Причины замкнутости ребенка. Замкнутый ребенок

Замкнутость трактуется как обособленность, отчужденность, сдержанность, скрытность, отдаленность.

Замкнутый ребенок часто испытывает потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства.

Такие дети часто молчат, храня внутри себя свои чувства и переживания. Они хорошо ведут себя в детском саду, успешно занимаются, выполняют свои домашние обязанности, соблюдают правила, ни на что не жалуются, не плачут, не дерутся, не ссорятся со сверстниками. Они разговаривают только тогда, когда это необходимо. Замкнутый ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом.

Такие дети проводят очень много времени в одиночестве. Большое скопление детей и взрослых, чрезмерный шум и суета могут даже пугать их.

Замкнутость может проявляться как своеобразная защита от чрезмерно опекающего взрослого. Например, не разговаривать – единственное оружие, которое ребенок может использовать против требований взрослого (родителей, педагогов). Однако, даже если ребенок и не разговаривает, это не значит, что ребенок не слышит, что ему говорят.

Как помочь замкнутым детям?

1. К очень замкнутым детям подход должен быть постепенным. Родителям и педагогам надо быть очень терпеливыми и готовыми затратить много времени, пока у ребенка не появится ответная реакция.

2. Если у ребенка отсутствует игровой опыт, то необходимо регулярно играть с ним: каждый день показывать, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей.

3. Дружественные отношения (на равных), интересные занятия, приятельские болтовня и беседы без требования ответов могут постепенно создать чувство доверия и помочь замкнутому ребенку открыться.

4. Очень важна для замкнутых детей физическая ласка и эмоциональная поддержка взрослых: чаще говорите одобрительные слова, подчеркивайте способности и возможности ребенка, обнимайте его, проявляйте уважение к его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Замкнутые дети

Замкнутость трактуется как обособленность, отчужденность, сдержанность, скрытность, отдаленность.

Замкнутый ребенок часто испытывает потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства.

В чем проявляется замкнутость? Такие дети часто молчат, храня внутри себя свои чувства и переживания. Они хорошо ведут себя в детском саду, успешно занимаются, выполняют свои домашние обязанности, соблюдают правила, ни на что не жалуются, не плачут, не дерутся, не ссорятся со сверстниками. Они разговаривают только тогда, когда это необходимо. Замкнутый ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом.

Такие дети проводят очень много времени в одиночестве. Большое скопление детей и взрослых, чрезмерный шум и суета могут даже пугать их.

Замкнутость может проявляться как своеобразная защита от чрезмерно опекающего взрослого. Например, не разговаривать – единственное оружие, которое ребенок может использовать против требований взрослого (родителей, педагогов). Однако, даже если ребенок и не разговаривает, это не значит, что ребенок не слышит, что ему говорят.

Как помочь замкнутым детям?

1. К очень замкнутым детям подход должен быть постепенным. Родителям и педагогам надо быть очень терпеливыми и готовыми затратить много времени, пока у ребенка не появится ответная реакция.

2. Если у ребенка отсутствует игровой опыт, то необходимо регулярно играть с ним: каждый день показывать, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей.

3. Дружественные отношения (на равных), интересные занятия, приятельские болтовня и беседы без требования ответов могут постепенно создать чувство доверия и помочь замкнутому ребенку открыться.

4. Очень важна для замкнутых детей физическая ласка и эмоциональная поддержка взрослых: чаще говорите одобрительные слова, подчеркивайте способности и возможности ребенка, обнимайте его, проявляйте уважение к его личности.

Взрослые, помните: от вас зависит очень многое!

Агрессивные дети

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: « Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

Недостатки воспитания;

Низкий уровень эмоционально-волевой сферы ребенка;

Несформированность механизмов саморегуляции поведения;

Неблагополучие семьи;

Страх ребенка быть обиженным, отверженным, никому ненужным;

Некоторые соматические заболевания, поражения головного мозга;

Негативное (жестокое, безучастное) отношение (взрослого, сверстников) к ребенку;

Агрессивное поведение окружающих;

Демонстрация насилия по телевизору и др.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Порой агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Иногда, не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе сверстников.

Детская агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы.

Физическая агрессия выражается как в драках (направлена на людей), так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки, вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки и вещи в других детей или взрослых.

Вербальная агрессия выражается словами: дети ругаются, дразнят, оскорбляют других.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Они часто раздражаются, спорят, ругаются, сердятся, легко ссорятся, вступают в драку; отказываются сделать что-либо; теряют над собой контроль; любят быть первыми, командовать, подчинять себе других. Такие дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Они очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность и не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как помочь детям, проявляющим агрессивность?

Работа педагогов (да и родителей тоже, ведь они – первые воспитатели своих детей!) должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Нужно научить ребенка выражать свои неудовольствие и гнев в социально приемлемых формах.

В нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». «Осевшие» внутри негативные чувства могут привести к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечным заболеваниям. В один прекрасный день «копилка гнева» может «лопнуть», и тогда возможны крики, истерики, ссоры, драки.

Как же ребенку освобождаться от гнева? Дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты:

Поколотить (попинать) подушку;

Слепить фигурку обидчика из глины, теста, пластилина, потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить;

Нарисовать, смять (разорвать) и швырнуть в угол (выбросить) портрет обидчика;

Покричать в «Мешочек (стаканчик, банку, трубу) для криков»;

Пошвырять мячи, мешочки с песком, шарики в мишень;

Поколотить резиновым молотком по полу;

Скомкать, порвать и швырять старые газеты, не боясь что-либо разбить и разрушить;

Поиграть с песком и водой (закапывать-раскапывать, топить, сбивать фигурку, символизирующую врага, игрушки из «Киндер-сюрпризов»).

Использование подобных приемов снижает эмоциональное и мышечное напряжение ребенка, агрессивность отступает.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих, детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний педагогами в работе с детьми широко применяются пиктограммы, «Экраны настроения», разрезные шаблоны, психогимнастики, разнообразные этюды, упражнения и игры. Полезны тренинги перед зеркалом с рассказом-описанием, что чувствует ребенок в данный момент, какое у него настроение, как он выглядит.

Если ребенок научится точно оценивать эмоциональное состояние, то сможет вовремя среагировать на сигналы, которые подает тело. В более старшем возрасте, верно «расшифровывая» послания своего тела, ребенок сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». И зная несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он сможет успеть принять правильное решение и предотвратить конфликт.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать и понимать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют переживания и страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Для развития чувства эмпатии полезны ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Можно предложить детям организовать театр с разыгрыванием определенных ситуаций, провести беседу, чтение художественного произведения или рассказывание сказки с обсуждением поступков героев и т.п.

Можно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением:

Остановить окриком «Нельзя!»;

Остановить руку ребенка или удержать его за плечи;

Отвлечь ребенка игрушкой или каким-либо занятием, позволяющим снять негативное напряжение у ребенка;

Взять за руку и отвести в сторону;

Помочь детям разобраться и решить конфликтную ситуацию.

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение неприемлемо:

Осудить поведение ребенка, при этом его «жертве» оказать повышенное внимание и заботу (ребенок понимает, что он проигрывает от таких неприятностей);

В случае разгрома кратко и однозначно выразить свое недовольство таким поведением и предложить ребенку устранить учиненный им беспорядок: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне все убрать» (уборка как наказание не эффективна; необходимо, чтобы ребенок понял ответственность за свои дела). После этого необходимо поблагодарить ребенка за помощь;

Если обидные слова, произносимые ребенком, адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними;

Можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать ситуацию ссоры смешной.

Проявления агрессивности у детей необходимо тщательно анализировать, выявлять причины, трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их. Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением: снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации, формировать недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей.

Показывайте ребенку личный пример эффективного (неагрессивного) поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие в воспитании ребенка!

Представленный материал заимствован из методический пособий:

- «Шпаргалка для взрослых» Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной;

- «Уроки добра» С.И.Семенака;

- «Учим детей общению» Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной,

Тревожные дети

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка (выступление на празднике, конкурсе и др.), то тревожность является устойчивым состоянием. Она не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства и т.п.

У детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на втором году жизни наиболее часто проявляются страхи неожиданных звуков, одиночества, боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В три - пять лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В пять - семь лет ведущим становится страх смерти. От семи до одиннадцати лет дети больше всего боятся «быть не теми, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

Психологи считают, что причины возникновения тревожности кроются в нарушении отношений между детьми и взрослыми (родителями, педагогами). Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1) противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и педагогами;

3) негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся с ними играть. В этой же ситуации мальчики будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях и группах детского сада с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях и коллективах, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, водят на многочасовые подготовительные в школу, часами выполняют с ним задания дома. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В таких случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Характерными проявлениями тревожности являются чрезмерное беспокойство, раздражительность, слезливость, пассивность и скованность, неадекватные реакции, нарушения сна, возможные покраснения кожи, тики, заикание, всевозможные страхи.

Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-либо. Во время выполнения задания он очень напряжен, скован.

Такие дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, боятся трудностей, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проявления: боли в животе, расстройства стула, головокружения, головные боли, спазмы в горле, мышечное напряжение в области лица, шеи, затрудненное поверхностное дыхание, холодные и влажные руки, потливость и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Тревожный ребенок не обладает хорошим аппетитом, засыпает с трудом, спит беспокойно, жалуется, что ему снятся страшные сны. Он легко расстраивается, часто не может сдержать слезы, плохо переносит ожидание.

Как помочь тревожному ребенку?

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь делать ему как можно меньше замечаний, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Наказания же используйте лишь в крайних случаях. И наказывая, не унижайте ребенка!

В работе с тревожными детьми полезны игры и упражнения, в которых говорятся комплименты, приятные слова, высказываются положительные мнения. Достижения детей могут отражаться на специальных стендах: «Звезда дня (недели)», «Цветок достижений», «Мы сегодня» и т.п.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Необходимо привлекать всех детей к совместному обсуждению проблемы, говорить о чувствах, переживаниях, волнующих ситуациях, страхах, проводить психогимнастические упражнения. Можно использовать примеры литературных произведений и сказок. Например, смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух, чего он боится. Можно предложить нарисовать страх, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными ранее. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию», или «Ваш сын закончил работу последним». Нельзя говорить про ребенка, что он хуже всех!

Необходимо исключать ситуации, в которых детские тревоги и страхи усиливаются. К тревожным детям не следует предъявлять завышенных требований, давать задания на скорость; спрашивать их следует в середине занятия; нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать свои тревогу и страх словами. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Сказки и истории должны быть со счастливым концом: герой, пройдя через все преграды, обязательно должен добиться успеха.

Очень полезно в работе с тревожными детьми применять ролевые игры: разыгрывать ситуации, которые вызывают особую тревогу ребенка. Например, ситуация «Боюсь врача» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей медицинского работника. В подвижной эмоциональной игре («Война», «Казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Перед выступлениями на концертах и праздниках, в конкурсах и соревнованиях полезно настраивать детей на успех, много репетировать (целенаправленные тренировки по отработке конкретного навыка), чтобы дети были готовы, уверенны, решительны.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу, для чего приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

Родители тревожного ребенка не должны:

Предъявлять ему завышенных требований;

Угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Уйду от тебя!», «Убью тебя!», «Рот заклею!» и т.п.);

Должны:

Ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи;

Снизить количество замечаний;

Быть ласковыми и нежными;

Помогать и поддерживать ребенка;

Быть единодушными и последовательными в своих действиях;

Выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.

Помните: тревожность родителей зачастую передается ребенку, тревожность педагога – ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе: станьте менее тревожными сами!

Материалы заимствованы из методического пособия «Шпаргалка для взрослых» Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной и разработок кафедры теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО.


Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок гиперактивный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?

Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.

Причины замкнутости ребенка:

  • врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
  • проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
  • один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
  • чрезмерная строгость родителей;
  • нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
  • кроха считает себя ненужным и нежеланным;
  • психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
  • постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.

Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.

Застенчивость и замкнутость

Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.

Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.

Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка - надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.

1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.

2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться - это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т.д.

4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним повзаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.

5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

8. Будьте доброжелательны к другим людям.

9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.

10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.

Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.

Частая причина обращения за консультацией психолога для подростков – отчуждение от родителей, ребёнок замыкается в себе. Это вызывает беспокойство, ведь в жизни ребенка происходит что-то, о чем взрослые не имеют понятия. Родители готовы вкладывать время и силы в восстановление контакта. Нередко они справляются с задачей самостоятельно, но в некоторых случаях консультация психолога ребенку и родителям просто жизненно необходима, чтобы восстановить отношения.

Почему ребенок замыкается в себе?

Стремление к общению естественно для подростков. Как правило, они легко заводят новых друзей, устраивают посиделки в компаниях, придумывают общие развлечения. Даже попадая в новый коллектив, многие дети без проблем адаптируются.

А вот желание остаться в полном одиночестве – это тревожный сигнал. Значит, ребенок страдает от повышенной эмоциональности, низкой самооценки, агрессии или стеснительности.

Причины замкнутости могут быть любыми – от психологического или физического насилия до к какому-то члену семьи. Разобраться в этом поможет доверительная беседа с ребенком. Если же он не готов открыться, стоит обратиться к .

В каких формах может выражаться замкнутость?

Само понятие «замкнутость» означает, что человек заключает себя в некие рамки и ограждает от общения с другими людьми. Это состояние сопровождается одним или несколькими признаками:

  1. Молчаливость. Люди разные: кто-то общается больше, а кто-то меньше. У каждого свои привычки и манеры. Если ребенок стал менее общительным, гораздо , стал чаще молчать, отвечает на вопросы кратко и односложно, не вступает в диалоги без крайней необходимости, на это стоит обратить внимание. Есть смысл записаться на психологическую консультацию с ребенком.
  2. Скрытность. Далеко не каждый человек (независимо от возраста) стремится рассказывать о себе. Некоторые люди настолько скрытны, так редко проявляют эмоции, что кажутся неспособными к сопереживанию. Возможно, то, что ребенок не делится информацией с окружающими, было б не так уж плохо, если бы не одно «но». Сами дети и подростки могут испытывать страх. Они не могут преодолеть барьер и рассказать о своих переживаниях родителям, хотя очень нуждаются в этом.
  3. Агрессия. Ограничивая общение, ребенок испытывает потребность в нем, страдает. Свои неудовлетворенные желания он может выражать в агрессивной форме – грубости, несдержанности, недоброжелательности, стремлении ломать, уничтожать вещи, бить сверстников. Ребенок начинает ненавидеть мир за равнодушие к нему. Таким детям и подросткам психологическая помощь нужна обязательно.
  4. Страх. Самый опасный признак, который может проявлять замкнутый ребенок, это страх. Он способен полностью завладеть подростком и нередко толкает на неадекватные поступки. Их реакции на любые раздражители становятся непредсказуемыми. Маленькие дети могут прятаться или плакать. В подобных случаях необходима помощь психолога ребенку.

Когда нужна психологическая помощь детям?

Если вы отметили один или несколько признаков, перечисленных выше, постарайтесь : больше гуляйте, делайте домашнюю работу вместе, общайтесь. Не критикуйте и не ругайте ребенка или подростка за его «странные» реакции. Постарайтесь понять, какие мотивы им движут.

Помните, вам не помогут «проверенные временем» жесткие методы – наказания или нотации. Самое лучшее, что вы можете сделать, это стать своему ребенку настоящим надежным другом. Старайтесь понять и принять его увлечения, музыку, друзей (если, конечно, речь не идет о «дурной компании», где принято выпивать или курить).

Если видите, что не справляетесь, не паникуйте и не вините себя. Обратитесь в наш психологический центр. Мы поможем вам разобраться в причинах замкнутости ребенка или подростка. Грамотная детская психологическая помощь – это именно то, что нужно, чтобы наладить гармоничные взаимоотношения.

Наши телефоны есть на сайте. Просто позвоните и запишитесь на консультацию!

    Похожие записи

Добрый день, уважаемые родители! Иногда с нашими детьми происходят совершенно непонятные метаморфозы. Вчера он был веселый, общительный мальчишка, бегающий по двору и собирающий бабочек. А сегодня он молчит, не обращает внимания на ваши замечания, не хочет выходить из своей комнаты и даже любимый мультик не идет смотреть. Почему так происходит, кто такой замкнутый ребенок, что делать и к кому обращаться?

Как это может проявляться

Давайте разберемся, какие существую признаки замкнутости у детей. Если мы с вами говорим про поведенческие симптомы, то среди них можно отметить излишнюю молчаливость, сложности в общении в новом коллективе и немного странное увлечение.

В разговоре малыш не высказывает свое мнение, он не отвечает на вопросы, говорит чаще шепотом. В компании других детей такой ребенок будет держаться отдельно, у него или совсем мало или нет друзей, а новые контакты он не заводит. Вести диалог с таким малышом практически невозможно, он, скорее всего, ответит «я не знаю», на чем разговор и закончится.

Среди необычных увлечений можно встретить любовь к насекомым, желание завести ящерицу, хамелеона или другое подобное животное, некоторые собирают несвойственные для детей вещи: пуговицы, бумажки с улицы, камни и так далее.

Порой очень сложно отличить замкнутого от застенчивого. Помните о том, что каждый человек обладает определенным темпераментом и характером , что сопровождается некоторыми особенностями. Не начинайте бить тревогу сразу, может быть, ваш малыш интроверт и для него нормально схожее поведение.

А вот если ваш обычно веселый, жизнерадостный малыш вдруг стал совсем закрытым и необщительным, тогда стоит задуматься. Почему такое происходит с детьми?

Откуда это берется

Замкнутость - это защитный механизм на негативное влияние внешней среды. Когда с человеком происходят сильные потрясения, то он больше склонен закрыться в себе, нежели радоваться и общаться со всеми подряд.

Вспомните себя в тяжелый жизненный момент. Хотелось ли вам улыбаться и ходить по развлекательным заведениям? Вряд ли. Если вы поймете, почему ваш ребенок замкнулся в себе, то вам будет гораздо легче помочь ему справиться с этим.

Чаще всего замкнутость вырастает из-за обиды. Иногда взрослые или сверстники совершают поступок, который оставляет сильный отпечаток на ребенке. Например, малыш хотел выразить свое мнение, но взрослые отодвинули его на задний план, высмеяли его идею или просто даже не заметили.

Если ребенок живет в семье, где родители требуют неприкосновенного выполнения их правил, слишком жестоко наказывают за непослушание или наваливают на плечи малыша огромные обязанности по дому, то и в таком случае он может замкнуться в себе.

Некоторые родители так нагружают своего малыша уже в дошкольном возрасте, что он просто ни физически, ни психологически не способен справиться с нагрузкой.

Частые болезни родственников или самого ребенка могут стать серьезной причиной для ухода в себя. , а также домашних животных может привести к подобному поведению.

Возможные последствия

Если не вырвать больной зуб вовремя, то он начинает болеть сильнее и в итоге приводит к ужасающим последствиям. Также и здесь. Если долгое время ничего не делать и не помогать малышу, то последствия могут быть весьма плачевными.
Из таких деток обычно вырастают совершенно нерешительные и несамостоятельные взрослые. Они не умеют делать выбор, предпочитают отсиживаться и не брать на себя ответственность, не берут на себя инициативу.

Замкнутых детей очень легко обидеть и задеть. Над ними часто посмеиваются и издеваются. Если ваш малыш уже стал объектом насмешек в школе или саду, то вам помогут статьи: « » и « ». Со временем эта проблема никуда не уходит, в институте такой человек станет белой вороной, а потом и на работе.

Помимо обычных проблем в общении, у таких людей возникают сложности при взаимодействии с противоположным полом. Чаще всего замкнутый человек не может признаться в своих чувствах, выразить симпатию или даже просто подойти к другому человеку. А это, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам в личной жизни.

Замкнутые люди не умеют решать свои проблемы, они гораздо хуже приспособлены к действительности, они пасуют перед препятствиями.

Что с этим можно сделать

Какие есть рекомендации для родителей, которые беспокоятся за своего малыша? Для начала необходимо действительно убедиться, что у ребенка проблемы. Распознать замкнутость в детях не всегда так просто как кажется. Многие взрослые в замкнутом малыше видят обычную воспитанность, вежливость и учтивость.

Особенно тяжело заметить проблемы у девочек, ведь их нерешительное поведение можно списать на скромность и стеснительность, что является не такими уж плохими качествами для будущей барышни.

Помогайте ребенку реализовываться через творческие занятия: рисование, пение, лепка из глины, поделки из папье-маше и так далее. Помните, многие талантливые люди были замкнутыми в себе детьми. Помогите развить малышу его потенциал.

Главный совет психолога - воспринимать малыша таким, какой он есть, любить, поддерживать и одаривать его вниманием.

Воспитание - это тяжелая работа. Ни в коем случае не говорите ему, что замкнутость - это ужасная проблема. Помогайте ему справляться со страхами. Объясняйте, что все неизвестное и пугающее может стать великолепной возможностью.

Обязательно давайте ребенку возможность участвовать в семейных делах. Не принимайте важных решений без его участия, спрашивайте его мнение, советуйтесь с ним. Он важный член семьи и должен знать и чувствовать это.

Конечно, вам сильно поможет беседа с психологом. Иногда родителям не справится в одиночку. Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться за помощью. А пока можете прочитать книгу Алевтины Луговской «Если ваш малыш замкнут ».

Не переживайте и рвите на себе волосы. Любую проблему можно решить. Любите своих детей, доверяйте им и помогайте раскрывать их способности. Каждый малыш уникален и гениален, так помогите ему найти свой путь в этой жизни. Ваша поддержка очень важна для детей!

Давно ли вы заметили перемены в поведении у ребенка? Знаете ли вы какой темперамент у ваших деток? Как у вас обстоят дела с мужем: часто ли вы ссоритесь, ругаетесь ли при детях; позволяете себе кричать друг на друга?

Удачного вам дня!