Развитие познавательной деятельности дошкольников по фгос. «Как развивать интеллектуальные способности дошкольников

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка - физических, личностных, интеллектуальных.

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту - навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим - каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.

Интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;

Формировать логико-математические представления, используя развивающие игры;

Стимулировать личностное развитие и самореализацию детей;

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.

Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, я закрепляю в режимных моментах.

Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.

В утренний промежуток времени я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.

Я выбираю интересные и нестандартные формы проведения НОД, применяя информационно-компьютерные технологии, чтобы активизировать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес, объединяя детей в группы, микрогруппы, пары.

Методическое пособие авторов: В.Д. Кретининой, Н. В. Костылевой «Естественное математическое развитие» содержащее комплексы игровых заданий и упражнений, позволяет мне создавать предпосылки для формирования правильного миропонимания.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количественные и размерных отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.

Широко используются подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.

Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.

В сюжетно- ролевых играх: «АЗС», «Супермаркет» дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.

Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий в вечернее время достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом.

Так математика проникает в различные образовательные области.

При ознакомлении художественной литературой я подбираю произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года. Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации: «Колобок», «Теремок», «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, освоить понятие величины.

Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.

Математика проникает и в художественное творчество: ориентировка на листе бумаги.

Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Я практикую использование счета во время подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Такие развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика», также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью.

Использование «Чисел в цвете» Д. Кюизенера позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

Логические блоки Э. Дьенеша - на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Очень интересная система развивающих игр создана Б. Никитиным. "Сложи узор" "Сложи квадрат", «Кубики для всех", каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.

Занимательные задачи и упражнения З.Михайловой моделируют математические построения, отношения и закономерности.

. "Геометрическая мозаика", "Лего", счетные палочки,: "Страна математика", "Математическое домино", серия игр «Удивительные прищепки -универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать для работы с детьми, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

У моих воспитанников сформировались такие результаты: они стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

Обучая детей в процессе игры, я смогла добиться того, что радость от игровой деятельности переросла в радость учения радостного.

Литература:

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. (Математические ступеньки).

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»", 2004.

В соответствии с новыми стандартами воспитательно-образовательный процесс я строю с учетом принципа интеграции образовательных областей.

эльвира акбашева
«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям»

Лекция для воспитателей

«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям »

Подготовила : старший воспитатель

Акбашева Эльвира Марсовна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное ) .

С учетом новых федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23.11.09 г., при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада, а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно) . Обучение в детском саду по новым Федеральным стандартам происходит по 10 образовательным областям.

Образовательные области :

Физическая культура;

Здоровье;

Безопасность;

Социализация;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных .

Рассмотрим что это такое.

Физические качества ребенка

В самом общем виде физически развитого ребенка – дошкольника можно охарактеризовать как здорового, ловкого, выносливого. Именно эти физические качества будут залогом хорошего физического самочувствия ребенка в процессе школьного обучения. Ниже приводится более детальное описание качеств :

Выносливость при физических и : бег, прыжки, занятия ручным трудом, умственные занятия и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности (восприятии книг на слух , трудовой, общении) ;

Ловкость – крупная и мелкая моторика : игра с мячом, скакалкой, с мелкими предметами (например, мелкий конструктор, владение карандашом при рисовании, умение самостоятельно выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы и др. (развивается и проявляется в игре (включая подвижные игры, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности, ритмике);

Закалка (развивается и проявляется в повседневной жизни) .

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении . Ниже приводится более детальное описание этих качеств :

- Мотивационная сфера : игровая мотивация, познавательный интерес , учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности : игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух , трудовой, общении) ;

- Эмоциональная сфера : сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому ;

Закладывание ценностных ориентиров : ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое» ; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности) ;

Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции);

Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения , адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания);

- Воспитание азов половой идентификации : знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух ) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Интеллектуальные качества

Интеллектуально развитого дошкольника в целом можно охарактеризовать как смышленого и сообразительного. Именно эти интеллектуальные качества будут залогом хорошего усвоения школьного учебного материала. Ниже приводится более детальное описание этих качеств :

Фантазия и воображение (развиваются и проявляются в сюжетно-ролевой игре; творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.).

Образное мышление (развивается и проявляется при отгадывании загадок; ; в творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.);

Логическое мышление (развивается и проявляется в понимании сюжета книги, спектакля, фильма, картинки; в построении сюжета ролевой игры; в логических играх и др.)

Обобщение (развивается и проявляется во всех видах игры, восприятии на слух чтения книг , составлении рассказов по картинкам и др.);

Умение воспроизводить образец (развивается и проявляется в продуктивных видах детской деятельности по образцу – поделки из конструктора, мозаики, пластилина и др. ; в различных видах игры; простых формах трудовой деятельности – накрывание стола перед едой, в воспроизведении форм этикетного поведения – как правильно пользоваться столовыми приборами и др.);

Умение работать по правилу (развивается и проявляется в играх с правилами, при соблюдении правил поведения, режима, общения со старшими и сверстниками и др.)

Активная и пассивная речь (развивается при активном речевом общении ребенка со взрослыми и сверстниками (непосредственное общение, совместные игры и деятельность, восприятии на слух чтения книг ; проявляется в словарном запасе, грамотном употреблении речевых конструкций , понимании разговорной и литературной речи (книги, возможности пересказать услышанный текст, составлении рассказа по картинке и др.);

Эстетическое чувство (развивается при восприятии высокохудожественных произведений всех жанров (литература, музыка, танец, живопись, скульптура, кино, театр и др.) ; общении с природой; проявляется в способности понимать красоту природы и искусства).

При оценивании результативности образовательного процесса в детском саду предполагается ограничиться набором из 9 интегративных качеств , подробный анализ которых будет приведен ниже.

Почему все-таки идет речь об «интегративных » качествах ? «интеграция » означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов» . Применительно к описанным выше качествам ребенка этот термин использован для того чтобы подчеркнуть, что качества , характеризующие физическое и психическое (личностное и интеллектуальное ) развитие ребенка, формируются в результате активного участия малыша в самых разных видах деятельности (общении, игре, продуктивной и исследовательской деятельности, чтении книг (восприятии на слух ) и др.). Интеграция всех этих видов детской деятельности приводит к развитию ребенка, которое можно описать через различные качества . Важно также заметить. Что эти качества не формируются в дошкольном возрасте в процессе обучения ребенка по школьному типу, поскольку такого рода занятия не предполагают активного участия в них малыша; он лишь выполняет предлагаемые ему задания.

Интегративными некоторые качества можно назвать еще и потому, что их трудно отнести только к одной сфере развития дошкольника – либо только к физической, либо только к личностной, либо только к интеллектуальной . Например, качество «любознательность» . С одной стороны, это характеристика познавательного интереса или мотивационной сферы, что относится к личностному развитию, но, как показывает практика, дети со слабым развитием интеллекта не бывают любознательными, значит, в этом качестве присутствует и интеллектуальное развитие . Также сложно однозначно отнести только к интеллектуальной или личностной сфере качество «культурные привычки» . Формирование навыка культурного поведения связано с интеллектом , но то, будет ли ребенок пользоваться этим навыком в своей повседневной жизни, зависит от имеющейся у него мотивации, побуждающей культурное поведение.

Таким образом, можно рассмотреть почти любое качество , выделив в нем что-то, связанное с физическим развитием ребенка, что-то – с личностным, а что-то – с интеллектуальным .

Личностное и

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка , а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие, то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Л. И. Божович, детский психолог, занимавшаяся проблемами формирования личности ребенка , отмечала очень важный момент, касающийся системы ранней интенсификации интеллектуального развития детей , а именно : ускоренное развитие мышления, не меняя общий возрастной психологический облик ребенка, поможет «нарушить гармонический ход развития детской личности» .

Проиллюстрируем данное положение примером с ранним обучением малыша процессу чтения. Многие родители считают, что, чем раньше ребенок начнет читать, тем успешнее он будет развиваться в дальнейшем. Также у многих родителей существует твердое убеждение, что главным моментом в подготовке детей к школе является - овладение дошкольниками техникой чтения . Однако такая точка зрения не имеет под собой никакого научного основания.

При раннем обучении чтению, малыш, как правило, не понимает, зачем это надо, поскольку у него еще нет потребности в самостоятельном чтении. Для него, ситуация, связанная с чтением книг, включает не только получение новой информации , но прежде всего – общение со взрослым по ходу процесса чтения, что очень важно для ребенка. В дошкольном возрасте в большинстве случаев (за исключением самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности) именно взрослый опосредует для ребенка-дошкольника процесс познания . М. И. Лисина, психолог, занимавшаяся проблемой общения детей, считала, что от 4 до 5 лет преобладающий тип общения ребенка со взрослым – это внеситуативно-познавательное общение. Поэтому в данный период гораздо важнее читать детям книжки (объясняя непонятное, нежели учить ребенка самостоятельно читать. В процессе совместного чтения ребенок получает как интеллектуальное развитие (речь, мышление, кругозор, так и личностное (формируется интерес к чтению книг , происходит знакомство с нравственными, моральными и этическими ценностями).

Научившись рано читать и читая непонятные по значению слова, ребенок привыкает к механическому чтению без понимания. Далеко не все дети спрашивают взрослого о значении непонятных слов, не только, когда читают самостоятельно, но и когда слушают другого человека. Поэтому огромное значение для развития способности ребенка-дошкольника понимать текст имеет объяснение взрослым новых непонятных слов и речевых оборотов без ожидания вопроса ребенка. Книги, которые взрослые читают детям, очень хорошо развивают детскую речь (словарный запас, лексические обороты) при условии, если ребенок понимает смысл текста и значение слов.

По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям) ребенок начинает открывать для себя прелесть переживания происходящих в книге событий и приключений вместе с ее героями. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает спрашивать самостоятельно, иначе для него разрушается канва совместного проживания жизни вместе с книжными героями.

Если ребенок читает, не понимая вообще смысла текста или значения новых слов и фразеологических оборотов, то умение читать не способствует ни речевому, ни интеллектуальному развитию в целом . Так, умеющий читать умственно отсталый ребенок не становится от этого умнее, поскольку не понимает смысла прочитанного в силу проблем с процессом обобщения. Нормальный ребенок тоже может не понимать смысла текста в силу ряда причин : незнания значения слов (плохое речевое развитие, слабого интеллектуального развития (плохое развитие процесса обобщения, непонимание причинно-следственных связей и др.). Таким образом, овладение техникой чтения целесообразно начинать тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает (понимает) на слух текст детских книг, адекватных его возрасту. Это необходимое условие для начала обучения детей чтению в плане интеллектуального развития , но не менее важным условием эффективного обучения ребенка чтению представляется формирование у дошкольников потребности в чтении книг .

От совместного со взрослым прочтения книги малыш получает двойное удовольствие : общение со взрослым в совместной деятельности (чтение книги) и увлекательное переживание событий книги. Постепенно книга начинает ассоциироваться для него не только с источником новой информации , но и с положительными эмоциями; он хочет почитать книгу, когда ему скучно, грустно и т. д. Поскольку взрослый не всегда может читать ребенку, когда последнему этого хочется, то обучение самостоятельному чтению после того, как у него сформировалась потребность в книге в широком смысле, будет восприниматься малышом как возможность удовлетворять появившуюся у него потребность в чтении книг самому. Когда ребенка начинают учить читать до появления такой потребности , то ничего хорошего из этого не получается. Как отмечал Л. С. Выготский, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. Если ребенок дошкольного возраста не понимает, зачем ему самостоятельно учиться читать (поскольку у него нет потребности в чтении книг , то обучение чтению не только не будет способствовать его интеллектуальному развитию , но может нанести огромный вред личностной сфере, отбив интерес к чтению вообще . В случае, когда обучение чтению начинается до возникновения положительного отношения, то очень часто вместо положительного эмоционального отношения к чтению возникает отрицательное. Происходит это в силу появления сильного отрицательного переживания, связанного с книгой и ее чтением, возникающего потому, что обучение чтению в дошкольном возрасте проходит для ребенка достаточно трудно. В том случае, когда ребенка длительно учат читать, а книг ему при этом почти не дают (современная ситуация развития дошкольников , у малышей формируется стойкое отрицательное эмоциональное отношение к процессу чтения и книге вообще. В дальнейшем это оборачивается невозможностью нормально научиться читать (технически, плохим пониманием смысла текста и вообще нежеланием читать не только для ребенка, но и взрослого человека, поскольку чтение начинает выступать не только как эмоционально неприятное, но и малоосмысленное занятие.

Таким образом, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения (интеллектуальный навык , а создать условия для появления потребности в чтении книг (личностное развитие, тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умением читать, что создаст предпосылку для разностороннего чтения в будущем, что в свою очередь будет способствовать его общему развитию.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу , ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника .

Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста . Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка. Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет) ; упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу); развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители); воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка : в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества , возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника , а именно : в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение .

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия (представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка , дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Список использованной литературы

1. Гуткина Н. И. Интегративные качества ребенка как ориентир дошкольного образования . Вестник московского образования. - 2012. № 17– 320 с.

2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Кодачигова Ю. В. Образовательная программа детского сада : Согласование с федеральными требованиями . – М.: АРКТИ, 2011. – 262 с.

3. Кузьмин С. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования . – М.: Обруч, 2010.- 127 с.

01 Фев 2014, Интегративные качества личности дошкольника как основа становления универсальных учебных действий младшего школьника // Развитие интегративных качеств личности дошкольника как предпосылки формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста: сборник материалов / авт.-сост. Л.А. Горлова. — Оренбург: ООДТДМ, 2013. — С. 7-11.

Совсем недавно мы с энтузиазмом изучали и начинали внедрять принципиально новый для системы документ – . А сегодня мы уже стоим на пороге следующих перемен – внедрения федеральных государственных стандартов .

Руководитель рабочей группы по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования Александр Асмолов заявляет, что «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, который соответствует требованиям вступающего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и разрабатывается впервые в российской истории, будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Заявленная позиция призвана сломить тенденцию необоснованного, формального расширения знаний ребенка. Обращается наше внимание на необходимость обогащение общего кругозора ребенка с учетом его возможностей в плане сознательного усвоения тех или иных знаний, а также их актуальности для детей данного возраста. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому, несмотря на то, что ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к результатам, неправомерно предъявлять жесткие требования к освоению основных общеобразовательных программ, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГТ предлагали вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества личности дошкольника , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы и которые напрямую соотносятся с универсальными учебными действиями школьника.

ФГОС дошкольного образования, в отличие от других стандартов, также не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

При этом мы видим, что интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника и ограждают нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в дет­ском саду, и с какими знаниями школа должна получать ребенка .

Личностные УУД младшего школьника позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Мы считаем, что становлению личностных УУД способствуют такие интегративные качества дошкольника как эмоционально отзывчивый (откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы); овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе).

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Их становление доступно будущему школьнику, способному управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающему элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка-дошкольника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Кроме того, мы полагаем, что к регулятивным УУД можно отнести такое интегративное качество как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, так как при этом у ребенка формируются не только основные физические качества и потребность в двигательной активности, но и навыки самостоятельного выполнения доступных возрасту гигиенические процедур, соблюдения элементарных правил здорового образа жизни.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Данные действия доступны ребенку, способному решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.); овладевшему необходимыми умениями и навыками (сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности); имеющему первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе (ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире).

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Успех становления коммуникативных УУД зависит от того, насколько дошкольник овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации).

Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Товары для детей должны быть высочайшего качества. Именно такую продукцию предлагает интернет-магазин ЕКОЛЮБ по адресу http://ecolub.com.ua/page/Disana . Здесь Вы найдете большой ассортимент детской одежды, для мальчиков и девочек. А также разнообразные товары для дома.

А.П.Цветкова - воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №102 «Созвездие» г. Набережные Челны

Н.П. Понизова - воспитатель 1 квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №104 Бэлэкэч» г. Набережные Челны

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Мы на практике убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

“Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта”.

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Развивающие игры имеют широкий диапазон трудностей: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Использование развивающих игр продолжается и при поступлении детей в 1 класс. Школа отходит от традиционных, присущих школьному обучению методов, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, более сложной для себя деятельности: учебной.

Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

На развитие восприятия применяем такие игры:

  • “Найди заплатку”;
  • “Найди такой же предмет”;
  • “Кто наблюдательнее” (с геометрическими фигурами);
  • “Сравни предметы”;
  • “Найди 5 предметов” (определенной формы или цвета)
  • “Чудо дерево, или геометрическое дерево” (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание;
  • “Радуга”.

В игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”, “Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.

В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика.

“Кубики Никитина” - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

На восприятие цвета, формы, величины используем блоки Дьенеша .

Сначала предлагаем самые простые игры:

“Найди все фигуры (блоки), как эта” (по цвету, по форме, размеру), “Найди не такую же фигуру, как эта”, “Найди все такие же, как эта”, “Второй ряд”, “Домино”, “Раздели фигуры”, “Помоги Незнайке” - от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые.

Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь используем обручи.

Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.

Здесь применяем игры:

  • “Какой игрушки (или чего-то) не хватает?”;
  • “Нарисуй узор по памяти”;
  • “Расставь по памяти”;
  • “Кто внимательнее?” (читаем стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
  • “Продолжай” (“Дополнени предложение”) – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это?

(“Проворная белка прыгает ловко”);

Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры:

  • “Продолжи ряд”;
  • “Чудо дерево” (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
  • “Путаница” (“Кечелов”);
  • “Буквоед”;
  • “Буква потерялась”;
  • “С кочки на кочку” (со слогами);
  • “Составь слово из букв”;

игры Воскобовича В.В.: “Лабиринты” (с буквами);

  • “Сколько букв” (буквы написаны разным шрифтом);
  • серия игр с блоками Дьенеша;
  • “Кто где спрятался?”;
  • “Кого сколько?”
  • “Новоселье” и др.

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как:

  • “Найди ошибку”;
  • “Найди, чем отличается”;
  • “Какая фигура лишняя и почему?”;
  • “Лабиринты”;
  • “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Детям подготовительной к школе группе сообщаем лишь общий метод организации поисков решения путем зрительного и мыслительного анализа (т.е. воспитатель направляет ход анализа задач).

Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:

  • арифметическими (угадывание чисел);
  • геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
  • буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки - треугольник.

Из всего многообразия головоломок применяем головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур, различные лабиринты (с цифрами и буквами), кроссворды и ребусы, а также всем известные игры “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать “секретное письмо”, вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова.

Естественно, вначале наиболее легкие: 100Г, НИ . , a затем 5 но,

кa .

рейка

Некоторые дети могут за 10 минут расшифровать и записать до 8 слов разной сложности.

Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета:

“Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю”
(губы, зубы)

“Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит”
(нос)

Есть арифметические загадки. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез).

Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

“Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук,
вертится как бес и дорога в лес”. (Сорока)

“Черненькая собачка, свернувшись лежит;
не лает, не кусает, а в дом не пускает”. (Замок)

“Черная овечка стоит,
Вся в огне горит,
Ясен сокол прилетел,
Весь мир просветлел”. (День и ночь)

“Что за птицы пролетели
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят –
Не воротятся назад” (Дни недели)

Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом).

Знакомим детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку.

Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он “надоел как горькая редька”; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он “свалился как снег на голову”.

Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому на данном этапе (ребенок - дошкольник) знакомим детей с более простыми, чтобы они легче понимали их смысл:

  • “Шиворот навыворот”;
  • “Мозолит глаза”;
  • “Язык проглотить”.

Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, используем головоломки:

  • “Через одну”;
  • “Кто внимательный?”;
  • “Цифры - подсказки”;
  • “Круглая пословица”,

где обязательно дается “ключик” для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируйся на цвет слогов или букв и т. д.

Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.

В группе обязательно оформляем “Уголок занимательных игр, где подбираем игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:

В нем могут быть и настольно-печатные игры, и головоломки, и логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы.

Одновременно ведём работу и с родителями, в ходе которой используем беседы и консультации, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий с детьми, вечера досуга; вместе оформляем игротеку.

Еще раз говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.”

Список литературы.

1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html