Анализ занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Анализ занятия по рисованию материал (группа) на тему

Проведение и анализ открытого занятия - один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы - это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

Я имею большой опыт работы в должности старшего воспитателя, однако считаю, что не всегда удается эффективно и качественно провести анализ просмотренного занятия. Иногда воспитатели ведут себя сдержанно и не желают высказывать критических замечаний в адрес коллеги. Может быть, щадят его чувства, не желают испортить отношений. Во всяком случае роль старшего воспитателя в создании ситуации общения, где воспитатели открыто высказывают мнение, оценку увиденных приемов работы, приводят аргументы в пользу результативности этой работы (или отсутствия результатов).

Хочу привести пример анализа занятия в младшей группе (провела Ск-ова Н.Г. 27 апреля 2015г. "Чтение и пересказ сказки с опорой на наглядные символы (мнемотехника)" (см. приложение)
Целью занятия является обучение пересказыванию детей 3,5 лет.
Задачи: познакомить с текстом, учить устанавливать последовательность событий, развивать память, способствовать пониманию событий сказки.

1. Воспитатель сделала пояснения: выбрала это занятие для показа ввиду того, что считает прием мнемотехники (события сказки изображаются воспитателем в виде несложных пентаграмм) очень эффективным. Применение на практике в течение 2 месяцев этого приема дало видимый результат. Дети стали активнее отвечать на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, пересказы стали точнее, часто близки к тексту.

2. Оценили результативность занятия: очень эффективно. Аргументы: высокая речевая плотность, каждый ребенок высказался не менее 2 раз. Если в 1 части занятия (в организационном моменте) и во второй части (в ответе на вопросы воспитателя) ответы детей были фразовыми, то в 3 части (рисование таблицы-подсказки) и в 4 части (пересказ) они состояли из сложно-сочиненных предложений. Максимальное количество предложений -6, минимальное - 2. Интерес детей сохранялся до конца занятия.

3. Выделили используемые приемы.
Мотивация деятельности детей. Прием использовался в каждой части занятия.
Сначала появилась собака (игрушка), и дети объяснили, что это домашнее животное и почему.
Затем они были заинтригованы вопросом о той собаке, которая искала себе друга, и согласились послушать эту историю.
Перед физ-минуткой воспитатель предложила поиграть в знакомую игру в волшебницу и превратила всех в маленьких щенков. После разминки не забыла превратить их обратно в детей и проверила, все ли дети вернулись. Это собрало внимание, вернуло к делу.
Воспитатель напомнила детям, что им может помочь табличка, "наша помощница, которую мы научились сами создавать". Дружно приступили к делу, и стали делать пояснения (пересказ текста по последовательным эпизодам). Всего 8 участников, высказывания по 1-3 предложения. При необходимости помощь воспитателя: подсказка, уточнение, одобрение.
Обратилась с вопросом, кто хочет рассказать сказку. Дети активно среагировали, воспитатель пригласила мальчика, который стал проявлять активность совсем недавно. Всего 5 высказываний от 2 до 6 предложений, иногда близко к тексту. Второй и последний ребенок - с хорошо развитой речью.

4. Оценили своевременность приемов. Физ-минутка не отвлекла детей. Продуманы переходы между частями занятия. Во время рисования пентаграмм дополнительной подсказкой для детей иногда служил рисунок.

5. Оценили речь воспитателя. Как речь воспитателя способствовала созданию атмосферы мышления, привели примеры.

6. Оценили развивающую среду, созданную воспитателем на занятии.

Считаю, что главным во время анализа занятия является умение педагогов аргументировать свои высказывания. Мнения могут быть противоположными. В педагогическом общении ценится умение убедить, привести пример.

Приложение

Как собака друга искала

Мордовская сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай, - согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
- Зачем лаешь? - говорит собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, - подумала собака. - Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
- Что ж! - отвечает волк. - Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
- Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, - подумала собака. - Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
- Ладно, - говорит медведь. - Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! - думает собака. - И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
- Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

1) Программа Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Авторы данной программы считают, что эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, лепке, аппликации. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю. С целью оказания педагогам помощи в обучении детей ИЗО и было создано методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей», в котором раскрывается содержание и методы работы во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению последовательности и взаимосвязи их, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей. В приложении имеются примерные планы и конспекты отдельных занятий.

Одна из главных особенностей предлагаемой методики заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения собственного личного опыта.

Важное условие развития ИЗО - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования, лепки, аппликации, способов работы с ними. В данном пособии эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе.

Большинство воспитателей знают, какие методы и приемы обучения ИЗО существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов. Пособие написано с учетом исследований по ИЗО детей дошкольного возраста и достижений практики.

Исследования по сенсорному воспитанию, по формированию ручной умелости способствовали совершенствованию методики развития у детей изобразительных движений, овладению разнообразными способами изображения, созданию выразительного образа.

Предлагаемые в программе содержание занятий и методы неоднократно проверялись как в опытных, так и в массовых детских садах, а также на семинарах (краткосрочных и постоянно действующих), проводимых с воспитателями.

Программа состоит из пяти частей, в которых последовательно раскрывается методика работы с детьми по ИЗО в возрастных группах детского сада. В каждой части даются перспективные планы по всем видам ИЗО и конспекты занятий. Форма планов позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающей средой, музыкальными занятиями и др. Это особенно важно для начинающих педагогов, не умеющих еще охватить все стороны работы в целом, представить их во взаимосвязи, обеспечить наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей. Но данная форма вовсе не является обязательной для каждого воспитателя: она приводится для того, чтобы показать возможности перспективного планирования.

2) Русскова Л.В. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Важное значение для решения задачи по всестороннему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и подготовке их к школе имеет правильная и своевременная реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду». Методические рекомендации окажут педагогам помощь в организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

В пособии раскрывается методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. В центре внимания воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, находятся задачи полноценного физического развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, совершенствования зрительного, слухового, осязательного восприятия, формирования первоначальных навыков познавательной и предметной деятельности.

Ввиду того, что только в активной деятельности осуществляются усвоение ребенком знаний и умений, развитие его способностей, во втором разделе пособия -- «Дошкольный возраст» -- раскрывается содержание разных видов детской деятельности и методы руководства ими во всех возрастных группах.

Важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. В игре развиваются мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Основной формой обучения дошкольников являются занятия, которых детям последовательно и в системе дают соответствующие возрасту ребенка представления об окружающем мире: о мире чисел, изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве, музыке; формируют умения и навыки практической деятельности, а также первоначальные навыки учебной деятельности. В пособии раскрыта методика проведения занятий по всем разделам программы, освещены основные методы и приемы обучения на разных возрастных этапах.

Проводятся занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации и конструированию. На занятиях ИЗО значительно обогащаются представления ребенка о цвете, изучается последовательность расположения цветов спектра. При обучении детей изображению с натуры, основное внимание уделяется на передачу соотношения предметов и их частей по величине - делается карандашом набросок основной формы, а затем только раскрашивается. Рассматривается изображение человека и животного в движении.

Старшие дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы, расписывают свои работы из глины. Вводится асимметричная композиция, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы.

Дети обучаются различным способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Совершенствуются умения детей в декоративной лепке.

В методических рекомендациях внимание педагогов обращается на то, что воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении не должна быть ограничена рамками занятий. Воспитателю следует систематически побуждать детей к наблюдениям за окружающим (явлениями общественной жизни, природы) в процессе прогулок, бытовой деятельности. Он должен интересоваться всем, что волнует детей, привлекает их внимание, находить время и тему для беседы с каждым воспитанником.

Внимание педагога обращается на то, что задача всестороннего гармонического развития и воспитания ребенка дошкольного возраста может быть успешно решена при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей, установления с воспитанниками доверительных взаимоотношений. Педагог не должен допускать подавления личности ребенка, его самостоятельности и активности.

3) Программа Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

В программе изобразительная деятельность рассматривается как важное средство эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Предлагаемые в этой методике занятия составлены на основе следующих положений:

Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др.) в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания.

Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения.

Исходя из этого, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр: сюжетно-ролевых, подвижных, игр-драматизаций.

Содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.

Занятия составлены с учетом преемственности между разными возрастными группами, между детским садом и младшими классами общеобразовательной школы.

Для более систематичного и планомерного руководства детской изобразительной деятельностью разработаны занятия на год для всех групп детского сада, начиная со второй младшей.

Занятия спланированы так, что в течение года одна и та же тема дается несколько раз в разных вариантах. Такая работа дает возможность упражнять детей в изображении наиболее сложных предметов, позволяет сформировать у них прочные навыки и умения.

Одна из задач обучения изобразительной деятельности состоит в том, чтобы развивать творческие возможности детей. Поэтому подобраны такие приемы руководства занятием, которые направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение педагога.

В каждой возрастной группе воспитатель привлекает детей к обсуждению выполненных работ с учетом их возрастных особенностей. Обсуждение надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность, а не ограничиваться простым перечислением. Если воспитатель дает образную характеристику детским работам постоянно, то дети постепенно научатся оценивать работы. Чтобы подчеркнуть выразительность изображений, можно использовать стихи, песни, прочитать их самому педагогу или предложить это сделать детям.

Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т.д.

Начиная со старшей группы, некоторые темы рекомендуется разделить на два занятия. Делается это для того, чтобы дети могли полнее выразить свои впечатления о том или ином событии, явлении, передать развернутый сюжет. Невозможность нарисовать, вырезать и наклеить все, что хотелось бы, снижает настроение ребенка, его интерес к занятию. Более того, недостаток времени часто приводит к формальному решению, иногда даже предлагаемому педагогом, который, зная, что более полного изображения дети создать не успеют, ограничивает их («Нарисуйте домик и около него елочку», «Нарисуйте два дерева»). Когда же на тему отводится два занятия, ребенок может и продумать замысел, и выразить его (на занятии по заданию решение тоже может быть разным), и создать более совершенное и полное изображение. Разумеется, делить на два можно лишь занятия сюжетного характера и по замыслу, разрыв в занятиях не должен быть большим, иначе интерес к теме может угаснуть.

Использование методических рекомендаций этого пособия позволяет педагогам развивать изобразительное творчество детей дошкольного возраста, формировать у них знания, навыки и умения, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности.

К концу обучения в подготовительной группе у детей должно быть развито эстетическое восприятие. Они должны видеть и понимать красоту окружающей жизни, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У детей формируются умения контролировать свои действия, добиваться улучшения изображения, оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других детей в соответствии с задачей изображения. Дошкольники задумывают интересное и разнообразное содержание своего рисунка, лепки и аппликации, дополняют изображение деталями, добиваясь выразительной передачи образов предметов и явлений, используя разнообразные средства выразительности.

Дети овладевают разнообразными формообразующими движениями, позволяющими рисовать, лепить и вырезывать различные предметы, составлять изображение по частям и слитно (в рисунке - слитной линией контура, в лепке - из целого куска, в аппликации - силуэтно).

У детей развивается чувство цвета, умение создавать изображения и декоративные композиции, по-разному решая их в цвете: разноцветные, в определенной цветовой гамме.

Дети учатся создавать узоры по мотивам народного декоративного искусства, расписывать лепку, создавать декоративные пластины.

Анализ занятия: к занятию была готова. Структура занятия соблюдена. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходи

ла смена видов деятельности. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Анализ занятия по ФЭМП

Задачи занятия:

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5, упражнять в запоминании 2-х чисел, названий предметов и места их расположения. Закреплять умения различать круг, треугольник, прямоугольник и квадрат.

Организации занятия - каждый сидит за отдельным столом. У каждого свой комплект раздаточного материала. Дети рассажены с учётом их физических данных. Условия для проведения занятия соответствуют норме. Наглядные пособия выполнены аккуратно, рисунки чёткие, крупные, используются, в общем, основные цвета. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из основных частей: оргмомент, мотивация, практическая часть и подведение итогов. Используются основные приемы: художественное слово, сюрпризный момент и сенсорное обследование. Для обеспечения эмоциональности и интереса детей используются сюрпризный момент и обыгрывание практической части, а также физкультминутка. Это позволяет детям легче усваивать материал. Речь педагога четкая, правильной интонации, доступная для детей. Дети в процессе занятия слушали педагога, не отвлекались, старательно выполняли задания. В ходе работы воспитатель следил за утомляемостью детей и старался не допустить этого, переключая их на другой вид работы.

Анализ занятия по рисованию. Тема: «Укрась тарелочку»

Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.

Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).

Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи, которые поставил педагог:

Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.

Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.

Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.

Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»

Программное содержание:

Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.

Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечания

1. Игровая мотивация.

Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы.

Какие цветы вы знаете?

Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками.

2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы.

физкультминутка:

3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми.

4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке.

Перечисляют название цветов.

Наблюдают за этапами работы.

Самостоятельно выполняют поделку.

Необходима

индивидуальная помощь. Многие не справляются.

Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.

Организационный момент преследовал также цель сформировать положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

В течение первой недели практики проанализировала содержание и методику проведения занятий.
В первой половине дня вела наблюдение и анализ занятия по изо, которая проводила воспитатель высшей категории
Шенгелия Нани Омаровна.
Анализ занятий проводила в соответствии с критериями оценки, по следующему плану.


Тема: «Дома на нашей улице»

Цели.
Познакомить детей с техникой изображения зданий.
Закреплять знание о форме крыш (трапеция, треугольник).
Закреплять технические навыки и умения.
Развивать творческие способности.
Расширять словарный запас (названия деталей дома).

Оборудование.
Иллюстрации разных домов, альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, доска, мел, тряпочка.

1.Задачи занятия, их взаимосвязь

1.Образовательная задача тесно связана с развивающей, обучая воспитатель способствует развитию творческих способностей.

2.Готовность воспитателя к занятию

2. Воспитатель заранее подобрал иллюстрации для показа, необходимые материалы и оборудование для детей, все они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, а именно, безопасны, доступны возрасту.

3.Структура, тип занятия, логичность этапов, дозировка времени

3.Тип – комбинированный. Занятие тесно связано с предыдущим материалом по рисованию, на нем дети учились изображать улицу. Структура занятия.
Организационный момент - воспитатель заинтересовал детей загадками, затем произвел показ иллюстраций домов, их обсуждение.

На данном этапе детей повторили и обобщили свои знания о частях, из которых состоят здания.
Самостоятельная работа.

Дети приступают к изображению.
Физкульминутка в соответствии с темой занятия – «Мы строители». Анализ рисунков.
Итоги занятия в виде выставки и беседы по рисункам. Получилась улица с домами.
Время проведения занятия30 мин. Динамическая пауза проведена, на 20 минуте занятия, чтобы не прерывать процесс изображения.

4. Материал имеет научную основу, так как содержит научные термины: фундамент, блоки, балка, черепица, шифер, рамы, и т.п. Объясняется последовательность постройки изображения. Материал доступен по объему и содержанию детям старшего дошкольного возраста. Дошкольники на данном занятии применяли свои умения и навыки, вносили свои изменения творческие элементы при украшении своих рисунков. Шаблонов воспитателем предоставлено не было, что обеспечило их творческую активность и разнообразие рисунков, резко контрастирующих между собой.

5.Методическое обеспечение

5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы:
- показ с объяснением;

Беседа;

Анализ и синтез изображений показа и рисунков детей.
Оказывала индивидуальную помощь в словесной форме: указание, замечание.
Все приемы и методы работы на данном занятии соответствуют уровню подготовки детей. Прием активизации: загадки, проблемные вопросы (из каких деталей состоит этот дом, чем он отличается от других). Закрепление материала в практической деятельности (нарисуй дом на нашей улице).

Занятие направленно на организацию продуктивной творческой деятельности детей.

6.Поведение детей на занятиях

6. Дети активно участвовали в обсуждении иллюстраций. С удовольствием и творчески приступили к выполнению задания.

Не боялись обратиться к воспитателю с вопросом. Помогали советом друг другу.

7.Характкристика деловых качеств педагога

7. Воспитатель организовал занятие таким образом, что большую часть говорили и выполняли дети, умело осуществляя руководство и направляя беседу в нужное русло.
Владеет методикой преподавание ИЗО.

8.Общие результаты занятия

8. Цели и задачи занятия достигнуты, дети показали хороший уровень владения умениями по изображению дома, рекомендуется подобную работу проводить в свободное время детей.


Первая часть занятия. Процесс формирования замысла . (в результате ребенок должен понять - Что? и Как? надо делать) Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Одной из главных задач воспитателя - создать атмосферу творчества и сохране­ние у детей до конца занятия интереса к работе .

Поэтому не сле­дует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Педагог объявляет тему, знакомит детей с предме­том , который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в работе что-то свое, только что придуманное. Тема определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных.

Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного расска­за и т.п.

Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения . Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого её видят все дети. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напо­минает всем, с чего нужно начать работу. Ребята или лепят кукле угощение, или рисуют для неё ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.



Об­следование предмета, анализ нату­ры - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изодеятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

В целях большей орга­низованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Формулировка темы , появившийся у детей игровой мотив деятельности должны помогать решить поставленную задачу. Это позволяет и анализ в конце занятия провести в игровой форме.

Длительность первой и третьей части – они наиболее короткие по времени - 2-5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объясне­ние при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

Вторая часть занятия. Воплощение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вил не творческие, а технические задачи, например отработку приемов рисования, лепки, аппликации, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить её. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям.

Руководство воспитателя в ходе занятия. Воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверст­ников,- это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма - занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Во время работы воспитатель даёт указания и советы, как правило, они носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом особенностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда педагог дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей.

В некоторых случаях он заранее плани­рует объяснение этапов работы по частям (например, при конст­руировании), которое дается в процессе занятия.

Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они пре­рывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.

Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков в работе, показать способ выполнения только на своём материале.

В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитан­ники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники - вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.

Следует, как можно раньше приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.

В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам прихо­дит на помощь, т.к. дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.

Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.

Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоя­тельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно подни­мать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делая.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.

В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед и они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закон­чил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).

Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчи­вать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше уста­новленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.

В средней и старших группах тем, детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует допол­нить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.

После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возмож­ность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они при­ступили к работе, в чем испытывают затруднение.

Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критиче­скиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором - те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду - менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.


6. Дайте определение понятию «изображение по представлению». Раскройте необходимость поощрения стремления детей к созданию разнообразных образов. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению по представлению.

На занятии по рисованию дети, разделившись на подгруппы, совместно изображают зверей в лесу на новогоднем празднике. Дети увлечены работой. На одном большом листе они рисуют идущих друг за другом медведя, зайчика и лису. Один ребенок изобразил медведя в профиль, а другой - лису с шестью лапами: она торопится на праздник. На другом листе дети рисуют нарядно украшенную елку, а под ней Деда Мороза, у которого несколько мешков с подарками. Мешки разного цвета, и даже коричневый. И вот все приступают к рассматриванию работ.

- Посмотрите, дети, на этого медведя, его Алёша нарисовал. Что у медведя не так нарисовано?- показывает воспитатель на изображенного в профиль медведя.

- У него только одно ухо!- отвечают дети.

- Дорисуй медведю еще одно ухо и глаз!- советует взрослый.

Мальчик собирается возразить, но потом берет кисточку и подчиняется совету взрослого.

- А что у этой лисички не так?- заостряет внимание детей воспитатель на изображении лисы.

- У лисы только четыре лапы, а у этой много,- уточняют дети.

- Ты что же забыл, Саша, что у лисы только четыре лапы?- упрекает педагог мальчика, нарисовавшего лису с шестью лапками.

- А это что за странный мешок? Наверное, в нем не подарки Деда Мороза, а что-то другое?- удивляется взрослый коричневому мешку и завершает занятие такими словами:

- Ну что, молодцы! Много разных зверей нарисовали. Очень хорошие работы получились! И звери, и все мы довольны тем, как мы порисовали!

Проанализируйте методику проведения анализа детских работ на занятии. Какие особенности дошкольников не были учтены воспитателем? Спроектируйте свою методику проведения анализа детских работ на данном занятии.

Изображение по представлению (воображению) - вид изображения, который основан на непосредственном восприятии (зрительном, слуховом, так­тильно-моторном), а также при участии процессов памя­ти. Изображение по представлению наиболее естественно и характерно для дошкольного воз­раста, что объясняется общими особенностями психического раз­вития детей - живостью, подвижностью воображения, эмоциональностью детей при одновременной слабой переключаемостивнимания.

Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников:

o наблюдения заокружающим миром;

o знаний, полученных из книг, телевизионных передач;

o общения со сверстниками и взрослыми;

o восприятия разных видов искусства;

o других видов деятельности (труд, игра).

Приоритетность изображения по представлениюможно объ­яснить иведущими мотивами изобразительнойдеятельности де­тей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, дина­мичен, связан с впечатлениями, с чувствами. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления само­стоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастиче­ская, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах .

Занятия изобразительной деятельностью по представлению (во­ображению) могут быть разных типов , соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различ­ной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных воз­можностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов . Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жиз­ни, в других видах деятельности – предварительная работа . Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому соз­даваемый образ в представлении ребенка будет «живым», дейст­вующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно соз­данная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.).

МЕТОДИКА.

В первой части занятия следует продолжать фор­мировать у детей изобразительное представление . Если это пред­метное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полу­ченными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пы­таются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предва­рительно обследуя целлулоидную игрушку). Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование про­ведено сухо, формально, неинтересно. Поэтому полезно спросить детей:

Какие кошки бывают по цвету?

Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.)

Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?

Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком?

Во второй части при выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) прие­мы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение компози­ционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности.

в третьей части, анализируя детские работы, выполненные по представлению (по воображению), обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразитель­ности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, бы­стро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто загляды­вает, наверное, червячка нашла» и т.п.).

Изображения по литературным и музыкальным произведениям - это всегда изображения по представлению (по воображению).

К заня­тиям по представлению относят и занятие по замыслу . Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления буду­щего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любо­му виду изобразительной деятельности и возникает у детей на лю­бом занятии. В методической литературе под этим термином под­разумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера.

Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и натему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему . Этот вид наиболее творческих из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое огра­ничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приоб­ретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу твор­честву. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы де­тей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зре­лой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынаши­вания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления де­тей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель прово­дит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут зара­нее готовить материал к занятию в соответствии с оформляю­щимся замыслом.

Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать зада­ние, напомнить о необходимости создания разнообразных, отно­сительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, используя иг­ровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же зада­чи, но в индивидуальном общении.

Разнообразие, выразительность, оригинальность образов - предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.

В младшей группе в ходе предварительной подготовки к заня­тиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторя­ют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом за­нятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улуч­шить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображе­ния, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разно­образны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошко­льники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения рабо­ты им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в сво­бодное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.


7. Дайте определение понятию «изображение с натуры». Раскройте необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению с натуры.

Решите педагогическую задачу:

Перед рисованием с натуры в старшей группе воспитатель организовал рассматривание растения, обращая внимание детей на то, что одни части растения светлее, другие темнее. Показала, как это можно изобразить на рисунке: темные места покрыть штриховкой с более сильным нажимом на карандаш, а при закрашивании светлых мест нажимать на карандаш легко. Наблюдая за работой детей, воспитатель заметила, что Слава не передаёт в рисунке соотношения тонов натуры.

Спроектируйте свои дальнейшие действия в качестве воспитателя в предложенной ситуации на данном занятии.

Изображение с натуры . – вид изображения предмета, явления в процессе его непосредствен­ного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи в рисовании или лепке.

Ребенку-до­школьнику доступно изображение предмета с натуры без переда­чи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линей­ным контуром, строение, относительную величину частей в пред­мете, цвет, расположение в пространстве.

Необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж - восприятие дошкольниками произведений изобразитель­ного искусства этих жанров вызывают у детей соответствующие эсте­тические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Рассказы о художниках, скульпторах хорошо соче­таются с восприятием художественных произведений и побуждают к более сознательным действиям при рисовании, лепке с натуры натюрмортов и пейзажей.

МЕТОДИКА. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматри­ваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее свое­образие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно уда­ется детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Л.А.Раева, Н.П.Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию с плоской или приближенной к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фрон­тальной стороны, чтобы не был виден объем; простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количе­ством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игруш­ки: утка, гуси и др.; мягкие игрушки, но с отчетливым контуром: медвежонок, зайчик и др.). Р.Г.Казакова показала, что дети могут рисовать предметы-игрушки в фиксированной позе: кукла сидит, шагает, наклонилась: передача движущейся натуры (цыплята с наседкой, кролик в клетке и т.п.).

Очевидно, в массовой практике столь сложную (движущуюся) натуру давать детям нет необходимости. Рисование получается по представлению (при натуре), соответственно следует ставить другие задачи.

Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетиче­ское восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традици­онно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и на­поминать о необходимости передать в рисунке эти индивиду­альные особенности.

Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько лис­точков выросло справа? Столько и рисовать будем...» В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдель­ных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок каранда­шом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.

Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.

Анализ детских работ предполагает оценку их выразительно­сти и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изо­бражение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изо­бражения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.

Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пей­зажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.

Разновидностью таких занятий может быть рисование на­тюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них боль­ший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельно­сти взрослых.


8. Назовите этапы подготовки воспитателя к руководству изобразительной деятельностью при проведении игр-занятий. Раскройте требования к подготовке материалов для изобразительной деятельности и конструирования. Оцените влияние рефлексивных умений воспитателя на последующую подготовку к проведению игр-занятий. Спроектируйте процесс подготовки воспитателя к игре (занятию) по конструированию из бумаги по типу оригами со старшими дошкольниками на тему «Кораблик».

Занятия по изобразительной деятельности требуют продуман­ной подготовки материалов, оборудования - от этого во многом за­висит успешное выполнение работы с детьми. Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы. Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то в живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанер­ные доски 40*50 см) выходят на участок рисовать.