Истерика у ребенка: что делать родителям? Истерики трёхлетнего малыша: советы родителям.

Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Истерика у ребенка: Что делать?

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» - вывел его из троллейбуса.

А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в момент детской истерик и - держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то - вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», - и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) - не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти . Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка .

Если вы очень расстроены - быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте - отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) - отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное - что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними - это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики у ребенка?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерик и, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации - это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги - можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.

С капризами малышей сталкиваются абсолютно все родители. Но когда начинаются истерики у ребенка в 3 года, многие взрослые приходят в замешательство. Ведь очень часто они возникают внезапно без видимых на то причин. Почему так происходит и можно ли предотвратить эмоциональный взрыв? Как правильно вести себя родителям, чтобы не навредить детской психике?

Причины детских истерик

Истерикой называют состояние нервного перевозбуждения, когда человек способен терять самообладание. У малышей это чаще встречается в раннем возрасте, примерно до 4-5 лет. При этом кроха может плакать, кричать, стучать ножками или размахивать руками, а некоторые даже начинает кататься по полу. Обычно в такие моменты ребенок ничего вокруг не замечает и не слышит уговоров взрослых.

Основные причины истерик в 3 года могут быть следующими:

  1. Способ получения внимания. Обычно такое поведение деток наблюдается в тех семьях, где родители постоянно заняты своими делами или рождается младший ребенок, кому взрослые уделяют больше времени. Чтобы такое поведение не переросло в привычку, нужно работать с причиной – играть, уделять время и не отвлекаться больше ни на что, привлекать ребенка к своим делам. Читайте также статью по теме Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего >>>
  2. Ребенок хочет что-то получить, к примеру, новую игрушку. Чтобы не краснеть в магазине, перед походом нужно договариваться с малышом, обсуждая, что конкретно вы сегодня сможете ему купить.
  3. Ребенок еще пока не научился словами выражать недовольство. А учить его этому должны взрослые. Нужно просто чаще разговаривать с малышом.
  4. Переутомление, недосыпание, чувство голода, холод и т. д. Если и ваш ребенок склонен к такому поведению, старайтесь придерживаться определенного режима. Это позволит предотвратить истерики перед сном в 3 года. Подробнее о сне ребенка в 3 года смотрите семинар Как быстро уложить ребенка спать ?>>>
  5. Болезнь и плохое самочувствие в этот период. Заболевшему малышу необходимо обеспечить комфортный психологический режим.
  6. Ребенок пытается подражать своим родителям. Если в вашей семье кто-то склонен к истерикам и разговорам на повышенных тонах, то странно удивляться, что кроха ведет себя подобным образом. Чтобы не допускать таких ситуаций, важно пересмотреть собственное поведение, особенно нужно вести себя сдержанно в присутствии малыша. Смотрите семинар о ролях родителей Мама и папа: воспитываем вместе >>>
  7. Проявление взрослыми гиперопеки или частые наказания ребенка.
  8. Страх или испуг. Ночные истерики в з года могут случаться потому, что малышу приснился страшный сон, а может нечаянно увидел страшную сцену по телевизору. О самых распространенных страхах смотрите рубрику >>>

Как реагировать на истерику

Истерики без причины у ребенка в 3 года могут случаться достаточно часто. В такие моменты кроха не может себя контролировать. Но хуже всего то, что подобное состояние может передаться взрослому, что станет причиной гнева и чувства отчаяния. Но крик или физические наказания станут причиной потери уважения со стороны малыша.

Как правильно реагировать на такое детское поведение и как успокоить ребенка при истерике?

  • Во время истерики будьте рядом, но не лезьте к ребенку.
  • Можно попробовать отвлечь малыша от его эмоции, но если не получится, то нужно просто подождать.
  • В момент истерики не смотрите, не разговаривайте, не пытайтесь образумить ребенка – он вас не слышит.
  • Если частые истерики у ребенка 3 лет связаны с неправильны режимом дня или голодом ребенка – ваша задача предусматривать эти моменты и обходить их.
  • Никогда не наказывайте ребенка физически.

Если все же родителям не удалось справиться с собственным гневом, то обязательно нужно объяснить ребенку, почему вы разозлились. При этом нельзя давать малышу почувствовать себя виноватым. Ваша задача не отучить кроху сердиться, а научить его управлять собственными эмоциями.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка

Если все же детских истерик избегать не удается, родители должны научиться правильно на них реагировать. При этом следует избегать распространенных ошибок, которые могут еще больше усугубить ситуацию:

  1. Не нужно пытаться во что бы то ни стало прекратить манипулятивную истерику. Если вы сразу же дадите ребенку то, что он требует, истерики не прекратятся никогда. Так даже в более старшем возрасте он будет манипулировать родителями. Гораздо эффективнее попытаться переключить внимание крохи, проявив смекалку и творческие способности.
  2. Не передразнивайте ребенка и не спорьте с ним. Сейчас он все равно вас не услышит. Поговорите позже, когда он успокоиться и будет в хорошем настроении.
  3. Не кричите. Повышенный голос сделает детский гнев еще сильнее.
  4. Не наказывайте кроху за подобное поведение.
  5. Не стыдитесь за поведение ребенка перед окружающими, даже если все случилось в общественном месте. Если вы, боясь осуждения окружающих, пойдете у малыша на поводу, то публичные истерики станут привычным явлением. Даже, если прохожие пытаются вмешаться в ситуацию, не реагируйте на их замечания.
  6. Не нужно принимать такое поведение малыша близко к сердцу.

Как быстро остановить истерику

Родители, которые часто сталкиваются с подобными психическими атаками, хотели бы найти способ, как остановить истерику у ребенка в 3 года.

  1. Важно не поддаваться панике и показывать ребенку, что его поведение, каким-то образом вас задело. Следует оставаться хладнокровным и продолжать заниматься своими делами. Можно даже выйти в другую комнату, но только так, чтобы иметь возможность наблюдать за малышом. При этом оставлять его одного надолго не нужно, иначе он может испугаться. Пытаться в такие минуты, что-то объяснить крохе бесполезно, поэтому оставьте серьезные разговор на потом. Видя, что истерикой ребенок не сможет получить желаемого, он очень быстро успокоится и в следующий раз не будет прибегать к такому способу манипулирования.
  2. Если уж вы решили положить конец истерикам, не останавливайтесь на половине пути. Именно это самая распространенная родительская ошибка, в результате которой истерики придется слушать очень и очень часто.
  3. Как только ребенок начинает кричать, в первые же минуты можно попытаться поговорить с ним, выяснив, чего он хочет. Предложите вместе поиграть или . Если же истерика уже в разгаре, то такой метод будет уже не действенным.
  4. Попробуйте просто обнять ребенка и сказать, как сильно вы его любите. Если ребенок препятствует этому, не настаивайте.

Полностью избежать детских истерик невозможно.

Так у 3-х летних малышей происходит этап взросления, однако уменьшить частоту их появления можно.

Для этого достаточно уделять малышу внимание, владеть способами обхода конфликтных ситуаций (подробнее смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз >>>), понимать, что этап истерик проходит как только ребенок становится способным контролировать свои эмоции.

Чрезвычайное нервное возбуждение, выражающееся у детей в плаче, катании по полу, безудержных воплях, в беспорядочном размахивании конечностями, соотносится с приступом истерики.

Если случаются истерические приступы у детей, то бессмысленно пытаться достучаться до них обычными методами, что-то доказывая или объясняя, ведь он, понимая эффективность подобного воздействия на взрослых, пользуется истерикой вполне осознанно для получения желаемого.

Первопричины детской истерики

Прежде всего, первопричины детской истерики скрываются в конфликте детских и родительских интересов, поскольку с взрослением у малыша возникают собственные желания, зачастую идущие вразрез с желаниями взрослых.

Типичными ситуациями, провоцирующими истерические приступы, являются:

  • неумение вербального выражения личностного неудовлетворения;
  • желание любым способом сконцентрировать на себе внимание;
  • стремление получить нечто абсолютно необходимое и сию минуту;
  • болезненное или после болезненное состояние;
  • неумеренная забота со стороны взрослых, соседствующая с патологической строгостью;
  • слабовыраженное отношение взрослых к поступкам ребенка;
  • отсутствие системы поощрения и ;
  • прерывание занятия, которое изначально интересно.

Как вести себя при появлении истерик?

Чаще всего родители теряются и не знают, как себя вести при появлении истерик. А ведь именно от их поведения будет зависеть, насколько эффективно они смогут справляться с ними в последующем. Не стоит стремиться, во что бы то ни стало прекратить истерику, ублажая малыша, она закончится сама собой, если относиться к ней спокойно и соответствующим образом на нее реагировать.

Однако лучше всего истерику не допускать, т.е. борьба с истерикой – это борьба с возможными причинами, реагировать на нее нужно еще до возникновения. Поэтому лучше всего научиться вычленять из поведения ребенка те моменты, которые явно предшествуют возгоранию истерического припадка. Ведь нередко бывает и так, что капризы малыша, ей предшествующие, невыполнимы в силу объективных причин (ребенку хочется конфет, а их дома нет, ребенку хочется на улицу, а там – ливень).

Стоит заметить, что часто истерические приступы у ребенка вспыхивают непроизвольно, из-за неумения его управляться с собственными эмоциями. В период приступа малыш дико кричит, расцарапывает лицо, начинает стучаться головой в стену, либо в пол кулаками. Достаточно часто приходится сталкиваться с появлением непроизвольных судорог, называемых «истерическим мостом», при них тело ребенка изгибается дугой.

Следует принимать во внимание и тот момент, что из-за выраженно яркой эмоциональной окраски, истерика может подкрепляться проявлениями агрессии и крайнего раздражения, которые пропадают если исчезает внешняя заинтересованность.

В большинстве случаев, первые признаки истерики возникают вскоре после года, а своего максимума достигают примерно в 2,5-3 года от роду. Чтобы избежать истерики, следует стараться распознавать ее признаки, когда ребенок, например, начинает хныкать, поджимать губы и сопеть. Очень полезно уловить этот момент и успеть переключить внимание на какой-либо объект, способный заинтересовать ребенка и отвлечь его.

Отвлекающим объектом может быть и книга, и игрушка, и переход в другое помещение, и выглядывание в окно, чтобы увидеть и обсудить, что там происходит. Все эти методы становятся бессмысленными, когда приступ истерии уже начался. Поэтому, прибегая к некоторым приемам, все же удастся снизить повторяемость приступов, если не совсем их прекратить.

Что делать при приступе истерики у ребенка:

  • Соблюдать режим и гарантировать отдых ребенка, избегая его переутомления.
  • Выделять для игр достаточно времени.
  • Прояснять малышу возникающие у него чувства, например: «Ты рассердился из-за того, что мы не пошли гулять». В последующем это даст возможность ребенку высказывать свое , не доводя его до истерик.
  • Дать ребенку понимание того, что существуют конкретные пределы, нарушение которых недопустимо в принципе.
  • Стараться вести себя так, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность, понимая, что он уже достаточно взрослый для совершения некоторых дел.
  • Оставлять за малышом право выбора, особенно когда это не идет в разрез с основными планами, т.е. дать ему возможность выбрать, где гулять – в парке или во дворе, например.
  • Если выбор отсутствует как таковой, то о предстоящем действии сообщать как о констатации факта: «Мы идем в магазин».
  • Когда ребенок уже начал плакать, то можно попросить его найти и принести какую-нибудь его любимую игрушку.

Причины истерики до двух лет

До 1,5 лет каприз – форма проявления усталости и перенапряжения, после и до двух лет – попытки манипулирования с целью достижения личных притязаний. К этому возрасту ребенок уже осознал значение слова «нет» и начинает им активно пользоваться, а, не добиваясь результата, переходить к жесткому протесту, выражающемуся в истерических припадках, что вводит большинство родителей в ступор. Вот в этом и кроются основные причины истерики до двух лет.

Как реагировать? Стараться предотвратить, тем более что истерике нередко сопутствует упреждающий каприз типа: «Хочу и все тут, не буду никогда, дай сейчас же, купи немедленно». Если упредить не удалось, то не пытаться успокоить, это только раззадоривает и стимулирует продолжение. Нельзя ребенка бросать в приступе истерики, это его может только напугать. Твердость, непоколебимость и спокойствие – вот главные критерии поведения в создавшейся ситуации.

Еще один принцип – не уступать, поскольку в этом случае однажды удавшийся опыт может быть транслирован и на дальнейшее поведение с родителями. Физическое наказание – тоже не метод, можно лишь усугубить ситуацию.

Игнорирование требований в сочетании с крепкими объятиями малыша, с повторением ему о своей любви, могут удержать его от срыва. Но если он вырывается и при этом злиться, не стоит удерживать его силой, лучше отпустить. Когда он противиться тому, чтобы остаться с кем-то из взрослых, когда родителям необходимо уйти, следует уходить сразу, не оттягивая момент ухода.

Истеричный ребенок в три года

Это период, когда возникает желание ощущать себя взрослым и уж тем более – самостоятельным. Истеричный ребенок в три года начинает осознавать себя личностью и нередко этот возраст сопровождается беспримерным упрямством и негативизмом, ярко выраженным своеволием. Время, характеризуемое фразой: «Всему вопреки, все наперекор».

Истерика? Отучить от них возможно, но без попыток сломить, без фокусирования на признаках плохого поведения. Вместе с тем ребенок не должен ощущать, что истерикой вообще можно чего-то достичь. Наиболее правильным будет стремление переключения внимания на что-то другое, например, на совместную игру, на просмотр мультиков. Естественно, что на пике истерики это делать уже совершенно бессмысленно.

Будет полезным для предотвращения истерик научиться уходить от тех ситуаций, которые могут их спровоцировать. В частности, избегать положений, когда ребенок может сказать свое веское: «Нет!» Весьма правильным будет формирование ситуации, когда якобы есть выбор, хотя на самом деле он отсутствует. Например: «А давай погуляем. Ты где хочешь развлечься, во дворе или в парке?»

При достижении четырехлетнего возраста припадки истерии постепенно проходят и связано это с тем, что ребенок в достаточной степени начинает владеть речью и уже словами может высказать свое недовольство или желание.

Детская истерика. Что хочет сказать ребенок!

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

У одних детей период истерик проходит быстро, у других - может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам - можно исправить ситуацию достаточно быстро.

Истерики и капризы

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.

Почти у всех детей в возрасте от 1 до 3 лет случаются истерики. Они уже знают свои потребности и осознают себя как личность. Если им начинают перечить, они приходят в крайне раздраженное состояние. Однако дети обычно не адресуют свои вспышки гнева родителям, так как понимают, что взрослые люди слишком важные и большие. Кроме того, у них еще слабо развиты «бойцовские» инстинкты.

Поэтому, когда в них закипает ярость, они не находят ничего лучшего, как выместить свою злость на самих себе. Они падают на землю, вопят и колотят по полу руками, ногами, а иногда и головой.

Если такие истерики случаются лишь время от времени, то это еще не повод для беспокойства. Ребенку просто надо избавиться от переполняющих его эмоций. Очень часто такие вспышки ярости становятся результатом усталости, голода или ситуаций, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно (сюда же относятся и истерики, случающиеся в магазинах, когда вы отправляетесь вместе с детьми за покупками). Если речь идет именно о таких истериках, то родители могут просто проигнорировать следствие и обратиться непосредственно к первопричине: «Ты устал и проголодался? Сейчас мы пойдем домой, поедим, ляжем спать, и все пройдет».

Режим истерики

  • Покраснение центрального процессора вполне нормально
  • Возможно выделение жидкости
  • Размахивание конечностями
  • Используйте слово «нет» при серьезной опасности:
    • ребенок может порезаться
    • ребенок может обжечься
    • ребенка может ударить электрическим током
  • Сосредоточьтесь на положительных эмоциях.

Сначала чувства, проблемы потом

«Хочу к маме! Хочу к папе!» - безостановочно рыдал двухлетний сын наших друзей.

Его оставили с нами на всю ночь, и он был безутешен. Мы старались отвлечь его сказками. Пели ему. Пытались кормить. Обнимали. Носили на руках. Долго и очень убедительно объясняли, что родители ушли на концерт, но утром обязательно вернутся. Все без толку!

Позднее мы поняли, что ребенок даже не слышал нас. Ему попросту «сорвало крышу».

Именно так это объясняет Дэн Зигель, профессор психиатрии медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он умеет очень наглядно объяснить, как сильные эмоции в буквальном смысле отключают способность мозга рационально мыслить.

  1. Поднимите руку. Она послужит моделью для демонстрации работы мозга.
  2. Прижмите большой палец к ладони. Большой палец - это лимбическая зона, древняя часть мозга, управляющая эмоциями. Функционируя согласованно со стволом головного мозга (ладонь), она подает сигналы телу, определяя в том числе частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
  3. Накройте большой палец остальными пальцами. Эти пальцы представляют кору головного мозга - своего рода крышку над лимбической зоной, держащую эмоции под контролем.
  4. Теперь распрямите пальцы, открывая большой.

Префронтальная кора утратила контроль, поскольку при высокой интенсивности переживаний лимбиче-ская зона активируется так интенсивно, что исчерпывает контролирующую способность коры мозга. Вы больше не можете мыслить разумно, сопереживать или как-то иначе использовать высший мозг. Вам «сорвало крышу».

Поэтому совершенно бесполезно взывать к разуму человека, охваченного бурными эмоциями, - как мы той ночью пытались урезонить двухлетнего сына наших друзей. И хотя мы с мужем знали об управлении эмоциями, отчаяние заставило нас обо всем забыть: нам тоже «сорвало крышу».

В этом деле нужна тренировка.

Это можно предвидеть

Итак, вы знаете, что происходит в мозге под воздействием сильных эмоций. Теперь нужно научиться узнавать этот процесс по первым симптомам: я вот-вот сорвусь или я уже себя не контролирую, надо прийти в себя. Вы заметите подобное состояние и в своих детях, скажем когда они закатывают истерику или дерутся.

«В таком случае нам кажется, что ребенку следует преподать урок, - замечает специалист по обучению родителей Сарина Наткин, - и мы спешим сделать это немедленно».

Но когда ребенку «сорвало крышу», он не может ничему учиться! Поэтому в условиях эмоционального взрыва гораздо разумнее сделать вот что:

во-первых, указать на эмоции , проявив участие, обозначить переживаемые ребенком сильные чувства

и лишь во-вторых заняться решением проблемы, их породившей .

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, с помощью ладони и пальцев объясните ему, что происходит с мозгом под действием сильных эмоций, и, возможно, он сам начнет сообщать вам, когда ему (а может, и вам) нужно остыть.

Называйте сильные чувства

Исследования показывают, что, давая словесные обозначения сильным эмоциям, мы успокаиваемся. «Назовите - и приручите», - советует профессор психиатрии Дэн Зигель.

Пытаясь утешить и отвлечь двухлетнего ребенка, требующего маму и папу, мы с мужем перепробовали буквально все. Но коль скоро нашей целью было успокоить его, следовало прямо заговорить об эмоциях, которые его обуревали, - разумеется, заговорить с участием.

«Да, малыш, ты хочешь к маме и папе, и тебе сейчас ужасно грустно. Понимаю, без них тебе очень плохо». Мы могли бы показать ему фотографии родителей на стене и помочь ему представить их возвращение. «Я уверена, что они крепко-крепко тебя обнимут. Вот здорово будет!»

В следующий раз, когда мы остались с ним, он снова расплакался, заскучав по маме и папе. И тогда я просто взяла его на руки и стала укачивать и похлопывать по спине. Сам он не говорил о том, что чувствует, но слышал, как об этом ласково говорю с ним я. Не прошло и 10 минут, как он успокоился и заснул у меня на руках.

Если вы называете эмоции ребенка и разговариваете о них, он постепенно научится делать это сам.

Дети, умеющие рассказать о своих чувствах, способны размышлять о них, обсуждать их, искать способы справиться с ними, понимать чувства других людей и сопереживать. Они лучше переносят огорчения и меньше конфликтуют, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Они крепче здоровьем, менее одиноки и импульсивны и лучше сосредоточиваются. Кроме того, они лучше учатся.

Чтобы уметь разговаривать об эмоциях своего ребенка, нужно совсем немногое.

Научитесь осознавать чувства - собственные и других людей . Выработайте привычку в течение дня отслеживать и называть собственные эмоции: «Я злюсь», «А вот и разочарование». Описывайте чувства как результат наблюдений («Я вижу, что впала в уныние»), а не как черты характера («Я унылый человек») - это позволяет несколько дистанцироваться от них.

Помните, что все чувства имеют право на существование . Конечно, можно в ответ на слезные требования двухлетнего малыша, желающего увидеть маму и папу, сказать: «Ты вернешься домой, когда приедут твои родители, а пока успокойся и играй», или «Мужчины не плачут», или даже «Твоих родителей здесь нет! Прекращай орать». Но все эти отклики отвергают право ребенка чувствовать то, что он сейчас чувствует.

Пренебрежительное отношение к чувствам других коренится в нашем воспитании. Но мы можем постараться не учить этому своих детей. Одно исследование за другим доказывают, как важно принимать эмоции и считаться с ними, какими бы неприятными они ни были.

По мнению некоторых ученых, эмоции - это фактически способ мозга маркировать событие как «очень важное». Эмоции просто есть. И, как вы знаете, сколько их ни подавляй, сколько ни осуждай, как ни старайся, никуда они не денутся.

Так почему бы не принять их?

Как научить ребенка идентифицировать эмоции

  • Читайте книжки, герои которых сталкиваются с проявлениями эмоций. Разговаривайте о моментах, когда ребенок чувствовал себя так же.
  • Собирайте картинки, изображающие различные эмоции (ваши фотографии, иллюстрации, вырезанные из журналов, комплекты открыток). Когда ребенок ведет себя очень эмоционально, показывайте картинку: «Вот огорченный малыш. Он плачет. Ты тоже огорченный малыш?»
  • Помогите ребенку проиграть травмирующее событие с помощью плюшевых зверей.
  • Подыщите дошкольное учреждение или школу, где учат управлять эмоциями.
  • Вместе с детьми школьного возраста сделайте «градусник эмоций» с делениями: «спокойствие», «счастье», «разочарование», «гнев». Объясните, что эмоции нередко развиваются по нарастающей. Время от времени спрашивайте ребенка, что показывает его эмоциональный термометр, - это приучит его самостоятельно отслеживать свой эмоциональный градус.
  • Проводите «телесный мониторинг»: «Ты ссутулилась и сжала руки в кулаки. Похоже, ты рассержена».

Дети могут убиваться из-за сущих, на наш взрослый взгляд, пустяков. Но заявить «Да брось ты!» - значит выразить пренебрежение, а от этого становится только горше. Сами бы вы не хотели услышать такое в приступе гнева! Признайте сильную эмоцию - одно это обычно успокаивает ребенка достаточно, чтобы вы могли высказаться:

«Ты сердишься, потому что терпеть не можешь ходить в носках. Ты не желаешь надевать их! Но на улице холодно, и без носков пойти нельзя. Но, может быть, ты поможешь надеть их тебе?»

«Ты расстроилась? Да, я знаю, как обидно, когда очень хочешь чего-нибудь и не можешь получить. Давай возьмем эти ягоды с собой. Когда придет время перекусить, ты сможешь съесть их».

Если ребенок злится, когда вы говорите о его эмоциях, прежде всего обрисуйте факты и вместе поищите выход из ситуации. После этого укажите на эмоции: «Ты хочешь надеть зеленую футболку, но она грязная. Какие три действия мы могли бы предпринять, чтобы решить эту проблему?.. Ты был здорово разочарован».

Учитесь сейчас: «маленькие детки - маленькие бедки»

Почему важно заняться этим, пока ребенок еще мал? Потому что умение отдавать себе отчет в собственных переживаниях нарабатывается не быстро. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок это умел, когда вступит во взрослую жизнь, где очень многое зависит от этого навыка? Он должен быть готов к первым разочарованиям и отторжению окружающих, к одиночеству, к стрессам из-за учебы, к психологическим нагрузкам на работе и в собственной семье.

Как избежать истерик ребенка

Было бы совершенно неестественным, если бы родители всегда проявляли в таких случаях безграничное терпение и такт. Когда надвигается буря, постарайтесь вести себя непринужденно и погасите вспышку в самом зародыше. Не поддавайтесь на уловки ребенка, иначе подобные истерики будут повторяться постоянно. Не спорьте с ним, поскольку он в таком состояний не способен понять ошибочность своего поведения. Если вы разозлитесь сами, это еще больше возбудит ребенка. Лучше покажите ему достойный выход из этой ситуации. Один ребенок успокаивается быстрее всего, если взрослые просто отходят в сторонку и продолжают заниматься своими делами, как будто их это совершенно не волнует. Другой, более настойчивый и упрямый, может кричать и колотить руками целый час, пока не дождется от родителей какого-нибудь дружеского жеста. Как только самый бурный период миновал, такого ребенка лучше отвлечь каким-нибудь интересным занятием или просто обнять его в знак того, что в семье восстановлен мир.

Очень неприятно, когда ребенок устраивает такие истерики в людных местах. В этом случае просто возьмите его на руки, улыбнитесь (если вы, конечно, в состоянии) и отнесите его куда-нибудь в более тихое место, где вы оба сможете успокоиться.

Частые истерики детей

Если у ребенка истерики повторяются слишком часто, это может свидетельствовать о его врожденных свойствах темперамента. Например, он может оказаться очень чувствительным к перемене температуры или изменению уровня шума или просто к прикосновению одежды к коже. Такой ребенок может устраивать истерику каждый раз, когда родители надевают на него носки, если вдруг перекосился шов. Другой ребенок просто обладает врожденным упрямством. Если он занят чем-то интересным, его невозможно чем-то отвлечь или увести. Утешайте себя тем, что ваш ребенок может впоследствии добиться значительных успехов в школе, где зачастую требуется большое упорство. Но в раннем возрасте такая черта характера может гарантировать вам пару истерик в день.

Еще одно свойство темперамента, которое проявляется в частых истериках, это чрезмерная экспрессивность. Дети, обладающие таким качеством, - истинные артисты. Если они радуются, то буквально светятся от счастья, если переживают, то на их лице печать отчаяния. Еще один тип, склонный к истерикам, - это дети, которые очень остро реагируют на новых людей и незнакомые обстоятельства. Им, как правило, требуется несколько минут, чтобы почувствовать себя в своей тарелке. Если попытаться присоединить такого ребенка к группе детей, пока он еще не готов к этому, это может вызвать истерику.

Если у вашего ребенка часто случаются подобные истерики, задайте себе следующие вопросы: Часто ли он имеет возможность свободно пойти погулять? Есть ли у него возможность проявить свою физическую силу и ловкость? Достаточно ли у него игрушек и других предметов, с которыми он может играть дома? Спорите ли вы с ним по поводу того, что он должен, скажем, надеть свитер, или просто одеваете его безо всяких комментариев? Если вы знаете, что ему пора в туалет, спрашиваете ли вы о его желании, или просто ведете его туда? Если вам приходится прервать его игру, потому что уже пора идти спать, даете ли вы ему минутку-другую для окончания игры? Обращаете ли вы его внимание на что-то интересное, чем вы занимаетесь? Когда вы видите надвигающуюся истерику, вы просто ждете, когда она начнется, или пытаетесь чем-то отвлечь ребенка?

Привычные истерики у ребенка

Некоторые дети быстро понимают, что истерика - это лучший способ добиться желаемого результата. Отличить такие «искусственные» истерики от вспышек эмоций, вызванных разочарованием, голодом, усталостью или страхом, не так-то просто. Один из признаков заключается в том, что мнимая истерика заканчивается сразу же, как только ребенок получает требуемое. Еще один признак проявляется в том, что ребенок подбирается к истерике постепенно, начиная с требовательного нытья. Ответом на подобные проявления должна быть непреклонная твердость родителей. Если вы говорите: «Сегодня больше никаких пряников не получишь», то так оно и должно быть, невзирая на любые истерики.

Чтобы эта стратегия оказалась действенной, ее нужно тщательно подготавливать. Если вы совершенно уверены, что ребенка нельзя кормить сладостями перед обедом, то это правило должно неукоснительно соблюдаться при любых обстоятельствах. Если вы в этом не вполне уверены, то лучше пойти ребенку на уступки, пока не разразилась истерика. Ведь если вы согласитесь с его требованиями после истерики, он сразу поймет, что его тактика срабатывает!

Очень многие родители замечают, что их дети устраивают истерики по поводу конфет, но почти никогда не выражают бурных эмоций, когда их усаживают в автокресло. Почему? Потому что родители абсолютно уверены в необходимости этого, и дети даже не пытаются оспаривать это незыблемое правило.

Истерики у детей старшего возраста

Истерики совершенно нормальны для двухлетних детей, и они случаются почти с каждым. К 4-5 годам они происходят значительно реже, возможно, 1-2 раза в неделю. Встречаются, однако, дети, которые и в 5 лет продолжают устраивать частые (по 3 раза в день и более) или продолжительные истерики (длящиеся более 15 минут). Зачастую их причиной становятся упомянутые выше особенности темперамента или неумение родителей проявить твердость характера. Однако иногда постоянные истерики служат признаком более серьезных проблем.

Частой причиной такого явления становится замедленное речевое развитие. Такие дети постоянно приходят в отчаяние, потому что не могут выразить словами свои потребности и желания. Они чувствуют свое одиночество и оторванность от других детей и взрослых. Поскольку свои расстроенные чувства они тоже не могут выразить словами, то им остается только демонстрировать их.

Когда дети подрастают, они учатся успокаивать себя, мысленно обращаясь к себе с соответствующими словами. Возможно, вы и сами можете припомнить случаи, когда вслух или про себя говорили себе: «Спокойно». Ребенок, страдающий замедленным речевым развитием, не может воспользоваться этим мощным успокоительным средством, поэтому его эмоции выражаются в истериках.

Другой причиной частых истерик у детей старшего возраста оказываются замедленное психическое развитие, аутизм и трудности в усвоении учебного материала. Если ребенок продолжительное время серьезно болеет, родители стараются не устанавливать для него особых ограничений в поведении. Результатом могут опять-таки стать истерики. Если у вас возникают подобные проблемы и обычные меры воспитания не помогают, следует обратиться к опытным специалистам.

Как справиться с детской истерикой

Ребенок начинает познавать мир и порой может испытывать фрустрацию при попытке получить то, что ему хочется. Зачастую это выражается в форме истерик/приступов гнева и раздражения.

Такие вспышки гнева появляются у ребенка между десятым и двенадцатым месяцами жизни. Он плачет или хнычет, тянется к предметам, которые ему хочется схватить, пинается ножками, машет кулачками, стучит ручками. У некоторых моделей истерики периодически случаются в течение нескольких лет. Справиться с ними вам помогут следующие советы.

  1. В течение первого года жизни приучайте ребенка к слову «нет». Он, возможно, не будет понимать его значение до года. Чаще используйте слово в значимых утверждениях, например: «Нет, не трогай. Это горячо!» или «Нет, не ешь! Это жук!» Данное слово пригодится вам, когда у ребенка начнется истерика.
  2. Старайтесь все объяснить малышу. Встроенная функция позволяет ему понимать, почему нельзя играть с ножом или трогать горячую плиту. Такие объяснения помогут малышу определить границы своей безопасности.
  3. Не реагируйте на его плач и крики эмоционально - это может усилить его истерику. В противном случае ребенок будет провоцировать вас на реакцию. Если безопасности малыша ничего не угрожает, постарайтесь вообще не замечать приступ гнева.
  4. Сосредоточьтесь на положительных эмоциях. Похвалите ребенка, когда он станет вести себя лучше. Похлопайте в ладоши и улыбнитесь, когда он возьмет игрушку и начнет играть.
  5. Будьте терпеливы. Медицинские специалисты называют это состояние «фазой», и оно совершенно точно пройдет.