Рекомендации по режиму дня школьника. Рассмотрим основные принципы формирования режима

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Екатеринбург

Тема: Режим дня детей грудного и раннего возраста

Выполнила:

Студент 1 курса

дневного отделения

группы № ОП-110

Онищенко Ольга Александровна

Научный руководитель:

Тиунова Елена Юрьевна

Екатеринбург

Введение

Режим - это заданное извне жесткое расписание, четко предписывающее, во сколько малыш должен спать, во сколько есть, во сколько гулять, купаться и т. д. Он должен неукоснительно соблюдаться и не нарушаться ни при каких обстоятельствах. Понятие режима как неукоснительной последовательности действий ввел еще академик И. П. Павлов, который доказал, что нарушение динамического стереотипа сбивает физиологию человека.

По данным физиологов ребенок должен спать:

от 3 до 6 месяцев - 4 раза в день

от 6 до 9 месяцев - 3 раза в день

от 9 месяцев до 1,5 лет - 2 раза в день

от 1,5 до 7 лет - 1 раз в день

Психология режима

В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит - вырастет эгоистом.

Надо или не надо?

режим день ребенок кормление

Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные «жаворонки» и патологические «совы». Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения - вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.

Что включает режим?

В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

У деток на первом году жизни существует режим, который они соблюдают. У них есть свой собственный распорядок дня. Распорядок дня исходит из количества кормлений малыша в день.

Если вы кормите 7 раз в день, то вы можете спланировать свой день и день малыша следующим образом:

* 06.00-06.30 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление.

* 06.00-07.00 Бодрствование малыша.

* 07.00-09.00 Дневной сон.

* 09.00-10.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 10.00-12.00 Дневной сон.

* 12.00-13.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 13.00-15.00 Дневной сон.

* 15.00-16.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 16.00-16.30 Вечернее купание малыша.

* 16.00-18.00 Дневной сон.

* 18.00-19.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 19.00-06.00 Ночной сон.

* В 21.00 Кормление.

* В 24.00 или 02.00 (03.00) Кормление.

Либо можно использовать следующий режим.

* 08.00-09.00 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление, бодрствование.

* 09.00-11.00 Дневной сон.

* 11.00-12.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 12.00-14.00 Дневной сон.

* 14.00-15.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 15.00-17.00 Дневной сон.

* 17.00-18.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 18.00-19.30 Дневной сон.

* 19.30-20.00 Купание. Кормление.

* 20.30-08.00 Ночной сон.

* В 23.00 Кормление

* В 02.00 (05.00) Кормление.

При этом режиме малыш часто не просыпается в 23.00 на кормление, а само количество кормлений сокращается до 6 раз.

Обязательно при выборе распорядка дня младенца нужно помнить, что до 3 месяцев малыш должен спать до 18-16,5 часов в сутки: 10 ч в ночное время и по 1,5-2 часа 4 раза днем.

В возрасте с 3-6 месяцев количество часов сна сокращается до 16-16,5 часов, однако он также должен спать днем 3-4 раза по 1,5-2 часа.

В возрасте с 9-10 месяцев малыш днем спит обычно по 1,5-2 часа 3 раза, а общая продолжительность сна уменьшается до 15-16 часов.

В 11-12 месяцев суточная потребность сна уменьшается до 14,5-15, из которых он должен спать дважды по 2 -2,5 часа. Укладывать малыша следует в одни и те же часы. Лучше всего, чтобы сон малыша проходил на свежем воздухе, если такое трудно достижимо, то комнату перед сном нужно хорошо проветрить (18-20°).

При выполнении мамой всех рекомендация по установлению правильного ритма сна, здоровый ребенок начинает соблюдать ритм на 5-7 -й неделе жизни или даже в конце первого месяца. Бодрствование малыша должно проходит по возможности в активной форме. Это позволит потом малышу лучше заснуть. Как правило, новорожденный бодрствует 30-40 минут в день, доходя к концу 2 месяца до одного часа.

С 6-7 месяца жизни малыш бодрствует до 2,5 часов в сутки, а к концу года - до 3,5 часов. Естественно, с увеличением часов бодрствования необходимо пересматривать график приема пищи и отдыха. Кормление Физиологически обоснованным является кормление малыша в возрасте 1-5 месяцев через каждый 3,5 часа до 6 раз в сутки. С 5 месяцев жизни до года - через каждый 4 часа 5 раз в день.

Если введен прикорм, то последнее кормление нужно делать наиболее сытным, например, кормить малыша кашей. Если мама еще кормит грудью или смесью, то желательно в период с 18.00-20.00 немного недокормить ребенка, чтобы он лучше поел перед сном.

В режим дня уже с одного года обязательно включаются элементы гигиены: умывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года - и летом, и зимой, так как свежий воздух, солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Необходимо приучить малыша ложиться спать днем и вечером в одно и то же время, это обеспечивает более быстрое засыпание. Подушка для сна должна быть небольшая и плоская. Все постельные принадлежности ребенка следует содержать в чистоте. А лучшее средство для быстрого засыпания - свежий прохладный воздух. Проветрить комнату лучше за полчаса до укладывания малыша в кроватку.


Режим дня ребенка: от 1 до 1,5 лет...

Основным показателем правильности выполнения режима дня является поведение вашего ребенка. Если основными этапами развития малыша на первом месяце жизни считается каждый день, до года - каждый месяц, то от одного до двух лет - каждый триместр, а от двух до трех - каждые полгода.

Первый и второй триместры очень схожи между собой по режиму. То же касается и 3 и 4 триместров, поэтому для удобства разделим режим по 2 полугодиям. Итак, в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев суточный режим примерно такой:

00 - первое кормление.

30-12.30 - первый дневной сон.

30 - второе кормление.

00-17.30 - второй дневной сон.

30 - третье кормление.

30 - четвертое кормление.

Часы кормления могут быть перенесены в ту или другую сторону в среднем на полчаса. В этот возрастной период ребенок учится самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Общая продолжительность сна составляет 13-14 ч. Продолжительность периодов бодрствования - до 3,5 часов.

У малыша быстро расширяется запас понимаемых слов и когда он не спит, часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами: собирает пирамидку, катает машинки. Может достаточно продолжительное время ходить. После 1 года 3 месяцев малыш учится перешагивать через препятствия приставным шагом, подражать в игре взрослым. Купание производят через день или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 1,5 до 2 лет...

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется следующим суточным режимом.

00 - завтрак.

30-15.30 - дневной сон.

00 - полдник.

30-20.00 -ужин.

Обед и полдник можно поменять местами. Общая продолжительность сна ребенка - 13 часов. Продолжительность периодов бодрствования - от 4 до 6 часов, ночной сон - с 21.00 до 7.00 часов.

В этом возрасте, когда малыш не спит, он предпочитает играть, в игре со взрослыми уже отвечает на простые вопросы и обозначает свои действия словами. С 1 года и 9 месяцев до 2 лет ребенок продолжает быстро пополнять запас слов, который к двум годам составляет приблизительно 300. Может самостоятельно раздеться и частично одеться. Купание возможно 2-3 раза в неделю или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 2 до 3 лет

Активное участие малыша в режимных процессах очень важно в этом возрасте.

Ребенок и сам стремится к самостоятельности. Он уже многое умеет, может объяснить словами.

У большинства детей с двух лет остается один дневной сон. Обратите внимание на то, как спит ваш малыш, быстро ли засыпает. Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме, он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и соответствует средней продолжительности сна в этом возрасте.

В периоды бодрствования ребенка (до и после дневного сна) следует обращать особое внимание на его двигательную активность, бороться с малой его подвижностью.

К сожалению, не у всех хватает терпения, часто мама, стремясь помочь ребенку, делает что-то за него. К примеру, малыш умеет кушать самостоятельно, но это занятие растягивается минут на 20, кроме того, каждая трапеза заканчивается генеральной уборкой на кухне и стиркой. А мама покормит его за 7-8 минут, и одежду стирать не надо. Однако от этой «скорости» в проигрыше остается как ребенок, так и его родители, которые скоро пожалеют о том, что своевременно не привили сыну или дочке навыки самостоятельной еды. То же касается одевания ребенка.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным столиком. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал: сказать малышу, что скоро он будет есть, попросить его принести все необходимое для еды на место, поставить стул, проверить вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, ребенок привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. Помним, что к моменту кормления он должен испытывать чувство голода. Следует считаться и со вкусами ребенка.

Он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием съест «красивый» суп со «звездочками», чем просто с макаронами.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Дети очень любят гулять, да и их родителям, так занятым работой и домом, тоже полезно побыть на воздухе. Если погода испортилась, но позволяет погулять, просто сократите время прогулки, лучше выйти несколько раз ненадолго. Одевайте малыша в соответствии с погодой за окном - это один из самых простых способов закаливания детского организма.

Во время прогулки с ребенком нужно играть. Старайтесь создать у малыша бодрое настроение, воспитывайте у него положительное отношение к людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми. Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся»: подметают, поливают, копают, носят, зимой - лепят из снега, летом - играют в песочнице. Эти занятия очень полезны для малыша.

Распорядок дня

00 - завтрак.

00-15.00 - дневной сон.

00 - полдник.

Общая продолжительность сна - 12-12,5 часов. Ночной сон с 21.00 до 7.00 часов. Купание 1-2 раза в неделю или чаще.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Тогда расти и развиваться вашему малышу будет легче.

Заключение

Правильно организованный режим способствует умственному и физическому развитию ребенка: он с удовольствием гуляет, подолгу играет, интересуется новыми предметами, людьми, подвижен, охотно улыбается, легко вступает в контакт.

Обычно дети часто сами прекрасно чувствуют режим дня и родителям остается лишь поддерживать этот режим. Даже 2-месячные малыши уже могут просить кушать и укладываться спать в определенное время. Кроха сам подсказывает маме, когда пора действовать - а мама отлично знает особенности поведения своего малыша.

Используемая литература

Как правильно организовать режим дня? Многие мамы знают о том, что режим дня благотворно сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Однако, каким должен быть режим и как правильно его организовать, знают не все.

Режим дня - это целая система, которая подразумевает распределение сна и бодрствования, приемов пищи, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности. Режим дня задает наш ритм жизни, и чем более он постоянен и последовательно соблюдается, тем более гармонично наша деятельность согласована с происходящими в организме физиологическими процессами.

Гармонизация ритмов внешних и внутренних обеспечивает правильную работу всех систем организма, своевременную регенерацию и восстановление клеток, их очищение, размножение и развитие, что в свою очередь гарантирует наше хорошее самочувствие и высокую производительность. Соблюдение режима дня естественно для любого живого организма.

Хорошее самочувствие и высокий уровень производительности - главные критерии формирования режима. Отсюда мы можем сделать вывод, что режим дня каждого человека индивидуален. Он отвечает нашему возрасту, состоянию здоровья, условиям и образу жизни, а также социальным условиям. Поэтому режим также подвержен изменениям.

Я слышу от многих врачей и мам, что малыш сам может сформировать свой режим. Детки сами знают когда им и сколько спать и есть. Это действительно так, однако, важно не забывать, что человек - создание социальное, поэтому, в продолжение вышесказанного, на формирование режима малыша оказывают влияние не только его биоритмы, но и окружающая обстановка, формируемая родителями.

Формирование режима малыша находится в рамках ответственности родителей.

Рассмотрим основные принципы формирования режима.

Определение готовности малыша функционировать по режиму.

Для начала определим возраст, в котором мы можем приступить к выстраиванию режима. Когда малыши рождаются, все системы их организма несовершенны. Требуется время на их созревание и адаптацию к внешним условиям. В утробе матери функционирование ритмов малыша обеспечивалось организмом мамы. Теперь им необходимо поддерживать свою жизнь самостоятельно, под чутким присмотром мамы. Проходит около 4-х месяцев, прежде чем малыш становится физиологически готовым функционировать по более менее угадываемому режиму. В период с 4-х до 6-ти месяцев биоритмы малыша начинают настраиваться на 24х-часовой формат.

Какова задача родителей в этот период? Не мешать!))

Будьте внимательными к сигналам, которые подает Ваш малыш, старайтесь их правильно распознавать, чтобы отвечать его настоящим потребностям. Вы уже знаете как различить голоден малыш или устал, Вы распознаете причины его недовольства и беспокойства. Продолжайте наблюдать за малышом, чтобы распознать как работают его естественные биоритмы. Вы можете вести дневник всех событий, которые происходят в течение дня, либо вести дневник снов. На данном этапе дневник поможет Вам правильно анализировать Ваш день и наблюдать формирование его структуры. Обращайте внимание на время, в которое чаще всего начинается Ваш день, происходит сон изо дня в день. Когда малыш спит дольше, а когда его сон короткий? Фиксируйте время, которое малыш бодрствует. Отличается ли оно от периода к периоду? Как различается в течение дня? Влияет ли изменение времени бодрствования на качество и продолжительность снов?

Как только у Вас будет собрана вся указанная информация, Вы сможете понять, насколько Ваш малыш физиологически готов к функционированию по заданной структуре дня.

Определение времени начала дня и его контроль.

Когда Вы увидите, что малыш готов, первое, на что мы обратим внимание, это время начала дня.

Когда я рассказываю о правилах формирования режима, я всегда обращаю внимание родителей на то, что не существует четких графиков и распорядка дня, которым безоговорочно нужно следовать. Каждый малыш индивидуален, поэтому Ваш режим дня будет особенным, отвечающим потребностям только Вашего малыша. Однако, поскольку все мы создания биологические, некоторое сходство в режиме деток одного возраста все же будет присутствовать. Поэтому, рекомендации специалистов касательно организации режима дня основываются на статистической информации, полученной путем наблюдения за группами людей разного возраста и предлагают учитывать временные промежутки для организации питания, сна и бодрствования.

Наши биологические часы настроены на 24х-часовой формат (немногим более 24 ч, если быть точной) и следуют за солнышком. Особенно чувствительны к ним наши детки. Поэтому, для малышей после 4-х месяцев естественное время пробуждения будет попадать в промежуток 5:30-7:00 ч. Найти время начала дня Вашего малыша Вам поможет все тот же дневник. Как только Вы найдете примерное время пробуждения в указанном промежутке, повторяющееся изо дня в день на протяжении 1-2 недель, мы будем понимать, что начало режиму положено.

Далее, чтобы режим формировался правильно, мы хотим контролировать время начала дня, т.е. сохранять его в рекомендованном промежутке. От этого зависит как дальше будет выстроен день, и как распределятся дневные сны в течение дня. У деток первого года жизни режим дня находится постоянно в движении: только определили подходящее время снов, как через 2 недели оно уже не работает и требует корректировки. Поэтому, контроль времени пробуждения будет являться основой Вашего режима дня.

Правильное распределение дневных снов и корректировка их продолжительности.

Количество дневных снов будет меняться, как и их качество. С 4-х месяцев малыш будет спать 3 дневных сна и 10-11 ч ночью (12-15 ч в сутки), примерно с 6-9 месяцев - 2 сна и 11-12 ч ночью (12-15 ч в сутки), с 15-18 месяцев - 1 сон и 10-12 ч ночью (11-14 ч в сутки) и полностью дневной сон уйдет примерно в 3-4 года (но иногда он сохраняется до 6 лет), а ночной сон составит около 10-11 ч (10-13 ч в сутки). (Данные по количеству сна в сутки приведены согласно информации Национального Фонда Сна, США)

Существуют различные подходы в организации времени дневных снов. Здесь важно понять, что подходит малышу, ориентир на время бодрствования или на определенное и практически неизменяемое время наступления снов. Но помнить нужно главное: после 4-х месяцев дневной сон малыша должен быть продолжительностью более 1 ч. Это обеспечит качественное восстановление сил, что позволит малышу эффективно бодрствовать до следующего периода сна. Если сон короткий, т.е. меньше 1 ч, значит время наступления снов подобрано неверно, либо существуют другие раздражители, влияющие на продолжительность сна (условия сна, ассоциации на сон, др.).

Сохранение времени начала ночного сна гибким.

Еще один важный момент, на который мы обращаем внимание при формировании режима дня наших деток - это время отхода на ночной сон. И здесь мы придерживаемся главного правила: нет никакого правила!)

Рекомендованное время начала ночного сна для деток в возрасте 6 мес.-6 лет (а иногда и старше) попадает в промежуток 18:00-20:00 ч. Соблюдение такого времени позволяет гарантировать полноценный отдых ребенка ночью. Однако, время начала ночи может изменяться в зависимости от потребностей малыша в отдыхе. И важным индикатором того, когда стоит начать ночь, является поведение Вашего малыша после 16:00-17:00 ч. Сравните его с поведением малыша после утреннего пробуждения. Если Ваш малыш капризен, беспокоен, несговорчив, значит его день был достаточно интенсивен, и он уже успел утомиться. Уложите малыша спать пораньше. Как Вы помните, детки более чувствительны к своим биоритмам, чем взрослые. Часто Вы могли наблюдать, что когда Вы укладываете ребенка спать попозже, он встает ни свет, ни заря. Это объясняет работу их биоритмов, настроенных на раннее начало дня. Поэтому, лучшим способом обеспечить дополнительный отдых малышу, если Ваш день был интенсивным, или дневные сны были недостаточного качества - уложить ребенка спать раньше. Так его усталость не будет накапливаться, а жизненные силы будут восстановлены.

В заключение можно отметить следующее: Не существует строгих правил касательно того, как должен быть организован режим Вашего ребенка. Существующая информация касательно периодов времени бодрствования, норм сна носит рекомендательный характер. Главным критерием режима дня является хорошее самочувствие малыша и Вашей семьи, что определяется спокойствием во время бодрствования и качеством отдыха. Следуйте рекомендуемым принципам формирования режима, будьте внимательными к сигналам, которые подает Вам ребенок, отвечайте его индивидуальным потребностям, а, главное, наслаждайтесь общением с ребенком всей Вашей семьей!

Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т.д.. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.

Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему. Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:

Более спокойны, уравновешены;

Более самостоятельны;

Более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

Лучше спят;

Способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

Более выносливы, энергичны;

У них легче формируется учебная деятельность;

Быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

Менее подвержены простудным заболеваниям.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в семье организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

  • - время приемы пищи;
  • - укладывание на дневной и ночной сон;
  • - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей. При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.

Компоненты режима дня детей 3 – 7 лет.

Сон дневной - 1, 5 - 2 часа.

Отрезки бодрствования - 5 - 6 часов.

Общее время прогулок - 4 - 5 часов.

Интервал между приемами пищи - 3 - 4 часа.

Ночной сон - 10 - 11 часов.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

ПРАВИЛА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ

1. В комнате повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.

2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.

3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.

4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.

5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях?. Можно оборудовать спортивный уголок дома. Сделать это очень просто: одни пособия можно купить в спец...

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....

Рекомендации родителям по соблюдению режима дня дома в выходные и праздничные дни

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельност...


РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

· учебные занятия в школе и дома;

· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное и достаточное питание;

· физиологически полноценный сон;

· свободная деятельность по индивидуальному выбору.

· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

· В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.

Утренний завтрак 7.30-7.50.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15

Занятия в школе 8.30-13.30

Горячий завтрак в школе около 9.15

Вопрос необходимости соблюдения режима дня ребенка до сих пор остается открытым. И если относительно распорядка дня ребенка постарше можно позволить себе небольшую самодеятельность, то что делать в том случае, если у Вас совсем кроха? Как узнать, когда и сколько он должен спать, кушать, купаться и т.д., а также, как вписать все это в рамки каждодневного ухода за ребенком? На помощь молодой маме приходит режим дня ребенка до года, который облегчит маме процесс ухода за малышом и не даст ей забыть о необходимых процедурах.

В первый год после рождения распорядок жизни ребенка меняется несколько раз. Но эти изменения не качественные, а количественные. Сам список мероприятий, составляющих режим дня ребенка до года, остается неизменным – меняется только количество времени, отведенное на то или иное мероприятие: кормление, сон, прогулка, развивающие игры и занятия, гигиенические процедуры.

До 3 месяцев детей кормят грудным молоком или детскими смесями порядка 7 раз в сутки. С 3 месяцев кормление становится 6-разовым, с полугода – 5-разовым, а ближе к году малыш кушает уже 4 раза в сутки.

В первые три месяца после рождения малыш спит много, но после 3 месяцев он спит реже и меньше, а большее время находится в состоянии бодрствования. В среднем, в период до года малыш должен спать 10-12 часов в сутки. Примерно в полгода ребенок спит днем 2 раза – по 2 часа до обеда и после него. К году в режиме дня ребенка остается 1 дневной сон. Но если малыш заболевает или переутомляется – количество сна может возрастать.

Играми и развивающими занятиями с ребенком до года лучше заниматься до тех пор, пока он не устанет. Перед сном необходимо воздерживаться от активных игр и заменить их чем-то более спокойным.

Гигиенические процедуры также являются важной составляющей режима дня ребенка до года и должны включать в себя утренний и вечерний туалет. Утреннее умывание должно символизировать для ребенка приход нового дня, а вечернее купание – отход ко сну. В связи с этим, очень важна систематичность гигиенических процедур.

Примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев

Здоровому ребенку до 3 месяцев в течение суток необходимо 7 кормлений (с 1 ночным), 17-20 часов сна, гигиенические процедуры (при каждой смене подгузника, а также, вечернее купание) и прогулки. Время сна можно совмещать с прогулками – спать на свежем воздухе для новорожденного очень полезно. А время бодрствования можно использовать для проведения развивающих занятий с новорожденным.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев:

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 – Бодрствование

10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 – Третье кормление

12.00-13.00 – Бодрствование

13.00-15.00 – Сон

15.00 – Четвертое кормление

15.00-16.00 – Бодрствование

16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 – Пятое кормление

18.00-19.00 – Бодрствование

19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление

21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев

Дети в этом возрасте спят уже меньше – порядка 15-17 часов в сутки, а питание становится 6-разовым. За счет сокращения времени сна увеличивается продолжительность времени бодрствования. Список мероприятий, составляющих режим дня ребенка, остается прежним.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев:

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 – Бодрствование

11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 – Третье кормление

13.00-14.30 – Бодрствование

14.30-16.30 – Сон

16.30 – Четвертое кормление

16.30-18.00 – Бодрствование

18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Пятое кормление

19.00-20.45 – Бодрствование

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев

Малыш в этом возрасте спит 3 раза в день, общее количество сна в сутки уменьшается до 14-16 часов. Количество кормлений для ребенка в этом возрасте снижается до 5 с перерывом между ними в 4 часа. Периоды не только сна, но и бодрствования теперь желательно совмещать с прогулкой – для общего развития малыша.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев:

7.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление

7.00-9.00 – Бодрствование

9.00 – 11.00 – Сон

11.00 – Второе кормление

11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 – 15.00 – Сон

15.00 – Третье кормление

15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 – Сон

19.00 – Четвертое кормление

19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года

Ребенок около года спит всего 2 раза в день, а общая продолжительность дневного сна составляет 5 часов. Но, в любом случае, Вам следует учитывать индивидуальные особенности организма Вашего ребенка – возможно, он захочет меньше спать днем, зато ночной сон у него будет большей продолжительности.

Ближе к году ребенок бодрствует уже до 3,5 часов, поэтому вам придется особенно тщательно продумывать, чем бы его занять на это время.

Так как в этом возрасте ребенок уже уверенно ест прикорм, немного меняется также режим питания.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года:

7.00 - Пробуждение после ночного сна и проведение гигиенических процедур

7.30 – Завтрак

8.00-9.30 – Бодрствование (подвижные игры и развивающие занятия)

9.30-12.00 – Сон (на свежем воздухе)

12.00 – Гигиенические процедуры после сна, обед

12.30 – 15.00 – Бодрствование (игры на свежем воздухе или просто прогулка)

15.00 – Полдник

15.30-17.00 – Сон

17.00-19.00 - Гигиенические процедуры после сна, игры и развивающие занятия

19.00 – Ужин

19.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

20.00 – 7.00 – Ночной сон

Мы предложили Вам лишь примерный режим дня ребенка до года, которому не стоит слепо следовать. Да, основные правила составления суточного распорядка для ребенка на первом году жизни здесь даны верно, но, возможно, Ваш малыш сам решит внести какие-то коррективы в выбранный Вами вариант – тем самым, создав идеальный режим дня лично для себя!