Темы родительских собраний логопеда в старшей группе. Родительское собрание в старшей группе

Последний год ребёнка перед школой - важный год, особенно для выпускника логопедической группы. Взаимодействие логопеда и родителей является необходимым условием эффективонй подготовки к школе,так же тему школьной готовности поможет раскрыть психолог ДОУ, а воспитатель даст практические советы по выплнению с детьми заданий. которых перед школой становится всё больше и больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

« Сотрудничество логопеда и родителей».

Цель: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросам рзвития речи ребёнка и готовности к обучению в школе.

Задачи:

Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической готовности;

Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги начальных классов школы

Материалы и пособия : мультимедийный проектор, мячик, спички, задания для игры, памятки с рекомендациями родителям

Ход собрания:

Учитель-логопед: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться (представление присутствующих педагогов и воспитателей).

Упражнение - визуализация "Первый раз в первый класс": на экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.

Предоставление слова психологу детского сада.

Психолог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната - это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Упражнение "Имена"

Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной атмосферы

Психолог: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и сплотить наш коллектив.

Упражнение «Спичка».

Цель: сплочение коллектива.

Содержание: «Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои места».

Ответьте на вопросы:

Легко ли было выполнить это упражнение?

Что мешало дойти до финиша?

Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.

Упражнение "Парад мнений".

Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы.

Учитель-логопед задаёт вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)

Примерные ответы:

Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что:

Ребёнок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;

Ребёнок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

Ребёнок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

У нас присутствуют педагоги школы, согласны ли с данными утверждениями?

Выступление педагогов школы.

Выступление учителя-логопеда: см. «Приложение 1».

Выступление педагога – психолога: см. «Приложение 2».

Выступление воспитателя: см. «Приложение 3». (рекомендации в виде памяток раздаются родителям).

Рефлексия:

Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Выступление учителя-логопеда.

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности,
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика нарушений письма и чтения.

Посещающие нашу группу дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.

Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.

Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.

Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,

но при условии выполнения логопедических правил

и систематических занятий

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:

  • родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
  • просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
  • посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
  • в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
  • использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Выступление психолога детского сада.

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:

1. физическая готовность.

2. интеллектуальная готовность.

3. социально-личностная.

4. мотивационная.

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи)

Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определённым требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - игровой, - познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению, которая включает следующие составляющие.

1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению":

Физическое здоровье;

Наличие мотива учения (познавательного и социального);

Сформированность произвольного поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми);

Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи);

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?

В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.

Предварительный просмотр:

Приложение3

Выступление воспитателя группы.

Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса

Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.

Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированными.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.


Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР

«Будем знакомы» 21.09.2016г.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители, учитель-логопед.

План проведения

Вступительная часть. (Поздравление родителей с началом учебного года). Особенности образовательного процесса в старшей группе (сообщение воспитателя). Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на 2016 - 2017 учебный год. Выступление учителя-логопеда «Специфические особенности детей с ОНР». Разное. Выборы состава родительского комитета.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

Приглашение учителя-логопеда. Подготовка анкет для родителей. Разработка проекта решения родительского собрания.

II. Организационный этап

Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.

III. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Ваши детки перешли в старшую логопедическую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.


Игровое упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Анна –активная и т. д.)

Игра « Знакомство».

Воспитатель знакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. Далее слово предоставляется учителю-логопеду, который рассказывает о своей деятельности в группе.

Воспитатель. Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра « Хвастовство». Каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или умение своего ребенка. Каждый родитель говорит о своем ребенке. (Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т. д.)

Воспитатель: Вот мы узнали ваших детей немного ближе.

IV. Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

1. Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

2. Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.

Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на новый учебный год.

V. Выступление учителя-логопеда «Специфические особенности детей с ОНР».

Игра «Пожелания». (Конверт, листы бумаги А5 каждому участнику).

Воспитатель: Я прошу Вас сложить в этот конверт Ваши пожелания, каким каждый из вас хочет видеть своего ребенка по окончании детского сада.

Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку?

VI. Выборы состава родительского комитета

    Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.

Родителям предлагается заполнить анкету (см. приложение №2).

VIII. Заключительная часть

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Приложение

Решение родительского собрания:

Председателем родительского коллектива группы избрать: Утвердить родительский комитет в следующем составе: Принять к исполнению правила для родителей. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Приложение.


Анкета для родителей

Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи _____________________________________________________ Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами ДОУ? _____________________________________________ Испытываете ли Вы трудности в общения воспитателями? ____________________________________________________________ Каковы причины этих трудностей:

    недостаток знаний неумение вступать в диалог излишняя застенчивость, робость непонимание воспитателя
другие________________________________________________________ Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с воспитателями? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Готовы ли вы участвовать в мероприятиях, которые предлагает коллектив ДОУ? _______________________________________________ Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи? __________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение.

Доклад воспитателя

Речевое развитие дошкольника

как приоритетная задача ФГОС ДО,

создание педагогических условий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной , тического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных : бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества

В этом возрасте дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:

«Добро пожаловать в логопедическую группу!»

Цель:

    Познакомить родителей с назначением логопедической группы.

Ход собрания:

Зачем нужен логопед и логопедическая группа?

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

    словарный запас;

    фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

    грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

    связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

А сейчас, давайте поприветствуем детей подготовительной логопедической группы, которые уже многому научились и приготовили для Вас небольшой сюрприз:

(входят дети, исполняют частушки)

Частушки.

1. В дидактические игры

Полюбили мы играть.

Они классно помогают

Буквы нам запоминать!

2.Логопед к нам приходила,

Говорить нас всех учила.

Открывает, смотрит в рот -

Ничего не разберет.

3. На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

4. Мы играем в пулемет,

Мы рычим, как рация.

Не ругайте нас, идет

Автоматизация!

5. А вчера я объясняла

Маме с папой гласные.

Этих взрослых обучать -

Затея ох напрасная!

6. Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Даже бабушка сказала:

Что за наказанье!

7. Я решила в воскресенье

Все заданья повторить.

Даже наша кошка Мурка

Научилась говорить!

8.Мы пока частушки пели,

Заплелися языки.

Вы похлопайте погромче

Мы старались,

Как могли!

(дети прощаются, уходят)

Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Залогом успеха коррекционной работы являются:

    медикаментозное лечение (по показаниям врача);

    регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

    контроль за речью ребенка.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!

Презентация «Добро пожаловать в логопедическую группу

Для того, чтобы ребенка зачислили в логопедическую группу необходимо пройти обследование в РПМПК. По результатам обследования ПМПК дает направление, на основании которого ребенок зачисляется в логогруппу и посещает фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом ДОУ.

    Зачем необходимо проходить обследование на ПМПК

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает хорошие положительные результаты.

Для ребенка дошкольника обследование проводится в игровой форме, в доброжелательной обстановке в присутствии родителей, в течение 30 минут.

В состав ПМПК комиссии входят: логопед, психолог, психиатр. В ходе обследования вам и вашему ребенку могут предложить пройти обследование у дополнительных специалистов: невролог, психиатр, лор, ортодонт. Зачем нужно обращаться к данным специалистам? Попробуем ответить на этот вопрос:

    Логопед - обследует речь ребенка (звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь)

    Психолог - обследует эмоционально – волевую сферу ребенка, развитие (в соответствии с возрастом) процессов внимания, мышления, памяти.

    Психиатр - индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

По результатам диагностики Вам и вашему ребенку может быть предложено дальнейшее обследование у специалистов:

    Невролог - Основная задача специалиста: вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение. (в нашем случае консультация невролога необходима в первую очередь детям, страдающим заиканием) . На сегодняшний день в школах преподаются совершенно другие программы, дети должны успевать, в них больше «закладывается» материала. Дети с ослабленной нервной системой просто будут не готовы к восприятию такого объема информации. Если мамочки пренебрегали советами детского невролога, то их дети просто не будут успевать усваивать необходимый объем информации, не потому что они глупые, а просто потому что у них быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога. А бывает, мамочки просто боятся услышать какой–нибудь диагноз, они считают, что это какой–то приговор. Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.

    Ортодонт - желательно первый раз показать ребенка врачу-ортодонту в возрасте 3-4 лет, когда полностью сформирован молочный прикус. Врач определит, есть или нет проблемы, объяснит, когда и зачем их нужно решать, даст необходимые рекомендации. Также считаю необходимым отметить тот факт, что современные методы лечения позволяют проводить качественное выравнивание зубов и прикуса в любом возрасте, если ребенок в этом нуждается - тому подтверждением является многолетний опыт работы большинства ортодонтов. Ортодонтическое лечение нужно не только для обретения красоты и уверенности в себе, но и для снижения рисков заболевания пародонта, кариеса и заболеваний слизистой оболочки полости рта, для улучшений функций дыхания, жевания, пищеварения, а так же для рационального, грамотного протезирования.

На этом родительское собрание закончено.

Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей логопедической группе!

Родительское собрание в логопедической

группе № 5

Тема: « Будем знакомы.»

Родительское собрание в логопедической группе № 5 «Будем знакомы»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители, учите ль-логопед.

План проведения

    Вступительная часть.

2Поздравление родителей с началом учебного года.

3 Знакомство с воспитателем, учителем-логопед ом.

40собенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

5Ознакомление родителей с целями и задачами МДОУ на новый учебный год.

6 Выступление учителя-логопеда ««Специфические особенности старшей группы для детей с ОНР»

    Возрастные особенности детей 5-7 лет

    Презентация «Я люблю лето «

    Анкетирование родителей.

10 Выборы состава родительского комитета.

Ход мероприятия

    Подготовительный этап

    Изготовление стенгазеты «Моя семья» с рисунками детей.

    Приглашение учителя-логопеда.

    Подготовка анкет для родителей и памяток.

    Разработка проекта решения родительского собрания.

    Организационный этап

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На мольберте - стенгазета.

    Вступительная часть

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим ребятам исполнилось пять лет, они перешли в старшую логопедическую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.

Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина - инициативная и т.д.)

Игра « Знакомство».

Учитель-логопед: все мы здесь собрались не просто так и мне бы хотелось, что бы каждый из Вас ответил на вопрос « Что каждый из нас ожидает от сегодняшней

встречи?» В руках у учителя-логопеда мягкая игрушка, он отвечает на вопрос и передает игрушку. ( Ответы, например: понимания, сотрудничества, взаимность, информация и т. д.)

Воспитатель знакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. Далее слово предоставляется учителю- логопеду, который рассказывает о своей деятельности в группе (доклад прилагается).

Воспитатель. Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра « Хвастовство». Каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или умение своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. (Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т.д.)

Учитель-логопед: Вот мы узнали ваших детей немного ближе. А для того, что бы детям было комфортно в детском саду, им необходимы игрушки. Сейчас мы с вами разделимся на две подгруппы, в каждой будет свой воспитатель, все остальные родительский комитет.

    Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

    Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической

группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи.

План проведения:

    Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

    Особенности логопедической работы:

    содержание логопедической работы;

    формы логопедической работы.

    Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей.

    Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

    Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группа

Содержание.

1. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. И большинство детей с такими нарушениями по заключению ПМПК оказываются в логопедической группе.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством

специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

    Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    формирование правильного звукопроизношения;

    развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

    совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

    совершенствование грамматического строя речи;

    обогащение, активизация словарного запаса речи;

    развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

    совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в

индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

    Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

Что же выявило обследование детей?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

У многих детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Некоторые дети неправильно держат карандаш.

    Какова роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    не ругать ребенка за неправильную речь;

    ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

    тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

    задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

    весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

    задания должны быть прочитаны ребенку;

    все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:- коррекция звукопроизношения;

    формирование грамотной, выразительной речи;

    обучение чтению и письму в подготовительной группе;

    развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

    усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

    индивидуальный подход к ребенку;

    совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

    Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.

V. Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.

Выступление учителя-логопеда Масловой В М «Специфические особенности старшей группы для детей с ОНР»

Игра « Чемоданчик». (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).

Учитель-логопед: Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут качества, например: доброта, внимание и т.д.

VII. Выборы нового состава родительского комитета

    Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

    Следует коротко напомнить родителям о его функциях.

Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.

Родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

    Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи

    Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами ДОУ?

    Испытываете ли Вы трудности в общения воспитателями?

    Каковы причины этих трудностей:

    недостаток знаний

    неумение вступать в диалог

    излишняя застенчивость, робость

    непонимание воспитателя

    другие -

    Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с

воспитателями?

    Готовы ли вы участвовать в мероприятиях которые предлагает коллектив

ДОУ?

    Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи?

Воспитатель. В обмен на анкеты мы предлагаем Вам памятки (зачитываются в слух) Памятка

    Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

    Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие-основа вашего здоровья.

    Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

    Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

    Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

    Не создавайте конфликтных ситуаций.

    Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

    Любить ребенка таким, каков он есть.

    Уважать в каждом ребенке личность.

10.Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу.

    Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

    Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

VIII. Заключительная часть

Учитель-логопед: наше собрание заканчивается, а в руках у меня остался волшебный клубочек (клубок ниток)

Игра « Волшебный клубочек» Предлагаю

каждому из Вас намотать на палец нить и ответить на вопрос: Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? (Каждый наматывает нить и называет качества,) Учитель-

логопед: Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в школу. Я уверена, что все Ваши пожелания исполнятся, ведь слово имеет свойство материализоваться.

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Выступление воспитателя: Возрастные особенности детей 5-7лет Вашему ребенку исполнилось 5 -7лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались. Пусть в вашем доме будет место и для компьютерных игр и для сказок, выдуманных вашими детьми. Удачи вам!

Двигательные навыки

С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

Эмоциональное развитие

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.

Социальное развитие

С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек - женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнью. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой. В этом возрасте уже следует рассказать в доступной для малыша форме о том, как он родился. Ребенок дорос до понимания такой тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают дети во дворе. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими. Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по

различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых

помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти. Особенности поведения

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер).

К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

Творческое развитие

Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет.

В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Родительское собрание "Как научить говорить ребенка правильно?"

Автор: Склюева Марина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №17 детский сад «Ручеек» г. Березовский Кемеровской обл.

Родительское собрание в старшей группе.
Тема: «Как научить ребенка говорить правильно?»
Данное собрание проводится логопедом в сентябре, при зачислении детей на логопедический пункт. На собрании логопед в общих чертах знакомит родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого развития. На дальнейших собраниях логопед более подробно останавливается на нарушениях каждого из компонентов речи и приемах работы по развитию артикуляции, словаря, грамматического строя речи и др. компонентов речи в домашних условиях. На первом собрании важно показать целостную картину структуры речи, взаимосвязь ее компонентов, дать понять родителям, что работа по исправлению речевых нарушений – это не одномоментное явление, а достаточно длительный, кропотливый, но интересный путь совместных занятий со своим ребенком. Собрание необходимо провести на позитивном уровне, внушая родителям чувство уверенности в преодолении проблем речевого развития. Собрание проходит с опорой на презентацию, подготовленную специально для данного мероприятия. Форма проведения данного собрания заинтересует не только логопедов дошкольных учреждений, но и всех педагогов, ищущих новые формы работы с родителями.

Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
Познакомить родителей с основными компонентами речи;
Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт), лепестки ромашки из белой бумаги, изображения чайника. лошади, машины. мяч, варежка из наждачной бумаги, индивидуальные зеркала, картинные планы для описания предметов.

Ход собрания:

1. – Уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка? Я представляю речь ребенка в виде волшебного сундучка. (Появляется слайд 1 с изображением сундучка). Давайте в него заглянем!

Слайд 1
- Важнейшим компонентом речи является словарь. А что представляет из себя словарь ребенка в 5 лет?
Посмотрите на следующий слад и попробуйте догадаться, какие утверждения о состоянии словаря пятилетнего ребенка правильны (слайд 2).

Слайд 2
Родители зачитывают утверждения на слайде и пытаются дать верный ответ. В итоге появляется слайд с верными ответами (Слайд 3).

Слайд 3

Слайд 4
Логопед предлагает сыграть в несколько игр на развитие словаря 5-летних детей. (Слайд 4). Родители встают в круг. Игра «Вот птица. Что за птица?» У ведущего мяч. Он говорит: Вот птица. Что за птица? - и передает мяч соседу, который должен назвать птицу, и так дальше по кругу. Затем ведущий говорит, например,: «Вот посуда. Что за посуда?» - и все по кругу называют предметы посуды. Далее логопед предлагает сыграть в игру «Разбери предмет». Приглашаются 2-3родителя. Логопед раздает им изображения предметов: машины, чайника, лошади. Каждый из них как можно быстрее называет части изображённых предметов. Как правило, сначала родители не очень охотно участвуют в совместных играх, но уже после первой игры атмосфера разряжается, взрослые чувствуют себя отчасти детьми, и более охотно принимают участие в заданиях. Логопед после каждой игры отмечает, что в эти игры очень легко играть дома с ребёнком. Правила остальных игр логопед кратко рассказывает по желанию родителей.
2. - Давайте вновь заглянем в сундучок. Следующий важный компонент речи: артикуляция.

Слайд 5
- Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции (Слайд 5). Сейчас вы испытаете, что чувствует ребенок с затруднениями в работе органов артикуляции.
Логопед надевает на руку родителям варежку из наждачной бумаги. Родители пытаются подвигать пальцами, согнуть ладонь «Чашечкой», сжать и разжать пальцы.
- Примерено так ощущает свои органы артикуляции ребенок, испытывающий затруднения в подвижности органов артикуляции. Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными? (Ответы родителей).
- Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику. Сейчас мы выполним несколько артикуляционных упражнений, которые пойдут на пользу любому ребенку (Слайд 6).

Слайд 6
С помощью интерактивной игры «Веселый урожай» родители выполняют четыре артикуляционных упражнения. («Лягушка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел»)
- Выполнению артикуляционной гимнастики будет посвящен отдельное родительское собрание и индивидуальные консультации.
3. – Заглянем в наш волшебный сундучок. Следующий компонент речи – грамматический строй речи (Слайд 7). Грамматический строй речи – важнейшее умение в структуре речи, он позволяет дифференцировать уровень развития речи.

Слайд 7
На следующем слайде дети скажут нам, каким грамматическими
конструкциями ни уже овладели к 5 годам (Сдайд 8):

Слайд 8
- А с какими трудностями еще пока сталкиваются дети в речи? Ответ мы увидим на следующем слайде (Слайд 9):

Слайд 9
- С помощью интерактивной игры «Чего не стало» вы можете закрепить в речи ребенка употребление родительного падежа множественного числа имен прилагательных и существительных. Обратите внимание на четкое проговаривание окончаний прилагательных и существительных (Слайд 10).

Слайд 10
4. – В нашем сундучке остался последний секретик, и это – связная речь (Слайд 11). Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативности, достижения норм возрастного развития.

Слайд 11
- Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально связной. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, например, вот такой домик на рисунке. И услышите в ответ примерно такое (Слайд 12):

Слайд 12
- Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие (Слайд 13):

Слайд 13
Логопед раздает 1-2 родителям картинные планы и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета.
- И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок. С помощью интерактивной игры попробуем восстановить последовательность истории (Слайды 14,15):


Слайды 14,15
5. В заключение собрания логопед подводит итог (Слайд 16):

Слайд 16
- Уважаемые родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка с проблемами в развитии требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Если ваши ответы на мои вопросы положительные, то прошу прикрепить магнитами лепестки к ромашке на доске. Есть ли у вас вопросы?
Далее логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации и следующие родительские собрания, раздает визитки, буклеты.