Скачать цитаты сухомлинский сердце отдаю детям. В

Выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский посвятил всю свою жизнь детям, став для них не только учителем, но и добрым наставником, проницательным и чутким другом. Любовь и забота о детях, их будущем пронизывает всю его деятельность и творчество. «Сердце отдаю детям» - начало трилогии о становлении личности ребёнка, её продолжение - «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». Книга посвящена воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов, но не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности. В основе гуманистической педагогической системы автора - неразрывность воспитания и образования, нравственно-эстетического, физического и трудового развития в становлении гармоничной личности. Книга помогает понять, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания,...

Творческая работа

"Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского"

В. А. Сухомлинский - педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем» , а методы воспитания - спасительными .

Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» . Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

«Любовь - это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня - нет и благодарной любви ».

«Бесстрашие - это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».

«Научись пользоваться оружием смеха - одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка - миссия педагога», - так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами... Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», - считал Сухомлинский.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию».

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития».

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии».

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда».

Книги В.А.Сухомлинского:

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983

6. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988

Большое зло - корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно. Алчность, корыстолюбие

Скупость обедняет человека, превращает в эгоиста и приобретателя. Алчность, корыстолюбие

Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его. Алчность, корыстолюбие

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Брак, семья

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Брак, семья

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Брак, семья

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Брак, семья

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Верность, постоянство

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, - главная причина отсутствия свободного времени. Воспитание и воспитатели

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. Воспитание и воспитатели

Эгоизм - это первопричина рака души.

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Думать только о себе, только о своем благе - это значит быть скотиной. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником. Гордость, достоинство, самоуважение

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств. Гордость, достоинство, самоуважение

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Доброта, человеколюбие

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем, Доброта, человеколюбие

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. Доброта, человеколюбие

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной. Женщины, мужчины

Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни. Жизнь

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом - значит самому стать безнравственным человеком. Злобность, жестокость, подлость

Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. Злословие, склочность

Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Искусство

Книга - один из важнейших источников радости мышления. Книга, печать

Чтение - это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Книга, печать

Большое зло - лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему. Лесть, лицемерие, ханжество

Любовь - это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке. Любовь

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы. Любовь

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Любовь

Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение. Мечты, желания, надежды

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Самое трудное - мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. Мужество, героизм, доблесть

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Музыка

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка

Первое гражданское чувство - чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Народ, государство, нация

Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком. Невежество

Не может быть коммунистической морали без элементарной человечности. Нравственность, мораль

Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания - сам человек. Общество, классы, коллектив

Забота о воспитательной силе коллектива - это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. Общество, классы, коллектив

Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Общество, классы, коллектив

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми. Общество, классы, коллектив

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть. Поведение, поступки

Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Родина, патриотизм

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Родители, дети

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. Родители, дети

Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Родители, дети

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Родители, дети

Ребенок ненавидит того, кто бьет. Родители, дети

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. Родители, дети

Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы. Свобода, равенство

Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. Совесть, честь

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности. Совесть, честь

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, - ты ошибаешься. Прятаться от людей - низость, прятаться от себя - низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой. Совесть, честь

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Счастье, радость

Наивысшее личное счастье - бороться за что-то более значительное, чем личные интересы. Счастье, радость

Человек таков, каково его представление о счастье. Счастье, радость

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество. Физическая культура

Поставь над собой 100 учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь заставлять себя и сам требовать от себя. Характер, выдержка, самообладание

Каждый человек - творец собственного благополучия. Человек таков, каково его представление о счастье.

Сухомлинский В.А.

«Я сердце отдаю детям»

выдержки из книги

«Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль.»

«Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Как важно, чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений труда.»

« … сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей, накаленной солнцем земли? Все это они делают из добрых побуждений. а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеет гриппом, ангиной, коклюшем. А надо воспитать детей так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода.»

«Ребенок мыслит образами. Это значит, что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии капли воды, он рисует в своем представлении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы.»

«Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли - среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на "обработку" информации об этом образе.

Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым многие учителя часто встречаются в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры - все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает... Здесь и рождается отставание.

Вот почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы - это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума.»

«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщении. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновенья он думает, осмысливает услышанное и увиденное.

Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать...»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»