Детско-родительский клуб «Солнышко»
педагог-психолог МАДОУ №7 п. Пролетарий,
Новгородского района
Мы живем в необычное время. На наших глазах многое меняется. Неизменным остается желание человека сделать своих детей счастливыми и успешными в жизни. В современном обществе этот вопрос особенно актуален. Сейчас изменился ритм жизни современных родителей, что приводит к минимуму взаимодействие взрослого с ребенком. Внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач. Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьей (собрания, консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными. Поэтому в нашем саду решили проводить встречи с родителями в необычной форме - это детско-родительский клуб «Солнышко», где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игре.
Посещение клуба позволит родителям научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. Далеко не все родители знают, как правильно организовать интересную игровую деятельность. Основная цель нашего клуба – развить личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии в игре. Привлекаем родителей к детской игре, даем им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и принятию родителями внутреннего мира ребенка.
Совместные игры способствуют созданию позитивного психологического настроя; дают возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности; возникают чувства единения с мамой или папой, сопричастности, ощущение заинтересованности взрослого играми малыша, снимается давление авторитета родителей. В специально организованных игровых взаимодействиях между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок понимает, что он нужен и его понимают, родители осознают важность игры в период дошкольного детства.
Сценарий детско-родительской встречи «Приходите, поиграем!»
Ведущий: Сегодня здесь собрались любящие родители, а значит - у вас счастливые дети. Большое спасибо, что вы откликнулись на выполнение домашнего задания.
Дети в паре с родителями демонстрируют домашнее задание - эмблемы своей семьи и кратко рассказывают о себе.
Игра «Вспомни детство» Предлагается родителям вспомнить игры своего детства и поиграть всем вместе в них.
Упражнение «Любимая игрушка Вашего ребенка» Заранее проводится опрос детей и ответы заносятся в опросный лист . Родители должны выбрать ту игрушку, какая по их мнению является любимой их малыша. Далее предлагаются высказывания детей.
Игра «Зайчата» Детям предлагаются маски зайчиков.
Ведущий: Подходите зайчики к своим мамам и папам, вместе поиграем.
Как у наших зайчиков мягонькие лапки.
(родители гладят детям ручки)
Как у наших зайчат ушки длинные торчат.
(родители гладят детей по голове и по ушкам)
Как у наших зайчиков ласковые мамочки.
(дети и родители обнимают друг друга)
Как у наших зайчат глазки весело блестят.
(родители и дети берутся за руки и улыбаются друг другу). Упражнение «Придумай игру!» Всем участникам предлагаются всевозможные атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Родителям и детям нужно развернуть ролевое взаимодействие и показать его всем.
Игра-инсценировка сказки «Репка» Перед началом инсценировки между родителями распределяются роли, раздаются костюмы и шапочки героев. Ведущий читает сказку, а участники выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая свои слова. Родители играют, дети смотрят.
Игра «Передай сердечко» Проводится в целях формирования умения анализировать свое участие в мероприятии; развития умений выразить свои впечатления. Дети и родители встают в круг и передают сердечко, называя, что им понравилось больше всего в ходе встречи. Затем ведущий вручает им грамоты и подарки, приглашая всех на чаепитие.
Литература:
1. Панфилов общения: тесты и коррекционные игры. М.2005.
2. Щербакова с пальчиками. М.; Карапуз, 1998.
3. Запорожец -педагогические гостиные в детском саду. М. 2010
Родительский клуб "Семейный очаг"
Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2016 – 2017 учебный год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:
1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.
3. Руководит работой клуба педагог-психолог.
4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.
5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.
6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.
Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:
- на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
- на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
- на возможности дифференцированного подхода к семье;
- на добровольном участии родителей;
- на активной позиции родителей;
- на планомерности и последовательности проведения мероприятий.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Месяц / неделя | Тема занятия | Ответственный | Контингент участников | Задачи | Материал |
|
Сентябрь 3 неделя | Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год | Воспитатель | Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели | 1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей. 2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год. 3. Обсудить тематические запросы родителей. | 1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»). 2. Игра «Хвастовство». 3. Ознакомление с планом работы на год. 4. Анкетирование 5.Игра «Я ребенок». 6.Игра «Чемоданчик». 7. Памятка «Ваши ожидания» 8. Игра «Волшебный клубочек». 9. Коллаж «Что мне понравилось?» | 1. Анкеты 2. Памятки «Ваши ожидания» 3. Клубочек 4. Ватман, фломастеры |
Октябрь 3 неделя | Круглый стол «Ребенок имеет право» | Педагог- психолог | Родители семей «группы риска» | 1.Воспитывать уважение к человеческой личности. 2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье. 3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка. 4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества. 5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей. 6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона. | 1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй» 2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги» 3. Презентация «Ребенок имеет право…» 4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах 5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье» 6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок 7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки») 8. Подведение итогов, распространение буклетов | 1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?» 2.Буклеты «Ребенок имеет право» 3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др. 4. Карточки с ситуациями и высказываниями 5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей» |
Ноябрь 2 неделя | Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства» | Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед | 1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей 2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения 3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД | 1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!» 2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю» 3.Презентация «Безопасная дорога детства» 4. Практикум «Дорожные ловушки» 5. Анкетирование «Грамотный пешеход» 6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов 7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!» | 1.Афиши 2.Подготовка презентации 3.Карточки «Дорожные ловушки» 4.Анкеты «Грамотный пешеход» 5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!» 6.Игры, пособия и литература по ПДД |
|
Декабрь 1 неделя | Устный журнал «Этика семейных отношений» | Педагог- психолог | Родители групп дошкольного возраста, воспитатели | 1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений. 2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье. 3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений. | 1.Игра «Знакомство». 2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей. 3.Распространение буклетов-памяток. 4. Тестирование « Я конфликтный?» 5. Сообщение «Манипуляция в семье» 6. Подведение итогов | 1.Памятки для родителей: Мама может… Папа может… Бабушка и Дедушка могут…. 2. Тест |
Январь 3 неделя | Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье» | Воспитатель | Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог | 1. Дать родителям представление о понятии «депривация». 2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка. | 1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо» 2. Сообщение по теме на основе презентации 3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь) | 1. Презентация 2. Клубочек |
Февраль 4 неделя | Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы» | Педагог- психолог, воспитатели группы | Родители и воспитатели подготовительной группы | 1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе. 2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе. 3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе. 4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу | 1.Открытый показ образовательной деятельности. 2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе» 3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» 4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению» 5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка) 6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности» 7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?» 8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников» | 1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе» 2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников» 3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе» 4. Цветовые карточки 5.Ватман, карандаши 6. Карточки с родительскими высказываниями |
Март 2 неделя | Семинар-практикум «Театр делаем сами» | Муз. рук., логопед | Родители групп дошкольного возраста, воспитатели | 1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников 2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования 3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала | 1. Игра «Театр – это…» 2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников» 3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками» 4. Игра «Теремок» 5. Практикум «Изготовление театра своими руками» 6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами» | 1. Разные виды самодельных театров 2. Материал для изготовления театров 3. Буклеты «Театр делаем сами» |
Апрель 1 неделя | Тренинг «Портрет моего ребенка» | Педагог- Психолог, воспитатели | Родители и воспитатели всех возрастных групп | 1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями. 2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка. 3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители. 4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье. | 1.Игра «Знакомство». 2.Проективный тест «Портрет моего ребенка» 3. Мой ребенок глазами других родителей 4.Игра «А нужен ли тебе кружок?» 5.Игра «Пожалей и поругай» 6.Тест «Портрет моего ребенка» | |
Май 2 неделя | Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год | Педагог-психолог, воспитатели | Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ | 2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба. 3.Определить тематические запросы родителей на следующий год. | 1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2016-2017 году» 2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест. 3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра. 4.Чаепитие: «А мне понравилось!» | 1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток. 2. Презентация 3. Атрибуты для чаепития |
Детско- родительский клуб «В ногу с детством»
«Воспитание – не сумма мероприятий,
а мудрое общение взрослого
с живой душой ребенка»
В.А.Сухомлинский
Детский сад является важнейшим моментом в развитии ребенка, именно здесь происходит становление первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте
Совместная деятельность - это не только лепка, аппликация и рисование, но и главное – это игра, игра в которой и родители, и дети, и педагог равноправные участники.В ходе игры развиваются психологические процессы, а самое главное нормализуются взаимодействия между взрослым и ребенком. В клубе мы учимся работать вместе единой командой, ищем решение проблем сообща, от умения взрослых договариваться, приходить на помощь детям в нужный момент, согласовывать действия зависит личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Вначале не все родители откликнулись на участие в клубе, но после первых заседаний участники клуба делились впечатлениями и в дальнейшем, у клуба появилось много единомышленников.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что работа клуба является неотъемлемой частью педагогического процесса. Родители и воспитатель, не могут заменить друг друга.Родители несут ответственность за воспитание, а воспитатель поддерживает и дополняет их воспитательную деятельность. В нашем клубе мы общаемся «на равных». Родители знают, что в нашей совместной работе будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Воспитатель уверен в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе. В большом выигрыше находятся дети, ради них осуществляется это взаимодействие. Ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в группе, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. На этой основе в нашем клубе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения
Цель : Выстроивание доверия и партнерских отношений с семьей на основе сотрудничества воспитателей, родителей и детей, гармонизация детско- родительских отношений.
В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи - обеспечить эффективное взаимодействие между педагогами ДОО и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей. Установить доверительные отношения между семьей и ДОО.
Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка; обогатить формы игрового взаимодействия в семье дошкольника
Создать условия для обмена опытом семейного воспитания; сплочения родителей на основе общих интересов и потребностей. Возрождение семейных традиций
Активизировать творческий потенциал, создать дополнительные условия для творчества родителей и детей в семье
В работе детско- родительского клуба придерживаемся следующих принципов:
Гарантией эффективности работы детско- родительского клуба служат правила:
Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.
В работе принимают участие заинтересованные родители.
Каждый имеет свою точку зрения.
Вместе мы преодолеем все трудности. (ребенок должен чувствовать поддержку родителей)
Организация деятельности В состав детско- родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатель, специалисты ДОО. Работа проводится раз в месяц. Продолжительность 1 час.
Предварительная подготовка к заседанию детско- родительского клуба
Объявление темы и время заседания
Организационная работа с творческой группой
Знакомство с предполагаемым вопросами для обсуждения
Формирование интереса к встрече в клубе
Заседание детско- родительского клуба
Презентации, выставки, видео просмотры и т.д.
Организация различной совместной деятельности детей и взрослых: игровая, творческая, экспериментальная…..
Распространение консультативного материала (памятки, буклеты, рекомендации ит.д.)
Методы и приемы, направленные на активизацию внимания родителей и создание условий для включение их в совместную детско- родительскую деятельность
Приложение
План работы детско- родительского клуба «В ногу с детством»
1 младшая группа (2-3 года)
Формы работы | Предполагаемый результат | Сроки | Ответственные |
|
Анкетирование родителей | Знакомство с родителями и детьми, выявлены интересующие проблемы в воспитании | сентябрь | родители |
|
« Я - детсадовец» | У родителей сформированы представления о жизни детей в детском саду. Принять план работы клуба | Воспитатель, родители |
||
Игротека «Растем играя» | Оказание помощи в организация совместных игр | Родители, дети |
||
Круглый стол «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его» | Обмен мнениями родителей по актуальным для них вопросам развития детей | Родители, воспитатель психолог |
||
Детско- родительский проект «Письмо Деду Морозу» | Получена радость от совместной работы. Заложено «зернышко» семейных традиций | Родители, дети |
||
Выставка « Золотые ручки» | Пополнена развивающую среду в группе. Выявление лучших мастериц. | родители |
||
«В гостях у сказки» | Вызван живой интерес к сказке, раскрыт творческий потенциал родителей в театральной деятельности | Родители, дети |
||
Акция «Самый красивый цветок» | Участок в детском саду украшен цветами и бабочками из бросового материала совместными усилиями | Родители, дети, воспитатель |
2 младшая группа(3- 4 года)
Формы работы | Предполагаемый результат | Сроки | Ответственные |
|
Презентация «Хорошо у нас в саду» в рамках «Новое» | Выявлены интересующие проблемы в воспитании | сентябрь | Воспитатель, родители |
|
День самоуправления «Поиграй со мной мама» | Родители проявили активность и организаторские способности | Родители, дети |
||
Конкурс «Чудесная шляпа» | Вызван интерес к работе с бросовым материалом и пополнен театральный уголок | Родители, дети |
||
Мастер- класс «Мастерская Деда Мороза» | Участниками клуба освоены некоторые принципы изготовления новогоднего подарка и упаковки для него | Родители, дети, воспитатель |
||
Как мы весело отдыхали и Новый год встречали! » | Организована фотовыставка Выявлены семейные традиции | Родители, дети, воспитатель |
||
День добрых дел. | Изготовлены кормушки для птиц | Родители, дети |
||
Совместное физкультурное развлечение «Сохраним свое здоровье» | Детьми получены представления о способах сохранения здоровья, положительный эмоциональный настрой родителей и детей | Родители, дети, воспитатель |
||
«Эмоциональная отзывчивость» | Создание модуля «Успешности ребенка» Родители могут «считывать» эмоциональное состояние ребенка | Воспитатель, родители |
||
Выставка «Солнышко лучистое» | Получена радость от общения в ходе выполнения совместной творческой работы родителей и детей | Родители, дети, воспитатель |
||
День добрых дел | Благоустройство детской площадки | Родители, дети, воспитатель |
||
«Игры для непосед» | Обмен опытом по физ.воспитанию в семье. | родители |
Средняя группа (4-5 лет)
Формы работы | Предполагаемый результат | Сроки | Ответственные |
|
«Новоселье» | Сформированы доверительные партнерские отношения | сентябрь | Родители, дети, воспитатель |
|
Фотовыставка «Как я провел лето» | Оформление фотовыставки и пополнение портфолио дошкольника | Родители, дети |
||
Совместная работа «Портрет Осени» | Изготовление осеннего панно для изменения интерьера группы | Родители, дети, воспитатель |
||
Круглый стол «Проект- дело серьезное» | Участие в детско- родительском проекте «Книга- мой лучший друг» | Воспитатель, родители |
||
Творческая мастерская «Готовим подарок к новому году» | Получена радость от совместной работы | Родители,дети, воспитатель, воспитатель изо студии |
||
Конкурс «Домик для цветов» | Расширена творческая инициатива родителей и детей | Родители, дети |
||
«От улыбки хмурый день светлее» | Обмен опытом семейного воспитания | Родители, воспитатель |
||
Чаепитие «В марте есть такой денек» | Получена радость от общения с близкими людьми. | Родители, дети, воспитатель |
||
«Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье» | Участие в спортивном празднике | Родители, дети, воспитатель |
||
Проект «Маленькие огородники» | Участие в организации огород на участке детского сада | Родители, дети, воспитатель |
||
Круглый стол «Компьютер ребёнку друг?!» | Сплочение родителей на основе общих интересов и потребностей. | Родители, воспитатель |
||
Совместный поход «Река встречает прохладой» | Эмоциональный подьем от общения с природой | Родители, дети, воспитатель |
||
«Наши успехи» | Подведены итоги. Заслуженные награды | Родители, дети, воспитатель |
Клуб «В ногу с детством» внес большой вклад в дело воспитания и развития дошкольников моей группы. Благодаря его деятельности нам удается «строить вариативное развивающее образование, ориентированного на уровень развития. Проявляющее у ребенка в совместной деятельности со взрослым»(ФГОС ДО ст.3.2.5) и активизировать деятельность родителей. Их творческий потенциал.
У нас впереди еще много задумок и мы надеемся, что у нас хватит сил и творческих возможностей для реализации задуманного.
Галина Хмелевская
Конспект занятия в детско-родительском клубе «Мы вместе »
Проводит педагог - психолог ГБОУ гимназия №1519
Хмелевская Галина Викторовна
Занятие 1
"Будем знакомы!"
Цель. Познакомить участников группы друг с другом, с ведущим, c правилами работы. Установление контакта между участниками группы. Создание позитивного настроения и сплоченности группы. Развитие тактильных ощущений.
Оборудование. Стулья для всех участников, клубок ниток , записи со спокойной и ритмичной музыкой.
Ход занятия
Все участники группы садятся на стулья в круг.
Психолог : Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Мы рады видеть Вас сегодня в этом зале. Надеемся, что и Вы получите удовольствие от нашей встречи.
Сегодня у нас первое занятие , на котором мы будем говорить, и играть, и это нам поможет лучше узнать и понять друг друга. На наших занятиях мы всегда будем садиться или вставать, как и сейчас, в круг, для того, чтобы каждый человек видел всех участников. Одни игры и упражнений будет проходить здесь в кругу, а другие – на ковре, где мы сможем подвигаться.
Существует несколько правил, которые мы должны выполнять :
Правило № 1. Правило доброжелательности
Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Реализация этого правила создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет детям и взрослым контролировать своё поведение и не стесняться ошибок.
Правило № 2. Всегда говорит только один человек (говорим хором, если того требуют правила игры) .
Правило № 3. Можно не отвечать на вопрос, если вам этого не хочется.
Правило № 4. Выполнять домашние задания
1. Упражнение «Волшебный клубок » (10 мин.)
Цель : знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье. Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.
Психолог : Ну, вот мы и разобрались с правилами, начинаем. Участники становятся в круг.
Давайте познакомимся! Посмотрите,у меня в руках клубок ниток , но клубок не простой , а волшебный, у кого он будет в руках, должен представиться, взяться за ниточку, назвать положительное качество, которое ценит в себе на первую букву имени, взяться за ниточку и передать клубок соседу . И так по кругу. Когда клубок вернётся к ведущему , все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка потяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире.
Какой прочный получился у нас круг, это потому что мы вместе . А вместе мы – сила .
А теперь посмотрим, насколько хорошо мы запомнили друг друга. Наматываем ниточку на клубок , передаем его соседу и называем его имя.
2. Упражнение «Нос к носу» (10 минут)
Цель : приветствие по кругу на невербальном уровне :
Психолог : Вот мы и познакомились. Молодцы! Я прошу всех пройти на ковер.
А сейчас дети и взрослые будут под музыку произвольно двигаться по залу в любом направлении. По сигналу, например, «Носики» они становятся парами и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными : «Ладошки» , «Коленочки» , «Ушки» , «Лобики» – трутся лбами и т. д. В завершении даётся команда «круг» – все встают в круг и произносят хором : «Руки вверх я подниму, здравствуйте, я всем вам скажу!»
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» (5 мин.)
Цель : игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.
Участники сидят в кругу. Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.
Психолог : Возвращаемся на свои места в круг. Сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах.
Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сегодня в брюках… кто любит мороженое… у кого есть брат и т. п.
Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.
Психолог предлагает задания участникам игры :
Встаньте и присядьте те, у кого на шее цепочка;
Обойдите по кругу вокруг стульев те, у кого карие глаза;
Поменяйтесь местами те, у кого дни рождения летом и зимой;
Поменяйтесь местами те, кто пришли сегодня в брюках;
Улыбнитесь нам те дни рождения, которых весной и осенью;
Выйдите в круг и пожмите друг другу руки родители, которые любят своих детей и др.
4. Игра "Зеркало" (10 мин., выполняется в кругу)
Цель : игра, направлена на развитие умения различать эмоциональное состояния.
Психолог : Сколько интересного мы уже узнали друг о друге. Следующая игра требует от вас предельного внимания. Сейчас вы сможете потренировать свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Участникам предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.
Во время упражнения можно включить ритмичную музыку.
После игры психолог обсуждает с участниками, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
5. Упражнение «Друзья» (5 минут)
Психолог :
А сейчас, я прошу всех пройти на ковер.
Побежали, побежали парами скорей - (парами бегут, взявшись за руки)
И друг другу погрозили : «Ссориться не смей!» - (грозим пальцем)
Хлопнули в ладоши - (выполняем хлопки)
Крепко обнялись
Пару поменяли - (внешний круг меняет партнеров)
За руки взялись.
6. Упражнение «Комплименты» в детско - родительских парах (5 минут)
Психолог :
А сейчас, уважаемые родители, мы будем говорить друг другу ласковые слова : взрослый, обращаясь к ребенку, говорит, например : «Костя
ты (3 ласковых слова) ». Затем ребенок кивает головой и говорит : «Спасибо. Мне очень приятно» .
Так по кругу все пары высказываются…
Заключительная часть
Психолог :
Наше занятие подходит к концу , слышите, как журчит наш ручеек радости (упражнение из программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я» ). Давайте возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом (дети и родители передают свою улыбку по кругу) .
Ритуал прощания : "Всем-всем. До свидания!"
Все мы получили заряд бодрости и хорошее настроение! Всем большое спасибо!Занятие закончено . До новых встреч в нашем клубе !
Публикации по теме:
В октябре состоялось открытие нового сезона нашего родительского клуба "Ладушки". Одной из главных тем, волнующих родителей малышей, только-только.
Конспект встречи в детско-родительском клубе «Наши ласковые ручки-нашей любимой мамочки» Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» Тема «Наши ласковые ручки - нашей любимой мамочки» Цель: Подчеркнуть.
Тема: «Люблю тебя, мой город» Цель: гармонизация детско-родительских отношений, создание эмоционально-творческой обстановки во время игрового.
Конспект совместного занятия: родитель, психолог, ребенок Задачи: развитие произвольности и самоконтроля у детей; развитие внимания, согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения.