Мыла полы в церковный праздник. Уважаемый священнослужитель,можно ли купаться в ванной и мыться вечером или ночью в воскресенье? Можно мыть голову в Благовещение

Каждый человек, который не является атеистом, старается не нарушать церковные запреты и действовать строго с правилами, пытаясь таким образом не согрешить и не вызвать на себя гнев Всевышнего. Старые люди твердят, что в церковные праздники любая работа находится под запретом. В эти дни нельзя стирать, гладить, убирать. При этом многие утверждают, что ни в коем случае нельзя стричь ногти и мыть голову. Так ли это на самом деле? Очень часто такие убеждения не соответствуют действительности, а мы, не зная об этом, ограничиваем себя.

О праздничных днях

Обратите внимание на то, что запреты на работу в праздничные дни, в первую очередь заключаются в том, что в такой день человек должен посвятить себя служению Господу. Еще с древних времен было принято начинать день с молитвы и проводить его, посвящая Всевышнему, творить добрые дела. Вся домашняя работа отодвигалась на второй план и ждала следующего дня. При этом не стоит ошибочно полагать, что если вам придется выполнить какую-то необходимую и срочную работу, вы получите за это кару.

На самом деле нет запретов на тот вид деятельности, который нужно выполнить немедленно. Так, к примеру, постирать детские пеленки, если они закончились, помыть больного человека, который сходил под себя. Многие священнослужители утверждают, что уход за детьми, больными и старыми людьми не считается грехом. Как видите, православный праздник имеет смысл не в запрете на выполнения какой-либо работы и в уходе за собой, а в том, что этот день нужно посвятить Богу.

О мытье головы

Многие люди интересуются от том, можно ли мыть голову в праздничные дни, поскольку для большинства женщин это является ежедневной процедурой, без которой обойтись очень сложно, так как волос начинает жирнеть и ложится некрасиво, что создает эффект грязных локонов. Да, конечно, помыть голову можно и перед праздником, но и здесь есть свое «но». Волосы наиболее красиво смотрятся после того, как их помыли и хорошо уложили, используя для данной цели фен или же какие-то другие инструменты. Так можно ли мыть волосы в праздничные дни?

– это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, или , выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних, изучению Слова Божьего и другим добрым делам. А уборку хорошо бы предусмотрительно закончить в , чтобы воскресенье встретить в чистом доме.

Если человек в праздник не работает, потому что нельзя, а в церковь все равно не идет – это уже простое суеверие, и это неправильно.

Религиозные праздники, когда нужно мыться

Существуют особенные дни, когда мытье и уборка входят в церковные ритуалы. Например, это всем известный Чистый Четверг, когда следует не только помыться самому, но и очистить весь дом, постирать все и проследить, чтобы дети в семье тоже не забыли помыться.

Еще один праздник, который подразумевает водные процедуры – Крещение. В этот особенный день люди в России окунаются в прорубь, а те, которые не имеют возможности сделать это, должны хотя бы помыться дома под душем.

Когда запрещено купаться

Ильин день – это время, после которого наступает «официальный» запрет на купание в природных водоемах. Отмечают его 2 августа. В народе говорят: «Святой Илья в воду написал».

После второго августа обычно устанавливается переменчивая погода с холодными ночами, и температура воды перестает быть подходящей для купания.

Суеверия

Существует множество суеверий, связанных с различными православными праздниками. Например, считается, что в день св. Иоанна нельзя пользоваться ножами, а особенно опасно разрезать любые круглые предметы. Говорят, что в Рождество нельзя шить, это дурная примета. А на Сретение запрещены поездки, особенно дальние. Под Благовещение же не рекомендуется девушкам заплетать косы. Церковь не одобряет эти суеверия, считая их заблуждениями.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие - с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника - мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека - например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник - в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая - та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

Все ли приметы одинаково верны?

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник - будешь на том свете воду пить (интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но всегда. Ругань точно не входит в перечень добродетелей православного христианина.

А вот вопрос о мытье все же требует отдельного разговора.

Итак: почему нельзя мыться в церковные праздники ?

Собственно, а кто сказал, что нельзя? Неужели так говорят священники? Так вот, они как раз ничего подобного и не говорят. Точнее, они говорят о том, что за суетными мирскими делами не следует забывать о том, что всякий церковный праздник - это повод подумать о своей душе.

Следовательно, гораздо лучше привести себя в порядок заранее, а в день праздника просто прийти в церковь и помолиться. Но это рекомендация, а вовсе не запрет. Так что не нужно слушать суеверия и - уж тем более - следовать им.

Интересно, а откуда же взялось это предписание?

Ведь кто-то же это придумал и первым сказал: почему нельзя мыться в православные праздники ?

Думается, что объяснение здесь достаточно простое. Чтобы помыться в старину, нужно было подготовиться: нарубить и натаскать дров, натопить баню, и только потом уже приступать к процедуре мытья. Что же получалось? Получалась тяжелая физическая работа. То есть, вместо того, чтобы идти в церковь, человек занимался физическим трудом. А это, понятное дело, никак не соответствовало церковным правилам.

Сегодня нам для мытья не нужно рубить дрова и топить печь. Нам вполне достаточно открыть два крана и набрать ванну воды. Или же вообще принять душ. Именно поэтому старое правило в наше время и не работает.

И нет греха в чистоте

А вообще, на Руси, в отличие от многих европейских стран, мыться любили много и часто. А какой грех в чистоплотности? Никакого.

Кстати говоря, именно католические священники в Средние века говорили о том, что мытье означает не что иное, как потеха для тела, а тешить тело - это впадать в грех. Вот и ходили люди грязными и в нестираной одежде. Некоторые вообще контактировали с водой три раза в жизни: при крещении, перед свадьбой и уже после смерти, при омовении.

Что в итоге получалось? Эпидемии чумы, холеры и прочих страшных заболеваний. Самое интересное то, что и средневековые лекари искренне верили, что при купании человек открывает свое тело микробам. Если даже и врачи, то о чем вообще можно говорить?

В итоге вывод напрашивается сам собой: уже лучше вымыться в церковный праздник, чем не делать этого вообще.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

В чем смысл запрета мыться

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник – будешь на том свете воду пить (интересно, а на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники.

Религиозные праздники – это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, исповедаться или причаститься, выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, что нужно делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних.


Можно ли ходить в баню в церковные праздники

Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам.Многие из нас считают себя православными людьми, но, что греха таить, не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом. И что бы хоть как то восполнить это, мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них.

Для многих из нас посещение бани – это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь. Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком.

Отношение церкви к посещению бани

Издревле баня была местом приема гигиенических процедур – сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось.

В гостях у Банника

Издавна баня на Руси была окружена ореолом особой таинственности. Да это и не удивительно. Баня считалась одновременно и самым чистым и самым нечистым местом. Чистым потому, что здесь, в бане, очищались тело и душа, зарождалось все новое, - недаром перед началом любого важного дела или события, будь то дальняя дорога, крестины, свадьба, большой праздник, было принято хорошо попарится в баньке.

Нечистым - потому что баня была переходным, пограничным местом, межою между миром живых и миром мертвых. В бане никогда не ставили икон. Входили в нее без молитвы, а войдя, снимали нательный крест. Вообще, посещение бани считалось опасным занятием. Верили, что по ночам в гости к домовому бани - Баннику (или Баеннику) захаживает всякая лесная нечисть. Но и днем в бане следовало соблюдать осторожность. Не кричать, не шуметь, не браниться - этого Банник особенно не любит.

Частые вопросы

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться (мыть пол) и мыть голову в праздники? Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ!

Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Меня с детства родители воспитывали таким образом, что стирка, уборка и все дела по дому необходимо делать в субботу, а в воскресенье - день молитв и отдыха. Сейчас же многие считают, что в субботу нельзя убираться, а в воскресенье можно и мыться и стирать, якобы так написано в Библии. Права ли я?

Уважаемая Людмила, воскресный день следует начать с посещения храмового богослужения, и по возможности освободить этот день от чрезмерного погружения в бытовые житейские заботы. Конечно, это не означает, что в воскресенье нельзя помыться, или, если порвалась юбка, в которой завтра нужно идти на работу, следует ждать 12 часов ночи понедельника, и только после этого ее зашивать. Это не значит, что нельзя прийти и помочь соседям или загрузить стиральную машину. Не обязательно оставлять в раковине гору грязной посуды до понедельника. Но нужно помнить, что главным в воскресенье для нас должно быть посещение храма.

Можно ли мыться в воскресные и праздничные дни?

Отвечает прот. Александр Вербило:

Я не встречал правил, которые бы запрещали христианину мыться в воскресные и праздничные дни. А вот народный обычай такой существует. Нужно ли его возводить в некое непреложное правило, думаю, что не стоит, бывают разные жизненные ситуации.

Например, жаркая погода, человек вернулся после богослужения весь потный, что ему делать? Думаю, что ответ очевиден. Появление же такого обычая может быть связано с тем, что раньше, когда не было ванных комнат, люди топили бани, а это было связано с определённым трудом, занимало продолжительное время, отвлекало человека от праздника, лишало возможности посвятить день Господу.

В дополнение к сказанному, прошу также учесть, что церковные сутки начинаются и заканчиваются вечером. Скажем, вечер субботы – это уже начало праздника, в храме совершается Всенощное бдение. А вот вечер воскресения уже не является праздничным.