добиться того же: чтобы ухо и часть передней кромки приподнялась для обдува.


3) Если кайт упал на месте и не двигается по радиусу, что может быть при среднем и сильном ветре, можно попробовать при­ поднять переднюю кромку раскачкой. Энергичными движения­ми брейка попробуйте раскачать кайт, чтобы он "подпрыгнул" над снегом, словно мяч. В момент, когда передняя кромка или ухо открылись, движением брейка с большей амплитудой поп­робуйте развернуть кайт.


Приземление и укладка. Хранение и уход
Направьте кайт к левой или правой кромке ветрового окна.

1) Плавно опустите кайт вдоль кромки ветрового окна, чтобы ваш помощник мог взять его за середину передней кромки.
2) Теперь ваш помощник должен положить кайт на снег и закре­пить кайт, присыпав снегом или придавив рюкзаком.

Самостоятельно кайт можно приземлить, плавно потянув рукой за страховочную перемычку. При таком приземлении кайт медленно ложиться задней кромкой на снег с подветренной стороны. При сильном ветре примените страховку, тяга сбросится и кайт опус­тится на снег. Если вы собираетесь продолжить катание позже, ош­вартуйте кайт к ледобуру за страховочную перемычку.


Перед укладкой кайта расположите купол одним ухом к ветру и прижмите рюкзаком (рис 24) :

1) Отсоедините стропы в последовательности передние-задние.
2) Подкупольную стропную систему равномерно разбросайте по куполу, а свободные концы зафиксируйте в специальных держа­телях на задней кромке.
3) Сложите купол от ушей к центру гармошкой.
4) Получившийся рулон сложите в три раза и упакуйте в рюкзак.
5) Намотайте стропы на планку "восьмеркой" с небольшим натяже­нием. Следите, чтобы стропы укладывались равномерно и не выпадали из мотка.
6) Закрепите планку под боковыми стяжками сбоку рюкзака.



При сильном ветре купол можно закрутить от ушей к центру для срочной укладки в рюкзак. По возможности зафиксируйте свобод­ные концы в держателях на задней кромке для предотвращения за­путывания стропной системы.


1) После катания кайт следует сразу же просушить. Если кайт не "наб­рал снега" при катании, достаточно 30-50 мин при обычной комнат­ной температуре. Если есть место, расстелите его на полу. Если места мало, кайт можно оставить в полуразвернутом виде, главное чтобы он проветривался.
2) Проверьте кайт на наличие повреждений и следов износа. Своев­ременно ремонтируйте его.
3) Убедитесь, что кайт достаточно просох. Уложите его в оккуратный пакет от ушей к центру гармошкой. Получившийся рулон - еще в три раза.
4) Укладывайте кайт не сжимая, так чтобы он занимал максимальное место в рюкзаке. Это сказывается на ресурсе ткани.
5) Храните кайт в сухом, теплом и проветриваемом помещении в сто­роне от нагревательных приборов.

Если кайт сильно загрязнен, его можно промыть теплой водой с мяг­ким моющим средством, используя губку. Никогда не применяйте для чистки кайта щетки, порошки или абразивы, так как это может привес­ти к повреждению ткани. Правильное хранение и своевременный ре­монт кайта продлят срок его эксплуатации.

В случае мелких повреждений воспользуйтесь самоклеющимся рипс-топом из ремкомплекта. Заклеивайте порывы с двух сторон. При круп­ных повреждениях к специалистам по ремонту кайтов.

Тезаурус:

Парафойл — кайт с открытой ячеистой структурой, наполняемый набегающим потоком воздуха и сохраняющий во время полета за счет этого форму, заданную произвоидтелем. Такой вид кайта используют для занятия наземными видами кайтинга: , лэндкайтинг, баггикайтинг. Для кайтсерфинга (кайтинг на воде) парафойлы не подходят, т.к. в случае падения в воду такой кайт невозможно перезапустить.

Планочник, планочный кайт — парафойл, управляемый планкой.

Ручечник, ручечный кайт — парафойл, управляемый ручками.

Планочники и ручечники

Чаще всего, когда говорят про планочник, имеют в виду парафойл с дипауэрной планкой (от слова de-power — с англ. «сброс тяги»). С помощью такой планки можно регулировать тягу (то уменьшая ее, то убавляя в зависимости от силы ветра):
1) путем изменения формы купола: тянем планку на себя —> купол «закрывается» и увеличивается тяга;
2) путем изменения угла атаки: затягиваем тример (устройство, которое укорачивает передние (тяговые) стропы) —> угол атаки купола уменьшается, т.о. скидывая «лишний» ветер.

На ручечных кайтах нет возможности регулировать тягу. Но за то есть возможность при одинаковых ветровых условиях использовать купол меньшей площади, т.к. ручечные кайты обладают самой большой тягой из всех типов кайтов. А это в свою очередь несомненная выгода.

Чаще всего спортсмены-марафонцы используют ручечники. А райдеры выходного дня и фристайлеры используют планочники. Управление ручками — точнее и быстрее, управление планкой — комфортнее и проще.

Планочники (дипауэрные парафойлы) появились относительно недавно — только в 2002 году французская фирма выпустила свой первый кайт Ozone Frenzy, когда как ручечные кайты существуют уже не один десяток лет. С тех пор спрос на планочники неуклонно растет, а на ручечники неуклонно падает. Сейчас ручечники в основном покупают либо новички, которые хотят сэкономить, т.к. ручечные кайты можно купить реально существенно дешевле (например, ), чем планочники, либо спортсмены-марафонцы из-за специфики этого вида кайтинга (кайтовые гонки на лыжах). Но, к слову сказать, гоночные кайты (к примеру, ) не выигрывают в цене у планочников в силу своей специфичности и дороговизны производства. Среди лэндбордеров и кайтрайдеров багги можно также найти любителей ручечников, но эти категории кайтинга в России развиты крайне слабо.

«А что если у меня ручечный кайт, а я все-таки хочу кататься с планкой?» — частый вопрос новичка

Для такого случая придумали два решения: установка особого переходника (полиспаст) = посредника между стропами и куполом, который позволял бы использовать обычную дипауэрную планку, либо псевдо-дипауэрная планка. На псевдо-дипауэрной планке через середину планки проходят тормозные стропы, которые крепятся через лиш (веревочка с отцепом) к трапеции или запястью, а по бокам планки крепятся тяговые стропы. Таким образом в случае опасности надо просто отпустить планку из рук —> натянутся тормозные стропы —> и кайт потеряет тягу. Но возможности изменять профиль крыла и угол атаки нет, поэтому планка называется псевдо-дипауэрной.

Ниже более подробно поговорим о каждом из устройств, отвечающих за управление куполом.

Ручки управления

Ручки представляют из себя изогнутые под небольшим углом в середине трубки небольшого диаметра. Производят их чаще всего из алюминия, карбона или пластика. Верхняя часть ручек чаще всего покрыта нескользящим резиновым или пенным материалом. Размер ручек зависит от размера купола. Для больших куполов размером 7 кв.м и больше используют планки 30-40 см, для меньших размеров куполов подходят 20-30 см ручки.

К верхней (прорезиненной) части ручек подсоединяются передние (тяговые) стропы, а к нижней части ручек подсоединяют управлющие (тормозные) стропы. См. схему ниже.

Практически всегда верхние концы ручек связывают между собой 3-4 мм шкотиком длиной 30-80 см — его называют трапеционным шкотиком. За этот шкотик цепляется крюк трапеции, что позволяет снять нагрузку с рук и эффективно распределить вектор тяги.

Часто для снижения трения между крюком и шкотиком используют специальные крюки, у которых головка крюка сделана в форме ролика с шарикоподшипником.

Дипауэрная планка

На таких парафойлах как , ; ; ; , ; и другие. используются дипауэрные планки. Все они чем-то друг от друга отличаются, но принципы управления и основные механизмы у всех одни. Планка состоит из чикен-лупа (петля, которая цепляется к крюку трапеции), от чикен-лупа идет дипауэрная (или центральная) стропа, она проходит через центр планки и присоединяется к тримеру (устройство, регулирующее длину передних тяговых строп, т.е. регулирующее тягу), к тримеру подсоединяются стропы, которые крепятся к привязкам, расположенным ближе к передней кромке купола. По бокам присоединяются задние управляющие стропы. Еще на картинке видно, что к задним стропам привязана вервка, а по середине к ней привязан страховочный лиш — это наиболее распространненая страховочная система на планочниках. Действует просто: отчековавшись, планка улетает, натягивается прикрепленная к трапеции или запястью страховка, затягивая заднии стропы и превращая купол в тряпочку. Оригинальную технологию придумали озоновцы — у них вообще нет никаких страховок, у них есть всего один отцеп, который при активации удлиняет передние стропы на 2 метра, что приводит к такому же эффекту, что и со страхвокой. Размер планки зависит от размера купола. Чаще всего для парафойла размером 8 кв.м и больше используют планку длиной 50-60 см, для меньших размеров исользуют 40-50 см планки.

Полиспаст (схема с кайта Paraavis Winnie II)

На картинке видно, что используется обычная дипауэрная планка на ручечном кайте и с любым другим ручечником. По схеме:
1. Планка
2. Страховочный лиш, одевается на запястье или крепится к трапеции
3. Трапеционная петля с отцепом. Ты ведь не не сможешь держать все время планку в руках — руки отвалятся. Поэтому цепляешь планку посредством этой петли к крюку трапеции и катаешься в удовольствие: руки отдыхают, а вектор тяги распределяем за счет равновесия, мышц ног и спины. В случае опасности дергаешь отцеп — петля разрывается, планка улетает, натягивается страхвочный лиш, вместе с ним тормозные стропы — тяга падает, купол превращается в тряпочку и падает.
4. По краям цепляются управляющие (они же тяговые стропы)
5. На концах — сформованные фурнитурки для удобной смотки строп

Итак, если Вам нужна комфортная и удобная система управления кайтом, выбирайте парафойл с дипауэрной планкой, если же первоочередная задача — сэкономить, тогда Ваш выбор падает на недорогие модели ручечных кайтов. И помните, что Вы всегда можете установить псевдо-дипауэрную планку на ручечный кайт.

Source unknown

Хорошая и подробная статья, описывающая процесс изготовления кайта (парафойла).
Особенно хорошо для начинающих - сразу проясняет массу вопросов. Сайт-источник этой статьи к сожалению умер, потому все вопросы и комментарии можно писать прямо сюда (в комментарии).

Шьем кайты GammaIridium 2m, GammaRadium 4m

1. Оборудование и материалы.

Вам понадобится швейная машинка. Любая - из всего многообразия швов достаточно простой прямолинейной строчки. Единственное к ней требование - ножной, либо электрический привод, потому что вам понадобятся обе руки чтобы направлять ткань. Если вы впервые беретесь шить, не поленитесь сначала немного потренироваться и пообщаться с более опытными швеями.

Для печати лекал нужен принтер. Чем больше формат, тем меньше хлопот вам доставит изготовление лекал.

Бумага для лекал:
Вам потребуется около 100-150 листов формата А4 на двухметровый змей, 200-250 на четырехметровый.

Размер кайта выбирайте в зависимости от преобладающей силы ветра на вашей местности.

  • 2m - для обучения, игр с детьми, для езды в очень сильный ветер (12-15 м/с)
  • 5m - для езды в сильный и умеренный ветер (около 10 м/с)
  • 8m - для местности где преобладают средние и порывистые ветра (7-10 м/с)
  • 10m - для местности со слабыми ветрами (5-8 м/с)

Подходящую ткань можно найти, побегав по магазинам. Смотрите в разделе курточных/плащевых тканей, ищите самую легкую и непродуваемую ткань. Продуваемость ткани легко проверить прижав кусочек ко рту и втягивая в себя воздух. Мне попалась корейская курточная ткань ценой 55-65 рублей за п.м. (ширина 1.5m). На двухметровый кайт ушло примерно 6-7 п.м., на 4-ех метровый 11-12. Ниток уйдет, соответственно 2-4 катушки обычного размера.

В комментариях советуют магазин ткани в Киеве:
" ... если кто из Украины,то ТКАНЬ ДЛЯ КАЙТА можно купить в Киеве по адресу г.Киев ул. Борщаговская, 129. Вам нужна ткань - Нейлон Таффета 190Т PU"
http://www.tkani.panalp.com/index.php

Лента для крепления строп. Я нашел ее на оптовке среди разного хозяйственного барахла. 2 руб/метр, грубая прочная лента из какого-то синтетического материала (капрон? полиамид?) шириной 1 см. В магазинах тканей либо дороже, либо хлипкие. Идеальный вариант для самодельщика - лента продающаяся под названием "Лента брючная". Лучше покупать на оптовке мотками (кажется 25м) - около 2$ за моток.

Самая дорогая деталь вашей самоделки - стропы. На сегодня мои эксперименты с самодельными стропами не принесли положительных результатов и потому стропы придется покупать. Если вам удастся найти подходящую замену, пишите. Вы окажете неоценимую услугу всем самодельщикам.

Требования к самодельным стропам:

  • прочность 100-150 кг на разрыв
  • небольшой диаметр
  • гладкая поверхность - распутывать шершавые стропы - пытка
  • малое растяжение под нагрузкой - из-за этого не подходит леска
  • отсутствие склонности к скручиванию - витая нить не годится, только плетеный шнур.
  • отсутствие ярко выраженной "памяти" - размотанная стропа должна лежать где ее бросили, а не держать форму катушки или мотовила на которое была намотана.

К купольным стропам требования менее жесткие. Для двухметрового змея я использовал полиамидную витую нить (куплена на базаре - 30 рублей за моток 300 метров) и два кусочка по 10 см кевларовой стропы. Вместо кевлара здесь можно попробовать плетеный шнур 4-6 мм купленный на том же базаре. Еще потребуется клей - БФ-2, БФ-6 или практически любой другой и не помешает термоусадочная трубка (продается в отделах радиодеталей), но можно обойтись и без нее.

На ручки пойдут обрезки лыжных палок. Можно отдельно купить рукоятки к лыжным палкам и приделать их к дюралюминиевым трубкам подходящего диаметра. Длина ручки должна быть ~35-40 см.

2. Получение выкроек

Выкройки для кайта делает программа Foilmaker.
  • Отправляемся на сайт http://www.foilmaker.co.uk/
  • Находим там и скачиваем программу foilmaker
  • Устанавливаем и запускаем

К сожалению официальный сайт программы выглядит мертвым.
Поэтому скачать программу можно отсюда:

Поскольку нам нужно лишь распечатать выкройки, то глубоких знаний о проектировании кайтов не понадобится. Запускаем программу, выбираем в меню File/Open, вспоминаем каталог куда поставили программу, заходим туда, в подкаталог Kites, Gamma и выбираем файл "2mGammaIridium.kte", или "4mGammaRadium.kte" (если вдруг в последующих версиях foilmaker"а эти файлы исчезнут - пишите, -выложим ). И видим что-то подобное:



Ни в коем случае ничего не меняем!
  • Выбираем одно из окон с профилем (не важно Centr, или Tip)
  • File/Print - печатаем лекала
  • Выбираем окно Plan View
  • File/Print - печатаем таблицу длин купольных строп.

После распечатки лекал вам придется их аккуратно вырезать и склеить. Вырезать по линии припуска на швы (см. ниже - показана красным).Практика показала, что склеивать удобно скотчем для заклейки окон. Но конечно годится и обычный скотч.

Нервюры необходимо сразу надписывать - почему-то создатель программы об этом не подумал.

3. Кроим ткань.

Полученные лекала накладываем на ткань и обводим гелевой ручкой. Разные маркеры дают толстую линию, либо быстро заканчиваются - бумага впитывает их красящий состав как песок. Поэтому лучше всего подходит именно гелевая ручка, причем самая дешевая:) - при письме она пачкается, а вот для разметки лекал подходит идеально. Более дорогая и качественная не будет выдавать чернила с той скоростью, с какой нужно.

Естественно ткань нужно придавить по краям чем-нибудь тяжелым, если есть складки - прогладить утюгом через влажную марлю, вытереть сухой тряпкой (иначе лекала намокнут и покоробятся), разгладить, наложить лекала, придавить их - очень хорошо подходит "Война и мир" карманного издания;) и только затем обводить. Обводим, затем делаем разметку - отмечаем точки по которым затем будем сопрягать отдельные части кайта (см. рис. ниже). Затем отмечаем места крепления строп - через проколотые ранее дырочки. В последнюю очередь для нервюр обводим отверстия для перемещения воздуха.

Снимаем лекало и продолжаем разметку - отметки, которые мы поставили - снаружи контура и когда мы будем резать ткань, они окажутся за бортом. Их нужно продолжить на пару милиметров внутрь контура. Затем наклеить бирку из того же скотча для оклейки окон - обычный тут точно не пойдет, и подписываем ее:

Надпись на бирке дублирует картинку с лекала и поможет вам не запутаться, когда вся комната будет завалена раскроенной тканью. Кроме номера, тут указывается верх(upper) это, или низ (lower), с какой стороны находится центр (Centre), с какой край кайта (Tip), где передняя кромка (LE), а где задняя (TE). Кроме того, поскольку кайт симметричный относительно центра, то лекала распечатаны только на половину кайта, и каждый элемент (кроме центральной нервюры - она идет в одном экземпляре) необходимо сделать в двойном количестве (второй экземпляр - в зеркальном отражении, т.е. при разметке ткани лекало нужно перевернуть рисунком вниз). И соответственно необходимо пометить вторые экземпляры.

4. Шьем.


5. Вяжем стропы

Здесь отмечу как делается регулируемый угол атаки (подсмотрено на кайтах Дюны). Перемещая хомут по узелкам можно за минуту изменить угол атаки. Именно это место испытывает максимальные нагрузки и полиамидная нить быстро перетерирается. Поэтому здесь используем более прочные материалы. Все остальные места соединения строп пропитываем клеем, оставшиеся у узелков хвостики нити обрезаем (когда высохнет клей), или прячем в термоусадочные трубки.

Ну вот собственно и все.

E-mail автора статьи - kozlov76 mail.ru

УСТРОЙСТВО КАЙТА НА ПЛАНКЕ (БАР)

Кайт состоит из:
. купола (крыла) с куполными стропами;
. силовых строп;
. строп управления;
. планки управления (либо ручек);
. системы отцепки.

Купол
Кайты компании Sky Country, представленные на нашем сайте, имеют купол типа «парафойл» - конструктивно он напоминает маленький параплан. Такой купол состоит из двух слоев ткани (верхней и нижней поверхностей) и внутренних нервюр (перегородок, формирующих профиль крыла). Для наполнения крыла воздухом на передней кромке крыла имеются так называемые воздухозаборники, закрытые сеткой, предотвращающей попадание мусора и снега внутрь крыла. В нервюрах имеются отверстия для перетекания воздуха внутри купола. На нижней поверхности купола имеются петли, к которым привязываются купольные стропы.

Купольные стропы
Купольные стропы, как правило, настраиваются производителем и задают форму крыла. При правильном обращении с куполом купольные стропы никогда не перепутываются.

Удлинители
Удлинители (силовые стропы и стропы управления) крепятся одним концом к купольным стропам, а другим - к планке (либо ручкам). Они изготавливаются из прочного слаборастяжимого волокна (чаще всего это Dyneema). Силовые стропы имеют прочность на разрыв в среднем 250 кгс, а стропы управления - 170 кгс. Меняя длину удлинителей, Вы можете регулировать тягу кайта (на длинных стропах тяга выше). Соединение удлинителей с кайтом и планкой происходит посредством затягивания петли-удавки на узелках, которыми заканчиваются купольные стропы и поводки планки.

Планка управления (бар)
Силовые стропы, соединяясь выше планки, идут к ее середине и, пройдя через отверстие в планке, крепятся к системе chicken-loop. Эта система позволяет прикреплять планку к крюку трапеции и предотвращать непроизвольное отцепление кайта от пилота. Кроме того, между системой chicken-loop и силовыми стропами имеется система быстрого отцепа, позволяющая быстро отсоединить кайт от пилота в случае возникновения опасной ситуации.
Выше планки на силовых стропах имеется система регулировки угла атаки кайта - триммер. При отпускании триммера увеличивается тяга крыла, а при затягивании - падает. При помощи триммера можно регулировать тягу прямо на ходу. Помните, что при затянутом триммере, кайт больше подвержен складываниям.
Кроме триммера, имеется еще одна система, которая может моментально изменить тягу кайта - дэпауэр (depower). Подтягивая планку к себе, Вы увеличиваете тягу, отпуская - уменьшаете.
К системам безопасности относится лиш, который одним концом крепится к стропам управления, а другим - к снаряжению пилота. В случае экстренной отцепки кайта он остается прикрепленным к райдеру посредством лиша. Если это необходимо, райдер может отцепить от себя и лиш.

Трапеция
Трапецией называют систему, которая передает тягу кайта с силовых строп на корпус райдера. Трапеции бывают поясные и сидячие. Для катания зимой больше подходят сидячие трапеции, но можно использовать и поясную. При выборе размера трапеции следует учитывать, что зимой она одевается поверх всей одежды.

ПОДГОТОВКА К СТАРТУ

Определите направление ветра;
. разложите кайт в стороне от основного места катания, если есть возможность, обозначьте свое место флажками. Следует оставить достаточно места по ветру от разложенного кайта до ближайшего препятствия (чем сильнее ветер, тем большим должно быть это расстояние);
. закрепите купол на поверхности (присыпьте снегом, прижмите рюкзаком или иными предметами на льду);
. размотайте, распутайте и разложите удлинители вдоль направления ветра;
. зафиксируйте планку управления на поверхности, либо за ледобур, либо за лыжу, воткнутую в снег пяткой. При использовании ледобура, маркируйте его с помощью лоскута яркой ткани, чтобы воткнутый в лед ледобур был хорошо виден издалека.

СТАРТ

Запуск с помощником.
Подайте знак о Вашей готовности. Помощник должен встать за кайтом, приподнять его над землей, удерживая его за переднюю кромку на уровне груди. В этом положении кайт хорошо наполняется воздухом и принимает рабочую форму. Помощник дает знак о готовности и отпускает кайт. Кайтер плавно натягивает силовые стропы, кайт взлетает. Помощнику не следует подбрасывать кайт - даже при минимальном ветре кайт взлетает самостоятельно.

Самостоятельный запуск .
Потяните за передние стропы так, чтобы приподнялась передняя кромка кайта. Кайт наполнится воздухом через воздухозаборники и за счет собственной подъемной силы сбросит снег.

УПРАВЛЕНИЕ КАЙТОМ


Ветровое окно - зона, в которой кайт может держаться в воздухе и создавать тягу.
Нейтральная зона - зона, лежащая на краю ветрового окна, где кайт практически теряет тягу.
Нейтральная позиция - зона, расположенная практически над головой пилота, в которой кайт не создаёт тяги и требует минимального внимания.
Рабочая зона - внутренняя зона ветрового окна, в которой кайт создает тягу.
Край ветрового окна - правый и левый края рабочей зоны ветрового окна.
Кайт управляется и создает тягу только при условии, что силовые стропы и стропы управления находятся под нагрузкой. Если пилот допускает провисание строп, то он теряет контроль над кайтом.
Для того чтобы поднять кайт в воздух, необходимо натянуть силовые стропы (подходящие к середине планки), отпустив при этом планку максимально от себя.
Для того чтобы опустить кайт, необходимо одновременно и равномерно затянуть стропы управления, приходящие к концам планки. Для того чтобы последующий старт кайта был комфортным, опускайте кайт в середине окна, передней кромкой вверх.
Кайт поворачивает влево, если потянуть к себе левую часть планки и одновременно отпустить от себя правую.
Кайт поворачивает вправо, если потянуть к себе правую часть планки и одновременно отпустить от себя левую.
Если кайт упал на краю ветрового окна, то для его подъема райдеру необходимо переместиться в сторону падения кайта, сохраняя натянутыми стропы управления так, чтобы оказаться в позиции старта.

Если кайт упал передней кромкой вниз, необходимо потянуть стропы управления, приходящие на края планки. Кайт взлетит задней кромкой вверх. Отпустите одну из строп, и он перевернется в нормальное положение.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ КАЙТА НА РУЧКАХ

Классическая конструкция парафойла с управлением на ручках предельно проста. От передних рядов подкупольной расcтроповки (A, B, C, иногда D) идут стропы непосредственно к одному концу прямо на ручки управления. Эти стропы - тяговые, согласно конструкции змея (тяга змея распределяется ближе к передней кромке), но в данной системе они же являются и стропами управления. С расcтроповки на задней кромке задние стропы, соответственно, приходят к другому концу ручек, и называются они брейками (либо клевантами). В отличие от передних, эти стропы обычно значительно тоньше силовых (80-120кгс нагрузки на каждую номинала против 200-300кгс обычных силовых строп). Кроме этого, они, вобщем-то, не учувствуют в процессе управления и передачи тяги. Они нужны для рестарта кайта, когда тот упал передней кромкой вниз. В таком случае, ручки просто переворачиваются, и процесс рестара со стороны выглядит так, как будто кайтер перепутал переднюю и заднюю кромки. Кроме того, опытные райдеры иногда, все-таки, применяют хорошо отстроенные брейки в управлении кайта, но это уже высший пилотаж.
Кайт управляется так же элементарно, как та первая пилотажка, которая достанется (или уже доставалась) Вам на обучении. Тянешь правую ручку - поворачивает вправо, тянешь левую - влево. Аэродинамика такого управления, как ни странно, качественнее, аэродинамики управления кайтом с изменением угла атаки. Задние стропы обычно просто слегка провисают, практически неподгруженные, а, чтобы не приходилось постоянно кататься на руках, между двумя ручками привязали не очень длинную веревочку - шкотик, и дабы он не перетирался, пустили его на специальный трапеционный крюк с роликом (или переходник с роликом на обычный крюк, но это уже выдумки).
Так как ручечные кайты редко используют в «передозы», то традиционной расчековки в этой системе обычно нет (если конечно ее не изобрел предприимчивый производитель). Чтобы избавиться от кайта, нужно подтянуться на руках, ослабить шкотик, который, провисая, должен вынырнуть из-под ролика-крюка самостоятельно. Страховочного лиша тоже обычно нет. Кажется сложным и небезопасным, на практике же обычно используют ручечники только под определенный ветер, причем заведомо меньшего размера, чем кайт с системой «depower».
Стихия ручечных кайтов - необъятные просторы замерзших водоемов, ровных полей - там, где важна скорость даже при минимальных ветрах, хорошие характеристики при вырезании и практически не стоит вопрос нестабильности и турбулентности сильного ветрового потока.

Внимание! При ударе кайта воздухозаборниками о землю в нем кратковременно возникает избыточное давление, способное привести к повреждениям и даже к полному разрушению купола.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Кайты способны развивать очень большую тягу, и, поэтому, обращение с ним требует особого внимания и осторожности:

Следует отказаться от катания. Если погодные условия не обеспечивают комфортного катания той площади, которым Вы располагаете;
.постарайтесь правильно оценить силу ветра и состояние покрытия для правильного выбора площади кайта;
.не поднимайте кайт вблизи серьезных препятствий, особенно если они находятся с подветренной стороны от Вас (деревья, линии электропередач, дороги, транспорт, люди, животные, открытые участки воды, тонкий лед и т.д.);
.категорически запрещается прикреплять кайт к райдеру жестко, без возможности быстрой отцепки;
.при катании по жесткой поверхности (лед, плотный наст) используйте индивидуальные средства защиты (шлем, налокотники, наколенники, защита спины, крепкие перчатки или варежки);
.не доверяйте Ваш кайт тем, кто не прошел квалифицированного обучения;
.катайтесь только в тех местах, которые Вам хорошо известны: скрытые полыньи, ямы, иные препятствия, скрытые под снегом, представляют серьезную опасность;
.при катании в горах, проконсультируйтесь у местной службы спасения о возможных опасностях в месте Вашего катания;
.следите за исправностью Вашего снаряжения;
.не рекомендуется кататься в одиночку;
.во время запусков следите за тем, чтобы натянутые удлинители не поранили людей: натянутые стропы - источник повышенной опасности.
.не запускайте кайт, если нет хорошего упора для ног - Вы можете получить травму при резком падении;
.не переводите резко кайт из одной стороны в другую - Вас может оторвать от земли;
.не ударяйте кайт о землю передней кромкой вниз - от сильного удара он может разрушиться;
.если при резком порыве ветра кайт выходит из под контроля и сильно тянет за собой, активизируйте систему безопасности - отцепите кайт.

ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ

1. Райдеры должны избегать столкновений.
2. При движении разными галсами дорогу уступает тот пилот, который идет левым галсом.
3. При движении одним галсом дорогу уступает тот пилот, который находится с наветренной стороны.
4. Приоритет имеет райдер, движущийся с меньшей скоростью, или стоящий на месте.

УКЛАДКА КАЙТА

После надежного закрепления планки/ручек необходимо придавить кайт либо рюкзаком, либо присыпав его снегом. Далее необходимо смотать удлинители и планку. Затем, в зависимости от ветровых условий, выбирается способ смотки кайта.
Если ветер не очень сильный и не мешает складывать кайт, купол следует разложить на земле одним ухом к ветру и прижать каким-либо грузом (например, рюкзаком). Стропную систему разбросайте равномерно по куполу, не давая ей запутываться. Сложите купол гармошкой от ушей к центру. Затем сложите получившийся рулон несколько раз и уложите в рюкзак.
При сильном ветре купол можно закрутить от ушей к центру для строчной укладки в рюкзак. При первой возможности дома или в лагере разверните и аккуратно сложите кайт, при необходимости, дав ему проветриться.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Курс - выбранное направление движения.
Галс - курс райдера относительно ветра.
Правый галс - ветер дует в правый бок райдера, а кайт находится слева от него.
Левый галс - ветер дует в левый бок райдера, а кайт находится справа от него.
Поворот - смена галса.
Лавировка - движение к ветру со сменой галсов.
Бейдевинд - лавировочный курс.
Галфвинд - движение перпедникулярно ветру (в полветра).
Бакштаг - курс при движении по ветру.
Передоз - погода сопровождаемая сильными ветрами.

Современные кайты имеют в своем арсенале широкий набор настроек, позволяющих регулировать характеристики купола в зависимости от силы ветра, стиля катания или предпочтений райдера. Это позволяет значительно расширить ветровой диапазон кайта, «выжать» из него максимальную тягу или просто произвести настройки для комфортного катания.

Итак, обо всем по порядку:

Настройка соотношения длины силовых строп и строп управления

Любой кайт с идеально сбалансированным соотношением длины силовых строп и строп управления должен устойчиво вести себя в зените и адекватно, без задержек реагировать на движение планки. При этом допускается легкое провисание строп управления. Убедиться в правильном соотношении длины строп можно с помощью двух тестов:

Тест № 1. Исходное положение - купол в зените, чикенлуп пристегнут к крюку трапеции, планка полностью приведена на себя:

Кайт должен генерировать увеличенную тягу, сохраняя при этом стабильное положение в ветровом окне. Если кайт пытается схлопнуть уши и упасть задней кромкой в центр ветрового окна – необходимо укоротить силовые стропы путем затягивания триммера или удлинить стропы управления с помощью регулировочных узелков.

Тест № 2. Исходное положение - купол в зените, чикенлуп пристегнут к крюку трапеции, планка обеими руками максимально подана от себя:

Кайт должен оперативно реагировать на перекосы планки управления. Если кайт слабо отзывается на движение планки, реагирует с большой задержкой или пытается улететь за голову - необходимо удлинить силовые стропы путем ослабления триммера. В случае, если при полностью отпущенном триммере кайт продолжает слабо реагировать на планку - необходимо укоротить общую длину строп управления или удлинить силовые стропы с помощью регулировочных узелков.

Регулировочные узелки могут располагаться как со стороны планки (например, у F-one), так и на подкупольной расстроповке (например, у Slingshot).

Со временем при эксплуатации кайта стропы вытягиваются, значительно снижая при этом мощность купола и ухудшая его управляемость. Поэтому периодически необходимо проверять длину строп, уделяя особое внимание на необходимость равенства длин у парных строп. Делается это на земле следующим способом: концы полностью размотанных строп крепятся к одной точке (вбитый гвоздь, крючок на стене и т.п.), чикенлуп пристегнут к трапеции, триммер отпущен. Силовые стропы натягиваются крюком трапеции, планка полностью приводится на себя вплотную к чикенлупу - в таком положении все четыре стропы должны быть одинаково натянуты. Провисание какой-либо стропы или нескольких строп свидетельствует о разности их длины и требует выполнения корректировки путем удлинения или укорачивания соответствующей стропы.

Настройка кайта на слабый ветер

Настройка кайта на слабый ветер предусматривает увеличение угла атаки купола по отношению к набегающему потоку воздуха. Операция по увеличению угла атаки сводится либо к увеличению длины силовых строп, либо к укорачиванию строп управления. При подсоединении силовых строп: чем дальше точка крепления от купола – тем длиннее силовые стропы и тем больше угол атаки. При подсоединении строп управления: чем ближе точка крепления к куполу – тем короче стропы управления тем и больше угол атаки

Настройка кайта на сильный ветер

Настройка кайта на сильный ветер предусматривает уменьшение угла атаки. Самый простой способ это сделать - укоротить силовые стропы путем затягивания триммера. Чем сильнее затягивается триммер – тем короче становятся силовые стропы и тем меньше угол атаки купола. Если кайт еще лежит на парковке, то можно также воспользоваться узелками на подкупольной расстроповке.

Настройка скорости вращения купола и нагрузки на планку

Данные настройки позволяют отрегулировать поведение купола в зависимости от стиля катания или предпочтений райдера. Для этого на ушах кайта предусмотрены, как правило, три точки крепления строп управления. Чем дальше от задней кромки купола находится точка крепления стропы – тем больше нагрузка на планку (bar pressure), медленней скорость вращения купола (turning speed) и выше информативность планки (kite feedback).

Вариант крепления № 1. Стропа крепится к точке, максимально близко расположенной к задней кромке купола. При таком варианте крепления нагрузка на планку минимальна, управление куполом не требует приложения больших усилий, скорость вращения купола – высокая. Данный вариант подходит хорошо катающимся кайтерам, предпочитающих быстрые кайты, любителям продолжительных сетов и адептам вейврайдинга.

Вариант крепления № 2. Стропа крепится к центральной точке. В этом случае нагрузка на планку возрастает, замедляется скорость вращения купола, увеличивается информативность планки, контроль над кайтом становится легче. Данный вариант подходит для обучения, фрирайда и отработки первых прыжков.

Вариант крепления № 3. Стропа крепится к точке, максимально удаленной от задней кромки купола. В данном варианте райдер получает тяжелую, но максимально информативную планку, позволяющую хорошо контролировать положение кайта, в т.ч. при прыжках в анхукте. Подобная настройка предпочтительна для вейкстайла.

Команда KiteMart